<< Пред. стр. 9 (из 13) След. >>
по вопросам охраны здоровья, материнства и детства,по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности,
по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений,
по вопросам правовой реформы.
по вопросам промышленной политики,
по вопросам регламента, депутатской этики и организации работы Верховной Рады Украины,
по вопросам свободы слова и информации,
по вопросам социальной политики и труда,
по вопросам финансов и банковской деятельности,
по иностранным делам и связям с СНГ,
по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов,
специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам приватизации,
В составе каждого из комитетов в случае необходимости создаются постоянные подкомитеты, возглавляемые председателями. Подкомитеты рассматривают более узкие вопросы или отдельные проблемы в пределах общих задач профильного направления, за разрешение которых несет ответственность тот или иной комитет.
ФРАКЦИИ И ГРУППЫ В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ УКРАИНЫ
13 мая 1998 года Верховная Рада Украины внесла изменения в Регламент Верховной Рады Украины, касающиеся принципа формирования депутатских групп и фракций. Согласно этому решению право на образование депутатских фракций имели политические партии, преодолевшие 4% -ный барьер на парламентских выборах 29 марта 1998 года В то же время не предусматривалось создание депутатских групп. Однако в последствии здесь произошли определенные изменения и вновь стали создаваться отдельные депутатские группы.
Депутатские фракции предварительно обсуждают кандидатуры на должности Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, председателей комитетов, а также персональный состав коллегиальных органов Верховной Рады. Депутатские фракции пользуются правом пропорционального представительства во всех органах Верховной Рады Украины. Уполномоченные представители депутатских фракций (по одному от каждой) создают согласительный совет депутатских фракций, являющийся органом совещательного, согласительного характера.
В Верховной Раде Украины на конец 1999 года функционировали следующие депутатские фракции и группы:
фракция Коммунистической партии Украины (фракция коммунистов);
фракция Народного руха Украины;
фракция Социалистической партии Украины (Левый центр);
фракция Партии зеленых Украины (фракция Зеленых);
фракция Народно-демократической партии (фракция НДП);
фракция "Громада";
фракция Социал-демократической партии Украины (объединенной) (фракция СДПУ(о));
фракция Прогрессивной социалистической партии Украины,
фракция Селянской партии Украины;
фракция "Реформы-Конгресс";
фракция Народного руха Украины. Первая. (Фракция Руха);
фракция "Батькивщина";
группа "Независимые";
группа "Возрождение регионов";
группа "Трудовая Украина"
Фракции и группы время от времени меняют названия, состав и количество своих членов. Лоббист должен следить за этим процессом и обращаться за поддержкой к существующим фракциям и группам в процессе своей работы.
РАСПОРЯДОК РАБОТЫ
В сессионный период еженедельная работа Верховной Рады Украины и ее комитетов начинается во вторник в 10 часов и заканчивается в пятницу в 14 часов. В этот период рабочий день Верховной Рады и ее комитетов начинается в 10 часов и продолжается до 18 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут и с обеденным перерывом с 14 до 16 часов. По согласию депутатов время заседаний в отдельных случаях может быть изменено.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
В соответствии со статьей 93 Конституции Украины право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины.
Законопроекты, являющиеся по определению Президента Украины безотлагательными, рассматриваются Верховной Радой Украины во внеочередном порядке.
Согласно закону Украины "О статусе народного депутата Украины" (статья 11): "Право законодательной инициативы народного депутата Украины в Верховной Раде реализуется в форме внесения:
проекта нового закона, проекта закона об изменениях или дополнениях к действующему законодательству или о его отмене;
обоснованного предложения о необходимости принятия нового закона, закона об изменениях или дополнениях к действующему законодательству или о его отмене (законодательное предложение);
предложений и поправок к документу законодательной инициативы, который рассматривается Верховной Радой.
Право законодательной инициативы народного депутата Украины гарантируется:
обязательным рассмотрением внесенного документа законодательной инициативы на заседании Верховной Рады Украины с принятием решения относительно него;
обеспечением выступления инициатора внесенного документа законодательной инициативы на заседании Верховной Рады при его рассмотрении...
Порядок реализации права законодательной инициативы определяется существующим Регламентом Верховной Рады Украины".
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЗАКОНА
Процесс создания закона и принятия его Верховной Радой проходит через несколько этапов:
1. Подготовка проекта закона. Инициатор принятия определенного законодательного акта готовит его проект в виде текста нового закона (постановления Верховной Рады Украины) или закона (постановления) о внесении изменений в действующие законодательные акты.
2. Внесение проекта в Верховную Раду. Правом внесения проектов в Верховную Раду наделены только субъекты законодательной инициативы, круг которых очерчен в статье 93 Конституции Украины.
3. Предварительное рассмотрение проекта руководством Верховной Рады. Руководство Верховной Рады Украины (Председатель или его заместители) рассматривают проект и направляют в соответствующие профильные комитеты Верховной Рады. Руководство ВРУ может также направить проект для рассмотрения и выводов в правительство, другие органы государственной власти и управления.
4. Рассмотрение проекта в комитетах Верховной Рады Украины. Постоянные комитеты рассматривают проект и готовят вывод о целесообразности его рассмотрения на пленарном заседании либо о необходимости возвращения акта на доработку.
5. Внесение на рассмотрение на пленарном заседании. По представлению постоянных комитетов с учетом мнения правительства руководство ВРУ принимает решение о внесении проекта на рассмотрение на пленарном заседании ВРУ либо о возвращении его на доработку.
6. Внесение в повестку дня. По предложению руководства Верховной Рады последняя на своем пленарном заседании голосованием принимает решение про внесение в повестку дня сессии (текущей пленарной недели) вопроса о рассмотрении соответствующего проекта законодательного акта.
7. Первое чтение законопроекта. В соответствии с повесткой дня проект рассматривается в первом чтении с докладом инициатора, содокладом (как правило, от постоянного комитета), общими дебатами по законопроекту. Суть первого чтения - рассмотрение концептуальных основ проекта и принятие его текста за основу для дальнейшей доработки или его отклонение.
8. Внесение поправок. Субъекты законодательной инициативы в назначенный срок (как правило, одна-две недели) подают в комитет, которому ВРУ поручила доработку проекта, письменные тексты своих поправок к тексту закона, принятому в первом чтении.
9. Подготовка проекта ко второму чтению. Постоянный комитет, как правило, вместе с правительством рассматривают все внесенные поправки, принимают решение об их принятии или отклонении. Выводы в виде сравнительной таблицы (4 колонки: текст первого чтения, все поправки к нему, выводы комитета по каждой поправке, окончательный текст) подаются на рассмотрение на пленарном заседании во втором чтении.
10. Второе чтение проекта. Второе чтение проекта проводится с использованием сравнительной таблицы путем постатейного голосования. Верховная Рада соглашается или не соглашается с предложениями комитета и по ходу голосования поправок определяет окончательный текст каждой статьи, а также голосует за закон (постановление) в целом.
11. Третье чтение проекта. В случае значительного объема текста проекта, внесения большого количества поправок, политической сложности проблемы, являющейся предметом законопроекта, может быть проведено третье (четвертое и т.д.) чтение.
12. Оформление документа. На основании имеющихся материалов (сравнительная таблица, протоколы и стенограммы второго, третьего и т.д. чтений) постоянный комитет готовит окончательную редакцию законодательного акта. После визирования юридическим, редакционным и протокольным отделами закон (постановление) подписывает Председатель ВРУ.
13. Рассмотрение закона Президентом. Подписанный Председателем ВР закон подается на подпись Президенту, который в течение 15 дней одобряет и официально обнародует его или возвращает со своими замечаниями в ВР на повторное рассмотрение.
14. Рассмотрение замечаний Президента. Верховная Рада рассматривает замечания Президента в соответствии с процедурой пунктов 9-10 и принимает решение об их учете или отклонении. Если во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят ВРУ большинством в две трети конституционного состава, Президент обязан его подписать и официально обнародовать в течение 10 дней.
15. Обнародование. Закон, подписанный Президентом, или постановление ВРУ, подписанное Председателем Верховной Рады, передаются средствам массовой информации для опубликования. Тексты, напечатанные в газете "Голос Украины", а также в "Ведомостях ВР", считаются официальными текстами законодательных актов.
Следует заметить, что рассмотрение и принятие решений по некоторым безотлагательным вопросам или при внесении краткого по объему документа может происходить по сокращенной схеме, в частности, без разделения процедуры на первое и второе чтения.
Более подробно и полно с процедурой принятия законодательных актов можно ознакомиться в Регламенте Верховной Рады Украины.
Наглядное представление о законодательном процессе может дать соответствующая Регламенту Верховной Рады Украины схема бюджетного процесса (См. схему).
ЛОББИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Далее рассмотрим возможные действия лоббирующей организации либо отдельного лоббиста во время разворачивания законодательного процесса в Верховной Раде Украины. Шаги, которые может сделать лоббирующая сторона, как правило, должны согласовываться с конкретными стадиями законодательного процесса, их последовательностью, предусмотренной Регламентом Верховной Радой.
Поэтому, если лоббист (как гражданин) или организация (как юридическое лицо), которую он представляет, в инициативном порядке хотят внести законопроект по какому-либо вопросу, им необходимо сделать определенные шаги на этапах подачи законопроекта, его предварительного рассмотрения, обоснования и т.д.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДАЧЕ ЗАКОНОПРОЕКТА
На этом этапе законодательного процесса, а соответственно и процесса лоббирования, лоббисту необходимо:
* Подготовиться заблаговременно, задолго до начала сессионной работы Верховной Рады.
* Глубоко разобраться в сути проблемы, особенно в действующих законодательных актах по конкретному вопросу, что позволит лучше понять, как можно достичь желаемой цели. При этом следует хорошо знать изменения, которые вносятся в планирование законодательного процесса, регламент работы Верховной Рады, особенно с учетом принятия новой Конституции Украины. Еще раз убедиться, действительно ли проблему, представляющую интерес, можно разрешить только при помощи нового законодательства.
* Найти законодателя (депутата), который будет поддерживать законодательные усилия и возьмет на себя роль субъекта законодательной инициативы (спонсора). Попытаться выйти на депутата, который пользуется уважением и одновременно входит в состав нужного (профильного) комитета, к тому же заинтересован в деле и хорошо знаком с проблемой.
* Определить цель, которую требуется достичь. Если текст законопроекта уже подготовлен, попросить депутата, взявшего на себя роль спонсора, еще раз убедиться, отражены ли в нем необходимые интересы, соответствует ли он поставленной цели.
* Внимательно подумать над тем, кто еще может оказать поддержку и кто, вероятнее всего, составит оппозицию. Подготовиться к защите своей точки зрения, к опровержению оппозиционного мнения. Подготовиться и представить финансово-экономическое обоснование и предложения по покрытию расходов на реализацию законопроекта и расчеты относительно выгоды, которую он принесет.
УСИЛИЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ПОСТОЯННЫМИ КОМИТЕТАМИ
Это, вероятно, одна из самых ответственных стадий законодательного процесса. Опыт работы Верховной Рады свидетельствует, что поданные законодательные предложения в большинстве случаев не получают поддержки именно во время предварительного их рассмотрения в постоянных комитетах. Кроме того, поскольку рассмотрение законопроектов в соответствующих постоянных комитетах, так же как и в Верховной Раде вообще, проводится открыто, это предоставляет возможность влиять на содержание отдельных положений предложенных законопроектов и на подготовку выводов о целесообразности их принятия и включения в повестку дня сессии.
Наряду с этим именно на этапе предварительного рассмотрения законопроектов многое зависит от председателей постоянных комитетов, поскольку в основном они определяют время и порядок слушания законопроектов, решают, направлять ли законопроект для предварительного рассмотрения сначала в соответствующие подкомитеты, или же передать его на экспертизу в специально назначенные группы специалистов или учреждений. Это опять-таки открывает возможности персонального влияния на ход таких событий как через лоббирование избранного из числа других авторитетного депутата-спонсора и иных членов данного комитета, так и путем предоставления убедительных аргументов и фактов за или против поданного законопроекта.
Стоит учитывать и тот факт, что порядок рассмотрения и подготовки заключения относительно законопроекта определяется соответствующим комитетом, а потому отличается от комитета к комитету.
Часто существуют разные варианты возможностей засвидетельствовать свое отношение к законопроектам, предварительно рассматриваемым в комитетах В частности, возможны такие варианты:
* лоббирующая организация готовит материалы и ее представитель выступает с аргументированными свидетельствами (экспертными оценками) за или против законопроекта;
* во время открытых слушаний некоторые организации могут воспользоваться случаем, чтобы продемонстрировать свою силу и заинтересованность количественным составом своих членов, присутствующих на заседании комитета.
ДЕЙСТВИЯ НА ЭТАПЕ ОБОСНОВАНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА
В соответствии с Регламентом ВР обоснование законопроекта вместе с текстом самого законопроекта и другими документами подается в письменной форме. Но может случиться и так, что во время предварительного рассмотрения законопроекта в постоянном комитете возникнет необходимость в дополнительных разъяснениях или аргументах со стороны его инициатора.
При этом возникает вопрос, стоит ли предоставлять аргументы? Чтобы ответить на этот вопрос, лоббисту нужно взвесить:
* Достаточно ли глубоко он лично владеет проблемой, чтобы дать исчерпывающие ответы на вопросы членов комитета? Есть ли другой человек, который квалифицированнее и убедительнее ответит на вопросы?
* Изучены ли факты, которые могут дать дополнительную информацию членам комитета в пользу законопроекта?
* Пойдут ли на пользу делу дополнительные разъяснения, сделанные научно-техническими экспертами?
* Принесут ли больше пользы разъяснения и аргументы, подготовленные совместно с другими организациями, выступающими как лоббисты по этому же вопросу?
* Будут ли дополнительные разъяснения и аргументы в комитете наиболее целесообразными? Или, может быть, выгоднее использовать другие, альтернативные методы лоббирования?
Если решено предоставлять аргументы, то прежде чем делать это, нужно:
* Еще раз внимательно перечитать законопроект и убедиться, что имеется точное понимание того, что в нем предлагается.
* Выяснить, не вносился ли подобный законопроект раньше? Если да, проследить историю его внесения.
* Если суть законопроекта не до конца ясна и понятна, поговорить с депутатом-спонсором, почему он был внесен и какая польза от него ожидается. Если имеется намерение поддержать законопроект, спросить у депутата-спонсора, как это лучше сделать.
* Внимательно изучить ожидаемые социально-экономические и другие последствия, финансово-экономическое обоснование и предложения по покрытию расходов государства на внедрение предлагаемого законопроекта. Это чрезвычайно важно. Такие документы, как правило, готовятся до обсуждения законопроекта.
* Переговорить с другими людьми, заинтересованными в данном законопроекте, и узнать их мнение, а так же то, что они будут говорить во время его обсуждения на заседании комитета.
Лучше всего подготовить аргументы в письменной форме, соблюдая ряд правил. В частности, для лоббиста рационально:
1. Идентифицировать себя и организацию, которую он представляет, сообщить о ее размере и местонахождении.
2. Заявить о своей позиции в пользу или против предложенного законопроекта.
3. Сжато сформулировать свои рекомендации, а затем детально пояснить каждую. Ответить на такие вопросы: К чему сводится его личный интерес? Каким образом он пришел к своему выводу? Кто и каким образом получит пользу?
4. Предложить свои дополнения, дать их формулировки и указать место в тексте законопроекта, куда их вставить.
5. По возможности остановиться на вопросе финансово-экономического обоснования поданного законопроекта, то есть на его стоимости или предусматриваемой экономии затрат.
6. Избегать заезженных клише, излишнего многословия, сомнительных обобщений и льстивых суждений.
7. В завершение коротко обобщить свою позицию.
Чтобы добиться эффективности аргументов, следует придерживаться ряда несложных, но действенных советов и рекомендаций:
Следует вовремя прийти в помещение, где будет заседать комитет. Слушания могут начаться с опозданием, но, как правило, они начинаются сражу же. Важно не забыть зарегистрироваться.
Необходимо проявить терпение. В комитете ежедневно могут проводиться чтения законопроектов, которые, казалось бы, мало связаны между собой. Порядок рассмотрения законопроектов может не совпадать со значащимся в повестке дня. Это часто зависит от присутствия депутатов, от имени которых инициируется законопроект. Сначала слово предоставляется депутату-спонсору, затем представителям государственных органов, деятельность которых имеет отношение к содержанию конкретного законопроекта. Остальным участникам его обсуждения слово предоставляется в порядке их регистрации.
Нужно занять удобное место в комнате, где заседает комитет, чтобы быстро подойти к трибуне, когда будет предоставлено слово для выступления.
Важно подготовить нужное количество копий заявления и других документов, чтобы хватило всем членам комитета, а также представителям прессы и заинтересованным лицам. Не нужно раздавать документы лично, можно передать их секретарю во время выхода к трибуне или сразу же после выступления. В некоторых комитетах заведено правило распространять копии документов перед началом слушаний. Копии документов готовятся на листах, удобных по размерам для хранения в рабочих папках депутатов, где находятся тексты законопроектов и другие приложенные к ним документы. Вверху на первой странице заявления следует поставить выходные регистрационные данные обсуждаемого законопроекта.
Читать заявление не обязательно. Выступление окажется эффективнее, если говорить, обращаясь к присутствующим и глядя прямо в глаза членам комитета В таком случае вероятнее, что они будут внимательно слушать, а потом обратятся к письменным свидетельствам.
Выступление должно быть как можно более кратким. В противном случае можно потерять контроль за вниманием членов комитета В большинстве комитетов время для выступлений регламентируется.
Нужно завоевать доверие к себе и внимательно относиться к членам комитета, стремящимся узнать точку зрения каждого. У них нет оснований сбивать кого-либо с толку или бросать вызов, однако у них есть желание задать вопросы, чтобы окончательно прояснить высказываемую точку зрения. Следует по возможности сразу же ответить на их вопросы; если готового ответа нет, необходимо сказать об этом откровенно и пообещать позже предоставить им информацию в письменном виде.
Следует быть готовым кратко обобщить содержание своего заявления, особенно в тех случаях, когда время выступления уже исчерпано. Излишне пересказывать или повторять те точки зрения, которые уже высказывались предыдущими выступающими; можно просто сослаться на них и добавить свои соображения.
Делать слишком эмоциональные заявления - большой риск, даже если накипело на душе. Они могут вызвать враждебность и неприятие, к тому же законодателям интереснее услышать соображения по вопросам обсуждаемого законопроекта
ЛОББИРОВАНИЕ ПОСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА В ПОСТОЯННОМ КОМИТЕТЕ
После окончания слушания законопроекта, поддерживаемого либо отрицаемого лоббирующей организацией, и после того, как его инициатор выступил на заседании комитета, возникает вопрос: что делать дальше? Самое главное - что-нибудь делать! Приведенные аргументы - только начало! Общей ошибкой большинства организаций, готовящих законопроекты в инициативном порядке, является то, что они прекращают следить за дальнейшим развитием событий. Но ведь еще многое можно сделать.
Скажем, во время предварительного рассмотрения законопроекта в комитете возникли какие-то вопросы, оставшиеся без ответов, или же очевидным было отсутствие полного объема нужной информации. Поэтому необходимо приложить максимум усилий, чтобы исправить положение. Позаботиться о том, чтобы все члены постоянного комитета, особенно те, кто поддерживает законопроект, получили дополнительную информацию.
Если лоббист знает депутата, который ему симпатизирует, ему следует посоветоваться с ним по поводу дальнейших шагов. Необходимо лоббировать каждого члена комитета персонально, прежде всего через членов организации в избирательных округах, где они избирались как депутаты, и через тех людей, у которых с ними установились хорошие отношения; прислушиваться к депутатам - членам комитета, к тому, что их волнует; проявлять особое внимание к тем депутатам, которые высказали свою обеспокоенность во время предварительного рассмотрения законопроекта; концентрировать свое внимание на тех членах комитета, которые, как может показаться, еще не определились. Что же касается тех, кто резко выступил против инициированного организацией законопроекта, на них, вероятно, воздействовать будет невозможно.
Известно, что секретариат Верховной Рады ведет дело законопроекта Ценным было бы попросить ознакомиться с ним. В этом деле могут оказаться письма или информация, о которых не упоминалось во время предварительного рассмотрения.
Лоббист может попытаться предвидеть разделение голосов за и против предлагаемого законопроекта среди членов комитета Если не ожидается нужного количества голосов за, можно попросить своих союзников среди членов комитета отложить голосование на какое-то время, чтобы попытаться обеспечить необходимое количество голосов в поддержку законопроекта.
Не следует забывать, что согласно Регламенту Верховной Рады (статья 63.1) на установление сроков рассмотрения законопроектов постоянными комитетами может повлиять согласительный совет депутатских фракций. Поэтому можно обратиться к его членам за поддержкой.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ
Прохождение каждого законопроекта, начиная с предварительного рассмотрения в постоянных комитетах, потом на заседаниях Верховной Рады, всегда имеет уникальный, но вместе с тем циклический характер. Как бы далеко не продвинулось его обсуждение (в первом, втором и тд. чтениях на пленарных заседаниях Верховной Рады), после замечаний и предложений он снова и снова возвращается в постоянные комитеты на доработку. Поэтому работа лоббиста с депутатами на уровне комитетов продолжается дальше, до тех пор, пока законопроект не станет законом.
Разумеется, лоббист или лоббирующая организация не могут позволить себе со стороны наблюдать за судьбой своего законопроекта, на каком бы этапе рассмотрения он не находился. Их работа должна носить постоянный характер.
* * *
Прохождение и окончательное одобрение законодательного акта зависят от конкретного раздела законодательства, расстановки сил в парламенте и многих других факторов, характерных для переходного этапа развития нашего общества. Однако решающую роль в этом регламентированном и уже закрепленном в Конституции Украины процессе все-таки играет личность депутата, его желание и готовность поддержать или не поддержать конкретный законопроект. Законодатель - живой человек, со своими сильными чертами характера и труднопреодолимыми недостатками.
Взвешенность действий законодателя в значительной мере зависит от глубины его знаний, объема информации, которой он владеет. Едва ли не главнейшая задача лоббистов, их отдельных групп заключается именно в том, чтобы вооружить депутата как можно более широкой и самой свежей информацией о проблеме, которую они помогают законодательно решить.
Глава XI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
Всякая масштабная политическая кампания представляет собой скоординированные, целенаправленные и осуществляемые на протяжении определенного периода времени усилия, рассчитанные на решение одной или нескольких задач, которые должны приблизить организатора кампании к стратегической цели, обусловленной его общей социальной миссией.
Кампании преимущественно планируются и проводятся ради того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, разрешить или каким-либо образом исправить или же изменить общую социальную ситуацию. Такая цель достигается путем модификации поведения людей, изменения общественного мнения или законодательства либо путем сохранения в неизменном виде существующего поведения, общественного мнения, законодательной базы по определенному вопросу.
ТИПЫ МАССОВЫХ КАМПАНИЙ, ИХ ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ
Обобщая опыт проведения массовых политических (и не только) кампаний, направленных на модификацию поведения граждан в желаемом направлении, можно выделить шесть их основных типов:
1. Кампании, направленные на привлечение внимания общественности к какому-либо явлению или событию. Задача сводится главным образом к тому, чтобы заблаговременно предупредить население, помочь ему запомнить нечто важное с точки зрения инициатора кампании. (Скажем, местные органы власти, отделы образования накануне учебного года могут какое-то время предупреждать водителей транспортных средств быть особо осторожными в районах сосредоточения школьников. Либо политическая или общественная организация могут в течение какого-то времени привлекать внимание населения к масштабной акции, запланированной на ближайшее время, призывать граждан принять в ней участие).
2. Кампании по информированию общественности, предоставлению ей некоторой системы фактов или аргументов по отдельной важной проблеме. Такие усилия, как правило, прилагаются параллельно с привлечением внимания населения и дополняют первый тип кампании.
3. Образовательные кампании среди общественности. Понятие образование тут употребляется в буквальном его понимании, то есть имеется в виду усвоение материала определенного содержания и объема и применение полученных знаний в повседневном поведении.
4. Кампании, направленные на закрепление установок и линий поведения тех, кто имеет общие с организаторами точки зрения. Такие кампании, как правило, нацелены на то, чтобы постоянно подчеркивать общность социальных ценностей общественности и тех, кто эту кампанию проводит.
5. Кампании, целью которых является изменение или попытка изменить установки тех, кто не разделяет точку зрения или позиции организатора по какой-либо проблеме. Такие кампании очень сложны и требуют немалых усилий для устранения так называемого "когнитивного диссонанса", то есть преодоления ситуации, когда люди не склонны проявлять интерес к содержанию информации, расходящейся с их собственной точкой зрения, диссонирующей с нею.
6. Кампании, направленные на модификацию поведения, например, на то, чтобы убедить людей пользоваться ремнями безопасности во время езды в автомобиле или доказать, что нетрезвый водитель за рулем - враг и себе, и окружающим. В сфере политики примером подобной кампании могут служить усилия убедить избирателей принять участие в голосовании и доказать, что в условиях демократии, когда нужно сделать выбор между прошлым и будущим, каждый голос может стать решающим.
Вполне понятно, что предложенную типологию массовых кампаний можно расширить. Можно предложить и совершенно иную. Все зависит от того, по какому признаку мы будем типологизировать политические кампании, к которым относятся и кампании избирательные. Но все же, если в основу типологизации положить разнообразие попыток мотивировать те или иные уровни поведения людей, то выделенные нами типы кампаний скорее всего останутся именно такими или приблизительно такими. Потому что, каким бы сильным ни оказалось стремление доказать, что кампании бывают направлены, скажем, исключительно на изменение мнений, системы рассуждений, силы чувств или даже социального взаимодействия людей, аксиомой остается то, что в политике такие изменения в конечном итоге подчинены главной, довольно прагматической цели - изменить, модифицировать или же сохранить неизменной линию поведения граждан. Другими словами, не следует путать, и прежде всего в сфере политики, средства и ожидаемые конечные результаты. Ведь тот или иной тип поведения граждан, принимающий массовые формы, решает в условиях демократии все, и особенно в условиях демократии плебисцитной, где голос избирателя является основным.
Несомненно, любой тип кампании имеет свои особенности и каждая из них неповторима по своему содержанию, что особенно относится к избирательным кампаниям. Но все они имеют и много общего, особенно с точки зрения организационных вопросов, технологии подготовки и практической реализации.
К какому бы типа не принадлежала кампания, в том числе и избирательная, чтобы надеяться на успех, ее организаторам, как правило, необходимо соблюдать несколько основополагающих принципов, в соответствии с которыми они должны: (1) путем аналитической работы выявлять потребности, цели и возможности приоритетных групп общественности; (2) систематически планировать мероприятия и своевременно реализовывать их; (3) постоянно отслеживать и оценивать проделанную работу и в случае необходимости вовремя вносить соответствующие коррективы и прилагать дополнительные усилия; (4) особое внимание уделять вопросам роли и использования средств массовой информации и межличностной коммуникации; (5) осуществлять точную селекцию соответствующих СМИ с целью выхода на каждую приоритетную группу общественности и наиболее эффективного распространения среди них сообщений.
Изучение успешно проведенных кампаний показывает, что им всегда свойственны следующие элементы:
* Просветительство. Кампания должна обогащать общественность новыми знаниями, нести нечто такое, о чем люди не имели представления, выводить их за пределы обыденности и раскрывать перед ними более широкие перспективы.
* Планирование. Имеется в виду заблаговременное обеспечение необходимых материальных средств для реализации общественностью тех действий, к которым призывает организатор кампании. Так, если он призывает избирателей принять участие в запланированном митинге, место его проведения должно быть удобным, заранее оборудованным и организационно обеспеченным во всех отношениях.
* Принуждение. Для достижения успешных результатов кампании, помимо стимулирующих факторов, должно быть что-то такое, что выходит за пределы усилий собственно кампании. Например, кампания, направленная на стимулирование использования ремней безопасности, может пройти фазы обучения и полного предоставления возможности приобрести и установить в автомобиле такие ремни, однако не принести желательных последствий до тех пор, пока не будет принят закон о штрафных санкциях к тем водителям, которые не соблюдают установленных правил использования ремней безопасности на автотранспорте.
* Полномочия. Это в какой-то мере дополнительная форма усиления значения кампании. В данном случае имеются в виду дополнительные усилия, направленные на убеждение общественности в чрезвычайной важности обращений кампании и ее сообщений. Такой эффект достигается тогда, когда кампания организовывается от имени или по поручению официального учреждения или авторитетной организации или же когда к кампании подключаются и оказывают ей поддержку лица и организации, пользующиеся особым авторитетом среди общественности ("третья партия").
* Оценка кампании. Организаторы кампании должны время от времени проверять ход развития последней, устанавливать, какие ожидавшиеся изменения произошли в поведении общественности, ее отдельных приоритетных групп.
Итак, любая массовая кампания - это сложное явление политического процесса, которое, как правило, почти никогда не протекает стихийно. Именно вследствие заблаговременно спланированных, организационно подготовленных и обеспеченных соответствующими ресурсами акций, принимающих форму массовой кампании, политический процесс получает определенную направленность и позволяет политическим институтам (государственным органам, партиям, общественным формированиям, отдельным деятелям) достичь успеха в своей деятельности, приблизиться к поставленной цели. И тот, кто владеет искусством организации и проведения политических кампаний, всегда имеет больше шансов на успех. Это особенно справедливо, когда речь идет об избирательном процессе в условиях демократического общества. Далее, опираясь на современный зарубежный и некоторый отечественный опыт, рассмотрим практические вопросы организации избирательной кампании.
ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Избирательная кампания - это те же самые скоординированные, целенаправленные, но осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов.
Одна из самых заметных особенностей избирательной кампании заключается в том, что в качестве ее главного действующего лица выступает сам кандидат на определенную выборную должность. Кандидат, который надеется победить на выборах, должен стать органической составляющей относительно многочисленной, хорошо организованной команды своих помощников. Характер избирательной кампании предполагает совместную работу коллектива людей, которые вместе с кандидатом преодолевают путь к намеченной цели. Кандидаты, проигравшие выборы, как правило, хорошо знают из собственного опыта, что "в одиночку" выиграть кампанию практически невозможно.
Самоорганизованность кандидата непосредственно влияет на результаты кампании. В ходе избирательной кампании необходимо разумно использовать все имеющиеся ресурсы, которые всегда ограничены. Такими ресурсами являются прежде всего время, средства, люди и их таланты.
Но, какой бы талантливой ни была команда непосредственных помощников кандидата, выборы невозможно выиграть без участия и скоординированной работы добровольцев. Именно они устанавливают связь между кандидатом и избирателями. Характерно, что такие контакты с избирателями дают дополнительные стимулы для самой кампании.
Как уже говорилось, каждая избирательная кампания уникальна по содержанию, структурному построению и характеру протекания. Кампании различаются в основном тремя следующими факторами:
* личностью кандидата - его способностями, взглядами на жизнь, характером, а также профессиональными связями, влияющими на структуру и организацию кампании;
* спецификой окружения - географическими и демографическими особенностями избирательного округа, количеством избирателей, уровнем органа власти, в который проводятся выборы. На характер организации кампании оказывают влияние урбанизация местности, наличие средств массовой информации, число добровольных помощников, принимающих участие в избирательной кампании;
* политическим планом - политическими целями, стратегией, общей темой, направленностью, графиком, бюджетом, тактикой. Все эти направления определяют структуру организации избирательной кампании.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Каждая избирательная кампания не похожа на другие. Но есть пять принципов, которые всегда следует иметь в виду, чтобы эффективно организовать кампанию.
Во-первых, должен быть план действий, охватывающий организационные вопросы и общую стратегию проведения кампании.
Во-вторых, организация проведения кампании должна учитывать конкретную обстановку. Никогда не стоит копировать структуру других избирательных кампаний. Уникальность кампании обусловливается не только личностными характеристиками кандидата, но и политической ситуацией, которая сложилась на конкретный момент. Всегда нужно помнить, что каждый тактический ход, запланированное мероприятие должны быть кем-то реализованы. Например, если предусматривается распространение агитационной литературы, нужно продумать, кто ее напечатает, распространит или разошлет по указанным адресам.
В-третьих, для эффективной организации кампании нужны способные и талантливые люди. Выборы во многом зависят от добровольцев, работающих бесплатно. Добровольные помощники могут эффективно работать и обеспечить победу на выборах, если их работа умело организована Очень важно доверять добровольцам и благодарить их за приложенные усилия. Во время каждой кампании возникает множество дел, которые нужно выполнить немедленно. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью людей, особенно предлагаемой добровольно.
В-четвертых, сердце кампании - это создание организации (команды) для ее проведения. Несмотря на новейшие технологические достижения, применяемые в средствах связи, при исследованиях общественного мнения, в рекламе, кандидату все равно необходимо иметь действенную организационную структуру. Сегодня следует эффективно применять разнообразную тактику, чтобы добиться победы. Цель организации именно в том и заключается, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы избирательной кампании для укрепления сильных сторон кандидата и нейтрализации их у его оппонента
И, наконец, необходимо соблюдать определенные "правила игры" как при организации (команды), так даже и тогда, когда кандидат решил снять свою кандидатуру. Правила игры требуют поддерживать постоянные контакты с партийной организацией, ее руководителями, избранными должностными лицами, которые в состоянии оказать помощь при создании организации. К ним следует обращаться за советами и по ходу кампании, поскольку они обладают опытом проведения собственных кампаний, как правило, владеют информацией о надежных добровольцах, оппозиции, знакомы с состоянием дел в регионе, имеют статистические данные о прошлых выборах. Следует вежливо относиться к этим людям и заранее решать, с какими просьбами к ним можно обратиться.
Далее подробно рассмотрим основные разновидности работ, которые должны выполняться при проведении избирательной кампании, и выясним структуру ее организации на местном уровне. Однако, поскольку главным действующим лицом избирательной кампании является кандидат, остановимся сначала на его качествах, функциях и действиях.
КАНДИДАТ
Кандидат - лицо, несущее полную ответственность не только перед самим собой, но и перед теми, кто его поддерживает. Каждый кандидат, баллотировавшийся в выборный орган, после выборов чувствует себя усталым, "выжатым", как лимон. Эта работа изнурительна не только для него, но и для его семьи, друзей, всех помощников. Поэтому любой кандидат с самого начала должен быть уверен в себе, в правильности принятого решения и готов отдать все силы для победы.
Кандидат - это эпицентр избирательной кампании. Его поведение определяет успех борьбы. Хотя и не бывает одинаковых кампаний, однако существует ряд универсальных принципов, которых следует придерживаться всем кандидатам на выборные должности. Таких принципов, определяющих роль кандидата во время избирательной кампании, насчитывается, как минимум, десять.
1. Ключевое ответственное лицо. Всем понятно, что в избирательный бюллетень вносится только имя кандидата Поэтому основная ответственность за избирательную кампанию и выборы ложится на его плечи. Ведь именно он дал согласие включиться в борьбу за выборную должность. Поэтому время, имеющееся в его распоряжении в течение кампании, самое важное. Все должны считаться с его мнением. Кандидат - всегда босс.
Кандидат должен напоминать спортсмена, стремящегося победить и отдающего этому все силы. Он должен чувствовать вкус к победе. Кандидату нужно уметь защищать себя и оберегать свою семью от нападок в ходе кампании. Другими словами, "взявшись за гуж, не говори, что не дюж".
2. Бодрый лидер. Кандидат - это общественный "продукт", который должны "купить" избиратели. Основная его задача заключается в том, чтобы завоевать голоса избирателей. Поэтому он обязан сосредоточиться и использовать все свое время для работы с людьми.
На публике кандидат должен демонстрировать положительные эмоции и проявлять энтузиазм. Он обязан создавать у людей впечатление, что все идет прекрасно, даже если это далеко не так. То есть ему нужно быть бодрым и настойчивым в достижении своей цели.
Кандидат не может позволить себе растеряться. Намного легче привлечь к себе добровольцев и удержать их, если они видят перед собой уверенного, бодрого и неутомимого лидера.
3. Главный оратор. Кандидат .задает тон кампании. Он должен пользоваться широкой популярностью. Кандидат - именно тот человек, высказывания которого должна цитировать пресса Поэтому ему необходимо верить в то, что он говорит, иначе люди быстро "раскусят" его.
Кандидат должен сформулировать тему (лейтмотив) избирательной кампании. Если он чувствует, что уже устал повторять одну и ту же мысль, это значит, что она начала доходить до общественности. В то же время очень важно, чтобы кандидат не поучал, а убеждал общественность. Кампания - это слишком короткий отрезок времени, чтобы позволить себе заниматься просветительством. Цель кандидата во время кампании заключается в том, чтобы убедить людей в том, что именно он и есть той уникальной личностью, которая способна лучше всех служить им в случае своего избрания.
Кандидат должен гармонически вписываться в тот общий имидж, который распространяется во время избирательной кампании. Вместе с тем ему нет нужды самому углубляться во все тонкости стратегии. Кандидат должен видеть картину кампании в целом. Его задача -отображать эту картину.
4. Главный сборщик средств. Ведущая роль кандидата в обеспечении избирательного фонда обусловлена двумя обстоятельствами: никто другой так, как он, не ощущает потребности в этом фонде, и никто лично в нем не заинтересован так, как он. Откровенно говоря, большинство жертвователей предпочитает персонально поддержать кандидата, поскольку именно на него он делает свою ставку.
Вряд ли кому-либо из кандидатов нравится собирать средства В этой роли они чувствуют себя неловко, а то и попросту такими, кто выпрашивает что-нибудь для себя лично. От таких ощущении следует избавиться. Ведь заняв выборную должность, кандидат принесет людям немало пользы. То есть их взносы в его избирательный фонд -это инвестиция людей в свое будущее.
Сбор средств нередко осуществляется путем распределения усилий. В таких случаях задача кандидата - аргументировать, почему он стремиться занять выборную должность. Сбором же средств непосредственно занимается его уполномоченный помощник. Таким помощником может быть лидер партии, руководитель партийной организации, выдвинувшей кандидата Особенно часто это происходит тогда, когда основным источником избирательного фонда кандидата являются средства партии. Такая ситуация особенно распространена в Украине в условиях мажоритарной избирательной системы. Однако стоит помнить: обратиться за взносом - лишь полдела Не следует успокаиваться до тех пор, пока средства не поступят на счет избирательного фонда кандидата
5. Председатель комитета кампании. Кандидат обязан следить за избирательной кампанией в целом, однако не вмешиваться абсолютно во все дела. К сожалению, многие кандидаты оказываются в западне, считая, что никто другой не способен руководить всеми деталями кампании так, как лично они. Однако стремление быть и кандидатом, и руководителем избирательной кампании приносит мало пользы. Чтобы надеяться на успех, нужно заниматься чем-то одним.
Мера личного участия кандидата в принятии решений по тем или иным вопросам ведения кампании - одна из острых проблем. Приведем правило, которое никогда не следует забывать: если кандидат одобрил стратегию избирательной кампании, ее план и график, его обязанность - делегировать полномочия руководить деталями своим помощникам, а самому общаться с избирателями. Слишком многие кандидаты тратят время, например, на подбор цвета символов избирательной кампании, дискуссии относительно ее тактики или улаживание конфликтов среди членов своей команды.
Это, конечно, не означает, что кандидат не должен быть в курсе дел. Он должен получать от своих советников краткие отчеты о таких вопросах ведения кампании, как график основных мероприятий, содержание публичных заявлений, организационная деятельность, состояние финансов и работа со средствами массовой информации. Разумным и эффективным оказывается кандидат, информированный обо всех основных дедах, но сосредоточенный на главном - контактах с избирателями.
6. Главное действующее лицо кампании. Кандидат должен четко придерживаться разумно составленного графика. Он должен точно знать о времени, которое следует потратить на пребывание в отдельных регионах, встречи с нужными избирателями, реализацию таких мероприятий, как встречи с представителями средств массовой информации, контакты с целью пополнения избирательного фонда, речи на митингах, посещения жилищ "от двери до двери".
График кампании всегда жесткий. Кандидатам нужно быть высо-кодисциплинированными во всех своих усилиях и готовыми работать не покладая рук. Исчезновение кандидата из поля зрения - самое плохое, что может произойти во время избирательной кампании. Иногда кандидаты просто куда-то исчезают, считая, что таким образом они плодотворнее используют свое время. Но кандидату, особенно в тех случаях, когда он исчезает и при этом не уверен, что общается с нужными людьми, лучше согласовать это с руководителем кампании.
Очень важно, чтобы график кампании был реалистичным и рассчитанным на живого человека "Кандидат не должен переутомляться, болеть и впадать в депрессию. Ему нужно оставлять достаточно времени между разными мероприятиями, особенно для отдыха, семьи и заработка на жизнь. При составлении графика все это следует заранее предусмотреть.
Составляя график кампании, нельзя забывать и о том, чтобы максимально использовать сильные стороны кандидата и минимизировать его недостатки. Скажем, ответственный за составление графика должен принять во внимание то, что кандидат "жаворонок" или "сова".
7. Доверяющий руководитель. Кандидат должен доверять человеку или людям, которым он делегировал часть своих полномочий. Чаще всего - это руководитель избирательной кампании. Им может быть человек, которому кандидат безгранично доверяет. Руководитель кампании - лицо, дополняющее черты характера и способности кандидата. Например, если последний чрезмерно активен, руководитель кампании должен быть спокойным человеком.
Очень трудно, однако крайне необходимо достичь такого сочетания. Кандидат должен быть полностью уверен в человеке или людях, которых он оставляет вместо себя на время своего отсутствия, в противном случае ему тяжело будет справиться с избирательной кампанией. Вот почему кандидату нужно очень серьезно подойти к назначению руководителя кампании, полагаясь не на родственные связи, а на опыт человека.
Лучше с самого начала совместной работы четко распределить роли между кандидатом и руководителем кампании. От последнего кандидат должен получать полную и свежую информацию о ходе кампании, а так же ответы на возникающие у него вопросы. В то же время не стоит преуменьшать авторитет руководителя кампании и вмешиваться в дела или решения, находящиеся в пределах его компетенции. Другими словами, доверие - это ключ к взаимопониманию между кандидатом и руководителем его избирательной кампании.
8. Поддержка со стороны семьи. Чтобы рассчитывать на успех кампании, кандидатам необходимы согласие и поддержка со стороны их семей. Избирательная кампания, как правило, связана с тем, что кандидату приходится долгое время находиться вдали от семейного очага. Члены семьи, которые понимают все трудности избирательной кампании, могут снять напряжение, тогда как споры и недоразумения только увеличат нагрузку.
С самого начала кампании кандидату нужно обсудить свои планы с семьей и определить степень участия ее членов в работе и планируемых акциях. Их участие нужно анализировать и корректировать в зависимости от ситуаций, возникающих в ходе кампании. Ответственные работники кампании должны с уважением относиться к участию в ней семьи и всячески стремиться установить с ее членами дружеские отношения.
Сам кандидат должен следить за тем, чтобы его загруженность, временный отход от семьи не вызвали проблем по типу "невозвращенных долгов", "равнодушия к детям", "супружеской неверности" и т.д. Кандидат и члены его семьи должны также научиться выдерживать нападки со стороны оппозиции и быть стойкими к возможным оскорблениям в свой адрес.
9. Прекрасный парень. Кандидату нужно быть источником доброты и вызывать у людей чувство, что он лично заинтересован в разрешении их проблем, давать избирателям почувствовать, что даже при расхождении мнений по каким-либо вопросам он заботится о них. Необходимо уметь слушать людей и сочувствовать им.
Еще одно важное обстоятельство. Кандидаты, добившиеся наибольшего успеха, как правило, откровенны. Любое темное дело из их собственного прошлого с большой вероятностью может всплыть на поверхность в ходе напряженной избирательной борьбы. Поэтому кандидату следует быть честным и демонстрировать высокую мораль, обладать здравым смыслом, но не быть при этом наивным человеком.
Кандидат ни в коем случае не должен давать повод воспринимать его "плохим парнем", особенно среди членов своего штаба. Он никогда не должен говорить "нет" тем, кто просит уточнить график, или отказывать добровольным помощникам. Ему не стоит демонстрировать свою нейтральную позицию в спорах среди своих сторонников или выглядеть посмешищем в глазах помощников. Оказывать давление или принуждать кого-либо выполнять определенные поручения должен руководитель кампании или другое уполномоченное лицо, которое тоже волнуют ее результаты.
10. Инициатор, новатор, лидер. Кандидат обязан видеть перспективы развития местности, где он баллотируется. Мало просто понимать суть проблем, крайне важно предложить разумный и реальный подход к их разрешению. Кандидат должен четко представлять, почему он добивается избрания на определенную должность и как он сможет наладить успешный ход дел.
Самый лучший подход к выборам на конкретную должность - это вообразить себя "уже на этой должности". Даже если это пока еще не так, кандидат все равно уже является лидером в данной местности. Поэтому он может стать инициатором изменений как лидер общественного мнения. Ему стоит представить себя на должности, которой он добивается, и поступать как общественному деятелю.
Кандидат должен хорошо разбираться в ключевых и текущих проблемах округа и возглавить стремление людей их разрешить. Стоит сосредоточиться на какой-либо одной ключевой проблеме, разрешения которой он будет добиваться в случае победы на выборах. Эта проблема должна входить в круг его профессиональных интересов и совпадать с опытом прошлой работы кандидата.
Одно предостережение: нельзя затевать того, что невозможно довести до конца; кандидату следует сначала убедиться, что выбранная им проблема целиком не поглотит его во время избирательной кампании.
ПОДГОТОВКА КАНДИДАТА
Существует множество сфер деятельности, где потенциальный кандидат может набраться опыта, который пригодится для избирательной кампании. Но случается и так, что его дела сосредоточены в определенной области жизни, которая почти не связана с вопросами политики. Поэтому время до оглашения намерений баллотироваться потенциальный кандидат должен использовать для пробы своих сил и накопления некоторого опыта и знаний о сути тех битв, которые его предстоят.
Кандидаты часто "врываются" в избирательную кампанию без соответствующей подготовки и представления о том, что их ожидает впереди. Преимущественно это происходит потому, что до момента подачи регистрационных документов человеку просто не хватает времени на осмысление своей роли как кандидата.
Но будем исходить из того, что имеется достаточно времени собраться с мыслями и силами и окончательно принять решение включиться в предвыборную гонку. В зависимости от возможностей на момент принятия такого решения человеку понадобится еще от шести месяцев до года, чтобы стать настоящим кандидатом. Тут многое будет зависеть от его здравого смысла и уже сделанных первых предварительных шагов по пути укрепления своих позиций.
Но даже и тогда, когда нет времени, в случае, если человек уже заявил о своем намерении баллотироваться, никогда не поздно предпринять те необходимые для подготовки кандидата действия, о которых говорится далее.
Привести все в порядок. Кандидату необходимо посмотреть на себя критически, убедиться, в самом ли деле у него есть желание, хватит ли у него выдержки и сил бороться за выборную должность. Прежде чем другое поверят в него, ему нужно самому поверить в себя.
Кандидату следует попробовать разобраться с некоторыми проблемами. Например, существенно то, живет ли он на территории округа, где планирует баллотироваться? По закону это, может быть, и не обязательно, но с политической точки зрения очень важно. Есть ли у него личные долги? Заручился ли он поддержкой со стороны семьи? Имеет ли возможность на время избирательной кампании оставить свою постоянную работу? Может ли он рассчитывать на помощь руководства по основному месту работы?
Слушать, учиться, становиться лидером. Чтобы быть уверенным в себе, кандидату необходимо понимать проблемы и вопросы, волнующие людей в данной местности. И чем более активным он будет на территории избирательного округа, тем глубже проникнется этими проблемами. Кандидату нужно научиться мыслить масштабами "населения округа в целом".
Самый лучший путь к пониманию проблем жителей избирательного округа - это научиться внимательно слушать. Кандидат должен заставить себя ездить по округу и выслушивать людей, говорящих о своих проблемах, должен дать им возможность выговориться и высказать свои мысли как во время случайных встреч, так и на запланированных собраниях Кандидату нужно стремиться охватить все слои населения, никогда не сосредоточиваясь исключительно на тех группах, которые он знает.
Выслушивая людей в округе, он узнает о том, как они высказываются, что их больше всего волнует. Обобщив свои впечатления и разобравшись в сути их забот, он будет больше подготовлен к тому, чтобы стать лидером.
Люди ценят лидера, который выслушивает. Фундаментальный принцип демократической системы власти заключается именно в том, чтобы избранные должностные лица представляли людей, избравших их. Руководителем для них является народ. А сможет ли кандидат деятельно представлять интересы избирателей, если не проникнется их заботами?
Далее мы предлагаем несколько упражнений, выполнение которых позволит кандидату лучше изучить людей в округе и глубже понять, что их волнует.
1. Кандидат читает все письма, пришедшие в редакцию местной газеты в последние две недели. Выбирает среди них 10, наиболее заинтересовавших его. Связывается с их авторами и устраивает с ними встречу для обсуждения вопросов, которые они подняли в письмах. Записывает свои впечатления об этих встречах, а также ключевые фразы, которыми пользовались присутствующие.
2. Кандидат проводит несколько рабочих дней на трех различных предприятиях, где он никогда не был раньше, причем подбирает такие, где работает большинство людей его избирательного округа (лучше сделать это инкогнито). Записывает свои впечатления о работе на предприятиях.
3. Поочередно, в воскресные дни кандидат посещает различные церкви на территории избирательного округа. В каждой пытается поговорить с прихожанами и духовными лицами. Записывает свои впечатления.
4. Кандидат встречается с местными руководителями сферы охраны здоровья, просит у них разрешения провести какое-то время в больницах. Беседует там с больными, родственниками, которые их навещают, и другими людьми. Берет интервью у врачей. Делает записи о своих впечатлениях.
Приведенные упражнения являются примером того, как можно узнать о жизни и проблемах жителей избирательного округа. Полученные впечатления помогут кандидату поразмыслить над тем, что можно еще сделать, чтобы лучше понять людей, его будущих избирателей.
Изучить округ и избирателей. Кандидат должен начать со сбора географической, демографической и исторической информации о своем избирательном округе. Он не должен тешить себя мыслью, что все знает о местности. Следует также собрать материал о результатах предыдущих выборов. Потом, просмотрев всю эту информацию, можно сформулировать задачи для проведения объективного исследования.
Встретиться с ключевыми людьми. Кандидат составляет список известных людей в своем избирательном округе и организовывает встречи с ними. Заносит в список избранных должностных лиц, а также влиятельных представителей промышленности и предпринимательских структур, культуры, лидеров общественного мнения.
Кандидату нужно встретиться с руководством местных партийных организаций, посоветоваться с бывшими кандидатами, которые баллотировались на должность, за которую он теперь борется. Кандидат обязан найти повод для встречи с ними. Если он знает их лично, можно попытаться заручиться их поддержкой. В противном случае это может быть просто визит вежливости с целью обсудить разнообразные проблемы округа. Но не следует возлагать особые надежды на их поддержку, особенно если кандидат лишь случайно знаком с ними.
Большинству кандидатов необходима поддержка влиятельных людей округа. Встречаясь с ними, кандидат должен стремиться произвести на них хорошее впечатление. Тогда они могут поделиться с ним важной информацией об округе, текущих проблемах, предыдущих избирательных кампаниях и вывести на иной круг лидеров общественного мнения. Если он заручится их поддержкой, они помогут его кампании материально, организационно и обеспечат поддержку со стороны общественности.
Изучить ведущих "игроков" в средствах массовой информации. Дальновидный кандидат должен установить добрые отношения со средствами массовой информации в округе. До того, как он выдвинет свою кандидатуру на выборы, необходимо выяснить, кто является ведущими фигурами в средствах массовой информации, способными повлиять на избирательную кампанию. Кандидат составляет список всех каналов массовой информации, обслуживающих округ, включая ежедневные и еженедельные газеты, радио- и телестанции, ведомственные издания.
В каждом из информационных каналов он находит наиболее влиятельных работников, которые могли бы освещать его кампанию: издателей, редакторов газет, руководителей радио- и телестанций, тех, кто задает тон в освещении новостей. Изучает, как эти люди преподносят местные и общегосударственные новости, подают аналитические материалы. Узнает, кто из журналистов специализируется по тем или иным вопросам. Следит за их публикациями на протяжении нескольких месяцев.
В зависимости от своего общественного статуса кандидат делает попытку встретиться с этими ключевыми фигурами и узнать как можно больше об их организациях. Выясняет порядок работы возглавляемых ими информационных каналов, их отношение к письмам на имя редактора, ведут ли они какие-то особые рубрики, например, колонку гостей в газете, местные программы на радио и телевидении и т.д. Эта люди могут стать неистощимым источником информации об округе, его жизни и острых проблемах.
Проявить внимание к местным общественным организациям.
Кандидат пытается расширить свое участие в жизни местных общественных организаций, но без лишней рекламы. Достает информацию обо всех клубах и общественных объединениях, действующих в его избирательном округе. Если он не является их членом, пробует вступить в наиболее влиятельные организации и активно в них работать.
Старается посещать общие собрания таких общественных образований, как советы ветеранов, организации женщин, школьные советы и пр. Выясняет, какие проблемы их волнуют, узнает об их финансовом положении и штатных работниках.
Оттачивать свой профессионализм. Проведение избирательной кампании требует жесткого планирования встреч с людьми, публичных выступлений, знания различных проблем, долгих часов работы и постоянных разъездов. Кандидат готовится к таким испытаниям заранее, стремится находиться в хорошей физической форме. Некоторые кандидаты ради этого худеют, бросают курить, начинают систематически заниматься физическими упражнениями.
Многих беспокоит необходимость выступать перед большими аудиториями, поскольку не каждому удается хорошо это делать. Только постоянные выступления помогут кандидату развить ораторские способности. Нередко случается так, что он намного лучше излагает свои мысли в конце кампании, чем в ее начале. Существуют специальные школы, курсы и отдельные специалисты, которые проводят занятия по ораторскому искусству. Кандидат должен обратиться к ним или, на худой конец, можно попрактиковаться в публичных выступлениях перед своими коллегами.
Кандидат следит за развитием событий, влияющих на его избирателей. Обращает внимание на проблемы, близкие ему по профессии. Говоря о них, он должен разбираться в деталях. Но как кандидату на выборную должность ему нужно скорее убеждать людей, чем заниматься просветительством. Поэтому не стоит углубляться в мелкие детали, а нужно собирать факты, которыми он сможет воспользоваться в предстоящих беседах и выступлениях.
Набрать руководящую команду. Кандидат определяет начальное количество штатных работников кампании и начинает подбирать помощников. Вероятно, у него уже имеются на примете некоторые люди, которые могли бы приступить к работе. Наметив план кампании и глубже разобравшись в ее будущих требованиях, он может организовать больший штат команды. Но для начала стоит наметить потенциальных работников.
Кандидату не следует давать больших обещаний людям на начальном этапе работы. Сначала нужно присмотреться к ним, а уже потом назначать их на официальные должности и загружать обязанностями. Кандидат может использовать это время как испытательный период, чтобы увидеть, как люди работают вместе, как они реагируют на его кандидатуру.
Существует несколько задач, которые в самом начале должны выполнить члены руководящей команды: помочь собрать аналитические материалы, чтобы разработать план кампании, установить потенциальных сторонников и составить список тех, кто делал пожертвования на ведение предыдущих кампаний. Они также могут помочь кандидату подобрать руководителя кампании и других штатных работников команды.
Обратиться м поддержкой к партии. Если кандидат - член партии или входит в состав фракции в представительском органе, то прежде чем заявить о своем намерении принять участие в избирательной кампании, он должен встретиться с лидерами своей партии. Это крайне важная часть политического протокола, которой нельзя пренебречь. Но, кроме того, данные люди более опытны и способны лучше подготовить его как кандидата. Они могут вывести кандидата на необходимые контакты для подбора основных советников, составления списка добровольных помощников, обеспечения поддержки со стороны уже избранных должностных лиц, получения политической информации и финансовой помощи. Они также могут помочь ему скоординировать свою избирательную кампанию с другими кампаниями в данной местности, чтобы избежать конкуренции за одни и те же ресурсы.
Кандидату полезно узнать, как другие кандидаты планируют работать с партийными добровольцами, выполнять программы контактов с избирателями и иную работу во время предстоящих выборов. Такие программы могут оказаться чрезвычайно полезными и для его кампании.
С другой стороны, если кандидат случайно живет в таком районе, где трудно рассчитывать на помощь местной партийной организации, то об этом лучше узнать заранее.
ШТАТНЫЙ ПЕРСОНАЛ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Структура организации, создаваемой для участия в предвыборной борьбе, должна соответствовать чертам характера кандидата и отвечать потребностям конкретной кампании. Как уже говорилось, первый шаг к ее определению связан с разработкой общего плана кампании. Цели и задачи, сформулированные в нем, обусловят тип структуры организации, на котором следует остановиться, чтобы реализовать данный общий план.
Сама схема организации вырастает из потребности делегировать и распределить полномочия и обязанности. В большинстве случаев кампанию местного уровня начинает группа людей, состоящая из кандидата и его ближайших сторонников. Однако сразу же после составления плана вырисовываются отдельные конкретные задачи и рождается примерная схема структуры избирательной кампании.
Кандидат, стремящийся провести кампанию самостоятельно от начала до конца, напоминает адвоката, который сам себя защищает. Такой кандидат редко добивается успеха. Он истощит себя задолго до кульминационной точки кампании. Все добровольцы оставят его, поскольку им надоест быть слугами, лишенными ответственности. В таком случае поражение неизбежно.
Поэтому делегирование и распределение полномочий и обязанностей крайне необходимы для создания эффективной структуры организации (команды кандидата).
В избирательных кампаниях местного уровня для укомплектования их штата чаще всего прибегают к услугам добровольцев, бесплатно выполняющих ключевую работу. Единственная награда для них - удовлетворение от работы на пользу местного населения, кандидата или просто причастность к выполнению доброго дела.
Если проведение избирательной кампании организационно строится преимущественно на добровольцах, важно четко установить, как именно такая команда будет работать, то есть спланировать ее функциональную структуру, поставить перед штабом кампании задачи, распределить конкретную ответственность и уточнить полномочия. Это поможет избежать мелочного эгоизма, который (не секрет!) способен разрушить организационные усилия целого коллектива
Тут нужно проявить находчивость, дать такие названия должностям, которые, разумеется, хорошо бы звучали и имели смысл. Осознание каждым своей значимости явится дополнительным стимулом для людей, добровольно помогающих кандидату.
Существует множество способов построения кампании. Напомним еще раз, что структура создаваемой организации зависит от личности кандидата, политической ситуации и утвержденного плана кампании. (Безусловно, во внимание принимается и существующая избирательная система). Несмотря на то, что каждая кампания неповторима, тем не менее для их проведения, как правило, необходимы ключевые работники. Поэтому остановимся несколько подробнее именно на этом вопросе, а затем рассмотрим различные организационные схемы, которые помогут подобрать штатный персонал избирательной кампании.
Руководитель (менеджер) избирательной кампании. На выборах в местные органы власти руководитель кампании, как правило, является единственным членом команды кандидата, работа которого оплачивается. Наряду с кандидатом менеджер несет ответственность за успех кампании. Он должен быть способен возглавить и объединить разных людей в сплоченную, эффективно действующую команду.
Чтобы работать плодотворно, менеджер должен обладать достаточным объемом полномочий. Кандидату нужно быть настолько уверенным в человеке, назначенном им на данную должность, чтобы разрешить ему принимать ответственные решения. Если же такой уверенности нет, лучше нанять другого менеджера
Приведем некоторые основные моменты, определяющие роль руководителя избирательной кампании:
* Во время избирательной кампании менеджер должен полностью контролировать текущие дела
* Он должен быть абсолютно уверен в кандидате и никогда не высказываться и не действовать против него.
* Менеджер может иметь полномочия собирать средства для избирательного фонда либо не иметь их, однако он несет полную ответственность за бюджет и распределение средств.
* Он обязан постоянно информировать кандидата о работе и ходе выполнения плана кампании, но только в общих чертах.
* Менеджер должен обладать крепким здоровьем и способностью выдерживать нагрузки в течение длительного времени.
* Менеджеру нужно быть настойчивым, не бояться иногда выглядеть "плохим парнем". Он должен иметь смелость ради дела говорить "нет" персоналу, добровольцам и, что очень важно, самому кандидату.
* Менеджер зачастую пребывает в тени, как бы занимая место в последних рядах залов, где кандидат публично выступает. Ему следует больше заботиться об управлении кампанией, чем о том, чтобы красоваться на людях вместе с кандидатом; следить за тем, чтобы пресса цитировала именно кандидата, а не руководителя избирательной кампании и других ответственных работников штаба
* Менеджер должен знать проблемы и возможности участников кампании. Ему необходимо умение "нанимать" и "выгонять", не забывая, однако, что это очень деликатное дело, особенно если штаб состоит исключительно из добровольцев. Менеджер обязан знать, кто и на что способен.
Итак, можно подытожить: если кандидат - это глава руководящего совета, то менеджер избирательной кампании - главный исполнитель ее решений. Менеджер - тот, кто несет полнейшую ответственность за выполнение плана Он должен быть человеком, наделенным здравым смыслом, умеющим делегировать полномочия другим работникам штаба кампании.
Председатель комитета поддержки. Это почетная должность, на которую назначается уважаемый и хорошо известный населению округа человек. Кандидат предоставляет эту должность тому, кто оказал ему доверие. Имя председателя может иногда появляться на основных документах избирательной кампании, брошюрах и объявлениях.
Если кандидат попросил кого-либо стать председателем комитета поддержки, он обязан определить роль, которая в ходе кампании отведена этому человеку. Ведь председатель комитета поддержки нередко может вообразить, что именно он обязан действовать как менеджер кампании, то есть не осознает истинного значения своей почетной должности. К сожалению, иногда бывает и так, что лицо, занимающее данную должность, на самом деле руководит избирательной кампанией, но, естественно, делает это непрофессионально.
Комитет поддержки. В некоторых случаях комитет поддержки формируется для того, чтобы ввести в его состав нескольких "столпов" местной общественности и тем самым укрепить доверие к избирательной кампании и придать ей больший вес. Эти люди позволяют использовать свои имена в качестве сторонников кандидата, но они, как правило, не являются работающими членами штатной команды. В состав данного комитета входят также председатель исполнительного комитета избирательной кампании, заместитель председателя и секретарь.
Руководящий комитет ("кухонный" кабинет). Это рабочая группа в составе 5-7 человек, к которым кандидат и менеджер могут обратиться за советами по ходу избирательной кампании. Это люди, с которыми кандидат считается и которым разрешено откровенно, открыто и критически высказываться о кампании. Состав данной группы не должен превышать десяти человек.
В зависимости от содержания кампании членами "кухонного" кабинета могут быть ведущие работники штаба, которые постоянно встречаются, чтобы оценить ее течение и обменяться информацией. В состав такого кабинета могут также входить менеджер кампании, ответственный за ее график, руководитель группы добровольцев, председатель финансового комитета, казначей, директор по вопросам связей с общественностью (пресс-секретарь) и консультант по юридическим вопросам (юрисконсульт).
Председательствующим на заседаниях "кухонного" кабинета должен быть руководитель избирательной кампании. В зависимости от объема загруженности кандидат тоже может посещать заседания, однако напряженный график работы не позволяет ему делать это постоянно.
Казначей кампании. Основная обязанность казначея кампании -контроль за своевременным и в строжайшем соответствии с действующим законодательством поступлением средств в избирательный фонд.
Казначей - это главный бухгалтер избирательной кампании. Он обязан хорошо знать бухгалтерское дело, избирательное законодательство, поскольку несет ответственность за оформление финансовых документов, связанных с использованием фондов избирательной кампании.
Казначей ведет бухгалтерские книги, оплачивает счета, готовит отчеты об использовании средств и общем состоянии финансов. Он должен работать в тесном контакте с руководителем кампании и ее коммерческим директором.
Коммерческий директор. Вместе с кандидатом он является главным сборщиком средств, необходимых для ведения избирательной кампании. Коммерческий директор должен быть хорошо известен в финансовых кругах. Он выполняет чрезвычайно важную роль в кампании, а потому ему не следует стыдиться просить средства. Это должен быть человек, которого уважает кандидат, с которым хорошо работается другим.
Чтобы собрать необходимые средства, коммерческому директору приходится обращаться за пожертвованиями к предпринимателям, к каждому, кто может сделать взнос, и не жалеть времени на эту работу. Он должен безоговорочно поддерживать своего кандидата, разделять побуждения, заставившие последнего включиться в избирательную борьбу, уметь объяснить это и убедить потенциальных доноров сделать взнос в его избирательный фонд. Этот человек должен работать в тесном сотрудничестве с кандидатом, менеджером кампании и казначеем.
Юрисконсульт кампании. Это может быть практикующий юрист, который консультирует штаб кампании по всем вопросам избирательного законодательства, а также о путях предупреждения возможных его нарушений. Юрисконсульт всегда полезен во время организации деловых встреч, подписания контрактов, соглашений об аренде помещений и сбора подписных листов.
Законодательством, как правило, предусмотрен целый ряд ограничений в ведении кампании, поэтому юрисконсульт тут незаменим. Он обязан следить за тем, чтобы ни кандидат, ни руководитель кампании, ни казначей не оказались за решеткой.
Юрисконсульт также крайне необходим в день выборов. Если возникает потребность, он собирает команду юристов-добровольцев для оказания помощи штабу кампании при нарушениях, случающихся в этот день. Он должен быть наготове, чтобы при необходимости оказать помощь наблюдателям за выборами. Естественно, юрисконсульт обязан хорошо знать законодательство о выборах.
Руководитель группы добровольцев. Еще одним ключевым лицом среди членов команды является руководитель группы добровольцев, умеющий привлекать их и организовывать их работу по выполнению задач избирательной кампании. Иногда такого человека называют еще "организационным директором".
Руководитель добровольцев - ведущая фигура в проведении кампании. Редко есть возможность заплатить всем нужным людям, чтобы сплотить их в единую команду. Поэтому всегда нужны добровольные помощники. Руководитель добровольцев должен обладать талантом набирать и вдохновлять их, руководить их работой.
Руководитель добровольцев обязан вести постоянный учет деятельности добровольных помощников, обеспечивать их материалами, всем необходимым для выполнения задач кампании. Он должен владеть информацией о запланированных мероприятиях, чтобы заблаговременно подготовиться к их реализации.
Общий план избирательной кампании, как правило, подсказывает, каким в каждом конкретном случае должен быть руководитель добровольцев. Известны несколько типов таких руководителей. Скажем, может понадобиться человек для работы в штабе, который направлял бы работу добровольцев по рассылке почты или телефонному оповещению избирателей. В другом случае план избирательной кампании, например, потребует большего сосредоточения усилий на уровне избирательных участков. В таком случае руководитель добровольцев должен постоянно контактировать с избирателями, подбирать добровольцев на месте, руководить их работой на участках. То есть тут опять-таки нужен особенный человек.
Руководитель добровольцев подотчетен менеджеру избирательной кампании.
Ответственный за график кампании. Одно и только одно лицо должно составлять график работы кандидата В некоторых случаях ответственность за это берет на себя руководитель избирательной кампании. Поскольку время кандидата слишком дорого и его следует разумно распределять, координатор графика его работы должен работать на постоянной основе. Это человек, пользующийся абсолютным доверием кандидата.
Ответственный за график должен хорошо разбираться в вопросах политики. Он обязан составлять еженедельное расписание и сбалансировано распределять время кандидата: на публичные выступления, интервью, поездки, аналитическую работу, заседания штаба избирательной кампании, персональные дела и т.д. Он должен также обеспечивать кандидата, менеджера и других членов штаба составленным на неделю графиком.