<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и реализа­ции схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта РФ;
 разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
 осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод­ных объектов;
 установление лимитов водопользования;
 проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной доку­ментации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;
 установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска па­водков на водных объектах, являющихся собственностью субъекта РФ;
 установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользова­нием водными объектами;
 ограничение, приостановление и запрещение использования водных объек­тов, находящихся в собственности субъекта РФ, и др.
 Каковы полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов?
 Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государст­венные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для их реализации материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
 Каковы основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов?
 Государственное управление использованием и охраной водных объектов ос­новывается на следующих принципах:
 устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);
 сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объ­екта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федера­ции (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
 разграничение функций управления в области использования и охраны вод­ных объектов и функций их хозяйственного использования.
 Какова система органов исполнительной власти Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов?
 Государственное управление в области использования и охраны водных объ­ектов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально упол­номоченный государственный орган управления использованием и охраной вод­ного фонда (ст. 71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавлива­ется самими субъектами, в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом Российской Федерации.
 Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управле­ние в области использования и охраны водных объектов, образуют единую сис­тему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны вод­ных объектов.
 Каковы основные функции специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда?
 Основными функциями специально уполномоченного государственного ор­гана управления использованием и охраной водного фонда являются:
 планирование рационального использования водных объектов, включая уста­новление лимитов водопользования;
 ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и под­земных вод;
 проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной доку­ментации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод;
 осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод­ных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;
 осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;
 подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстанов­лении и охране водных объектов;
 осуществление иных функций, направленных на рациональное использова­ние, восстановление и охрану водных объектов.
 Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и каковы их задачи?
 Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов Российской Федерации), специ­ально уполномоченными государственными органами в области охраны окружа­ющей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
 Порядок осуществления государственного контроля за использованием и ох­раной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.
 Государственный контроль призван обеспечить соблюдение:
 порядка использования и охраны водных объектов;
 лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
 стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;
 режима использования территорий водоохранных зон;
 иных требований водного законодательства Российской Федерации.
 В чем состоит нормирование в области использования и охраны водных объектов?
 Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключа­ется в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведе­ния), в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области ис­пользования и охраны водных объектов.
 Для каких целей могут быть использованы водные объекты?
 Водные объекты могут быть использованы для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреа­ции; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства;
 охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа, сапровеля; для иных целей.
 Особенности использования водных объектов для определенных целей устанавливаются федеральными законами в соответствии с водным законода­тельством.
 Что понимается под общим и специальным водопользованием?
 Общим водопользованием считается использование водных объектов без при­менения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществ­ляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водо­пользование как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Вод­ным кодексом РФ.
 Специальным водопользованием считается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляет­ся гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водо­пользование, за исключением случаев использования водных объектов для пла­вания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
 
 Что такое особое пользование водными объектами?
 Как предусмотрено статьей 87 Водного кодекса РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а так­же для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находя­щиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользова­ние по решению Правительства РФ. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ могут предоставляться в особое пользование для государст­венных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ. В решении о предоставлении водного объекта в особое пользова­ние должны быть указаны цель и основные условия его использования.
 Водным кодексом Российской Федерации определены порядок осуществле­ния общего водопользования: ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов; лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения); права и обязанности водопользователей при использовании вод­ных объектов и др.
 Каковы общие требования к охране водных объектов?
 Общие требования к охране водных объектов установлены статьей 94 Водно­го кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государст­венной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с законода­тельством РФ принимают совместные с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, ме­лиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие меро­приятия, обеспечивающие охрану водных объектов.
 Особо урегулирована в Водном кодексе РФ охрана водных объектов от загряз­нения; засорения; загрязнения и засорения из источников, находящихся на суше; загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов; за­грязнения ядохимикатами; загрязнения радиоактивными и токсичными вещест­вами (материалами).
 Самостоятельные статьи ВК РФ посвящены охране ледяного покрова водных объектов, ледников, снежников от загрязнения и засорения (ст. 101); охране во­досборных площадей водных объектов (ст. 102).
 Особые требования по охране водных объектов предъявляются при размеще­нии, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хо­зяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Так, статьей 105 ВК РФ предусмотрено запрещение ввода в эксплуатацию:
 хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, за­хоронение отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истоще­ние водных объектов и вредное воздействие вод;
 животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имею­щих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
 оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, пло­тин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприя­тий, предотвращающих вредное воздействие вод;
 водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитываюшими прибо­рами;
 водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
 сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, хими­ческих и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратуры для об­наружения утечки указанных продуктов,
 Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.
 Каковы особенности охраны подземных водных объектов?
 Статьей 107 ВК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, дея­тельность которых может оказать вредное влияние на состояние подземных вод­ных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засоре­ние и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допу­скается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод. Запрещено орошение сточными водами, если оно влияет или может повлиять на состояние водных подземных объектов.
 Имеются и некоторые другие особенности охраны подземных водных объек­тов, предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации.
 Что такое водоохранные зоны?
 Согласно статье 111 ВК РФ для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязне­ния, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды оби­тания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Таковой является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на который устанавливается специальный режим использования и охраны при­родных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
 В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные поло­сы, в которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ. Так, допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.
 Что понимается под особо охраняемыми водными объектами?
 Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экоси­стемы, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреацион­ное и оздоровительное значение. Такие объекты изымаются (полностью или ча­стично, постоянно или временно) из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использова­нием и охраной водного фонда и специально уполномоченных
 государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Эти объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территори­ального (регионального) и местного значения.
 Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняе­мых водных объектов:
 участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;
 водно-болотные угодья;
 водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
 зоны охраны истока или устья водных объектов;
 места нереста ценных видов рыб;
 иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими осо­бой охране.
 Особо охраняемыми водными объектами международного значения являют­ся трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, водно-болотные угодья, определяемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.
 Какова система платежей за пользование и охрану водных объектов?
 Платежи, связанные с пользованием водных объектов, включают:
 1) плату за пользование водными объектами (водный налог);
 2) плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, кото­рая взимается за:
 изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
 сверхлимитное изъятие воды;
 использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
 сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах уста­новленных лимитов.
 Каков порядок разрешения споров по водопользованию и охране водных объектов?
 Споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в судах, арбитражных или третейских судах в соответствии с их подведомственно­стью, определенной законодательством Российской Федерации.
 Защита прав пользования водными объектами в административном порядке может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.
 Тема 12
 ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
 Каковы задачи российского законодательства об охране атмосферного воздуха?
 Задачами законодательства об охране атмосферного воздуха является регули­рование общественных отношений в данной области, в целях сохранения в чис­тоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмо­сферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, экономики страны, растительного и животного мира, а также укрепления законности в сфе­ре охраны атмосферного воздуха.
 Каков состав законодательства об охране атмосферного воздуха?
 Основным законодательным актом Российской Федерации в данной области является Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» 1982 г. В соответствии с данным Законом приняты другие нормативные правовые акты Российской Фе­дерации и ее субъектов, регулирующие нормы допустимого загрязнения атмо­сферы, определяющие предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняю­щих веществ и предельно допустимые выбросы (ПДВ) их, а также решающие другие вопросы охраны атмосферного воздуха.
 Что отнесено к ведению Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха?
 К ведению РФ отнесено:
 определение общих мероприятий и установление основных положений в об­ласти охраны атмосферного воздуха;
 установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняю­щих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредного физического воздейст­вия на него;
 установление единой системы государственного учета вредных воздействий на воздух;
 государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и установление порядка его осуществления.
 Что такое «предельно допустимые концентрации» (ПДК) и «предельно допустимые выбросы» (ПДВ) вредных веществ?
 Предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбро­сы (ПДВ) - это установленные компетентным органом государственной власти нормативы загрязняющих веществ в атмосфере, воде и т. п. Они устанавливают­ся в целях охраны атмосферного воздуха от загрязнений, снижения вредных фи­зических воздействий на него, контроля за состоянием атмосферного воздуха, прогнозирования изменений качества атмосферного воздуха. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ и размещения отходов.
 Нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов вредных ве­ществ в окружающую природную среду являются, как правило, едиными для всей страны. Однако для отдельных территорий, исходя из их природно-климатичес-ких особенностей и повышенной социальной ценности (заповедники, заказники, национальные парки, курорты и рекреационные зоны), как это предусмотрено Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 26), устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на при­родную среду.
 Какие иные виды физического воздействия на атмосферу регулируются действующим законодательством?
 Законом «Об охране окружающей природной среды (ст. 28) предусмотрено, что нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибраций, магнит­ных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану расти­тельного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. Такие нормативы утверждаются специально уполномоченными на то госу­дарственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
 Что такое озоновый слой Земли и каковы меры его правовой охраны?
 Озоновый слой Земли - это верхний слой атмосферы, расположенный на вы­соте 7-8 километров (на полюсах), 17-18 километров (на экваторе). Это тончай­ший слой атмосферы, всего около 3 мм, выполняющий, однако, важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности на нашей планете. Он защищает ее от ультра­фиолетового излучения, пагубно влияющего на все живое на Земле. Большое зна­чение озоновый слой имеет и для поддержания температурного баланса на Зем­ле. Борьба с глобальным потеплением, происходящим в настоящее время в результате антропогенной деятельности, - насущная задача всех стран, особенно промышленно развитых, в том числе и России.
 Озоновый слой является согласно действующему законодательству одним из важных природных объектов, подлежащих правовой охране. Он назван в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 4) в числе природных объектов, подлежащих охране от загрязнения, повреждения, истощения, разрушения.
 Статья 56 Закона специально посвящена охране озонового слоя Земли. В ней предусмотрены следующие мероприятия по охране окружающей природной сре­ды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли:
 организация наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
 установление и соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;
 регулирование производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;
 применение мер ответственности за нарушение указанных требований.
 Обязанность по охране озонового слоя Земли предусматривается не только российским законодательством, но и международными соглашениями, одним из важнейших среди них является Монреальский протокол 1987 года, в соответствии с которым устанавливается контроль за производством и использованием фреонов и хлор- и фторуглеводородов, пагубно сказывающихся на состоянии озонового слоя.
 В соответствии с международными соглашениями, говорится в статье 56 За­кона «Об охране окружающей природной среды», министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вред­но воздействующих на озоновый слой. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, уста­навливается специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и сооб­щается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям. Наруше­ние установленного порядка производства или использования химических ве­ществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, ор­ганизаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудо­вания по предписанию специально уполномоченных на то государственных ор­ганов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
 Загрязнение атмосферного воздуха автомототранспортом
 Большую опасность для атмосферного воздуха и окружающей природой сре­ды представляет автомототранспорт. Идущая быстрыми темпами автомобилиза­ция страны, возрастание числа автомотосредств как в общественном, так и в лич­ном пользовании приносит существенный вред состоянию атмосферного воздуха, особенно в крупных городских поселениях. Поэтому одной из важных задач природоохранных прокуратур, экологической милиции, органов Государ­ственной инспекции по безопасности дорожного движения является строгий контроль за соответствием содержания загрязняющих веществ в выбросах автомототранспортных средств установленным нормативам.
 Какова ответственность за нарушение требований нормативов предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду?
 Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 25) предусмотрено, что при нарушении требований нормативов качества окружающей природ­ной среды выброс, сброс веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию уполномоченных на то государственных органов Российской Фе­дерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Виновные в этом физические и юридические лица несут ус­тановленную законом юридическую ответственность.
 Тема 13
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР
 Что понимается в действующем законодательстве под недрами?
 Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» (в редакции 1995 г.) не­драми является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, прости­рающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
 Каков состав законодательства РФ о недрах?
 Законодательство Российской Федерации о недрах, основывающееся на Кон­ституции РФ, состоит из Федерального закона «О недрах» и принимаемых в со­ответствии с ним других федеральных законов и иных правовых нормативных актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Россий­ской Федерации.
 Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отно­шений недропользования в пределах предоставленных им действующим законо­дательством полномочий.
 Как решаются вопросы собственности на недра в действующем законодательстве?
 Недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов.
 Особо оговорено в Законе «О недрах», что участки недр не могут быть пред­метом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по услови­ям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.
 Что понимается под государственным фондом недр?
 Государственный фонд недр — это используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжения эти недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и ее субъектами, как гласит Закон, в интересах народов, проживаю­щих на соотаетствующих территориях, и всех народов Российской Федерации.
 Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают госу­дарственные программы геологического изучения недр, воспроизводства мине­рально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.
 Что относится к участкам недр федерального значения?
 Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, обеспечивающие государственные потребности Российской Федера­ции стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, основы ее сувере­нитета, а также выполнение обязательств по международным договорам Россий­ской Федерации, могут получить статус объектов федерального значения на осно­вании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов. Часть месторождений федерально­го значения включается в федеральный фонд резервных месторождений.
 Какова компетенция органов государственной власти РФ в регулировании отношений недропользования?
 К компетенции органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
 разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
 определение и реализация федеральной политики недропользования, опреде­ление стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расшире­ния и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
 установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
 
 
 создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств;
 государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ис­копаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
 определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значения;
 составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; госу­дарственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископае­мых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
 распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
 введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обес­печения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
 распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, кро­ме участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
 координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
 иные полномочия, предусмотренные статьей 4 Федерального закона «О не­драх».
 Каковы виды пользования недрами?
 Как предусмотрено статьей 6 Закона «О недрах», недра предоставляются в пользование для:
 регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыска­ния, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направлен­ные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследование вулканической деятельности, со­зданию мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
 геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений по­лезных ископаемых;
 разведки и добычи полезных ископаемых;
 строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добы­чей полезных ископаемых;
 образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники приро­ды, пещеры и другие подземные полости);
 сбора минералогических, палеонтологических и других геологических кол­лекционных материалов.
 
 
 Что является основанием для получения права пользования недрами?
 Право пользования недрами может быть получено:
 на основании совместного решения федерального органа управления государ­ственным фондом недр или его территориального подразделения и органа испол­нительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;
 на основании решения Правительства РФ по согласованию с органом испол­нительной власти субъекта РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
 на основе решений Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;
 в порядке переоформления действующих лицензий;
 в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспростра­ненных полезных ископаемых или имеющих местное значение, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых:
 на основании решений федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.
 Что является основанием для прекращения права пользования недрами?
 Основаниями для прекращения права пользования недрами являются:
 истечение установленного срока пользования;
 отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
 возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
 переоформление лицензии с нарушением условий, установленных законом (пунктом 2 части 1 статьи 17-1).
 Кроме того, предусмотрено, что право пользования недрами может быть до­срочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
 возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работаю­щих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами;
 нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
 систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования ими;
 возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные дей­ствия и др.):
 если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не при­ступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
 ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
 по инициативе владельца лицензии.
 
 
 Каковы основные права и обязанности пользователя недр?
 Статья 22 Закона «О недрах» предусматривает следующие основные права пользователя недр:
 использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпри­нимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
 самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие дей­ствующему законодательству;
 использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минераль­ное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством:
 использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перераба­тывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
 ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в грани­цах предоставленного ему горного отвода;
 производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
 обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра ли­цензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
 Определены и обязанности пользователя недр. Таковыми являются:
 соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установ­ленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связан­ных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
 соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития гор­ных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выбороч­ной отработки полезных ископаемых;
 ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
 предоставление геологической информации в федеральный и соответствую­щие территориальные фонды геологической информации;
 безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
 приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
 другие обязанности, предусмотренные Законом «О недрах».
 Какова система платежей при пользовании недрами?
 При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:
 сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
 платежи за пользование недрами;
 отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
 акцизы;
 иные платежи, предусмотренные законодательством (плата за землю, аквато­рию, геологическую информацию о недрах).
 Взимание платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.
 
 
 Какова ответственность за нарушение законодательства о недрах?
 Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут дисциплинар­ную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
 В статье 49 Федерального закона «О недрах», посвященной ответственности за его нарушение, предусмотрено, что сделки, связанные с пользованием недра­ми, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительны­ми. Лица, виновные в их совершении, а также в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом; нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; са­мовольном пользовании недрами; выборочной (внепроекгной) отработке место­рождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископае­мых, и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения, несут уголовную ответственность в соответствии с законо­дательством РФ и ее субъектов.
 Каков порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами?
 Споры по указанным вопросам, согласно статье 50 Закона «О недрах», разре­шаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соот­ветствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
 финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием не­драми;
 обжалование решений органов государственной власти, противоречащих на­стоящему Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользова­ние недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
 обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противореча­щих настоящему Закону;
 обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.
 Тема 14
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ ЛЕСОВ
 Что такое «лес», «лесной фонд», «лесные земли», «нелесные земли»?
 Лес - это одна из основных составных частей растительного мира. По дейст­вующему законодательству лесами считается всякая лесная растительность, за исключением древесно-кустарниковой, на землях сельскохозяйственного назна­чения, транспорта, поселений и т. п.
 Лесным фондом являются все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли этого фонда, не по­крытые лесной растительностью, - лесные земли и нелесные.
 Лесными землями считаются земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погиб­шие древостои, редины, пустыри и др.).
 Нелесными землями считаются земли, предназначенные для нужд лесного хо­зяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, за­нятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использова­ния земли).
 В лесной фонд и в леса, не входящие в него (леса на землях обороны и город­ские леса), не включается древесно-кустарниковая растительность, расположен­ная на:
 землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
 землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и ав­томобильных дорог);
 землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, жи­лищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
 землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
 землях иных категорий.
 Что такое «лесное законодательство» и каковы цепи и задачи его?
 Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Государственные органы управления лесным хозяйством вправе издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и пределах, установленных законо­дательством Российской Федерации.
 Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении рационально­го и неистощительного использования лесов, их охране, защите и воспроизвод­стве исходя из принципов устойчивого управления лесами, сохранения биологи­ческого разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.
 Каковы права собственности и другие права на лесной фонд и на леса, не входящие в него?
 Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федераль­ной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается пере­дача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.
 Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
 Древесно-кустарниковая растительность на земельных участках, находящих­ся в собственности граждан или юридических лиц, является их собственностью, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и рас­поряжение такой растительностью осуществляется собственником в соответст­вии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законо­дательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, появившаяся в результате хозяйственной деятельности или естественным обра­зом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользует­ся и распоряжается по своему усмотрению.
 Что представляет собой лесной сервитут?
 Лесной сервитут - это право ограниченного пользования лесным фондом и
 лесами, не входящими в него, в случаях и порядке, установленных лесным зако­нодательством.
 Согласно статье 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лес­ном фонде и в не входящих в него лесах, если иное не предусмотрено законода­тельством РФ (публичный лесной сервитут). Такие права граждан и юридических лиц могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
 Каковы права пользования участками лесного фонда и их виды?
 Участки лесного фонда могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в пользование на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
 Каковы основания возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него?
 Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него, по действующему законодательству (ст. 23 Л К РФ) являются:
 акты государственных органов;
 договоры;
 судебные решения;
 иные основания, допускаемые Лесным кодексом РФ.
 Права пользования участками лесного фонда (за исключением публичного лесного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком и договора концессии; подписания протокола о результатах лесного аукциона, по­лучения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
 Каковы основания прекращения прав пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него?
 Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящи­ми в него, прекращаются:
 при отказе лесопользователя от них;
 по истечении срока пользования;
 при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя;
 в иных случаях, предусмотренных Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации.
 Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящим в него, может быть только случаях:
 систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного за­конодательства РФ;
 аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвы­чайный характер;
 систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесо­пользователем платежей за пользование лесным фондом;
 нарушения лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса, или условий, преду­смотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;
 невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожар­ных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах;
 изъятия участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд.
 Каков порядок прекращения прав пользования участками лесного фонда и не входящими в него участками леса?
 Указанные права прекращаются в результате расторжения договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования таковым, договора концессии, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При отказе лесопользователя от прав пользования участком лесного фонда такое пра­во прекращается на основании письменного заявления лесопользователя.
 Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда осуществляется территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с уведомлением об этом в письменной форме лесопользова­теля и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
 Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, определяется законодательством Российской Федерации.
 Каковы полномочия Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
 К полномочиям Российской Федерации в указанной сфере относятся:
 определение основных направлений государственной политики в области ве­дения лесного хозяйства;
 разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением;
 владение, пользование и распоряжение лесным фондом;
 проведение единой инвестиционной политики в области использования, ох­раны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
 разработка, утверждение и реализация федеральных государственных про­грамм использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
 организация и определение порядка деятельности федерального органа уп­равления лесным хозяйством и его территориальных органов;
 установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и разграни­чения лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другие, а лесов первой группы из одной категории защитности в другую;
 установление норм и правил пользования лесным фондом;
 определение и утверждение расчетной лесосеки;
 установление видов платежей за пользование лесным фондом, а также мини­мальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
 определение порядка предоставления участков лесного фонда в пользование;
 организация и координация научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ по ведению лесного хозяйства;
 заключение и организация выполнения международных договоров Россий­ской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и вос­производства лесов;
 другие полномочия, предусмотренные лесным законодательством РФ (см. ст. 46 ЛК РФ).
 Каковы полномочия субъектов РФ в области использования охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
 К полномочиям субъектов Российской Федерации в данной области относятся:
 разработка, утверждение и реализация территориальных (региональных) го­сударственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и вос­производства лесов;
 разработка законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
 участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
 участие в разработке и реализации федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
 принятие решений о предоставление участков лесного фонда в аренду, без­возмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с Лесным кодексом РФ;
 установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лес­ного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей;
 иные полномочия, предусмотренные статьей 47 ЛК РФ.
 Каковы полномочия органов местного самоуправления?
 Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государствен­ными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Каковы основные принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
 Таковыми, согласно статье 50 ЛК РФ, являются:

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу