<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления обще­ственными организациями, основным направлением деятельности которых яв­ляется охрана окружающей природной среды, в том числе организация и прове­дение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
 Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и го­сударственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую зако­ном тайну.
 Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государ­ственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.
 Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:
 получать от заказчика документацию, подлежащую экологической эксперти­зе, в установленном законом объеме;
 знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
 участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседани­ях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участво­вать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
 Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?
 Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государст­венной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистриро­вать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями.
 Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?
 В государственной регистрации заявления о проведении общественной эко­логической экспертизы может быть отказано в случае, если:
 общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в от­ношении объекта общественной экологической экспертизы;
 общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охра­няемую законом тайну;
 порядок государственной регистрации общественной организации не соот­ветствует установленному законом;
 устав общественной организации, организующей и проводящей обществен­ную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;
 не выполнены требования к содержанию заявления о проведении обществен­ной и экологической экспертизы.
 Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заяв­ления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренный статьей 24 Федерального закона «Об экологической экспертизы», является исчер­пывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в госу­дарственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
 В каких случаях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?
 Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридичес­кую силу после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распрост­раняются установленные законом формы ответственности за допущенные право­нарушения.
 Каков порядок финансирования государственной экологической экспертизы?
 Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком ее проведения, определяемыми осуществляющим эко­логическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом.
 Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общест­венных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взно­сов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.
 Каковы виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе?
 Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следу­ющие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:
 непредставление документации на экологическую экспертизу;
 фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологи­ческую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
 принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;
 создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
 уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых матери­алов, сведений и данных;
 реализация объема экологической экспертизы без положительного заключе­ния государственной экологической экспертизы;
 осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей до­кументации, которая получила положительное заключение государственной эко­логической экспертизы.
 Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководи­телями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
 нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспер­тизе» правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
 нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
 неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномо­ченного государственного органа в области экологической экспертизы обя­занностей;
 нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;
 несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
 необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим ас­пектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
 Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы ру­ководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:
 нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей при­родной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
 необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
 фальсификация таких выводов;
 сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), ор­ганизующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.
 Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностны­ми лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерально­го надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
 фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
 выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществле­ние иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздейст­вие на окружающую природную среду без положительного заключения государ­ственной экологической экспертизы;
 организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
 прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных го­сударственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и резуль­таты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;
 незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
 Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковски­ми организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование объекта экологи­ческой экспертизы без положительного заключения государственной экологиче­ской экспертизы.
 Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспер­тизе, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установ­лены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.
 Какие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрены Федеральным законом «Об экологической экспертизе»?
 Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены четы­ре вида юридической ответственности эа нарушения законодательства об эколо­гической экспертизе:
 уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения зако­нодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соот­ветствии с УК РФ;
 административная ответственность лиц, виновных в совершении наруше­ний, которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные выше на­рушения), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;
 материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологичес­кой экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы эко­логической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного непра­вомерными действиями в области экологической экспертизы;
 гражданско-правовая ответственность. Граждане и юридические лица, пра­ва которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документа­ции, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лица­ми в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установ­ленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке. Мо­ральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в облас­ти экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
 В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности рабо­чих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в со­вершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюде­нии требований, предусмотренных законодательством о труде.
 Тема 7
 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРВДЫ
 Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?
 Действующим законодательством - статьей 15 Закона «Об охране окружаю­щей природной среды» - определены следующие задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:
 планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
 установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
 установление нормативов платы и размеров платежей за использование при­родных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
 предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также граж­данам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими гражданам нало­говых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
 возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
 Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их со­циально-экономическую оценку. На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного када­стров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых при­родных территорий и объектов.
 
 Каков порядок планирования и финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды?
 Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и при­родопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-эко­номического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
 Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды про­изводится за счет:
 федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
 средств предприятий, учреждений и организаций;
 федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологичес­ких фондов;
 фондов экологического страхования;
 кредитов банков;
 добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.
 Платность природопользования и ее виды
 Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за за­грязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
 Плата за природные ресурсы взимается:
 за право пользования природными ресурсами в пределах установленных ли­митов;
 за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
 на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
 Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается:
 за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие ви­ды загрязнений в пределах установленных лимитов;
 за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие ви­ды загрязнений сверх установленных лимитов.
 Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природ­ной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
 Что такое экологические фонды и для чего они создаются?
 Экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. Они представляют собой единую систему внебюджетных государственных экологических фондов, объеди­няющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, област­ные и местные фонды.
 За счет каких источников образуются экологические фонды?
 Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предпри­ятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:
 платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;
 сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;
 средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добы­той с их помощью продукции;
 полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским дипози-там, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности пред­приятий и иных юридических лиц;
 инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.
 В чем состоит экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды?
 Экономическое стимулирование рационального природопользования и охра­ны окружающей природной среды осуществляется путем:
 установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотход­ных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресур­сов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
 освобождения от налогообложения экологических фондов;
 передачи части средств, экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняю­щих веществ;
 установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
 применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
 введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных техно­логий;
 применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окру­жающей природной среды.
 Приведенный перечень мер экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, предусмотренных Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24), не являет­ся исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
 Что понимается под лимитами на природопользование?
 Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные предприятиям - природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъя­тия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружа­ющую природную среду и размещения отходов производства.
 Такие лимиты устанавливаются специально уполномоченными государствен­ными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природ­ной среды исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объе­мов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе.
 Что такое экологическое страхование?
 Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 23) предусматривает­ся осуществление добровольного и обязательного экологического страхования предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственно­сти, доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
 Как предусмотрено Основными направлениями развития национальной систе­мы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденными По­становлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1139, страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не толь­ко освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении стра­ховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долго­срочных инвестиций. В нерыночной системе хозяйствования, отмечается в данном нормативом акте, возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление разрушенных предпри­ятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели, система страхования играла вспомогательную роль. Для современной же России ускоренное развитие страхования как механизма зашиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым.
 В связи с этим особенно важным является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Рос­сийской Федерации, обеспечивающей:
 реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и нега­тивных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
 формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчи­вой хозяйственной среды;
 максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.
 Что представляет собой договоры на комплексное природопользование?
 Согласно статье 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автоном­ного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разреше­ния) на комплексное природопользование. Таким договором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
 Каков порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование?
 Лицензии на такое природопользование выдаются природопользователю спе­циально уполномоченным на то государственным органом Российской Федера­ции в области охраны окружающей природной среды с указанием видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов; последствий несоблюдения этих требований.
 Тема 8
  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
 Что такое экологический контроль и каковы его виды?
 Экологический контроль - это определенный вид деятельности государствен­ных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природ­ной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требо­ваний природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
 Различаются следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный.
 Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их полномочия?
 Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Российской Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются Государст­венный комитет РФ по охране окружающей среды Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы на местах.
 Должностные лица органов государственного экологического контроля име­ют право в установленном порядке:
 посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собст­венности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и служ­бы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необ­ходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
 проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих уст­ройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей при­родной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и меро­приятий по охране окружающей природной среды;
 выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
 устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источ­никами загрязнения окружающей природной среды;
 назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
 требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предостав­ленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строи­тельству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
 привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответ­ственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитраж­ный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
 принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здо­ровья человека.
 Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
 
 Как осуществляется производственный экологический контроль?
 Производственный экологический контроль осуществляется экологичес­кой службой предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей провер­ку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окру­жающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, вы­полнения требований природоохранительного законодательства. Порядок орга­низации производственного экологического контроля регулируется положения­ми, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей природной среды».
 Как осуществляется общественный экологический контроль?
 Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, тру­довыми коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполнения требова­ний природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы соб­ственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды», законодательством о профессио­нальных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.
 Тема 9
 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
 Что такое экологическое правонарушение?
 Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
 Каковы виды юридической ответственности за экологическое правонарушение?
 Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонаруше­ние, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, администра­тивную, уголовную ответственность.
 Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические пра­вонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
 
 В чем состоит дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения?
 Должностные лица и другие работники предприятий, учреждений, организа­ций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распоряд­ка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность. Статьей 136 КЗоТ установлены следующие меры дисциплинарных взысканий за те или иные нарушения трудовой дисциплины: замечание, выговор, строгий вы­говор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть установлены для отдельных категорий работников и другие дисциплинар­ные взыскания. Законом «Об охране окружающей природной среды» (п. 2 ст. 82) установлено, что руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране при­роды, нарушение нормативов качества окружающей природной среды или природоохранительного законодательства.
 Что понимается под материальной ответственностью за экологические правонарушения?
 Материальная ответственность за экологические правонарушения - это иму­щественная ответственность в соответствии с трудовым (а не гражданским) зако­нодательством должностных лиц и иных работников, по вине которых предпри­ятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
 Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных по­терь по вине неправомерных действий их работников.
 Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия ма­териальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно статье 118 КЗоТ, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их ви­не. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имуществен­ной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она но­сит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры лимитируются как правило, определенной частью заработка, тогда как имущественная ответствен­ность по ГК возмещается обычно в полном объеме, включая упущенную выгоду.
 Статьей 118 КЗоТ предусматривается, что при определении ущерба, причинен­ного рабочим и служащим при исполнении их трудовых обязанностей, учитывает­ся только прямой ущерб, а не полученные доходы (т.е. упущенная выгода). Не до­пускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимее для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.
 Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, ор­ганизации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согла­сия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.
 По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную от­ветственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены статьей 121 КЗоТ:
 когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;
 когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность;
 когда между работником и администрацией заключен договор о полной мате­риальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;
 когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;
 когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии, и др.
 Какова административная ответственность за экологические правонарушения?
 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) предусмат­ривает за совершение административных правонарушений следующие виды ад­министративных взысканий:
 предупреждение;
 штраф;
 возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосред­ственным объектом административного правонарушения;
 конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредствен­ным объектом административного правонарушения;
 лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
 исправительные работы;
 административный арест.
 При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфис­кация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей при­родной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административ­ные взыскания могут применяться только в качестве основных.
 За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административно­го взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смяг­чающие и отягчающие ответственность.
 В Законе «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:
 
 
 несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
 невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической эксперти­зы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экс­пертных заключений;
 нарушение экологических требований при планировании, технико-экономи­ческом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструк­ции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологи­ческих линий и иных объектов;
 загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
 порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных эко­логических систем;
 нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
 невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
 неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный эко­логический контроль;
 нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, ути­лизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
 несоблюдение экологических требований при использовании в народном хо­зяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
 превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.
 Административным правонарушениям в области охраны окружающей при­родной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7) Кодекса об административных правонарушениях.
 
 Какова уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства?
 Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Новые законы, предусматривающие уголов­ную ответственность, подлежат включению в УК РФ.
 Экологическим преступлением признается совершенное общественно опас­ное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Таковы­ми являются:
 нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ;
 нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
 
 
 нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими ли­бо другими биологическими агентами или токсинами;
 нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с бо­лезнями и вредителями растений;
 загрязнение вод;
 загрязнение морской среды;
 нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне Российской Федерации;
 порча земли;
 нарушение правил охраны и использования недр;
 незаконная добыча водных животных и растений;
 нарушение правил охраны рыбных запасов;
 незаконная охота;
 другие общественно опасные деяния, предусмотренные главой 26 «Экологи­ческие преступления».
 За совершение указанных общественно опасных деяний установлены те или иные виды уголовной ответственности, предусмотренные УК РФ:
 нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, разме­щении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за со­блюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактив­ного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных ли­бо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опре­деленной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 246);
 загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, ис­точников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или рас­тительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказы­ваются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты тру­да или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо испра­вительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех ме­сяцев (ч. 1 ст. 250 УК РФ);
 те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массо­вую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или за­казника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологи­ческой ситуации, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 250);
 те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказыва­ются лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ч, 3 ст. 250 УК РФ).
 
 
 Изучая данную тему следует иметь в виду, что в новом Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд общественно-опасных действий, так или иначе касающихся охраны окружающей природной среды, содержащихся в других главах УК.
 Так, в статье 215 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплу­атации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиактивное заражение окружающей среды. Такие действия наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишени­ем свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 Те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, радиоактив­ное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 Статьей 237 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опас­ность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией. Такие действия наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же действия, совер­шенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федера­ции или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, на­сказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных раз­меров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 В статье 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уничтоже­ние или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или докумен­тов, имеющих историческую или культурную ценность. Такие действия наказы­ваются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же дей­ствия, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников обще­российского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной ты­сячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лише­нием свободы на срок до пяти лет.
 В УК РФ 1996 года введен и такой состав преступных действий, как экоцид, т. е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмо­сферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вы­звать экологическую катастрофу. Такие действия наказываются лишением свобо­ды на срок от двенадцати до двадцати лет.
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 Тема 10
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
 Каковы особенности земли как природного объекта и ее экологической роли?
 Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спе­цификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и прост­ранственный базис всякой деятельности, и главное средство производства в сель­ском и лесном хозяйстве. Для нее характерны такие уникальные свойства, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость и др. Для земли как особо ценного природного объекта характерна и такая особенность, как способность при рациональном ее использовании не только к восстановлению своей произво­дительной силы, но и ее увеличению. Такое главнейшее свойство земли, особен­но сельскохозяйственного назначения, как плодородие, при умелом, научно обоснованном ее использовании не только не уменьшается, но и всемерно возра­стает, обеспечивая население продовольствием, а промышленность - сельскохо­зяйственным сырьем.
 С землей как природным объектом органически связаны и другие компонен­ты окружающей природной среды - недра, воды, леса, животный и растительный мир, немыслимые вне земли и без земли. Все это свидетельствует об исключи­тельной важности земли как особого экологического объекта, отношения по по­воду использования которого нуждаются в особом правовом регулировании и изучении.
 При изучении данной темы следует также иметь в виду, что в нормативных актах, литературе и хозяйственной практике различают такие органически свя­занные понятия, как «земля» и «почва». Если понятие «земля» охватывает ее как целостный природный объект, то термин «почва» означает лишь ее поверхност­ный слой. Оба этих понятия земли имеют определенное правовое значение в ка­честве самостоятельных объектов правового регулирования. Так, говоря о таком важнейшем свойстве земли, как плодородие, имеют в виду именно ее поверхно­стный слой - почву, а не землю в целом, и тем более не ее недра. Именно исхо­дя из особой значимости охраны почв и повышения их плодородия, разработана и утверждена особая программа «Повышение плодородия почв России» («Плодо­родие») на 1992-1995 годы и на период до 2000 года, государственным заказчи­ком которой является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рос­сийской Федерации.
 
 
 Каковы цели и задачи охраны земель?
 Охрана земель, представляющая собой систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное ис­пользование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяй­ственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв, име­ет цели:
 предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные по­следствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение каче­ства их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собствен­ников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом;
 обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
 создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, земледельцев, землепользователей и аренда­торов экологическими нормативами режимов оптимального использования зе­мельных участков.
 Каково содержание охраны земель?
 Охрана земель включает;
 рациональную организацию территории;
 восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;
 защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачива­ния, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами про­изводства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;
 защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель каран­тинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарни­ками и мелколесьем, других процессов, ухудшающих культуртехническое состо­яние земель;
 рекультивацию нарушенных земель, восстановление чх плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот;
 снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведе­нии работ, связанных с нарушением земель.
 При невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше нормы допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений, осуществляется консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
 
 
 Что такое консервация земель и каковы ее цели?
 Под консервацией земель понимается выведение их из хозяйственного оборо­та в целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды и здоровья человека. Земли, выведенные из хозяйственного оборота в ре­зультате их консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладель­цами и землепользователями (при создании ими необходимых условий для вос­становления деградированных сельскохозяйственных угодий) либо переводятся в земельный запас.
 В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйст­венных угодий и степени загрязнения земель вместо консервации может вво­диться специальный режим их использования или осуществляется изменение це­левого назначения земель.
 Какие земли подлежат консервации?
 Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья с сильноэродированны­ми, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой сте­пени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи по­лезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки, земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых уровней.
 Каков порядок выявления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель?
 Выявление таких угодий и земель производится путем обследований, прове­денных по утвержденным методикам предприятиями, организациями, а также гражданами, получившими лицензии на эти обследования. В ходе таких обследо­ваний устанавливается местоположение и площадь земель, состав угодий, их ка­чественное состояние на момент выявления деградации и загрязнения, динами­ка их развития за последние 5—10 лет, причины этих негативных процессов. По результатам обследований изготовляются карты, картограммы, таблицы по видам и степени деградации и загрязнения земель, заключения по их дальнейшему ис­пользованию (введение специального режима использования, изменение целево­го назначения, рекомендуемый срок консервации и др.).
 Решения о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяйствен­ных угодий и загрязненных земель принимаются местной администрацией, в ве­дении которых находятся эти земли, или по их поручению соответствующими ис­полнительными и распорядительными органами.
 
 Каковы цели и виды экологического стимулирования рационального использования и охраны земель?
 Экологическое стимулирование рационального использования и охраны зе­мель имеет целью повышение заинтересованности собственников земли, земле­владельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.
 Экономическое стимулирование рационального использования и охраны зе­мель осуществляется путем:
 выделения средств республиканского или местного бюджетов для восстанов­ления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
 освобождения от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельско­хозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;
 частичной компенсации из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель;
 поощрения граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохо­зяйственных производственных кооперативов и других формирований, лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качест­ва земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
 установления повышенных цен на экологически чистую продукцию.
 Каковы задачи государственного контроля за использованием и охраной земель?
 Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель яв­ляются обеспечение соблюдения всеми государственными и общественными ор­ганами, государственными, кооперативными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами требований действующего законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
 Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель?
 Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществля­ется органами государственной власти, Государственным земельным комитетом Российской Федерации и его органами на местах и другими государственными органами.
 Каков порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель?
 Порядок осуществления государственного контроля за использованием и ох­раной земель определяется Положением, утвержденным Постановлением Сове­та Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физическими, должност­ными и юридическими лицами.
 Положением о порядке осуществления государственного контроля за исполь­зованием и охраной земель в Российской Федерации определены функции орга­нов, осуществляющих государственный контроль; права и обязанности должност­ных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель; порядок наложения штрафов за нарушения земельного законо­дательства.
 Тема 11
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД
 Какова роль вод в удовлетворении экономических, социальных, физиологических, экологических и иных потребностей человеческого общества?
 Воды — важнейший компонент окружающей природной среды. Они являют­ся возобновляемым, ограниченным и весьма уязвимым природным ресурсом, иг­рающим первостепенную роль в обеспечении становления и нормального разви­тия человеческого общества, удовлетворении его экономических, социальных, экологических и иных потребностей. Они охраняются как основа жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории.
 В каком значении употребляются в законодательстве термины «вода» и «воды»?
 Под «водой» понимается химическое соединение водорода и кислорода, су­ществующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, а под «водами» - вся вода, находящаяся в водных объектах, которыми являются «сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объ­ем и черты водного режима» (ст. 1 Водного кодекса РФ).
 Что понимается под водным законодательством?
 Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных норма­тивных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нор­мативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
 Каковы цели водного законодательства РФ?
 Водное законодательство Российской Федерации регулирует водные отноше­ния в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; для поддержания оптимальных условий водопользования; качества по­верхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологи­ческим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и исто­щения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также со­хранения биологического разнообразия водных экосистем.
 Каковы полномочия Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов?
 К полномочиям Российской Федерации в данной области относятся (ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации):
 определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
 владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;
 разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль за их соблюдением;
 проведение единой инвестиционной политики в области использования и ох­раны водных объектов;
 разработка, утверждение и реализация государственных федеральных про­грамм по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации по­следствий вредного воздействия вод;
 разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и реали­зация федеральных, в том числе бассейновых, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
 проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение единой нормативно-методической базы, организация и финансирование фунда­ментальных и прикладных научных исследований в области использования и ох­раны водных объектов;
 установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга вод­ных объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществле­ния и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
 установление порядка использования водных объектов;
 установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;
 определение принципов экономического регулирования использования, вос­становления и охраны водных объектов;
 другие полномочия, предусмотренные водным законодательством.
 Каковы полномочия субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов?
 К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов отнесено:
 владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами, на­ходящимися в собственности субъектов РФ;
 разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регули­рующих водные отношения в пределах территории субъекта РФ;

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу