<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 считается миром истинным и праведным; все же странности, ненормальности,
 иллюзии, обманы и разочарования проистекают из совсем другого мира или,
 вернее, из миров других людей. И отсюда можно извлечь уйму полезных ве-
 щей для тех, кто учится быть несчастным без посторонней помощи.
  Я вовсе не собираюсь -дайне обладаю нужной компетенцией - разгла-
 гольствовать здесь на широко дискутируемую тему, почему это между граж-
 данами той или иной страны и проживающими там представителями этнических
 меньшинств постоянно возникают какие-то конфликты. Эта проблема явно
 приобрела универсальный характер: возьмите, к примеру, положение мекси-
 канцев, вьетнамцев или гаитян в Соединенных Штатах Америки, североафри-
 канцев во Франции, уроженцев индопакистанских земель в Африке, итальян-
 цев в Швейцарии, жителей турецкого происхождения в Западной Германии, не
 говоря уже об армянах, курдах, друзах, шиитах и многих-многих других.
 Полный перечень получился бы слишком длинным, чтобы поместить его на
 страницах этой книжки.
  Сформировать в себе стойкое предубеждение в отношении людей другой
 национальности совсем не трудно, достаточно разок-другой столкнуться с
 ними лично или даже просто понаблюдать со стороны, причем для этого вов-
 се не обязательно покидать пределы родной страны - немало поводов для
 конфликтов можно легко найти и у себя дома. Когда-то считалось, что от-
 рыжка во время еды или после застолья - дань уважения гостеприимству и
 щедрости хозяев; теперь это уже давно утратило свой первоначальный смысл
 и, как известно, перестало служить признаком хорошего тона повсюду, кро-
 ме отдельных арабских регионов. А знаете ли вы, что за японским столом
 чавкать, причмокивать губами или с громким присвистом втягивать сквозь
 зубы воздух и по сей день считается доказательством деликатного воспита-
 ния? Или, например, что вы можете нажить себе серьезных врагов, если ос-
 мелитесь в Центральной Америке, описывая внешность какого-нибудь челове-
 ка, показать его рост совершенно естественным и привычным для нас жес-
 том, то есть отмерить нужное расстояние от земли горизонтальным движени-
 ем ладони? Подобный жест позволителен там лишь в том случае, когда речь
 идет о каких-нибудь представителях животного мира.
  Кстати, раз уж мы заговорили о Латинской Америке, то вы, возможно,
 знаете или уж по крайней мере слышали о таком феномене, как олатинский
 любовникп - идеальное воплощение мужской силы и мужественности. В сущ-
 ности, это, как правило, милейший человек с вполне уживчивым и совершен-
 но безобидным характером, и его роль прекрасно вписывается в более широ-
 кий социальный контекст латиноамериканских культурных традиций, которые
 и по сей день остаются весьма строги в вопросах морали и нравственности.
 Я хочу сказать, что в так называемом приличном обществе до сих пор - во
 всяком случае, в соответствии с официально принятой точкой зрения - су-
 ществуют довольно жесткие пределы дозволенных добрачных любовных приклю-
 чений. Такая установка позволяет пресловутому олатинскому любовникуп бе-
 зудержно расточать направо и налево страстные признания и томные вздохи,
 идеально дополняя тем самым традиционное поведение прекрасных латинянок,
 внешне пылких и чувственных, но абсолютно не склонных спешно вознаграж-
 дать преданность своих воздыхателей. Неудивительно поэтому, что латиноа-
 мериканские народные песни - и прежде всего исполненные чарующей нос-
 тальгии оболероп - без устали воспевают то муки безнадежной, безответной
 любви, то роковую разлуку, внезапно преградившую возлюбленным путь к
 счастью, то душераздирающее великолепие знаменитой ultima noche, первой
 и в то же время безвозвратно последней ночи любви. Вдоволь наслушавшись
 подобных песен, менее романтичный и не склонный к сентиментальности чу-
 жеземец рано или поздно начнет задавать себе вопрос: неужели это все,
 что могут позволить себе бедные влюбленные? И, за весьма редким исключе-
 нием, ответ на этот вопрос оказывается - увы! - положительным.
  Теперь давайте перенесем нашего олатинского любовникап куда-нибудь на
 север, скажем, в Соединенные Штаты или в страны Скандинавии - и мы тут
 же столкнемся с массой неожиданных проблем. Латиноамериканский обольсти-
 тель будет и здесь атаковать местных красоток, демонстрируя им отрабо-
 танные веками приемы пылкого обожания. Но ведь американки или жительницы
 Скандинавии привыкли к совершенно иным правилам любовной игры и склонны
 принимать романтические клятвы чужеземного поклонника за чистую монету и
 всерьез. Тот же ни сном, ни духом не помышлял, что его поведение можно
 трактовать таким образом - для него это была всего лишь некая абстракт-
 ная мечта, прекрасная сама по себе, однако он так же мало рассчитывал на
 ее немедленное осуществление, как мы с вами - на внезапное получение
 миллионного наследства. По его понятиям, следуя правилам привычной для
 него игры, дама должна была бы либо отвергнуть его ухаживания, либо дер-
 жать его на почтительном расстоянии вплоть до самой первой брачной ночи.
 Не так уж трудно представить, какую бездну разочарований таит в себе вся
 эта ситуация как для нетерпеливой возлюбленной, так и для смятенного
 олатинского любовникап, приготовившегося к долгому и медленному развитию
 сюжета и вместо этого получившего реальную возможность испытать на своей
 шкуре всю горечь и унижения знаменитой ultima noche Здесь мы еще раз
 убеждаемся, насколько приятней путешествовать с надеждой, чем прибывать
 к месту назначения.
  Сходные проблемы - благодаря постепенной эмансипации женского населе-
 ния страны - встают сейчас и перед мужчинами Италии. Некогда итальянский
 мужчина мог безболезненно выказывать ровно столько страсти, сколько он
 считал необходимым исходя из сложившейся конкретной ситуации. Риск был
 невелик, ибо не было ни малейшего сомнения, что дама с надежностью авто-
 мата отвергнет его приставания. Одно из основополагающих правил мужского
 поведения гласило: если я провел наедине с женщиной - внешность и воз-
 раст значения не имеют - более пяти минут и даже не попытался ее обнять,
 она наверняка сочтет меня гомосексуалистом. Вся беда в том, что женщины
 теперь все решительнее расстаются со своими былыми предрассудками, так
 что, насколько можно доверять психиатрической статистике, число мужчин,
 лечащихся от импотенции, говорят, достигло весьма внушительных размеров.
 Как видите, мужчина может позволить себе, не подвергая риску здоровье,
 бесстрашно демонстрировать пылкие чувства в том и только в том случае,
 если у него есть надежная партнерша, полностью усвоившая свою опра-
 вильнуюп дополняющую роль и умеющая отражать его заигрывания, сохраняя
 должную скромность и материнскую снисходительность.
  Европейцев, попавших в Соединенные Штаты, скорее всего, будут подсте-
 регать трудности, прямо противоположные тем, с какими столкнулся наш не-
 задачливый латиноамериканский соблазнитель. Так, например, в любой
 культурной среде существует некоторый вполне определенный краткий проме-
 жуток времени, в течение которого допустимо, не отводя глаз, выдерживать
 обращенный прямо на тебя взгляд незнакомца. По истечении этого одопусти-
 могоп зрительного контакта реакция коренного европейца и уроженца Соеди-
 ненных Штатов будет существенно различаться. В Европе человек, ставший
 объектом столь пристального внимания, скорее всего, слегка смутится или
 заподозрит что-нибудь неладное и в конце концов отведет взгляд; в Север-
 ной Америке же, напротив, он - а тем более она - просто улыбнется. Такая
 совершенно неожиданная реакция способна заронить в души даже самых зас-
 тенчивых европейцев мысль о каких-то особых симпатиях приветливой незна-
 комки - так сказать, любовь с первого взгляда - и даже кое-какие надежды
 на благоприятное развитие наметившихся отношений. Однако в этой улыбке
 не было ни надежд, ни обещаний - просто у двух случайных партнеров ока-
 зались абсолютно различные правила игры.
  Почему я решил попотчевать вас этой странной мешаниной псевдоэтничес-
 ких предрассудков? Вовсе не затем, чтобы поразить своими космополитичес-
 кими познаниями. Просто я надеюсь, что они помогут вам, дорогой чита-
 тель, превратить любое ваше путешествие за границу - и даже посещение
 иностранных гостей на работе или дома - в надежный и верный источник
 горьких разочарований. Здесь, как и во многом другом, сохраняет свое
 непреходящее значение простой, элементарный принцип: сколь бы убеди-
 тельно ни свидетельствовали вам факты об обратном, твердо держитесь же-
 лезного правила и никогда, ни при каких обстоятельствах не сомневайтесь,
 что ваше поведение - единственно правильное, нормальное и разумное. Как
 только вы свыкнетесь с этой мыслью, любой человек, ведущий себя в той же
 самой ситуации как-то иначе, будет казаться вам кретином или как минимум
 недоумком.
  Глава 14
  ВСЯ НАША ЖИЗНЬ - ИГРА
  Психолог Алан Уоттс как-то заметил, что жизнь - игра, первейшее пра-
 вило которой - считать, что это вовсе не игра, а всерьез. Нечто весьма
 близкое имел в виду и уже упомянутый Ланг, написав в своей книге оУзлып
 следующее: оОни играли в игру. Они играли, будто не играют ни в какую
 игруп53. Мы уже не раз убеждались, что главным условием достижения успе-
 ха в борьбе за собственное несчастье служит умение сделать так, чтобы
 правая рука оставалась в полнейшем неведении о том, что творит в этот
 момент ее левая сестра. С помощью этих полезных навыков мы сможем без
 труда играть с самими собой в занимательную игру, описанную Уоттсом и
 Лангом,- всего лишь ловкость рук и никакого обмана!
  Не надо думать, что все это просто какие-то нелепые, странные фанта-
 зии. Ведь существует даже целый специальный раздел высшей математики, а
 именно теория игр, который еще с 20-х годов всерьез занимается изучением
 моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Вот из это-
 го-то источника мы и хотим почерпнуть новые силы и вдохновение. Разуме-
 ется, для математиков понятие оиграп не несет в себе никакого по-житейс-
 ки игрового, развлекательного смысла. Совсем наоборот, они подразумевают
 под этим некие концептуальные рамки, в пределах которых действует опре-
 деленный свод специфических правил, в свою очередь детерминирующих воз-
 можные типы поведения игроков. Совершенно ясно, что понимание и опти-
 мальное использование ими этих правил повышает шансы каждого на выигрыш.
  В теории игр делается одно фундаментальное различие между двумя ос-
 новными типами игр - игрой с нулевой суммой и игрой с ненулевой суммой.
 Рассмотрим сначала игру с нулевой суммой. При такой игре проигрыш одного
 обязательно означает выигрыш кого-то другого из участников. Иными слова-
 ми, сумма всех выигрышей всегда равняется нулю. На этом принципе строит-
 ся любое простое пари, заключаемое двумя партнерами,- все, что проигры-
 вает один, выигрывает другой. Конечно, на свете существуют и куда более
 сложные варианты игр с нулевой суммой, но этот основополагающий принцип
 всегда остается неизменным.
  Игра же с ненулевой суммой, в отличие от рассмотренной выше, характе-
 ризуется, как на то и указывает ее название, тем, что выигрыши и проиг-
 рыши здесь не уравновешивают друг друга. Это означает, что сумма всех
 выигрышей и проигрышей может быть как выше нуля, так и ниже нуля; так
 что в этом виде игр оба партнера - а если в ней участвуют более двух иг-
 роков, то и все без исключения партнеры - могут оказаться либо в выигры-
 ше, либо в проигрыше. Возможно, на первый взгляд такая ситуация может
 показаться нереальной или даже парадоксальной, однако тут же приходят на
 ум и вполне наглядные примеры - скажем, забастовка. Ведь, как правило,
 во время забастовки в проигрыше оказываются обе стороны - как админист-
 рация, так и сами рабочие. Причем, даже в том случае, если в результате
 переговоров той или другой стороне удается добиться материализации ка-
 ких-то выгод или преимуществ, все равно общая сумма выигрышей и проигры-
 шей вовсе не обязательно должна равняться нулю, но может составлять и
 отрицательную величину.
  Теперь представим себе ситуацию, в которой проигрыш, связанный со
 снижением производительности вследствие забастовки, оказывается счастли-
 вым шансом для конкурента данного предприятия, благодаря этому получив-
 шего возможность продать больше своей продукции, чем раньше. Получается,
 что на этом уровне ситуация приобретает характер игры с нулевой суммой.
 Потери забастовавшего предприятия могут в точности соответствовать доба-
 вочным прибылям конкурента. Однако заметьте при этом, что проигрыш в
 данном случае распространяется на обоих партнеров бастующего предприятия
 -как на рабочих, так и на администрацию,- так что в этом смысле они оба
 что-то теряют.
  Оставим теперь абстрактный мир чистой математики и перипетии сложных
 экономических взаимосвязей и спустимся на уровень межличностных отноше-
 ний. Здесь тотчас же возникает закономерный вопрос: к какому типу игр
 следует отнести человеческие контакты, различные формы общения людей
 друг с другом - являются ли они, так сказать, игрой с нулевой суммой
 или, напротив, представляют собой пример игры с ненулевой суммой? Что бы
 ответить на этот вопрос, нам необходимо выяснить, правомерно ли рассмат-
 ривать овыигрышип одного из партнеров как результат равных по величине
 опроигрышейп другого.
  И здесь, по всей видимости, мнения наших читателей существенно разой-
 дутся. Ведь если бы эту проблему можно было просто свести к тому, кто в
 той или иной конкретной ситуации оказывается объективно прав, а кто со-
 ответственно не прав, тогда речь, несомненно, может идти об игре с нуле-
 вой суммой. И многие типы человеческих отношений строятся главным обра-
 зом именно по этому несложному принципу. Вряд ли можно порекомендовать
 более доступный и радикальный способ создать себе поистине адские усло-
 вия существования, чем уверенность в том, что жизнь как таковая, во всех
 ее проявлениях, представляет собой игру с нулевой суммой, и любые отно-
 шения с партнером сулят лишь одну-единственную альтернативу - победа или
 поражение. Если вам удалось достигнуть такого отношения к жизни, то все
 остальное не составит большого труда и придет к вам автоматически. Даже
 если поначалу ваш партнер и не очень склонен рассматривать жизнь как
 непрерывный кулачный бой, не беда - со временем вам обязательно удастся
 обратить его в свою веру. Единственное, что для этого требуется,- это
 упорно, пусть на первых порах и в одностороннем порядке, вести игру с
 нулевой суммой во всем, что касается межличностных отношений,- и скоро
 вы увидите, как все прямо на ваших глазах начнет разваливаться и полетит
 в тартарары. Ибо заядлые любители игр с нулевой суммой, будучи одержимы
 манией выиграть, чтобы не проиграть, склонны, как правило, упускать из
 виду одну простую истину, а именно что основным их противником в этой
 кровопролитной борьбе оказывается не партнер, а сама жизнь и все то, что
 она может вам предложить, помимо всех этих мелких побед и поражений. И
 перед лицом этого могущественного противника неизменно терпят поражение
 оба партнера в играх с нулевой суммой.
  Почему же нам бывает так трудно осознать тот факт, что жизнь - это
 отнюдь не одна из разновидностей игры с нулевой суммой? Почему мы так
 упорно не хотим понять, что, отказавшись от навязчивой идеи непременно
 повергнуть в прах партнера, дабы помешать ему одержать над вами верх, мы
 можем оказаться в выигрыше оба - как один, так и другой? И почему, нако-
 нец, те из нас, кому удалось стать классными мастерами игры с нулевой
 суммой, совершенно не в состоянии даже представить себе, что можно жить
 в ладу и гармонии с нашим основным, всеобъемлющим и вездесущим партнером
 - жизнью?
  Все это не более чем чисто риторические вопросы, сродни тем, что имел
 в виду Фридрих Ницше, когда заметил в своей книге оПо ту сторону добра и
 злап, что безумие редко поражает отдельных индивидуумов, зато правит це-
 лыми группами, нациями и эпохами. Действительно, с чего это нам, простым
 смертным, претендовать на то, чтобы быть мудрее политиков, идеологов и
 даже сверхдержав? Куда бы ты ни шел, не забудь прихватить с собой дуби-
 ну, или, как говаривал кайзер Вильгельм, оviel Feind, viel Ehrп, очем
 больше врагов, тем больше почетап.
  Существует лишь одно простое правило, следуя которому можно положить
 конец этой затянувшейся игре, причем оно вообще не имеет к подобным иг-
 рам ни малейшего отношения. Его можно преподносить в различных формули-
 ровках, изображать различными символами, но все они в конечном счете
 приводят нас к таким извечным понятиям, как честность, терпимость и до-
 верие. Без них наши игры грозят затянуться до бесконечности.
  Собственно говоря, на чисто умозрительном уровне все мы вроде бы с
 детства знаем о существовании этого правила. (Известны даже всякие не
 слишком-то оптимистические поговорки, гласящие, что жизнь приносит нам
 то, чем мы пожелаем ее наполнить. Например, каков вопрос, таков и ответ;
 как аукнется, так и откликнется и так далее. ) В общем, умом-то мы это
 понимаем, но, увы, не только разум движет нашими поступками. Есть еще
 уровень интуитивный, подсознательный - уровень души. И вот здесь-то в
 справедливость этого правила по-настоящему верят лишь немногие, истинно
 счастливые люди. Ведь верить в это означает не только осознавать, что мы
 сами являемся творцами наших собственных несчастий, но и понимать, что с
 ничуть не меньшим успехом мы можем своими руками сделать себя счастливы-
 ми.
  Эта скромная книжка начиналась цитатой из Достоевского. Позвольте мне
 и закончить ее тоже выдержкой из произведения этого писателя. В романе
 оБесып один из самых загадочных персонажей Достоевского54 сказал следую-
 щее: оВсе. Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив;
 только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив,
 сию минутуп55. Так что, как видите, ситуация действительно безвыходная и
 выход из нее безнадежно прост.
  ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
  Первое, что сделало это смешное существо - пожалуй, самое смешное из
 всех существующих на свете,- как только поднялось на задние лапы и схва-
 тило передними палку, так сразу же нарекло себя homo sapiens, или чело-
 век разумный. А затем сорок тысяч лет (по некоторым данным, даже больше)
 исключительно тем и занималось, что доказывало абсолютную несостоя-
 тельность хвастливого самоназвания.
  Как только два таких существа сходились вместе и при этом случайно
 оказывались противоположного пола, они тут же образовывали так называе-
 мую семью и начинали отравлять жизнь друг другу с такой изобрета-
 тельностью, что становились общим посмешищем, хотя обоим было не до сме-
 ха.
  Как только таких существ собиралось побольше, они создавали так назы-
 ваемое учреждение, и тут уж взаимоотравление жизни становилось настолько
 масштабным, что сами же сотрудники обычно именовали свое заведение сер-
 пентарием, или, в переводе с латинского, гадюшником.
  Наконец, как только существа собирались толпами, они тут же начинали
 так называемые захватнические войны - занятие наиболее бессмысленное и
 наименее смешное, потому что после каждой войны оставались лишь горы
 трупов и никаких других видимых результатов. И даже в этом случае они
 все-таки ухитрились поставить себя в смешное положение, нагородив такую
 гору вооружений, что достаточно малейшей неосторожности, чтобы на Земле
 не осталось ничего живого.
  Главное же, неистощимая изобретательность homo sapiens позволила пе-
 рейти, так сказать, на самообслуживание и начать отравлять жизнь себе
 самому без посторонней помощи.
  Долгое время высокоразвитое искусство подобного самообслуживания ос-
 тавалось без должного научного осмысления, но вот появился человек, ав-
 тор настоящей книги, и вознамерился восполнить этот пробел.
  Павел Вацлавик - известный ученый-психолог и психиатр, видный специа-
 лист по социальной психологии, автор монографий и научно-популярных
 книг, переведенных на многие языки56. Родился в 1921 г. в Австрии, полу-
 чил образование в Европе, работал в Швейцарии, с 1967 г. живет в США.
  Завоевавшая всемирную известность, став бестселлером в США, ФРГ, Анг-
 лии, Франции, Италии и других странах мира книга П. Вацлавика оКак стать
 несчастным без посторонней помощип - первоначальное название американс-
 кого издания: оThe Situation Is Hopeless, But Not Serious. The Pursuit
 of Unhappinessп - оСостояние безнадежно, но не серьезно. В погоне за
 несчастьемп - ближе к научно-популярному жанру. Пародируя очень расп-
 ространенные на Западе издания типа оКак стать счастливымп, оКак постро-
 ить дом без посторонней помощип и т. п., автор в остроумной манере, на-
 поминающей популярную у нас книгу оЗакон Паркинсонап, пишет о вещах
 весьма серьезных и актуальных. Под видом практических советов тем, кто

<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу