<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 На национальные парки возложены следующие основные задачи:
 сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
 сохранение историко-культурных объектов;
 экологическое просвещение населения;
 создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
 разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
 осуществление экологического мониторинга;
 восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
 Каков порядок образования национальных парков?
 Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Россий­ской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на от­несение соответствующих территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности, принимаемым на основании представления органов государст­венной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государствен­ного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1994 г. было принято предложение администрации Орловской области, согласо­ванное с Федеральной службой лесного хозяйства России и другими заинтересо­ванными министерствами и ведомствами Российской Федерации, о создании на территории Орловской области национального природного парка «Орловское полесье» Федеральной службы лесного хозяйства России общей площадью 77745 гектаров.
 Каков режим особой охраны территорий национальных парков?
 На территориях национальных парков устанавливается дифференцирован­ный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
 заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятель­ность и рекреационное использование территории;
 особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохране­ния природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посе­щение;
 познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национально­го парка;
 рекреационная, предназначенная для отдыха;
 охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
 обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытово­го и информационного обслуживания посетителей;
 хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйствен­ная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования националь­ного парка.
 На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, кото­рая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и жи­вотного мира, культурно-историческим объектам, в том числе:
 разведка и разработка полезных ископаемых;
 деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических об­нажений;
 строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций;
 рубка главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысло­вые охота и рыболовство и др.
 Что такое природные парки?
 Природными парками являются природоохранные рекреационные учрежде­ния, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории ко­торых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную эко­логическую и эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
 Каков порядок образования природных парков?
 Решение об образовании природных парков принимают органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в обла­сти охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местно­го самоуправления.
 Каковы особенности правового положения природных парков?
 Природные парки, хотя и являются юридическими лицами, не имеют в каче­стве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммер­ческими организациями. Они вправе распоряжаться средствами, полученными:
 в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физиче­ских и юридических лиц;
 в результате рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;
 в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том чис­ле иностранных граждан и международных организаций.
  рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зо­ны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
 Что такое государственные природные заказники?
 Под государственными природными заказниками понимаются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления при­родных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
 Они могут быть федерального или регионального значания, в том числе:
 комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и вос­становления природных комплексов (природных ландшафтов);
 биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
 палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объ­ектов;
 гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназна­ченными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологи­ческих систем;
 геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и ком­плексов неживой природы.
 Государственные природные заказники федерального значения образуются решением Правительства Российской Федерации на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды, Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласо­ванию с органами местного самоуправления.
 Что понимается под памятниками природы?
 Согласно статье 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
 Памятники природы могут быть федерального, регионального и местного зна­чения. Природные объекты объявляются памятниками федерального значения, а занятые ими территории - особо охраняемыми природными территориями фе­дерального значения, Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками регионального значения соот­ветствующими органами государственной власти субъектов РФ. Органы государ­ственной власти Российской Федерации и ее субъектов утверждают границы и определяют режим особой охраны находящихся в их ведении памятников приро­ды. При этом территории, занятые ими, могут быть изъяты у собственников, вла­дельцев и пользователей этих участков.
 Дендрологические парки и ботанические сады
 Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осу­ществление научной, учебной и просветительной деятельности. Территории ден­дрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выпол­нения их прямых задач. Земельные участки передаются им в бессрочное (постоянное) пользование. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
 Лечебно-оздоровительные местности и курорты
 Согласно статье 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природны­ми лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие при­родные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Такие местности выделяются в целях их рационального использова­ния и охраны их лечебных и оздоровительных свойств. Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке, устанавливае­мом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздорови­тельных местностях и курортах.
 Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно-профилакти­ческих целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, а также располагающие необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.
 В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается де­ятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению при­родных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
 Что такое государственный кадастр особо охраняемых природных территорий?
 Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий – это официальный документ, содержащий регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и мест­ного значения.
 Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентя­бря 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости с государственными кадастрами при­родных ресурсов.
 Кадастр ведется:
 о особо охраняемым природным территориям федерального значения, явля­ющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнитель­ной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся природ­ные территории;
 по особо охраняемым территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъекта РФ;
 по особо охраняемым природным территориям местного значения, являю­щимся собственностью муниципальных образований, - органами местного са­моуправления.
 Тема 17
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ, РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ
 
 Что понимается под экологической безопасностью?
 Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей при­родной среды от вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
 Что такое радиационная безопасность населения?
 Радиационная безопасность населения, согласно статье 1 Федерального зако­на от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения», - это состоя­ние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
 Каков состав законодательства об обращении с опасными и радиоактивными веществами?
 Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами состоит из федеральных законов, регулирующих обращение с опасными и радио­активными веществами, и иных нормативных правовых актов Российской Федера­ции, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Важнейшими среди них являются федеральные законы «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г., «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» от 3 апреля 1996 г.; Федеральная целевая программа «Защита окружающей природной среды от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы»; Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последст­вий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года: Программа развития атом­ной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 го­да; Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-ис­следовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного действия».
 В чем экологическое значение Программы «Защита окружающей природной среды и населения от диоксиновой и диоксиноподобных токсикантов»?
 Защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов является одной из глобальных экологических проблем современности. Диоксины являются высокотоксичными веществами, оказывающими вредное воздействие на здоровье людей и экологические систе­мы. Они чрезвычайно устойчивы (период полураспада в почве - около 10 лет), накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При до­стижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происхо­дят генетические изменения, последствия которых непредсказуемы.
 Целями Программы являются осуществление системных исследований, науч­но-технических разработок и решение первостепенных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и ана­логичными суперэкотоксикантами и минимизации и вредного воздействия на здоровье населения.
 Основные задачи Программы:
 санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружа­ющей природной среды и здоровья населения в районах, загрязненных диокси­нами и диоксиноподобными токсикантами;
 разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по ди­агностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токси­кантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ;
 разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диокси­нов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промыш­ленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продук­тах питания и кормах.
 Программа предусматривает нормативно-правовое обеспечение безопасно­сти окружающей природной среды и населения, экономические и организацион­ные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения, оценку масштабов и степени загрязнения отдельных регионов Рос­сии диоксинами и фуранами, методы и средства реабилитации территорий и здо­ровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и др.
 В чем состоит правовая охрана окружающей природной среды и населения от вредного радиоактивного излучения?
 Согласно Федеральному закону «О радиационной безопасности» радиацион­ная безопасность обеспечивается:
 проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-тех­нического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспита­тельного и общеобразовательного характера;
 осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и граж­данами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области ради­ационной безопасности;
 информированием населения о радиационной безопасности и мерах по ее обеспечению;
 обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.
 Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиаци­онной безопасности разрабатываются федеральные и региональные (территори­альные) программы. Федеральные программы в области обеспечения радиацион­ной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.
 Так, основной целью Федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года, утвержденной Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1112, является снижение негативных ме­дицинских, социальных, психологических последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС на население и участников ликвидации ее последствий до возможно низкого уровня; экологическая и экономическая реабилитация радиоактивно за­грязненных территорий, возвращение ряда территорий к нормальным условиям жизнедеятельности.
 В Программе предусматривается выполнения комплекса мероприятий в со­ответствии с вышеуказанной концепцией:
 концентрация основных средств на проведение защитных и реабилитацион­ных мероприятий на наиболее радиоактивно загрязненных территориях Брян­ской, Калужской, Орловской и Тульской областей, где имеет место превышение допустимых уровней облучения и содержания радионуклидов в продукции сель­ского и лесного хозяйства, в продуктах питания, производимых в личных подсоб­ных хозяйствах;
 развитие и совершенствование системы оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи гражданам, подвергшимся радиационному воз­действию вследствие чернобыльской катастрофы;
 получение исчерпывающей объективной информации о радиоактивном за­грязнении объектов окружающей природной среды и уровнях радиационного воздействия на население;
 обеспечение производства сельскохозяйственной продукции с содержанием радионуклидов, не превышающим допустимых уровней, устанавливаемых Ми­нистерством здравоохранения Российской Федерации для снижения радиацион­ного воздействия на население;
 социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подверг­шихся радиационному загрязнению.
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815 утверждена Программа развития атомной энергетики Российской Федера­ции на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, уточняющая подпрограммы, входящие в состав Федеральной целевой программы «Топливо и энергия». Основ­ными целями Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной экс­плуатации действующих АЭС, создание АЭС нового поколения повышенной бе­зопасности, надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подго­товка к созданию замкнутого цикла сжигания долгоживущих радиоактивных продуктов отработанного топлива, разработка качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к крупномасштабному развития атомной энергетики. Достижение ос­новных целей Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздейст­вия на окружающую природную среду, экономию органического топлива, разви­тие научно-технического потенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и междуна­родной кооперации в области атомной энергии. Программой предусматривается в частности, совершенствование обращения с радиоактивными отходами на АЭС и площадках исследовательских реакторов.
 Что такое «отходы» и каковы меры охраны окружающей природной среды от них?
 Под отходами производства и потребления, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г., понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребле­ния, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 Помимо этого в Законе особе выделяются опасные отходы, под которыми по­нимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свой­ствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиа­цией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими ве­ществами (ст. 1).
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отхо­дами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности насе­ления (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).
 Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов, устанавливается по решению органов местного самоуправле­ния. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной фор­ме путем составления соответствующего документа - договора, квитанции, тало­на и т. п. Качество предоставляемых услуг по вывозу бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии таковых - обычно предъяв­ляемым к такого рода услугам требованиям.
 Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, ис­пользования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, говорится в Фе­деральной целевой программе «Отходы», ведет к опасному загрязнению окружаю­щей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется около 7 млрд тонн от­ходов, из которых используется лишь 2 млрд тонн, или 26,6 процента. Для сравне­ния отметим, что в США стали производить 55 процентов соответствующей про­дукции из отработанного металла. На международной конференции, прошедшей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, был сделан глобальный вывод: человечество не мо­жет развиваться так, как оно развивалось раньше, иначе планета будет превращена в загрязненную пустыню, а человек как вид погибнет.
 Так, основными целями Федеральной целевой программы «Отходы» являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государ­ственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязне­ния окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет макси­мального вовлечения отходов в хозяйственной оборот.
 К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, отно­сятся:
 организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструк­торских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
 создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, ин­формационных и контрольных регуляторов;
 реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномас­штабного решения проблемы накопленных в стране отходов (а их уже в 1996 го­ду было 80 млрд тонн) и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
 По каждому мероприятию были определены этапы реализации, предусматри­вающие предпроектную проработку, разработку технологической документации, выполнение проектов и др. В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Про­грамме были определены первоочередные мероприятия на 1996-1998 годы.
 Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает ртутьсодержашие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработ­ки, фосфогипс, золошлаковые отходы, нефтефелиновые хвосты, отходы углеобо­гащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства, медицинские отходы, твердые бы­товые отходы, добычи и переработки горнорудного сырья.
 Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, Фе­дерального экологического фонда, средств предприятий и привлеченных ими средств.
 Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае необходи­мости в установленном порядке может передавать осуществление части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия Программы.
 Кому принадлежит право собственности на отходы?
 Согласно статье 4 Федерального закона право собственности на отходы при­надлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
 Каковы полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами?
 К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами от­носятся:
 разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области обращения с отходами;
 проведение в Российской Федерации единой государственной политики в об­ласти обращения с отходами;
 осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в области обра­щения с отходами;
 организация и осуществление государственного контроля и надзора в данной области;
 разработка, утверждение и реализация федеральных программ и др.
 
 
 Тема 18
  ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
 Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хо­зяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные из­менения окружающей среды.
 Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологи­чески неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуа­ции и зоны экологического бедствия.
 Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружаю­щей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в облас­ти охраны окружающей природной среды на основании государственной эколо­гической экспертизы.
 В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и вос­производству природных ресурсов.
 Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глу­бокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие сущест­венное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разру­шение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
 В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользо­вания, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит бо­лее общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстанов­ка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мо­гут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нару­шение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение разме­ров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных си­туаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной вла­сти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит ре­шение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих си­туациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражаю­щих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации под­разделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федераль­ные и трансграничные.
 Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой
 пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
 В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана важность экологических проблем (это было сделано еще в начале XX века), но предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на принципиально иной основе, на принципах экологической безопасности, сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических ресурсов. Среди них, например, резолюция Бразильской конференции о биологи­ческом разнообразии, кстати, подписанная Российской Федерацией, переход к новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной це­левой программой стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновля­емых источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. Так, в США 55% продукции в настоящее время производится из отработанного метал­ла. По всему миру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее время аэродинамические турбины производят достаточное количест­во энергии для обеспечения электричеством 2,5 млн домов. Переход к экономи­ке, учитывающей проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело за­шиты окружающей среды.
 
 
 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
 Тема 19
  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды
 Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что не­редко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих живот­ных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды - характерная чер­та современности. Успешное решение глобальных экологических проблем - не­пременное условие существования и развития нашей цивилизации.
 Каковы принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды?
 Принципы международного сотрудничества в области охраны природной среды сформулированы и нормативно закреплены в Законе «Об охране окружа­ющей природной среды» (ст. 92). Таковыми являются:
 право каждого человека на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
 каждое государство имеет право на использование окружающей природной сре­ды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
 экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
 хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
 недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологичес­кие последствия которой непредсказуемы;
 должен быть установлен контроль на глобальном, региональном, националь­ном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и при­родных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
 
 
 должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный об­мен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосодержащих технологий;
 государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологиче­ских ситуациях;
 все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.
 Каковы понятие и источники международного права охраны окружающей природной среды?
 Международное право охраны окружающей природной среды - это система норм права, содержащихся в международных договорах, соглашениях, конвенци­ях, решениях международных организаций, регулирующих использование и ох­рану природных объектов и благоприятную окружающую среду.
 Предметом международного права охраны окружающей природной среды являются экологические отношения по поводу таких природных объектов, ис­пользование и охрана которых требует согласованных действий сопредельных го­сударств или всего мирового сообщества - Мировой океан, воздушный бассейн, Космос, Антарктида, мигрирующие животные и др.
 Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются международные договоры, соглашения, конвенции, резолюции и реше­ния международных организаций, конференций и др.
 Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного пра­ва окружающей среды, могут быть классифицированы по различным основани­ям, но особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношения по поводу использования и охраны которых они регулируют. По это­му основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных комплексов отдельных регионов - Антарк­тики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры и фауны; воды; ат­мосферного воздуха; озонового слоя и др.
 Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР и вытекающие из них права и обязательства в области международной ох­раны и использования природных объектов в настоящее время возлагаются на Российскую Федерацию как правоприемника Советского Союза. Многие между­народные соглашения и конвенции подписаны самой Российской Федерацией. Такова, например, Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в го­роде Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г. (см. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации конвенции о биологическом разнообразии»), имеющая важное значение для охраны и использования животного и растительного мира.
 Действующим российским законодательством установлен приоритет норм международного права над внутренним законодательством. Это предусмотрено статьей 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью нашей правовой системы и, если международным догово­ром установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное положение содержится и в За­коне «Об охране окружающей природной среды» 1991 года, статья 93 которого прямо посвящена этому вопросу.
 Так, под международно-правовую охрану был поставлен шестой континент — Антарктика. Договором об Антарктике было предусмотрено, что в интересах все­го человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключи­тельно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий. Были, в частности, запрещены любые мероприятия военного харак­тера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных манев­ров, а также испытания любых видов оружия. Была провозглашена свобода науч­ных исследований и сотрудничество. В этих целях производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ, обмен на­учным персоналом между экспедициями и станциями, обмен данными и резуль­татами научных наблюдений и свободный доступ к ним. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.
 Была заключена Конвенция по охране фауны и флоры Африки, Конвенция по защите природы и сохранению флоры и фауны западного полушария и др.
 Значительные меры приняты по международно-правовой охране и регулиро­ванию использования запасов дикой фауны. Так, еще в 1902 году была заключе­на Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, в которой признавалась своевременность проведения соответствующих совмест­ных мероприятий в этой области. Птицы, говорилось в статье 1, полезные в сель­ском хозяйстве, в особенности насекомоядные, находятся под полной охраной. Это означало, что птиц, перечисленных в особом Списке, запрещалось добывать в любое время года и любыми средствами, а также разорять их гнезда, истреблять яйца и выводки.
 Большое число различного рода международных соглашений и конвенций было принято относительно охраны и использования водных и лесных ресурсов, а также других природных объектов.
 Значительная роль в международно-правовой охране окружающей природной среды принадлежит решениям, принимаемым теми или иными международными организациями, и в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Тако­вы принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972 года Декларация принципов и План мероприятий, содержащий 109 пунктов, в которых предусматриваются организационные, экономические, поли­тические вопросы охраны окружающей природной среды и взаимоотношения го­сударств и международных организаций в данной сфере.
 На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся 3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро, были подведены итоги двадцатилетней деятельности по охране окружающей природной среды. На ней была принята Декларация, в которой были сформулированы основные принципы охраны окру­жающей природной среды, а также Повестка дня – XXI век, предусматривающая обширную программу действий по охране природы в следующем столетии.
 
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 ОБЩАЯ ЧАСТЬ....................................................................................................................... 2
 Тема 1.................................................................................................................................... 2
 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА,................................................... 2
 НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.............................................................................. 2
 Тема 2.................................................................................................................................... 5
 ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.................................................................. 5
 Тема 3.................................................................................................................................... 8
 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ..................................................................... 8
 Тема 4.................................................................................................................................. 10
 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ.......................................... 10
 Тема 5.................................................................................................................................. 14
 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ................................................................................................................................ 14
 Тема 6.................................................................................................................................. 16
 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА................................................................................ 16
 Тема 7.................................................................................................................................. 23
 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРВДЫ................................................................................................................................ 24
 Тема 8.................................................................................................................................. 26
 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.................................................................................... 26
 Тема 9.................................................................................................................................. 28
 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 28
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ............................................................................................................ 32
 Тема 10................................................................................................................................ 32
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ............. 32
 Тема 11................................................................................................................................ 36
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД................... 36
 Тема 12................................................................................................................................ 42
 ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА................................................. 42
 Тема 13................................................................................................................................ 44
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР.................. 44
 Тема 14................................................................................................................................ 49
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ ЛЕСОВ................................................................................................................................ 49
 Тема 15................................................................................................................................ 57
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА 57
 Тема 16................................................................................................................................ 66
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ 66
 Тема 17................................................................................................................................ 71
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ, РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ................................................................................................ 72
 Тема 18................................................................................................................................ 76
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.... 76
 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ....................................................................................................... 78
 Тема 19................................................................................................................................ 78
 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 78
 
 
 
 
 
 
 
 Учебное издание
 
 
 
 
 Веденин Николай Никифорович
 
 
 
 
 
 Экологическое право:
 
 Вопросы и ответы
 
 
 
 Серия «Подготовка к экзамену»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Издательство «Новый Юрист»
  ЛР № 065219 от 17 июня 1997г.
 Москва, 129164, Ярославская, 4
 Тел. (095) 283-3056
 Формат 60х88/16
 Печать офсетная Печ.л.7
 Тираж 6000 Заказ 1014
 Отпечатано в ОАО типография № 9
 Москва, 109033, Волочаевская ул., 40
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу