<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 это и так, но не стоит отчаиваться. Ведь можно помешать времени вести
 черную, разрушительную работу и превратить прошлое в надежный и постоян-
 ный источник наших несчастий. Добиться этих результатов можно четырьмя
 различными способами, которые известны еще с незапамятных времен.
  1. Идеализация прошлого
  Любой начинающий, если он наделен хоть искрой таланта, может нау-
 читься смотреть в прошлое сквозь розовые очки, видя в нем только карти-
 ны, услаждающие душу и приятные для глаз. Разве что только самые безна-
 дежные неудачники, неспособные даже на такую простейшую уловку, сохранят
 воспоминания о юности, не говоря уже о детстве, как о весьма неприятной
 поре Weltschmerz15, полной сожалений о прошлом и страхов перед будущим,-
 и уж им-то никогда не придет в голову желание хоть на день вернуться в
 те мрачные времена. Более удачливым же кандидатам в мастера несчастья не
 составит ни малейшего труда создать из своей прошедшей юности нечто вро-
 де утраченного рая, превратив ее в неиссякаемый источник ностальгических
 сожалений. Конечно, воспоминания о юности - это всегда лишь одна из мно-
 жества возможностей. В качестве другого примера можно назвать безутешную
 скорбь о разрыве романтической связи. Ни в коем случае не поддавайтесь
 доводам разума, не верьте собственным воспоминаниям и оставайтесь глухи
 к увещеваниям добрых друзей, в один голос твердящих вам, что роман все
 равно был обречен на неудачу и что время от времени вы и сами уже мечта-
 ли, как бы вырваться из этого ада. Не верьте, если вам будут говорить,
 будто разрыв - это еще не самое страшное и что могло быть гораздо хуже.
 Наоборот, попытайтесь в сотый раз убедить себя в том, что если бы вам
 снова удалось начать с начала - но только уже по-серьезному, по-хороше-
 му,- то все бы сложилось самым прекрасным образом. (Совершенно очевидно,
 что ни малейших шансов на благополучный исход романа нет и не предвидит-
 ся.) Отметайте все сомнения и руководствуйтесь следующим, в высшей сте-
 пени логичным, соображением: раз утрата возлюбленной вызывает у вас та-
 кие адские муки, то каким же райским блаженством было бы обрести ее
 вновь!16 Прекратите все связи с внешним миром, ни с кем не общайтесь, не
 выходите из дому, лучше всего постарайтесь постоянно находиться в непос-
 редственной близости от телефона, дабы быть готовым к тому решающему
 звонку, которому суждено чудодейственным образом преобразить всю вашу
 
 жизнь. И не отчаивайтесь, если ожидание станет совсем уж невыносимым,
 ведь в вашем распоряжении всегда остается надежный и проверенный способ
 - завести аналогичный душераздирающий роман с другим партнером. Не па-
 дайте духом, если на первый взгляд вам покажется, будто ваш новый изб-
 ранник ничем не похож на предыдущую роковую страсть, все зависит только
 от вас самих, и вы вполне можете превратить его в источник новых страда-
 ний.
  2. Жена Лота
  Возможность жить прошлым имеет и еще одно дополнительное преимущест-
 во: она практически не оставляет вам никакого времени, чтобы проявлять
 хоть малейший интерес к настоящему. Ведь только полностью концентрируя
 внимание на прошлом и повернувшись спиной к настоящему, можно путешест-
 вовать по жизни, не опасаясь случайных, невольных поворотов судьбы, ко-
 торые могут вдруг изменить перспективу на девяносто, а то и на все сто
 восемьдесят градусов, вопреки вашей воле показав вам, что настоящее -
 это не только неисчерпаемый источник негативных эмоций, оно может таить
 в себе и кое-что утешительное, не говоря уже о каких-то совершенно новых
 позитивных возможностях. Даже мимолетные отвлечения от самоуглубленного
 созерцания прошлого способны поколебать нашу уверенность в полной безыс-
 ходности того, что ожидает нас впереди. В этой связи обратим свой восхи-
 щенный взор к нашей библейской наставнице, достопочтенной жене Лота - вы
 ведь помните ее, не правда ли? оИ сказал Господь Лоту и его семейству:
 оСпасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в ок-
 рестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнутьп... Жена же Ло-
 това оглянулась позади его и стала соляным столпомп17. (Не желая быть
 несправедливыми к жене Лота, заметим, что волнующие события, происходив-
 шие в тот момент в Содоме и Гоморре, были куда интереснее, чем перспек-
 тива провести остаток жизни на одинокой горе. Но заслуга жены Лота в
 том, что она умудрилась не получить ни того, ни другого.)
  3. Роковая кружка пива
  В фильме оРоковая кружка пивап великий пионер американской кинокоме-
 дии У. К. Филдс рассказывает нам леденящую душу историю неотвратимого
 падения одного подававшего большие надежды юноши, который не смог проти-
 востоять соблазну выпить первую в своей жизни кружку пива. Мораль фильма
 весьма поучительна, и не следует принимать за шутку глубокомысленное
 предостережение Филдса. Его указующий перст - обращен ко всем нам. Ибо
 один мимолетный опрометчивый поступок может стоить нам долгих лет раска-
 яния... И какого мучительного раскаяния! Ведь достаточно вспомнить о
 другом библейском персонаже, злополучной Еве, и о том крошечном кусочке
 яблока, который она имела неосторожность проглотить...
  Эта концепция фатальной неизбежности, неотвратимого рока имеет для
 нас важные, неоспоримые преимущества. Долгие годы о них предпочитали
 умалчивать. Но в наш просвещенный век такие вещи должны быть достоянием
 широкой общественности. Причем вся соль здесь вовсе не в раскаянии как
 таковом, его может и не быть. Для нас главное заключается в необратимос-
 ти и непоправимости роковых последствий той самой первой кружки пива,
 которая если и не оправдывает, то, во всяком случае, предопределяет все
 последующие. Иными словами, она дает основания примерно для такого хода
 рассуждений: оКонечно, я сам виноват во всем, что случилось. Знай я к
 чему это приведет, никогда не прикоснулся бы к проклятой кружке. Но те-
 перь уже все равно ничего не изменишь, слишком поздно... Тогда, в прош-
 лом, я совершил роковую ошибку, теперь же, в настоящем, я вынужден нести
 свой крест, расплачиваясь за старые грехип.
  Готов признать, что такой способ самоистязания не во всем идеален.
 Что ж, его можно несколько усовершенствовать. А если я вообще не причас-
 тен к тому первому роковому событию, с которого начались все мои нес-
 частья? Если меня даже нельзя упрекнуть, что в этом есть и моя вина?
 Тогда я получаю все права считаться невинной жертвой злой судьбы, и
 пусть кто-нибудь попробует усомниться в том, что все мои несчастья - ре-
 зультат рокового стечения обстоятельств! Пусть только кто-нибудь осме-
 лится посоветовать мне предпринять какие-то шаги, чтобы облегчить свою
 несчастную долю! Удары, которые, словно сговорившись, то и дело обруши-
 вают на мою голову господь-бог и сама судьба, весь мир и матушка-приро-
 да, хромосомы и гормоны, родители и общество, полиция и родственники,
 учителя, врачи, начальники и в особенности близкие друзья, и без того
 уже так тяжелы, что сама мысль, будто в моей власти хоть как-то облег-
 чить свою участь, лишь увеличивает страдания, добавляя к ним незаслужен-
 ное оскорбление. Ко всему прочему, это еще и противоречит науке. Ведь в
 любом учебнике психологии ясно и недвусмысленно говорится, что развитие
 и структура личности определяются событиями прошлого, особенно теми, ко-
 торые произошли в раннем детстве. А даже ребенку известно: то, что од-
 нажды случилось, уже нельзя повернуть вспять. Кстати, именно поэтому так
 удручающе серьезны - и так устрашающе длинны - сочинения, принадлежащие
 перу практикующих специалистов-психологов18. Что же с нами будет и во
 что мы превратимся, если все больше и больше людей проникнется убеждени-
 ем, что их состояние безнадежно, но не опасно? Взять хотя бы тревожный
 пример Австрии, где настоящим - пусть и не признанным пока официально -
 национальным гимном стала появившаяся еще во времена эпидемии бубонной
 чумы gemiitiiche19 песня: "Oh du lieber Augustin, alles is 'hin", что в
 весьма вольном переводе означает приблизительно следующее: оО, великий
 Боже, все прахом пошлоп. Время от времени, пусть и крайне редко, неп-
 редсказуемый и не поддающийся нашему контролю ход событий может вдруг ни
 с того, ни с сего, как бы в компенсацию за былые горести и лишения, пре-
 поднести нам приятный сюрприз, о котором мы столь безнадежно мечтали. Но
 настоящего профессионала в деле собственного несчастья не должен сбить с
 толку и такой неожиданный поворот событий. Вооруженный формулой оАх, все
 пришло слишком поздно, мне уже ничего не хочется...п, он ни за что не
 покинет башни из слоновой кости, где замкнулся в горьком презрении к
 несправедливостям судьбы, и ни на минуту не позволит затянуться ранам
 былых обид.
  Однако самая совершенная разновидность этой игры - которая, конечно
 же, доступна лишь самым одаренным - заключается в том, чтобы приписывать
 прошлому ответственность даже за события позитивного характера, неулови-
 мым образом оказавшиеся источником наших нынешних несчастий. Непревзой-
 денным мастером в этом виде искусства можно с полным основанием считать
 венецианского грузчика, который, по преданию, после ухода Габсбургов из
 Венеции с ненавистью бросил им вслед: оБудь прокляты австрияки, это они
 научили нас есть три раза в день!п
  4. Потерянный ключ, или оПродолжайте в том же духеп
  Пьяный упорно что-то ищет под уличным фонарем. Подходит полицейский и
 спрашивает, что он там пытается отыскать, тот отвечает: оСвой ключп. Оба
 продолжают поиски. Наконец, по истечении некоторого времени полицейский
 интересуется, уверен ли пострадавший, что ключ потерян именно здесь, на
 что следует вполне резонный ответ: оДа нет, ясно, что не здесь, а там,
 дальше, но ведь тут же светлейп.
  Вам это кажется полным абсурдом? Что ж, значит, и вы тоже ищете не
 там, где нужно. Ведь вся цель подобных поисков как раз и состоит не в
 чем ином, как в их бесконечном продолжении. Главное - не сдаваться.
  Простенькая и такая безобидная на первый взгляд формула оПродолжайте
 в том же духеп на самом деле без труда способна привести нашу планету к
 самым что ни на есть катастрофическим последствиям. За сотни миллионов
 лет с ее помощью удалось добиться вымирания и исчезновения с лица Земли
 целых видов растительного и животного мира.
  Эта разновидность игры с прошлым была известна на планете еще до шес-
 того дня сотворения мира, раньше, чем появился человек.
  В отличие от игры под номером три, возлагающей всю вину за наши нес-
 частья на некие внешние силы, неподвластные воле человека, эта, четвер-
 тая по счету игра состоит в упорном и непреклонном стремлении сохранять
 и воспроизводить те стереотипы поведения и способы решения проблем, ко-
 торые, возможно, и были когда-то в прошлом наиболее эффективными или да-
 же единственно возможными, но давно уже больше таковыми не являются. Та-
 кая консервативная приверженность к старым подходам не может не порож-
 дать проблем, ведь всякая ситуация имеет обыкновение со временем изме-
 няться. Вот тут-то и начинается наша игра. Совершенно ясно, что ни один
 организм не может реагировать на изменения окружающей среды наобум, се-
 годня так, завтра совершенно иначе. Жизненно важная потребность в адек-
 ватной адаптации к внешним условиям ведет к выработке особых стереотипов
 поведения, целью которых в идеале является успешное и безболезненное вы-
 живание. По причинам, которые пока еще недостаточно хорошо изучены, че-
 ловек, так же как и животные, склонен рассматривать способы оптимальной
 адаптации как нечто раз и навсегда заданное и не подлежащее пересмотру.
 Это наивное допущение делает нас слепыми в отношении того факта, что не-
 когда оптимальные стереотипы имеют обыкновение со временем все больше и
 больше превращаться в анахронизмы. Одновременно оно мешает нам увидеть
 какие-то другие вполне реальные, осуществимые, а возможно, и более эф-
 фективные решения, которые не только открываются перед нами сейчас, но
 были и раньше. Таким образом, двойная слепота ведет к двойному результа-
 ту. Во-первых, она делает все более и более бесполезным избранное неког-
 да решение и все более и более безнадежной общую ситуацию. Во-вторых,
 возрастающее ощущение дискомфорта вкупе с непоколебимой убежденностью,
 что на свете существует только одно-единственное решение, оставляют пе-
 ред нами только один-единственный выход из положения - с удвоенной, с
 утроенной энергией продолжать в том же духе. И чем старательнее вы про-
 должаете в том же духе, тем глубже погружаетесь в трясину все того же
 самого несчастья.
  Достоинства этого метода в особой рекламе не нуждаются. Им без труда
 может овладеть даже начинающий, не прошедший никакой предварительной
 подготовки. На самом деле он получил столь широкое распространение, что
 еще со времен Фрейда с его помощью вполне сытно кормятся целые поколения
 профессиональных специалистов - правда, они избегают именовать его мето-
 дом оПродолжайте в том же духеп, предпочитая более наукообразный термин
 оневрозп.
  Впрочем, какое имеет значение, как назвать. Ведь важно не название, а
 результат. Он же, можно сказать, стопроцентно гарантирован, если обучаю-
 щийся как следует усвоит два простейших правила. Первое: существует лишь
 одно-единственное возможное, допустимое, разумное и логичное решение, и
 если оно еще до сих пор не дало желаемого результата, то только потому,
 что вы недостаточно активно проводили его в жизнь. Второе: никогда, ни
 при каких условиях не подвергайте сомнению допущение, что это решение -
 единственное; речь может идти только об усовершенствовании техники его
 применения.
  Глава 3
  РУССКИЕ И АМЕРИКАНЦЫ
  Да кому же это, с полным основанием возразит мне читатель, взбредет в
 голову вести себя так по-дурацки, как тот чудак, потерявший ключ? Ведь
 он же прекрасно понимал и даже признался в этом полицейскому, что ключ
 вовсе не там, где он его ищет. Слов нет, куда труднее найти что-нибудь
 во мраке (прошлого), чем в ярком свете (настоящего). Но помимо этого
 очевидного факта, анекдот о потерянном ключе ровно ничего не доказывает.
  Ха-ха! Тогда ответьте, почему, возражу и я в свою очередь читателю,
 героем истории оказывается именно пьяный? Да просто потому, чтобы, вос-
 пользовавшись этой дешевой уловкой, довести анекдот до комической
 кульминации и дать нам понять, что тип этот слегка не в своей тарелке -
 что он будто бы, с одной стороны, что-то знает, а с другой, ведет себя
 так, словно ему ничего не известно.
  Что же это за таинственная истина? Ответить на вопрос нам поможет од-
 на забавная шутка, придуманная известным американским антропологом Мар-
 гарет Мид. оВ чем разница между русским и американцем?п - спрашивает
 она. И отвечает: оАмериканец, чтобы уклониться от докучливых обязаннос-
 тей, сделает вид, будто у него заболела голова. Русский же .добьется то-
 го, что она у него и вправду заболитп. Ex oriente lux20 - вот все, что,
 снедаемые завистью, мы можем сказать по этому поводу - ведь согласитесь,
 что русское решение проблемы куда лучше и элегантнее американского. Ко-
 нечно, в конце концов оба добьются своей цели, но американец будет при
 этом целиком отдавать себе отчет, что лжет. Русский же останется в пол-
 ном ладу со своей совестью. Каким-то неведомым даже ему самому образом
 он умудрится найти веский уважительный предлог для отказа, за который не
 будет нести ровно никакой моральной ответственности. А добиться таких
 потрясающих результатов можно только тогда, когда, выражаясь фигурально,
 твоя правая рука не ведает, что творит левая.
  В этой весьма специфической области, связанной с независимой, сепа-
 ратной деятельностью правой и левой руки, каждое поколение выдвигает
 собственных непревзойденных мастеров, пусть даже зачастую они остаются
 безвестными и лишь изредка попадают в яркий свет рампы. Например, в наши
 дни мы с восхищением узнали из прессы о двух таких незаурядных личнос-
 тях, чьи таланты, бесспорно, достойны хотя бы краткого описания.
  Первым из них является некий Бобби Джо Кизи, который, согласно сооб-
 щению агентства Юнайтед Пресс от 29 апреля 1975 года21, был приговорен к
 двадцатилетнему тюремному заключению по обвинению в соучастии в нераск-
 рытом еще (в тот момент) преступлении: похищении и убийстве вице-консула
 США в Мексике. Когда перед вынесением приговора Кизи спросили, имеет ли
 он что-нибудь заявить суду, он ответил следующее: оМне больше нечего до-
 бавить. Я оказался замешан в таком деле, которое в настоящий момент счи-
 таю предосудительнымп. Большое впечатление производит семантика второго
 предложения. оЯ оказался замешанп может с равной вероятностью означать
 как предумышленное действие, так и участие в чем-то совершенно бессозна-
 тельно, помимо собственной вели. Однако и в том и в другом случае самое
 поразительное в его высказывании - это использование в настоящем времени
 глагола осчитаюп, что, вне всякого сомнения, означает: Кизи только те-
 перь осознает, что ранее совершил нечто предосудительное. Иными словами,
 это говорит о признании. им того факта, что в момент совершения преступ-
 ления такая простая мысль даже не приходила ему в голову.
  В сущности, сама история, возможно, и не заслуживает столь прис-
 тального внимания. Однако она принимает совершенно иной оборот, если
 прочитать, что написано о нашем герое дальше. Из последующей информации
 мы узнаем, что в 1962 году Кизи дезертировал из армии, украл самолет и
 улетел на нем на Кубу. По возвращении в Соединенные Штаты этот демарш
 стоил ему двух лет тюремного заключения, хоть он и настаивал, что совер-
 шил полет по заданию ЦРУ. Со своей стороны ЦРУ какие бы то ни было связи
 с нашим героем категорически отрицало. Но и это еще не все. В 1970 году
 он умудрился оказаться в группе заложников, захваченных палестинскими
 партизанами в Аммане, а в 1973 году, ко всеобщему изумлению, был уже
 среди американских военнопленных, освобожденных в Северном Вьетнаме. Га-
 зеты весьма точно окрестили Кизи онезадачливым солдатомп. И читатель не
 может не согласиться, что подобный образ жизни возможен лишь в том слу-
 чае, если человек от природы наделен прямо-таки редкостным талантом по-
 падать во всякие скверные переделки.
  Не такой бурной, а куда более монотонной оказалась жизнь Майка Мэри-
 на, который, как свидетельствует информация, опубликованная в газетах от
 28 августа 1977 года22, всего за пять лет оказался объектом восьмидесяти
 трех (!) уличных нападений. Потерпевший не имел ни малейшего представле-
 ния о причинах подобной странной напасти, что само по себе придает его
 истории какой-то почти мистический оттенок. Причем Мэрии не был ни юве-
 лиром, ни ростовщиком. Нападения совершались как ночью, так и в разгар
 дня. Среди нападавших были мальчишки, подростки, взрослые мужчины и даже
 женщины. Полиция оказалась в замешательстве, весьма нескладно пытаясь
 объяснить загадочную цепь событий тем, что окаждый раз Мэрии в неподхо-
 дящий момент оказывался в неподходящем местеп.
  Хорошо, скажете вы, пусть так, но ведь из этого объяснения совершенно
 не понятно, каким именно образом герои типа Кизи или Мэрина умудряются
 систематически попадать в подобные переплеты. Минуточку терпения, и я
 попытаюсь пролить свет на эту загадку.
  Глава 4
  ИСТОРИЯ С МОЛОТКОМ
  Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет
 молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одо-
 левают сомнения: оА вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так
 нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он
 просто спешил. Или же нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на са-
 мом деле хотел избежать разговора, потому что плохо ко мне относится.
 Интересно, почему он ко мне так плохо относится? Я всегда с ним любезен.
 Непонятно, что он против меня имеет, но здесь явно что-то не так. Если
 бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я бы дал его без всяких раз-
 говоров. Почему он не хочет одолжить мне свой молоток, что я его съем,
 что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в такой пус-
 тяковой просьбе? Вот такие-то люди и отравляют нам жизнь... Может, он
 решил, что, раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в
 руках? Ладно, сейчас я ему прочищу мозгип. Наш герой вскакивает, в ярос-
 ти мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий
 сосед открывает дверь, но не успевает он произнести и слово оЗдравствуй-
 теп, как на него обрушивается крик нашего героя: оПодавись ты своим мо-
 лотком, ты, кретин!п
  Конечно, метод этот предельно прост и отнюдь не нов, но результаты он
 дает прямо-таки ошеломляющие. Еще два тысячелетия назад это искусство -
 правда, в позитивном плане - описал Овидий в своей поэме оНаука любвип:

<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу