<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  А.Л. Венгер
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ
  Иллюстрированное руководство
  Венгер А.Л.
  В29 Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил. - (Психология для всех).
  По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов.
  Эта книга - первое в нашей стране подробное иллюстрированное руководство по применению системы рисуночных тестов и составлению на ее основе "психологических портретов" детей и взрослых.
  Издательство ВЛАД ОС-ПРЕСС, 2002
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
  Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Например, приводятся такие критерии оценки, как: "Глаза выпучены - грубость, черствость... Брови редкие, короткие - презрение, изощренность".
  Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.
  Как научиться выбирать правильную интерпретацию в каждом конкретном случае? Что делать, если в рисунке встретились признаки, противоречащие один другому? Какому из них доверять? И самый главный вопрос: как на основе отдельных разрозненных показателей составляется целостный психологический портрет обследуемого? Тот портрет, который позволяет намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.
  Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик. Поэтому я и счел необходимым предложить читателю эту книгу. В ней приводится список подобных показателей (более трехсот) с указанием различных возможных вариантов их интерпретации.
  Главное содержание составляет детальный психологический анализ более 160 рисунков, выполненных детьми разного возраста и взрослыми клиентами. Для анализа отобраны материалы, в которых наиболее отчетливо проявляются особенности, характерные для тестовых рисунков (отбор проводился из нескольких тысяч рисунков, собранных за 30 лет консультативной и психокоррекционной работы).
  Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий. Оно приходит с опытом работы. Конечно, никакая книга - в том числе и эта - его не заменит, но она может стать своего рода "тренажером", на котором проводится предварительная отработка навыков диагноста. Проводя вместе с автором анализ рисунков, вы постепенно научитесь выделять значимые признаки, соотносить их между собой, делать выводы.
  Жанр этой книги - практическое руководство - побудил меня отказаться от развернутых обоснований и литературных ссылок при изложении материала. Основной упор сделан на демонстрацию самого процесса интерпретации рисунков. При описании критериев, на которых она основана, использованы как литературные данные, так и клинический опыт автора.
  Я хочу выразить глубокую признательность психологу Российской медицинской академии последипломного образования Елене Ивановне Морозовой, побудившей меня написать эту книгу и оказывавшей неоценимую помощь на всех этапах работы. В число иллюстраций вошли любезно предоставленные Еленой Ивановной рисунки из ее коллекции. Я благодарен также моим многочисленным соавторам: детям и взрослым, чьи рисунки напечатаны в книге.
 
 Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
  ОЦЕНКА МЕТОДА
  Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов.
  Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.
  Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно "подделать", представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
  Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
  Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки - удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.
  В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста - от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.
  В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.
  Установить автора, который первым предложил использовать рисунки для выявления психологических особенностей человека, не представляется возможным. Попытки реализовать эту идею предпринимались многими исследователями в разных странах, но до Ф. Гуденаф, создавшей в конце 20-х годов первую стандартизованную рисуночную методику - тест "Нарисуй человека", - никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков.
  Впоследствии диагностическая интерпретация тех или иных показателей выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Было обнаружено много новых критериев оценки рисунка. Наряду с толкованиями, разработанными ранее, стал развиваться подход, опирающийся на более общие представления о формах самовыражения человека в художественной деятельности, в частности в рисовании.
  Начиная с 50-х годов XX века и до настоящего времени разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются. Предлагаются оригинальные варианты процедуры проведения тестов, дополнения и поправки к принципам интерпретации результатов.
  Из работ, проведенных в этом направлении отечественными исследователями, нужно особо выделить созданный М.З.Дукаревич оригинальный и чрезвычайно информативный тест "Несуществующее животное". В последние годы он приобретает все более широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом.
  Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них - относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.
  Отмеченные особенности этих методик приводят к тому, что многие авторы отказываются считать их подлинными тестами. Другие, хотя и признают рисуночные методики психологическими тестами, отводят им подчиненное положение. Например, в фундаментальном двухтомном труде
  А. Анастази "Психологическое тестирование" этим методикам уделена лишь одна страница текста.
  Однако психологов-практиков мало смущает недостаточная "научность" рисуночных методов. Для них оказывается более важной та польза, которую они приносят в работе с клиентами. И все же специфику рисуночных тестов нельзя недоучитывать. Она порождает определенные ограничения в их применении, нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.
  Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях. Необходимым условием такого использования является привлечение нескольких (как минимум, двух) независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых тестов.
  Во-вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных, более строгих тестов).
  И, наконец, заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.
  В книге предложен набор из нескольких рисуночных методик, хорошо зарекомендовавший себя на практике. Он позволяет получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Это тесты "Рисунок человека", "Несуществующее животное" (дополненный разработанными нами оригинальными модификациями: "Злое животное", "Счастливое животное", "Несчастное животное"), "Рисунок семьи" (в трех вариантах) и "Красивый рисунок".
  Как показывает опыт применения этого набора тестов, он весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:
  • уровень общего умственного развития;
  • преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
  • уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
  • недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
  • повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
  • тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
  • страхи;
  • депрессивные тенденции;
  • особенности реакции на стресс;
  • агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
  • экстравертность или, напротив, интровертность;
  • демонстративность;
  • неудовлетворенность потребности в общении;
  • аутизация, избегание общения;
  • степень социализированности и конформности;
  • антисоциальные тенденции;
  • отношение к сексуальной сфере;
  • отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.
  В книге указываются критерии, позволяющие заподозрить наличие органических поражений мозга, нарушений обучаемости (задержки психического развития), умственной отсталости, невротического состояния, психического заболевания.
  Для некоторых специальных целей предлагаемый набор рисуночных методик может быть расширен. Так, если требуется выяснить отношение обследуемого к домашней ситуации, то желательно предложить рисунок дома. Для диагностики представлений о течении своей жизни во времени (ориентации в прошлом, настоящем и будущем) весьма полезным оказывается рисунок дерева. Отношение к школьной ситуации может быть выявлено с помощью рисунка школы или с помощью теста, включающего два рисунка: "Я дома" и "Я в школе". Иногда очень содержательную информацию об актуальных переживаниях обследуемого дает рисунок на свободную тему. Существуют также такие методики как "Нарисуй себя", "Фантастическая семья" (в этой методике членов своей семьи предлагается изобразить в виде различных предметов - по выбору обследуемого, который по окончании рисунка его просят объяснить), "Моя будущая семья" и многие другие.
  Однако для очень значительного числа случаев оказывается вполне достаточным предлагаемый основной набор тестов. Нередко он может быть еще более сокращен. Например, если эмоциональное состояние достаточно явно проявилось в рисунках человека и несуществующего животного, то тест "Красивый рисунок" оказывается ненужным. Если характер жалобы не предполагает выявления семейной ситуации, то опускается тест "Рисунок семьи" и т.п.
  В Приложении I дан сводный список, в котором приводится возможная интерпретация различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Пользуясь им, полезно обращаться к тем иллюстрациям, в которых присутствует соответствующий признак.
  В Приложении II приведен словарь психологических терминов.
 
 ПРОВЕДЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ
  Как уже указывалось, существует много разнообразных рекомендаций по проведению рисуночных тестов. Подчас они противоречат друг другу. Обычно можно найти как свои достоинства, так и недостатки в каждом из предлагаемых вариантов. Например, при использовании цветных карандашей в тесте "Рисунок человека", рекомендуемом некоторыми авторами, повышается возможность оценить отношение субъекта к изображаемому персонажу, но понижается надежность оценки психомоторного тонуса и некоторых других психологических особенностей.
  В книге предложены наиболее часто используемые рисуночные тесты. В отдельных случаях даны также и менее распространенные варианты тестов. Предполагается, что процедура тестирования должна соответствовать приведенным рекомендациям, иначе интерперетация результатов может быть иной. Это относится не только к инструкции, даваемой обследуемому, но и к используемым материалам, например, многие особенности рисунков, выполненных ручкой, следует интерпретировать иначе, чем особенности рисунков, сделанных карандашом.
  Интерпретации на основе предлагаемых критериев подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые. Их изучение может быть очень полезным и информативным, но оно проводится другими методами, на основе других критериев1.
  Даже при соблюдении стандартной процедуры тестирования результаты могут оказаться сильно искажены, если между обследуемым и проверяющим существуют тесные личные отношения. Это проявляется, например, при попытке проверить собственного ребенка.
  Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат. Для теста "Рисунок человека" лист располагают перед обследуемым вертикально, для остальных тестов - горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.
  Все тесты, кроме теста "Красивый рисунок", выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильно размазырается, оставляя на рисунке грязные пятна.
  Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Однако наш опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает обследуемого.
  Тест "Красивый рисунок" выполняют цветными карандашами. Для него требуется набор, содержащий все основные цвета спектра и черный. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен двумя-тремя оттенками. Наиболее удобен набор из восемнадцати цветных карандашей. Кроме того, обследуемому дают и простой карандаш (такой же, как для остальных тестов). Использование фломастеров вместо карандашей снижает информативность теста, так как в рисунке, сделанном фломастером, не отражается сила нажима при рисовании.
  Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной, ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и введение дополнительных.
  Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные.
  В протоколе отмечают:
  • темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;
  • последовательность, в которой делались разные части изображения;
  • вопросы и высказывания обследуемого;
  • краткое содержание последующей беседы.
  РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
  Этот тест - один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
  Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: "Нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете" (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: "Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше".
  Если обследуемый задает уточняющие вопросы ("Мужчину или женщину?", "Мальчика или девочку?", "Можно нарисовать принцессу?", "А можно, чтобы он был в шляпе?" и т.п.), то ему говорят: "Рисуйте так, как вы хотите". Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: "А можно нарисовать только лицо?", - следует ответ: "Нет, нарисуйте всего человека, целиком". Если обследуемый говорит: "Я нарисую робота", - то ему отвечают: "Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека".
  Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: "А теперь все-таки нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете", (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим ("палочковый человечек") или шаблонно карикатурным.
  Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.
  После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.
  По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: "А теперь нарисуйте человека другого пола". При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.
  Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: "А теперь нарисуй мужчину (дядю)".
  Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.
  НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
  Это одна из наиболее информативных рисуночных методик2. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).
  Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: "Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах".
  Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
  Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
  Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это "волшебный заяц"), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
  Выяснив название животного, проверяющий говорит: "Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?". Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.
  Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • А чего больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь?
  • Есть у него друзья? Кто они?
  • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
  • Чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?
  Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
  Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.
  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ "НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ"
  Разработанные нами задания "Злое животное", "Счастливое животное", "Несчастное животное" позволяют выявить: скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, реакцию на угрозу ("Злое животное"), ценности и стремления обследуемого ("Счастливое животное"), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах ("Несчастное животное"). Задания "Злое животное" и "Несчастное животное" хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.
  Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию "Злое животное": "Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать". По окончании рисования задают вопрос: "В чем проявляется то, что это животное - самое злое и страшное?". Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.
  Инструкция для задания "Счастливое животное": "Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать". Инструкция для задания "Несчастное животное": "Нарисуйте самое несчастное несуществующее животное, какое вам удастся придумать". По завершении рисунка выясняют, почему нарисованное животное - самое счастливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).
  РИСУНОК СЕМЬИ
  Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка1.
  Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.
  Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: "Нарисуйте на этом листе всю свою семью". Если обследуемый задает вопросы: "А кого рисовать?", "А бабушку рисовать?", "А можно я нарисую своего друга?", "Мою - это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?" (последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), - то проверяющий отвечает: "Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня".
  В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: "Ты ведь член своей семьи?".
  По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: "Это кто, папа?". Вопросы должны звучать нейтрально: "Кто это? А это?". Могут быть дополнительные вопросы типа: "Где все это происходит?", "Что вы делаете?" или "Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?" и т.п. Беседу проводят в свободной форме.
  ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ
  Методика доступна детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.
  Проведение тестирования. В задание по тесту "Рисунок семьи" вводится дополнительная инструкция: "Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят".
  В сравнении с тестом "Рисунок семьи" тест "Динамический рисунок семьи" позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки.
  Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке обследуемый может сознательно исказить результаты. Как показывает опыт, функциональная установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
  СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ
  При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты "Рисунок семьи" и "Динамический рисунок семьи". Как и тест "Рисунок семьи", он доступен детям с четырехлетнего возраста.
  Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: "Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными". Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.
  Обследуемому не говорят, что предполагается изображение его собственной семьи. Напротив, по инструкции должна быть нарисована некая абстрактная семья. Однако ассоциации обследуемого все равно определяются его самоощущением в своей семье.
  Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а проверяющий запишет. После окончания рисунка проверяющий выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют в протоколе. Задавая вопросы, нельзя произносить слов "мама", "папа", "ребенок", "бабушка" и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание "член семьи".
  Обсуждают рисунок так же, как и в тесте "Рисунок семьи".
  Если обследуемый "закрывается" от проверяющего, то тест "Семья животных" часто оказывается показательнее, чем тесты "Рисунок семьи" и "Динамический рисунок семьи", так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста "Рисунок семьи" или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.
  Встречаются случаи, когда в тесте "Рисунок семьи" обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте "Семья животных" - идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть). Встречается и обратное соотношение: чтобы произвести благоприятное впечатление, обследуемый изображает в тесте "Рисунок семьи" идеализированную картину, а в тесте "Семья животных", из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений. Содержательный анализ рисунков позволяет установить, какой вариант имеет место в каждом конкретном случае.
  КРАСИВЫЙ РИСУНОК
  Тест направлен на выявление эмоциональных особенностей человека. Цветовая гамма, используемая обследуемым, в значительно большей мере, чем черно-белый рисунок, характеризует его эмоциональное состояние. Тест доступен для детей с трехлетнего возраста.
  Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: "Нарисуйте цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок - какой захотите". Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования обследуемым разных цветов.
  Этот тест позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемого более определенно, чем по свободному рисунку, в котором встречается воспроизведение прежних отрицательных переживаний, не отражающих данную ситуацию. Если же негативные переживания проявляются в "красивом" рисунке, где они противоречат инструкции, то можно полагать, что они актуальны для обследуемого в настоящий момент.
 
 Глава 2 РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
 
 
  ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
 
 
  Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.
 
 
 
 
  Первая форма изображения человека (дяди, тети) - это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки - руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Типичный головоног изображен на рис. 1. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.
 
 
  Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины (рис. 2).
  На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны (рис. 3).
  К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (рис. 4).
 
 
 
 
  Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда. Варианты таких изображений приведены на рис. 5, 6.
 
 
 
  МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
 
 
  В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч - к рукам и от туловища - к ногам.
 
 
 
 
  Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены (рис. 7).
  Постепенно к восьми - девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя - схематически (рис.
 
  8) или наоборот.
  Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими (рис. 9, 10). Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.
  ОТ ПОДРОСТКОВОГО ДО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА
  Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12 - 14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, характеризующие пол персонажа. Нередко изображение женщины (девочки) отличается от изображения мужчины (мальчика) только одеждой и прической, да и то не всегда (рис. 11).
 
 
 
 
  В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, напротив, признаки, характеризующие пол персонажа, часто особо подчеркиваются. Мужчина обычно изображается очень широкоплечим, мускулистым, женщина - с покатыми узкими плечами, с округлыми плавными формами; у нее нередко преувеличиваются размер груди, ширина бедер. Эти особенности часто присутствуют как в рисунках юношей, так и в рисунках девушек (рис. 12, 13).
 
 
  В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола встречается значительно реже и обычно свидетельствует о проблемах в сексуальной сфере. Если отсутствует специальное профессиональное образование, совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается. Дальнейшие изменения относятся, скорее, к содержанию изображения, чем к его качеству, в частности, обследуемые склонны чаще рисовать людей приблизительно своего возраста.
  КОГНИТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие приблизительные ориентиры.
 
 
  Головонога можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей (подобные изображенному на рис. 2). С восьми лет признаком задержки в развитии умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки, хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела.
  Вместе с тем, упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выраженном интеллектуализме - преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами, а также при негативизме, сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко и определенно: палочковый человек, изображение туловища строго овальное, прямоугольное или треугольное (рис. 14). При получении такого рисунка следует попросить обследуемого нарисовать человека еще раз-теперь уже не схематически, а более детально. Иногда бывает полезно пояснить различие между схемой и собственно рисунком.
  Количественная оценка уровня выполнения задания "Рисунок человека" может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.
  За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.
  За пластический способ изображения - 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) - 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.
  Таким образом, минимальный балл - ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) -30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).
  Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.
 Возраст Баллы 3;6 - 4;0 4-13 4;1 - 5;0 8-17 5;1 - 6;0 14 - 22 6;1 - 7;0 18 - 25 7;1 - 8;0 20-26 8;1 - 9;0 22 - 27 9;1 - 10;0 23-28 10;1 - 11;0 24-30 11;1 - 13;0 25-30 > 13;1 26 - 30
  УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
  Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово "отсталость" подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. "Потолок" развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.
  При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания (рис. 15). Количественная оценка выполнения задания Александром - 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл - за волосы).
 
 
  В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.
 
 
  При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем - к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста, т.е. на уровне схемы (рис. 16). Рисунок Антона в целом приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка - 19 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу - за пальцы, ступни и за правильное количество пальцев; 2 балла - за изображение рук и ног двойной линией).
 
 
 
 
  Рисунок одиннадцатилетнего Димы С., также страдающего легкой умственной отсталостью (рис. 17), приблизительно соответствует пятилетнему возрасту; количественная оценка - 17 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу - за волосы, уши и ступни).
  Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту (рис. 18). Количественная оценка - 18 баллов. Такова же количественная оценка рисунка восемнадцатилетней Полины Т. (рис. 19); диагноз: легкая умственная отсталость (дебильность). Подобные рисунки, на которых тело как бы "просвечивает" через одежду (их называют "рентгеновскими"), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.
 
 
 
 
  Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.
  Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.
  НАРУШЕНИЕ ОБУЧАЕМОСТИ; ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ МОЗГА
  Нарушение обучаемости (задержка психического развития) - значительно более легкое, но и намного более распространенное отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак - это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных, операций. В отличие от умственно, отсталого, ребенок с нарушением обучаемости способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе.
  Причиной нарушений обучаемости (задержки психического развития) обычно служат органические поражения мозга. Для них характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя* оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся: грубая асимметрия рисунка; сильное смещение его вправо или влево от центра листа; неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе; отклонение рисунка от вертикали; особо сильное искажение формы и пропорций; промахи, при которых линии не попадают в нужную точку; двигательные персеверации; распад целостного образа.
  В рис. 20 проявляются признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении юбки и ног; грубое нарушение пропорций (сильно преувеличен размер головы, преуменьшена длина рук); распад целостного образа (контур тела не замкнут). Вместе с тем, общий уровень рисунка соответствует возрасту. Это изображение промежуточное между схематическим и пластическим, содержащее все основные и многие второстепенные детали; количественная оценка - 23 балла.
  Органическое поражение мозга подтверждено последующим объективным исследованием. Подробное психологическое обследование показало, что на этой основе у девочки сложился психологический синдром социальной дезориентации, определяемый пониженной чувствительностью к социальным нормам. Этим объясняются жалобы родителей на грубые нарушения Яной правил поведения. Имеются также трудности в учебе, вызванные неумением планировать и контролировать свои действия. Рекомендована психокоррек-ционная работа, направленная на опознание норм и формирование их иерархии, а также на обучение Яны планированию действий.
 
 
  На рис. 21 представлен результат выполнения теста, который также содержит признаки органического поражения мозга (впоследствии подтвержденного неврологическим исследованием).
 
 
  Имеются грубое нарушение пропорций (резко преуменьшена длина ног), искажение формы тела, отклонение от вертикали (наклон влево), смещение всего рисунка в левую часть листа. Общий уровень рисунка соответствует возрасту: это пластическое изображение, содержащее все основные и некоторые второстепенные детали; количественная оценка - 26 баллов.
  Органическое поражение мозга привело к нарушениям в развитии пространственных представлений, вызывающим трудности в обучении отдельным школьным предметам. Рекомендовано коррекционное обучение, направленное на формирование пространственных представлений.
 
  На рис. 22, выполненном Мишей Г., показан другой вариант изображения, характерного для ребенка с органическим поражением мозга. Рисунок схематичен. Ноги и одна рука изображены двойными линиями (имеют толщину), что соответствует возрасту ребенка. Детали-зированность рисунка также соответствует возрасту: изображены все основные детали и несколько второстепенных: пальцы, ступни, шея. Количественная оценка - 16 баллов. Обращают на себя внимание особо большой размер рисунка и его неудачное размещение на листе (часть головы не поместилась). Постоянное непопадание линий в нужную точку (шея "протыкает" голову, ноги залезают на туловище), асимметрия и общая небрежность рисунка говорят о высокой импульсивности Миши. Можно предположить наличие гиперактивности (двигательной расторможенности) и связанных с ней нарушений внимания и поведения (поведенческие нарушения - главная причина обращения Мишиных родителей к психологу).
 
 
  По-видимому, импульсивность вызвана органическим поражением мозга, о котором наряду с перечисленными признаками свидетельствуют искажения формы линий (вместо прямых - кривые) и двигательные персеверации (множественные линии при изображении глаз и ступней). Мише были рекомендованы занятия, направленные на формирование самоконтроля, планирования и организации собственных действий. Невропатолог назначил медикаментозную коррекцию гиперактивности.
  Рисунок пятилетнего Вани С. (рис. 23) представляет собой простейшую схему. Руки и ноги изображены одинарными линиями, что типично для четырехлетнего возраста. Вместе с тем, руки начинаются не от середины туловища, как обычно бывает на рисунках у четырехлеток, а от его верхней части. Присутствуют все основные детали: голова с глазами, ртом и носом, туловище, руки, ноги - и некоторые детали второстепенные: пальцы, ступни, уши, волосы, зрачки глаз. Это количество деталей соответствует Ваниному возрасту; количественная оценка - 18 баллов.
  Можно полагать, что в данном случае развитие изобразительной функции отстает от возрастной нормы не из-за интеллектуального нарушения, а по другой причине. Обследование с помощью теста Векслера подтвердило соответствие общего уровня развития Вани возрастной норме (с выраженным преобладанием вербального интеллекта над действенным). Отклонение фигуры от вертикали (падающее изображение) и сильные нарушения симметрии, особенно при изображении рук, характерны для органического поражения мозга. По-видимому, оно и служит причиной задержки сенсомоторного развития Вани и вследствие этого - жалоб родителей на трудности в выполнении заданий, предлагаемых в детском саду. Мальчику могут быть рекомендованы коррекционные занятия, которые позволили бы преодолеть имеющиеся трудности к началу школьного обучения. Большое значение имеют также занятия рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и т.п.
  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
  Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п. Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется .
  РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
  Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим (рис. 24) свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного
 
  пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.
  Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т.е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях. Так, в примере на рис. 24 наблюдается сочетание эмоциональной напряженности с ригидностью, о которой кроме усиленного нажима говорит большое количество однообразных деталей (многочисленные одинаковые пуговицы), а также подчеркнутая тщательность и аккуратность рисунка. Особо четко подчеркнутый контур, а также избыток пуговиц свидетельствуют о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои проблемы и переживания (ср. выражение "человек, застегнутый на все пуговицы").
  Наличие других психологических особенностей, приводящих к усиленному нажиму на карандаш, в данном случае не подтверждается ни соответствующими показателями в рисунке человека, ни другими данными проведенного психологического обследования.
  Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъ-ном состоянии. Сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих психологических особенностей.
  Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на рисунке в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии.
 
 
  Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность. При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых людей.
  Резко ослабленный нажим можно" видеть на рис. 25. В этом изображении присутствует и другой частый признак астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей: на рисунке отсутствуют даже черты лица.
  Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.
  В данном случае предположение о наличии этих психологических особенностей не подтверждается ни другими признаками рисунка, ни данными других психологических методик, ни результатами беседы с Екатериной и наблюдений за ее поведением. Основная жалоба при обращении - падение продуктивности деятельности после перенесенного соматического заболевания. Рекомендованы отдых, общеукрепляющие процедуры.
  Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш (рис. 29) и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т.е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.
 
 
 
  ТРЕВОГА, ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРАХИ
  На рис. 26 ослаблен нажим на карандаш и минимизировано количество деталей, как и на рис. 25, хотя и не в такой степени. Это говорит о том, что у Ивана, как и у Екатерины, имеется астения. Однако более характерная особенность его рисунка - штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно "останавливается по дороге". Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Подобный
 
  вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т.е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.
  О тревожности и сниженной самооценке говорят также многочисленные негативные самооценочные высказывания Ивана до начала рисования и в его процессе. Мальчик неоднократно сообщал, что не умеет рисовать, что у него ничего не выйдет, что получается плохо, криво, "не похоже" и т.п.
  Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации. Выводы о психологическом состоянии Ивана, сделанные на основе рисунка человека, были подтверждены и другими данными психологического исследования. Таким образом, жалобы на учебные трудности (особенно - на неудачи при выполнении ответственных заданий, контрольных работ) нашли свое объяснение в том, что у мальчика существенно повышена тревожность на фоне общей астенизации. В когнитивной сфере проблемы отсутствовали. С Иваном была проведена психокоррекционная работа, направленная на снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. В сочетании с организацией рационального режима жизни для преодоления астении и с общеукрепляющим лечением, назначенным невропатологом, это привело к значительному повышению учебных достижений.
  В рисунке Димы К. (рис. 27) присутствует ранее не рассматривавшийся признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность. О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания ("Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный? ", "А насколько подробно его рисовать?").
  Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т.е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что человек нередко не успевает сделать главную часть задания.
 
 
  В рисунке Димы (в основном при изображении ног) имеются эскизные линии: сначала приблизительно в одном и том же направлении проводится несколько линий со слабым нажимом, потом одна из них, показавшаяся автору наиболее удачной, наводится жирной линией. Этот признак характерен для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги, т.е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у людей сензитивного типа. Таким образом, в момент исследования мы наблюдаем обострение состояния тревоги у ребенка, склонного к подобным реакциям.
  Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге. Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, "держать себя в руках". Из признаков тревоги, наблюдаемых в рисунке Димы, надо отметить также следы стертых и исправленных линий.
 
 
  В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка). Примеры подобных изображений приведены на рис. 28.
  Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение "у страха глаза велики". Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.
  На рис. 29 видны множественность линий, многочисленные стирания и исправления, а также увеличенный размер изображения (увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более). Увеличение размера рисунка - еще один признак ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги.
  Как отмечалось при анализе рис. 22, увеличение размера типично и для высокой импульсивности. Это отнюдь не противоречит тому, что оно может отражать ситуативное повышение уровня тревоги. Дело в том, что тревога нередко приводит к импульсивности, которая иногда бывает компенсирована (точнее, ги-перкомпенсирована) тревожным гиперконтролем (см. анализ рис. 24), хотя может быть и в нескомпенсированной форме. При чистой импульсивности, не связанной с повышением тревоги, в рисунке, естественно, отсутствуют такие проявления, как множественные или штриховые линии, многочисленные исправления. В рисунке Маши наблюдаются выраженные колебания силы нажима на карандаш (верхняя часть рисунка выполнена с сильным нажимом, нижняя - со слабым). Это является признаком повышенной эмоциональной лабильности, т.е. склонности к частой смене настроений.
 
 
  Консультация проводилась в связи с трудностями в семейном общении с Машей. У нее возник острый конфликт с отчимом. Девочка стала нередко отказываться от еды (ничего не ела в течение одного-двух дней). Данные психологического обследования позволили оценить состояние Маши как невротическое, с преобладанием острой тревоги. Фоном для его возникновения послужили повышенная чувствительность и эмоциональная лабильность. Можно полагать, что это состояние является реакцией на конфликт с отчимом. Для преодоления выявленных проблем рекомендована семейная психотерапия.
  ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
  Особенностями изображения на рис. 30 являются резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.
  В данном случае депрессия подтверждается как всей совокупностью данных психологического обследования, так и результатами обследования ребенка психиатром.
  Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях. Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение - для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию. В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент - тревожный или депрессивный.
 
 
  Рисунок Гриши Н. (рис. 31) плотно заштрихован с особо сильным нажимом (зачернен), что свидетельствует о состоянии острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности. Вместе с тем, размер рисунка не только не увеличен, что было бы естественно при острой тревоге, но даже несколько уменьшен. Следовательно в данном случае имеется тревожная депрессия. Возможно снижение самооценки (рисунок расположен в нижней половине листа). Можно полагать, что неаккуратность и диспропорциональность рисунка обусловлены остротой состояния, которое в целом оценивается как пограничное (невротическое).
  Диагноз подтверждается наличием энуреза (недержания мочи), а также данными подробного психологического обследования. Рекомендовано обращение к врачу.
  Сходный тип штриховки (с особо сильным нажимом) наблюдался также на рис. 16 (зачернены волосы и ступня). Возможно, что и в этом случае имелась высокая эмоциональная напряженность, но об этом нельзя было говорить с уверенностью. Рисунок принадлежит мальчику с выраженной умственной отсталостью и выполнен на очень низком уровне. Не исключено, что штриховка с сильным нажимом появилась из-за нарушений регуляции движений, вызванных основным дефектом.
 
 
  СФЕРА ОБЩЕНИЯ ИНТРОВЕРТНОСТЬ
  Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ изоб ражения отдельных частей человеческого тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа.
  На рис. 32 изображен грустный и очень одинокий человек. Его одиночество подчеркнуто горизонтальным расположением листа, который исходно был положен перед ребенком вертикально.
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу