<< Пред. стр. 3 (из 6) След. >>
- принимают меры по устранению нарушений земельного законодательства;— участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;
- вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;
— информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
— участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных и рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооружаемых в целях охраны земель.
ТЕМА 8
ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ. КОНСЕРВАЦИЯ
И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
Что понимается под охраной земель по действующему законодательству?
Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных . воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв (ст. 100 ЗК РСФСР).
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям со сложным природным образованием с учетом их зональных и региональных особенностей.
Каковы цели и задачи охраны земель?
Целями и задачами охраны земель являются:
- предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом;
- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Каково содержание охраны земель?
Согласно действующему земельному законодательству (ст. 101 ЗК РСФСР) охрана земель включает осуществление собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами следующих мероприятий:
- рациональную организацию территории;
- восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;
- защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;
- защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культурно-технического состояния земель;
- рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение их в хозяйственный оборот;
- снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
При невозможности восстановления в ближайшее время плодородия почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений, осуществляется консервация земель в установленном порядке.
Что такое мелиорация земель и каковы ее виды?
Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель», мелиорация земель - это коренное улучшение их путем проведения гидротехнических, культур технических, химических, противоэрозионных, агромелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель:
- гидромелиорация;
- агролесомелиорация;
- культуртехническая мелиорация;
- химическая мелиорация.
При этом, как предусмотрено законом, в составе отдельных типов мелиорации земель, устанавливаются отдельные виды их.
Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.
Агролесомелиорация земель - это комплекс мелиоративных мероприятий, направленных на коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесных насаждений. К этому типу мелиорации относятся такие ее виды: противоэрозийная, полезащитная, пастбищезащитная.
Культуртехническая мелиорация земель определяется в Законе как проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, что едва ли можно признать удачным, поскольку это может быть отнесено и к любому другому типу мелиорации. Более показательно в этой связи подразделение данного типа мелиорации на отдельные ее виды. Таковыми Законом признаются: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха; расчистка таких земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.
Под химической мелиорацией земель понимается проведение комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Такая мелиорация включает в себя известкование почв, фосфоритование и гипсование их.
Каковы полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области мелиорации земель?
К полномочиям Российской Федерации отнесено:
- определение государственной политики в данной области;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области мелиорации земель и контроль за их соблюдением;
- владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
- финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
- создание в установленном порядке специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель;
- утверждение и реализация федеральных программ в данной области;
- утверждение стандартов, норм и правил в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
- установление лимитов забора воды для субъектов РФ из каналов, водохранилищ, с помощью которых осуществляется межрегиональное водораспределение;
- разрешение споров между субъектами РФ об использовании отнесенных к федеральной собственности государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
- проведение единой научно-технической политики в области мелиорации земель;
- иные полномочия, определенные Конституцией РФ и федеральными законами.
К полномочиям субъектов РФ отнесено:
- владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к их собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
- разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в данной области;
- финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к собственности субъектов РФ государственными мелиоративными системами и отдельно стоящими гидротехническими сооружениями;
- разработка, утверждение и реализация региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
- установление для граждан и юридических лиц лимитов забора воды из государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно стоящих гидротехнических сооружений в пределах лимита водопотребления, выделенных субъектам Российской Федерации;
- иные полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации.
Каковы полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель?
Органы местного самоуправления могут осуществлять в данной области следующие полномочия:
- владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации земель на соответствующей территории;
- участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
- координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан и юридических лиц в области мелиорации земель.
Каковы экологические, санитарно-гиеиенические и иные требования к размещению и эксплуатации объектов?
Законом «Об охране окружающей природной среды» определены как общие требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, так и специальные требования к их размещению, технико-экономическому обоснованию, строительству и реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации. Особо выделены экологические требования в сельском хозяйстве, при проведении мелиоративных работ, использовании радиоактивных материалов и др.
Общими требованиями при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, согласно ст. 40 Закона, являются:
- выполнение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения;
- осуществление мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Нарушение этих требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию вредных объектов в соответствии с предписаниями специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Экологическими требованиями при размещении предприятий, сооружений и иных объектов являются:
- обеспечение выполнения требований по охране окружающей природной среды;
- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
- учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством (ст. 28 ЗК РСФСР, ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных госорганов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления.
При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться:
— современный уровень научно-технического прогресса;
— предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду;
— предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация;
—- внедряться ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные технологии и производства;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды.
Технико-экономические обоснования проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости — и общественную экологическую экспертизу. Проекты, не отвечающие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.
Особые экологические требования предъявляются к предприятиям, объединениям, организациям и гражданам, ведущим сельское хозяйство и осуществляющим мелиоративные работы. Такие формирования и граждане обязаны:
— выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы;
— предотвращать побочные последствия применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека;
— соблюдать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, вод, лесов и иной растительности;
— предотвращать затопления, подтопления и другие вредные последствия для окружающей природой среды.
Что такое предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ?
Предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) - это установленные компетентными органами государственной власти нормативы загрязняющих веществ в атмосфере, воде и т. п. Они устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха, водоемов и др., снижения вредных физических воздействий на них, прогнозирования качества окружающей природной среды. Постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.
Статьей 102 Земельного кодекса РСФСР предусмотрено, что в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве.
Статья 103 Кодекса посвящена экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструкции объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, говорится в данной статье, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицательного влияния на состояние и эффективность предусмотренных защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление программ по мелиорации земель, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.
Нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду являются, как правило, едиными для всей страны. Однако для отдельных территорий, исходя из их природно-климатических особенностей и повышенной социальной значимости (заповедники, заказники, национальные парки, курорты и рекреационные зоны), как это предусмотрено Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 26), устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.
Какие иные виды физических воздействии на окружающую природную среду регулируются действующим законодательством?
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 28) предусмотрено, что нормативы предельно допустимых уровнем (ПДУ) шума, вибраций, магнитных полей и иных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. Такие нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Какими нормативными актами регулируются отношения по применению химических веществ в сельском хозяйстве?
Применение в сельскохозяйственном производстве различного рода химических веществ - пестицидов и других агрохимикатов, нарушение установленных норм и правил представляет серьезную опасность для окружающей природной среды и здоровья населения. Этим и обусловлено принятие в 1997 году специального Федерального закона «О безопасном применении пестицидов и агрохимикатов».
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 51) предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования, принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
Госсанэпиднадзор Минздрава РФ совместно с Минсельхозпродом РФ периодически утверждает список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в продуктах питания. Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Госсанэпиднадзора Минздрава РФ. Запрещается применение токсических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду. Правила охраны окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека от экологически вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санипиднадзора.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в почвах городских и сельских поселений, сельскохозяйственных угодий содержание опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 622, предусмотрено, что указанная Служба организуется для наблюдения за происходящими в окружающей среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям) и последствиями этого влияния на региональный растительный и животный мир и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды осуществляется федеральной службой России по гидрометеологии и мониторингу окружающей среды, Министерством природных ресурсов Российской Федерации при участии других Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдения, в том числе постов , станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, расположенных в разных природно-климатических районах, городах, промышленных центрах и на водных объектах.
Каковы виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель?
Статьей 106 ЗК РСФСР предусмотрено, что экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель включает:
— выделение средств республиканского или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
- освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;
- частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
- поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, сельскохозяйственных коммерческих организаций, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
- установление повышенных цен за экологически чистую продукцию.
Что такое консервация земель?
Под консервацией земель понимается исключение, в том числе и временное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.
Действующим законодательством предусматривается консервация деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.
Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555, деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв. В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации может вводиться специальный режим их использования или производится изменение целевого назначения земель.
Консервации подлежат:
— сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;
— земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.
Земли, выведенные из хозяйственного оборота, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас.
Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель производится путем обследований, осуществляемых по утвержденным методикам соответствующими предприятиями, организациями, а также гражданами, получившими лицензии на такие обследования в органах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации. Подготовленные материалы по консервации земель представляются в местные администрации, в ведении которых находятся такие земли. Материалы должны содержать следующие документы:
- экспертное заключение органов Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации;
- заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора (по землям, загрязненным токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами) и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;
- экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв;
- заключение организаций и коллективов, проводивших обследование;
- мнение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и их обязательств по восстановлению земель;
- справки об убытках, вреде и потерях сельскохозяйственного производства.
Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, возмещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошла деградация и загрязнение земель. В случаях, когда ухудшение качества земель собственников земли, землевладельцев, землепользователей вызвано их хозяйственной деятельностью, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется такими субъектами за счет собственных средств. В случае отказа от выполнения указанных мероприятий необходимые средства взыскиваются в судебном порядке. Помимо возмещения убытков и вреда, причиненного деградацией и загрязнением земель, соответствующие предприятия, учреждения, организации и граждане возмещают потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, если под влиянием их деятельности произошло ухудшение качества земель. Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в случаях своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.
Что такое «мониторинг земель»?
Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Он является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
Объектам мониторинга являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
Как определенно Положением о мониторинге земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 № 491, мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:
- мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
- мониторинг земель населенных пунктов;
- мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
- мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- мониторинг земель лесного фонда;
- мониторинг земель водного фонда;
- мониторинг земель запаса.
Кроме того, в зависимости от территориального охвата различают федеральный, региональный и локальный мониторинга земель. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации; региональный - охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами; локальный — ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользовании и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов. В соответствии с международными программами Российская Федерации может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.
Что является содержанием мониторинга земель?
Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:
- состояния земельных угодий, полей, участков;
- процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление, зарастание и закустаривание сельскохозяйственных угодий, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами);
- состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
- процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
- состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
Каков порядок ведения мониторинга земель?
Мониторинг земель ведется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти с участием заинтересованных министерств и ведомств.
Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются дистанционное зондирование (съемки с космические аппаратов, с высотных самолетов и др.); наземные съемки-наблюдения; фондовые данные. В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земли:
- базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдении на момент начала ведения мониторинга земель);
- периодичные (через год и более);
- оперативные (фиксирующие текущие изменения).
Тема 9
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР
Что такое «государственный земельный кадастр»?
Государственный земельный кадастр -это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель.
Каковы цели создания и ведения государственного земельного кадастра?
Как предусмотрено Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (ст. 4), государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
— государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
— мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель,
— государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— землеустройства;
— экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
— установления обоснованной платы за землю;
— иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Каковы принципы по осуществлению деятельности по ведению государственного земельного кадастра?
Принципами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность по ведению государственного земельного кадастра, являются:
— единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;
— непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;
— открытость сведений государственного земельного кадастра;
— сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Каков состав сведений и документов государственного земельного кадастра?
Государственный земельный кадастра содержит сведения о:
— земельных участках;
— территориальных зонах;
— землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление:
— землях и границах субъектов Российской Федерации.
Что же касается документов, содержащихся в государственном земельном кадастре, то они подразделяются на основные, вспомогательные и производные. К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
К вспомогательным документам государственного земельного кадастра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
К производным относятся документы государственного земельного кадастра, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности ее субъектов, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.
Каков порядок кадастрового деления территории Российской Федерации?
Порядок кадастрового деления территории России определяется Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 года. Согласно названным Правилам вся территория Российской Федерации, включая территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. Установление границ кадастровых округов и присвоение им кадастровых номеров осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России.
Каков порядок ведения государственного земельного кадастра?
Ведение государственного земельного кадастра осуществляется на всей территории Российской Федерации по единой методике. Оно представляет собой систему последовательных действий по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
Сведения о правах на земельные участки и ограничениях (обременения) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускается.
Тема 10
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Что такое «землеустройство»?
Землеустройство - это система мероприятий по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.
Каковы задачи землеустройства?
Как определено ст. 112 ЗК РСФСР, задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.
Каково содержание землеустройства?
Землеустройство, согласно действующему земельному законодательству, включает осуществление следующих мероприятий по организации использования и охраны земель:
— разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства;
— установление на местности границ административно-территориальных образований;
— составление проектов образований новых и упорядочение существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право собственности, владения и пользования землей;
- разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель;
- обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
- проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ.
Каковы стадии землеустроительного процесса?
Согласно действующему земельному законодательству землеустроительный процесс состоит из следующих основных стадий: подготовительные работы; разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства; рассмотрение и утверждение проектной документации; перенесение проектов в натуру (на местность); оформление и выдача землеустроительных материалов и документов; осуществление авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Каков порядок проведения землеустройства?
Землеустройство проводится по решениям компетентных органов государственной власти, по инициативе Государственного земельного комитета Российской Федерации и его органов на местах или по ходатайству собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка же землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может производиться также по инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями.
Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после их утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца. Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Какие бывают виды землеустройства?
В зависимости от содержания землеустроительных действий, их целей и задач различают два вида землеустройства: межхозяйственное и внутрихозяйственное.
Межхозяйственное землеустройство имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. В порядке межхозяйственного землеустройства осуществляется образование новых землепользовании, устранение недостатков существующих (черезполосиц, вклинивании) и др. Такое землеустройство осуществляется одновременно на территории всех затрагиваемых им хозяйств.
В порядке внутрихозяйственного землеустройства осуществляется рациональная организация территории отдельного землепользования, определение границ его производственных подразделений, севооборотов, пастбищ, внутрихозяйственных транспортных и иных коммуникаций и др.
Тема 11
РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
Что такое земельные споры и какова их классификация?
Земельные споры — это споры граждан и юридических лиц, связанные с земельными отношениями.
Они могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основаниям их возникновения они делятся на споры:
— о праве собственности на земельный участок;
— о праве владения и пользования им;
— об истребовании земельного участка или части его из чужого незаконного владения;
— об устранении помех в использовании земельного участка;
— о сервитутах и др.
Земельные споры классифицируются также по субъектам, между которыми эти споры возникают.
Какие органы правомочны разрешать земельные споры?
По действующему законодательству земельные споры разрешаются либо в судебном, либо в административном порядке.
Порядок разрешения земельных споров был урегулирован в самостоятельном разделе Земельного кодекса РСФСР (раздел XIII), однако все статьи данного раздела (ст. 115-123) признаны Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» недействующими. В связи с этим в земельном законодательстве образовался известный пробел, и для разрешения возникающих в данной сфере вопросов приходится пользоваться нормами общего характера о порядке разрешения споров между физическими и юридическими лицами, а также нормативными положениями подзаконных актов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в Россия» все споры, связанные и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Однако из этого, в принципе, правильного положения едва ли обоснованно делать вывод о полном исключении участия местных органов власти в решении тех или иных земельно-правовых вопросов. Ранее в ст. 121 ЗК был довольно подробно урегулирован порядок разрешения земельных споров в местных органах исполнительной власти. Был определен срок их рассмотрения (один месяц со дня поступления заявления), порядок их рассмотрения (в присутствии сторон, за исключением случаев, когда одна из сторон уклоняется от участия в рассмотрении спора),порядок извещения сторон о времени и месте рассмотрения спора и др. Представляется, что и в новом Земельном кодексе Российской Федерации административному порядку разрешения земельных споров также должно быть уделено соответствующее внимание и место, что соответствовало бы реальному положению дел в данной сфере. Местные органы исполнительной власти, земельные комитеты, особенно районные, решают множество земельных вопросов. Регламентация сроков и порядка их разрешения в административных органах восполнило бы имеющийся пробел и способствовало бы укреплению законности на селе.
Что касается разграничения подведомственности общих и арбитражных судов, то здесь следует руководствоваться законодательными актами, регламентирующими их деятельность, а также разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в частности совместным постановлением этих органов от 18 августа 1992 г. №12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Так, согласно ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерацией арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (в том числе и земельных): между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Важное значение для правильного разрешения земельных споров, в том числе и определения их подведомственности, имеет постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе», в котором разъяснено, что суд вправе принять к производству и рассмотрению по существу дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.
Земельные споры могут рассматриваться не только указанными органами, но и третейскими судами, создаваемыми самими спорящими сторонами. Такие суды вправе рассматривать любой земельный спор, подведомственный судам общей юрисдикции или арбитражным судам. Решение третейского суда обязательно к исполнению. Если оно не исполнено обязанным лицом, то заинтересованная сторона вправе обратиться в суд или арбитражный суд с просьбой выдать исполнительный лист. Судья вправе отказать в выдаче исполнительного листа, если решение третейского суда противоречит закону.
Тема 12