<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Место жизни животного - это пустыня, как и в прошлый раз, и еще более неуютная тундра.
  "Самое несчастное" животное, изображенное Ульяной, - это смесь медузы с крабом (рис. 125).
  Рисунок сопровождается следующим рассказом: "Самое несчастное существо - смесь медузы с крабом. Живет на дне моря или болота под корягой, питается рыбами, только за всеми наблюдает и грустит, редко выползая из своей норы. Оно очень старое".
  В дополнение к дисфорической тематике, проявившейся в предыдущем задании, здесь наблюдаются чисто депрессивные темы: постоянная грусть, старость. О наличии депрессивных тенденций говорит и уменьшенный размер рисунка, а также подчеркнуто грустное выражение "лица" животного. Тема неблагоприятной окружающей среды тут, по сравнению с предшествующими
 
  рисунками, дополнительно усилена (живет "на дне болота").
  Пассивность, о которой косвенно свидетельствовали некоторые особенности выполнения первого из заданий, теперь проявилась в прямой форме: "несчастное" животное "только за всеми наблюдает, редко выползая из своей норы". Пассивность ассоциируется у Ульяны с несчастностью. Следовательно, Ульяна страдает от ощущения своей пассивности, воспринимает ее как источник неприятных переживаний. Причина "несчастности" животного - в нем самом, а не во внешних условиях его жизни. Это свидетельствует о том, что в качестве главной трудности для девушки выступает преодоление собственных состояний и личностных особенностей, а не внешних обстоятельств.
  Самое счастливое животное (рис. 126) оставлено Ульяной без названия. В рассказе о нем сообщается: "Это самое счастливое существо. Живет на суше и под водой. Питается водорослями или мухами (ловит их присосками). Любит ходить кверх ногами и по потолку".
  Счастливое животное отличается отсутствием каких-либо защитных аксессуаров (внешние защитные аксессуары отсутствовали и у несчастного животного, но там эту функцию выполняла коряга, под которой оно живет). По-видимому, одним из условий счастья для Ульяны служит отсутствие необходимости защищаться. Другая особенность этого животного - его любовь к хождению "кверх ногами и по потолку" (в рисунке этому соответствует расположение ног не снизу, а сверху). Хождение вверх ногами - символ нарушения заведенного порядка, выхода за рамки обыденных стандартов. Можно полагать, что они тяготят Ульяну и поэтому их преодоление воспринимается ею как счастье. Это перекликается с отмеченным выше скрытым негативизмом, подтверждая предположение о том, что девушка еще не изжила проявления подросткового кризиса.
  Приведенный пример интересен тем, что каждое из изображенных Ульяной несуществующих животных, взятое в отдельности, довольно мало информативно. Однако комплексный анализ позволяет получить вполне содержательный "психологический портрет" девушки. Мы видим, что у нее высока потребность во внимании к себе (демонстративность). Удовлетворению этой потребности препятствует боязнь враждебных действий со стороны окружающих, приводящая к замкнутости, избеганию общения. В итоге действительность представляется Ульяне неуютной, трудной для жизни. В качестве психологической защиты используется компенсаторное фантазирование, бегство в мечты. Это еще более снижает активность в отношениях с окружающими. Ульяна воспринимает собственную пассивность как один из основных источников своих проблем, но не видит путей к ее преодолению.
  Девушка инфантильна, ей свойственны некоторые тенденции, типичные для подросткового возраста. Это стремление к преодолению общепринятых стандартов поведения, внешних ограничений; в конфликтных ситуациях можно ожидать появления негативистических реакций. Эмоциональная нагрузка может приводить к дисфорическим проявлениям (то есть к мрачно-раздражительному настроению), а при ее усилении - к депрессивному состоянию.
  Жалобы Ульяны относятся, преимущественно, к проблемам общения. Она отмечает, что ощущает себя "белой вороной", не умеющей находить общий язык с людьми.
  Приведенный психологический портрет Ульяны показывает, что для преодоления психологических трудностей можно опереться на ее склонность к фантазированию (т.е. на уже имеющийся у нее защитный механизм). На этой основе нужно развернуть подлинно творческую деятельность, которая повысит общий уровень активности и даст продуктивный выход переживаниям девушки. Эта деятельность должна осуществляться в коллективных формах, являясь тем мостиком, который позволит восстановить нарушенные межличностные контакты.
 
 
  В качестве следующего примера рассмотрим выполнение заданий одиннадцатилетним Вовой Г. По стандартной инструкции он изобразил "кубическую рыбу" (рис. 127). Слева на стебельках у нее расположены "глаза, которые могут двигаться в любую сторону", два выроста справа образуют рот, остальные шесть выростов (по три сверху и снизу) - это щупальца. Тело кубической формы, потому что у нее "кубик внутри".
  Вова написал о своем животном следующий рассказ: "Это животное живет под водой. Его размер только один сантиметр. Оно питается маленькими рыбками. Оно не чувствует запаха, потому что у него нет носа. Оно живет одно. Есть легенда, что оно проглотило когда-то кубик. Оно такого цвета как камень, поэтому оно может затаиться и ждать, пока рыбка подплывет, и ее засосать. Оно не теплокровное". На вопрос, есть ли у кубической рыбы враги, Вова отвечает: "Например, ее может большая рыба проглотить, когда она охотится за маленькими. А так она прячется, ее не видно". Первая из трех просьб к волшебнику состоит в том, "чтобы кубика не было внутри. Он мешает. Когда-то его не было, и ей было удобнее". Второе желание - "чтобы у нее были рот, нос и уши". И третье желание - "чтобы она умела летать, чтобы посмотреть на мир". Наиболее специфическая особенность Вовиного рисунка - это строго прямоугольное (почти квадратное) туловище животного. Подобные формы типичны для людей с низкой конформностью, с шизоидным складом личности. Эта интерпретация поддерживается и низкой детализацией рисунка. Указания на сходство животного с камнем и на то, что "оно не теплокровное", также говорят о свойственном шизоидам ощущении своей отстраненности, своего несходства с окружающими, сниженной эмоциональности. Это ощущение проявляется и в желании очеловечить животное, снабдив его ртом, носом и ушами. Подобное же ощущение своей необычности и стремление стать "таким как все" часто проявляется в приписывании придуманному животному желания "стать обычным животным" или "статьчеловеком".
  Желание иметь рот противоречит тому, что таковой уже имеется (он образован двумя выростами справа). Либо, придумывая желания животного, Вова об этом забыл, либо речь идет о желании иметь рот, более похожий на человеческий. В любом случае подобное противоречие говорит об импульсивности, недостаточном контроле.
  В том, что животное живет одно, проявилась характерная для шизоидов интровертность. Конечности животного (щупальца) изогнуты и переплетены таким образом, что оказывается трудно определить направление, в котором они идут. В сочетании с глазами, вынесенными далеко вперед и способными "двигаться в любую сторону", это говорит об осторожности и высокой избирательности в контактах.
  Тема инородного тела, находящегося внутри (проглоченный кубик), может отражать либо неприятные физические ощущения, либо эмоциональный дискомфорт, вызванный чувством своей внутренней дисгармоничности. В данном случае более вероятно второе объяснение, поскольку как в рисунке, так и в рассказе отсутствует тематика, связанная с какими-либо физическими ощущениями, внутренними органами и т.п.
  В желании "летать, посмотреть на мир" отражается любознательность, познавательная направленность. При учете высокой оригинальности животного можно говорить о наличии у Вовы хороших творческих способностей. Они проявились и в художественном подходе к построению рассказа о животном ("есть легенда, что...").
  Изображенное Вовой "злое и страшное" животное представлено на рис. 128. По поводу выростов сверху Вова пояснил, что "это такие штучки, которые могут двигаться; из них огонь летит". Круг в центре тела - "такая же штучка, только она спереди". Внизу у животного две ноги. Справа и слева - по два выроста, которые "и как плавники, и как крылья; можно плавать, а можно летать". На вопрос, в чем проявляется то, что это животное злое и страшное, мальчик ответил: "Может обороняться огнем. Всюду будет огонь, и никто его не сможет тронуть". В ответ на вопрос, чем оно питается, он сказал: "Ничем".
  Как рисунок, так и описание вовсе не содержат агрессивной символики. Это позволяет говорить о том, что уровень агрессивности Вовы понижен по сравнению с нормой для его пола и возраста. Реакция на эмоциональную нагрузку благоприятна (рисунок четко организован, почти полностью лишен
 
  признаков тревоги). Изображение одинаковых органов (в данном случае - "штучек", из которых "летит огонь") в разном ракурсе - высоко оригинальный прием, подтверждающий предположение о творческих способностях мальчика. Животное лишено каких-либо органов чувств, а также рта (что соответствует утверждению о том, что оно ничем не питается). Это продолжение тематики, прозвучавшей в желании просто несуществующего животного иметь рот, нос и уши. Полное отсутствие органов чувств и общения - признак возможной аутизации.
  "Плавники", они же "крылья", изображены совершенно не так, как их обычно принято рисовать. Без пояснения понять их назначение было бы невозможно. Это говорит о низкой конформности, невладении нормами (вероятно, не только изобразительными, но и прочими). Кроме того, сомнительно, что с помощью таких крыльев можно летать (они явно чересчур узки). Следовательно, Вова недостаточно контролирует свою деятельность, соотносит свои построения с реальностью.
 
 
  В качестве самого несчастного животного Вова изобразил камень (рис. 129), пояснив: "Камень, который ничего не может делать". В этом рисунке шизоидность проявляется с предельной яркостью. Он представляет собой полностью замкнутую фигуру (признак интровертности), лишенную какой-либо внутренней структуры (признак аутизации). Таким образом, символом "несчастности" для Вовы служит обострение его личностных особенностей. Минимизация сходства с животным или человеком заставляет усомниться в том, что Вова хотя бы частично идентифицируется с изображенным им животным. Вероятно, он
  не чувствует себя несчастным, а в образе данного персонажа передал не столько свои непосредственные ощущения, сколько рассудочные опасения. Формулировка "ничего не может делать" также отражает не актуальное состояние (в этом случае скорее было бы "ничего не делает"), а умозрительные опасения оказаться в ситуации вынужденной пассивности.
 
 
  Резко уменьшенный размер рисунка говорит о том, что при высокой эмоциональной нагрузке у Вовы (как и у Ульяны) возможны депрессивные реакции.
  Рисунок самого счастливого животного Вова предварил крайне нестандартным вопросом: "Оно должно быть счастливым или оно должно счастливо выглядеть?". Получив ответ, что оно должно быть счастливым, он изобразил человекообразное животное, назвав его дядя Степа (рис. 130).
  Описывая его, он сообщил, что "это человек с крыльями. Дядя Степа с крыльями. Оно большое. Может летать, на все смотреть. Есть плавники - может плавать".
  Человекообразность счастливого животного, особенно по контрасту с несчастным, подтверждает сделанное выше предположение о том, что Вова испытывает неприятные переживания в связи с ощущением своей непохожести на других, что он хотел бы быть "таким как все".
  Крылья в данном случае служат для того, чтобы "летать и на все смотреть", а не для того, чтобы "парить в облаках", как у Ульяниного животного. Поэтому они интерпретируются иначе: не как проявление склонности к защитному фантазированию, а как показатель высокой познавательной направленности. Этот вывод уже был сделан раньше, на основе одного из желаний просто несуществующего животного, которое фактически дублируется способностью счастливого животного "летать и на все смотреть".
  В вопросе о том, должно ли животное действительно быть счастливым или только выглядеть таковым, проявилась привычка к контролю за своими эмоциональными проявлениями. Особо длинная шея тоже интерпретируется как показатель тенденции к интеллектуальному контролю, однако она ничего не говорит о том, насколько успешен этот контроль. При анализе предшествующих рисунков были отмечены признаки того, что он недостаточно успешен. При выполнении этого задания тоже проявилась недостаточная эффективность контроля: в рисунке отсутствуют плавники, упоминаемые в описании животного. Если же счесть плавниками верхние конечности, то отсутствуют руки, наличие которых неявно предполагается в утверждении о том, что дядя Степа - человек (хотя и крылатый).
  Вова - очень своеобразный мальчик с высоким творческим потенциалом, нестандартным подходом к миру. По всей видимости, у него имеется шизоидная акцентуация. Вероятны нарушения общения, трудности социализации. В эмоционально нагрузочных ситуациях могут проявляться депрессивные тенденции, возможны аутизация, замыкание в себе. В качестве компенсаторного механизма выступает интеллектуальный контроль, однако он у Вовы недостаточно эффективен.
  Вову привели на консультацию с жалобами на поведенческие нарушения, "наглость" и "бесцеремонность" в общении со взрослыми, отсутствие контактов со сверстниками. Первоначально Вова учился в обычной массовой школе, однако вскоре администрация стала настаивать на переводе его в школу для детей с нарушениями поведения. Проблему удалось решить другим способом: по результатам тестирования мальчик был принят на обучение по программе для одаренных детей. В рамках этой программы педагоги относятся к трудностям в его поведении более терпимо.
  Результаты психологического обследования позволяют объяснить негативные поведенческие проявления Вовы его недостаточной социализированностъю, плохим владением социальными нормами. Рекомендована психокор-рекционная работа, направленная на социализацию. Нужно использовать высокий общий уровень развития мальчика и имеющуюся у него склонность к интеллектуальному контролю. В качестве основного средства может быть предложено формирование у Вовы эффективных способов сознательного управления своим поведением.
  Глава 4 РИСУНОК СЕМЬИ
  ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  В этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов "Рисунок семьи", "Динамический рисунок семьи" и "Семья животных". При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели:
  • состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого;
  • взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;
  • особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте "Рисунок человека");
  • деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте "Динамический рисунок семьи";
  • выбор животного, в виде которого изображается тот или иной член семьи, в тесте "Семья животных".
  Иногда можно получить дополнительную информацию из комментариев обследуемого к его рисунку и из наблюдений за процессом рисования (какова последовательность изображения членов семьи; в какие моменты возникали затруднения и т.п.).
 
 
  В результате анализа рисунков можно выявить представления их автора о различных аспектах его семейной ситуации. В частности, в рисунках проявляются отношения доминирования-подчинения в семье, анализу которых посвящен подраздел "Иерархические отношения". В подразделе "Семейные роли" рассматривается отражение в рисунке конкретных функций, выполняемых разными членами семьи. В подразделе "Внутрисемейные контакты" описываются признаки, позволяющие оценить насколько тесны эмоциональные связи между членами семьи. В последнем подразделе - "Агрессия в семейных отношениях" - указаны критерии, помогающие выявить агрессивные проявления тех или иных членов семьи. Иерархические отношения передаются на рисунке в соответствии с общекультурной нормой: доминирующая фигура (тот, кто главнее) возвышается над остальными. Не случайно и само слово "выше" означает отношение не только по росту, но и по социальному положению. Фараон, царь или вождь на рисунках практически всегда изображались возвышающимися над окружающими их людьми. Этот способ передачи иерархических отношений появляется уже в четырехлетнем возрасте и сохраняется в дальнейшем, включая взрослую жизнь. У детей различия в росте часто бывают очень сильно подчеркнутыми. Так, семилетний Боря Р. изобразил папу настолько высоким, что тот не поместился на листе (рис. 131), маму - в полтора раза меньшей, себя - еще вдвое меньшим, а младшую сестру - совсем крошечной. Судя по наблюдениям, отец в семье, действительно, выраженно доминантый.
  В рисунке Бори отразилась высокая импульсивность: изображенные им персонажи частично не помещаются на листе; количество деталей невелико; есть сильные нарушения симметрии. Индивидуально-психологические особенности мальчика подробно проанализированы выше (см. комментарии к рис. 51).
  В изображении семьи животных, сделанном Левой Ш. (рис. 132), иерархические отношения переданы с помощью их специфического размещения: огромная мама-павлин изображена над миниатюрными папой-ящерицей и ребенком-божьей коровкой. Подобное размещение персонажей вполне типично для этой методики, тогда как в обычном рисунке семьи все ее члены почти всегда выстроены в одну линию.
 
 
  Лева сначала изобразил папу-ящерицу. Как правило, первым изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка и не обязательно главенствующий в семье. Для Левы папа, по-видимому, более значимая фигура, чем мама. На этом рисунке, как и обычно в тесте "Семья животных", наряду с взаимным расположением членов семьи использо
 
  ван и специфический выбор животных. Он соответствует как иерархическим отношениям (доминантный член семьи в виде более крупного животного), так и личностным особенностям персонажей. В данном случае павлин характеризует высокую демонстративностъ, действительно присущую Левиной маме. Ящерица, как и другие холоднокровные животные (рыба, лягушка и т.п.), часто символизирует малую эмоциональность, отстраненность человека. В частности, это вполне относится к Левиному папе - человеку сугубо рационалистического склада (математику по профессии). Мама на рисунке не просто возвышается над папой и ребенком, но и обращена к ним вниз, тогда как они - к ней вверх. Подобная обращенность друг к другу позволяет предполагать, что в данном случае имеет место не только доминирование, но и высокая степень заботы мамы об остальных членах семьи, а семейная ситуация в целом характеризуется ярко выраженной гиперопекой. Предположение подтверждается наблюдениями за поведением членов семьи во время консультации.
  Доминирующее положение в семье мамы и бабушки явно продемонстрировано на рисунке Алика А. (рис. 133). Незначительность папы-муравья подчеркнута тем, что он нарисован видимым как бы через увеличительное стекло, поскольку иначе, по словам мальчика, его не удастся разглядеть. По-видимому, дедушка Алика сильно изолирован: на рисунке он изображен отдельно от остальных членов семьи, в собственной норке.
  Выбор животных в данном случае тоже весьма показателен. Змея и скорпион - не просто холоднокровные, как ящерица на предыдущем рисунке, но потенциально опасные, а потому эмоционально отрицательно окрашенные животные. Можно полагать, что отношение Алика к ним конфликтно. Из беседы с мамой выясняется, что именно эти члены семьи чаще всего делают ребенку замечания за неправильное, по их мнению, поведение.
 
 
  Муравей, в образе которого изображен папа, в нашей культуре ассоциируется не только с маленьким размером, но и с трудолюбием. Как выясняется из беседы, папа Алика очень много времени проводит на работе. Это и является одной из причин того, что его роль в семье весьма мала. Изображение детей в виде яиц, из которых еще даже не вылупились птенцы, - свидетельство инфантильности мальчика. Ее причиной, как и в ранее описанном случае, служит выраженная гиперопека со стороны мамы. В рисунке это передано тем, что мама-птица занята высиживанием яиц, что соответствует принятой в культуре характеристике "наседка", применяемой к чересчур заботливой матери.
 
  Последовательность персонажей отражает их иерархические отноше-' ния: первой изображена мама-птица, сидящая на яйцах, затем - бабушка-змея. Это дает основания полагать, что для Алика значимость членов семьи и представление об их положении в системе доминирования-подчинения совпадают.
  СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ
  Если иерархические отношения обычно наиболее явно видны по обычному рисунку семьи или по тесту "Семья животных", то семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом семьи) наиболее четко прослеживаются по динамическому рисунку семьи. Так, на рис. 134 папа Любы изображен смотрящим телевизор, мама - готовящей обед, сама Люба - делающей уроки, а ее младший брат - играющим на компьютере. Это весьма обычное в детских рисунках распределение семейных функций.
  В рисунке подчеркнута главенствующая роль папы, хотя, судя по тому, что он смотрит телевизор, его функция в семье не особенно значима; затем следует мама и далее на одном и том же уровне изображены дети. Различие в положении детей и мамы не велико. Можно полагать, что в семье Любы папин авторитет весьма высок, тогда как мама высту
 
  пает скорее как партнер детей, чем как руководитель, чьи указания беспрекословно выполняются.
  На рис.135, как и на предыдущем, маме отведена хозяйственная роль: по словам девочки, она стоит у плиты и готовит. Папина семейная роль довольно неопределенна: он сидит и делает корабли (имеется в виду изготовление игрушечной модели корабля). По поводу собственного изображения Мила сообщает: "Я подметаю у папы в комнате. Вот совочек лежит".
  Папа изображен самым высоким, что говорит о его высокой значимос
 
  ти в семье. Однако в рисунке семьи животных, сделанном той же девочкой (рис. 136), иерархические отношения выглядят существенно иначе. Мама-слон сильно возвышается над остальными членами семьи, а папа-черепаха изображен почти таким же маленьким, как дочка-мышка. Слон, как и другие крупные животные (носорог, бегемот, бык), символизирует ярко выраженную доминантность. Черепаха - символ замкнутости, изолированности.
  Отец девочки сообщил психологу, что у него с женой конфликтные отношения. По его мнению, это одна из причин того, что Мила сильно невро-тизирована. Можно полагать, что в рисунке собственной семьи девочка сознательно или подсознательно пытается изобразить семейную ситуацию более благоприятной, чем она есть на самом деле. Она воспроизводит не столько свои непосредственные ощущения, сколько социально за данный шаблон, в рамках которого папа, с ее точки зрения, должен быть главным. Вероятно, подчеркнуть папину значимость для Милы было особенно важно в силу высокой привязанности к нему.
  Мила изобразила себя рядом с отцом, подметающей пол в его комнате. Любовь к папе и его высокая значимость для девочки отразились также в том, что он нарисован первым, причем изображен особо тщательно: подробно вырисованы губы, глаза с ресницами, чего нет у других персонажей.
  В рисунке семьи животных сознательные установки срабатывают значительно слабее, так как в этом случае изображается не собственная, а абстрактная семья. У Милы это подчеркнуто несовпадением состава семьи с реальным: на рисунке присутствует не только дочка-мышка, но и сын-обезьяна, тогда как в реальности она единственный ребенок. В итоге оказываются не задействованы защитные механизмы, искажающие образ, и проекция становится более полной. В данном случае соотношение между рисунками семьи животных и собственной семьи - это соотношение между действительным и желаемым.
 
 
  У пятнадцатилетнего Михаила Б., воспитывающегося в неполной семье, совершенно определенно задана обслуживающая функция матери (рис. 137). Она особо подчеркнута описанием, которое дал мальчик: "Это я. В зимнюю пору я стою в зеленой рубашке и думаю, что же сломалось в печатной схеме, которая у меня в руке. В другой руке у меня диэлектрическая отвертка. Это - моя мама. Она в халате, летом, идет к стиральной машине, чтобы постирать и выжать мою рубашку для праздника, которую я испачкал известью".
 
  Как в рисунке, так и в рассказе абсолютно отсутствуют какие-либо контакты между членами семьи. Это подчеркнуто тем, что Михаил даже разделил себя с матерью во времени. Ситуация объясняется наличием серьезного конфликта, вызванного типичной для подростков борьбой за самостоятельность. По признанию мамы, она не способна ни найти с сыном общий язык, ни управлять его поведением.
 
 
  Рисунок свидетельствует о том, что, по крайней мере в своем собственном восприятии, Михаил уже довольно взрослый и самостоятельный человек. Рисунок он начал с себя; это, а также особая тщательность при изображении себя и подчеркнутая небрежность при изображении матери говорит о том, что к себе он относится очень хорошо и является, по собственному мнению, значимой фигурой, тогда как его отношение к матери гораздо менее позитивно. Изображение первым себя характерно для демонстративных детей с высокой самооценкой.
 
 
  В рисунке семьи животных, сделанном тридцатичетырехлетней Екатериной С, представлено распределение функций, соответствующее социальному шаблону: папа-олень - глава семьи, основная функция мамы-коровы - забота о ребенке, ребенок-котенок - пассивный объект заботы (рис. 138). Этот рисунок отражает скорее представления Екатерины об идеале, нежели реальную семейную ситуацию. В действительности ее двенадцатилетний сын отнюдь не пассивен, а, напротив, гиперактивен и малоуправляем. Сама она - деловая женщина, уделяющая семье и сыну довольно мало времени. Судя по рисунку, можно полагать, что Екатерина не удовлетворена существующим положением и хотела бы видеть свою семейную жизнь совершенно иной, чем она есть.
  В рисунке семьи, сделанном одиннадцатилетним Юрой М., распределение функций практически такое же, как и в рисунке Екатерины. Однако в этом случае рассказ родителей дает все основания полагать, что Юра воспроизвел реальную семейную ситуацию, а не свои идеализированные представления. Изображение себя в виде маленького ребенка, служащего объектом маминой подчеркнутой заботы, говорит о Юриной инфантильности. Мама на рисунке изображена первой, затем - сам Юра и последний - папа, как фигура наименее значимая.
  ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНТАКТЫ
  БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ
  Признаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общения - прорисованные кисти рук у членов семьи (рис. 140).
 
 
  Тесное общение отражается в пространственной близости персонажей и в контакте рук. Опираясь на эти критерии, можно полагать, что у Виты наиболее тесный контакт с бабушкой: Другую тесную пару составляют мама с папой. По-видимому, у них общение между собой преобладает над общением с дочерью (по крайней мере, в ее восприятии).
 
 
  Иерархические отношения на рисунке адекватны и не слишком сильно выражены. Значимость разных членов семьи для Виты не совпадает ни с ее представлениями об их иерархическом положении в семье, ни с тем, тесные или нет контакты с ними. Первой она нарисовала маму, которая, по-видимому, наиболее значима для нее, затем - себя, в третью очередь - бабушку и лишь в самом конце папу и дедушку.
  Благополучная система отношений представлена также в рисунке пятилетней Яны (рис. 141). Члены семьи расположены рядом, держатся за руки. Как и в предыдущем рисунке, иерархические отношения адекватны (взрослые выше детей), но слабо выражены.
 
 
  В сделанном Яной рисунке семьи животных (рис. 142) иерархические отношения проработаны более детально: выше всех расположена мама-рыбка - для девочки наиболее значимый член семьи. Ниже бабушка-кошка, еще ниже - дочка-курочка и в самом низу - сынок-котенок. Будучи младшим ребенком, брат, с точки зрения Яны, занимает в семье более низкое положение, чем она.
  Папа-собака и дедушка-барашек расположены несколько в стороне от остальных членов семьи и нарисованы в последнюю очередь. По-видимому, это связано с тем, что они много времени проводят на работе и Яна довольно редко видит их дома. На обычном рисунке семьи дедушка вообще отсутствует, а папа, как и в семье животных, чуть в стороне от остальных и изображен менее тщательно (отсутствуют волосы). Пониженная тщательность рисунка, последнее место по последовательности изображения и расположение в стороне от остальных членов семьи говорят об относительно малой значимости папы для Яны.
 
 
  Рисунок семьи, сделанный девятилетним Ярославом, крайне небрежен и, на первый взгляд, производит неблагоприятное впечатление (рис. 143). Это соответствует и жалобам родителей. Они отмечают повышенную конфликтность мальчика, говорят, что он нервозен, может без всякого повода стукнуть маму или семилетнюю сестру.
  Однако сопоставление этого рисунка с рисунком человека, сделанным тем же мальчиком (рис. 144), показывает, что члены семьи изображены в его обычной манере и даже несколько более тщательно, чем просто человек (например, у них на ногах обувь).
 
 
  Это позволяет предположить, что семейная ситуация в целом относительно благоприятна и не является первоисточником проблем. По-видимому, нарушения в поведении Ярослава вызваны его индивидуальными особенностями, имеющими другую причину. Небрежность рисунка, его увеличенный размер, не попадание линий в нужную точку, асимметрия и отклонение от вертикали говорят о высокой импульсивности, гиперактивности, вызванных скорее всего органическим поражением мозга.
  СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ
  Одним из отклонений в построении семейных взаимоотношений является сверхтесный контакт между членами семьи. Иногда он доходит до степени симбиотической связи. Наиболее часто она возникает между ребенком и матерью. При сверхтесных внутрисемейных контактах могут ослабляться внешние связи членов семьи с миром. Это особенно нежелательно в подростковом возрасте, когда для благополучного развития личности ребенка очень большое значение приобретает его общение со сверстниками.
  В рисунке семьи сверхтесные контакты отражаются в том, что члены семьи располагаются вплотную друг к другу, а иногда и частично закрывают друг друга (рис. 145).
  Рисуя человека (см. комментарий к рис. 32), Марина расположила его в центре листа и оставила большую часть пространства пустой, подчеркнув тем самым одиночество своего персонажа. Аналогично этому и рисунок семьи занимает только центральную часть листа, создавая ощу
 
  щение изолированности и невозможности каких-либо внешних контактов.
  Члены семьи изображены в инт-ровертной позе, у большинства из них не нарисованы кисти рук. Это говорит о том, что, несмотря на очень тесное общение в семье, оно, по-видимому, мало эмоционально насыщено. Можно полагать, что этим и объясняется ярко выраженное у Марины чувство одиночества, отмеченное при анализе рисунка человека. В Маринином рисунке семьи проявляется естественный для ее возраста интерес к сексуальной сфере. Из-за ее замкнутости в семье этот интерес связывается, в первую очередь, с ее собственными родителями. Его признаками служат нарисованная с сильным нажимом грудь матери и подчеркнутая волосатость рук и ног отца.
 
 
  С рисунком Марины схож и рисунок пятнадцатилетней Иры Ш. (рис. 146). В нем еще более явно продемонстрирована изолированность семьи от окружающего мира. Символом этой изолированности служит рамка, отделяющая рисунок семьи от остального пространства листа. Причиной изоляции является недавний переезд семьи в другую страну. На момент обследования ни младшему, ни старшему поколению еще не удалось освоиться в новой социальной действительности и обрести какой-либо круг общения. Судя по, Ириному рисунку, внутрисемейная ситуация характеризуется высокой степенью иерархизации отношений. Разные поколения расположены группами (старшие - по двое, дети - втроем). Это позволяет полагать, что эмоциональное общение в семье существует, преимущественно, внутри этих групп.
 
 
  Другой вариант сверхтесных внутрисемейных контактов представлен в рисунке семьи животных (рис. 147). В отличие от рисунков Марины и Иры, у Дани семья занимает весь лист, частично даже выходя за его пределы. Это позволяет предположить, что в данном случае, несмотря на повышенную плотность внутрисемейного общения, наличествует и полноценное общение семьи с окружающим миром. Такое предположение подтверждается выраженно экстравертными позам и папы-быка и детей - бегемота и попугаихи.
  В рисунке Дани отражена очень высокая степень иерархизации семейных отношений. Огромный папа-бык представлен в качестве опоры для всей семьи. Вместе с тем, наиболее доминантной фигурой, возвышающейся над всеми остальными, является не он, а мама-жирафа. Длинная шея позволяет ей успешно контролировать семейную ситуацию. Дети гораздо меньшего размера, чем родители, и расположены далеко внизу, под ними. Однако они все же возвышаются над тетей-змеей, реакция на которую явно агрессивна, а чем говорят угрожающий клюв попугая и зубастый рот бегемота. Выбор животного (змея) свидетельствует о негативном отношении ребенка к изображенному персонажу. В реальной семье мальчика тети нет, однако есть бабушка, на которую в основном и возложены заботы по воспитанию детей. По словам мамы, дети плохо относятся к бабушке, не слушаются ее, грубят. Можно полагать, что именно бабушка изображена на рисунке в виде тети-змеи.
  Несмотря на восприятие своей роли в семье как подчиненной (расположение сына-бегемота в нижней части листа), у Дани, по-видимому, высокая самооценка. Об этом говорит то, что рисунок он начал с изображения сына. Особо значимой фигурой для него является также мать (персонаж, появившийся на рисунке вторым).
  НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ
 
 
  Нарушение семейных контактов, их недостаточность или конфликтность - один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии. В рисунке семьи нарушение контактов может проявляться в подчеркнуто небрежном изображении всех членов семьи или некоторых из них, в их взаимной удаленности или разделенности какими-либо перегородками, в отсутствии кого-либо из членов семьи, в изображении их со спины или отвернутыми друг от друга, в признаках эмоциональной нагрузки при изображении кого-либо.
  Десятилетний Шурик К. живет с родителями, сестрой Риной и бабушкой. Однако на рисунке семьи мама и бабушка отсутствуют (рис. 148). По словам мальчика, они не получились. Маму он действительно попытался было нарисовать, однако затем стер рисунок, бабушку рисовать даже не начинал. В итоге на рисунке оказались сам Шурик, две его сестры, двоюродная сестра и папа. В действительности старшая сестра, 22-х лет, живет отдельно, своей семьей; двоюродная сестра также живет отдельно. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки, а также включение в рисунок людей, фактически не являющихся членами семьи, говорит о том, что у Шурика отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы. Персонажи рисунка разделены вертикальными линиями, что дополнительно подчеркивает отсутствие контакта между ними.
  Дети нарисованы подчеркнуто небрежно, схематично. Такое изображение типично при негативном отношении к персонажам. Папа, нарисованный первым, изображен гораздо более детально и тщательно, однако он находится в стороне от остальных членов семьи. Можно полагать, что отношение Шурика к нему благоприятно, однако он редко присутствует в доме и мало общается с детьми. Это подтверждается сведениями, полученными от мамы.
  Отношение ребенка к маме, по-видимому, амбивалентно. Он пытался нарисовать ее детально и тщательно (начав рисовать ее второй - сразу после папы), однако ее изображение вызвало серьезную эмоциональную нагрузку, приведшую к тому, что рисунок так и не был закончен.
 
 
  Шестилетняя Лена М. отразила в рисунке свое стремление к общению с мамой: у нее выраженно экст-равертная поза с широко расставленными руками (рис. 149). Однако, судя по рисунку, ее направленность на общение не находит у мамы отклика. Мама изображена в позе отказа от общения: руки уперты в бока, кисти не нарисованы. Отсутствие контакта подчеркнуто тем, что Лена и мама изображены очень далеко друг от друга, на разных концах листа. Особая значимость общения с мамой определяется тем, что Лена живет с ней вдвоем, больше общаться ей практически не с кем.
  Между тем, у нее высока демонстративность, потребность во внимании окружающих. Об этом свидетельствуют, в частности, изображение себя на рисунке первой, тщательно вырисованные прически персонажей, стремление украсить одежду (пуговицы, кармашек).
 
 
  Судя по рассказу мамы, для привлечения к себе внимания Лена использует развернутые истерики, что типично для высоко демонстративных детей. Мамина реакция на эти проявления грубо неадекватна, что делает их особенно устойчивыми. Мама сообщила: "Лена - жестокая девочка, совершенно неуправляемая. Я ничего не могу с ней поделать, бью ее, а она все равно продолжает устраивать истерики".
  До пятилетнего возраста Лена воспитывалась у бабушки, где ей уделялось много внимания. Жалоб на поведение девочки не было. В период обследования она учится в первом классе. В школе успешна, что обеспечивает ей внимание и поощрение со стороны учительницы. Учительница характеризует ее поведение как идеальное.
  Таким образом, негативные поведенческие проявления служат для Лены средством привлечь к себе мамино внимание. Неадекватные реакции мамы приводят к фиксации тех форм поведения ребенка, с которыми она пытается бороться. Для преодоления нарушений в семейном общении рекомендовано прохождение семейной психотерапии.
  В динамическом рисунке семьи, сделанном шестнадцатилетней Викой О. (рис. 150), члены семьи отвернуты друг от друга, а себя Вика вообще нарисовала на оборотной стороне листа и последней, что говорит о низкой самооценке. Нарушение семейных контактов проявилось и в том, что мама, готовящая обед, изображена со спины, а младшая сестра, гуляющая с маленькой сестричкой, стоит спиной и к маме, и к папе, который смотрит футбол.
  Коляска с младшей сестрой выделена линией с особо сильным нажимом, свидетельствующей об эмоциональной нагрузке. По-видимому, младший ребенок воспринимается Викой как конкурент за внимание остальных членов семьи.
  Трижды подчеркнутая надпись "У нас самая лучшая семья на свете" говорит о попытке вытеснить ощущение неблагополучия, убедить себя и проверяющего в том, что се
 
  мейная ситуация Вику полностью устраивает.
  В рисунке семьи животных девятилетнего Жени Д. проявляется менее выраженное, но все же достаточно очевидное нарушение эмоциональных контактов с родителями (рис. 151). В фигуре мамы-волка подчеркнута вербальная агрессия (разинутая зубастая пасть), непосредственно направленная на ребенка-птичку. Папа изображен в виде змеи, которая, как и прочие холоднокровные, как правило, символизирует малую эмоциональность, холодность. Недостаток эмоционального общения отражен и в том, что у ребенка-птички и папы-змеи вовсе не нарисованы глаза, а у мамы-волка они пустые (без радужки и зрачков).
  Папа-змея изображен очень высоко. Он изолирован от остальных членов семьи, его голова повернута в противоположную от всех сторону. Поэтому в данном случае расположение его высоко на столбе символизирует, по-видимому, не внутрисемейное положение, а высокий социальный статус. Это полностью соответствует реальному положениювещей: отец Жени - преуспевающий электронщик высокой квалификации.
  Ребенок-птичка, задрав голову, смотрит вверх, на папу. Это можно расценить как установку на достижение столь же высокого положения, как папино. Подобные стремления явно побуждаются и стимулируются требовательной активной мамой. В реальности мамина ориентация на Женины высокие достижения проявилась, в частности, в запросе, с которым она обратилась к психологу. Как она объяснила, цель их визита состояла в получении справки о том, что Женя по уровню своего развития способен "перескочить" через класс.
  Вместе с тем, столб, вокруг которого обвился папа-змея, производит впечатление непреодолимой преграды для ребенка-птички. В этом можно увидеть определенный сценарий, заданный Жене родителями. Мальчику как бы предписано стремиться догнать папу, но ни в коем случае не обогнать его. Папа должен оставаться недостижимым идеалом.
  В рисунке наблюдаются выраженные признаки эмоциональной нагрузки. Наиболее тревожащей фигурой является папа. По полустертым следам карандаша видно, что первый вариант папиного изображения был заменен новым. Главных изменений два. В первом варианте столб был существенно ниже. На первоначальном наброске змея обвивала столб в противоположном направлении, так что ее голова оказывалась повернутой к птичке и волку, а не отвернутой от них. По-видимому, этот вариант недостаточно соответствовал Жениным представлениям, связанным с семейной ситуацией. У мамы-волка по сравнению с первоначальным вариантом несколько изменено положение головы. Ребенок-птичка не переделывался, но признаки эмоциональной нагрузки имеются и в этой фигуре: она густо заштрихована.
  Семейная ситуация порождает у мальчика эмоциональное напряжение, тревогу. Родителям Жени даны рекомендации по налаживанию эмоционального контакта с ребенком. Перевод через класс не рекомендован.
 
 
  Явное неблагополучие семейных отношений проявляется в рисунке семьи животных, сделанном тридцатисемилетним Владимиром Р. (рис. 152). Владимир сообщил, что рисует идеальную семью, как в "Маугли" Киплинга. Однако родители на его рисунке отвернуты друг от друга, дети повернуты спиной к зрителю. Все члены семьи изображены очень схематично, не индивидуализированы.
  В период обследования Владимир находился в процессе развода с женой. Острая эмоциональная реакция, связанная с семейной тематикой, проявилась у него не только в особенностях изображения, но и в отклонении от инструкции. Вместо того чтобы в соответствии с заданием нарисовать семью, состоящую из разных животных, он изобразил семью из одинаковых животных (собак).
  КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
  У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки,
 
  мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости персонажа. Саша, по-видимому, оценивает себя как мало значимого члена семьи. Это подтверждается и тем, что он нарисовал себя последним. При изображении себя и особенно отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с сильным нажимом). При изображении мамы и бабушки нагрузка выражена значительно меньше.
  У папы не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения с Сашей. Исходя из того, что мальчик изобразил его ближе всех к себе и с самой крупной головой, можно предположить, что отец для него - очень значимая фигура. Возможно, напряженное отношение к нему вызвано именно недостаточностью общения.
 
 
  Сопоставление рисунка семьи с рисунком человека (рис. 154) показывает, что последний выполнен более тщательно и не содержит признаков эмоциональной нагрузки. Из специфических особенностей рисунка человека следует отметить отклонение от вертикали, увеличенный размер и непопадание линий в нужную точку. Эти признаки позволяют предположить наличие импульсивности, связанной с органическим поражением мозга. Пустые глаза (без радужки и зрачков) - признак возможной аутизации. На рисунке семьи этот признак еще более выражен, поскольку глаза изображены намного крупнее, чем на рисунке человека. .
 
 
  В рисунке семьи животных прослеживаются те же закономерности, что и в рисунке своей семьи. Родители образуют тесную пару, расположенную несколько в стороне от ребенка (рис. 155). При изображении папы-коня проявилась сильная эмоциональная нагрузка (голова зачернена). Следовательно, отмеченные особенности не случайны.
 
 
  Родители жалуются на то, что Саша неорганизован, высоко конфликтен, бывает агрессивным (иногда бросает в людей какие-либо предметы - впрочем, нетяжелые). У мальчика нет друзей, отношения как со сверстниками, так и со взрослыми складываются плохо. Эти проблемы могут отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями Саши, проявившимися в рисунке человека. Однако они, безусловно, обострены напряженным отношением к отцу и Сашиным общим неблагоприятным самоощущением в семье.
  Специфичные особенности семьи животных, нарисованной четырнадцатилетней Юлей А. (рис. 156), - это большое число персонажей (семь), отсутствие детей и выбор эмоционально неприятных животных (змея, червяк, скорпион). Особенно выразителен ее комментарий к изображению бабушки: "Бабушка-летучая мышь. Сосет кровь. Вампир".
  Реально девочка живет с родителями, бабушкой и младшим братом. Включение в рисунок дополнительных членов семьи говорит о том, что у девочки отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы. Выбор эмоционально отрицательных животных - свидетельство откровенно враждебного, а подчас и презрительного (папа-червяк) отношения Юли к родственникам.
 
 
  Данные психологического обследования в целом демонстрируют картину остро проходящего подросткового кризиса. Его течение осложнено неправильными действиями мамы и бабушки, пытающихся чрезмерно контролировать и реглагментироватъ поведение Юли, определять выбор ею подруг и т.п. В итоге в семье возник устойчивый конфликт. Негативное отношение девочки к семейной ситуации привело к попыткам уйти из семьи, которые символически отражаются в отсутствии детей на рисунке семьи животных.
  На рисунке семьи животных одиннадцатилетнего Толи И. изображены очень чинные и благопристойные папа-лев и мама-слониха. Им противопоставлены дети, нарисованные в подчеркнуто свободных и даже развязных позах: сын-заяц и дочь-свинья (рис. 157).
  По поводу сына-зайца Толя сообщил, что он - "что-то вроде наркомана" (на рисунке он изображен со шприцем в руке). В реальной Толиной семье двое детей: сам Толя и его старший брат пятнадцати лет. На вопрос о том, кто из детей в изображенной им семье старший, мальчик указал на зайца. Это дает основания полагать, что именно в образе зайцаон отразил свое отношение к старшему брату, в то время как сам он изображен в образе дочери-свиньи (отношения старшинства в семье обычно более значимы, чем пол).
  Дети изображены на рисунке в экстравертных позах, с руками, отставленными в стороны. Родители же, хотя и имеют человеческие лица, но лишены рук или каких-либо других признаков, символизирующих направленность на общение. Это позволяет предположить, что Толя испытывает в семье сильный дефицит общения.
  Антисоциальная тематика - упоминание о наркомании - говорит о серьезных проблемах социализации. Не исключено, что старший брат Толи действительно употребляет наркотики, хотя родители этого не подтверждают. Если в рисунке все же отражена реальность, то это не отменяет вывода о нарушениях Толиной социализации. Социализированный вариант поведения в данном случае демонстрируют родители, которые отрицают наличие этой проблемы независимо от реального положения дел.
 
 
  Серьезное неблагополучие, проявившееся в рисунке семьи животных, отнюдь не было очевидным по сделанному Толей рисунку человека (рис. 158). В целом рисунок производит благоприятное впечатление. В нем представлена поза отказа от общения (руки в карманах), имеются проявления повышенной тревожности и некоторой ригидности (избыточное количество одинаковых пуговиц), однако признаки сколько-нибудь выраженной психологической нагрузки отсутствуют. По-видимому, семейная сфера является для Толи особо нагрузочной, что и привело к тому, что отклонения проявились именно в рисунке на тему семьи.
  Жалобы, с которыми обратились к психологу родители Толи, весьма серьезны. Поведение мальчика в школе дезорганизовано. По решению медико-психолого-педагогической комиссии он направлен в школу для детей с нарушениями поведения. Трудности, относящиеся к семейной сфере, отразились в рассказе родителей лишь косвенно: они жалуются на Толину инфантильность, на то, что он слишком любит "ласкаться". Подобная жалоба полностью соответствует Толи-ным ощущениям недостатка контакта с родителями и отсутствия эмоционального тепла, проявившимся в рисунке семьи животных.
  Родителям Толи была рекомендована семейная психотерапия, однако они не смогли (или не захотели) последовать этой рекомендации. Вскоре после описанного визита они переехали в другой город, где Толя в течение почти двух лет посещал массовую школу. К концу этого периода педагоги, как и в прошлой школе, стали настаивать на переводе мальчика в школу для детей с нарушениями поведения. Родители повторно обратились за консультацией.
 
 
  Психологическое обследование показало, что динамика Толиного состояния за истекший период неблагоприятна. В частности, это можно заметить, сравнивая рисунки человека, сделанные во время первого и второго визитов, то есть в предпод-ростковом и затем в подростковом возрасте. Основное изменение состоит в появлении симптоматики остро протекающего подросткового кризиса (рис. 159).
  Впечатление, производимое рисунком, сделанным Толей в тринадцатилетнем возрасте, крайне неблагоприятно. На нем изображен персонаж с мрачно-злобным выражением лица. Поза интровертна; в то же время имеются выраженные признаки агрессии, как физической (сжатый кулак), так и вербальной (оскаленные зубы). Рисунок профильный, что типично при подростковом негативизме. Гораздо сильнее, чем в прошлый раз, выражены признаки тревоги.
 
 
  Отражение особо острого внутрисемейного конфликта можно видеть на динамическом рисунке семьи одиннадцатилетнего Кирилла 3. (рис. 160).
  В рассмотренных ранее рисунках если и не присутствовало общение между членами семьи, то хотя бы кто-либо один из них выполнял некую семейную функцию. Как правило, это была мама, готовящая обед.
  В рисунке Кирилла семейная тематика отсутствует вовсе. Каждый из персонажей занят своим делом, никак не связанным с остальными. Наиболее выразительный элемент рисунка - это дверь туалета, за которой мальчик поместил себя. Незадолго до визита к психологу Кирилл был надолго заперт родителями в туалете в наказание за грубо агрессивное поведение в школе. На рисунке ситуация переосмыслена. На двери туалета висит табличка: "Не входить. Я занят". Тем самым Кирилл демонстрирует, что он заперся сам, хотя в реальности его заперли родители. Сцену, изображенную на рисунке, можно проинтерпретировать как встречный отказ мальчика от каких-либо контактов с родителями. Он подчеркнут дополнительными штрихами, отгораживающими дверь от окружающего пространства. Штрихи небрежны и сделаны с очень сильным нажимом, что говорит о высокой эмоциональной напряженности.
  Родители изображены карикатурно. У отца огромный живот, на лице нарисованы прыщи (точки на лбу). У матери вместо ступней что-то вроде копыт, губы нарочито подчеркнуты, глаза пустые, поза нелепа. В этом выражается негативное отношение Кирилла, его протест против применяемых "педагогических" воздействий. Интересная деталь на двери - значок, которым принято маркировать мужской общественный туалет. В данном случае он, по-видимому, говорит о том, что отношение к матери более конфликтно, чем к отцу: ей вход запрещен окончательно и бесповоротно. О том же говорит ее отдаленность и обращенность исключительно на себя, в то время как отец направляется к двери, за которой предполагается мальчик.
  В данной ситуации необходимы срочные меры по налаживанию нормального общения с ребенком. Если оно не будет восстановлено, то очень вероятны острейшие протес-тныереакции. Форма их выражения может оказаться еще более грубо агрессивной, чем в предыдущем случае, когда он нанес травму своему однокласснику.
  АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
  На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственный вид свидетельствует отнюдь не об обслуживающей, а, напротив, о руководящей функции. Агрессивная поза и меч (вместо более уместного в данной ситуации хозяйственного ножа) в руках позволяют предполагать, что эта функция нередко осуществляется с помощью агрессивных средств. Надписи на рисунке
 
  гласят: "Мама на кухне режит курицу", "Папа говорит по телефону и смотрит телек", "Я играю" . Курица, которую режет мама, чрезвычайно похожа на папу (см. увеличенный фрагмент рисунка). Это может являться косвенным указанием на то, кто именно является обычным объектом маминой агрессии. Верхней точкой рисунка служит кончик маминого меча, что демонстрирует ее доминирующее положение в семье.
  Себя Сергей нарисовал в виде совсем маленького ребенка, играющего с игрушкой. По-видимому, в этом отразилось его самоощущение, свидетельствующее об инфантильности и отсутствии у него какой-либо иной функции в семье, кроме функции опекаемого (скорее всего гиперопекаемого) ребенка.
 
 
  Вместе с тем, откровенная сексуальная символика (соски на груди и подчеркнуто демонстрируемая генитальная область) свидетельствует о том, что психосексуальное развитие мальчика вполне соответствует его возрасту. В изображении себя присутствует также символика вербальной агрессии: широко разинутый рот с подробно вырисованными зубами. Вероятно, естественная для подростка борьба за самостоятельность проявляется у Сергея в форме грубости и частого крика.
  Поза мальчика на рисунке предельно экстравертна, изображение больших кистей рук позволяет предположить особо высокую потребность в общении. Можно полагать, что у Сергея общение с отцом, который нарисован первым, более эмоционально насыщено, чем с матерью: рука отца с подробно прорисованной кистью направлена к мальчику, в то время как обе мамины руки сжимают меч. Кроме того, на рисунке мама отделена от Сергея столом.
  Агрессивная позиция мамы представлена и в рисунке двенадцатилетнего Мити Д. (рис. 162). В нем мамина агрессия, выраженная всей ее позой и поднятой рукой, непосредственно направлена на папу. Как объяснил мальчик, "моя мама заставляет папу заниматься; на столе книжки лежат; я стою в удивлении, что они ругаются".
  На этом рисунке, так же как и на предыдущем, продемонстрирована доминирующая роль мамы (она возвышается над остальными членами семьи). Однако, в отличие от Сергея, Митя нарисовал ее первой и себя изобразил рядом с ней. Папа изображен подчеркнуто карикатурно и явственно напоминает черта. Очевидно, что он не пользуется Митиным уважением. Вырисованные зубы (признак вербальной агрессии) говорят о том, что папа вряд ли сносит мамины выпады молча.
 
 
  Себя Митя изобразил маленьким мальчиком, сосущим палец. Можно полагать, что он, как и Сергей, инфантилен и находится в условиях гиперопеки со стороны мамы. Вместе с тем, и его рисунок не лишен сексуальной символики (подчеркнутая волосатость папиного тела и конечностей), что говорит о достаточной психосексуальной зрелости. Следовательно, инфантильность в данном случае, как и в предшествующем, определяется не психофизиологическими особенностями ребенка, а особенностями семейной ситуации.
  На рисунке десятилетнего Миши Г. все члены семьи, кроме мамы, изображены с поднятой рукой и с крупной кистью (рис. 163). Такое положение руки интерпретируется как признак агрессивности. Сам Миша объяснил, что на рисунке они с сестрой и папа "говорят: "Привет!", здороваются с кем-то". Подобное объяснение не меняет интерпретации изображенного жеста.
  В рисунке представлена ярко выраженная доминирующая роль папы. Он же является наиболее агрессивной фигурой. Такое восприятие отца в значительной мере объясняется тем, что Миша гиперактивен и недостаточно социализирован. В связи с этим он очень часто нарушает общепринятые правила поведения, за что подвергается наказанию. Во второй главе анализировался рисунок человека, сделанный Мишей в возрасте 5 л. 11 мес. (см. комментарий к рис. 22). С тех пор, благодаря проводившейся с ним психокоррекционной работе, проявления гиперактивности заметно уменьшились, поведение мальчика существенно приблизилось к норме, но проблемы все еще остаются весьма серьезными.
 
  На рисунке семьи животных, сделанном девятилетним Ильей К., папа изображен в виде гориллы, высоко поднявшей руку с огромным кулаком и бьющей себя в грудь другой рукой (рис. 164). Наряду с папиной агрессивностью в рисунке подчеркнута его мужественность (мощная волосатая фигура) и ярко выраженное доминирование в семье. Он нарисован первым, что говорит о его высокой значимости для Ильи.
  Описывая свой рисунок, Илья сообщил: "Папа-горилла. Мама-пантера... нет, кошка. Улитка-дочка. Змейша-брат, сын то есть. Гремучий такой". Змея на рисунке изображена в агрессивной позе, изготовившейся к нападению. Это символизирует взаимную агрессию в отношениях Ильи с отцом.
  Родители рассказали, что отношения дома конфликтные, причем более всего Илья конфликтует с отцом. Илья хочет непрерывно смотреть телевизор и устраивает по этому поводу шумные истерики, не хочет делать ничего из того, чего от него требуют (в частности, не выполняет домашние задания). За это отец его регулярно наказывает. Рисунок мальчика позволяет предположить, что к нему применяются, в частности, физические наказания. Родители уклонились от обсуждения этой темы (отец сказал, что "возможно, сгоряча когда-нибудь дал ему подзатыльник" ).
 
 
 
 
  Восьмилетний Леня Р. изобразил в качестве наиболее агрессивной фигуры (с самыми большими кулаками) себя самого (рис. 165). Себе он отвел также доминирующую роль в семье: его кулак - самая верхняя точка рисунка. Папа изображен тоже в агрессивной позе, но, судя по рисунку, его противостояние сыну не особенно успешно. Мама нарисована в предельно подчиненной позе: она лежит под ногами у Лени и его папы.
  Родители обратились за консультацией в связи с агрессивным поведением мальчика дома и в школе. Учительница жалуется на то, что он постоянно дерется, нарушает правила поведения, мешает на уроке. По словам мамы, дома Леня помогает, многое делает сам, но при этом всегда жестко настаивает на своем; управлять его поведением родителям не удается.
  В семье животных, изображенной пятнадцатилетним Игорем М., все персонажи в большей или меньшей мере агрессивны (рис. 166). Игорь живет с родителями и тринадцатилетним братом, то есть состав изображенной семьи не полностью соответствует реальному. По-видимому, этим мальчик хотел показать, что рисует не свою, а некую абстрактную семью. Очевидно, сам он идентифицируется с чайкой: именно по отношению к ней волк является братом. Если бы за исходную была выбрана позиция волка, то он был бы назван сыном, а чайка - сестрой. Об идентификации с чайкой говорит также расположение персонажей (она выше волка, что соответствует роли старшего ребенка в семье) и выбор более привлекательного животного.
  На этом рисунке, как и на предыдущем, мама занимает низшую позицию в семейной иерархии, однако она отнюдь не пассивна, как на рисунке Лени. Игорь изобразил ее в виде крокодила, являющегося одним из наиболее ярких символов агрессии. Раскрытая пасть мамы-крокодила направлена на папу-льва: по-видимому, в семье Игоря папа является частым объектом маминой вербальной агрессии.
  В отличие от крокодила, крупные теплокровные хищники, такие как лев и волк, не всегда выступают в качестве символов агрессивности. Иногда они отражают лишь представление о силе и активности. Однако в данном случае подчеркнута именно их агрессивность. Папа-л ев нарисован с оскаленными зубами (символ вербальной агрессии), но выглядит отнюдь не страшным и довольно бессильным. Сын-волк бесцеремонно пускает сигаретный дым ему прямо в лицо. Можно полагать, что таким образом Игорь отобразил агрессивные подростковые реакции своего брата на отца.
  Образ чайки, вообще говоря, не связан с агрессивной темой, это романтический символ, часто используемый демонстративными подростками. Но в анализируемом рисунке романтические представления, воплощенные в этом образе, остаются чисто абстрактными. Конкретным же его наполнением, как и у остальных персонажей, является агрессивность, поскольку в рисунке подчеркнут очень большой и острый клюв, нацеленный на брата-волка. Это дает основания думать, что Игорь агрессивен по отношению к своему младшему брату, причем весьма вероятна физическая, а не только вербальная агрессия.
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат основой для выдвижения первой серии гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания, имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с другими людьми и т.п.
  Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами. Общие принципы интерпретации рисунков сохраняются и при обращении к тем рисуночным тестам, которые не могли быть проиллюстрированы в настоящей книге - в частности, к тесту "Красивый рисунок". Критерии его оценки приведены в Приложении I (раздел "Использование цвета"). Для более подробной диагностики отношения обследуемого к отдельным жизненным сферам могут применяться дополнительные рисуночные тесты. Наиболее распространено использование рисунков дома и дерева, входящих в тест Дж.Бука Н-Т-Р. Основные критерии их оценки включены в Приложение I.
 
 ПРИЛОЖЕНИЯ
  ПРИЛОЖЕНИЕ! СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
  В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации отделены друг от друга точкой с запятой. В одних случаях справедливы несколько интерпретаций одновременно, в других - только одна из них. Менее вероятные интерпретации указаны после слова иногда. При необходимости даны возрастные границы, за пределами которых данный показатель не подлежит интерпретации.
  В списке отсутствуют нейтральные, не оцениваемые варианты изображения. Например, не назван такой признак, как средняя сила нажима на карандаш, а есть лишь варианты слабый нажим (то есть заметно слабее среднего) и сильный нажим (то есть заметно сильнее среднего). Отсутствует вариант "изображение анфас"; приведены только варианты изображение со спины, изображение в профиль и изображение в три четверти.
  Чтобы более полно познакомиться с диагностическим значением признака, рекомендуется обращаться к соответствующим иллюстрациям (их номера указаны в скобках). Однако некоторые признаки (например, использование цвета), не проиллюстрированы в тексте и поэтому не сопровождаются подобными ссылками.
  ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  НАЖИМ НА КАРАНДАШ -
  показатель психомоторного тонуса:
  • Слабый нажим, местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) - астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста).
  • Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу (24, 39, 44, 59) - эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста).
  • Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу (67) - конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.
  • Нажим сильно варьирует (29, 61, 74) - эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).
  • Колебания нажима особо сильны
  (116, 120) - эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.
  ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
  • Штриховые линии (26, 29, 34 - 36, 40,
  76) - тревожность как черта личности.
  • Множественные линии (22, 27, 29, 35, 36, 40, 59, 60, 71, 102, 103) - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
  • Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) - стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
  • Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку (22, 143, 144, 154) - импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста).
  • Линии, не доведенные до конца (25, 74, 110) - астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).
  • Искажение формы линий (22) - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
  РАЗМЕР РИСУНКОВ
  • Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное - весь лист (22, 29, 51, 71, 72, 85, 96, 100, 101, 111, 144, 154) - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность.
  • Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте (30, 47, 48, 70, 79, 107, 125, 129) - депрессия; низкая самооценка.
  • Размер рисунков сильно варьирует - эмоциональная лабильность.
  РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
  • Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу (39, 44) - иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям.
  • Смещен вниз, расположен в нижней половине листа (26, 31) - иногда снижение самооценки.
  • Смещен вбок (21) - иногда органическое поражение.мозга.
  • Выходит за край листа (22, 51, 67, 120, 131) - импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние.
  • Помещен в углу листа (30, 70) - иногда депрессия или субдепрессия.
  ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ
  • Большое количество разнообразных деталей (39, 43, 48, 53, 61, 84) - демонстративность; живое воображение, творческая направленность.
  • Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей (24, 39, 44, 75, 76) - ригидность; тревожность; иногда перфекционизм; эпилепто-идная акцентуация; органическое поражение мозга.
  • Малое количество деталей, схематичность, в отношении к возрастной норме (14 - 19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102 - 104, 116, 127 - 129, 131) - астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития.
  • Небрежность, в отношении к возрастной норме (22, 144) - импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию. Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют (74, 137, 148) - эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам:
  • увеличение числа и разнообразия деталей - положительное отношение;
  • увеличение числа однообразных деталей - напряженное отношение;
  • бедность деталей, схематичность, небрежность - отрицательное отношение.
  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ
  • Стирание и исправление линий (29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.
  • Штриховка рисунка простым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) -тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется);
  • размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка (31, 42), - острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста);
  • особо тщательная штриховка (27, 98) - тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;
  • штриховка с сильным нажимом: за-чернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) - эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.
  • Отклонение от вертикали (21, 23, 144, 154) - органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста).
  • Нарушения симметрии (20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).
  • Двигательные персеверации (22) - органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).
  • Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
  • Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист (42, 63, 107) - импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста).
  • Грубое искажение формы и/или пропорций (21, 52, 60, 63 - 65, 101, 114, 116, 121, 144) - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
  РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • Головоног (1) - до четырехлетнего возраста соответствует норме; позднее - задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда умственная отсталость.
  • Схематический; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) - до пяти с половиной лет соответствует норме; позднее - формальное отношение к заданию; негативизм; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
  • Схематический; одни конечности изображены одинарной линией, другие - двойной (17, 22, 505, 131) - до шести с половиной лет соответствует норме; позднее - импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
  • Схематический; руки и ноги изображены двойной линией (3-6, 16, 18, 19, 42, 51 а, 63) - до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее - формальное отношение к заданию; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
  • Промежуточный между схематическим и пластическим (7-10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) - до подросткового возраста соответствует норме; позднее - импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.
  • Карикатурный (53, 160 - 162) - демон-стративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью; желание "закрыться" от проверяющего.
  ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
  • Грустное (32, 33, 56, 58) - сниженное настроение, субдепрессия; астения; чувство одиночества; иногда депрессия.
  • Растерянное (31, 39, 40, 60а, 63) - неуверенность; тревога; ощущение бессилия; иногда невротическое состояние.
  • Отстраненное (43, 49) - интровертность; погруженность в свой внутренний мир, склонность к защитному фантазированию; иногда шизоидный склад личности.
  • Мрачное (44, 52, 606) - депрессия или дисфория; ригидность; эпилептоидная акцентуация; негативизм; асоциальность; отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия.
  • Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) - агрессивность; остро протекающий подростковый кризис; импульсивность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия.
  • Странное (45, 50-52, 62, 64-67) - шизоидность; сниженная конформность, недостаточная социализирован-ность; иногда психическое заболевание.
  • Неприятное, отталкивающее (52, 606, 64, 65, 159) - негативизму отрицательное отношение к обследованию; остро протекающий подростковый кризис; асоциальность или антисоциальность; негативное отношение к изображаемому персонажу; иногда психическое заболевание.
  ПОЗА, РАКУРС

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу