<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 - принимают меры по устранению нарушений земельного законода­тельства;
 — участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, ка­сающихся использования и охраны земель;
 - вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование кото­рых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и за­грязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;
 — информируют население о состоянии земельного фонда, эффек­тивности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
 — участвуют в согласовании градостроительной и землеустроитель­ной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных и рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприя­тия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, соору­жаемых в целях охраны земель.
 
 ТЕМА 8
 ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ. КОНСЕРВАЦИЯ
 И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
 
 
 Что понимается под охраной земель по действующему законодательству?
 Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвраще­ние необоснованных изъятий земель сельско­хозяйственного оборота, защиту от вредных . воздействий, а также на восстановление про­дуктивности земель, в том числе лесного фон­да, и на воспроизводство и повышение плодо­родия почв (ст. 100 ЗК РСФСР).
 Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям со сложным природным образованием с учетом их зональ­ных и региональных особенностей.
 
 
 Каковы цели и задачи охраны земель?
 Целями и задачами охраны земель явля­ются:
 - предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимули­рования природоохранных технологий произ­водства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, зем­лепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйст­венной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов независимо от состояния земель и экологической обстанов­ки в целом;
 - обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся де­градации или нарушению;
  - создать механизм учета и проверки экологического состояния зе­мель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, зем­лепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
 
 
 Каково содержание охраны земель?
 Согласно действующему земельному законодательству (ст. 101 ЗК РСФСР) охрана земель включает осуществление собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами следующих ме­роприятий:
 - рациональную организацию территории;
 - восстановление и повышение плодородия почв, а также других по­лезных свойств земли;
 - защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загряз­нения отходами производства, химическими и радиоактивными вещест­вами, от других процессов разрушения;
 - защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания кустар­ником и мелколесьем, других процессов ухудшения культурно-техниче­ского состояния земель;
 - рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодоро­дия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение их в хозяйственный оборот;
 - снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
 При невозможности восстановления в ближайшее время плодородия почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязнен­ных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями расте­ний, осуществляется консервация земель в установленном порядке.
 
 
 Что такое мелиорация земель и каковы ее виды?
 Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель», мелиорация земель - это коренное улуч­шение их путем проведения гидротехнических, культур технических, хи­мических, противоэрозионных, агромелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
 В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель:
 - гидромелиорация;
 - агролесомелиорация;
 - культуртехническая мелиорация;
 - химическая мелиорация.
 При этом, как предусмотрено законом, в составе отдельных типов ме­лиорации земель, устанавливаются отдельные виды их.
 Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиора­тивных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболочен­ных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.
 Агролесомелиорация земель - это комплекс мелиоративных мероприя­тий, направленных на коренное улучшение земель посредством использо­вания почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесных насажде­ний. К этому типу мелиорации относятся такие ее виды: противоэрозийная, полезащитная, пастбищезащитная.
 Культуртехническая мелиорация земель определяется в Законе как проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улуч­шению земель, что едва ли можно признать удачным, поскольку это мо­жет быть отнесено и к любому другому типу мелиорации. Более показа­тельно в этой связи подразделение данного типа мелиорации на отдельные ее виды. Таковыми Законом признаются: расчистка мелиорируемых зе­мель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха; расчи­стка таких земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и пер­вичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.
 Под химической мелиорацией земель понимается проведение ком­плекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физи­ческих свойств почв. Такая мелиорация включает в себя известкование почв, фосфоритование и гипсование их.
 
 
 Каковы полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области мелиорации земель?
 К полномочиям Российской Федерации отнесено:
 - определение государственной политики в данной области;
 - разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области мелиорации земель и контроль за их соблюде­нием;
 - владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными сис­темами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
 - финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными система­ми и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
 - создание в установленном порядке специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель;
 - утверждение и реализация федеральных программ в данной области;
 - утверждение стандартов, норм и правил в области мелиорации зе­мель и контроль за их выполнением;
 - установление лимитов забора воды для субъектов РФ из каналов, водохранилищ, с помощью которых осуществляется межрегиональное водораспределение;
 - разрешение споров между субъектами РФ об использовании отне­сенных к федеральной собственности государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
 - проведение единой научно-технической политики в области мели­орации земель;
 - иные полномочия, определенные Конституцией РФ и федеральны­ми законами.
 К полномочиям субъектов РФ отнесено:
 - владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к их собственности государственными мелиоративными системами и от­дельно расположенными гидротехническими сооружениями;
 - разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в данной области;
 - финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесен­ными к собственности субъектов РФ государственными мелиоративны­ми системами и отдельно стоящими гидротехническими сооружениями;
 - разработка, утверждение и реализация региональных (территори­альных) программ в области мелиорации земель и контроль за их выпол­нением;
 - установление для граждан и юридических лиц лимитов забора воды из государственных мелиоративных систем и отнесенных к государствен­ной собственности отдельно стоящих гидротехнических сооружений в пределах лимита водопотребления, выделенных субъектам Российской Федерации;
 - иные полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации.
 
 
 
 
 Каковы полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель?
 Органы местного самоуправления могут осуществлять в данной обла­сти следующие полномочия:
 - владение, пользование и распоряжение мелиоративными система­ми и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, на­ходящимися в муниципальной собственности;
 - обеспечение защиты окружающей природной среды при проведе­нии мелиорации земель на соответствующей территории;
 - участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
 - координация и регулирование в пределах своей компетенции дея­тельности граждан и юридических лиц в области мелиорации земель.
 
 
 Каковы экологические, санитарно-гиеиенические и иные требования к размещению и эксплуатации объектов?
 Законом «Об охране окружающей природной среды» определены как общие требования при размещении, проектировании, строительстве, ре­конструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, так и специальные требования к их размещению, технико-экономическому обоснованию, строительству и реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации. Особо выделены экологические требования в сельском хозяйстве, при проведении мелиоративных работ, использо­вании радиоактивных материалов и др.
 Общими требованиями при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, тру­бопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, согласно ст. 40 Закона, являются:
 
  - выполнение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения;
 - осуществление мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
  Нарушение этих требований влечет за собой приостановление до ус­транения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию вредных объектов в соответствии с предписаниями специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
  Экологическими требованиями при размещении предприятий, соору­жений и иных объектов являются:
 - обеспечение выполнения требований по охране окружающей при­родной среды;
 - рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
 - учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, де­мографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
 Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательст­вом (ст. 28 ЗК РСФСР, ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») при наличии положительного заклю­чения специально на то уполномоченных госорганов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления.
 При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться:
 — современный уровень научно-технического прогресса;
 — предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду;
 — предусматриваться надежные и эффективные меры предупрежде­ния, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация;
 —- внедряться ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные тех­нологии и производства;
 — рациональное использование и воспроизводство природных ресур­сов, оздоровление окружающей природной среды.
 Технико-экономические обоснования проектов и проекты на стро­ительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государ­ственную, а при необходимости — и общественную экологическую экс­пертизу. Проекты, не отвечающие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.
 Особые экологические требования предъявляются к предприятиям, объединениям, организациям и гражданам, ведущим сельское хозяйство и осуществляющим мелиоративные работы. Такие формирования и гражда­не обязаны:
 — выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы;
 — предотвращать побочные последствия применения сложной сель­скохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной сре­ды, причиняющих вред здоровью человека;
 — соблюдать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, вод, лесов и иной растительности;
 — предотвращать затопления, подтопления и другие вредные послед­ствия для окружающей природой среды.
 
 
 Что такое предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ?
 Предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допусти­мые выбросы (ПДВ) - это установленные компетентными органами го­сударственной власти нормативы загрязняющих веществ в атмосфере, воде и т. п. Они устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха, водоемов и др., снижения вредных физических воздействий на них, про­гнозирования качества окружающей природной среды. Постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.
 Статьей 102 Земельного кодекса РСФСР предусмотрено, что в интере­сах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и ра­диоактивных веществ в почве.
 Статья 103 Кодекса посвящена экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям к размещению, проектированию и вводу в эксплуа­тацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние зе­мель. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструкции объектов, строений и сооруже­ний, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, говорится в данной статье, должны предусматривать­ся и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицатель­ного влияния на состояние и эффективность предусмотренных защит­ных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положитель­ного заключения которых запрещается внедрение новой техники и тех­нологий, осуществление программ по мелиорации земель, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.
 Нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду являются, как правило, едиными для всей страны. Однако для отдельных территорий, исходя из их природно-климатических особенностей и повышенной социальной значимости (заповедники, заказники, национальные парки, курорты и рекреационные зоны), как это предусмотрено Законом «Об охране окружающей природ­ной среды» (ст. 26), устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.
 
 
 Какие иные виды физических воздействии на окружающую природную среду регулируются действующим законодательством?
 Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 28) предусмо­трено, что нормативы предельно допустимых уровнем (ПДУ) шума, вибра­ций, магнитных полей и иных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности лю­дей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. Такие нормативы утверждаются специ­ально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
 
 
 Какими нормативными актами регулируются отношения по применению химических веществ в сельском хозяйстве?
 Применение в сельскохозяйственном производстве различного рода химических веществ - пестицидов и других агрохимикатов, нарушение установленных норм и правил представляет серьезную опасность для ок­ружающей природной среды и здоровья населения. Этим и обусловлено принятие в 1997 году специального Федерального закона «О безопасном применении пестицидов и агрохимикатов».
 Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 51) предусмо­трено, что предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспор­тировки и применения химических веществ, используемых в сельском хо­зяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, мине­ральных удобрений, в иных отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования, принимать меры к преду­преждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
 Госсанэпиднадзор Минздрава РФ совместно с Минсельхозпродом РФ периодически утверждает список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы со­держания остаточных химических веществ в продуктах питания. Приме­нение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвен­ное влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Госсанэпиднадзора Минздрава РФ. Запрещается применение токсических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на ор­ганизм человека и окружающую природную среду. Правила охраны окру­жающей природной среды в интересах охраны здоровья человека от эко­логически вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны ок­ружающей природной среды, санипиднадзора.
 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в почвах город­ских и сельских поселений, сельскохозяйственных угодий содержание опасных для человека химических и биологических веществ, биологичес­ких и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уров­ни), установленные санитарными правилами.
 Положением о государственной службе наблюдения за состоянием ок­ружающей природной среды, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 622, предусмотрено, что указанная Служба организуется для наблюдения за происходящими в окружающей среде физическими, химическими и биологическими про­цессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объек­тов (в том числе по гидробиологическим показателям) и последствиями этого влияния на региональный растительный и животный мир и обеспе­чения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреж­дениями и прогнозами ее состояния.
 Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей сре­ды осуществляется федеральной службой России по гидрометеологии и мониторингу окружающей среды, Министерством природных ресурсов Российской Федерации при участии других Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдения, в том числе постов , станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, расположен­ных в разных природно-климатических районах, городах, промышленных центрах и на водных объектах.
 
 
 Каковы виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель?
 Статьей 106 ЗК РСФСР предусмотрено, что экономическое стимули­рование рационального использования и охраны земель включает:
 — выделение средств республиканского или местного бюджетов для вос­становления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
 - освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в ста­дии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный про­ектом производства работ;
  - частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
  - поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, сельскохозяйственных коммерческих организаций, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
 - установление повышенных цен за экологически чистую продукцию.
 
 
 Что такое консервация земель?
 Под консервацией земель понимается исключение, в том числе и вре­менное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения раз­вития и устранения процессов деградации почв, восстановления их пло­дородия и реабилитации загрязненных территорий.
 Действующим законодательством предусматривается консервация деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.
 Согласно Положению о порядке консервации деградированных сель­скохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промыш­ленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденному по­становлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555, деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые нега­тивные процессы изменения состояния почв. В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степе­ни загрязненности земель вместо консервации может вводиться специ­альный режим их использования или производится изменение целевого назначения земель.
 Консервации подлежат:
 — сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасо­ленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или наруше­ния экологических требований) почвами, подверженные в большой степе­ни опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому на­значению земель с указанными признаками деградации приводит к даль­нейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;
 — земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свы­ше предельно допустимых концентраций или радиоактивными вещест­вами свыше предельно допустимых уровней.
 Земли, выведенные из хозяйственного оборота, сохраняются за соб­ственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при со­здании необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас.
 Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загряз­ненных земель производится путем обследований, осуществляемых по ут­вержденным методикам соответствующими предприятиями, организаци­ями, а также гражданами, получившими лицензии на такие обследования в органах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации. Подготовленные материалы по консервации земель представ­ляются в местные администрации, в ведении которых находятся такие земли. Материалы должны содержать следующие документы:
 - экспертное заключение органов Государственного комитета Рос­сийской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации;
 - заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора (по землям, загрязненным токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами) и Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия Российской Федерации;
 - план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;
 - экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв;
 - заключение организаций и коллективов, проводивших обследование;
 - мнение собственников земли, землевладельцев, землепользовате­лей и их обязательств по восстановлению земель;
 - справки об убытках, вреде и потерях сельскохозяйственного произ­водства.
 Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, воз­мещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошла деградация и загрязнение земель. В случаях, когда ухудшение качества земель собственников земли, земле­владельцев, землепользователей вызвано их хозяйственной деятельнос­тью, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется таки­ми субъектами за счет собственных средств. В случае отказа от выполнения указанных мероприятий необходимые средства взыскивают­ся в судебном порядке. Помимо возмещения убытков и вреда, причинен­ного деградацией и загрязнением земель, соответствующие предприятия, учреждения, организации и граждане возмещают потери сельскохозяйст­венного и лесохозяйственного производства, если под влиянием их дея­тельности произошло ухудшение качества земель. Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в случаях своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восста­новлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.
 
 
 Что такое «мониторинг земель»?
 Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Он является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
 Объектам мониторинга являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и ха­рактера использования.
 Как определенно Положением о мониторинге земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 № 491, мониторинг земель имеет подсисте­мы, соответствующие категориям земель:
 - мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
 - мониторинг земель населенных пунктов;
 - мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энерге­тики, обороны и иного назначения;
 - мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оз­доровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
 - мониторинг земель лесного фонда;
 - мониторинг земель водного фонда;
 - мониторинг земель запаса.
 Кроме того, в зависимости от территориального охвата различают фе­деральный, региональный и локальный мониторинга земель. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации; регио­нальный - охватывает территории, ограниченные физико-географически­ми, экономическими, административными и иными границами; локаль­ный — ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользовании и элементарных струк­тур ландшафтно-экологических комплексов. В соответствии с междуна­родными программами Российская Федерации может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.
 
 
 Что является содержанием мониторинга земель?
 Содержание мониторинга земель составляют систематические наблю­дения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выяв­ление изменений и оценка:
 - состояния земельных угодий, полей, участков;
 - процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынива­ние, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение струк­туры почв, заболачивание и засоление, зарастание и закустаривание сель­скохозяйственных угодий, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами);
 - состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохрани­лищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
 - процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевы­ми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
 - состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобы­чи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-сма­зочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захороне­ния токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
 
 
 Каков порядок ведения мониторинга земель?
 Мониторинг земель ведется уполномоченными федеральными орга­нами исполнительной власти с участием заинтересованных министерств и ведомств.
 Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классифика­торов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и норма­тивно-технической базы, государственной системы координат и высот.
 Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются дистанционное зондирование (съемки с космические ап­паратов, с высотных самолетов и др.); наземные съемки-наблюдения; фондовые данные. В зависимости от сроков и периодичности проведе­ния осуществляются три группы наблюдений за состоянием земли:
 - базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдении на момент начала ведения мониторинга земель);
 - периодичные (через год и более);
 - оперативные (фиксирующие текущие изменения).
 
 
 
 Тема 9
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР
 
 
 Что такое «государственный земельный кадастр»?
 Государственный земельный кадастр -это систематизированный свод документиро­ванных сведений, получаемых в результате про­ведения государственного кадастрового учета зе­мельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель.
 
 
 Каковы цели создания и ведения государственного земельного кадастра?
 Как предусмотрено Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земель­ном кадастре» (ст. 4), государственный земель­ный кадастр создается и ведется в целях ин­формационного обеспечения:
 — государственного и муниципального уп­равления земельными ресурсами;
 — мероприятий, направленных на сохране­ние и повышение плодородия земель,
 — государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним;
 — землеустройства;
 — экономической оценки земель и учета сто­имости земли в составе природных ресурсов;
 — установления обоснованной платы за землю;
 — иной, связанной с владением, пользова­нием и распоряжением земельными участками деятельности.
 
 
 Каковы принципы по осуществлению деятельности по ведению государственного земельного кадастра?
 Принципами, в соответствии с которыми осуществляется деятель­ность по ведению государственного земельного кадастра, являются:
 — единство системы и технологии ведения государственного земель­ного кадастра на всей территории Российской Федерации;
 — непрерывность внесения в государственный земельный кадастр из­меняющихся характеристик земельных участков;
 — открытость сведений государственного земельного кадастра;
 — сопоставимость и совместимость сведений государственного зе­мельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государст­венных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
 Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного ис­пользования земельных участков.
 Каков состав сведений и документов государственного земельного кадастра?
 Государственный земельный кадастра содержит сведения о:
 — земельных участках;
 — территориальных зонах;
 — землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление:
 — землях и границах субъектов Российской Федерации.
 Что же касается документов, содержащихся в государственном зе­мельном кадастре, то они подразделяются на основные, вспомогатель­ные и производные. К основным документам государственного земель­ного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
 К вспомогательным документам государственного земельного кадас­тра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
 К производным относятся документы государственного земельного кадастра, содержащие перечни земель, находящихся в собственнос­ти Российской Федерации, собственности ее субъектов, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналити­ческие документы.
 
 
 Каков порядок кадастрового деления территории Российской Федерации?
 Порядок кадастрового деления территории России определяется Пра­вилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 го­да. Согласно названным Правилам вся территория Российской Федера­ции, включая территории ее субъектов, внутренние воды и территори­альное море, делится на кадастровые округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федера­ции, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, при­легающую к этой территории. Установление границ кадастровых округов и присвоение им кадастровых номеров осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России.
 
 
 Каков порядок ведения государственного земельного кадастра?
 Ведение государственного земельного кадастра осуществляется на всей территории Российской Федерации по единой методике. Оно пред­ставляет собой систему последовательных действий по сбору, докумен­тированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о зе­мельных участках. Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качествен­ных характеристиках вносятся в документы государственного земельно­го кадастра на основании данных о межевании земельных участков, ре­зультатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфо­логических и иных обследований и изысканий.
 Сведения о правах на земельные участки и ограничениях (обременения) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недви­жимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных докумен­тов о правах на земельные участки, являющихся юридически действи­тельными на момент внесения указанных сведений.
 Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основа­нии данных государственной кадастровой и иной оценки земель и поло­жений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
 Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускается.
 
 
 
 Тема 10
  ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
 
 
 Что такое «землеустройство»?
 Землеустройство - это система мероприятий по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.
 
 
 Каковы задачи землеустройства?
 Как определено ст. 112 ЗК РСФСР, задача­ми землеустройства являются организация ра­ционального использования земель во всех от­раслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охра­ны земель.
 
 
 Каково содержание землеустройства?
 Землеустройство, согласно действующему земельному законодательству, включает осу­ществление следующих мероприятий по орга­низации использования и охраны земель:
 — разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использова­ния и охраны земельных ресурсов и схем зем­леустройства;
 — установление на местности границ адми­нистративно-территориальных образований;
 — составление проектов образований новых и упорядочение существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участ­ков в натуре, подготовку документов, удостове­ряющих право собственности, владения и поль­зования землей;
 - разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных зе­мель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель;
 - обоснование размещения и установление границ территорий с осо­быми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
 - проведение топографо-геодезических, картографических, почвен­ных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ.
 
 
 Каковы стадии землеустроительного процесса?
 Согласно действующему земельному законодательству землеустрои­тельный процесс состоит из следующих основных стадий: подготови­тельные работы; разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства; рассмотрение и утверждение проектной документации; перенесение проектов в натуру (на местность); оформление и выдача землеустрои­тельных материалов и документов; осуществление авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, земле­владельцами, землепользователями и арендаторами.
 
 
 Каков порядок проведения землеустройства?
 Землеустройство проводится по решениям компетентных органов го­сударственной власти, по инициативе Государственного земельного коми­тета Российской Федерации и его органов на местах или по ходатайству собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендато­ров и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка же землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, ко­ренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может производиться также по инициативе соб­ственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями.
 Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересо­ванных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после их утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов меже­выми знаками установленного образца. Установленная в порядке земле­устройства организация территории является обязательной для собствен­ников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
 
 
 Какие бывают виды землеустройства?
 В зависимости от содержания землеустроительных действий, их це­лей и задач различают два вида землеустройства: межхозяйственное и внутрихозяйственное.
 Межхозяйственное землеустройство имеет целью рациональную ор­ганизацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. В порядке межхозяйственного землеустройства осуществляется образование новых землепользовании, устранение недостатков существующих (черезполосиц, вклинивании) и др. Такое землеустройство осуществляется одновременно на территории всех затрагиваемых им хозяйств.
 В порядке внутрихозяйственного землеустройства осуществляется рациональная организация территории отдельного землепользования, определение границ его производственных подразделений, севооборо­тов, пастбищ, внутрихозяйственных транспортных и иных коммуника­ций и др.
 
 
 
 
 Тема 11
  РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
 
 
 Что такое земельные споры и какова их классификация?
 Земельные споры — это споры граждан и юридических лиц, связанные с земельными отношениями.
 Они могут быть классифицированы по раз­личным основаниям. Так, по основаниям их возникновения они делятся на споры:
 — о праве собственности на земельный уча­сток;
 — о праве владения и пользования им;
 — об истребовании земельного участка или части его из чужого незаконного владения;
 — об устранении помех в использовании земельного участка;
 — о сервитутах и др.
 Земельные споры классифицируются так­же по субъектам, между которыми эти споры возникают.
 
 
 Какие органы правомочны разрешать земельные споры?
 По действующему законодательству зе­мельные споры разрешаются либо в судебном, либо в административном порядке.
 Порядок разрешения земельных споров был урегулирован в самостоятельном разделе Зе­мельного кодекса РСФСР (раздел XIII), однако все статьи данного раздела (ст. 115-123) призна­ны Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» недействующими. В свя­зи с этим в земельном законодательстве образовался известный пробел, и для разрешения возникающих в данной сфере вопросов приходится пользоваться нормами общего характера о порядке разрешения споров между фи­зическими и юридическими лицами, а также нормативными положениями подзаконных актов.
 Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной ре­формы в Россия» все споры, связанные и приобретением земельных уча­стков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном по­рядке. Однако из этого, в принципе, правильного положения едва ли обоснованно делать вывод о полном исключении участия местных органов власти в решении тех или иных земельно-правовых вопросов. Ранее в ст. 121 ЗК был довольно подробно урегулирован порядок разрешения земельных споров в местных органах исполнительной власти. Был определен срок их рассмотрения (один месяц со дня поступления заявления), порядок их рассмотрения (в присутствии сторон, за исключением случаев, когда одна из сторон уклоняется от участия в рассмотрении спора),порядок извещения сторон о времени и месте рассмотрения спора и др. Представляется, что и в новом Земельном кодексе Российской Федерации административному порядку разрешения земельных споров также должно быть уделено соответствующее внимание и место, что соответствовало бы реальному положению дел в данной сфере. Местные органы исполнительной власти, земельные комитеты, особенно районные, решают множество земельных вопросов. Регламентация сроков и порядка их разрешения в административных органах восполнило бы имеющийся пробел и способствовало бы укреплению законности на селе.
 Что касается разграничения подведомственности общих и арбитраж­ных судов, то здесь следует руководствоваться законодательными актами, регламентирующими их деятельность, а также разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в частности сов­местным постановлением этих органов от 18 августа 1992 г. №12/12 «О не­которых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Так, согласно ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерацией арбитражному суду подведомственны дела по экономичес­ким спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (в том числе и земельных): между юридическими лица­ми, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуально­го предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
 Важное значение для правильного разрешения земельных споров, в том числе и определения их подведомственности, имеет постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законода­тельства о земельной реформе», в котором разъяснено, что суд вправе принять к производству и рассмотрению по существу дела по спорам, связан­ным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятель­ностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.
 Земельные споры могут рассматриваться не только указанными орга­нами, но и третейскими судами, создаваемыми самими спорящими сто­ронами. Такие суды вправе рассматривать любой земельный спор, под­ведомственный судам общей юрисдикции или арбитражным судам. Решение третейского суда обязательно к исполнению. Если оно не ис­полнено обязанным лицом, то заинтересованная сторона вправе обра­титься в суд или арбитражный суд с просьбой выдать исполнительный лист. Судья вправе отказать в выдаче исполнительного листа, если реше­ние третейского суда противоречит закону.
 
 
 Тема 12

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу