<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  "Мне кажется, за тем, что вы говорите, скрывается какое-то конкретное чувство".
 Примеры прямых вопросов:
  "Для начала прислушайтесь к вашему внутреннему я, голосу ваших чувств".
  "Что говорят ваши чувства (ваше сердце, тело) на это?" "Что происходит внутри вас?"
  "Можете ли вы разобраться, какие чувства поднимаются на поверхность?"
  "Какие чувства могут скрываться за этим?"
  13. Я считаюсь со своими собственными чувствами и обращаю на них особое внимание. Во-первых, я отражаю их для самого себя и выражаю их, если это кажется полезным: мои чувства часто связаны с тем, что говорит или чувствует клиент. Например: "То, что вы говорите, вызывает во мне неудовольствие и злость (или грусть, или...), а что чувствуете вы?"
  14. Я забочусь о том, чтобы моя вербализация соответствовала моим невербальным утверждениям (например, позе, свойствам речи): если нет тождества и подлинности в этом, то клиент не сможет принять мою вербализацию. И эмпатии, и вербализации следует учиться; в начале и то, и другое трудно и не слишком искренно (так же, как в случае изучения иностранного языка), но со временем подлинное отношение вырастет из дающегося усилием внешнего поведения.
  15. Вместе с вербальными утверждениями клиента я отражаю и невербальные, например, выражение лица, позу и особенно - интонацию и голос. Иногда клиент меньше контролирует себя и более открыт в невербальной экспрессии, чем в вербальной. Для этого я использую другие слова (синонимы и антонимы) или вербализую то, что стоит за словами клиента. Например, когда клиент выражает какое-то желание, существует две возможности. Либо я могу сформулировать его более четко и конкретно, чем это сделал он, либо вербализовать источник этого желания. Если клиент говорит, что ему хотелось отдыха или отпуска, я отвечаю: "Вы в таком стрессе, вы совершенно выжаты и перегорели. Ведь это так?"
  16. Я стараюсь убедиться в том, что моя вербализация не поверхностна и не просто повторяет слова клиента.
  17. Особенно важно воспринимать защитные и охранные механизмы клиента (см. соотв. главу) и вербализовать их с эмпатией. Он может настойчиво сопротивляться моей вербализации, потому что это, возможно, слишком болезненно. Если клиент усиленно противоречит моей вербализации, это может означать, что я попал "прямо в точку". Конечно, я мог и ошибиться. Это не так страшно, потому что клиент часто может ответить: "Нет, неправильно, это обстоит так-то..."
  18. Мои эмпатия и вербализация часто субъективны, то есть они только приблизительно передают высказывание клиента. Поэтому неплохо оканчивать вербализацию внутренним вопросом или выражением, типа "или это не так?" - или "не так ли?" Например: "Все это вас огорчает, не так ли?"
  19. Я не ожидаю слишком многого при отражении, иначе это вызовет сопротивление или отрицание. Говоря конкретно, это значит, что мне следует самому разобраться, какие из указаний этой главы в данной ситуации важны для меня. Для начала я берусь научиться только этому, а остальное придет позже.
 Практические упражнения
 Упражнение 1. За и против
  К настоящему моменту у вас, возможно, накопилось множество вопросов, и вы колеблетесь между согласием, сомнением и отрицанием. Сейчас, наверное, настало время поговорить с кем-то, у кого есть достаточный опыт эмпатии и вербализации. Если вы входите в тренинговую группу, то можно провести живую дискуссию следующим образом: группа разделяется произвольно на две подгруппы, которые садятся лицом друг к другу. Одна группа представляет аргументы "за" и выдвигает соображения в поддержку эмпатии и вербализации. Вторая группа почти все или почти все подвергает сомнению, критикует и противоречит, таким образом представляя противоположную позицию. Во время дискуссии можно переходить с одной позиции на другую временно или постоянно.
 Упражнение 2 Предварительный опыт
  Пожалуйста, обратитесь со своей личной проблемой к человеку, который успешно освоил эмпатическое отражение (включая "принятие и положительное отношение", а также "подлинность и личную конгруэнтность") и приобрел широкий опыт. Такой личный опыт поможет в вашем продвижении вперед.
  Вы также можете многому научиться, слушая опытного терапевта или вашего тренера. Это может происходить следующим образом:
  - Терапевт спрашивает разрешения записать свой диалог на пленку и затем проигрывает ему эту запись.
  - Тренер находит кого-то в группе, кто бы хотел сыграть роль клиента. Терапевтическое интервью происходит в присутствии группы. Однако это может происходить и приватно. Группа прослушивает запись позже и оценивает ее.
 Упражнение 3. Примеры в качестве модели
  Ниже вы найдете 6 утверждений клиента и 5 терапевтических ответов, целью которых является показать хороший пример терапевтического поведения - очевидно, что форма может быть разнообразной. Главное - вербализация чувств и желаний. Пожалуйста, проверьте, в какой степени утверждения терапевта полезны (сравните с установкой на изучение и шкалой оценки данной главы!). Рассмотрите, в какой степени высказывания терапевта могут служить моделью для практического приложения.
  Вы получите большую пользу от этого упражнения, если найдете ответы - отражения сами и запишите их.
  Отрывки из интервью с 30-летним инженером-механиком, женатым, имеющим одного ребенка.
  1. Высказывание клиента:
  У меня всегда замедленная реакция. Мне никак не собраться с мыслями, и мне легче, когда меня заставляют решиться. И на работе, и в личной жизни я даю загнать себя в угол.
  Утверждения терапевта:
  а) Это сердит вас и, может быть, вызывает какие-то другие чувства.
  б) Вам бы хотелось оказывать больше сопротивления, не так ли?
  в) У вас не возникает спонтанно собственное мнение и вы часто чувствуете, что вами манипулируют.
  г) Вы ощущаете себя слабым, и это заставляет вас страдать.
  д) Что-то отпугивает вас от принятия самостоятельных решений,
  2. Высказывание клиента:
  Если девушка влюбляется в меня, я даю себе тоже влюбиться, но я никогда не действую сам и никогда не сражаюсь за женщину.
  Утверждения терапевта:
  а) Вы задаетесь вопросом, как бы вам больше выйти из своего "панциря"?
  б) Не значит ли это, что вы не чувствуете себя способным на это или просто испуганы?
  в) Вы боитесь ясно показать свои чувства и желания.
  г) Вы страдаете из-за своей пассивности, или это какое-то другое чувство?
  д) Значит, что-то парализует вас.
  3. Высказывание клиента:
  Я женился, потому что этого хотела моя жена. В то время я не был уверен, чего я сам хочу. Иногда мне кажется, что с женитьбой я попался. Я должен отдавать больше любви, чем я способен.
  Утверждения терапевта:
  а) Я чувствую в вас отказ от сопротивления, но также и гнев.
  б) С самого начала и до настоящего момента все это было слишком для вас.
  в) Интересно, что вы чувствуете по этому поводу.
  г) Вас это подавляет и в тайне вам приходится упрекать жену.
  д) Это похоже на ярмо, и вам хочется сбросить его.
  4. Высказывание клиента:
  Я не могу развивать свою личность, в выходные дни я не могу делать то, что хочется мне, моя жена мне не позволяет. Это приводит к сценам, а под конец я сдаюсь.
  Утверждения терапевта:
  а) Сначала вы сердитесь и агрессивны, а затем становитесь пассивны и грустны.
  б) Вы чувствуете, что в вас заключено гораздо больше, но как будто в данный момент все это под замком.
  в) Иногда вам хочется бороться за свободу, но всякий раз это не срабатывает.
  г) Это действительно огорчает вас.
  д) По своему опыту я знаю, что в смирении есть свои преимущества, но что вы ощущаете в данном случае?
  5. Высказывание клиента:
  Если бы моя жена была великодушнее и давала мне больше свободы, это бы хорошо отразилось на мне. Но она хочет, чтобы я каждое мгновение посвящал ей и сыну. Я люблю сына. Если я хочу в воскресенье утром заняться спортом, то ей хочется оставаться в постели. Если я хочу отправиться в поход со своими друзьями, она ожидает, что я возьму с собой сына.
  Утверждения терапевта:
  а) Мне бы это, действительно, действовало бы на нервы и приводило бы в ярость, а что вы чувствуете?
  б) Если бы у вас был больше выбор, вы были бы благодарны жене и это было бы новой возможностью в жизни.
  в) Так получается, что никакие из ваших потребностей на самом деле не осуществляются.
  г) Вы чувствуете себя настолько стесненным в жизни, что супружество доставляет вам очень мало удовольствия.
  д) Вы мечтаете о свободе передвижения.
  6. Высказывание клиента:
  Обращаясь со мной, как с ребенком, жена добивается в точности противоположного. Если бы она так меня не принуждала, я мог бы больше с ней ладить и пережил бы то, что мне пришлось жениться. Но она требует либо меня целиком, либо развода.
  Утверждения терапевта:
  а) Мне кажется важным то, что вы хотите сейчас.
  б) То давление, которое вы испытываете, шокирует вас и вызывает возмущение.
  в) Вы чувствуете себя зависимым от ее милости, не так ли?
  г) Если бы ваша жена умела лучше приспосабливаться, вы бы чувствовали себя более комфортно и с самим собой и в своей женитьбе.
  д) Не хотели бы вы рассказать, что вы думаете и чувствуете прямо сейчас?
 Упражнение 4. Первые шаги
  К каждому из следующих высказываний клиента запишите, пожалуйста, ответ, который бы вербализовал его чувства и эмпатически отражал желания и цели, заключенные в высказывании. Затем вы можете классифицировать свои ответы в соответствии с оценочной шкалой для эмпатии и вербализации (см. упражнение 5). Будет даже лучше, если вы попросите обратную связь в своей группе. Прежде всего обратную связь вы получаете невербально, если сидите в центре группы. После чтения вашего терапевтического ответа каждый в круге думает, как бы он классифицировал ваш ответ. Если кто-то найдет, что в вашем ответе не достает отражения, он остается сидеть. Если считают, что ваш ответ содержит оптимальное отражение, то встают и становятся рядом с вами. Между этими двумя крайними случаями существуют промежуточные стадии обратной связи.
  Человек, сидящий в центре, дает группе примерно 30 секунд после чтения своего ответа и затем приглашает группу (всех вместе, а не одного за другим!) проголосовать "ногами". Он может расспросить отдельных членов группы, что послужило причиной, чтобы занять то или иное положение. Если члены группы не хотят физически перемещаться в круге, они могут вместо себя положить свою обувь или кусок бумаги на то место, которое бы они заняли в круге.
  Высказывания клиента: учительница 42 лет, разведена:
  Высказывание клиентки 1: До прошлого года я надеялась, что однажды мой муж вернется ко мне. Но он приносил мне одно разочарование за другим. И все же я до сих пор иногда надеюсь.
  Высказывание клиентки 2: Это какой-то порочный круг: один день я невероятно тоскую, а затем меня одолевает ярость. Моему мужу это совершенно неинтересно. Он прячется за дружескими словами.
  Высказывание клиентки 3: Только благодаря мне муж стал таким, какой он есть сейчас. А теперь он меня отшвырнул и развлекается со своей подружкой.
  Высказывание клиентки 4: Я ненавижу подружку моего мужа даже больше, чем мужа, но она постоянно избегает меня.
  Высказывание клиентки 5: Иногда, особенно когда я испытываю депрессию, мне, хочется побить их обоих. Но и это не принесет мне никакого удовлетворения. Я исполнена ненависти, как мне избавиться от нее?
 Упражнение 5. Работа с оценочной шкалой
  Ваше эмпатическое отражение улучшится, если вы оцените его и будете проверять снова и снова в соответствии со следующей оценочной шкалой. У вас есть следующие возможности:
  5.1: Вы оцениваете себя в целом и эмоционально. Однако дайте и другим людям (возможно, из вашей тренинговой группы) оценить вас в том же духе.
  5.2: Вы оцениваете себя сразу же после интервью - либо с клиентом, либо после ролевой игры в группе. Если вы записали интервью на магнитофон, и вы сами, и группа будете более точны в оценке.
 Оценочная шкала "Эмпатии и вербализации" (эмпатическое отражение, примечание 10).
  Стадия 1: Терапевт не передал чувства и переживания, конкретно выраженные клиентом. Он ограничен предвзятыми рамками относительно точки отсчета, которые исключают точку зрения клиента.
  Стадия 2: Терапевт воспринял явно выраженные клиентом чувства и переживания. Однако в своих ответах он затемнил или исказил эмоциональное содержание высказываний клиента.
  Стадия 3: (Базисный уровень терапевтической эффективности). Терапевт "ухватил" чувства и содержание переживаемого, ясно выраженные клиентом, но часто не "схватывает" более глубоко летящие чувства (или чувства, выраженные несколько спустя). Утверждения терапевта выражают те же чувства и с той же эмоциональной интенсивностью, что и у клиента, но не ведут сколько-нибудь дальше,
  Стадия 4: В своей вербализации терапевт подхватил чувства и переживания, которые клиент не высказал в точности. Таким путем он внес существенный вклад в высказывания клиента, касающиеся его чувств, избежав при этом искажения.
  Стадия 5: Терапевт полностью "настроился" на клиента, так что они оба могут двигаться вперед в совместном исследовании. Более того, позиция терапевта такова, что он может прояснить чувства и переживания, которые клиент еще не может понять сам (это может найти живое подтверждение со стороны клиента).
  Заключение: Терапевт демонстрирует эмпатию и вербализацию в соответствии со следующими стадиями:
 стадия 1 стадия 2 стадия 3 стадия 4 стадия 5 очень мало немного достаточно (базисный уровень) много очень много Упражнение 6. "Мгновенное фото"
  Каждый член группы имеет 10 минут для "мгновенного фото". Он делает заметки обо всем, что приходит ему в голову, и обо всех своих ощущениях (включая неуместные или необычные мысли и чувства), учитывая все пять органов чувств. Главные положения записываются по мере возникновения. После этого члены группы по двое идут на получасовую прогулку. Теперь у первого участника есть возможность в течение 15 минут отчитаться о том, что он записал во время "съемки" (он свободен в выборе того, что сказать и чего не говорить!) Его партнер старается отразить то, что слышит, с эмпатией. Затем они меняются ролями: второй участник отчитывается в течение оставшихся 15 минут, а его партнер вербализует.
  Это упражнение оказалось очень полезным, и поэтому его следует проводить повторно. Оно предоставляет возможность для самоисследования и отражения (на небольшом и личном уровне); оно предлагает ценный личный опыт (как я чувствую себя, когда кто-то вербализует мои чувства), оно может дать новые знания о себе и привести к физическому расслаблению.
 Упражнение 7. Ролевая игра
  Доказано, что ролевая игра является очень полезной и живой возможностью для обучения и практики и поэтому в ней следует часто упражняться. Приводимые ниже могут видоизменяться.
 Описание ситуации;
  Маленькая группа от 3 до 7 членов. Один член группы берет на себя роль клиента, другой - роль терапевта, остальные - наблюдатели. Сначала ролевая игра длится 5 минут, позже от 10 до 20 минут.
 Задача клиента:
  Клиент поднимает вопрос или рассказывает случай - если возможно из сферы собственной жизни, чтобы придать интервью аутентичность. Клиент не может ничего сделать "неправильно" в ролевой игре, потому что в задачу терапевта входит концентрация на всех возможных и невозможных нюансах поведения клиента.
 Задача терапевта:
  Терапевт может поставить перед собой две задачи:
  - исключительное применение метода отражения: в случае невозможности отразить что-то с эмпатией, он не говорит ничего;
  - частичное применение эмпатической вербализации: в случаях, когда отражение не срабатывает, предлагаются другие решения.
 Задача наблюдателей:
  Остальные члены группы наблюдают ролевую игру клиента и терапевта. Чтобы обеспечить точность наблюдений и анализа, наблюдатели ведут протокол интервью. Они записывают слово в слово все важные высказывания клиента, касающиеся его чувств, желаний и вопросов, и, если возможно, слова терапевта. С самого начала наблюдатели могут поделить между собой задачу, чтобы она не стала слишком трудной. Запись ролевой игры на магнитофон может облегчить задачу участникам и послужит более точному анализу.
  Оценка ролевой игры (около 30 минут):
  Клиент, терапевт и наблюдатели (в таком порядке) ведут свободный, неструктурированный обмен мнений (5 минут). После этого все утверждения терапевта анализируются с помощью протокола либо записи на пленке, например, используя следующие вопросы:
  - Что отражается и как?
  - Что достигается отражением?
  - Какие важные высказывания клиента не отражены?
  - Какие применялись методы, кроме отражения, и в какой степени успешно?
  - Какой была бы оптимальная вербализация? (Этот вопрос особенно важен.)
  Анализ и оценка ролевой игры могут быть произведены с использованием оценочной шкалы.
  Варианты ролевой игры:
  а) Некоторым членам группы легче выполнять поставленные ролевой игрой задачи вне группы. В таком случае группа обсуждает запись ролевой игры на пленке. Если члены группы очень заторможены в ролевой игре, этот конфликт может быть разрешен в рамках игры с одним клиентом.
  б) Роль и ситуация для терапевта могут быть облегчены, если ввести в игру партнера-терапевта, который бы отвечал на вопросы в случае, 1-й терапевт не может найти ответ.
 Упражнение 8. Ролевая игра "вверх тормашками"
  Учитывая, что ролевая игра весьма утомительна, я привожу упражнение, которое предлагает перемену и шанс расслабиться, как, впрочем, и повод посмеяться. Более того, можно также научиться чему-то, так как "лучше всего учиться на собственных ошибках".
  Итак, расстановка для игры "вверх-тормашками" следующая: один участник произносит высказывания за клиента (высказывания клиента или мнения, почерпнутые из данной главы!), а все остальные члены группы пытаются вербализовать самым неправильным образом, т.е. давать ответы "вверх тормашками". Попытайтесь найти такие ответы, которые неправильны, но неправильность завуалирована. Также иногда давайте такие ответы, которые возникают при разговорах людей из вашего окружения.
 Упражнение 9. Эмпатическое отражение в повседневной жизни
  Прошу вас также практиковать "вербализацию и эмпатическое отражение" в ситуациях повседневной жизни, например, в разговорах с родственниками, друзьями, коллегами и "врагами", или во время еды и на прогулках с членами тренинговой группы.
  Таким образом, вы получите практический опыт эмпатического отражения. В конце концов, это станет для вас так же легко и непринужденно, как правильная и беглая речь на иностранном языке после длительной практики.
 Упражнение 10. Закрепление материала тренинга
  Пожалуйста, перечитывайте "установку на обучение" и практические советы этой главы много раз - особенно непосредственно до и после терапевтического интервью. Таким способом эмпатическое отражение, которому вы учитесь, будет живым и связанным с практическим применением. В любом случае материал тренинга должен постоянно закрепляться и освежаться в памяти.
 ГЛАВА 5
 ПОДЛИННОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ
 Предисловие
  Подлинность и личная конгруэнтность играют решающую роль в диалоге и в отношениях между терапевтом и клиентом, но этому чрезвычайно трудно обучать и научиться. Данная глава касается, прежде всего, подлинности терапевта, однако задача становится более неподдельной и последовательной и для клиента. На долгом пути к этим возвышенным целям подлинности и тождества не следует забывать слова Роджерса: "Никто не достиг этого состояния полностью" (примечание 1). То, что мы называем подлинностью и путем к ней, в античности выражалось следующим образом: "Узнай себя... стань тем, что ты есть".
 Вводное упражнение
  Отведите время для следующих вопросов:
  - Как я чувствую себя, когда говорю с кем-то, и являюсь ли я подлинным (т.е. соответствует ли мой внутренний опыт внешнему поведению) или нет?
  - Что я ощущаю, когда у меня складывается впечатление о подлинности или фальши моего партнера?
 Установка на обучение
  Как терапевт я стремлюсь к высшей степени "подлинности и личной конгруэнтности" (примечание 2). Под этим подразумевается единство и соответствие между внутренним опытом (всякого сорта чувствами, различными желаниями, мыслями и идеями) и внешним поведением, "конгруэнтность невербальной и вербальной коммуникации" (примечание 3) - глубокое внутреннее переживание часто ненамеренно выражается весьма прямо в невербальном поведении, а именно в выражении лица, позе и тоне голоса. В случае, если человек не стремится быть подлинным, часто происходит так, что его невербальное поведение не соответствует вербальным сообщениям, "как" не конгруэнтно "что". Например, когда человек говорит форсированным голосом и с печальным выражением на лице, что он чувствует себя расслабленным и совершенно довольным.
  Роджерс говорит о "соответствии между опытом, осознанием и коммуникацией" (примечание 4), где под "опытом" он подразумевает неосознаваемое внутреннее переживание, чувство, желание. Понятием "соответствие" он более точно выражает то, что сам обычно называет "конгруэнтностью".
  Говоря другими словами: имея дело с клиентами, я избегаю всякого рода фальшивого театрального, поверхностного, обманчивого, невыразительного и "профессионального" поведения.
  Если я сам стану более подлинным и личностно конгруэнтным, то тем самым я буду моделью и образцом для моих клиентов. Я помогаю им достичь большей подлинности и тождественности, а значит, лучшего здоровья (души, духа и тела, а также жизни в обществе других).
 Объяснение
  1. Карл Роджерс: "Обнаружено, что изменения личности облегчаются в том случае, когда психотерапевт является тем, кто он есть, когда во взаимоотношениях с клиентом он подлинен, лишен "вывески" или "фасада", открыто переживая чувства и отношения, вызываемые в нем настоящим моментом. Мы предложили новый термин "конгруэнтность" и пытаемся описать соответствующее состояние. Под этим состоянием мы подразумеваем, что те чувства, которые испытывает терапевт, доступны ему, доступны его сознанию, он в состоянии прожить эти чувства, быть ими и сообщать о них. Никто не достигает такого состояния полностью, но все же большинство терапевтов умеют прислушиваться к себе и принимать то, что происходит в них; и чем более они способны представлять собой всю сложность своих собственных чувств, без страха, тем выше степень их конгруэнтности (примечание 5).
  Психотерапевт Руфь Кон подтверждает этот опыт и говорит, что исцеление зависит от подлинности во время терапевтического сеанса... Под этим она подразумевает не подлинность любой ценой и при любых обстоятельствах, но скорее "избирательную подлинность". Это способность делать аутентичные высказывания, соответствующие обстоятельствам и целям реальной ситуации. Иногда следует призвать полную открытость в отношении фактов и чувств, а иногда необходимо ограничить общение. Опытный терапевт умеет осознавать одновременно и свои нужды, желания и страхи, и своего клиента, а также делать утверждения о себе с дисциплинированной спонтанностью... То, что он говорит, должно быть аутентично, но нет необходимости говорить все, что аутентично. "Избирательная подлинность... позволяет мне использовать себя, личность, которой я являюсь на самом деле, в моих собственных интересах и в интересах моего клиента, подключая мои терапевтические знания и способности" (примечание 6).
  2. Открытость и прозрачность в отношении своих чувств (например, гнева, удовольствия, боли, нетерпения, бессилия или власти, несовершенства или чувства успеха, благополучия и т.д.) могут помочь мне открыться и стать более восприимчивым по отношению к аналогичным чувствам в клиенте. Когда я что-то отрицаю в себе, то обычно отрицаю то же самое и в клиенте или ищу это в нем в преувеличенном масштабе.
  3. Моя подлинность может усилить подлинность клиента и помочь ему достичь конструктивных перемен - это было продемонстрировано различными эмпирическими исследованиями (примечание 7).
 Практические советы
  1. Больше всего я помогаю расти в себе подлинности и личной конгруэнтности, когда не избегаю своих (положительных и отрицательных) эмоций и желаний и встречаю их с возрастающим уважением переживания (см. главы "Принятие и позитивное отношение" и "Эмпатия и вербализация"). Индивидуальное или групповое интервью, проводимое в духе клиент-центрированного консультирования или других видов терапии психоаналитической ориентации, может быть очень полезно. В этих рамках, будучи защищен и принят, я могу более глубоко осознать собственную неконгруэнтность, за которой скрываются мои защитные механизмы, и достичь возрастающей подлинности.
  2. Я помогаю клиенту достичь возрастающей степени подлинности (разрушая его защитные механизмы):
  - тем, что я: реагирую на его чувства и желания с уважением и теплотой;
  - вербализую его эмоциональные переживания;
  - показываю заметную подлинность и личную конгруэнтность.
  3. Быть подлинным и личностно конгруэнтным не означает просто выражать все мысли и чувства, которые возникают у меня во время процесса терапии - но если я что-то выражаю, то это должно быть подлинно. В основном, я пытаюсь выразить вслух мои наиболее сильные и повторяющиеся чувства, а также те, которые являются препятствием во взаимоотношениях. Я выражаю себя в духе подлинности, но в той степени, в которой это необходимо и полезно для клиента - и для меня.
  4. Кроме открытого и подлинного выражения положительных элементов может оказаться необходимым и полезным, чтобы я также выражал и негативные и таким образом прояснял уровень отношений. Например, "когда я ощущаю, что мне скучно во время контакта с данным клиентом и что это чувство устойчиво, тогда я уверен, что ради него и наших отношений я обязан информировать его о данном чувстве. Это будет также относиться к случаю, когда я боюсь клиента или мое внимание так сосредоточено на моих личных проблемах, что я едва слышу клиента" (примечание 8).
  5. Для того, чтобы вкладываемые в процесс мои собственные переживания были подлинными, необходимы следующие шаги:
  - Я осознаю содержание своих переживаний (чувств, желаний, оценок и т.п.). Затем я пытаюсь прояснить, в какой степени мои чувства являются реакциями на высказывания, сделанные клиентом. (Фрейд называет это контрпереносом.) В какой степени они берут начало (независимо от клиента) во мне и моей истории (перенос на клиента)?
  - Я проясняю, что я разумно могу ожидать от себя и от клиента в данный момент и какие цели я преследую. Как опытный терапевт, а также после длительного терапевтического процесса, имея хорошие взаимоотношения, я могу предъявить и к клиенту, и к себе некоторые требования.
  - Я стараюсь выражать мои чувства конструктивно и представлять их как мой субъективный опыт, чтобы дать клиенту свободу в его собственных субъективных переживаниях.
  Положительный пример: "В данный момент я начинаю испытывать скуку (страх, гнев и т.п.). Как вы себя чувствуете в этот момент?.. Что вы ощутили, когда я сказал вам это?" или "Я чувствую себя довольно-таки усталым. Я хочу прояснить с вами, откуда это идет и нельзя ли что-то сделать с этим".
  Негативный пример: "Вы утомили меня (испугали, рассердили и т.п.). Вы виноваты в этом..."
  6. Я пытаюсь поддержать процесс подлинности тем, что и я, и клиент уважаем важные правила "тематически сфокусированного взаимодействия" (Руфь Кон). Это означает кроме всего прочего:
  - говорить от первого лица и не говорить "некто" (человек);
  - делать личные утверждения и не прятаться за вопросами;
  - осознавать и выражать беспокойство;
  - замечать и вербализовать язык тела или любые другие сигналы.
  7. Я все дальше продвигаюсь в своем осознании и разрушении защитных механизмов (как своих, так и клиента); т.е. я все лучше осознаю, что я защищаюсь, как я защищаюсь, что я защищаю - и почему мне нужно это делать. Защита может быть враждебна жизни, но одновременно она несет функцию поддержания и защиты жизни. В соответствии с этим, я тщательно проверяю, что в данном случае - дело в разрушении или в поддержке защитных механизмов (см. главу "Защита и защитные механизмы").
  8. Имеются конкретные вопросы, которые поощряют подлинность и особенно помогают достичь большей конгруэнтности внутреннего опыта и внешнего поведения. Я могу сформулировать нечто, вроде:
  - Если бы вы были совершенно свободны, что бы вы сделали? Что бы вы сказали этому человеку?
  - Что бы вам действительно хотелось в данный момент? Пожалуйста, хоть раз дайте свободу вашему воображению.
  - Может быть, чтобы лучше себя чувствовать, вам стоит позволить себе подумать обо всем, что должно произойти?
  9. Я могу достичь большей подлинности, если я буду уделять больше внимания языку тела и тому, что хотят сказать мои физические сигналы (см. следующие практические упражнения). Не следует подавлять физические сигналы, скорее их следует ввести и терапевтическое событие. Поэтому во время интервью я отмечаю, что делают мои руки и ноги, как я сижу, дышу, какой у меня голос.
 Практические упражнения
 Упражнение 1
  Следует критически и глубоко обсудить материал тренинга. Это можно более живо провести следующим образом.
  Тренинговая группа разделяется на две подгруппы, которые садятся лицом друг к другу. Одна сторона представляет собой группу "за" и выдвигает все аргументы в поддержку подлинности и личной конгруэнтности. Группа "против" атакует критикой и вопросами.
  Во время дискуссии возможно временно или постоянно переходить на другую сторону.
 Упражнение 2
  В этом упражнении вы научитесь лучше осознавать отдельные части тела и слышать их сигналы. Таким образом вы сможете достичь лучшей личной конгруэнтности, т.е. большего соответствия между внутренним опытом и внешним поведением.
  Пожалуйста, совершите "прогулку" по своему телу. Сядьте на стул (или лягте на пол), медленно закройте глаза и задайте себе следующие вопросы (если возможно, вопросы зачитываются вслух одним из членов группы, и после каждого следует длинная пауза):
  - Что я чувствую в ступнях (в пальцах ног, подошвах, пятках и т.п.)?
  - Как я ощущаю контакт с полом?
  - Где и какие ощущения в моей ноге (правой, левой)?
  - В какой степени я ощущаю таз? спину? живот? грудь? плечи? Что происходит с этими частями моего тела?
  - Что я чувствую в моей левой руке, в правой руке? Каковы ощущения во всей руке (правой, левой)? Что они говорят мне?
  - Какую часть головы я ощущаю более четко? Какую меньше? Что это за ощущение?
  - Хочется ли мне что-нибудь изменить в положении тела?
  Эта "прогулка" по телу завершается потягиваниями, наклонами и глубоким дыханием. Это упражнение требует повторения - более всего перед терапевтическим интервью.
 Упражнение 3
  "Словесная фотография" дает возможность стать более подлинными. Вы осознаете то, что происходит у вас внутри в настоящий момент - возможно, неожиданную полноту или огромное смятение, и т.п.
  Пожалуйста, дайте себе десять минут, чтобы отметить все идеи и ассоциации (даже весьма причудливые чувства и мысли, а также незначительные или непонятные вещи), и все ощущения органов чувств, которые возникают в вас. Отметьте главные идеи, не выстраивая их в определенный порядок и не слишком задумываясь.
  Вначале выполняйте это упражнение одни для собственного осознания и личного опыта. Если захотите, можете поделиться своими наблюдениями (или какой-то частью из них) с группой (или с кем-то одним из группы). Интенсивный личный опыт можно получить, когда делишься информацией с другими или разделяешь чей-то опыт. Если сделать такую "словесную фотографию" перед терапевтическим интервью, то вы заметите, что, с одной стороны, начинаете интервью отнюдь не с открытым умом или в нейтральном состоянии, а с другой стороны, эта "фотография" может дать вам значительное облегчение и прояснить сознание перед интервью.
 Упражнение 4
  Данная "словесная фотография" принесет вам пользу, а также, благодаря языку тела, вы проясните для себя свое реальное состояние и то, что происходит с вами в настоящий момент.
  Вы улучшите самочувствие и лучше уясните себе свое состояние, если будете повторять данное упражнение часто, а также до или после терапевтического интервью.
  Сядьте на стул, медленно закройте глаза и в течение некоторого времени прислушивайтесь к своему дыханию. Затем сядьте как можно более прямо и собранно. Через несколько минут устройтесь на стуле поудобнее и посмотрите, как вы себя чувствуете. Наконец, сидя, найдите такое положение, которое более или менее отвечает вашему теперешнему настроению (вашему внутреннему переживанию). Не спешите, попробуйте разные положения.
  - Находятся ли ваши ступни и ноги в положении, которое отвечает вашему настроению?
  - Выражают ли ваши руки то, как вы чувствуете себя в настоящий момент?
  - Выражает ли положение вашей головы внутреннее эмоциональное состояние?
  Если вы предпочитаете другое положение, то можно выполнять это упражнение лежа или стоя.
 Упражнение 5
  Пожалуйста, попытайтесь классифицировать себя с точки зрения вашего терапевтического поведения во время индивидуального интервью, используя следующую оценочную шкалу. Вы можете сделать это вполне инстинктивно и в общем, но следует также использовать записи интервью с клиентами или ролевую игру (в тренинговой группе) на пленку. Посмотрите, совпадет ли с вашей, сделанная вашей группой или супервизором классификация. Естественно, другие люди могут оценивать только то, что в вашем поведении поразило их, но они не могут судить, насколько оно было подлинно или фальшиво.
 Оценочная шкала подлинности и личной конгруэнтности (примечание 9).
  Шаг 1. Очевидные противоречия между высказываниями терапевта и его чувствами (внутренними переживаниями). Или, даже являясь подлинной реакцией терапевта, его высказывания имеют деструктивный характер и отрицают особенности клиента.
  Шаг 2. Терапевт ведет себя в соответствии с заранее установленной ролью (профессиональной или призванной произвести "хорошее впечатление") и избегает выражения своих личных чувств. Если он выражает подлинные чувства, они в основном негативны или носят защитный характер, и не могут использоваться как основа для достижения ясности во взаимоотношениях.
  Шаг 3. Терапевт не показывает никаких явных противоречий между внутренним (эмоциональным) опытом и внешним поведением, но никогда (или очень редко) показывает себя как собственно личность.
  Шаг 4. Терапевт делится своими (позитивными или негативными) чувствами гораздо чаще, даже если время от времени он воздерживается от их полного выражения. То, что он говорит, подлинно. По крайней мере, иногда он использует свои чувства для более глубокого исследования взаимоотношений "клиент-терапевт".
  Шаг 5. В своих взаимоотношениях с клиентом терапевт совершенно свободен как личность. Его взаимодействие спонтанно, и он открыт проявлениям своих чувств, приятных или неприятных. Он в большой мере такой, какой он есть, и этому соответствуют его чувства и высказывания. Он постоянно проявляет свои чувства конструктивным образом, чтобы открыть новые области во взаимоотношениях с клиентом для обеих сторон и прояснить эти отношения.
 Примечание:
  В кратковременной терапии, направленной на разрешение конфликта, достаточно быть на уровне третьего шага. Более того, это зависит от уверенности терапевта и возможностей клиента, данного контекста и стадии в развитии терапии, когда и как выйти за рамки шага 3. Во время интенсивной терапии шаг 4 достигается после нескольких приемов; шаг 5 может быть достигнут только при особых обстоятельствах.
  Заключение: степень подлинности и личной конгруэнтности терапевта может быть оценена следующим образом:
 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень очень мало мало достаточно (основной уровень) хорошо очень хорошо Упражнение 6
  Пожалуйста, применяйте то, что вы узнали, на практике: старайтесь быть подлинными и личностно конгруэнтными, насколько это возможно, во время своих ближайших терапевтических интервью. Более того, практикуйте подлинность в ролевых играх, а также в диалогах со своими близкими и т. д.
 ГЛАВА 6
 ЗАЩИТА И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (PDM)*
 Вводное упражнение
  Пожалуйста, представьте себе, что вы разговариваете с клиентом (или другим партнером по диалогу) в течение значительного времени, и ваш партнер настойчиво говорит такие вещи, которые пугают вас или не нравятся вам, и постепенно вызывают в вас неприязнь. Другими словами, защитное и оборонительное поведение. Как это сказывается на вашей позе? Что происходит, к примеру, с вашими руками и ступнями? Как меняется ваша поза и линия глаз? Как изменяется ваш голос и дыхание? Можете ли вы представить себе, что произошло бы с вашей позой, если бы партнер не мог видеть вас: например, если б интервью происходило по телефону?
  Если вы входите в тренинговую группу, полезно поделиться своими открытиями и ощущениями.
 Установка на обучение и практические упражнения
  1. Концепция "защитных механизмов" была введена Зигмундом Фрейдом и получила дальнейшее развитие в работах его дочери Анны Фрейд в ее книге "Эго и защитный механизм" (примечание 1). Поскольку защита и защитные механизмы часто оцениваются как негативные и поэтому умышленно отрицаются, в дальнейшем мы будем говорить о защите и защитных механизмах в охранительном смысле (английская аббревиатура PDM) - так как концепция "защиты" в смысле "оберегания" обычно имеет положительное значение. Вообще уместно сказать, что PDM могут быть либо положительными, либо негативными, что они либо сохраняют здоровье, либо ведут к болезни, делают людей счастливыми или несчастными. Одни и те же защита и защитные механизмы могут представлять собой и преимущества и недостатки.
  Такая конфликтность в проявлении PDM может быть проиллюстрирована такими символами или образами, например:
  - стены средневекового города защищают жителей от нападения врагов, но одновременно ограничивают их свободу...
  - рыцарские доспехи отражают удары мечей, но их вес ограничивает свободу движений...
  - атомное убежище защищает людей от атомного взрыва, но из-за смертоносной радиации люди вынуждены находиться внутри него длительное время и жить в скученных условиях без доступа дневного света...
  Навязчивое, постоянное присутствие защиты и защитных механизмов создает ограничение и ведет человека к замкнутости и изоляции.
  Но если они полностью отсутствуют, человек рискует и становится открытым всем и вся. Для меня отнюдь не благоприятно жить и день, и ночь "с душой нараспашку". Однако также плохо отгораживаться от всего, скрестив на груди руки.
 Еще два примера.
  Если у меня нет никакой защиты, то я похож на пациента, больного СПИДом, у которого, в конце концов, не остается никаких защитных сил и он подвержен любым инфекционным заболеваниям. Но если я должен постоянно искать убежища и защиты, то я отрицаю мудрость сказок: в старинной сказке "Спящая красавица" пятнадцатилетняя принцесса (в расцвете своей девственности) погружается в глубокий сон. В конце ее пробуждает поцелуем от сна принц и "затем они сыграли великолепную свадьбу и зажили счастливо" ("Сказки братьев Гримм"). Что произошло бы, если бы принцесса воспротивилась и как-то сообщила бы принцу: "Прошу, не целуй меня! Я хочу и дальше спать! Я хочу оставаться такой, какая я есть! Я не хочу просыпаться, выходить замуж, править королевством, королевская жизнь (via regia) слишком опасна для меня...".
 2. Почему, по каким причинам у меня имеются PDM?
  PDM помогает мне защититься и уберечь себя от страхов, которые кажутся сильнее меня и потому угрожающими: страх возникает тогда, когда у меня есть элементарные, насущные желания (позывы), которые (вероятно) не будут удовлетворены.
  Три соответствующие мнемонические фразы с примерами.
 2.1 PDM как противодействие (одолевающим нас) страхам
  Я испытываю (в качестве ребенка или взрослого) плотские желания (физические позывы), например, пищи, питья, здоровья и сексуального удовольствия. У меня есть (как у ребенка, так и у взрослого) физиологические и духовные желания (ментальные потребности), например, безопасности, любви, счастья, смысла жизни. Если эти желания (почти) никогда не удовлетворяются, то у меня возникают экзистенциальные страхи: страх голода, жажды, болезни, смерти и пр. Или страх отсутствия безопасности, потери любви, одиночества, неполноценности, незначительности и т.п. Или страх одолевающих нас сильных чувств (горя, ненависти и т.п.). Эти страхи могут угрожать мне и травмировать до такой степени, что будет лучше и здоровее, если я воспользуюсь всеми средствами, чтобы защититься и уберечь себя от них: поэтому и мне, и моему состоянию здоровья послужит на пользу, если во мне возникнет PDM.
 2.2 PDM противодействует переполняющим нас желаниям
  Зигмунд Фрейд говорит о трех состояниях "я": ид, эго и супер-эго. Трансактный анализ указывает на нечто подобное в своих трех ипостасях: ребенка, взрослого и родителя. С одной стороны, мое ид (детское я) имеет элементарные желания и позывы физической или духовной природы. С другой стороны, это противоречит явным желаниям, исходящим от моего супер-эго (родительское я). В равной степени справедливо обратное: то, что хочется моему супер-эго, не желает мое ид. Это вызывает напряжение и страх: мое эго (взрослое я) теперь с радостью вмешивается с помощью PDM и таким образом защищает меня от переполняющих желаний как ид, так и супер-эго и связанных с ними страхов.
 2. 3 PDM содействует равновесию
  PDM всегда служит цели уменьшения страхов, ослабления напряжения, снижения сопротивления и превращения трудностей в более терпимые. Однако я должен заплатить за это. Цена может быть разумной или слишком высокой. Вот почему PDM содействует равновесию. Скорее чем о защитных механизмах, Г.А. Кэррол (примечание 2) говорит о механизмах адаптации. Я могу слишком сильно или слишком слабо адаптироваться к запросам, исходящим "извне" или "изнутри", "сверху" или "снизу". Это своего рода ходьба по натянутому канату с постоянной опасностью падения.
 Практические упражнения
  Пожалуйста, кратко запишите ответы на следующие вопросы:
  - что вызывает у вас очень большой страх (кто и что пугает вас, вызывает отвращение, заставляет сердиться, кажется вам запрещенным)?
  - каковы ваши самые сильные желания (особые желания ребенка в вас и взрослого в вас)?
  - в каких обстоятельствах вы стремитесь приспособиться и колеблетесь, не следует ли идти на компромисс?
  3. Термин "механизм" используется оттого, что защита и адаптация обычно возникает механически и автоматически и поэтому бессознательно. Эти механизмы часто возникают в детстве и затем поддерживаются. Так как обычно это нечто бессознательное, некий автоматический процесс, я не имею представления о большей части своих PDM и должен опираться на терапевтическую поддержку и затратить массу времени, чтобы распознать свои PDM, a затем обнаружить, могу ли я вообще, и если да, то как, разрушить их. Кроме неосознаваемых PDM существуют и сознательные, и частично осознаваемые и хотя я осознаю эти паттерны поведения, они являются устоявшимися привычками и поэтому имеют тенденцию к автоматизму, т.е. проявляются без всех мыслей о них или без сознательного решения.
  4. Трудно решить, нуждаюсь ли я (все еще) в том или ином PDM. Если мой страх становится слишком большим, необходимость в защите возрастает, и тогда невозможно сломить PDM.
  5. С одной стороны, PDM уменьшают страх, но они же требуют и много энергии: мне нужна значительная сила, чтобы держать сильные страхи и желания "на привязи". К другим недостаткам PDM можно отнести следующие: мои эмоции притупляются (такие, как плач, смех, гнев, страх и т. п.); мои желания затухают (например, желание сексуальной или эротической близости, безопасности, определенного влияния, смысла жизни); мое общение становится ограниченным и отчужденным, я слишком часто избегаю конфликта. И тогда передо мной встает вопрос, нуждаюсь ли я (все еще) в такой защите и защитных механизмах, или могу (медленно) разрушить их?
  6. В основном, я предполагаю (даже как квалифицированный терапевт), что у меня есть PDM - это относится ко всем людям и, естественно, также и к моим клиентам. Я уважаю это и принимаю во внимание.
  7. Я сознаю свои цели, когда имею дело с PDM и пытаюсь их разрушить. С одной стороны, я хочу освободиться сам (или освободить других) от ненужных PDM, от ограничений и односторонности, в которых нет (больше) необходимости, от патологического или нарушенного поведения. Таким образом, моя цель - освободиться от конкретных проявлений. С другой стороны, это также вопрос освобождения в направлении жизни (в мышлении, чувствах, действиях), которая стремится к целостности. Тому, чему я (почти) не давал раскрыться до сих пор (например, моей "тени"), должно быть дано большее пространство; мне хочется интегрировать это, завоевать его и достигнуть таким путем синтеза. И если до сих пор я любил только "своего соседа", то теперь я хочу "любить себя" и жить в соответствии с девизом "возлюби своего ближнего, как самого себя". Если до сих пор я оглядывался и жил в направлении одной крайности, то теперь я хочу оглянуться и жить в противоположном направлении и, поступая таким образом, приобрести "округлость" и продвигаться по пути в направлении становления личности.
 Несколько иллюстративных примеров:
  - Рациональный человек может быть также и эмоциональным; или - тот, кто "думает нутром", иногда может использовать и голову.
  - Сильный человек может быть также и слабым, и противоположное - "слабак" может обнаружить в себе силу.
  - Моралист может скрывать в себе "грехи", а аморальный и асоциальный тип может обнаружить в себе противоположную крайность.
  - Обязательный человек может одновременно вести себя хаотично и истерично, в то время как неряшливый "хаотичный" человек учится ценить порядок.
  - Депрессивный "пессимист" испытывает также и противоположные крайности в той же степени, что люди постоянно радостные и улыбчивые.
  - Женщинам нравится ощущать свой маскулинный аспект ("анимус"), так же как мужчинам нравится их фемининный аспект ("анима").
  - То же самое относится к односторонне "консервативному" или "прогрессивному" человеку, как, впрочем, к убежденно "религиозному" или убежденному "атеисту".
 Практические упражнения
  Пожалуйста, запишите кратко ответы на следующие вопросы:
  - какие крайности я испытываю односторонне?
  - какие противоположные крайности я могу добавить к ним, которые не достижимы для меня?
  - какое положение я занимаю?
  Если вы входите в состав тренинговой группы, поделитесь своими ответами друг с другом и таким образом закрепите эти упражнения.
  8. Я сознаю тот факт, что PDM могут иметь много аспектов и принимать различные формы. Согласно Зигмунду Фрейду, защита - "многомерна, крайне сложна, часто трудно распознаваема, изменчива... в своей форме" (примечание 3). Интенсивность PDM может постоянно меняться. Часто различные PDM практикуются в одно и то же время. Рационализация может вести за собой изоляцию, "взгляд в сторону", неслушание. В основе своей любое душевное, психическое или физическое поведение может служить как защита.
  Ниже приведены пять психологических и интеллектуальных PDM, а также серия физических PDM.
  8. 1. Психологические и интеллектуальные PDM
  - Рационализация:
  Я нахожу рациональные причины и разумные объяснения, которые, однако, не касаются сути дела. Это ясно иллюстрируется басней, в которой лиса, для которой виноград висит слишком высоко, успокаивает себя объяснением, что, в конце концов, этот виноград слишком кислый.
  - Подавление и отрицание:
  Я подавляю и "забываю" внутренние события (психологическую реальность), например, не осуществившиеся сильные желания или слишком сильные страхи.
  Я отрицаю внешние события (например, отворачиваюсь в сторону, не слушаю), потому что это слишком пугает меня и страшит. Я веду себя в соответствии с поговоркой: "Нечего волноваться о том, чего не знаешь".
  - Проекция:
  Я проецирую те свои характеристики, которые нахожу (очень) неприятными, на других людей. Я приписываю (переполняющие меня) желания и беспокойства на других людей. Я вижу их (и борюсь с ними) в других, но не в себе.
  "Мы проецируем свою собственную психологию на других без запретов и обычно весьма наивно" (К.-Г. Юнг). Философ Кьеркегор выражает это так: "То, что Джон говорит о Джиме, рассказывает нам о Джоне больше, чем о Джиме".
  - Изоляция:
  Я разделяю взаимосвязь между событиями (в прошлом и настоящем) и чувствами. Я признаю только событие и (говорю о нем), но не относящиеся к нему чувства. Я отделился от (переполняющих меня) страхов (или ярости, печали и т.п.) и (почти что) не ощущаю их.
  - Регрессия:
  Если я чувствую, что не справляюсь с ситуацией или с предъявляемыми мне требованиями, я реагирую не в соответствии с моим возрастом, а регрессирую (иду назад) к более раннему или даже детскому поведению.
 Практическое упражнение
  Пожалуйста, найдите практические примеры пяти PDM (работайте индивидуально или в небольшой группе) и задайте себе два вопроса:
  Какие PDM я могу или мог распознать в других?
  Какие PDM я могу или мог обнаружить в себе?
  8.2 Физические PDM:
  Следующие физические позы могут также указывать на PDM (это относится только к ситуации, при которой я сижу и участвую в интервью):
  - мои глаза бегают, и я слушаю "вполуха";
  - я начинаю ерзать и делаю беспокойные жесты руками и ногами;
  - я отклоняюсь назад, а затем вперед слишком явно;
  - я неожиданно выпрямляюсь или разваливаюсь на стуле;
  - я складываю руки на груди;
  - я кладу руки в карманы (и сжимаю кулаки);
  - я становлюсь напряженным и неестественным;
  - я неожиданно меняю манеру речи (говорю быстрее или медленнее, громче или тише, менее отчетливо...);
  - я испытываю усталость, чувство голода, жажды, начинаю зевать...
 Практическое упражнение
  Пожалуйста, найдите практические примеры поз (описанные в 8.2);
  - где вы испытывали такие физические паттерны в себе и в других? Скрывался ли за ними PDM?
  В своем ближайшем диалоге (консультировании, интервью и т.п.), пожалуйста, обратите внимание на свою физическую позу - заметьте и примите все, что ваше тело делает автоматически! Затем попытайтесь обнаружить, чему вы можете научиться из этого и есть ли что-то, что вы можете попытаться изменить. Если возможно, обсудите свои открытия со своей тренинговой группой.
 Практические советы
  Что делать с защитой и защитными механизмами (PDM):
  Ниже приведены способы обращения с PDM моего партнера. Но не описано, как я поступаю со своими собственными PDM. Естественно, существует много равноценных вариантов и работа с PDM, конечно, должна начинаться с самого себя - поэтому я переношу следующие указания на себя.
  1. Я выясняю, желает ли мой клиент работать с PDM и вероятны ли или полезны изменения в настоящий момент. Я воздерживаюсь от какого бы то ни было давления, потому что это только увеличило бы страх, а с ним и PDM.
  2. Я уважаю и обращаю внимание на страхи моего клиента (переполняющие его). Я хочу научиться понимать их интенсивность и значение вместе с ним. Для этого я называю этот страх, стараюсь сделать его понятным и выяснить, может ли он быть уменьшен в настоящий момент. Только после уменьшения PDM можно проявить и модифицировать их.
  3. Я помогаю своему клиенту справиться с PDM своим поведением в соответствии с недирективным консультированием:
  - Мое поведение ориентировано на клиента, и я обращаюсь со своим партнером, как с равным.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу