<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
"Утверждаю"Генеральный директор
ООО "СтройЭкспоСервис"
______________Вафин Р.Ш.
__________________ 2000 г.
Бизнес-план
"Организация деревообрабатывающего цеха"
ООО "СтройЭкспоСервис", Тюменский район, п. Боровский, ул. Герцена, 102
Учредители:
Вафин Равиль Шахидуллович, тел.: (3452) 34-04-21, 72-28-16, 43-06-82, доля в УК - 100%;
Руководитель: Вафин Равиль Шахидуллович
Суть проекта: организация деревообрабатывающего цеха на базе готовых производственных площадей с использованием высокотехнологического оборудования для выхода на внешний рынок
Форма участия области: кредитование либо предоставление гарантии
Финансирование проекта:
Собственные средства - 4%; заемные средства - 0%; средства государственной поддержки - 96%
Сметная стоимость реализации проекта - 11 050 000 рублей
Сроки строительства (ввода в эксплуатацию оборудования) - 3 месяца
Срок окупаемости проекта - 8 месяцев
Проектно-сметная документация, технологический проект, охрана окружающей среды и электрическая часть лесопильного цеха разработаны НИПИ "Лесдрев", г. Тюмень, октябрь 2000 г., ведущий специалист - Власова Л.М., тел.: 22-83-07
Бизнес-план разработан ЗАО "ТюмБИТ", октябрь 2000 г., специалист - Яричина Л.Н., тел.: 22-82-18
Каждый, кто ознакомился с данным бизнес-планом, несет ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора.
Запрещается копирование всего бизнес-плана или отдельных его частей, а также передача третьим лицам.
Если бизнес-план не вызвал у Вас интереса инвестировать средства в его реализацию, то просим вернуть данный документ авторам.
Тюмень
Ноябрь 2000 г.
Содержание
1. Резюме 3
2. Анализ положения дел в отрасли 4
3. Производственный план 5
4. Маркетинговый план 9
5. Организационный план 17
6. Финансовый план 19
Потребность в капитальных вложениях согласно проектно-сметной документации 20
Инвестиции (в период эксплуатации и строительства) 20
Источники средств (на начало реализации проекта) 21
Производство и реализация продукции 22
Численность работающих, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды 26
Затраты на производство и сбыт продукции (на годовой объем) 28
Амортизационные отчисления 30
Финансовые результаты производственной и сбытовой деятельности (на годовой объем) 31
План денежных поступлений и выплат 33
Бюджетный эффект от реализации проекта 35
Приложение 1. Обязанности сторон при поставке exworks 37
Приложение 2. Оргструктура ООО "СтройЭкспоСервис" 39
Резюме
Суть проекта: организация деревообрабатывающего цеха на базе готовых производственных площадей с использованием высокотехнологического оборудования для выхода на внешний рынок (Египет и Турция)
Вид выпускаемой продукции - пиломатериал высушенный и отпакетированный согласно ГОСТ - 930283 Пиломатериал хвойных пород Черноморской сортировки, поставляемый по экспорту.
Продукция имеет широкий спектр применения в строительстве и в мебельной промышленности.
80% готовой продукции составляет продукция высшего сорта, реализуемая по 120$ за м3 на внешнем рынке и 20% - продукция низшей категории по 40$ за м3 на внутреннем рынке. Со второго года проекта предполагается выпуск погонажа (20%), цена реализации на внешнем рынке - 250$.
Для реализации проекта необходимо 11 050 000 рублей, из которых
400 000 рублей являются собственными средствами, а 10 650 000 рублей - заемными. Так как коммерческие банки отказывают в кредитовании данного проекта, то ООО "СтройЭкспоСервис" рассчитывает получить государственную поддержку.
Срок окупаемости проекта, рассчитанный по показателям чистой прибыли, амортизации и объема инвестиций, составлет 8 месяцев.
В течение срока реализации проекта будет получен чистый дисконтированный бюджетный доход в размере 40 554 627 рублей (ставка рефинансирования 25%, инфляция 20%).
Чистый дисконтированный доход за три года проета составит 69 920 671 рублей (ставка дисконтирования 25%), с учетом поправки на риск - 57 286 097 рублей.
Внутренняя норма доходности - 82%, с учетом поправки на риск - 78%.
Индекс доходности - 1,73, с учетом поправки на риск - 1,69.
Кредит может быть возвращен в течение 12 месяцев, под годовую ставку 25%, сумма кредита погашается с 6-го месяца, а проценты за пользование кредитом уплачиваются с 3-го месяца.
Прект создает около 70 новых рабочих мест в п. Боровское.
Как видим проект по всем показателям является эффективным, приносит бюджетный эффект и создает новые рабочие места, способствует увеличению экспорта товаров из России.
2. Анализ положения дел в отрасли
1. В настоящее время в лесопромышленном комплексе России насчитывается порядка 20 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1100 тыс. человек.
Общие объемы производства отрасли за 1999 г. составили 113,7% к уровню прошлого года. Однако сейчас этот эффект уже исчезает, и поэтому происходит рост внутренних цен на строительные материалы. По прогнозам Минэкономики, к концу года они увеличатся минимум на 25-40%.
Тем не менее, при сохранении существующей тенденции лесная отрасль в скором времени станет донором бюджета. В целом по стране за второе полугодие прошлого года от нее в бюджетную систему поступило 620,1 млн. руб., что на 470,6 млн. руб. больше, чем за соответствующий период прошлого года. Всего же за весь 1999 г бюджеты различных уровней получили 954 млн. руб.
Среднеотраслевая норма прибыли находится в пределах 20-30%.
Позитивные показатели роста деревообрабатывающей промышленности (в прошлом году она была на первом месте) объясняются в первую очередь ростом экспорта.
В среднем в год предприятия лесопромышленного комплекса производят экспортной продукции на сумму 3100 млн. долл. Доходы лесоэкспортеров России за вторую половину прошлого года составили $1,8 млрд. (около 60% всего валового продукта отрасли), что на 17% больше показателей соответствующего полугодия прошлого года.
Также "заметно изменилась конъюнктура экспорта лесоматериалов". Поставки за рубеж необработанного круглого леса сократились почти в 2 раза, зато возрос экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, картона, клееной фанеры и другой готовой продукции.
Лесопромышленный комплекс России имеет возможность к 2005 году в 2 раза увеличить выпуск готовой продукции, объемы лесозаготовок возрастут к 2005 году с 95 млн. куб. метров (1999 год) до 166 млн. куб. метров. Производство пиломатериалов намечается увеличить с 19 млн. куб. метров до 38 млн. куб. метров.
Лесопромышленный комплекс страдает практически от тех же проблем, что и другие отрасли промышленности России. Отсутствие здоровой конкуренции (нет лицензирования деятельности), государственного контроля, неэффективные собственники. Но администрации ряда регионов приняли ряд мер по облегчению жизни (установление льготных тарифов на электроэнергию и перевозку лесных грузов внутри регионов, отмена некоторых местных налогов и помощь в приобретении новой техники и горюче-смазочных материалов).
Необходимо сказать и о положении в сырьевых отраслях. Здесь функционируют свыше 2 тысяч лесхозов. Комментируя "Интерфаксу" ситуацию в лесной промышленности, заместитель министра экономики РФ отметил, что впервые за последние три года леспромхозы страны увеличили объемы заготовки деловой древесины. За 6 месяцев прошлого года заготовлено 44 млн. куб. метров деловой древесины, что на 4% превышает показатель прошлого года.
В России сейчас используется около 18% от расчетной лесосеки. Таким образом, существуют резервы и возможность развития лесопромышленного комплекса.
2. В Тюменской области, где деревообрабатывающей промышленности принадлежит 0,7% в отраслевой структуре, объем промышленной продукции в год составляет порядка: деловая древесина - 1807 тыс. плот. куб. м., пиломатериалы - 476 тыс. куб. м.
Доля ООО "СтройЭкспоСервис" будет составлять 5% в областном выпуске.
Рынок пиломатериалов не является монополистическим, поэтому особых проблем для выхода на него не предвидится. В основном это средние по размеру предприятия со среднесписочной численностью работающих 55 человек.
3. Проведенные исследования показали, что большинство предприятий отечественной лесопромышленной отрасли выпускают продукцию, используя устаревшее, энергоемкое (1,5-2 раза больше, чем в ООО ""СтройЭкспоСервис""), трудоемкое оборудование.
Предприятия расположены на громадных площадях, способствующих возрастанию затрат на транспортировку и затрат времени, имеют большой аппарат управления.
Пиломатериалы сушатся естественным путем, что также ухудшает их качество, используется сырье с высоким процентов отходов (около 50).
К тому же организации не могут предложить покупателям больших объемов продукции, что вынуждает последних искать ее по всей России.
Таким образом, общее положение в лесопромышленном комплексе свидетельствует о том, что его продукция пользуется спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, цены имеют тенденцию к повышению, наблюдается экономический подъем, отрасль приносит значительные доходы в бюджеты всех уровней и имеет значительный потенциал роста.
3. Производственный план
1. Вид выпускаемой продукции - пиломатериал высушенный и отпакетированный согласно ГОСТ - 930283 Пиломатериал хвойных пород Черноморской сортировки, поставляемый по экспорту.
Продукция имеет широкий спектр применения в строительстве и в мебельной промышленности.
80% готовой продукции составляет продукция высшего сорта, реализуемая по 120$ за м3 на внешнем рынке и 20% - продукция низшей категории по 40$ за м3 на внутреннем рынке. Со второго года проекта предполагается выпуск погонажа (20%), цена реализации на внешнем рынке - 250$.
Объемы производства, сбыта и выручка от продукции приведены в таблице 4.
Технологическая схема производства:
1. Закупка, транспортировка и разгрузка сырья. Продолжительность 6 дней.
2. Переработка, продолжительность 8 дней:
2.1. распиловка,
2.2. сушка,
2.3. упаковка.
3. Погрузка на вагоны, 1 день.
Итого цикл производства - 15 дней.
Прямые издержки на 1 к. м. продукции представлены в таблице.
Наименование Единица измерения Расход Цена (руб.) (руб.) высушенный и отпакетированный пиломатериал Газ К.м. 0,02 413 8,26 Пиловочник (кругляк) К.м. 1,54 500 770 Электроэнергия Кв/ч 0,646 44,64 28,84 Сдельная зарплата Руб. - - 65,00 Всего Руб. - - 872,1
Предполагается 100% загрузки оборудования, работа в две смены, при этом достигается следующий выпуск продукции:
№ Период времени Количество, к.м. 1 Час 5 2 Смена 40 3 День 80 4 Месяц 2080 5 Год 24960
2. Для осуществления производственного процесса используются земля (2,04 га), здания и соответствующее оборудование.
№ Наименование здания и их частей Площадь (м2) 1 Административное 237 2 Проходная 30 3 Гараж 823 4 Склад 1228 5 Склад-ангар 940 6 Навес 80 7 Цех № 1 345 8 Цех № 2 1079 9 Рампа 364 10 Котельная 180
Описание основных производственных фондов по состоянию на 1 января 2001 г. (в т. ч. затраты на монтаж, наладку, обучение)
№ Наименование Описание Годовая норма амортиза-ции Износ % Балансо-вая стоимость 1 Производственная база
(собственная) Администрация, склады, цеха и др., обеспечена следующими коммуникациями: газопровод, ж/д подъезд, электроэнергия, канализация, телефон 1,7 20 8 600 000 2 Железнодорожный тупик (покупка) Тупик для разгрузки-загрузки вагонов 4 34 700 000 3 Сушилка (покупка, Екатеринбург) Для сушки готовых пиломатериалов, мощность - 88 Кв, потребляет 500 к. м. Газа в год 10 0 1 500 000 4 Кран козловой (покупка, Екатеринбург) Погрузка-загрузка сырья и продукции 5 38 300 000 5 Транспортеры (покупка) Транспортируют продукцию в процессе производства от одной стадии обработки к другой 20 0 20 818 6 Погрузчики (покупка) Перемещают сырье внутри цеха 16,7 0 601 964 7 Распиловочный комплекс (покупка, Турция) 4 557 523 UDK-01 Гидравлический трехпильный кромкообрезной станок Мощность - 22 Кв, высота пропила до 100 мм, пильные диски: 1 подвижный, 2 неподвижных 10 0 470 250 UDK-07 Двухвальный многопильный станок Мощность - 74, высота пропила - до 160 мм, регулировка высоты пропила с цифровой индикацией 10 0 1 145 700 UYM-02 гидравлический ленточнопильный станок для раскроя горбыля Диаметр шкивов - 1200 мм, мощность - 30 Кв 10 0 820 800 UTA-04 гидравлическая рамная тележка с 3 зажимными стойками и кантователем Диаметр шкива - 1200 мм, Мощность - 37 Кв, Регулировка толщины пропила по механической шкале размеров 10 0 1 299 600 UDK-05 Торцовочный станок Мощность - 4 Кв 10 0 205 200 Вспомогательное оборудование Для наладки, заточки зачистки распиловочного комплекса 10 0 615 973 8 Околостаночное оборудование (покупка, Тюмень, Тюменский РМЗ Леспрома) Для транспортировки материала от одной стадии обработки к другим 10 0 650 000 9 Пневмотранспорт (покупка, Тюмень, Тюменский РМЗ Леспрома) Для опилоудаления 16,7 0 150 000 10 Линия сращивания (Турция) (данные по состоянию на 1.01.2002 г.) Для производства щитов из частей путем их склеивания 10 0 142 500 Итого (по состоянию на 1.01.2002 г.) - - - 17 438 500
По основным фондам №7 НДС списывается за 2 месяца, по остальным - пропорционально амортизации.
3. Поставщиками пиловочника являются заготовительные частные бригады Тюменской района, стоимость 1 м.к. - 500 рублей, включая доставку. Преимущество их сырья - сырье продается по категориям.
Так как в определенные месяцы года заготовка сырья затруднена, то предприятия должно формировать его запасы по следующему графику.
Период 1 кв 2001 2 кв 2001 3 кв 2001 4 кв 2001 1 кв 2002 2 кв 2002 3 кв 2002 4 кв 2002 1 кв 2003 2 кв 2003 3 кв 2003 4 кв 2003 5000 6400 12800 6400 12800 6400 12800 6400 12800 6400 12800 6400
Поставщик газа - Межрайгаз, 413 рублей за 1 к. м., включая доставку.
4. Альтернативным источником сырья может служить Иркутская область (на ее территории находятся 11% всех лесных запасов России) и Красноярский край (пиловочник (кругляк)). Выход готовой продукции - 80%, цена с доставкой по железной дороге - 33-35$ в зависимости от времени года.
5. Среднесписочная численность работающих на ООО "СтройЭкспоСервис" в первом квартале составит 3 человека, а во втором - при начале производства продукции - 71 человек. При этом ФОТ в течение расчетного срока проекта будет находится в пределах 2600000 - 3300000 рублей, отчисления на социальные нужды с заработной платы составят 1000000 - 1260000 рублей (таблица 5).
Основная доля работников приходится на рабочих, непосредственно занятых производством продукции - 72%, 18% - служащие, ИТР, 8% - аппарат управления, 2% - служба сбыта.
Источники пополнения кадров: центр занятости, кадровые агентства, рекламные объявления в СМИ, учебные заведения, поиск через знакомых.
6. Перечень ОПФ, их стоимость и назначение приведены в разделе 4.2.
Остаточная стоимость ОПФ на 01.01.2001 г. составляет 13943884 рублей, на 01.01.2002 г. - 12981150, на 01.01.2003 г. - 12012723.
Коэффициент годности высокий, находится в пределах 80-85%.
Величина амортизации по ОПФ и их остаточная стоимость отражены в таблице 7.
7. Форма амортизации - простая линейная (раздал 4.2). Основанием для применения норм отчислений на полное восстановление основных фондов является Постановление СМ СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
Форма амортизации закреплена в учетной политике ООО "СтройЭкспоСервис".
8. Затраты на выпуск продукции делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся: затраты на сырье и материалы, на топливо, электроэнергию, сдельная заработная плата рабочих непосредственно занятых производством продукции.
В 2001 г. такие затраты на всю продукции составят 19 638 331рублей, в 2002 - 30 519 024, в 2003 - 29 005 474 (таблица 6).
Постоянные затраты складываются из общепроизводственных (сезонный ремонт, техобслуживание оборудования, уборка территории), общехозяйственных (командировочные, освещение, отопление, охрана, телефон и услуги связи) затрат и затрат на сбыт продукции (реклама, почтовая рассылка).
Их величина составит в 2001 г. 2 387 343 рубля, в 2002 - 2 689 377, в 2003 -
2 717 293.
Таким образом, основная доля затрат принадлежит переменным затратам, около 90%.
Доля для распределения постоянных затрат - заработная плата.
Себестоимость продукции по периодам времени и в разрезе продукции приведена ниже.
Показатели 1 год 2 год 3 год Всего Всего по кварталам Всего по кварталам 1 кв 2 кв 3 кв 4 кв 1 кв 2 кв 3 кв 4 кв 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Себестоимость в целом по виду продукции Пиломатериал высушенный и отпакетированный 14646980 594746 5096061 3709934 5108988 16338483 4904591 3820038 3780429 3834414 14807277 Пиломатериал 5 категории 6503306 266034 2074815 2050098 2078047 8257348 2053720 2074146 2050543 2078938 8009608 Погонаж 0 0 0 0 0 7568588 1771688 2023118 1999741 1773662 7791657 Себестоимость единицы продукции Пиломатериал высушенный и отпакетированный 978 1189 1021 743 1023 1007 982 1020 1010 1024 989 Пиломатериал 5 категории 1737 1774 1663 1643 1665 1654 1646 1662 1643 1666 1604 Погонаж 0 0 0 0 0 2022 4429 1621 1602 1421 1561
9. Для начала реализации проекта необходимо осуществить капитальные вложения в количестве 8 838 500 рублей. 8 738 500 идет на приобретение оборудования, а 100 000 рублей на ремонт тупика. Все подготовительные работы предполагается осуществить за 1 квартал 2001 г. (таблица 1).
Но помимо капитальных вложений еще необходимы вложения в объекты сбыта и пополнение оборотных средств (таблица 2). Таким образом, общая стоимость проекта по организации деревообрабатывающего цеха составит на начало 2001 г. 11 050 000 рублей.
Из этой суммы у ООО "СтройЭкспоСервис" имеется 400 000 рублей, необходимая государственная поддержка - 10 650 000 рублей.
Дальнейшие капиталовложения и пополнение оборотных средств будет осуществляться за счет собственных средств, полученных от финансово-хозяйственной деятельности.
10. Оборудование, приобретаемое по проекту, имеет соответствующие сертификаты, подтверждающие его безопасность для экологии.
Техника безопасности на производстве будет обеспечиваться главным технологом.
4. Маркетинговый план
Проанализировав внутренний и внешний рынок ООО "СтройЭкспоСервис" принимает решение о выходе на внешний рынок в силу следующих причин:
1. Цена на пиломатериалы на внутреннем рынке колеблется от 60 до 90$ за куб. м., а на внешнем рынке от 200 до 230$ за куб. м.,
2. Выход на внешний рынок обеспечит выручку в иностранной валюте, значительно превышающую доход, получаемый на внутреннем рынке;
3. Выход на внешний рынок позволит использовать высокотехнологические производственные мощности, выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам.
4. Повышение имиджа фирмы как экспортера качественной продукции.
5. Выход на внешний рынок не требует серьезных изменений в товарном ассортименте фирмы, ее структуре, капитальных затратах.
Рынок лесных товаров имеет четко очерченные региональные границы. Различают основные лесные рынки: азиатско-тихоокеанского региона, европейский рынок леса, африканский, рынок стран СНГ.
Рынок стран СНГ имеет следующие характеристики. Белоруссия является мировым экспортером лесной продукции, в том числе пиломатериалов. Экспорт осуществляется в страны дальнего зарубежья - Голландию, Польшу, Литву, Латвию, Францию и Бельгию.
Балтийским странам позволяют войти в число ведущих производителей мирового рынка богатые лесные ресурсы, выгодное географическое положение и исторически хорошо развитая деревообработка. Однако сейчас производство сконцентрировано в основном на неглубокой переработке и экспорте сырья - кругляка.
Украина является малолесистой и лесодефицитной страной, леса покрывают только 15.6% ее территории. Общий запас древесины в лесах Украины оценивается в 1,7 миллиарда кубических метров. Деревообработка развита слабо и составляет менее 1% ВВП, существует потребность поставки лесной продукции как топлива.
На европейском рынке пиломатериалов активно действуют поставщики из Восточной Европы, Австрии и Финляндии.
Бесспорным лидером среди покупателей российского леса и российских пиломатериалов является Финляндия. При этом финские покупатели леса зачастую являются посредниками и покупают материалы для последующей перепродажи их на европейском рынке. Поэтому, при колоссальных объемах закупок, средние цены по экспортным контрактам с финскими импортерами леса значительно ниже средних цен на аналогичные позиции при сделках с фирмами из других стран (на 10-30% - по необработанной древесине и до 60% на некоторые пиломатериалы). Причем финны предпочитают сосновые бревна и доски еловым - это видно, как по объемам поставок, так по разнице в средней закупочной цене.
Второе место по объему поставок леса и пиломатериалов из России занимают немецкие покупатели. Среди них немного посредников, зато по косвенным данным ясно, что большие объемы лесоматериалов поступают к немецким потребителям через Финляндию и Швецию, а также через посреднические структуры России и стран Балтии.
Основные закупаемые позиции - пиломатериалы из древесины хвойных пород, заготовки для палетт. Кроме того, немцы активно покупают в России пиломатериалы высокой степени обработки - шлифованные пиломатериалы. (Группа 440710990). Необработанные лесоматериалы немцы закупают неохотно и предпочитают хвойную древесину.
Британские покупатели - на третьем месте по объему закупок лесо- пиломатериалов из России. Среди британских покупателей много транспортно-экспедиторских фирм, которые могут являться посредниками при продаже леса, как для Британских потребителей, так и для фирм из других стран.
Основные закупаемые позиции - пиломатериалы из сосны и ели (в том числе, заготовки для палетт), большие объемы поставок проходят также по необработанным лесоматериалам преимущественно хвойных пород. Предпочтение отдается материалам из сосны.
Итальянские фирмы закупают в основном пиломатериалы высокой степени обработки. Среди покупателей большинство - производственные и торговые фирмы, работающие на итальянском рынке. Итальянцы чаще других закупают лиственную древесину нестандартных пород - каштан, дуб и др.
Фирмы из Швеции относительно редко закупают лесо- и пиломатериалы в России напрямую. Они чаще действуют через финских посредников. Часто в роли покупателя леса выступают финские представительства или филиалы фирм из Швеции, таких как: Thomesto, Enso.
Наибольшее число сделок по большинству стран наблюдалось в начале года и летом. Снижение объемов экспортных операций в ряде случаев связано с частичным затовариванием (особенно финских фирм) по причине увеличения предложения леса из России по демпинговым ценам - этот процесс происходит в последние годы с завидной регулярностью.
Объемы экспортных операций с лесо- и пиломатериалами в первой половине 1999 года.
Великобрита-ния Германия Италия Финляндия Швеция Число сделок по 44 группе товаров за период 627 890 417 9254 329 Метр куб. / ДОЛЛ / СР. ЦЕНА ДОЛЛ / ЧИСЛО СДЕЛОК 440320300 сосна обыкновенная 69 306
4 773 841
65,05038937
56 2693
207823
85,15642
5 662978
23701808
32,91016
1470 86976,98000
3272938,0000
40,44496
65 440399990 прочие лесоматериалы необработанные, окоренные или неокоренные, начерно брусованные или небрусованные 48288
1027324
22,10519
187 22894,26000
709229,00000
35,81145
11 440710930 прочие лесоматериалы..., Из сосны обыкновенной, продольно распиленные или расколотые, не соединенные в шип, толщиной более 6 мм 189 967
26 716 444
132,1814528
153 64094
9107897
118,8146
117 24815
3905986
139,5348
99 98895
12431245
103,4155
305 10661,17000
1294923,0000
125,24444
32 Дания как покупатель леса не заслуживает особого внимания со стороны ООО "СтройЭкспоСервис". Сегодня Дания производит мебели больше, чем любая другая страна Европы, и около 80% производства приходится на экспорт. Не имея достаточной развитой сырьевой базы, Дания вынуждена импортировать значительные количества древесины. Основными поставщиками древесины являются Швеция, Финляндия и ФРГ. Из России завозится в Данию древесины в два раза меньше, чем из Эстонии или Польши.
В настоящее время на дальневосточном лесном рынке предложение превышает спрос. Крупнейшим экспортером леса в АТР является Северо-Американский регион, особенно США. Главным направлением поставок американского леса и лесопродукции является Япония: на нее приходится 70% экспорта круглого леса и пиломатериалов и 40% экспорта целлюлозно-бумажной продукции.
Важную роль в лесной торговле АТР играет Канада. Общий лесной экспорт ее составляет порядка 20 млрд. долларов.
Этот экспорт принципиально отличается от рынка США. Из-за правительственных ограничений здесь практически полностью отсутствуют поставки необработанной древесины. Главные статьи экспорта - хвойные пиломатериалы (25%), картон, бумага и древесная масса (69%), фанера и плиты (4%). Традиционным торговым партнером являются США. Сюда поставляются порядка 40% всей произведенной продукции. В Японию экспортируется 16%, в основном хвойные пиломатериалы (2-2,5 млн. кубометров).
Следующими крупными лесными экспортерами в АТР являются страны Юго-Восточной Азии. До середины 80-х годов отсюда экспортировалось до 30 млн. кубометров лиственного (тропического) пиловочника, порядка 5-8 млн. кубометров пиломатериалов, около 1,5 млн. кубометров клееной фанеры. Основными поставщиками были Индонезия и Малайзия. Со второй половины 80-х годов в связи с правительственными ограничениями практически полностью прекратила экспорт необработанной древесины Индонезия. Однако она увеличила поставки на внешний рынок клееной фанеры, доведя ее годовые объемы до 5-6 млн. кубометров. Воспользовавшись освободившейся нишей расширила экспорт тропического пиловочника Малайзия, доведя его до 20-30 млн. кубометров в год.
В начале 80-х годов в АТР появляются новые лесоэкспортеры: Новая Зеландия и Чили. Их специализация - хвойный пиловочник. Новая Зеландия успешно внедряется на рынке Японии, доведя его экспорт с 300 тыс. кубометров в 1985 году до 1861 тыс. кубометров - в 1996 году. Позиции чилийского пиловочника здесь менее устойчивы из-за низких качественных характеристик. В то же время Чили активно осваивает рынки Республики Корея и Китая.
В поставках сырья в Японию преобладает Юго-Восточная Азия (табл.2.3). За период с 1984 по 1996 год заметно снижение доли поставок России и стран Юго-Восточной Азии, повышение доли Новой Зеландии. В поставках пиломатериалов доминирующую роль играет Северная Америка, снижается роль стран Юго-Восточной Азии, увеличивается импорт из Чили и Новой Зеландии.
Стабильное положение в импорте леса среди стран АТР занимают Республика Корея и Тайвань. Помимо круглых лесоматериалов они ввозили значительные объемы пиломатериалов, клееной фанеры и древесных плит. Тайвань отдает предпочтение связям со странами Юго-Восточной Азии (в основном Малайзия и Индонезия), а Республика Корея, кроме того, импортирует хвойный пиловочник из США (табл. 2.4.).
Крупным лесным импортером в АТР становится Китай. В основном он ввозит круглые лесоматериалы из США и России. Его закупки росли особенно быстрыми темпами с 1980 по 1996 год. За это время они увеличились с 1,9 до 7,8 млн. кубометров. Затем в связи с усилением государственного регулирования внешнеэкономических связей и утилизацией собственных ресурсов импорт снизился и составил в 1996 году немногим более 4 млн. кубометров.
Наконец, нельзя не упомянуть об Австралии. Конечно, ее закупки не сопоставимы с импортом рассмотренных выше стран. Тем не менее, в 80-х годах она стабильно закупала порядка 1 млн. кубометров пиломатериалов, причем большую часть в них составляли нестроганые пиломатериалы. Основными партнерами Австралии были США, Канада, Новая Зеландия и Чили.
Лесной рынок АТР очень динамичен. Освободившиеся ниши сразу же занимаются.
В перспективных оценках АТР возрастает значимость таких импортеров, как Китай, Республика Корея и Тайвань. Особенность китайского лесного рынка - его неприхотливость. Сюда экспортируются лесоматериалы пониженной сортности. В настоящее время он претерпевает изменения и находится в переходном состоянии. По оценкам американских экспертов в перспективе в Китае будет расти спрос на хвойный пиловочник.
Таким образом, в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе складывается благоприятная конъюнктура на хвойные круглые лесоматериалы. Вместе с тем в мире прогнозируются избыток предложения круглых лесоматериалов, заготавливаемых в искусственных лесах, что предполагает усиление конкуренции между экспортерами за важнейшие импортные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Рынок Африки. В этом регионе уместно обратить внимание на Египет. Выбор данной африканской страны обусловлен прежде всего: в силу исторически сложившихся дружественных внешнеэкономических связей между Россией и Египтом, также географическим положением. Потенциальным конкурентом в поставке различных пиломатериалов в Египет может выступать Центрально-Африканская республика, однако в связи со слабо развитой транспортной системой на континенте, поставки из ЦАР пиломатериалов затруднены, что является для нас конкурентным преимуществом.
Дипломатические отношения между Россией и Египтом были установлены 26 авг. 1943 г. В настоящее время налажен активный политический диалог, поддерживаются межпарламентские связи. В течение многих лет Египет был одним из ведущих торгово-экономических партнеров нашей страны.
Важнейшими товарами советского экспорта в Египет были машины и оборудование, на которые приходилось до 50% его стоимости, а также пиломатериалы, целлюлоза, фанера, картон, бумага газетная и мешочная и др.
Доля поставок хвойных пиломатериалов из России в импорте 1999 г. равнялась по стоимости 16,1%. Фактически доля поставок российских пиломатериалов в их общем импорте была намного выше, поскольку значительная их часть поставляется через СП или западноевропейские фирмы.
При анализе данных мирового экспорта и импорта пиломатериалов, целесообразнее будет исключить страны региона АТР по следующим причинам:
а) Рынок перенасыщен продукцией, т.е. предложение превышает спрос и высок уровень конкуренции (главный конкурент - российский Дальний Восток).
б) Удаленность территории в географическом аспекте.
Также следует исключить из дальнейшего анализа страновых рынков Украину, как импортера лесной продукции, используемой в энергетике.
Критерии оценки привлекательности Значимость Страны Герма-ния Великобрита-
ния Ита-лия Да-ния Египет 1 2 3 4 5 6 7 1. Генеральные факторы:
1.1. Политические
* Политическая система
* Политическая стабильность
* Политические риски 0,1
0,02
0,06
0,02
9
8
7
8
8
8
9
8
7
9
8
7
6
6
6 1.2. Экономические
* Общее экономическое развитие
* Развитие строительства и производство мебели
* Экономические риски 0,15
0,05
0,05
0,05
9
4
7
8
4
<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>