<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);
 рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
 несовместимость реализации функций государственного управления в дан­ной области с осуществлением рубок главного пользования и переработки полу­ченной при этом древесины.
 
 Какова система исполнительной власти в данной области?
 Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госу­дарственное управление в данной области, являются Правительство Российской Федерации, осуществляющее такое управление непосредственно или через упол­номоченные им органы исполнительной власти.
 Важные функции по государственному управлению в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов возложены на Федераль­ную службу лесного хозяйства России.
 Государственное управление в области использования, охраны, защиты лес­ного фонда и воспроизводства лесов на территориях субъектов Российской Фе­дерации осуществляют соответственно органы исполнительной власти респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов либо непосредственно, либо через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено со­ответствующим соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
 Каковы по действующему законодательству группы лесов и категории защитности лесов первой группы?
 В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями лесной фонд делится на три группы лесов - первую, вторую, третью, а леса первой группы - на категории защитности.
 К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых явля­ется выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гитиенических, оздорови­тельных, иных функций, а также леса особо охраняемых территорий.
 Леса первой группы подразделяются на следующие категории защитности:
 запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
 запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
 противоэрозийные леса;
 защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобиль­ных дорог федерального, республиканского и областного значения;
 государственные защитные лесные полосы;
 ленточные боры;
 леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей при­родной среды;
 леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
 леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснаб­жения;
 леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитарной) ох­раны курортов;
 особо ценные лесные массивы;
 леса, имеющие научное или историческое значение;
 памятники природы;
 орехово-промысловые зоны;
 лесоплодовые насаждения;
 притундровые леса;
 леса государственных природных заповедников;
 леса национальных парков;
 леса природных парков;
 заповедные лесные участки.
 К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью на­селения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в ре­гионах с недостаточными лесные ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
 К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие пре­имущественно эксплуатационное значение. Однако и здесь при заготовке древе­сины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Ле­са этой группы разделяются на освоенные и резервные. Кретерии отнесения лесов этой группы к резервным определяются федеральным органом управления лес­ным хозяйством.
 Каков порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом?
 Порядок такого перевода лесных земель в нелесные определен статьей 63 ЛК РФ. Перевод лесных земель в нелесные в указанных случаях и их изъятие осуще­ствляется:
 в лесах первой группы — Правительством РФ по представлению органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с феде­ральным органом управления лесным хозяйством;
 в лесах второй и третьей групп — органом государственной власти субъекта РФ по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
 При таких переводах лесных земель в нелесные с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется такой перевод или изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда. Эта плата направляется лесхозу федерально­го органа управления лесным хозяйством и расходуется на возмещение потерь лесного хозяйства.
 Иной порядок установлен для перевода лесных земель в нелесные для исполь­зования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лес­ным фондом. Перевод в этих случаях осуществляется соответствующим лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством с разрешения территориаль­ного органа федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ. В таком разрешении должно быть указано место нахождения участка лесного фонда, его площадь, цель и срок, на который осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном участке, мероприятия по рекульти­вации этого участка после истечения срока перевода.
 Каков порядок ведения государственного учета лесного фонда?
 Порядок ведения государственного учета лесного фонда определяется зако­нодательством Российской Федерации. Перечень показателей этого учета, а так­же формы соответствующих документов определяются федеральным органом уп­равления лесным хозяйством. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра.
 Что такое «государственный лесной кадастр»?
 Государственный лесной кадастр - это систематизированный свод экологи­ческих, экономических и иных количественных и качественных характеристик лесного фонда.
 Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы. Перечень по­казателей государственного лесного кадастра и методика экономической оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.
 Что понимается под мониторингом лесов?
 Мониторинг лесов - это система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области ис­пользования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повыше­ния их экологических функций. Порядок ведения мониторинга лесов устанавли­вается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окру­жающей природной среды.
 Каково значение государственных программ в рациональном использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов?
 Для осуществления рационального использования и надлежащей охраны ле­сов разрабатываются федеральные и территориальные государственные програм­мы. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентяб­ря 1997 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Леса России» на 1997-2000 годы. Основная цель Программы - через систему лесоводческих, ор­ганизационно-технических и экономических мер уменьшить площади не покры­тых лесом земель, улучшить состояние дубовых лесов и ведение хозяйства в кед­ровых лесах, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении страны, а также выполнять принятые Россией меж­дународные соглашения и обязательства в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов. В данной Программе предусмотрены меро­приятия по лесоустройству, лесовосстановлению и лесоразведению, защите лесов от вредителей и болезней, ведению хозяйства в дубовых и кедровых лесах и др.
 Что такое «лесоустройство»?
 Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рационально­го использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хо­зяйстве.
 При лесоустройстве осуществляются:
 определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и вну­трихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерально­го органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедни­ков, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образо­вания;
 выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирова­ние лесного фонда;
 инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного со­става лесов, их состояния, качественных и количественных характеристик лес­ных ресурсов;
 выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
 выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок глав­ного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восста­новлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка их проведения.
 Какие виды лесопользований предусмотрены действующим законодательством?
 Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесопользо­ваний:
 заготовка древесины;
 заготовка живицы;
 заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
 побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, гри­бов, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки, опав­ших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень кото­рых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
 пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
 пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
 пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, тури­стических и спортивных целей.
 Каковы правила отпуска древесины на корню?
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 1998 г. ут­верждены Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, которыми установлен порядок отвода лесосек, заготовки древесины, живицы, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда Российской Федерации при проведении рубок глав­ного пользования подсочки древостоев, рубок промежуточного пользования, прочих рубок леса.
 Рубки главного пользования проводятся в перестойных и спелых древостоях, за исключением некоторых категорий защитности лесов первой группы и отдель­ных особо защитных участков леса, выделяемых в установленном порядке в лесах всех групп, на которых проведение рубок главного пользования запрещается. При проведении рубок главного пользования отпуск древесины на корню производит­ся в первую очередь за счет назначения в рубку древостоев, в которых требуется рубка по их состоянию (поврежденных пожарами, ветром, снегом, насекомыми, выбросами вредных веществ, другими неблагоприятными воздействиями), недорубов прошлых лет, вышедших из подсочки древостоев, перестойных насаждений. Разработка лесосек или делянок производится лесопользователем по технологиче­ским картам, согласованным с лесхозом, без которых лесорубочные билеты не вы­даются.
 Каковы правила пребывания граждан в лесах?
 Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законода­тельством Российской Федерации.
 Какие органы осуществляют государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводство лесов?
 Государственный контроль за осуществлением указанных функций осуществ­ляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, фе­деральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными ор­ганами, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной влас­ти в пределах их компетенции.
 Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержден­ным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. № 173, определены структура и компетенция Федеральной службы лесно­го хозяйства, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизвод­ства лесов и ведения лесного хозяйства. Она является федеральным органом уп­равления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в следующих областях государственного управления:
 использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
 охраны окружающей природной среды;
 охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
 Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Послед­ние включают в себя органы управления лесным хозяйством этой Службы в субъ­ектах Российской Федерации и лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
 Как осуществляется охрана и защита лесов?
 Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установлен­ного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству и не входящим в него лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.
 Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, федераль­ный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы обес­печивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вреди­телями и болезнями леса и лесными пожарами.
 Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с ле­схозами федерального органа управления лесным хозяйством планы противопо­жарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Перечень противопожарных мероприятий и требования к планам этих мероприятий опре­деляются федеральным органом управления лесным хозяйством.
 Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средст­ва пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.
 Особо урегулирована Лесным кодексом РФ защита лесного фонда и не входя­щих в него лесов от вредителей и болезней леса. Такая защита обеспечивается си­стематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней леса, мера­ми по профилактике возникновения таких очагов, их локализации и ликвидации.
 Защита лесов от болезней и вредителей включает следующие мероприятия:
 текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие обследования;
 общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием и болезнями леса;
 разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезня­ми леса;
 организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вре­дителей и болезней леса;
 государственный контроль за осуществлением перечисленных мероприятий.
 Какова ответственность за нарушение лесного законодательства?
 Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут установлен­ную законом дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, админист­ративную и уголовную ответственность.
 Лесным кодексом РФ (ст. 110) установлено, что штрафы за административ­ные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах уста­новленных законодательством Российской Федерации их полномочий. Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самоволь­ный захват участков лесного фонда и не входящих в него лесов, обязано освобо­дить указанные участки в установленные сроки.
 Новым Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что не­законная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо особо защитных участков лесов всех групп, а также деревьев, кустарников, лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо испра­вительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Однако незаконная порубка, а равно повреждение до сте­пени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а так­же насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены неоднократно, лицом с использованием служебного положения, в крупном размере, на­казываются более строго (см. ч. 2 ст. 260 УК).
 Самостоятельная статья УК РФ посвящена ответственности за уничтожение или повреждение лесов (ст. 261).
 Тема 15
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА
 Что понимается в действующем законодательстве под животным миром?
 Согласно статье 1 Федерального закона «О животном мире», животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в со­стоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам кон­тинентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Фе­дерации.
 Такое определение животного мира носит, на наш взгляд, весьма ограничен­ный характер, несколько касается лишь дикой фауны и имеет территориальные границы. Между тем животный мир широком смысле слова - это все живые ор­ганизмы животного происхождения, а не только дикая фауна. Следовательно, строго научное определение животного мира охватывает все разновидности жи­вотного мира, включая домашних животных, которые в научной литературе не­редко выводятся за пределы указанного понятия и рассматриваются как товарно-материальные ценности — объекты права собственности. С приведенным определением животного мира можно согласиться лишь в строго определенных целях, предусмотренных указанным Законом.
 Что понимается под законодательством об использовании и охране животного мира?
 Законодательство об охране и использовании животного мира и среды его обитания, основывающееся на положениях Конституции РФ, федеральных зако­нов об охране окружающей природной среды, состоит из Федерального закона «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных норма­тивных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции об охране и использовании животного мира.
 Законодательство РФ об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обита­ющих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и исполь­зования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетиче­ского фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных це­лях, регулируются Федеральным законом «О животном мире», другими феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Отношения в области охраны и использования домашних животных, а также ди­ких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими нормативными актами. Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются Федеральным законом «О животном мире» и ины­ми принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются Фе­деральным законом «О животном мире» в той мере, в какой это допускается фе­деральными законами и нормами международного права.
 В Федеральном законе «О животном мире» оговорено, что имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено данным Федераль­ным законом и иными правовыми актами РФ.
 Каковы формы и виды собственности на объекты животного мира?
 Согласно Федеральному закону «О животном мире» (ст. 4) животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собствен­ностью. На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдик­цию в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.
 Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида - федеральную собственность и собственность субъектов Российской Фе­дерации — осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
 К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты жи­вотного мира:
 редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Крас­ную книгу Российской Федерации;
 обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального зна­чения;
 населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключитель­ную экономическую зону Российской Федерации;
 подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
 отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
 естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Россий­ской Федерации.
 От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуще­ствляют органы государственной власти, указанные в Федеральном законе «О жи­вотном мире», в пределах их компетенции, определенной соответствующими ста­тутными актами.
 
 
 Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном по­рядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных фор­мах собственности.
 Каковы виды и способы пользования животным миром?
 Согласно действующему законодательству (см. ст. 34 Закона «О животном мире») юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и способы пользования животным миром:
 охота;
 рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопита­ющих;
 добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыбо­ловства;
 использование полезных свойств жизнедеятельности животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей рас­тений, биофильтраторов и других;
 изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических це­лях без изъятия их из среды обитания;
 извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.
 Законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов могут быть предусмотрены и иные виды пользования животным миром.
 
 Кому представляется право пользования животным миром?
 Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осуществля­ется в порядке, установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном мире», гражданским, земельным, водным и лесным зако­нодательством РФ). Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим ли­цам и гражданам Российской Федерации.
 
 Каковы основания и порядок прекращения пользования животным миром?
 Пользование животным миром прекращается (полностью или частично) в случаях:
 отказа от пользования;
 истечения установленного срока пользования;
 нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в ли­цензии на пользование им;
 возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животно­го мира в целях их охраны;
 
 
 использования территории, акватории для государственных нужд, исключаю­щих пользование животным миром;
 ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей живот­ным миром.
 Решение о прекращении пользования животным миром может быть обжало­вано в суд в установленном порядке.
 Какова структура экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира?
 Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает:
 учет и экономическую оценку объектов животного мира;
 экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром;
 бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объ­ектов животного мира;
 экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законо­дательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира;
 целенаправленное использование средств, полученных от реализации конфиско­ванных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.
 Какова система экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира?
 Экономическое стимулирование указанной деятельности включает:
 установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использо­вание объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;
 предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;
 премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану живот­ного мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использова­нии животного мира.
 Действие системы экономического стимулирования в области охраны и исполь­зования животного мира, говорится в статье 54 Федерального закона «О животном мире», обеспечивается специальным законодательством Российской Федерации.
 Каковы полномочия органов государственной власти РФ в области охраны и использования животного мира?
 К полномочиям указанных государственных органов относятся:
 определение государственной политики в области охраны и использования животного мира;
 
 
 установление единой инвестиционной политики в данной сфере;
 разработка и совершенствование федерального законодательства в данной сфере и контроль за его соблюдением;
 координация деятельности органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации в области охраны и использования животного мира в преде­лах территории Российской Федерации;
 организация и осуществление охраны, государственный контроль и регулиро­вание использования объектов животного мира, отнесенных к федеральной соб­ственности на территории Российской Федерации, объектов животного мира, по­стоянно или временно населяющих континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания;
 установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром;
 определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции;
 осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их обитания;
 ведение Красной книги Российской Федерации;
 осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законода­тельством (см. ст. 5 Федерального закона «О животном мире»).
 Каковы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования животного мира?
 Таковыми являются:
 принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в обла­сти использования и охраны животного мира в соответствии с Федеральным за­коном «О животном мире»;
 участие в разработке и реализации федеральных программ по охране, воспро­изводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания;
 установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области ис­пользования объектов животного мира в пределах своей компетенции;
 предоставление права пользования объектами животного мира, относящими­ся к собственности субъектов РФ;
 согласование интересов пользователей животным миром с интересами поль­зователей другими природными ресурсами;
 организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
 учреждение и ведение Красной книги субъектов РФ;
 осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законода­тельством (см. ст. 6 Федерального закона «О животном мире).
 
 
 Каковы полномочия органов местного самоуправления в области охраны и использования объектов животного мира?
 Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государст­венные полномочия в области охраны и использования объектов животного ми­ра в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
 
 Какое участие в охране и использовании животного мира принимают коренные малочисленные народы и этнические общности?
 Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда их оби­тания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общи­ми правами граждан в данной области наделяются особыми правами. Они вправе применять традиционные методы добывания объектов животного мира и продук­тов их жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или косвенно к сниже­нию биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое вос­производство их, не нарушают среду обитания и не представляют опасности для человека. Это право такие граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и др. Коренные малочислен­ные народы и этнические общности, а также граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользования животным миром на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
 Право на приоритетное пользование животным миром включает:
 предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к указанным группам населения и их объединениям;
 льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного ми­ра, а также продуктов их жизнедеятельности;
 иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регули­рованию использования объектов животного мира и среды их обитания.
 Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной территории и включенные на законных основаниях в одну из таких групп населения.
 Какое участие в охране и использовании животного мира принимают граждане и юридические лица?
 Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религи­озные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохране­нии и восстановлении среды его обитания в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке. В этой связи они наделяются следующими правами:
 
 
 получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ;
 проводить общественную экологическую экспертизу;
 осуществлять общественный контроль;
 проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;
 содействовать реализации соответствующих государственных программ.
 Участие международных общественных организаций в охране и использова­нии объектов животного мира на территории Российской Федерации регламен­тируется ее международными договорами.
 Какие органы осуществляют государственное управление в области охраны и использования животного мира?
 Как предусмотрено статьей 11 Закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные госу­дарственные органы по охране, контролю и регулированию использования объ­ектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использова­ния объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бас­сейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов уп­равления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и сре­ды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством Рос­сийской Федерации на основе требований Закона «О животном мире».
 Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федера­ции, выполняющее наряду с другими задачами и функциями разработку и реали­зацию мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отрас­лях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное управление охотничьими хозяйства­ми, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хо­зяйства.
 Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов Российской Федерации, одной из задач кото­рого является проведение единой научно-технической политики в области вод­ного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, уста­новления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон.
 Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты Российской Федерации по рыболовству и ох­ране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.
 
 
 Каковы основные принципы государственного управления в области охраны и использования животного мира?
 Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира являются:
 обеспечение устойчивого существования и использования животного мира;
 поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
 осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гу­манности;
 недопустимость совмещения деятельности по государственному контролю за использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельнос­тью по использования объектов животного мира;
 привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в обла­сти охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
 отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
 платность пользования животным миром;
 приоритет международного права в области использования и охраны живот­ного мира и среды его обитания.
 Каковы цели ведения государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира?
 Государственный учет объектов животного мира и их использования, а также государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обита­ния. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осу­ществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
 Что такое «государственный кадастр объектов животного мира»?
 Государственный кадастр объектов животного мира - это реестр сведений о ге­ографическом распространении объектов животного мира, их численности, а также среде их обитания, хозяйственном использовании и других необходимых данных.
 Что такое «государственный мониторинг объектов животного мира»?
 Государственный мониторинг объектов животного мира - это система регуляр­ных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания, Он проводится в целях своевременного выявления происходящих изменений в состоянии объектов животного мира, их оценки, предупреждения и устранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов жи­вотного мира и научно обоснованного их использования.
 Каковы задачи государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания?
 Задачей государственного контроля в указанной области является обеспече­ние соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законо­дательства Российской Федерации и ее субъектов об охране и использовании объектов животного мира. Порядок осуществления государственного контроля определяется Правительством Российской Федерации.
 Каковы виды ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира?
 Статьей 55 Федерального закона «О животном мире» предусмотрены три вида ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Однако должностные лица, рабочие и служащие, нару­шающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут не­сти также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
 Закон «О животном мире» (ст. 55) предусматривает следующие виды наруше­ний законодательства Российской Федерации об охране и использовании живот­ного мира, влекущие предусмотренную законом юридическую ответственность:
 нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также не­законный ввоз в Российскую Федерацию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красную книгу;
 нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;
 уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов жи­вотного мира или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;
 нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления дру­гих видов пользования животным миром;
 нарушение правил китобойного промысла;
 ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного ми­ра, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;
 нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
 нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных при­родных заповедниках и заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;
 
 
 уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, установленных пользователями животным миром или специально уполномоченными государст­венными органами по охране, контролю и регулированию использования объек­тов животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;
 нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользова­ние животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из сре­ды их обитания;
 сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и до­машних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания.
 Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безмоздмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации.
 В целях недопущения возможных противоречий и несогласованности норм права о тех или иных видах юридической ответственности представляется целе­сообразным предусматривать их не в отдельных законодательных актах, посвя­щенных тем или иным объектам природы, а в специальных законах (кодексах), регулирующих те или иные виды ответственности за нарушение действующего законодательства.
 Тема 16
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
 Что понимается в действующем законодательстве под особо охраняемыми природными территориями?
 Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной по­верхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.
 Что представляет собой законодательство об особо охраняемых природных территориях?
 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, основывающееся на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и
 иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
 На какие категории и виды подразделяются особо охраняемые природные территории?
 С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие ви­ды этих территорий:
 государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
 национальные парки;
 природные парки;
 государственные природные заказники;
 памятники природы;
 дендрологические парки и ботанические сады;
 лечебно-оздоровительные местности и курорты.
 Каков правовой режим государственных природных заповедников?
 На территории государственного природного заповедника полностью изыма­ются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты - земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие при­родоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естест­венной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Такие заповедники явля­ются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями, имеющи­ми целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов, гене­тического фонда растительного и животного мира, отдельных видов растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
 Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на террито­рии государственного заповедника, предоставляются в пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных при­родных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооруже­ния, историке-культурные и другие объекты закрепляются за государственным природным заповедником на праве оперативного управления. Запрещено изъя­тие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресур­сы, которые включены в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников по действующему законодательству полностью изъяты из оборота. Они не могут от­чуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
 Положение о государственном заповеднике, его статус утверждаются орга­ном, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
 Каковы задачи государственных природных заповедников по действующему законодательству?
 Согласно статье 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагаются следую­щие задачи:
 осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологи­ческого разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых при­родных комплексов и объектов;
 организация и проведение научных исследований;
 осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
 экологическое просвещение;
 участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем разме­щения хозяйственных и иных объектов;
 содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
 Каков порядок образования государственных природных заповедников?
 Государственный природный заповедник учреждается постановлением Пра­вительства Российской Федерации при условии согласия субъектов РФ на отне­сение его территории к объектам органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области ох­раны окружающей природной среды.
 Каков режим особой охраны государственных природных заповедников?
 На территории государственного заповедника запрещается любая деятель­ность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном при­родном заповеднике. Вместе с тем на территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на:
 сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановле­ние и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
 поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную бе­зопасность;
 предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожаю­щие жизни людей и населенным пунктам;
 осуществление экологического мониторинга;
 ведение эколого-просветительской работы;
 осуществление контрольно-надзорных функций.
 Кроме того, особо оговорено в Федеральном законе «Об особо охраняемых территориях», что в государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости со­хранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
 Какие государственные природные заповедники имеют статус государственных природных биосферных заповедников?
 Статус природных биосферных заповедников имеют государственные природ­ные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям та­ких заповедников могут быть присоединены территории биосферных полиго­нов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функциони­рования.
 Каковы особенности правового положения государственных природных заповедников?
 По действующему законодательству государственные природные заповедни­ки являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Они вправе распоряжаться в установленном порядке сле­дующими средствами:
 от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;
 в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объек­там, расположенным на территориях государственных природных заповедников;
 от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, ры­боловства и продукции незаконного природопользования;
 в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
 Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические право­нарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государ­ственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.
 Государственные природные заповедники пользуются определенными льго­тами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику — флаги, вымпе­лы, эмблемы и т. п.
 Каков правовой режим национальных парков?
 Согласно статье 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» национальные природные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, террито­рии (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и ко­торые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
 Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с госу­дарственным органом охраны памятников истории и культуры.
 В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться зе­мельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных источников.
 Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной соб­ственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недви­жимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного уп­равления.
 Национальный парк функционирует на основании положения, утвержденно­го государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Фе­дерации в области охраны окружающей природной среды.
 Каковы основные задачи национальных парков?

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу