<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
 ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
 
 Что такое «земельное правонарушение»?
 Под земельным правонарушением понимает­ся виновное, противоправное деяние, нарушаю­щее земельное законодательство и причиняю­щее вред земельным ресурсам, окружающей природной среде и здоровью человека.
 
 
 Каковы виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства?
 Должностные лица и граждане, совершив­шие земельные правонарушения, несут дис­циплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
 Предприятия, организации а учреждения за совершенные земельные правонарушения несут административную и гражданско-правовую от­ветственность.
 
 
 В чем состоит дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения?
 Должностные и другие работники предпри­ятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами несут дис­циплинарную ответственность. Статьей 135 КЗоТ установлены следующие меры дисциплинарных взысканий за те или иные нарушения трудовой дис­циплины: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
 Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть ус­тановлены для отдельных категорий работников и другие дисциплинар­ные взыскания. Так, Законом «Об охране окружающей природной среды» (п. 2 ст. 82) установлено, что руководители предприятий, учреждений, ор­ганизаций и иные виновные работники могут быть полностью или частич­но лишены премии или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушение нормативов качества окру­жающей природной среды или природоохранительного законодательства.
 
 
 Что понимается под материальной ответственностью за земельные правонарушения?
 Материальная ответственность за нарушения земельного законода­тельства - это имущественная ответственность, предусмотренная трудо­вым (а не гражданским) законодательством, должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным пра­вонарушением.
 Эта ответственность носит регрессный характер и имеет целью возме­щение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имуще­ственных потерь по вине неправомерных действий их работников.
 Трудовым законодательством подробно регламентируется порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, соглас­но ст. 118 КЗоТ, несут такую ответственность лишь при условии, что при­чиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому зако­нодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный ха­рактер. Ее размеры лимитируются обычно определенной частью заработ­ка, тогда как имущественная ответственность по ГК устанавливается в полном объеме причиненного ущерба, включая упущенную выгоду.
 Статьей 118 КЗоТ предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении их трудовых обязан­ностей, учитывается только прямой ущерб, а не неполученные доходы (упущенная выгода). Не допускается возложение на рабочего или служа­щего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к ка­тегории нормального производственного риска. При этом на администра­цию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной рабо­ты и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.
 Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учрежде­нию, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмеще­ния ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.
 По действующему законодательству рабочие и служащие несут мате­риальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свы­ше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены ст. 121 КЗоТ: когда ущерб причинен преступными дейст­виями работника, установленными приговором суда; когда в соответст­вии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность; когда между работником и администрацией заключен договор о полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей; когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей; когда ущерб причинен работником, находившимся в не трезвом состоянии, и др.
 
 
 Каков порядок имущественной ответственности за нарушение земельного законодательства?
 Имущественная ответственность за нарушение земельного и иного законодательства предусмотрена в основном нормами, содержащимися в гражданском и земельном законодательствах. Она состоит в полном воз­мещении причиненного ущерба, включая упущенную выгоду. Как преду­смотрено ст. 45 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или дого­вором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нару­шено, произвело или должно будет произвести для восстановления нару­шенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе тре­бовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
 Гражданский кодекс РФ предусматривает также порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местно­го самоуправления. Так, согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу, в том числе и сельскохозяйственно­му формированию - собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, в результате незаконных действий (бездействия) го­сударственных органов, органов местного самоуправления или должност­ных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта административного органа или органа ме­стного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием.
 Особый порядок предусмотрен для имущественной ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу граждани­на, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда вы­платить потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, ст. 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, де­ятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энер­гии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществле­ние строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, ес­ли не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности мо­жет быть освобожден от ответственности полностью или частично по ос­нованиям, предусмотренным ГК (при грубой неосторожности потерпев­шего, а также с учетом имущественного положения гражданина -причинителя вреда), за исключением случаев, когда вред причинен дей­ствиями, совершенными умышленно.
 Земельное законодательство предусматривает немало случаев уста­новления особого порядка возмещения причиненного ущерба. К числу таковых следует прежде всего отнести установленный действующим зако­нодательством порядок возмещения потерь сельскохозяйственного про­изводства. Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г, «Об утверждении Положе­ния о порядке возмещения ущерба собственникам земли, землевладель­цам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в доход местной адми­нистрации, в ведении которой находятся изымаемые для несельскохозяй­ственных целей земли. Потери сельскохозяйственного производства вы­ражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий, вызванном их изъятием для использова­ния в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, или ухудше­нием их качества (снижением плодородия почв) под влиянием деятельно­сти предприятий, учреждений и организаций.
 Потери возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйствен­ного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен­ных угодий и их качества в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). При определении затрат на это под освоением новых земель (включая их окультуривание и повыше­ние плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организа­ции новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использова­ние земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелио­ративных работ (осушение, орошение, культуртехнические и другие ме­роприятия).
 Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых опреде­ляется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной про­дукции в объеме не менее получаемого на изымаемых землях или ранее получаемого до снижения их качества.
  Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением ка­чества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности пред­приятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норма­тива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке) в случаях, не связанных с переводом одних видов сельскохозяйственных угодий в другие. В случаях же перевода одних видов сельскохозяйственных угодий в другие в связи с ограничением использования или ухудшением их каче­ства размер потерь сельскохозяйственного производства определяется по разнице нормативов стоимости освоения новых земель для соответствую­щих видов сельскохозяйственных угодий.
 Подлежат возмещению и убытки собственников земли, землевла­дельцев, землепользователей и арендаторов, причиненные им изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного дея­тельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановле­ния нарушенного производства).
 Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями, учреждениями, организациями, которым отводятся зе­мельные участки, а также предприятиями, учреждениями, организаци­ями и гражданами, деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их земель.
 Подлежат возмещению стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место; стоимость плодово-ягодных защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производст­ва; убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами земле­владения и землепользования; убытки (затраты), необходимые для вос­становления ухудшенного качества земель; убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли; упущенная выгода. Оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений производится по сметной стоимости строи­тельства новых зданий, объектов и сооружений.
 
 
 Какова административная ответственность за нарушения земельного законодательства?
 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) пре­дусматривает за совершение административных правонарушений следу­ющие виды административных взысканий:
 - предупреждение;
 -штраф;
 - возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
 - конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения;
 - лишение специального права, предоставленного данному гражда­нину (права управления транспортным средством, права охоты);
 - исправительные работы;
 - административный арест.
 При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих особо важное значение в сфере охра­ны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут приме­няться в качестве основных и дополнительных административных взыска­ний, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыска­ние. При наложении административного взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
 В Земельном кодексе РСФСР (ст. 125) предусмотрены следующие ви­ды нарушений земельного законодательства юридическими лицами и гражданами, за совершение которых налагается штраф в административ­ном порядке:
 - самовольное занятие земельных участков;
 - самовольное строительство;
 - захламление земель;
 - загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами производственными отходами и сточными водами, заражение бактери­ально-паразитическими и карантинными вредными организмами;
 - порча и уничтожение плодородного слоя почвы;
 - нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невы­полнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
 - проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
 - искажение сведений о состоянии и использовании земель;
 - нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
 предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;
 - уничтожение межевых знаков.
 За указанные виды правонарушений, говорится в данной статье ЗК, законодательством Российской Федерации может быть установлена уго­ловная ответственность.
 
 
 Какова уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства?
 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательст­ва может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Новые законы, предусма­тривающие уголовную ответственность, подлежат включению в данный Кодекс.
 Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательст­ва предусмотрена прежде всего в гл. 26 УК РФ, посвященной экологиче­ским преступлениям, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом под угрозой наказания. В частности, порча земли, предусмотренная ст. 254 УК РФ: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удо­брениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хране­нии, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной эколо­гической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Если указанные деяния по­влекли по неосторожности смерть человека, то лица, их совершившие, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
 Статьей 170 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за ре­гистрацию незаконных сделок с землей. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного зе­мельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной за­интересованности должностным лицом с использованием служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот мини­мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ли­шением права занимать определенные должности или заниматься опре­деленной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными рабо­тами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
 
 
 
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 Тема 13
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 
 
 Какие земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения?
 Землями сельскохозяйственного назначения признаются действующим земельным законодательством (ст. 56 ЗК РСФСР) все земли, пре­доставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
 Основным свойством этих земель является их плодородие, способность производить сель­скохозяйственную продукцию. Именно в силу этого их качества, являющегося определяющим для этих земель, земля в сельском хозяйстве, в отличие от земель промышленности, транспор­та и других отраслей, где она выступает лишь как пространственный базис соответствующей деятельности, является главным средством про­изводства. Отсюда и особое понимание здесь рационального использования земли.
 Далеко не всякое интенсивное использова­ние земли в сельском хозяйстве может быть признано в то же время и рациональным. Ин­тенсивное использование земли, ведущее к снижению ее плодородия, не может быть при­знано рациональным. Рациональным будет лишь такое использование земли в сельском и лесном хозяйстве, которое ведет к сохранению и умножению ее плодородия и обусловливает необ­ходимость при использовании земли в сельском и лесном хозяйстве при­менять такие способы и приемы ее обработки, которые не только не уменьшают ее плодородия, а наоборот - всемерно увеличивают его. Этим же обусловлена необходимость установления таких обязанностей пользователей землями сельскохозяйственного назначения, как повы­шать ее плодородие, вносить необходимое количество удобрений, при­менять чистые пары, плоскорезы и т. п., и необходимость установления различного рода поощрений рачительного использования земель сель­скохозяйственного назначения. Действующим законодательством преду­сматривается экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель, направленное на повышение их заинте­ресованности в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.
 
 
 Каков состав земель сельскохозяйственного назначения?
 В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополосами, внутрихо­зяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, замкну­тыми водоемами, зданиями, строениями, сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.
 Сельскохозяйственные угодья, в свою очередь, подразделяются на пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними на­саждениями, садами, виноградниками и др.
 Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Перевод их в другие категории земель для несельскохозяйственных целей допускается в исключительных случаях в порядке, установленном действующим зе­мельным законодательством. Порядок использования земель внутри со­ответствующих категорий определяется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельных участков в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием, зонированием земель, территориальным планированием использования земель и землеустрои­тельной документацией.
 
 
 Кто является субъектом права на получение земель сельскохозяйственного назначения?
 Согласно действующему земельному законодательству земли сель­скохозяйственного назначения предоставляются:
 - гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородни­чества и для иных целей, связанных с ведением сельского хозяйства;
 - кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и ого­родничества;
 - сельскохозяйственным коммерческим организациям товарищест­вам, акционерным и иным обществам, кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям — для ведения сельскохозяйственного производства;
  - научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйствен­ным учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;
 - несельскохозяйственным предприятиям, включая совместные предприятия, учреждения и организации, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.
  В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для сельскохозяйственного производства и иным организациям и лицам.
 
 
  Каковы условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства?
 Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде чле­нов их семей, земельные участки передаются по их желанию в собствен­ность, пожизненное наследуемое владение или в аренду. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется зе­мельный надел при доме. Граждане, получившие земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность или по­жизненное наследуемое владение, имеют право дополнительно арендо­вать или получить во временное пользование земельные участки для производственных целей.
 Право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возрас­та, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую ква­лификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимуществен­ное право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности. При не­обходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское (фермер­ское) хозяйство, производится на конкурсной основе местной админис­трацией, в ведении которой находится земельный участок.
 Размер земельного участка, выделяемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется в каждом конкретном случае с учетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации и предельных размеров земельных участков для этих целей, установлен­ных субъектами Российской Федерации.
 Земельные участки, предоставленные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, разделу не подлежат. Распоряжение земельным участком главой крестьянского (фермерского) хозяйства осуществ­ляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства.
 Решение о предоставлении земельного участка для ведения крестьян­ского хозяйства принимается местной администрацией соответствующе­го района. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжа­лован гражданином в суд.
 
 
 Каков порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства гражданам - членам колхозов, работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий?
 Порядок предоставления земельных участков в указанных случаях имеет определенные особенности. Членам колхозов, работникам совхо­зов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хо­зяйств), изъявившим желание выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районной администрации предо­ставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных пред­приятий. Местные земельные комитеты предварительно согласовывают с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями местоположение земельного участка. В целях создания равных условий хозяйствования для ведения крестьянского хозяйства предоставляются земельные участки, кадастровая оценка которых, как правило, должна быть на уровне средней кадастровой оценки по хозяйству. Для этих целей используются в первую очередь внесевооборотные пахотные угодья, от­дельные поля севооборота или другие сельскохозяйственные угодья. При предоставлении земельных участков с качественной оценкой ниже сред­ней кадастровой по хозяйству районной администрацией устанавливают­ся налоговые и другие льготы.
 
 
 Каков порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства из земель запаса и государственного лесного фонда?
 Гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельско­хозяйственных предприятий, земельные участки для ведения крестьян­ского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса либо из специального фонда земель (фонда перераспределения), а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве.
 
 
 Каков порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота?
 Согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собствен­ность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного стро­ительства» передача земельных участков для ведения личного подсобно­го и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного стро­ительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сель­ской местности осуществляется в соответствии с земельным законода­тельством и настоящим Законом. Таким гражданам, получившим зе­мельные участки для указанных целей, предоставлено право продавать их другим гражданам Российской Федерации независимо от сроков при­обретения права собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков. Граждане, имевшие на момент вступления в силу указанного Закона земельные участки, пре­вышающие предельные нормы, во всех случаях сохраняют право пожиз­ненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные .предельные нормы,
 Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реа­лизации конституционных прав граждан на землю» установлено, что зе­мельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находя­щиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользования, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного или дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду. Предложено разра­ботать и принять в установленном порядке федеральный закон о бес­платном закреплении в собственность граждан указанных земельных участков.
 Установлено также, что при передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам им бесплатно передаются в собственность земельные участки, занятые кустарником, мелколесь­ем и другими несельскохозяйственными угодьями и расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого земельно­го массива. Земельные участки, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, передаются бесплатно гражданам и юридическим лицам, полу­чившим земельные участки впервые или дополнительно к имеющимся, для производства сельскохозяйственной продукции при условии финан­сирования ими не менее 50% стоимости работ по освоению земель.
 Настоящим Указом предусмотрено также право собственников зе­мельных долей использовать ее для ведения крестьянского (фермерско­го) и личного подсобного хозяйства. Органы местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе должны увеличить в установленном порядке предельные размеры земельных участков, пре­доставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
 Земельные участки для коллективного и индивидуального огородниче­ства, сенокошения и выпаса скота предоставляются местной администрацией из земель запаса в аренду, а предприятиям, учреждениям и организаци­ям—во временное пользование. Земельные участки, предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные построй­ки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огород­ного инвентаря, укрытия от непогоды. При прекращении права пользова­ния земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.
 Федеральным законом от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, ого­роднических и дачных объединениях граждан» (ст. 12) предусмотрено, что при зонировании территории определяются зоны, наиболее благо­приятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также из затрат на разви­тие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах тонирования территорий для размещения таких объединений должны содержаться сведения о ме­стах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства), разрешенном использовании земельных участков (перечень обременении, ограниче­ний и сервитутов), а также сведения о правах, на которых земельные уча­стки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (право соб­ственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования).
 Обеспечение граждан садовыми, огородными, дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуж­дающихся в получении садовых, огородных или дачных участков, опре­деляется на основе регистрации таких заявлений. Списки граждан, по­давших такие заявления, и изменения в них утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан определяет потребность в садовых, огородных или дач­ных земельных участках исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель общего пользования в таких объединениях граждан.
 
 
 Какими нормативными актами регулируются отношения по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения?
 Основополагающим нормативным правовым актом в данной области является Федеральный закон от 16 июня 1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Им определены полномочия органов государственной вла­сти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправ­ления, а также права и обязанности по обеспечению плодородия земель их собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов.
 Согласно статье 1 Закона под плодородием земли понимается способ­ность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуще­ствляется в соответствии с земельным законодательством Российской Феде­рации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов.
 Основными направлениями государственного регулирования в обла­сти обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:
 - разработка законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и контроль за соблюдением указанных нормативных актов;
 - осуществление инвестиционной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
 - государственное управление в данной области.
  Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения существляется по следующим основным направлениям:
 - разработка и реализация федеральных целевых программ обеспече­ния воспроизводства плодородия земель, а также соответствующих ре­гиональных целевых программ;
 - проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйст­венного назначения; разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в данной области;
 -разработка планов проведения агротехнических, агрохимических мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения;
  - разработка планов реабилитации земель сельскохозяйственного на­значения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и ины­ми вредными веществами и др.
 
 
 Какими нормативными правовыми актами осуществляется регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами?
 Согласно статье 2 Федерального закона от 19 июня 1997 г. «О безопас­ном обращении с пестицидами и агрохимиками» правовое регулирова­ние в данной области осуществляется настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Феде­рации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Законодательство Российской Федерации регулирует от­ношения, возникающие при осуществлении государственного управле­ния в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также при разработке, применении, обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, рекламе, при ввозе в Российскую Федера­цию и вывозе из нее пестицидов и агрохимикатов. Пестициды и агрохи-микаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограниче­ны в обороте. Не допускается оборот указанных веществ, если они не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разре­шенных к применению на территории Российской Федерации. Что же касается оборота пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, то он мо­жет осуществляется на основании специального разрешения.
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2000 г. № 433 утвержден Порядок создания и использования резерва средств защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласно которому такой резерв создается в целях обеспече­ния первоочередных работ по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений. В резерв пестицидов закупа­ются препараты, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Допускается приоб­ретение в резерв пестицидов препаратов иностранного производства, когда их аналогов в Российской Федерации производство невозможно или экономически нецелесообразно.
 
 
 Какими нормативными правовыми актами осуществляется правовое регулирование в области качества и безопасности пищевых продуктов?
 Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. «О качестве и бе­зопасности пищевых продуктов» правовое регулирование в данной обла­сти осуществляется настоящим Федеральным законом, другими феде­ральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также зако­нами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов. Феде­ральные законы, законы субъектов РФ и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, в части, касающейся обеспече­ния качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие настоящему Федеральному закону.
 Настоящим Законом предусмотрены меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, имеющих особо важное значение при использовании земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 4 Закона качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечивается посредством:
 - применения мер государственного регулирования в области обес­печения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и из­делий;
 - проведения гражданами, в том числе индивидуальными предприни­мателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, орга­низационных, агрохимических, технологических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
 - проведения производственного контроля за качеством и безопасно­стью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управле­ния качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;
 - применения мер по пресечению нарушений настоящего Федераль­ного закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответствен­ности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема 14
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
 
 Какие земли относятся к категории земель населенных пунктов?
 К данной категории относятся все земли в пределах городской, поселковой черты и чер­ты сельских населенных пунктов. Эти земли находятся в ведении соответственно город­ских, поселковых и сельских представитель­ных и исполнительных органов.
 
 
 Каков состав земель населенных пунктов?
 В состав земель городов, рабочих, курорт­ных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:
 - земли городской, поселковой и сельской застройки;
 - земли общего пользования;
 - земли сельскохозяйственного использо­вания и другие угодья;
 - земли природоохранного, оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения;
 - земли, занятые лесами, а в городах — го­родскими лесами;
 - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информа­тики и космического обеспечения, энергети­ки, обороны и иного назначения.
 
 
 Что такое городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта?
 Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - это внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, отделяющая их от других категорий земель. Такая черта устанав­ливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населен­ных пунктов. Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственно­сти на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
 
 
 Каково значение генеральных планов (проектов планировки и застройки) для использования земель населенных пунктов?
 Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов, согласно действующему законодательству, используются в полном соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Такие пла­ны и проекты планировки и застройки определяют основные направления использования земель городов, поселков и сельских населенных пунк­тов для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустрой­ства и размещения мест отдыха населения. Планы земельно-хозяйственно­го устройства городов и поселков определяют основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых зе­мель города.
 Каков правовой режим земель городской, поселковой и сельской застройки?
 Земли городской, поселковой и сельской застройки состоят из зе­мель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-быто­выми, промышленными, религиозными и иными строениями и соору­жениями. Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, произ­водственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строе­ний и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства.
 
 Каков правовой режим земель общего пользования?
 Землями общего пользования в городах, поселках и сельских населен­ных пунктах являются земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, набережные и т. п.), для удовлетво­рения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отхо­дов и мусороперерабатывающих предприятий и др.
 На этих землях разрешается возведение капитальных строений и со­оружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т. п.).
 
 
 Каков режим использования земель сельскохозяйственного назначения и других угодий?
 К землям сельскохозяйственного использования в городах, посел­ках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградни­ки, огороды, сенокосы, пастбища, а к другим угодьям — кустарники, торфяники, овраги, карьеры и др. Эти земли используются соответству­ющими сельскохозяйственными коммерческими организациями, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд городского хозяйства.
 
 
 Каков правовой режим земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения?
 В состав земель населенных пунктов входят также земли природоо­хранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного на­значения. Любая деятельность на этих землях, противоречащая их целево­му назначению, запрещается. Всякое строительство на этих землях осуществляется лишь по разрешениям соответствующих городских, посел­ковых и сельских органов. Земли, занятые лесами, служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты
  территории от ветровой и водной эрозии.
 
 
 
 Каков правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения?
 К указанным землям в городах, поселках и сельских населенных пунктах относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. Размеры таких земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Размещение на этих землях построек и сооруже­ний, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласования с соответствующими городскими, поселковыми и сельски­ми органами. В целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны с особым правовым режимом. Земельные участки в пределах этих зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, когда установленным режимом зоны предусматривается полное исклю­чение земель из хозяйственного оборота.
 
 
 Каков правовой режим земельных участков для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности?
 Земельные участки для кооперативного и индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными орга­нами в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дач­ного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строитедъных и гаражно-строительных кооперативов, и из земель, находящихся в пожизненном наследуе­мом владении членов этих кооперативов. К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, дру­гими сооружениями и объектами общего пользования. На эти земли со­ответствующим кооперативам выдается документ, удостоверяющий их право на них. Соответствующие документы выдаются и членам коопера­тивов, удостоверяющие их право на использование закрепленных за ни­ми участков. При строительстве жилищно-строительными кооператива­ми многоквартирных домов, а гаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей земельные участки предоставляются в бессроч­ное (постоянное) пользование или аренду кооперативам.
 
 
 Каков порядок использования земельных участков для жилищного, гаражного строительства и ведения предпринимательской деятельности?
 Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищ­ного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных построек.
 Земельные участки, предоставленные для дачного строительств, ис­пользуются для возведения жилого дома, хозяйственных построек, орга­низации отдыха, а также выращивания овощей, ягод, фруктов, цветов.
 Земельные участки, предоставленные для гаражного строительства, используются для возведения построек, необходимых для хранения и об­служивания автомобилей и других транспортных средств.
 Земельные участки, предоставленные для ведения предприниматель­ской деятельности, предназначаются для возведения построек, необхо­димых для выполнения данного вида деятельности.
 
 
 Тема 15
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ИНОГО НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
 НАЗНАЧЕНИЯ
 
 
 Какие земли признаются землями промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения?
 Землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информа­тики и космического обеспечения и иного на­значения признаются земли, предоставленные компетентными органами в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и органи­зациям для осуществления возложенных на них специальных задач.
 Предоставление предприятиям, учреждени­ям и организациям земельных участков для разработки полезных ископаемых производит­ся после оформления горного отвода, утверж­дения проекта рекультивации земель и восста­новления ранее отработанных площадей, а особо ценных продуктивных земель - после от­работки других угодий, расположенных в гра­ницах горного отвода.
 Порядок использования данной категории земель, а также установления зон с особыми ус­ловиями использования (охранные, санитарные, защитные и др.) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми в установленном порядке. Зоны с особыми условиями использования устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанав­ливаются указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вво­дится особый режим использования земель, ограничивающий или запре­щающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями уста­новления зон. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования зе­мель, обязаны обозначить их границы специальными информационны­ми знаками.
 В законодательстве нет исчерпывающего перечня этих видов земель и это вполне понятно, поскольку едва ли возможно дать таковой. Но и уже предусмотренный перечень этих земель довольно обширен и свидетельст­вует о появлении в нашем земельном законодательстве новых подразделе­ний в данной категории земель, не известных прежнему законодательству, что обусловлено появлением новых видов производственно-хозяйствен­ной и иной деятельности (телевидения, информатики, космического обес­печения и др.).
 Правовой режим данной категории земель определяется не только нормами, содержащимися в Земельном кодексе, но и особыми положени­ями об этих землях, утверждаемыми в установленном действующим зако­нодательством порядке. Следует отметить, что и ранее действовавшее зе­мельное законодательство предусматривало, что порядок использования данной категории земель и установления зон с особыми условиями ис­пользования определялся в особых положениях. Таковым, например, бы­ло Положение о землях транспорта, утвержденное постановлением Сове­та Министров СССР от 8 января 1981 г., которым было установлено, что землями транспорта признаются земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложен­ных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строитель­ству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию уст­ройств и других объектов транспорта. Особо были выделены земли железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воз­душного и трубопроводного транспорта.
 Положением о порядке использования земель федерального железно­дорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утверж­денным приказом министра путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 г. № 2611, определен правовой режим полосы отвода желез­ных дорог. Установление границ этой полосы осуществляется территори­альными органами Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике совместно с железными дорогами. Пересмотр гра­ниц и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых зе­мельных участков, перевод их из одной категории в другую осуществля­ется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации.
 Действующим земельным законодательством предусмотрено, что нeсельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации предо­ставляют неиспользуемые ими земли во временное пользование гражда­нам, сельскохозяйственным организациям, другим предприятиям, учреждениям и организациям для сельскохозяйственных целей в установленном порядке (то есть на основании договора на временное пользование, который подлежит обязательной регистрации в местной адми­нистрации).
  Предусмотрено также, что отдельным категориям работников пред­приятий, учреждений, организаций транспорта, лесного хозяйства, лес­ной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства предо­ставляются для сельскохозяйственного использования служебные земельные наделы. Такие наделы выделяются из земель, находящихся в пользовании или долгосрочной аренде предприятий, учреждений, орга­низаций соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, по решению администраций этих предприятий, учреждений, организаций. При недостатке таких земель эти предприятия, учрежде­ния, организации ходатайствуют перед местными администрациями о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей.
 Служебные наделы предоставляются на время работы, в связи с кото­рой они выделены. В случае, когда на служебном наделе произведен по­сев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работ­ника наделом прекращается лишь после снятия урожая. Оговорено также, что гражданам, являющимся собственниками земли, землевладельцами или арендаторами у местной администрации земли сельскохозяйственно­го назначения, служебные наделы не предоставляются.
 Установлено также, что право на служебный земельный надел сохра­няется за работниками, прекратившими трудовые отношений при пере­ходе их на пенсии по старости или инвалидности; за одним из членов се­мьи работников, призванных на действительную срочную военную службу или поступивших на учебу, — на весь срок нахождения на воен­ной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей - пожизненно, а для детей — до их совершеннолетия.
 Особо выделены в данной категории земель земли для нужд обороны, которыми признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных за­ведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных, внутренних и железнодорожных войск. При необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному земельным за­конодательством на проведение геодезических, поисковых, кадастровых, землеустроительных и других работ (ст. 45, 46 и ч. 4 ст. 83 ЗК РСФСР).
 
 
 Тема 16
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НЕДР
 
 
 Каково понятие и особенности использования земель, предоставленных для разработки недр?
 В действующем Земельном кодексе данная категория земель не выделяется и отношения по поводу их использования для разработ­ки недр самостоятельно не регулируются. О них имеются лишь фрагментарные упоми­ная в связи с другими вопросами, Например, в ст. 24 ЗК РСФСР, посвященной изъятию сель­скохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, говорится, что изъя­тие сельскохозяйственных угодий с кадастро­вой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохо­зяйственных нужд допускается лишь в исклю­чительных случаях. В числе таких исключи­тельных случаев названа и разработка ценных полезных ископаемых. Некоторая регламента­ция указанных отношений содержится в спе­циальном законодательстве, посвященном правовому режиму недр. Между тем без предо­ставления земли и ее использования в тех или иных пределах и формах невозможна не толь­ко разработка недр, но и их разведка. В этой связи представляется необходимой более об­стоятельная регламентация отношений, свя­занных с использованием земель, предостав­ленных для разведки и разработки недр.
 Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвен­ного покрова, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна во­доемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологи­ческого изучения и освоения.
  Как предусмотрено ст. 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г.) ; отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, расти­тельного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательст­вом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 Землями, предоставленными для разработки недр, являются земли, выделенные предприятиям, учреждениям и организациям, осуществля­ющим разработку полезных ископаемых.
 Порядок предоставления указанных земель регулируется земельным законодательством. Предоставление предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям земельных участков для разработки полезных ископаемых производится лишь после оформления горного отвода, утверждения про­екта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных пло­щадей. Предоставление особо ценных продуктивных земель осуществляется только после отработки других угодий, расположенных в границах горного отвода.
 
 
 Что такое «горный отвод»?
 Горным отводом признается часть недр, предоставленная для промыш­ленной разработки полезных ископаемых. Еще Горным положением Со­юза ССР 1927 г. (ст. 61) было установлено, что под горным отводом разу­меется часть земных недр, отграниченная плоскостями, отвесно проходящими через границы, обозначенные на поверхности специальны­ми отводными знаками. Поэтому горный отвод может не совпадать с зе­мельным участком, отведенным дня разработки соответствующего место­рождения. Под одним и тем же земельным участком могут находиться месторождения разных полезных ископаемых.
 
 
 Как решаются в действующем законодательстве вопросы права собственности, владения, пользования и распоряжения недрами?
 Недра в границах территории Российской Федерации, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 1—2 За­кона «О недрах»). Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права же пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федераль­ными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муни­ципальной, частной и иных формах собственности.
 
 
 Каковы виды пользовании недрами?
 Согласно ст. 6 Закона «О недрах» недра могут предоставляться в поль­зование для:
 — регионального геологического изучения, включающего региональ­ные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологичес­кие и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и ис­следованию вулканической деятельности, созданию и ведению монито­ринга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
 — геологического изучения, поиска и оценки месторождений полез­ных ископаемых;
 — разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств;
 — строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых;
 — образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
 — сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов.
 Недра могут предоставляться одновременно и для геологического изучения и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и непосредственно по его завершении.
 
 Кто может быть субъектом права недропользования?
 Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской де­ятельности независимо от форм собственности, в том числе юридичес­кие лица и граждане других государств, если законодательством Россий­ской Федерации и ее субъектов они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности. Права и обязанности пользовате­ля недр возникают с момента получения лицензии на пользование не­драми.
 Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по свое­му усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, гли­на, гравий и т. п.), не числящихся на государственном балансе, и строи­тельство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти ме­тров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централи­зованного водоснабжения, в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
 
 
 Каковы основания для прекращения права пользования недрами?
 Право пользования недрами прекращается:
 — по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
 — при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
 — при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
 — в случае переоформления лицензии с нарушением условий, преду­смотренных законодательством.
 Кроме того, право пользования недрами может быть досрочно пре­кращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
 — возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью лю­дей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
 — нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
 — систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования ими;
 — возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, во­енные действия и др.);
 — если пользователь недр в течение установленного в лицензии сро­ка не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
 — ликвидации предприятия или иного объекта хозяйственной дея­тельности, которому недра были предоставлены в пользование;
 — по инициативе владельца лицензии.
 При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, при­остановлении или ограничении права пользования недрами он вправе обжаловать его в административном или судебном порядке.
 
 
 
 Тема 17
 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, РЕКРЕАЦИОННОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 
 
 Что характерно для земель данной категории?
 Как самостоятельная категория земли при­родоохранного, оздоровительного, рекреацион­ного и историко-культурного назначения впер­вые выделяются в российском законодательстве, что объясняется их возросшим социально-эко­номическим значением, значительно ухудшив­шейся экологической обстановкой, необходи­мостью резкого усиления охраны окружающей природной среды правовыми, организационны­ми, экономическими и иными средствами.
 Общими характерными чертами правового режима данной категории земель является их природоохранное назначение, ограничение их хозяйственного использования, их оздорови­тельное, рекреационное, воспитательное, на­учно-исследовательское и историко-культурное назначение. Вместе с тем каждая из составляющих данную категорию земель, по­мимо общих черт, имеет и определенные осо­бенности. В этой связи данная категория зе­мель подразделяется на земли:
 - природоохранного назначения;
 - природно-заповедного назначения;
 - оздоровительного назначения;
 - рекреационного назначения;
 - историко-культурного назначения.

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу