<< Пред. стр. 5 (из 6) След. >>
Каков правовой режим земель природно-заповедного назначения?
К землям природно-заповедного назначения относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов. В состав таких земель включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение.
На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством Российской Федерации. На других землям природно-заповедного фонда допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом. Часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается на землях природно-заповедного фонда традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов.
Для обеспечения режима заповедников, природных (национальных) парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в их пределах любой деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев и землепользователей не изымаются. Пользование земельными участками в пределах охранных зон осуществляется с соблюдением установленного для них режима.
Таковы общие черты правового режима земель природно-заповедного назначения. Особенности правового режима земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов определяется особым законодательством.
Каков правовой режим земель государственных природных заповедников?
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 6) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственных природных заповедников, передаются им в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления.
Запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в государственные природные заповедники.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в таком же порядке.
На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о нем, а также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на:
— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
— осуществление экологического мониторинга;
— выполнение научно-исследовательских задач;
— ведение эколого-просветительской работы;
— осуществление контрольно-надзорных функций.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Имеет некоторые особенности правовой режим государственных природных биосферных заповедников, которыми признаются такие заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Каков правовой режим земель национальных парков?
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительными и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, передаются им в пользование только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей и собственников. Национальные парки имеют в этих случаях исключительное право приобретения таких земель за счет средств федерального бюджета.
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого на их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
- заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
- особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
- познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
- рекреационная, предназначенная для отдыха;
- обслуживания посетителей;
- хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, гидрологического режима;
- предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
— рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов животного и растительного мира, и др.
На землях, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственного использования, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Порядок их использования определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится национальный парк.
В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.
Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат.
Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Правовой режим конкретного национального парка определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого он находится, по согласования со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Каков правовой режим земель природных парков?
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях,
Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование. В отдельных случаях они могут располагаться на землях иных пользователей, а также собственников.
Решение об образовании природного парка принимают органы государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и по согласованию с органами местного самоуправления.
Природные парки, а также собственники, владельцы, пользователи земельных участков в границах территорий природных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с особым режимом охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными действующим законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
На территориях природных парков запрещается всякая деятельность, влекущая изменение сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических, рекреационных качеств природных парков.
Конкретные особенности и правовое положение природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Каков правовой режим земель государственных природных заказников?
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником производится как с изъятием, так и без изъятия у собственников, владельцев и пользователей земельных участков. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания такого заказника или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.
На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны их и несут за его нарушение установленную законом юридическую ответственность.
Каков правовой режим земель памятников природы?
Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а природные объекты и комплексы памятниками регионального значения — соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев, пользователей или без такового. В случае изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны их. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению особого режима охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
Каков правовой режим дендрологических парков и ботанических садов?
Дендрологические парки и ботанические сады — это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Территории таких природоохранных учреждений предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
Каков правовой режим земель оздоровительного назначения?
К землям оздоровительного назначения относятся территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и другие природные объекты и условия). Курортами признаются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации таких округов охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Каков правовой режим земель рекреационного назначения?
Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма. К таким землям относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, санаториями, кемпингами, спортивно-оздоровительными комплексами, туристическими базами, стационарными и палаточными туристическими оздоровительными лагерями, домами рыболовов и охотников, детскими туристическими станциями, парками, лесопарками, учебно-туристическими тропами, маркированными трассами, спортивными лагерями, расположенными вне земель оздоровительного назначения. Земли, по которым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами и могут подлежать изъятию.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон — земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местами отдыха населения. Выделение таких земель производится по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном законодательством этих субъектов.
На таких землях запрещается деятельность, препятствующая их использованию по целевому назначению. Порядок использования земель рекреационного назначения и определения их границ устанавливается законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Каков правовой режим земель историко-культурного назначения?
Землями историко-культурного назначении признаются земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками, а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства. Такие земли используется в особом режиме, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному назначения, не допускается, как не допускается любая деятельность на них, не соответствующая установленному режиму. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.
Порядок использования земель данной категории, как и определение их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенностей распоряжения и форм охраны определяются особым законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Тема 18
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
Какие земли считаются землями лесного фонда?
Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
В ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью или не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда, под которым понимаются все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов.
В лесной фонд и в леса, не входящие в него, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);
- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
- землях иных категорий.
Оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других следок, которые влекут или могут повлечь отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 5 Лесного кодекса РФ, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Каковы виды лесопользования?
В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки, камыша и другие виды побочного лесопользования);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
— пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
— пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без такового. Участки лесного фонда предоставляются для осуществления одного вида лесопользования и нескольких, а также одному или нескольким лесопользователям.
Кто является субъектом лесных правоотношений?
Субъектами лесных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Каковы права и обязанности лесопользователей?
Лесопользователи при осуществлении лесопользования обладают следующими правами:
- получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;
- осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;
- возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;
- иметь другие права, если их реализация не противоречит лесному законодательству Российской Федерации.
При осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны:
- осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;
- соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
- не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
- вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользованием лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
- соблюдать на предоставленных участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
- не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывоза;
- осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;
- приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете, за свой счет;
- сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством после завершения на них работ и др.
Права пользования водными объектами
Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, лесные орехи, грибы, другие пищевые ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье; участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных мероприятиях; охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещается.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Российской Федерации. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется Лесным кодексом РФ и законодательством о животном мире Российской Федерации.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов и т. п. может быть ограничен законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промысового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным на них режимом лесопользования.
Каковы принципы и система органов государственного управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
Основными принципами государственного управления в данной сфере являются:
— устойчивое развитие — сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды;
— рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
— несовместимость реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
Федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и восстановления лесов, является Правительство Российской Федерации, осуществляющее государственное управление непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Федеральным органом специальной компетенции в данной сфере является Федеральная служба лесного хозяйства России, обеспечивающая рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Она осуществляет возложенные на нее функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Тема 19
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА
Какие земли относятся к землям водного фонда?
К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.
Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.
Что признается водным объектом?
Согласно ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
- поверхностные водные объекты;
- внутренние морские воды;
- территориальное море Российской Федерации;
- подземные водные объекты.
Каковы особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам?
Как предусмотрено ст. 12 Водного кодекса РФ, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Но они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Каков порядок определения береговой линии и прибрежной полосы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации?
Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяется по постоянному уровню воды, а в случаях периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива.
Прибрежной полосой считается территория, прилегающая к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации.
Какова оборотоспособность водных объектов?
Статьей 22 Водного кодекса РФ предусмотрено, что продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательствами Российской Федерации. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Кто является субъектом водных правоотношений?
Статьей 23 Водного кодекса РФ предусмотрено, что участниками водных отношений являются Российская Федерации, ее субъекты, муниципальные образования и водопользователи. Водопользователями могут быть граждане и юридические лица.
Водопользователь - гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.
Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водный объект только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом РФ.
Каковы формы собственности на водные объекты?
В Российской Федерации, как это предусмотрено ст. 34 Водного кодекса РФ, устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом.
Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации) и собственности субъектов Российской Федерации (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передачи в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Какие водные объекты находятся в федеральной собственности?
В федеральной собственности находятся:
— поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
— подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
— водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
- трансграничные (пограничные) водные объекты;
- внутренние морские воды;
- территориальное море Российской Федерации (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);
- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального .значения или представляющие собой часть этих территорий;
- водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
- иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Какие водные объекты являются собственностью субъектов Российской Федерации?
В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены на территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.
Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. В муниципальной собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.
Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.
Каковы права пользования водными объектами лиц, не являющихся их собственниками?
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:
— право долгосрочного пользования;
— право краткосрочного пользования;
— право ограниченного пользования (водный сервитут).
Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом РФ. Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право краткосрочного водопользования устанавливается на срок до трех лет, а право долгосрочного водопользования — от трех до двадцати пяти лет.
Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут)
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в двух видах: публичного и частного водных сервитутов.
Публичным сервитутом является право каждого пользоваться водным объектом общего пользования и иными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный сервитут). Частные водные сервитута могут быть установлены и на основании судебного решения.
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса РФ.
Общее и специальное водопользование
Общим водопользованием признается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ.
Специальное водопользование, то есть использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Особое пользование водными объектами
Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации. Для государственных и муниципальных нужд водные объекты могут предоставляться в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В таком решении указываются цели и основные условия использования водных объектов.
Порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается Правительством Российской Федерации.
Каковы права и обязанности водопользователей?
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
- осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;
- получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
- осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации. Водопользователи обязаны:
- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
- не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
- информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об авариях и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;
- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
- выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и в государственный орган управления использованием и охраной недр;
— своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
— соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
— осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;
— выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.
Каковы особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах?
Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельностью граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.
Какие земли относятся к землям запаса?
Как установлено земельным законодательством, к землям запаса относятся все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К этим землям относятся также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям, предусмотренным действующим земельным законодательством (добровольный отказ от земельного участка; истечение срока, на который был предоставлен земельный участок; смерть землевладельца, арендатора и др.).
Как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», если собственник земельной доли в течение трех лет не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании земельной доли, то эти невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года. В случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они временно переходят в категорию земель запаса.
Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда. Она является источником пополнения иных категорий земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Вовлечение этих земель в хозяйственный оборот осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Тема 20
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА