<< Пред. стр. 3 (из 5) След. >>
участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта РФ;разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
установление лимитов водопользования;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;
установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, являющихся собственностью субъекта РФ;
установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием водными объектами;
ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ, и др.
Каковы полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов?
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для их реализации материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Каковы основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов?
Государственное управление использованием и охраной водных объектов основывается на следующих принципах:
устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);
сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
Какова система органов исполнительной власти Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов?
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливается самими субъектами, в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
Каковы основные функции специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда?
Основными функциями специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда являются:
планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;
ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;
осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;
подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
осуществление иных функций, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов.
Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и каковы их задачи?
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов Российской Федерации), специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль призван обеспечить соблюдение:
порядка использования и охраны водных объектов;
лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;
режима использования территорий водоохранных зон;
иных требований водного законодательства Российской Федерации.
В чем состоит нормирование в области использования и охраны водных объектов?
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
Для каких целей могут быть использованы водные объекты?
Водные объекты могут быть использованы для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства;
охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа, сапровеля; для иных целей.
Особенности использования водных объектов для определенных целей устанавливаются федеральными законами в соответствии с водным законодательством.
Что понимается под общим и специальным водопользованием?
Общим водопользованием считается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ.
Специальным водопользованием считается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Что такое особое пользование водными объектами?
Как предусмотрено статьей 87 Водного кодекса РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ могут предоставляться в особое пользование для государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ. В решении о предоставлении водного объекта в особое пользование должны быть указаны цель и основные условия его использования.
Водным кодексом Российской Федерации определены порядок осуществления общего водопользования: ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов; лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения); права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов и др.
Каковы общие требования к охране водных объектов?
Общие требования к охране водных объектов установлены статьей 94 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с законодательством РФ принимают совместные с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.
Особо урегулирована в Водном кодексе РФ охрана водных объектов от загрязнения; засорения; загрязнения и засорения из источников, находящихся на суше; загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов; загрязнения ядохимикатами; загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами).
Самостоятельные статьи ВК РФ посвящены охране ледяного покрова водных объектов, ледников, снежников от загрязнения и засорения (ст. 101); охране водосборных площадей водных объектов (ст. 102).
Особые требования по охране водных объектов предъявляются при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Так, статьей 105 ВК РФ предусмотрено запрещение ввода в эксплуатацию:
хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронение отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;
животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;
водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитываюшими приборами;
водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратуры для обнаружения утечки указанных продуктов,
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.
Каковы особенности охраны подземных водных объектов?
Статьей 107 ВК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, деятельность которых может оказать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод. Запрещено орошение сточными водами, если оно влияет или может повлиять на состояние водных подземных объектов.
Имеются и некоторые другие особенности охраны подземных водных объектов, предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации.
Что такое водоохранные зоны?
Согласно статье 111 ВК РФ для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Таковой является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на который устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ. Так, допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.
Что понимается под особо охраняемыми водными объектами?
Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Такие объекты изымаются (полностью или частично, постоянно или временно) из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных
государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Эти объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения.
Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:
участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;
водно-болотные угодья;
водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
зоны охраны истока или устья водных объектов;
места нереста ценных видов рыб;
иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
Особо охраняемыми водными объектами международного значения являются трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, водно-болотные угодья, определяемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.
Какова система платежей за пользование и охрану водных объектов?
Платежи, связанные с пользованием водных объектов, включают:
1) плату за пользование водными объектами (водный налог);
2) плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, которая взимается за:
изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
сверхлимитное изъятие воды;
использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.
Каков порядок разрешения споров по водопользованию и охране водных объектов?
Споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в судах, арбитражных или третейских судах в соответствии с их подведомственностью, определенной законодательством Российской Федерации.
Защита прав пользования водными объектами в административном порядке может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.
Тема 12
ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Каковы задачи российского законодательства об охране атмосферного воздуха?
Задачами законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование общественных отношений в данной области, в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, экономики страны, растительного и животного мира, а также укрепления законности в сфере охраны атмосферного воздуха.
Каков состав законодательства об охране атмосферного воздуха?
Основным законодательным актом Российской Федерации в данной области является Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» 1982 г. В соответствии с данным Законом приняты другие нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие нормы допустимого загрязнения атмосферы, определяющие предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ и предельно допустимые выбросы (ПДВ) их, а также решающие другие вопросы охраны атмосферного воздуха.
Что отнесено к ведению Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха?
К ведению РФ отнесено:
определение общих мероприятий и установление основных положений в области охраны атмосферного воздуха;
установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредного физического воздействия на него;
установление единой системы государственного учета вредных воздействий на воздух;
государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и установление порядка его осуществления.
Что такое «предельно допустимые концентрации» (ПДК) и «предельно допустимые выбросы» (ПДВ) вредных веществ?
Предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) - это установленные компетентным органом государственной власти нормативы загрязняющих веществ в атмосфере, воде и т. п. Они устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха от загрязнений, снижения вредных физических воздействий на него, контроля за состоянием атмосферного воздуха, прогнозирования изменений качества атмосферного воздуха. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.
Нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду являются, как правило, едиными для всей страны. Однако для отдельных территорий, исходя из их природно-климатичес-ких особенностей и повышенной социальной ценности (заповедники, заказники, национальные парки, курорты и рекреационные зоны), как это предусмотрено Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 26), устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.
Какие иные виды физического воздействия на атмосферу регулируются действующим законодательством?
Законом «Об охране окружающей природной среды (ст. 28) предусмотрено, что нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. Такие нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Что такое озоновый слой Земли и каковы меры его правовой охраны?
Озоновый слой Земли - это верхний слой атмосферы, расположенный на высоте 7-8 километров (на полюсах), 17-18 километров (на экваторе). Это тончайший слой атмосферы, всего около 3 мм, выполняющий, однако, важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности на нашей планете. Он защищает ее от ультрафиолетового излучения, пагубно влияющего на все живое на Земле. Большое значение озоновый слой имеет и для поддержания температурного баланса на Земле. Борьба с глобальным потеплением, происходящим в настоящее время в результате антропогенной деятельности, - насущная задача всех стран, особенно промышленно развитых, в том числе и России.
Озоновый слой является согласно действующему законодательству одним из важных природных объектов, подлежащих правовой охране. Он назван в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 4) в числе природных объектов, подлежащих охране от загрязнения, повреждения, истощения, разрушения.
Статья 56 Закона специально посвящена охране озонового слоя Земли. В ней предусмотрены следующие мероприятия по охране окружающей природной среды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли:
организация наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
установление и соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;
регулирование производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;
применение мер ответственности за нарушение указанных требований.
Обязанность по охране озонового слоя Земли предусматривается не только российским законодательством, но и международными соглашениями, одним из важнейших среди них является Монреальский протокол 1987 года, в соответствии с которым устанавливается контроль за производством и использованием фреонов и хлор- и фторуглеводородов, пагубно сказывающихся на состоянии озонового слоя.
В соответствии с международными соглашениями, говорится в статье 56 Закона «Об охране окружающей природной среды», министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, устанавливается специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и сообщается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям. Нарушение установленного порядка производства или использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Загрязнение атмосферного воздуха автомототранспортом
Большую опасность для атмосферного воздуха и окружающей природой среды представляет автомототранспорт. Идущая быстрыми темпами автомобилизация страны, возрастание числа автомотосредств как в общественном, так и в личном пользовании приносит существенный вред состоянию атмосферного воздуха, особенно в крупных городских поселениях. Поэтому одной из важных задач природоохранных прокуратур, экологической милиции, органов Государственной инспекции по безопасности дорожного движения является строгий контроль за соответствием содержания загрязняющих веществ в выбросах автомототранспортных средств установленным нормативам.
Какова ответственность за нарушение требований нормативов предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду?
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 25) предусмотрено, что при нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Виновные в этом физические и юридические лица несут установленную законом юридическую ответственность.
Тема 13
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР
Что понимается в действующем законодательстве под недрами?
Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» (в редакции 1995 г.) недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Каков состав законодательства РФ о недрах?
Законодательство Российской Федерации о недрах, основывающееся на Конституции РФ, состоит из Федерального закона «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных правовых нормативных актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Как решаются вопросы собственности на недра в действующем законодательстве?
Недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Особо оговорено в Законе «О недрах», что участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Что понимается под государственным фондом недр?
Государственный фонд недр — это используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжения эти недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и ее субъектами, как гласит Закон, в интересах народов, проживающих на соотаетствующих территориях, и всех народов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.
Что относится к участкам недр федерального значения?
Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, обеспечивающие государственные потребности Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации, могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов. Часть месторождений федерального значения включается в федеральный фонд резервных месторождений.
Какова компетенция органов государственной власти РФ в регулировании отношений недропользования?
К компетенции органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств;
государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значения;
составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, кроме участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
иные полномочия, предусмотренные статьей 4 Федерального закона «О недрах».
Каковы виды пользования недрами?
Как предусмотрено статьей 6 Закона «О недрах», недра предоставляются в пользование для:
регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследование вулканической деятельности, созданию мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
разведки и добычи полезных ископаемых;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Что является основанием для получения права пользования недрами?
Право пользования недрами может быть получено:
на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;
на основании решения Правительства РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
на основе решений Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;
в порядке переоформления действующих лицензий;
в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющих местное значение, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых:
на основании решений федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.
Что является основанием для прекращения права пользования недрами?
Основаниями для прекращения права пользования недрами являются:
истечение установленного срока пользования;
отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
переоформление лицензии с нарушением условий, установленных законом (пунктом 2 части 1 статьи 17-1).
Кроме того, предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами;
нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования ими;
возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.):
если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
по инициативе владельца лицензии.
Каковы основные права и обязанности пользователя недр?
Статья 22 Закона «О недрах» предусматривает следующие основные права пользователя недр:
использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством:
использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Определены и обязанности пользователя недр. Таковыми являются:
соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
предоставление геологической информации в федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации;
безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
другие обязанности, предусмотренные Законом «О недрах».
Какова система платежей при пользовании недрами?
При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:
сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
платежи за пользование недрами;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
акцизы;
иные платежи, предусмотренные законодательством (плата за землю, акваторию, геологическую информацию о недрах).
Взимание платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.
Какова ответственность за нарушение законодательства о недрах?
Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В статье 49 Федерального закона «О недрах», посвященной ответственности за его нарушение, предусмотрено, что сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительными. Лица, виновные в их совершении, а также в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом; нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; самовольном пользовании недрами; выборочной (внепроекгной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.
Каков порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами?
Споры по указанным вопросам, согласно статье 50 Закона «О недрах», разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
обжалование решений органов государственной власти, противоречащих настоящему Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользование недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему Закону;
обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.
Тема 14
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ ЛЕСОВ
Что такое «лес», «лесной фонд», «лесные земли», «нелесные земли»?
Лес - это одна из основных составных частей растительного мира. По действующему законодательству лесами считается всякая лесная растительность, за исключением древесно-кустарниковой, на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, поселений и т. п.
Лесным фондом являются все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли этого фонда, не покрытые лесной растительностью, - лесные земли и нелесные.
Лесными землями считаются земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри и др.).
Нелесными землями считаются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
В лесной фонд и в леса, не входящие в него (леса на землях обороны и городские леса), не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий.
Что такое «лесное законодательство» и каковы цепи и задачи его?
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Государственные органы управления лесным хозяйством вправе издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении рационального и неистощительного использования лесов, их охране, защите и воспроизводстве исходя из принципов устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.
Каковы права собственности и другие права на лесной фонд и на леса, не входящие в него?
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, является их собственностью, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение такой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, появившаяся в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
Что представляет собой лесной сервитут?
Лесной сервитут - это право ограниченного пользования лесным фондом и
лесами, не входящими в него, в случаях и порядке, установленных лесным законодательством.
Согласно статье 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в него лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Такие права граждан и юридических лиц могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Каковы права пользования участками лесного фонда и их виды?
Участки лесного фонда могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в пользование на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
Каковы основания возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него?
Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него, по действующему законодательству (ст. 23 Л К РФ) являются:
акты государственных органов;
договоры;
судебные решения;
иные основания, допускаемые Лесным кодексом РФ.
Права пользования участками лесного фонда (за исключением публичного лесного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком и договора концессии; подписания протокола о результатах лесного аукциона, получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Каковы основания прекращения прав пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него?
Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него, прекращаются:
при отказе лесопользователя от них;
по истечении срока пользования;
при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя;
в иных случаях, предусмотренных Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации.
Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящим в него, может быть только случаях:
систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства РФ;
аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;
систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;
нарушения лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса, или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;
невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах;
изъятия участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд.
Каков порядок прекращения прав пользования участками лесного фонда и не входящими в него участками леса?
Указанные права прекращаются в результате расторжения договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования таковым, договора концессии, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При отказе лесопользователя от прав пользования участком лесного фонда такое право прекращается на основании письменного заявления лесопользователя.
Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда осуществляется территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с уведомлением об этом в письменной форме лесопользователя и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, определяется законодательством Российской Федерации.
Каковы полномочия Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
К полномочиям Российской Федерации в указанной сфере относятся:
определение основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением;
владение, пользование и распоряжение лесным фондом;
проведение единой инвестиционной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
организация и определение порядка деятельности федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов;
установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и разграничения лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другие, а лесов первой группы из одной категории защитности в другую;
установление норм и правил пользования лесным фондом;
определение и утверждение расчетной лесосеки;
установление видов платежей за пользование лесным фондом, а также минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
определение порядка предоставления участков лесного фонда в пользование;
организация и координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;
заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
другие полномочия, предусмотренные лесным законодательством РФ (см. ст. 46 ЛК РФ).
Каковы полномочия субъектов РФ в области использования охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
К полномочиям субъектов Российской Федерации в данной области относятся:
разработка, утверждение и реализация территориальных (региональных) государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
разработка законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
участие в разработке и реализации федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
принятие решений о предоставление участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с Лесным кодексом РФ;
установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей;
иные полномочия, предусмотренные статьей 47 ЛК РФ.
Каковы полномочия органов местного самоуправления?
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каковы основные принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
Таковыми, согласно статье 50 ЛК РФ, являются: