<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 чудо. Подумайте - не наивно ли? Можно ли купить чудо?
 Вот и смеются за рюмкой водки чудо-целители и колдуны над нашей глупостью и наивностью, цинично называя себя шарлатанами, а нас непроходимыми идиотами.
 А сколько романтических историй связано с цыганским гаданием!
 И сколько стрессов пережито?
 Цыгане часто пользуются элементарным приемом:"Я бы тебя не остановила, но жалко - вижу, у тебя большие проблемы, все ходишь и ходишь по кругу..." Клиент готов, ловушка захлопнулась, потому что большинство людей именно так и себе и думают.
 Захочешь по наивности своей узнать на улице свою судьбу - тут же и спровоцируешь беду. Уж коли попался на удочку любопытства -
 прощайся с со всеми деньгами и драгоценностями, которые при тебе
 оказались.
 Те, кому довелось стать жертвой аферисток-гадалок, наверняка извлекли из этого горький урок. Однако, кто может уверенно сказать, что никогда больше не поддастся искушению узнать свою судьбу? И все же наивно полагать, что случайная уличная гадалка знает нечто такое, чего не знаете вы.
 Каковы же основные компоненты криминального манипулирования с использованием так называемого цыганского гипноза?
 1. Выбор места для работы с клиентами:
 вокзалы, аэропорты, большие магазины, все те места, где скапливается много людей. Где много людей - там разноголосица, шум, монотонный гул - все это открывает прекрасную возможность для сенсорной загрузки и вхождения клиента в транс.
 2. Работа в группе:
 цыгане всегда работают коллективно. Это дает возможность рассредоточить внимание клиента.
 3. Быстрое определение психокомплексов клиента и использование их в корыстных целях. Как правило это довольно простой перечень:
 * любопытство (судьба, любовь, враги, здоровье)
 * великодушие (помощь )
 * жалость (к цыганскому ребенку)
 * превосходство
 * страх (шантажируют сглазом или порчей)
 4. Прием трех согласий.
 Они добиваются от клиента исполнения трех пустяковых просьб, а затем якобы из благодарности предлагают погадать).
 5.Загрузка всех информационных каналов восприятия:
 контакт глазами, речь - в режиме ручейка, цветастые блестящие одежды, прикосновения к волосам, рукам.
 6. Доминирующий вариант поведения, постоянная активность, жесткий командный вариант внушения.
 Если посмотреть правде в глаза, то люди платят деньги не за прогноз, а за свои надежды. Ведь прогноз у гадалок всегда один: гря-
 дущие неприятности с последующим осуществлением ваших сокровенных
 надежд.
 Потому разумнее руководствоваться простым правилом: легче из-
 бежать напасти, чем бороться с ее последствиями.
 Есть категория людей, которые не поддаются на дешевые, лыком шитые обещания колдунов и целителей. Они считают себя выше этого. Они предпочитают иметь дело с фирмами, имеющими лицензии. Фирм таких развелось у нас теперь видимо-невидимо. И каждая из них сулит свои выгоды от сотрудничества.
 Вы приходите на фирму, заключаете солидный договор на пяти- семи страницах, подтверждающий ваше устройство на работу или право распространять продукцию этой фирмы, или свое право на получение страховки. Вы чувствуете себя защищенным этим важным документом. Но очень скоро наступает момент, когда вам выставляют счет. Может оказаться, что вы задолжали фирме крупную сумму денег, потому что не выполнили какой-то пункт договора. Или же вас в один день увольняют с работы без выходного пособия, потому что по рассеянности вы пропустили в договоре маленький абзац, где сказано, что фирма имеет на это право. Или вы не получите обещанную страховку, потому что не заметили написанное мелким шрифтом в постскриптуме обязательство получить деньги в течение трех дней после происшествия. (К такому виду обмана часто прибегают западные страховые фирмы, работающие у нас. В договоре может быть указано, что вы можете получить деньги в течение нескольких дней и только той стране, которой принадлежит фирма. А это нереально.)
 В лучшем случае вы попросту не получите никаких обещанных дивидендов.
 Вы чувствуете себя обманутым, вы обижены и раздосадованы. Но ничего не можете сделать! Потому что сами виноваты.
 А подвох заключался в том, что вы подписали договор, не удосу-
 жившись его его досконально изучить. Возможно, вас торопили, создав
 искусственный цейтнот времени, мол, если долго будете раздумывать,то
 ваше место займет другой человек.
 Если вас торопят - это верный признак того, что вас хотят обмануть. Подобные документы специально готовят на нескольких страницах, самое главное замаскировав где-нибудь на последних страницах, когда внимание читающего уже притупляется. И чтобы не попасть в эту ловушку, сразу настройтесь на то, что вас могут обмануть. И не пожалейте времени и денег, чтобы показать этот договор юристу, иначе вы можете оказаться ни с чем или потерять свои деньги.
 Коммерческие организации, построенные по принципу пирамиды, это уже солидная ловушка для доверчивых и наивных людей. Сетевой маркетинг предполагает обогащение лишь весьма ограниченной группы людей, находящихся на самом верху. Когда-то они оказались в числе первых, вложивших деньги в новое дело. А потом кампания перешла в стадию "плато", и шансов заработать солидные деньги у остальных не осталось. А строится пирамида как раз на деньги огромного числа обманутых людей. Верхушка играет по своим правилам, а всем остальным навязывает совсем другую игру. А как известно, практически нет шансов выиграть, когда вы играете по чужим правилам.
 Прежде чем бросить свои деньги в сети многоуровневого маркетинга, подумайте, почему продукт этой фирмы не продается в открытой торговле? Подумайте сами, не поддаваясь идеологической пропаганде прытких дельцов. Ведь это так: хорошие, конкурентоспособные продукты продаются в открытой торговле, где защищены права потребителя законом. И серьезные, престижные фирмы никогда не охотятся за сотрудниками на улице. Все происходит как раз наоборот: попасть туда на работу чрезвычайно трудно.
 Вообще, когда вам обещают, что с момента подписания договора у вас не будет проблем, запомните: да, у вас не будет никаких проблем, кроме одной - как забрать назад свои деньги?
 Понятно, что устоять перед слишком уж заманчивыми предложениями непросто. На самом деле вас просто умело вербуют. На обработку вашего сознания тратится столько сил, что вы и не подозреваете! Используются те же приемы, что и при вербовке в тоталитарную секту.
 Муху ловят на варенье, а человека на приветливость, заботу, лесть. Вербовщики называют этот метод "бомбардировка любовью."
 Легче всего заманить неуверенных в себе людей, нездоровых, несчастных, неудовлетворенных жизнью. Например, иеговисты называют свои буклеты так:"Когда мы перестанем жить в страхе?"- "Родительская опека. В чем состоит уравновешенный взгляд?" - "Если у вас умер близкий человек" - "Утешение для невинных жертв".
 В религиозной секте коммерческий интерес прикрывается словами о Боге, всеобщей любви и благе, о великой всемирной миссии. А в сетевом маркетинге культ Бога заменяется на культ денег - вам обещают богатство, благополучие и успех. Но зависеть он будет не столько от вашего умения продать товар, сколько от того, какое количество людей вы приведете в эту коммерческую структуру. Именно они и обеспечат вам безбедную жизнь - вы получите процент от продаж, совершенных теми, кого "подписали под себя". Абсолютно сектантский подход: сколько народу вы приведете в секту - столько и спасется, а вам - зачтется. Как в сектах елейными голосами рассказывают всякие байки о чудесах, так и на собраниях "пирамид" вам радостно сообщают о чудодейственных свойствах некоего продукта, благодаря чему такие-то и такие-то люди вернули себе здоровье, приобрели друзей и разбогатели. Так внедря-
 ют в сознание фетиши избранности, элитности, миссионерства. и все
 только для того, чтобы небольшая кучка людей получила крупные барыши. Так что откройте пошире глаза, иначе вам придется пошире открыть собственный кошелек.
 Большое распространение в мире и у нас получили такие структуры как благотворительные фонды, клубы по интересам, разного толка общественные организации и движения, суть которых на самом деле сво-
 дится к одному: отнять у вас деньги. Но прикрыты они фиговым листком
 благих намерений.
 Делая ставку на человеческую доброту, их организаторы не ошибаются. Вам говорят:"Люди устали от грязи и зла. Только доброта спасет мир. Вспомните о своих родителях, детях! Пожелайте им добра! Помогите тем, кто рядом - и вам зачтется, найдутся люди, которые помогут вашим близким. Не нужно быть крохоборами и Бог вам воздаст. Вознаграждением вам будет уважение людей. Ваша доброта спасет мир."
 Неизвестно, спасет ли ваша доброта весь мир, но руководителей подобных организация вы облаготельствуете точно. Потому что в основе разного толка благотворительных структур лежит коммерческий интерес его их верхушки. На презентациях вы получаете мелкие подарки, а взамен от вас требуют крупных пожертвований - сразу или частями, умело воздействуя на ваши психокомплексы великодушия, жалости, вины.
 Настоящая доброта проявляется не в говорильне, а в действии. и когда человек творит добро от чистого сердца, он не ждет вознаграждения.
 Об этом говорится и в известном рассказе Александра Куприна. "Когда окончил свою земную жизнь святой апостол Петр и был
 призван на небо, то вручил ему Господь небесные ключи от райских врат.
 Со всей священной ревностью нес свою высокую службу святой апостол, отпирая двери рая для душ тех людей, которые своей земной жизнью и по решению Высшего праведного судьи оказывались достойными небесных блаженств.
 Но только однажды приходит апостол Петр к Господу Богу в великой тревоге и... говорит:"...Вот уже много дней, как я замечаю в пресветлом Твоем раю некоторых людей, которых не впускал в райские двери. Не могу себе объяснить, как они сюда пробрались."
 Тогда Бог сказал:"Следуй за мной, святой Петр."
 ...Дошли они, наконец, до гранатовой рощицы и заметили сквозь
 ветви ее чей-то голубой хитон. Подошли осторожно поближе, и что увидели? Под горой, на зеленой лужайке, усыпанной маргаритками, стоит пресвятая Дева и смотрит вниз с края глубокого обрыва, откуда видна земля и видны все люди. В руках же у Пречистой тоненькая, едва видная лесенка, сотканная из тончайшего голубого шелка.
 Слышатся из пропасти жадные стоны, слышатся вопли страданий, слышатся жаркие, горячие мольбы. И вот раз за разом опускает Пречистая свою паутиновую лесенку.
 ...И после каждого спасенного подымает Владычица вверх прекрасные свои руки и говорит умиленно:"Господь Мой и Бог!Ты все видишь, слышишь и знаешь. По неизреченному Твоему милосердию прости мне, что нарушаю я мудрые порядки Твоего пресветлого рая. Но я жила на земле, и Сама Я мать. Могу ли я отказать матери, умоляющей за сына? И не Я ли Мать всего слабого, страждущего человечества? Отпусти мне грех мой."
 Положил тогда Бог всемогущую свою руку на плечо апостола Петра и сказал:" Пойдем отсюда потихоньку. Нам с тобой здесь делать нечего."
 Глава восемнадцатая
 SOS!!! ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ!
 Хороша, надежна, устойчива лишь та защита, которая зависит от тебя самого.
 Никколо Макиавелли
 Вспомните свои эмоциональные реакции на стрессовую ситуацию.
 Страх?
 Агрессия?
 Юмор?
 Да, существуют три вида реакций.
 Первая - пассивная.
 Испуганный взгляд, неуверенный голос, длинные фразы, невнятные слова, много лишних жестов. Это модель поведения жертвы.
 Второй тип реакции - агрессия, то есть эмоциональный или физический удар.
 Это первая и можно сказать первозданная защитная реакция, данная человеку от природы. Агрессия бывает прямая и косвенная. Как правило, ей сопутствуют ускоренный темп речи, повышенный тон голоса, эмоциональное вовлечение в проблему.
 И третий тип реакции: уверенность, внутреннее спокойствие.
 То есть ассертивное поведение. Это доступно лишь человеку, отвечающему за свои поступки и знающего им цену. С точки зрения речевых стратегий - это голос из диафрагмы, достаточно громкий, фразы - короткие, точные и емкие по смыслу.
 Уверенный в себе человек способен противостоять любым манипуля-
 тивным провокациям. Для этого используются несколько апробированных
 способов.
 Первый. Отвлечение внимания.
 Это довольно простой, но очень эффективный способ. Попав в сложную ситуацию и не желая ее усугубить, вы можете просто "перевести стрелки". Помните, как это сделал герой фильма "Вор"? Бросив в глаза соль партнерам по картам, он выбегает из бани и лоб в лоб сталкивается с милиционерами. Его реакция:"Там в бане драка - сделайте что-нибудь!"
 Второй. Самовзвинчивание. "Наезд".
 Нарочитое самовзвинчивание - тоже действенный способ выхода из экстремальной ситуации. Пример из того же фильма -"Вор". Когда патруль начинает настаивать на предъявлении документов, главный герой постепенно "закипает":" Вы что, ребята? Ну, давай, давай проверяй! За кого я на Курской дуге в танке горел да под Кенигсбергом кишки свои с горящей земли собирал? Чтобы ты, крыса тыловая, документы у меня спрашивал?"
 Третий. Разрыв шаблона.
 Вернемся к предыдущему эпизоду с проверкой документов. В конце, распалившись до предела, главный герой распахивает шинель и рвет на груди гимнастерку, открывая татуировку со Сталиным:" Документ тебе, сука? Вот мой документ! Вот кому я должен документы показывать!"
 Четвертый. Угроза- расслабление-удар.
 И еще один пример из того же фильма, когда агрессивно настроенный мужик кричит в окно главному герою:
 * Слышь, твой пацан дубьем детей молотит!
 В ответ раздается:
 * Слушай ты, ухо пацану отпусти, не то выйду - кадык вырву!
 И дальше:
 * Ладно, мужик, я пошутил. Сейчас выйду - сам уши пообрываю.
 Выходит во двор и со всего маху врезает мужику по морде со словами: "Еще раз тронешь - кадык вырву!"
 Пятый. Юмор.
 Но если вы наделены чувством юмора или знаете подходящий случаю анекдот, то лучше всего прибегнуть к этому варианту выхода из экстремальной ситуации. И когда нападающая сторона расслабится, тут же перевести вину на кого-нибудь третьего: это могут быть неизвестные люди или даже целая организация, или вообще - жизнь.
 А теперь рассмотрим наиболее типичные случаи экстремальных ситуаций, из которых приходится искать выход.
 Общение с представителем ГИБДД.
 С увеличение числа автомобилей резко обострились отношения с "гаишниками". А кому охота платить штраф! и опытные водители уже давно взяли себе за правило жестко придерживаться трех принципов: сражаться до последнего; деньги я всегда успею отдать; "гаишник" - тоже человек.
 По отзывам работников автоинспекции, они чаще всего идут навстречу врачам, педагогам и пожилым людям. Их реже штрафуют, чаще отпускают. Отступают стражи порядка и перед теми людьми, которые ведут себя уверенно. Например, говорят:"Я нарушил правила - покажи мне фотографию, покажи видеосъемку, подтверждующую это."
 Опытный водитель, которого остановили за нарушение, легко входит в любую выгодную для него роль.
 Например, роль робкой жертвы:
 * Да, виноват, да, мчался потому, что у жены случился сердечный приступ, вызвали платную "скорую", а заплатить оказалось нечем. Вот и поехал к знакомым за деньгами. Да, и вообще одни неприятности в жизни! Задумался над тем, как выбраться из этой задницы, ну и не заметил знака. Не штрафуй, помилуй хоть ты меня.
 Жалкий, загнанный человек всегда вызывает сочувствие. И не исключено, что "гаишник" его отпустит.
 Другая роль - в модели психологического доминирования. Главное при этом - не хамить и не угрожать инспектору. Наобо-
 рот, с чувством собственного достоинства, своей значимости намекните ему, что мир тесен и вы вполне можете ему пригодиться. Посочувствуйте ему по-человечески, мол, не понимаете, как можно работать весь день на морозе или в такую невыносимую жару. Ведь запросто можно заработать простатит или варикозное расширение вен. Ненароком вспомните, что своему соседу - тоже инспектору ГИБДД - с помощью своих связей помогли излечиться от простатита. Искренне сочувствие способно расстрогать инспектора.
 Третья роль - рубаха-парень.
 * Командир! Брат! Спасибо! Ты мне сейчас жизнь спас. Я за рулем чуть не заснул, а ты вовремя меня остановил!
 Жмете руку, пересыпаете речь прибаутками или анекдотами, еще раз искренне благодарите. При таком натиске "гаишник" чаще всего хоть и понимает, что ваша судьба в его руках, но как откажешь такому веселому и благодарному парню!
 Четвертая модель - начальник.
 Когда вас останавливает инспектор, сразу предъявляете ему какую-нибудь солидную ксиву и проявляете небывалую энергичность:
 Давай быстрее, командир! Спешу на встречу с министром. Деньги на кредитной карточке, с собой только мелочь.
 И демонстрируете портмоне, в котором только мелкие деньги.
 Пятая модель - забалтывание.
 Это срабатывает в ситуации с неожиданным разворотом событий. Вы нарушили правила, вас останавливает инспектор и выражает желание не в меру строго наказать. У вас же совершенно отрешенное, озабоченное лицо. И вы ему вдруг впариваете:
 * Товарищ лейтенант! У вас есть мобильный телефон? Надо срочно позвонить соседям - я газ не выключил. Все сгорит к чертовой матери! Нет телефона? А где поблизости есть? Как проехать? И вообще - как отсюда быстрее добраться до Марьино? Спасибо! Ну, я помчался?
 Неординарность и непредсказуемость вашего поведения и на ходу придуманной ситуации мгновенно превращают сотрудника дорожной инспекции в вашего помощника.
 Шестая модель - непробиваемый щит.
 * Меня только что за мостом оштрафовал твой дружбан. Хоть режь
 * денег уже нет!
 И выворачиваете карманы, в которых только мелкие купюры, показываете пустой кошелек.
 Седьмаяя модель - разрыв шаблона.
 * Ну, все! Все совпадает, все так, как Верка говорила! Приеду домой - убью ее! Это она на меня порчу навела. Третий раз сегодня штрафуют! Ведьма чертова - убью!
 Восьмая модель - самовзвинчивание.
 * Весь город в колдобинах! Опять машину чинить! Перестроечники хреновы - никто за городом не следит, одна похвальба! Опять колесо полетело!
 Разумеется, сотрудники ГИБДД тоже не лыком шиты. Но противостоять всем этим манипуляторским приемам не всегда удается. Чтобы не попасться на удочку ловкачей-водителей, нужно использовать техники защиты. Самые надежные способы - самые простые.
 Правило первое: не переходить на общение с водителем, как человек с человеком. Строго придерживаться ролевых стандартов: вы - инспектор, он - водитель.
 Второе: воздействовать на психокомплекс вины.
 * Ты превысил скорость, проехал на красный свет и только случай отвел тебя от беды. Ты видел - там дети дорогу переходили? Ты же мог проехаться по людским судьбам. У тебя у самого-то дети есть? А теперь представь, что ты потерял ребенка только из-за того, что кто-то допустил такую халатность.
 Третье: воздействовать на комплекс мужественности (женственности).
 * Ты мужик или может тебе бантик на машину приклеить? Что ты крохоборничаешь? Виноват - заплати штраф!
 Теперь, наученные опытом, работники автоинспекции все чаще используют диктофон для записи разговора с нарушителем.
 Непросто иногда складываются и наши отношения с милицией. Защитники порядка, стражи закона при каждом удобном случае тоже умело пользуются нашими психокомплексами, нажимая на страх, растерянность, неуверенность, чувство вины, мести, мужественность (женственность).
 Уже все мы прекрасно знаем, что с задержанными обычно работают два следователя: жесткий и добрый. Точнее - якобы жесткий и якобы
 добрый. И все равно мало кому удается устоять перед их натиском, даже если вы не виновны.
 Вопросы задержанному обычно задаются веером, и при этом отслеживается его реакции. Ловятся малейшие расхождения в ответах, нюансы речи.
 Вопросы обычно конкретные: что? где? когда? почему? с кем? как?
 * Ты на той квартире был?
 * Был.
 * А помнишь, какой там телевизор?
 * "Сони".
 * А сколько было времени - помнишь?
 * Одиннадцать часов.
 * А холодильник там был?
 * Был.
 * Да нет там никакого холодильника! И ты там не был.
 Но это не факт, что они там были.
 Часто используется блеф.
 * Да мы и так о тебе все знаем. От тебя требуется только формальность - поставить подпись на этой бумаге.
 У тебя дома жена плачет, детки папу домой ждут. А ты здесь сидишь. Да тебя все сдали, как стеклотару за рваный рубль. Твои все подельщики уже раскололись. А ты все героя из себя корчишь. Тоже Шварценеггер выискался! А кому это надо?
 Иногда даже привозят домой под каким-либо предлогом, и там уже "грузят": "Хочешь дома остаться - с детками, с женой? Ставь подпись -
 и дело с концом!"
 Как защититься от подобного рода приемов?
 Первое.
 Во всех ситуациях сохранять спокойствие, демонстрировать уверенность, стойкость.
 Второе.
 Использовать технику "детектор лжи", чтобы отличить блеф от правды.
 Третье.
 Использовать технику "толстокожести", чтобы достойно держать психологический удар.
 Четвертое.
 Давать как можно меньше информации. Отвечать неопределенно -"не знаю", "не помню","плохо себя чувствую - ничего вспомнить не могу".
 Пятое.
 Ничего не подписывать. Но при этом отслеживать все промахи сильной стороны. Впоследствии это можно использовать для защиты своих интересов: там не проведена экспертиза, там нет моей попись, там число не указано и т. д.
 Глава девятнадцатая
 ИСКУССТВО БЛЕФА
 Блеф то же, что Новый год. Хоть и понимаешь, что с первого января ничего не изменится, но все равно хочется верить, что на этот раз он тебя не обманет.
 Суждение известного кутюрье
 Часто ли вы становитесь жертвой открытого обмана? Если вам не изменяет здравый смысл - то вряд ли.
 А сознайтесь хотя бы себе- ловитесь ли вы на удочку изощренного блефа? Наверняка! И скорее всего дело не в вашей наивности или безнадежной глупости. Просто блеф - одна из естественных составляющих нашей жизни. Представьте себе пищу без приправы. Пресно! Но добавьте в нее соли и немного специй - и прорежется поистине волчий аппетит. И не только еда, но и жизнь покажется такой, что облизнешься. Прорежется аппетит к жизни!
 Каждый из нас имеет врожденную склонность к блефу. Может, это даже самая яркая краска инстинкта самосохранения. Ведь все мы хотим произвести на окружающих то впечатление, которое нам выгодно. И самое простое средство в таких случаях, конечно же, блеф. Пальма первенства в этом деле принадлежит кутюрье, политикам, адвокатам, целителям, колдунам.
 Что же такое блеф по своей сути? Это всего лишь заведомое преувеличение, приукрашивание, рассчитанное на легковерие воспринимающей стороны, на создание выгодного впечатления.
 Конечно, можно его трактовать и жестче, как действие, вводящее в заблуждение относительно действительных обстоятельств. Но исполнители обычно бывают столь виртуозны, что поневоле вызывают восхищение независимо от того, бывают они разоблачены или нет. Вспомните Хлестакова, графа Калиостро или Остапа Бендера. Впрочем, зачем далеко ходить за примерами.
 Лет пять тому назад в русском квартале Нью-Йорка открылся "салон магии" самого Григория Распутина. Ну, конечно, не восставшего из праха великого старца, а как оказалось его правнука. Умелая реклама сделала свое дело, и вскоре популярность новоявленного Распутина затмила славу многих местных психоаналитиков. Для вящей убедительности молодой колдун демонстрировал посетителям собственноручно нарисованное генеалогическое древо, наглядно доказывающее его происхождение от знаменитого царского наперсника и пророка. Погорев на неудавшемся излечении тяжелобольного, маг перекочевал в Лос-Анджелес и успешно продолжил раскрутку своего "бендерленда" под названием салон магии. Имя Распутина действовало на всех магически уже само по себе. Новый скандал разразился случайно, когда очнувшись от гипноза некая ярая феминистка сообразила, что великолепный маг под предлогом целительства попросту пользовался ее прелестями. Муж другой жертвы вероломства колдуна оказался горячим парнем и, вломившись в магический салон, измочалил распутника Распутина дубинкой. От полиции, воспользовавшись чарами, колдун сбежал. Знай, Америка, наших!
 Виртуозный блеф! Разумеется никаким правнуком Распутина некий Дмитрий Р-ий не был. Заключив фиктивный брак с бывшей соотечественницей, имевшей американское гражданство, Дмитрий недолго ломал голову над тем, как ему прожить в стране великих возможностей. И попал в самое яблочко. И если бы не зарвался по-русски, то Америка бы может и по сей день гордилась "правнуком" самого Распутина!
 Ученые даже попытались разработать некую шкалу допустимых уров-
 ней блефа для политиков, журналистов, адвокатов, медиков, спортсменов, бизнесменов и представителей прочих профессий, при которых достигаются необходимые результаты. Недобор или перебор - провал.
 Мировая практика показывает, что без искусного использования приемов блефа не состоялся ни один общеизвестный современный политик. И это не дань времени. Еще древнегреческий философ Платон в трактате "Государство" убежденно писал, что политики могут прибегать к блефу ради пользы тех, кто им подвластен. Он был уверен, что "подобные вещи полезны в виде лечебного средства".
 Блестящий образчик политического блефа ежедневно являет миру лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Вспомните, как он строил свою президентскую предвыборную кампанию: отставным военным - по поместью, каждой женщине - по мужу, всех воров - за колючую проволоку, вернуть России все долги зажиревших западных держав, да и вообще влияние России должно распространиться аж до Индийского океана. Лихо? Круто? Нереально? И тем не менее за него проголосовало около 10 процентов населения. Поверили! Все обещанное уже давно забыто, зато новые оптимистичные заявления сыплются как из рога изобилия, и Владимир Вольфович по-прежнему остается одним из ведущих российских политиков и постоянно приковывает к себе внимание журналистов.
 И уж конечно непревзойденными мастерами публичного блефа являются сегодня наши средства массовой информации. Достаточно пробежать глазами кричащие заголовки на первых полосах газет - так называемые "свистки",- чтобы получить представление о грандиозных масштабах блефа. Чего стоят такие перлы, как "Сделал ли Зюганов обрезание?" или "Кефир лечит от импотенции".
 А из телевизионных информационных и рекламных программ мы узнаем, например, что самая главная беда России не замершая экономика, а кариес или антисемитизм. И от того, и от другого могут спасти только жевательная резинка Dirol без сахара и арси-кола. "Кто не знает - тот отдыхает!"
 Кстати, на тему блефа в СМИ - вечнозеленый анекдот. Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон наблюдают парад войск на Красной площади.
 * Да, были бы у меня такие танки - я бы всему миру шею свернул,- потирает руки Александр Македонский.
 * А я бы с такими ракетами весь мир заставил плясать под дудку Великой Римской Империи!- Мечтательно говорит Юлий Цезарь.
 * Лохи вы оба!- Авторитетно заявляет Наполеон.- Танки, ракеты... Да будь у меня такая пресса, хрен бы кто узнал про Ватерлоо!
 Без блефа и в бизнесе делать нечего. Ведь все хотят иметь дело с достойными и надежными партнерами.
 Московский бизнесмен Алексей Б. самые выгодные контракты с зарубежными партнерами заключает только благодаря умению блефовать. Средней руки предприниматель, как все русские люди любитель пожаловаться на жизнь, он долго не мог взять в толк отчего с ним не хотят иметь дело иностранцы. Оказалось, оттого и не хотят, что плевать они хотели на наши проблемы - им нужен партнер преуспевающий и перспективный. И Алексей смекнул, что выход у него один: надо учиться блефовать! И первый же опыт принес успех!
 ...Итальянцы с порога начали изображать из себя крутых ребят. Леша спокойно выслушал их, а потом небрежно достал из ящика стола пустую кожаную папку с золотым тиснением и равнодушно изрек:"Здесь уже есть десяток серьезных предложений от разных фирм. Проекты на несколько миллионов долларов. Серьезные люди - серьезные проекты. Но вы мне чем-то симпатичны. Давайте так - вы все толково изложите на бумаге, а я постараюсь обдумать это в ближайшее время."
 Они написали. Как полагается, поехали отметить знакомство в ресторан. По пути Алексей, как тот небезызвестный кот в сапогах, мельком указывал на солидные офисы: вот наше совместное предприятие с австрийцами, а вот это - с японцами, а это - со шведами. "Нормаль-
 ные люди давно уже вложили деньги в наше дело. Так что вы немного
 опоздали..." - прокомментировал ситуацию Леша. Похоже, итальянцы
 клюнули, начали что-то бойко обсуждать между собой. И Леша решил
 "дожать": "- Да, такие вот дела... Ну да ладно, с вами тоже интересно поработать. Мы сейчас контракт подпишем или после обеда?"
 Контракт подписали в тот же день. Так началось восхождение нового русского бизнесмена Алексея Б. Теперь понятно почему - нового?
 Великолепными мастерами блефа являются адвокаты. Вот откровение одного из них:
 * Блеф - первое средство в нашем деле. Многие адвокаты, делая вид, что читают документ, откровенно перевирают нормы права, на которых основывают свою позицию. И как ни странно, судьи этого не замечают. Так срабатывают "ссылки на несуществующие факты". Это часто практикуется в тех случаях, когда адвокат противоположной стороны не штатный, а приглашенный, и не знает всех нюансов дела. Ему обычно удивленно говорят:"А разве вы этого не знали? Разве вы не видели этот документ? Странно, как это вы, опытный профессионал, не потребовали этот документ у начальства." Таким образом мне удалось как-то выиграть казалось бы безнадежное дело, переиграв адвоката, который до этого десять лет работал судьей.
 Иногда перед судебным заседанием адвокат "запускает утку": "У меня тут одна неувязочка возникла. Вы сами-то что думает по этому поводу?" И выражает глубокое сомнение в силе одного из основных аргументов оппонента. Это обстоятельство обязательно отложится в сознании оппонента, и на заседании суда он сделает акцент именно на этом факте. Тут-то адвокат и выкладывает свои козыри.
 Итак, какие же средства идут в ход, какие приемы используются мастерами блефа? Да самые простейшие!
 Начнем с одежды. Встречают-то нас, как известно, по одежке. Элегантная одежда, дорогие часы, модные аксессуары и косметика всег-
 да производят впечатление. И вообще стильная внешность помогает максимально использовать сильные стороны личности.
 Но всем ли это по карману - одежда от кутюр? А в грязь лицом ударить нельзя - не на помойке же себя нашли, в конце концов! Выход один: пустить пыль в глаза. И в ход идут обычные житейские хитрости. На одежде прежде всего меняются так называемые "лейблы". Конечно, если дама на костюм фабрики типа "А ля Москвошвея" пришпандорит ярлык от Dior, Chanel или Versace, то ее в лучшем случае примут за городскую сумасшедшую. Женские языки, как пистолет: репутация уж точно окажется испорченной навсегда. Поэтому опытные люди никогда не венчают розу с жабой и даже в разговоре о пристрастиях в моде упоминают имена модельеров известных, но не самых знаменитых. И бутики, в которых они якобы одеваются, носят имена не Valentino или Sonia Rykiel, а например Georges Rech. Это лишний раз подчеркивает их разборчивость в одежде и изысканный вкус. Но, конечно же, такой человек никогда не купит за тридцать рублей то, что можно купить за 30 долларов.
 Часто вместо золотых украшений надеваются позолоченные или даже просто бижутерия с поддельными камнями. Но носится и преподносится это все как фамильные драгоценности, так, что ни одна живая душа не заподозрит подлога. Аксессуары от Givenchy знатоки угадают, а в фамильных ценностях - кто разберется?
 Имидж играет первую скрипку в оркестре блефа. Но этим дело может и кончиться, если игра не будет продолжена.
 Еще один эффективный трюк, способный оказать влияние на партнера, это достоверно сыгранная многозначительность или попросту умалчивание. Владеющий искусством блефа никогда не скажет "у нас в Выхино", чтобы не развеять впечатления,что он живет в пределах Бульварного кольца. В этом же ряду и прием "свита делает короля". В непринужденном разговоре упоминаются как хорошие знакомые те или иные влиятельные лица, и вообще всячески подчеркивается значимость круга
 знакомых. Как правило, проверить такую информацию не представляется
 возможным. В этом-то и вся хитрость. Расчет на то, что сработает известный стереотип народного мышления: "скажи, кто твой друг и станет понятно кто есть ты". Люди, как правило, охотно начинают отождествлять такого человека с сильными мира сего. Известно ведь, что хорошие связи ценятся дороже любых денег. Это золотой ключ к решению множества самых разнообразных проблем.
 Часто блефующий тут же демонстрирует свою готовность решить актуальную проблему по телефону. Один-два звонка нужным людям - и готово! Но, как закон, нужных людей именно в этот момент на месте застать не удается. Но зато тут же произносится какая-нибудь фраза типа:" Ладно, дозвонюсь позже, а сейчас мне должны позвонить из приемной министра N, к тому же через полчаса у меня встреча с депутатом нашего округа. А как только дозвонюсь, сразу же сообщу." Потом якобы выясняется, что кто-то из "нужных людей" заболел, кто-то уехал в командировку, и прочие навороты. За это время проблема или решается другими людьми или же попросту теряет актуальность.
 Поддержать имидж позволяют и такие вещи, как сотовый телефон (которые на самом-то деле может оказаться даже и не подключенным), заметные часы какой-нибудь известной фирмы, скажем, Longines или Cartier (но на самом деле не дорогие механические, а электронные), и прочие атрибуты современного делового человека. И тому подобное.
 Жизнь игра, и переиграть кого-то психологически с помощью блефа совсем не грех. Вспомните, сколько переигрывали вас!
 Итак, да здравствует блеф!
 Блеф, как красивая и легкомысленная женщина, сомневающаяся в том, что любит вас, но ей самой так хочется обмануться и поверить в то, что она вам говорит...
 
 
 
 Глава двадцатая
 СЛАДКИЙ ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ
 Сладок поцелуй Иуды - суть женщины по имени Интрига.
 Главный режиссер театра кукол
 * Правды хотел?
 ...Ложь зазмеилась, шипя:
 * Я твоя правда!
 Антонина Ростова
 Интрига - дело тонкое. Это высший пилотаж манипуляторства. И не надо ее путать с дешевыми сплетнями или открытым шантажом. Общего столько же, сколько между острой иглой и гирей. Умные люди пользуются своим тайным оружием в белых перчатках. И далеко не каждому такому же умнику удается разгадать их помыслы.
 В жизни все, как в анекдоте:
 * Рабинович, вы интриган!
 * А кто это оценит?
 Загляните в словарь русского языка и вам все окончательно станет ясно.
 Интрига - скрытые действия, происки - происходит от латинского intricare, что означает запутывать.
 Комбинаторика самой совершенной, самой запутанной интриги проста до умопомрачения: Иванов (интриган) расправляется с Петровым (жертва интриги) с помощью Сидорова (орудие интриги).
 Разрабатывая стратегию и тактику поведения, мастера интриги создают дугу напряжения таким образом, чтобы конфликт разгорелся от спичек в чужих руках. И потому, разумеется, придерживаются двойной линии поведения: открытой и скрытой. Намерения, которые они декларируют вслух, совершенно не соответствуют их истинным целям.
 Известный актер Олег Табаков считает, что всякий, кто зовет людей в даль светлую, не кто иной как интриган:
 * Ленин был интриган. Станиславский с Немировичем-Данченко были уж такие интриганы! Я полагаю, что мои актеры на самом деле думают, что я думаю о них. В этом и состоит самая главная моя интрига.
 Интрига, как проститутка: никогда не знаешь, какую роль она отводит тебе.
 Сколько невинных голов, сколько безупречных репутаций пало жертвами интриг! На этом построена вся мировая литература. Интригами пронизаны политика и дипломатия. Ни один театр в мире не обходится без интриг - со сцены она переползает в кулуары. Без интриг не обходится ни в одном коллективе, через них проходит почти каждая семья.
 Вспомните нестареющий анекдот про мадам Франсуазу, служившую кассиром в платном туалете в центре Парижа. Три года она безупречно
 обслуживала нетерпеливых клиентов в своем заведении. И вдруг исчезла. Случайно забежавший по нужде в туалет на окраине города ее знакомый обнаружил мадам Франсуазу, моющую там унитазы. Пораженный увиденным, он воскликнул:
 * Мадам Франсуаза, как вы оказались здесь, в этой клоаке?
 * Интриги, голубчик, интриги...
 Ваша душа не туалет и нечего туда пускать каждого, чтобы он погадил. Повесьте табличку:"Занято!" И чтобы вы окончательно убедились в своей правоте, послушайте, что сказал нам в частной беседе расстрига-священник:"Выслушивая исповеди людей, я понял одно - люди в сто раз подлее, чем вы о них думаете."
 Интрига, как внезапно нагрянувший шторм: не успеваешь ничего предпринять, как уже оказываешься в пучине страстей. Настоящая интрига долго подготавливается и внезапно осуществляется. И главная опасность ее состоит в том, что она как ничто другое стимулирует инфаркты, инсульты и разного рода психические расстройства. Там, где сильна конкуренция, где у людей в силу характера или профессии обнажена нервная система - там заповедные места для интриги.
 Многие считают, что универсальных методов защиты, как и универсальных приемов плетения интриги, не существует. Это не так. Мы их выявили.
 В каждом конкретном случае выбирается свой оптимальный способ защиты. Лучший выход - вообще не иметь дела с морально нечистоплотными людьми. Но это не всегда удается.
 Искоренить интригу невозможно: ее многообразие и выживаемость потрясают. Как говорил иллюзионист провинциального цирка, "здесь иллюзий быть не должно". У судьбы всегда наготове электрошокер для вас под именем интрига. И чтобы не закончить жизнь в канаве разочарований под забором мечты, есть смысл заранее ознакомиться с самыми распространенными моделями интриги, чтобы суметь вовремя разгадать истинные намерения вашего тайного врага. Смелым, но осторожным, уда-
 ется пройти и через минное поле.
 Итак, как же мастера интриги загребают жар чужими руками?
 Модель первая. Противовес.
 Генеральный директор фирмы Иванов замечает, что его заместитель Петров стал резко набирать обороты. Стал увереннее вести себя в кол-
 лективе, самостоятельнее в своих действиях, завел влиятельные связи
 в высших инстанциях и вообще всячески старается перехватить инициативу. Директора так и подмывает пойти на открытую конфронтацию: да кто он такой этот выскочка Петров! Без году неделю тут крутится, а поди ты, уже имеет большее влияние на коллектив, чем директор. Но открытая конфронтация заведомо - проигрыш.
 Гендиректор - человек, прошедший крепкую школу бюрократизма, это хорошо знает. И продолжая внешне доброжелательно относиться к деятельному Петрову ("Будь он трижды проклят!"), поручает осуществление нового проекта именно Петрову - как толковому, знающему дело специалисту, у тому же работоголику. А на его место временно подбирает второго зама.
 Вторым заместителем директор назначает Сидорова - человека нейтрального, ни сном ни духом не ведающего, какая участь ему уготована.
 На Петрова возлагаются все надежды и, конечно же, ответственность за судьбу проекта. Ему доверительно сообщается:" Ты человек
 опытный, знающий. Поэтому я поручаю тебе новое перспективное дело,
 от которого зависит будущее нашего предприятия. Ну, а рутиной пока
 займется Сидоров."
 А "рутина" - это как раз финансы, кадры, связи с клиентами - то есть кровеносная и нервная системы фирмы.
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
 Инициатору интриги Иванову заранее известно, что предложенное Петрову направление работы тупиковое. Когда-то он сам пытался этим заниматься, но понял всю бесперспективность затеи. Но Петров-то это-
 го не знает! И, окрыленный высоким доверием, бросает все свои силы
 на продвижение проекта в жизнь. Дело не клеится, он упорствует, на
 него уже поглядывают косо, уверенности в себе у него убавляется, наработанные связи постепенно ослабевают.
 А директору за это время уже удалось хитроумными маневрами создать между двумя замами зону искусственного напряжения. И пока Петров утрясал свои отношения с Сидоровым, заморозились и его добрые отношения с директором.
 И в конце концов, наступает время "Ч", когда Петрова вызывают "на ковер" и вменяют в вину провал проекта:" Ты полгода работал в парниковых условиях. Мы на тебя рассчитывали. И что ты сделал? Где конкретные результаты? Нет их! И вообще, похоже, что ты выдохся. Давай-ка иди в отпуск. Через месяц дадим тебе последний шанс."
 Разговор этот происходит тогда, когда Петров уже вышел на финишную прямую, на самом деле сделав почти невозможное. Осталось еще чуть-чуть дожать - и бесперспективное поначалу дело может обернуться выгодным контрактом.
 За месяц Сидоров доводит дело до конца. И на общем собрании коллектива отмечается, что Петров потратил уйму времени и ничего толком не добился, а Сидоров справился с работой всего за месяц. Общее собрание создает видимость объективности. И все выглядит внешне очень достойно: не какие-то там придирки начальства сломали карьеру Иванову, а решающим стало мнение всего коллектива. Директора никто так и не заподозрил ни в чем.
 Сгорел Петров, как спичка на ветру!
 В два приема директор лишил его и репутации, и работы. Как в известной сказке, сначала предложил - пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. А потом попросту стравил Петрова и Сидорова.
 Модель вторая. "Ловля блох".
 Ведущий специалист фирмы Петров закончил работу над серьезным
 проектом, и ему, наконец, дают возможность немного расслабиться. Он
 рад-радешенек, работает себе ни шатко ни валко - имеет право! И не
 подозревает бедолага, что над его головой уже сгустились тучи. На
 его место директор Иванов решил устроить своего племянничка.
 Петров не круглый идиот - подсиживание он заметил бы сходу. Но ведь ни облачка на небе! С текущей работой он справляется легко, зерна от плевел, слава Богу, отделять уже научился. Задания, которые ему поручает дирекция, самостоятельно определяет как первоочередные и второстепенные.
 И вдруг на тебе - гром среди ясного неба! Экстренно созывается собрание отдела и начальство ему инкриминирует срыв важного договора.
 Петров-де вовремя не отправил факс в нужную организацию и завалил все дело. Теперь отдел останется без квартальной премии. Отношения с
 и с коллективом, и с начальством испорчены. Единственный разумный выход - увольнение по собственному желанию.
 А шаровая молния таилась в каком-то малозначимом на первый взгляд документе, о "важности" которого его заведомо не предупредили. Он и на самом деле был малозначимым, и никакой многомиллионный контракт от него не зависел. Но кто теперь об этом узнает? Дело сделано.
 Камнем преткновения оказалась пресловутая раздача премии. В роли Сидорова выступил коллектив.
 Модель третья. "Рыцарский турнир".
 Одолеть двух сильных соперников, которые к тому же действуют согласованно, работая в одной команде,- задача не из легких. Прямой атакой таких не возьмешь. Но на то и существуют уроки истории, чтобы на них учиться. Помните, основное правило политики Римской империи? Divide et impera - разделяй и властвуй!
 Истинные интриганы, как правило, люди с интеллектом и прочным запасом терпения. Им одного в небесной канцелярии недодали: элемен-
 тарной порядочности. Потому для них истинное наслаждение - "делать
 людям злы", как выразилась старушенция Шапокляк. Но, конечно, они
 себя с этим сухоньким стручком не отождествляют. Они гиганты мысли,
 крестные отцы крутых дел - в собственных глазах.
 И рассорить двух друзей - для них плевое дело....Демократичный начальник Иванов вызывает к себе подчиненного
 Сидорова и будто бы между прочим спрашивает:
 * Слушай, друг, а какие у тебя отношения с Петровым?
 * Нормальные. Он классный мужик!
 * А он о тебе как-то странно отзывался на днях.
 * Да ну, фигня какая-то... Он вообще языком зря не треплет!
 * Ну, ладно, мы с тобой тоже не бабы на коммунальной кухне. Иди, работай.
 ... Через какое-то время Иванов конфиденциально говорит Петрову:
 * Слушай, тут Сидоров как-то неоднозначно интересовался тобой, информацию какую-то собирал, что ли... Как ты думаешь, с чего это у него крыша поехала?
 ... Все, масло в огонь подлито. От дыма и Петрову, и Сидорову головная боль обеспечена. Будьте спокойны: посеянное подозрение разрастется в плотную дымовую завесу между недавними приятелями. Человек слаб: он хочет, чтобы его уважали, а не компрометировали, тем более - втихаря, за спиной. И любые попытки оправдаться только подбросят дров в огонь.
 Модель четвертая. Имиджмейкер.

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу