<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Каков правовой режим земель природно-заповедного назначения?
 К землям природно-заповедного назначения относятся земли заповед­ников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологи­ческих парков, ботанических садов. В состав таких земель включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреацион­ное значение.
 На землях заповедников и заповедных зон природных (националь­ных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная за­конодательством Российской Федерации. На других землям природно-заповедного фонда допускается ограниченная хозяйственная и рекреаци­онная деятельность в соответствии с установленным для них режимом. Часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно-заповедно­го фонда. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочис­ленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законо­дательством, допускается на землях природно-заповедного фонда традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов.
 Для обеспечения режима заповедников, природных (национальных) парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в их преде­лах любой деятельности, отрицательно влияющей на природные ком­плексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, землевладельцев и землеполь­зователей не изымаются. Пользование земельными участками в пределах охранных зон осуществляется с соблюдением установленного для них режима.
 Таковы общие черты правового режима земель природно-заповедно­го назначения. Особенности правового режима земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, го­сударственных природных заказников, памятников природы, дендроло­гических парков и ботанических садов определяется особым законода­тельством.
 
 
 Каков правовой режим земель государственных природных заповедников?
 Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. «Об особо охраня­емых природных территориях» (ст. 6) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного ис­пользования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохран­ное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, не­дра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государ­ственных природных заповедников, передаются им в пользование (владе­ние) на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собст­венностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления.
 Запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участ­ки и другие природные ресурсы, включенные в государственные природ­ные заповедники.
 Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федераль­ной собственности, принимаемым по представлению органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномочен­ного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государст­венного природного заповедника производится в таком же порядке.
 На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природно­го заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о нем, а также интродукция живых организмов в целях их ак­климатизации.
 На территориях государственных природных заповедников допуска­ется деятельность, направленная на:
 — сохранение в естественном состоянии природных комплексов, вос­становление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
 — поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопо­жарную безопасность;
 — осуществление экологического мониторинга;
 — выполнение научно-исследовательских задач;
 — ведение эколого-просветительской работы;
 — осуществление контрольно-надзорных функций.
 В государственных природных заповедниках могут выделяться участ­ки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природ­ные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необхо­димости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
 На специально выделенных участках частичного хозяйственного ис­пользования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обес­печение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осу­ществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положе­нием о данном государственном природном заповеднике.
 Имеет некоторые особенности правовой режим государственных при­родных биосферных заповедников, которыми признаются такие заповед­ники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких заповедников в целях проведения научных исследований, экологи­ческого мониторинга, апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощаю­щих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории био­сферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
 
 
 Каков правовой режим земель национальных парков?
 Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительными и научно-исследовательскими учреждениями, территории (аква­тории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имею­щие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просвети­тельских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
 Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, передаются им в пользование только по согласованию с государственным органом охраны памятников исто­рии и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей и собственни­ков. Национальные парки имеют в этих случаях исключительное право приобретения таких земель за счет средств федерального бюджета.
 На территориях национальных парков устанавливается дифференци­рованный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого на их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
 - заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная де­ятельность и рекреационное использование территории;
 - особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
 - познавательного туризма, предназначенная для организации эко­логического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
 - рекреационная, предназначенная для отдыха;
 - обслуживания посетителей;
 - хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хо­зяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функциониро­вания национального парка.
 На территориях национальных парков запрещается любая деятель­ность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объек­там растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
 - разведка и разработка полезных ископаемых;
 - деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, гидрологического режима;
 - предоставление на территориях национальных парков садоводчес­ких и дачных участков;
 - строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий элек­тропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплу­атация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функциониро­ванием национальных парков;
 — рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорасту­щих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов животного и растительного мира, и др.
 На землях, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственного использования, запрещается расширение и строитель­ство новых хозяйственных объектов. Порядок их использования опреде­ляется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится национальный парк.
 В национальных парках, расположенных в районах проживания ко­ренного населения, допускается выделение традиционного экстенсив­ного природопользования. На специально выделенных участках допускают­ся традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ре­сурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.
 Земельные участки в границах национальных парков, а также нахо­дящиеся на них здания, сооружения, помещения приватизации не под­лежат.
 Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
 Правовой режим конкретного национального парка определяется по­ложением, утверждаемым государственным органом, в ведении которо­го он находится, по согласования со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны ок­ружающей природной среды.
 
 
 Каков правовой режим земель природных парков?
 Природные парки являются природоохранными рекреационными уч­реждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просвети­тельских и рекреационных целях,
 Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование. В отдельных случаях они могут располагаться на землях иных пользователей, а также собственников.
 Решение об образовании природного парка принимают органы госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и по согла­сованию с органами местного самоуправления.
 Природные парки, а также собственники, владельцы, пользователи земельных участков в границах территорий природных парков, имею­щие ограничения в их использовании в связи с особым режимом охра­ны, пользуются налоговыми льготами, установленными действующим законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
 На территориях природных парков запрещается всякая деятельность, влекущая изменение сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических, рекреационных качеств природных парков.
 Конкретные особенности и правовое положение природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым ор­ганом государственной власти субъекта Российской Федерации по согла­сованию со специально уполномоченным на то государственным орга­ном Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления.
 
 
 
 Каков правовой режим земель государственных природных заказников?
 Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстанов­ления природных комплексов или их компонентов и поддержания эко­логического баланса. Объявление территории государственным природ­ным заказником производится как с изъятием, так и без изъятия у собственников, владельцев и пользователей земельных участков. Собст­венникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящих­ся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, устанавливаемом законодательством Рос­сийской Федерации и ее субъектов.
 На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, про­тиворечащая целям создания такого заказника или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.
 На территориях государственных природных заказников, где прожи­вают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
 Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, распо­ложенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны их и несут за его нару­шение установленную законом юридическую ответственность.
 
 
 Каков правовой режим земель памятников природы?
 Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях при­родные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
 Природные объекты и комплексы объявляются памятниками приро­ды федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраня­емыми природными территориями федерального значения Правительст­вом Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а природные объекты и ком­плексы памятниками регионального значения — соответствующими ор­ганами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 Объявление природных комплексов и объектов памятниками приро­ды, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собствен­ников, владельцев, пользователей или без такового. В случае изъятия зе­мельных участков или водных пространств, используемых для общегосу­дарственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями па­мятников природы осуществляется постановлением органов исполни­тельной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
 Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на ко­торых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны их. Расходы собственников, вла­дельцев и пользователей земельных участков по обеспечению особого режима охраны памятников природы возмещаются за счет средств феде­рального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
 
 
 Каков правовой режим дендрологических парков и ботанических садов?
 Дендрологические парки и ботанические сады — это природоохран­ные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллек­ций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения раститель­ного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
 Территории таких природоохранных учреждений предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передают­ся в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образова­тельным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
 
 Каков правовой режим земель оздоровительного назначения?
  К землям оздоровительного назначения относятся территории (аквато­рии), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие лечебными ресурсами (мине­ральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и другие природные объекты и условия). Курортами признаются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях террито­рии, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также рас­полагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.
 Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом феде­ральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздорови­тельных местностях и курортах.
 В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запре­щается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухуд­шению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладаю­щих лечебными свойствами. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (мине­ральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитар­ной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или ку­рорта. Порядок организации таких округов охраны и особенности режи­ма их функционирования определяются Правительством Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечеб­ных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
 
 
 Каков правовой режим земель рекреационного назначения?
 Землями рекреационного назначения признаются выделенные в уста­новленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма. К таким землям относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, санаториями, кемпингами, спортивно-оздоровительными комплексами, туристически­ми базами, стационарными и палаточными туристическими оздоровитель­ными лагерями, домами рыболовов и охотников, детскими туристически­ми станциями, парками, лесопарками, учебно-туристическими тропами, маркированными трассами, спортивными лагерями, расположенными вне земель оздоровительного назначения. Земли, по которым проходят учеб­но-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами и могут подлежать изъятию.
 К землям рекреационного назначения относятся также земли приго­родных зеленых зон — земли за пределами городской черты, занятые ле­сами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местами отдыха населения. Выделение таких земель производится по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном законодательством этих субъектов.
 На таких землях запрещается деятельность, препятствующая их ис­пользованию по целевому назначению. Порядок использования земель рекреационного назначения и определения их границ устанавливается законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
 
 
 Каков правовой режим земель историко-культурного назначения?
 Землями историко-культурного назначении признаются земли, на кото­рых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками, а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства. Та­кие земли используется в особом режиме, устанавливаемом законодатель­ством Российской Федерации и ее субъектов.
 Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоре­чащих их основному назначения, не допускается, как не допускается любая деятельность на них, не соответствующая установленному режиму. В соот­ветствии с законодательством Российской Федерации отдельные земли ис­торико-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйст­венного использования, включая земли, на которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.
 Порядок использования земель данной категории, как и определение их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенностей рас­поряжения и форм охраны определяются особым законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
 
 
 Тема 18
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
 
 
 Какие земли считаются землями лесного фонда?
 Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяй­ства.
 В ст. 8 Лесного кодекса Российской Федера­ции установлено, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
 К лесным землям относятся земли, покры­тые лесной растительностью или не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановле­ния (вырубки, гари, погибшие древостои, ре­дины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
 К нелесным землям относятся земли, пред­назначенные для нужд лесного хозяйства (зем­ли, занятые просеками, дорогами, сельскохо­зяйственными угодьями, и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда, под которым понимаются все леса, за исключени­ем лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов.
 В лесной фонд и в леса, не входящие в не­го, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
 - землях сельскохозяйственного назначе­ния, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяй­ства;
 - землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);
 - землях населенных пунктов (поселений), в том числе предостав­ленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
 - землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
 - землях иных категорий.
 Оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совер­шение других следок, которые влекут или могут повлечь отчуждение уча­стков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном граж­данским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
 Как предусмотрено ст. 5 Лесного кодекса РФ, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
 
 
 Каковы виды лесопользования?
 В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользо­вания:
 - заготовка древесины;
 - заготовка живицы;
 - заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
 - побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размеще­ние ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и техническо­го сырья, сбор мха, лесной подстилки, камыша и другие виды побочного лесопользования);
 - пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяй­ства;
 — пользование участками лесного фонда для научно-исследователь­ских целей;
 — пользование участками лесного фонда для культурно-оздорови­тельных, туристических и спортивных целей.
 Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без такового. Участки лесного фонда предоставляются для осуществления одного вида лесопользования и не­скольких, а также одному или нескольким лесопользователям.
 
 
 Кто является субъектом лесных правоотношений?
 Субъектами лесных правоотношений являются Российская Федера­ция, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридичес­кие лица.
 
 
 Каковы права и обязанности лесопользователей?
 Лесопользователи при осуществлении лесопользования обладают следующими правами:
 - получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;
 - осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;
 - возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пунк­ты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;
 - иметь другие права, если их реализация не противоречит лесному законодательству Российской Федерации.
 При осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны:
 - осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;
 - соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лес­ного билета;
 - не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей при­родной среде;
 - вести работы способами, предотвращающими возникновение эро­зии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздейст­вие пользованием лесным фондом на состояние и воспроизводство ле­сов, а также на состояние водных и других природных объектов;
 - соблюдать на предоставленных участках лесного фонда правила по­жарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противо­пожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспе­чивать его тушение;
 - не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и за­готовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготов­ки и вывоза;
 - осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на ус­ловиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, до­говоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;
 - приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном биле­те, ордере, лесном билете, за свой счет;
 - сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управ­ления лесным хозяйством после завершения на них работ и др.
 
 
 Права пользования водными объектами
 Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, лесные орехи, грибы, другие пищевые ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье; участвовать в культурно-оз­доровительных, туристических, спортивных мероприятиях; охотиться, ес­ли иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
 Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, за­прещается.
 Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в ле­сах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, поврежде­ние лесных культур, засорение лесов, разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Россий­ской Федерации. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламен­тируется Лесным кодексом РФ и законодательством о животном мире Российской Федерации.
 Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов и т. п. может быть ограничен законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, веде­ния орехово-промысового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территори­ях - в связи с установленным на них режимом лесопользования.
 
 
 Каковы принципы и система органов государственного управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?
 Основными принципами государственного управления в данной сфе­ре являются:
 — устойчивое развитие — сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды;
 — рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
 — несовместимость реализации функций государственного управле­ния в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспро­изводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и перера­ботки полученной при этом древесины.
 Федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и восстановления лесов, является Прави­тельство Российской Федерации, осуществляющее государственное уп­равление непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
 Федеральным органом специальной компетенции в данной сфере яв­ляется Федеральная служба лесного хозяйства России, обеспечивающая рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроиз­водство лесов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Она осуществляет возложенные на нее функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
 Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Феде­рации и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
 
 
 Тема 19
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА.
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА
 
 
 Какие земли относятся к землям водного фонда?
 К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделен­ные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
 Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бы­товых, оздоровительных и других нужд населе­ния, а также водохозяйственных, сельскохозяй­ственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транс­портных и иных государственных и обществен­ных потребностей.
 Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством Рос­сийской Федерации и ее субъектов.
 Статьей 5 Водного кодекса Российской Фе­дерации установлено, что отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регу­лируются водным законодательством Россий­ской Федерации в той мере, в какой это необ­ходимо для рационального использования и охраны водных объектов.
 
 
 Что признается водным объектом?
 Согласно ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений явля­ется водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покры­тые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассмат­риваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
 В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
 - поверхностные водные объекты;
 - внутренние морские воды;
 - территориальное море Российской Федерации;
 - подземные водные объекты.
 
 
 Каковы особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам?
 Как предусмотрено ст. 12 Водного кодекса РФ, собственники, вла­дельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхно­стным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные инте­ресы других лиц. Но они не должны препятствовать использованию вод­ных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации.
 
 
 Каков порядок определения береговой линии и прибрежной полосы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации?
 Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяется по постоянному уровню воды, а в случаях периодического изменения уровня воды — по линии максималь­ного отлива.
 Прибрежной полосой считается территория, прилегающая к внутрен­ним морским водам и территориальному морю Российской Федерации.
 
 
 
 Какова оборотоспособность водных объектов?
 Статьей 22 Водного кодекса РФ предусмотрено, что продажа, залог и со­вершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объек­тов, не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земель­ным законодательствами Российской Федерации. Права пользования вод­ными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполно­моченным государственным органом управления использованием и охра­ной водного фонда.
 
 Кто является субъектом водных правоотношений?
 Статьей 23 Водного кодекса РФ предусмотрено, что участниками вод­ных отношений являются Российская Федерации, ее субъекты, муници­пальные образования и водопользователи. Водопользователями могут быть граждане и юридические лица.
 Водопользователь - гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской дея­тельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не предусмотрено Вод­ным кодексом РФ.
 Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водный объект только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом РФ.
 
 
 Каковы формы собственности на водные объекты?
 В Российской Федерации, как это предусмотрено ст. 34 Водного ко­декса РФ, устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законо­дательством. Изменение русла реки или иное изменение местоположе­ния водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом.
 Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственно­сти (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности Россий­ской Федерации) и собственности субъектов Российской Федерации (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передачи в собственность муниципальным об­разованиям, гражданам и юридическим лицам.
 
 
 Какие водные объекты находятся в федеральной собственности?
 В федеральной собственности находятся:
 — поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых рас­положены на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
 — подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
 — водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд оборо­ны, безопасности федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
 - водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
 - трансграничные (пограничные) водные объекты;
 - внутренние морские воды;
 - территориальное море Российской Федерации (прибрежные мор­ские воды шириной 12 морских миль);
 - водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального .значения или представляющие собой часть этих территорий;
 - водные объекты, являющиеся частью территории курортов или ле­чебно-оздоровительных местностей федерального значения;
 - иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
 
 
 Какие водные объекты являются собственностью субъектов Российской Федерации?
 В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, аква­тории и бассейны которых полностью расположены на территории соответ­ствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.
 Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объекта­ми, находящимися в государственной собственности, относятся к совме­стному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
 Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты
 Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также другим муниципаль­ным образованиям, являются муниципальной собственностью. В муни­ципальной собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного само­управления.
 
 
 Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты
 В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обо­собленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по пло­щади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравличе­ской связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным зако­нодательством Российской Федерации.
 
 
 Каковы права пользования водными объектами лиц, не являющихся их собственниками?
 Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:
 — право долгосрочного пользования;
 — право краткосрочного пользования;
 — право ограниченного пользования (водный сервитут).
 Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом РФ. Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водны­ми объектами в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
 
 
 Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами
 Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ре­сурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
 Право краткосрочного водопользования устанавливается на срок до трех лет, а право долгосрочного водопользования — от трех до двадцати пяти лет.
 
 
 
 Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут)
 Право ограниченного пользования водным объектом выступает в двух видах: публичного и частного водных сервитутов.
 Публичным сервитутом является право каждого пользоваться вод­ным объектом общего пользования и иными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
 В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный сервитут). Частные водные сервитута могут быть установлены и на основании судебного решения.
 Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским за­конодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса РФ.
 
 
 Общее и специальное водопользование
 Общим водопользованием признается использование водных объек­тов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без по­лучения лицензии на водопользование. Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотрен­ном Водным кодексом РФ.
 Специальное водопользование, то есть использование водных объек­тов с применением сооружений, технических средств и устройств осуще­ствляется гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального во­допользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использовани­ем и охраной водного фонда.
 
 
 Особое пользование водными объектами
 Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических сис­тем, федерального транспорта, а также для иных государственных и му­ниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собст­венности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации. Для государственных и муници­пальных нужд водные объекты могут предоставляться в особое пользова­ние по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В таком решении указываются цели и основные условия ис­пользования водных объектов.
 Порядок предоставления водных объектов в особое пользование ус­танавливается Правительством Российской Федерации.
 
 Каковы права и обязанности водопользователей?
 Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
 - осуществлять водопользование в соответствии с водным законода­тельством Российской Федерации;
 - получать в установленном порядке информацию о состоянии вод­ных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
 - осуществлять другие права, предусмотренные водным законода­тельством Российской Федерации. Водопользователи обязаны:
 - рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
 - не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
 - не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также на­несения ущерба хозяйственным и иным объектам;
 - содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
 - информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об авариях и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;
 - своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ус­транению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
 - выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
 - вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также си­стематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установ­ленные сроки в специально уполномоченный государственный орган уп­равления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и в государственный орган управления ис­пользованием и охраной недр;
 — своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водны­ми объектами;
 — соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
 — осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;
 — выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законо­дательством Российской Федерации.
 
 
 Каковы особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах?
 Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предо­ставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
 Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельностью граж­дан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйст­вом в пределах их полномочий.
 
 
 Какие земли относятся к землям запаса?
 Как установлено земельным законодательством, к землям запаса отно­сятся все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользова­ние и аренду. К этим землям относятся также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям, предусмот­ренным действующим земельным законодательством (добровольный отказ от земельного участка; истечение срока, на который был предоставлен зе­мельный участок; смерть землевладельца, арендатора и др.).
 Как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», если собственник земельной доли в течение трех лет не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании земельной доли, то эти невос­требованные земельные доли остаются в пользовании сельскохозяйст­венной организации еще на три года. В случае отказа сельскохозяйствен­ной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они временно переходят в категорию земель запаса.
 Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда. Она является источником пополнения иных категорий земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Вовлечение этих земель в хозяйственный оборот осуществляется в порядке, предус­мотренном земельным законодательством.
 
 
 
 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
 Тема 20
 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
 

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу