<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Мониторинг обращений НКО, зарегистрированных канцелярией Самарской Губернской Думы, осуществляется с 1999 года.
  Состав корреспондентов Самарской губернской Думы в 1999-2002 гг. демонстрирует, что именно НКО наиболее активно обращаются в высший для региона орган законодательной власти:
 Таблица 1. Количество обращений в СГД в 1999-2002 гг.
 Группа (тип) заявителей 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год Всего НКО 109 37 48 138 332 профсоюзы 3 5 5 32 45 группа граждан 3 1 3 13 19 группа НКО 1 1 3 6 11 негосударственные образовательные учреждения 4 - 3 9 16 общественные советы - 1 6 3 10 партии - - 1 2 3 товарищества собственников жилья - - - 4 4
  В общей сложности за эти четыре года в СГД обратилось 218 юридических лиц, т.е. не более 5% от зарегистрированных в области НКО, профсоюзов, политических движений и партий. Только три организации обращались за этот период ежегодно - Федерация профсоюзов Самарской области, Самарская областная общественная организация Всероссийского общества слепых и Самарская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов. Среди наиболее активных корреспондентов - организации инвалидов и ветеранов, редкие в Самарской области и малочисленные правозащитные организации, профессиональные объединения юристов и журналистов, а также организации, формально являющиеся НКО, но реально имеют очень мало общего с третьим сектором - союз работодателей, торгово-промышленная палата, негосударственное образовательное учреждение и т.п.
 Таблица 2. Тематика обращений НКО в СГД в 1999-2002 гг.
 Содержание обращений Количество законотворческое предложение (представление законопроекта, предложения разработать закон или нормативный акт, просьба выйти с законодательной инициативой в ГД РФ; предложения, дополнения и правки к федеральным и региональным законам) 58 просьба (о поддержке организации, награждении, содействии в решении вопроса, выделении ресурсов или материальной помощи) 54 финансовая просьба 50 социальная политика (предложения конкретных действий в социальной сфере) 47 бюджет: льготы и налоги 43 бюджетное предложение 40 предложение информации 35 приглашение к участию в деятельности 33 общественное участие и контроль (вопросы исполнения законодательства, контроль использования бюджетных средств, информация о нарушении прав граждан) 25 экспертное заключение (заключения по законопроектам, аналитические обзоры, справочные материалы, технологические предложения) 12 запрос информации 10 Другое (кадровые и хозяйственные вопросы) 33
  Интересно сравнить обращения 1999 и 2002 гг. Эти два названных года разделяют перевыборы губернатора, глав муниципальных образований в 2000 году и депутатов СГД в 2001 году и кампания по приведению региональных нормативно-правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Но, что представляет наибольший интерес с нашей стороны, - в середине 2000 года новые региональные законы ("О нормативных правовых актах Самарской области" и "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области", также новая редакция Устава Самарской области) наделили региональные общественные организации правом законотворческой инициативы.
  Такие изменения обстоятельств не могли не отразиться и на обращениях в СГД - их количество падает в 2000 году, восстанавливается в 2001-м и резко возрастает в 2002:
 Рисунок 1. Динамика обращений в СГД в 1999-2002 гг.
 (количество в месяц в среднем)
 
  В целом количество обращений в 2002 году возросло по сравнению с 1999 годом в 1,7 раза - со 120 до 206. При этом обращения профсоюзов увеличились более чем в 10 раз, групп граждан (попечительские советы, оргкомитеты, участники мероприятий и акций и др.) - в 4 раза, НКО - в 1,3 раза (при этом число коллективных обращений НКО выросло в 6 раз).
  Среди корреспондентов СГД появились новые группы - общественные советы при органах исполнительной власти разного уровня и партии.
  Изменения произошли и в тематике обращений.
 Рисунок 2. Сравнение тематики обращений в СГД в 1999 и 2002 гг.
 (количество за год)
 
  Заметно увеличилась доля просьб внести какие-то расходы в бюджет области. Существенно сократилась доля законотворческих предложений и такой их разновидности, как предложения по изменению льгот и налогов. Предложения о сохранении или увеличении льгот и сокращении или лучше совсем отмене налогов ранее составляли заметную часть обращений. Организации гражданского общества стали значительно реже приглашать представителей СГД и законодательный орган власти в целом принять участие в своей деятельности и практически перестали предоставлять экспертные заключения.
  Изменилось также и содержание законотворческих предложений, поданных в СГД.
 Таблица 3. Сравнение количества законотворческих предложений, поступивших в СГД в 1999 и 2002 гг.
 Содержание 1999 год 2002 год Предложение внести законодательную инициативу в ГД РФ - 9 Предложения и поправки в федеральные и региональные законы 14 8 Предложение разработать закон или нормативный акт 1 5 Проект закона 5 5
  Эта динамика отражает изменение ситуации в государстве:
 - возможности развития региональной нормативно-правовой базы ограничены неразработанностью федерального законодательства, поэтому появились предложения выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ;
 - сложная и дорогостоящая процедура подготовки проекта закона или нормативного акта заставляет НКО не идти дальше предложения, какие законы следует принять, а текст законопроекта и обязательные для его рассмотрения документы не оформляются;
 - целенаправленная политика ликвидации льгот по налогам лишает НКО иллюзий, что СГД сможет (если даже зачет) облегчить им налоговое бремя.
  Судя по обращениям в СГД, образ третьего сектора в глазах областных законодателей представляет собой смесь неповоротливых монстров советской эпохи, осколки бурных политических движений начала 90-х годов уже прошлого века, редкие наивно непрофессиональные новые типажи незрелого демократического общества и "государства в государстве" типа Федерации профсоюзов, Торгово-промышленной палаты или Союза предпринимателей. Больше всего они жаждут денег (или хотя бы бесплатный компьютер для своей организации) и славы (награждения лидеров и активистов почетными грамотами СГД), повышения собственного имиджа за счет демонстрации своих отношений с законодательной властью (ответы на бланках СГД за подписью известных в регионе лиц). У депутатов и особенно сотрудников аппарата Думы эти обращения чаще всего вызывают раздражение - поток бумаг, среди которых слишком мало имеющих отношение к деятельности законодательного органа. И эти редкие "жемчужины" редко бывают профессионально подготовлены и действительно актуальны (смотри таблицы 4 и 5). А ведь им приходится готовить ответ на каждое официально зарегистрированное обращение.
 Таблица 4. Проекты, внесенные в СГД негосударственными некоммерческими организациями в 1999 году
 Заявитель Внесено Областной общественный оздоровительный фонд "Здоровый образ жизни" Проект областной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья населения Самарской области методами медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни" Переработанный проект закона "О мерах по снижению вредного воздействия курения на население Самарской области" для включения его в план законотворческих работ в 1999 году Союз работодателей Самарской области Законопроект "Об основах промышленной политики в Самарской области" Законопроект "Об объединениях работодателей Самарской области, их правах и гарантиях деятельности" Самарская областная Конфедерация общественных объединений по защите прав вкладчиков Законопроект "О защите прав вкладчиков и акционеров Самарской области" Таблица 5. Проекты, внесенные в СГД негосударственными некоммерческими организациями в 2002 году
 Заявитель Внесено Самарская областная общественная организация "Региональный центр "Профессиональная медицинская ассоциация специалистов традиционной медицины и целителей" Законопроект "О целительской деятельности" Самарский полиэтнический гуманитарный лицей "Гармония мира" Эскиз проекта закона о развитии общественных инициатив Самарская региональная общественная организация "Труженики тыла и ветераны труда" В порядке законотворческой инициативы проект "Об улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ- тружеников тыла в 1941-1945 гг." Самарская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Законопроект "О внесении дополнений в Закон "О благотворительной деятельности в Самарской области" Федерация профессиональных союзов Самарской области Законопроект "О согласованном уровне жизни населения Самарской области и контроля за его обеспечением"
  На самом деле - это только "верхушка айсберга", те документы, которые внесены официально и зарегистрированы. Но сколько таких, которые не оставляют следов в канцелярии губернской думы. Они передаются напрямую депутатам, в комитеты и рабочие группы или через соответствующие структуры исполнительной власти. В конечном итоге НКО получают то, чего добиваются - принятия нужных им нормативно-правовых актов и их реализации, но авторство НКО при этом утрачивается, депутаты остаются в неведении о возможностях и профессиональном уровне таких организаций. Результативные отношения между представительной властью и третьим сектором, как институтами гражданского общества, формируются крайне медленно, потому что строятся между сменяемыми физическими лицами и через неформальные процедуры. При этом не фиксируется практика и не возникают прецеденты, которые можно передавать как овеществленный опыт от одного состава думы к последующим. Все это очень напоминает начало 90-х века, когда привлеченные НКО финансовые средства учитывались в канцелярской книге, а не на расчетном счете; благотворительность была исключительно "карманной" (т.е. перемещение наличных из кармана директора фирмы в карман руководителя организации), а взаимодействие власти и НКО строилось только на основе личных дружеских контактов чиновников и руководителей НКО.
  Перед активистами третьего сектора необозримое, плохо и неграмотно осваиваемое пространство воздействия на законодателей, без профессионального использования которого вряд ли можно рассчитывать на динамичное развитие гражданского общества и в Самарской области, и в стране в целом.
 Санхядова Л.К.,
 заместитель министра труда и социального развития Республики Бурятия, Союз женщин Республики Бурятия
 Республика Бурятия: участие в общественных советах при органах власти
 Женские организации Бурятии имеют богатый опыт сотрудничества как с другими общественными организациями, так и с органами власти - от местного уровня до федерального.
  Секрет успеха очень простой - мы выбираем действительно актуальные проблемы, волнующие жителей, и пытаемся объединить всех, кто готов заниматься их решением.
  Вот лишь некоторые примеры, связанные с вопросами улучшения положения детей.
 На уровне местного самоуправления
 Органы местного самоуправления Республики в последнее время значительно активизировали сотрудничество с женскими организациями. Советы женщин и консультативные советы женщин созданы при главах органов местного самоуправления. В 2000 году создан Консультативный Совет женщин при мэре города Улан-Удэ, который возглавила Цыренова Екатерина Доржиевна, проректор Восточно-Сибирского государственного технологического университета, доктор экономических наук. Помимо обсуждения насущных проблем жителей и оказания помощи властям в социальной защите населения, эти женские советы привлекаются к подготовке местных бюджетов.
  От неблагополучия в семье страдают прежде всего женщины и дети, насилие в семье - это прежде всего насилие в отношении детей и женщин. Наверное, поэтому именно женские организации в большей степени вовлечены в решение этих проблем. Причем деятельность женских организаций особенно значительна по таким проблемам, которые коренятся внутри семьи. Например, бытовое насилие и жестокое обращение с детьми. В силу известных причин жертвы семейного насилия не склонны обращаться за защитой и поддержкой официальных структур. Тут нужен особый подход. Женские организации располагают эффективными социальными технологиями. Их добровольцы более подходят для того, чтобы организовать социальный патронаж неблагополучных семей. Он уже налажен в городе Северобайкальске, а также в Селенгинском, Джидинском, Бичурском, Тарбагатайском, Еравнинском, Окинском, Северобайкальском, Закаменском районах Бурятии.
  По инициативе отделения Союза женщин Тарбагатайского района было принято обращение ко всему населению, женской общественности республики с призывом установить социальный контроль над каждой семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Сегодня в этом районе под надзором женской общественности находится практически каждый ребенок, каждая неблагополучная семья. Еженедельно активисты собираются для того, чтобы обсудить такие вопросы, как: имеет ли ребенок необходимую одежду, для того, чтобы пойти в школу, учебники, горячий завтрак и т.д. Т.е. решаются конкретные вопросы жителей, но работа ведется адресно и индивидуально, чего не могут себе позволить муниципальные учреждения социальной сферы.
  Эта работа непосредственно с населением позволяет женским организациям быть в курсе реальных, хотя и скрытых от общества, проблем семей. Это знание ситуации делает их незаменимыми экспертами при органах власти.
  Так глава администрации села Верхний Жирим Тарбагатайского района Г.Ф. Дорофеева ведет активную борьбу за здоровье и благополучие в семьях, в которых мужчины злоупотребляют спиртными напитками. Так, за последний год ей удалось закодировать 80 мужчин в своем селе, которые теперь регулярно приносят в семью заработную плату.
 Федеральное признание
 Активность и успехи женских организаций Бурятии не остались незамеченными на федеральном уровне. Весной 2002 года состоялась первая встреча представителей женских организаций Республики Бурятия с Леонидом Вадимовичем Драчевским - полномочным представителем Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу. Было приятно, что через год - 11 февраля 2003 года Л.В. Драчевский изъявил желание узнать, как идут дела по результатам той первой встречи. Это внимание со стороны руководства доказывает неслучайность интереса федеральных органов власти к деятельности женских объединений по профилактике безнадзорности и беспризорности детей в Республике. Одновременно признание и стремление к сотрудничеству со стороны представителей федеральной власти побудило участников встречи к поиску и внедрению новых технологий социальной работы.
 Внутри секторное партнерство
 Сегодня в Республике Бурятия насчитывается более 1000 общественных организаций, из них около 60 занимаются оказанием услуг в социальной сфере. Активную гражданскую позицию в области социальной защиты занимают республиканские общественные организации, которые являются связующим звеном между государством и гражданами
 Женские организации эффективно "встроены" в сообщество некоммерческих организаций. Традиционно сотрудничество развивается с общественными организациями инвалидов, ветеранов, Бурятским республиканским отделением Российского Общества Красного Креста, Комитетом солдатских матерей Республики Бурятия, Бурятским отделением Российского детского фонда. Совместно с ними проводятся социально значимые мероприятия и обсуждаются вопросы, которые затем становятся предметом рассмотрения органов власти.
  Это взаимодействие активно развивается и с общественными организациями новой формации - небольшими группами, объединяющими энтузиастов, которые стараются помочь себе и другим людям справиться с бедой:
 - Байкальский благотворительный фонд, оказывающий услуги по реабилитации детей-инвалидов больных ДЦП;
 - Республиканская общественная организация инвалидов-колясочников "Пробуждение-ХХI век", занимающаяся защитой прав и организацией досуга молодых инвалидов-колясочников;
 - Бурятское республиканское отделение общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов "Инавто", организующее реабилитацию инвалидов через организацию различных мероприятий для автолюбителей;
 - молодежная общественная организация "Молодые львы", пропагандирующая здоровый образ жизни и внедряющая комплексную профилактическую программу по наркомании среди молодежи;
 - Республиканская общественная организация "Клуб "Фирн" - организатор многих дел по оказанию помощи безнадзорным детям и детям-сиротам и другие.
  Взаимодействие с этими общественными объединениями дает женским организациям дополнительные возможности по расширению спектра конкретных социальных услуг, ориентированных на реальные нужды населения, повышение уровня и качества обслуживания, привлечение дополнительных ресурсов (человеческих, материальных и т.д.), дополнительное финансирование сектора оказания социальных услуг (внебюджетные, спонсорские и другие средства), усиление доверия населения к власти, повышение квалификации сотрудников государственных социальных служб путем знакомства с лучшей практикой оказания социальных услуг в неправительственном секторе.
 Субъект РФ
 Если на муниципальном уровне сотрудничество женских организаций с властями концентрируется на организации конкретных социальных услуг населению, то на региональном уровне, оно в большей степени касается вопросов формирования политики, в первую очередь социальной.
  При Президенте Республики Бурятия Активно работает Консультативный Совет женщин. Им руководит Альцман Клавдия Павловна, председатель Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия. Только в прошлом году Советом были рассмотрены такие вопросы, как охрана труда и бытовых условий работающих женщин, о проблемах и состоянии питания детей и беременных женщин, представительство женщин в органах власти, о состоянии занятости и трудоустройства женщин, о состоянии заболеваемости ВИЧ- инфекцией и другие. Совместное обсуждение этих вопросов способствует выработке правильных приоритетов республиканской политике в социальной сфере.
  Прошедшая по инициативе Союза женщин Республики Бурятия в конце 2001 года республиканская конференция "Женщины Бурятии: права, реальность, перспективы" обратилась к Правительству республики с рекомендацией рассмотреть на заседании Правительства актуальные вопросы улучшения положения женщин. Впервые в истории женского движения республики Постановлением Правительства № 37 от 5 февраля 2002 года был утвержден План действий правительства Республики Бурятия по повышению роли и общественного статуса женщин в экономическом и социальном развитии Республики Бурятия на 2002-2005 годы. Этот план стал своеобразным ориентиром для работы большинства женских общественных объединений.
  Помимо участия в формировании политики есть и интересные примеры совместной реализации программ. Например, в 2002 году силами наиболее активных общественных организаций при поддержке государственных структур была проведена республиканская акция "Весенняя неделя добра", посвященная безнадзорным детям. Это было настоящим коалиционным действием. Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, Госкомитет по делам молодежи совместно более чем с 30 общественными организациями провели ряд мероприятий по оказанию помощи безнадзорным детям.
 Социальные услуги
 Деятельность женских организаций не ограничивается участием в совещательных органах при власти. Специфика женских организаций и людей, добровольно участвующих в их деятельности, позволяет им проще и эффективней заниматься проблемами семьи.
  Одной из мер по защите женщин и девочек-подростков, оказанию им экстренной психологической, юридической, педагогической, социальной помощи является организация Кризисных Центров для женщин, подвергшихся насилию или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В Бурятии действует два таких учреждения, созданных общественными организациями "Артемида" и "Селенга".
  Логичное продолжение работы женских объединений по поддержке семьи и детей зафиксировано в их программах и планах на 2003 и последующие годы. Они включают оказание своевременной психологической помощи через службы "Телефон доверия", созданные в центре "Надежда" и при Загорском Центре социальной помощи семье и детям города Улан-Удэ, и открытие специальных медицинских служб в целях оздоровления семьи, и создание рабочих мест для несовершеннолетних и еще многое другое.
  Не особо заметная, не связанная с шумными кампаниями, деятельность женских организаций в конечном счете оказывает влияние на социальную политику на всех уровнях власти в Бурятии.
  Главное в деятельности женских объединений - это женское чутье и соучастие, женский ум и настойчивость, женская мягкость и терпение, извечное желание женщины сделать жизнь лучше, добрее, красивее. Может быть, именно эти качества женских организаций позволяют им налить конструктивное сотрудничество с самыми разными сторонами, заинтересованными в решении определенной проблемы?
 Трибрат Т.Г.,
 Центр экологического образования (Краснодарский край, Новороссийск)
 Новороссийск: общественная кампания
 Лучшие памятники и храмы в России всегда строились на народные деньги.
  Инициатива создания в Новороссийске памятника жертвам политических репрессий родилась еще на заре перестройки в только что созданном тогда в городе отделении Общества "Мемориал". Это было в 1989 году.
  Власть поддержала эту идею. Местный скульптор А. Суворов разработал макет, был подсчитан бюджет, даже место определено. Но прошло долгих десять лет, менялись чиновники, решались многие проблемы города, возводились другие памятники и знаки, а увековечить память безвинно загубленных тысяч людей так и не смогли. Кроме членов организации "Мемориал" никто этим не был озабочен. В декабре 2001 года ушел из жизни бессменный руководитель городского отделения "Мемориал" Борис Дмитриевич Герасименко. Кроткий, добрейший, интеллигентный человек, бывший офицер Советской армии, с боями прошел до 1945 года, сам отсидевший в лагерях долгих десять лет. Он не успел увидеть осуществленной давнюю свою мечту - памятник новороссийцам, загубленным людской злобой и казенным бесчеловечием. И нам, знавшим этого замечательного человека, просто невозможно было не принять эстафету, не выполнить дело последних 10 лет его жизни. Так возникла идея провести общегородскую общественную кампанию по сбору средств на строительство памятника.
  Организацию общественной кампании взял на себя Новороссийский ресурсный центр, уже 5 лет работающий на базе Центра экологического образования "АКВА".
  В июле 2002 года на практику в РЦ пришли 6 студентов, обучающих связям с общественностью. Именно с ними возникла идея разработать и провести общественную кампанию. Для них был проведен семинар "Организация общественных кампаний и акций" и работа началась.
  Сначала провели анкетирование горожан. Это не было социологическое исследование, проведенное по всем правилам. Требовалось приблизительно понять отношение жителей к идее, оценить их возможности включения в кампанию и ее поддержки путем внесения пожертвований на изготовление и установку памятника. Итоги анкетирования нас порадовали.
  Студенты-стажеры разработали план кампании, ее лозунг и символику. Была проведена презентация для СМИ и общественных организаций, на которую были приглашены также представителей городской Администрации и Думы.
  Уже на этом этапе в кампании кроме РЦ участвовали несколько общественных организация, включая городское отделение Общества "Мемориал" и "Черноморских добровольцев", городское отделение "Ассоциации космонавтики России", Общество пенсионеров и Клуб "Вдова", городская организация "Зеленые", Общество книголюбов, литературное объединение "Горит свеча", Корейское национальное общество, Греческое национальное общество, городское "Казачье общество", Фонд "Возрождение", Совет ветеранов Новороссийского Морского Торгового порта, а также студенты Политехнического университета и Морской академии, учащиеся профтехучилища № 7. При поддержке депутатов городской Думы Бекрина Ю.М. и Минасян Р.Г. к проведению кампании подключились работники муниципальных служб и системы здравоохранения.
  16 июля 2002 года был дан старт кампании.
  Общественная кампания состояла из таких мероприятий, как распространение информации в СМИ (вышло более 20 публикаций на эту тему) и наглядной агитации - плакаты и листовки кампании были расклеены в многолюдных местах - в сберкассах, магазинах, учебных заведениях, у рынков и на остановках. Проводился сбор средств по ведомостям, в ящики для пожертвований и перечисления через банк. Было направлено более 1500 писем всем членам организации "Мемориал", письма-обращения к руководителям предприятий и учреждений, депутатам Городской Думы.
  Организация "Черноморские добровольцы" получила через Фонд "Фокус" небольшой грант Фонда Ч. Мотта на информационную поддержку кампании. За счет этих средств были изготовлены ящики для пожертвований, стенды, плакаты, листовки, оплачен маршрут агитационного автобуса и выпуск бюллетеня "Доброволец".
  Общественная кампания по сбору средств проходила очень нелегко. Через 20 дней после ее старта на город обрушилась стихия. Наводнение августа 2002 года унесло около 100 жизней, разрушило более 350 домов, многих людей оставив без крова и средств к существованию. В этой ситуации активный сбор средств и проведение запланированных мероприятий пришлось отложить на полтора месяца.
  Тем не менее, за счет сотрудничества многих организаций и помощи добровольцев удалось превратить сбор пожертвований в действительно массовую кампанию. Советом ветеранов морского порта акции по сбору пожертвований проводились в дни выдачи платежей акционерам. Две акции прошли на городских рынках города: у входов были размещены информационные стенды общественной кампании и установлены стационарные ящики для пожертвований, по громкоговорящей связи передавали сообщения о проводимой акции. Передвижные группы сборщиков-добровольцев с ящиками для пожертвований и ведомостями для регистрации пожертвований вели работу среди продавцов и покупателей в торговых рядах рынка. Всего на рынках было собрано более 3 тысяч рублей.
  26 сентября 2002 года по самому загруженному городскому маршруту прошел агитационный автобус "Народный памятник", оклеенный атрибутикой общественной кампании. На остановках молодежь-добровольцы оповещали жителей города о кампании и ее целях, распространяли листовки и приглашали проехать в автобусе по маршруту. В автобусе члены "Мемориала" проводили беседы. В итоге более 60 человек внесли пожертвования на памятник.
  Во время проведения выездной "Школы НКО по добровольчеству" провели аукцион среди лидеров общественных организаций, на котором было собрано 1215 рублей в копилку кампании.
  Сбор средств от массовых мероприятий составил 5014 рублей. Добровольцы старшего поколения и инвалиды подготовили статьи по истории репрессий и вели сбор средств по ведомостям среди членов своих семей, соседей по дому, по предприятиям. Шесть членов команды сборщиков Общества "Мемориал" собрали 13967 рублей у 689 человек. Активисты "Черноморских добровольцев" собрали 6827 рублей. Добровольцы кампании проводили беседы по истории в школах, обходили всех своих соседей. Например, Даньшина Галина Михайловна обошла кабинеты городской Администрации и Думы, обращалась к предпринимателям и своим коллегам по работе. Она собрала 5677 рублей. В ее ведомости значатся фамилии 184 человек, среди которых известные в городе люди.
  Вовлечение добровольцев в процесс сбора средств - ключ к успеху кампании. В общей сложности более 80 человек стали ее добровольными участниками. Всего за четыре месяца кампании было собрано 44 тысячи рублей. Жертвователями стали более 3000 горожан. Суммы были самые разные от 1 до 500 рублей. Важна не величина суммы, важно участие в общегородской акции.
  Одновременно проводилось уличное анкетирование, чтобы иметь представление о том, насколько кампания достигает жителей города. Большинство из них слышали о проводимой в городе кампании и отметили, что общественные организации делают нужное дело. Все эти мероприятия были направлены на распространение информации и формирования общественного мнения.
  Все эти мероприятия формировали общественное мнение, реализовывали давление на власть, чтобы памятник, наконец, появился.
  Несмотря на общую поддержку, сложностей с городской Администрацией хватало. Достаточно сказать, именно в период с октября 2002 года по апрель 2003 года прошло 2 выборные кампании, которые просто парализовали работу всех структур власти. Никто не принимал решений, все участвовали в политических баталиях, ждали итогов выборов.
  На всех городских мероприятиях, предвыборных встречах с кандидатами, в наказах кандидатам, активисты кампании напоминали о памятнике. Организаторы кампании проводили регулярные встречи с вновь избранными депутатами всех уровней, а так же с новой командой Администрации, которая полностью была сформирована только к апрелю 2003 года. Приходилось преодолевать сопротивление чиновников, которые в период аппаратных перемен не выдавали документацию, необходимую для установки памятника. Наконец, в январе делегация лидеров общественных организаций встретилась с тогда еще не вступившим в должность новым главой города, на которой была определена дата установки памятника. Момент встречи был выбран удачно - мэр города еще не был загружен повседневными проблемами и был достаточно благодарен и отзывчив к просьбам жителей, которые только что его избрали.
  Проблема заключалась еще и в том, что собранных средств не хватало. Можно было продолжить кампанию сбора пожертвований, но она не может продолжаться долго. У целевой группы наступает безразличие, кампания перестает быть новостью, переходит в разряд привычного процесса, отдача усилий значительно снижается. Нужно было использовать потенциал сформированного общественного мнения и позитивного отношения.
  По инициативе корейского национального общества "Дружба" был проведен круглый стол "Процесс реабилитации корейцев России на рубеже 21 века", в котором приняли участие представители власти ЮФО и депутаты Законодательного собрания края. На этой встрече депутат Законодательного Собрания края Ковалюк М.А. пообещал помощь в сборе средств. Став фактически добровольцем кампании, он добился того, что в апреле 2003 года депутаты Законодательного Собрания и городской Думы выделили недостающие 160 тысяч рублей на строительство памятника.
  Осталось только "дожать" Администрацию с тем, чтобы была благоустроена площадь, на которой будет установлен памятник. Но созданный задел уже не мог остановить процесс. Результат был достигнут.
  Грамотно разработанная кампания, скоординированные действия коалиция общественных организаций, настойчивость во взаимодействии с властью, информационная поддержка городских СМИ, вовлечение большого числа добровольцев - все это составляющие успеха кампании.
  25 октября 2003 года памятник будет открыт.
 Горбатых Г.А.,
 Региональный общественный фонд строительства жилого комплекса инвалидов- колясочников и создания безбарьерной среды в республике Бурятия (Улан-Удэ)
 Улан-Удэ: эффективные контакты
 Наша деятельность по защите прав инвалидов в Республике Бурятия продолжается уже более 15 лет.
  Постепенно выстраивая взаимоотношения с властями всех уровней, мы добились видимых успехов. Например, Улан-Удэ занимает одно из первых по России по уровню доступности объектов социальной инфраструктуры и жилья, занимаемого инвалидами.
 Безбарьерная среда
 Этой проблемой наша организация целенаправленно занимается 1999 года. Мы достигли взаимопонимания с городским комитетом по социальным вопросам, ныне управление труда и социального развития.
  Самый первый пандус в Улан-Удэ был сооружен в 1989 году. На сегодня же в городе свыше 140 учреждений и магазинов доступно для инвалидов и маломобильных групп. Из этого количества 18 пандусов было построено ассоциацией "Преодоление" в 1996-1997 годах за счет городского бюджета.
  Сейчас наша и другие организации инвалидов ведут постоянное наблюдение за строительством новых объектов. И мы точно знаем, все "болевые" для инвалидов точки городской инфраструктуры.
  В каждом случае мы обращаем внимание на необходимость учета потребностей маломобильных групп населения.
  В 2000-2001 гг. Комитет по социальным вопросам Улан-Удэ финансировал программу создания внутренней безбарьерной среды, реализуемую нашей организацией.
  С 17 апреля 2001 года решением администрации города Улан-Удэ наш фонд создания безбарьерной среды был включен в состав комиссии по согласованию проектов и приемке объектов в эксплуатацию. Фактически наша организация получила возможность накладывать вето на проекты, не учитывающие проблемы инвалидов. С этого времени нами рассмотрены проекты 61 объекта. В городе появилось свыше 50 новых пандусов.
  Наша деятельность осуществляется без вызова. И мы добились расположения и уважения властей, т.к. не требуем невозможного и всегда имеем аргументы.
  Нашим большим достижением является доступность мэрии и районных администраций в городе Улан-Удэ. В мэрии даже оборудован широкими дверями и поручнями туалет. Очередь за переоборудованием администраций поселков, входящих в состав городских районов. Мы считаем, что доступность органов власти - вопрос политический. Одним из наших аргументов была доступность всех появляющиеся религиозных учреждений.
  Нами накоплен большой опыт в решении проблемы инвалидов-колясочников. Он мог бы быть полнее использован администрацией. Мы действительно незаменимы в подготовке специальной муниципальной программы и по другим вопросам, касающимся доступности. К сожалению, денег на разработку муниципальных программ средства не выделяются. Получается, что мы работаем добровольцами для власти. А ведь за малые деньги мы можем сделать большую работу, как наиболее заинтересованные лица. Мы, конечно, не профессиональные архитекторы. Но мы "профессиональные" инвалиды. Только совместная работа власти, архитекторов и инвалидов может принести реальные плоды.
 Репродуктивное здоровье
 Естественное для большинства людей деторождение представляется для большинства инвалидов большой проблемой. Ограниченная мобильность лишает этих людей возможности продолжения рода, хотя во многих случаях к этому не никаких противопоказаний.
  В 2001-2002 годах нашей организацией был реализован проект "Укрепление репродуктивного здоровья инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в республике Бурятия" при финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса-Россия).
  В этом проекте нашим основным партнером являлись органы здравоохранения. Республиканское министерство стало ко-спонсором проекта. Но проект вовлек в просветительскую работу многие и многие организации.
  В рамках проекта проводились семинары для врачей, на которые обязательно приглашались представители Министерства здравоохранения республики. Два выездных семинара для медиков было проведено в сельских районах республики. Наши опасения по поводу, закореневших взглядов медиков на данную проблему, оказались неверными. Она стали нашими союзниками в просвещении местных администраций.
  В ходе семинаров мы использовали видеоматериалы, предоставленные организациями из других регионов страны, но некоторые были сделаны при нашей поддержке на телевидении Бурятии.
  Заключительный семинар по проекту проводился для молодых инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата ориентированных на создание семьи и рождение детей. Примечательно, что семинар открыл начальник Городского управления здравоохранения. К этому времени власти уже основательно включились в проблему. Например, Министерство здравоохранения выпускало информационные буклеты.
  В свою очередь интерес властей позволил привлечь для его освещения республиканские СМИ. Но СМИ и ранее стали сотрудничать с нами. С их помощью мы стремились повлиять на общественное мнение. Для журналистов ведущих республиканских изданий был проведен семинар. Участие СМИ не ограничивалось только информационными выпусками. Результатом семинара стал выпуск ряда передач посвященных проблеме доступности репродуктивных учреждений Бурятии и проблемам репродуктивного здоровья инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
  На семинаре был объявлен конкурс "Нам рифы судьбы не преграда". А для награждения мы вовлекли в выполнение проекта еще одну группу участников - спонсоров.
  Был также проведен конкурс "Мисс Очарование", который благотворно повлиял на реализацию нашего проекта, на восприятие женщины-инвалида, как равноправного члена общества, имеющей право на создание семьи, материнство, право на самореализацию. Проведение конкурса, кстати, первого такого в России, имело большой резонанс. На основе материалов, снятых к конкурсу, был подготовлен телефильм о судьбах женщин-инвалидов, их семьях и детях.
  В течение всего периода осуществления проекта проводились лекционные занятия в школах города по пониманию инвалидности. Сами инвалиды-колясочники учила детей правильному пониманию инвалидности и ее предотвращения.
  Были буклеты с информацией о степени доступности репродуктивных учреждений и услугах, оказываемых ими, которые распространялись не только в Улан-Удэ. В сельских районах они распространялись через партнерскую общественную организацию "ИнАвто" инвалидов-участников автопробегов в села.
  Для врачей-гинекологов, акушеров нами подготовлены методические рекомендации с обобщением имеющегося врачебного и организационного опыта, связанного с репродуктивным здоровьем инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
  Мы использовали любую возможность встречи с представителем власти. Например, на переговорной площадке Гражданского форума Бурятии, общаясь с республиканским министром здравоохранения, мы не только решили частную проблему одной семьи инвалидов, но и договорились, что Минздрав Бурятии и впредь будет решать подобные вопросы.
  В городе Улан-Удэ работает социальное такси, поэтому решен вопрос с доставкой инвалидов в кабинет со специализированным гинекологическим креслом с подъемником. Пандусы, строительство которых мы организовали, также будут служить, и не только инвалидам-колясочникам, но и женщинам с грудными детьми.
  Вот так комплексно мы подошли к решению проблемы. Мобилизация местных ресурсов и "ноу-хау" организаций из других регионов и стран, небольшая грантовая поддержка западного фонда и многочисленные контакты с профессиональной средой (врачами) и представителями власти - все это вместе начало менять мнение и отношение к проблеме во всех общественных кругах и, прежде всего, среди самих инвалидов. Нам удалось добиться того, что эта проблематика стала естественной частью политики республиканской власти в сфере здравоохранения.
 Доступное жилье
 Еще в 1989 году благодаря первому председателю Бурятского республиканского отделения Всероссийского общества инвалидов Санееву Леониду Александровичу вышло постановление Совета Министров Бурятской АССР по основным вопросам жизни инвалидов Бурятии, где в одном из пунктов было указано на необходимость начала строительства специализированного жилого комплекса инвалидов-колясочников.
  Дело не двигалось из-за отсутствия средств. Наконец, в 1993 году председатель Правительства Республики Бурятия Саганов В.Б. организовал нам встречу с вице-премьером Правительства России В. Шумейко, который приезжал в республику. Мы вручили письмо от организации инвалидов "Преодоление". В нем содержалась просьба о выделении средств из федерального бюджета на начало строительства комплекса. В.Шумейко обещал оказать содействие и сдержал свое слово, уже в конце 1993 года в Бурятию поступили первые средства в сумме 300 млн. рублей (в ценах 1993 года) на проектирование комплекса. Особое значение поступления этой, в общем-то небольшой суммы, заключалось в том, что жилищный комплекс колясочников в Улан-Удэ попал в строчку "Жилище" федерального бюджета и находится в ней до сих пор.
  Все эти годы мы писали письма правительствам России и Бурятии, встречались с депутатами Государственной Думы РФ и Народного Хурала Республики Бурятия, работали со всероссийскими и республиканскими средствами массовой информации.
  Благодаря поддержке региональных властей ситуация со строительством комплекса в последние годы значительно улучшилась. Сдача первой очереди жилого комплекса планируется в первом квартале 2004 года, через 15 лет после начала наших постоянных усилий.
 "Гражданская война" с ведомствами
 По сравнению с тремя кампаниями, которые организовали российские гражданские организации, - за демократический закон об альтернативной гражданской службе (АГС), за справедливое налогообложение НКО и за запрет ввоза ядерных отходов, остальные усилия НКО представляются "небольшими стычками местного значения".
  В истории с Налоговым Кодексом борьба еще не закончилась. Правильнее сказать, - она только началась. Нужно проявить терпение. Расчет на то, что удастся "вскочить на уже набравший ход поезд" не оправдалась. Мы его не догнали. Этого следовало ожидать. НКО попытались изменить "направление движения" неповоротливой машины. Это очень сложная задача. Скажем прямо, мы были не готовы вести разговор на "их уровне".
  С проблемой ввоза ядерных отходов история получилась несколько иной. Экологические организации были лучше подготовлены и в смысле аргументов, и в плане организации общественных акций. Своей кампанией они предприняли сконцентрированную попытку остановить инициативу Правительства. Это все равно, что увернуться от пули. Тоже очень сложная задача, но разговор получился на равных.
  А в случае с АГС гражданские организации стали действовать задолго до того, как государство начало задумываться о законе. Инициатива была на стороне НКО и Правительство попыталось ее перехватить.
  Кто-то скажет, что во всех трех случаях НКО проиграли. Формально это верно. Но сравнивать нужно не с идеальным законодательством. Сравнивать нужно состояние общества. И кампания за демократическую АГС, и кампания против ввоза отработанного ядерного топлива получили сильный отклик в обществе. Они его "накрыли". И они его изменили. То, как они изменили общественное мнение, нужно считать победой. Их просветительский эффект, их гражданско-воспитательный эффект нужно считать победой. И тот ресурс дальнейшего политического давления, который был создан обеими кампаниями, нужно считать победой. Отношение к этим двум законопроектам стало критерием политического выбора многими гражданами. Это может сказаться уже на ближайших выборах в Государственную Думу.
  В конце концов третий сектор не уполномочен решать за общество. Если бы даже он, без громких общественных кампаний, выиграл оба эти дела, общество было бы защищено, но осталось бы таким же равнодушным к тому, кто там и чего решает за него. В данном случае некоммерческий сектор просветил население, заставил граждан задуматься. Это более значимый результат. Пусть теперь общество и решает, какие решения оно ждет от государства. У нас не получился шаг к "правильному" правовому полю, зато мы сделали рывок в становлении гражданского общества.
  Этого не получилось в кампании за справедливое налогообложение НКО. Он, повторимся, там все еще впереди.
  Ниже мы остановимся уроках кампании за демократическую АГС16.
  Общенациональная кампания, развернутая неправительственными организациями, позволяет нам извлечь уроки, которые будут полезны тем, кто прилагает или только собирается приложить усилия к изменению политики власти, какого бы уровня и какой сферы она не касалась. В этой статье мы постараемся представить эти уроки.
 Краткая история
 Более 10 лет неправительственные организации работали над тем, чтобы создать в России реально действующую гражданскую службу, направленную решение социальных проблем и гуманизацию общества.
 Подготовка: отталкиваемся от проблемы
 Интерес сразу нескольких общественных организаций к теме АГС проистекал из остро ощутимых проблем, которые испытывают призывники, проходящие армейскую службу. Одним из подходов хотя бы к частичному решению проблемы была организация альтернативной службы. Одновременно этот вопрос интересовал и правозащитников, которые видели расхождение Конституции с законодательством о военной службе. Механизм гарантированной Конституцией альтернативной службы не был обеспечен законодательно, нарушались права молодых людей, отказывающихся служить в армии по долгу совести.
  В течение нескольких лет различные НКО разрабатывают модели прохождения АГС, оказывают судебную и правовую помощь молодым людям, заявляющим о желании реализовать свое право на альтернативную службу, занимаются просветительской работой, изучают зарубежный опыт. По инициативе неправительственных организаций в нескольких городах России проводятся эксперименты по практическому введению АГС. Наконец, НКО начинают затрагивать и проблемы систем здравоохранения и социального обеспечения, как только обнаружилось, что они являются смежными для АГС.
  Постепенно в стране была инициирована общенациональная общественная дискуссия на эту тему. Ее целью было продвижение демократической концепции законодательства. Дискуссия также выявляла организации, интересующиеся этой тематикой. Собиралась информация и создавались условия для формирования общенационального "фронта борьбы".
  Постепенно вопросы АГС стали предметом интереса СМИ.
  Контакты между НКО позволили убедить государство в необходимости принятия закона. Третий сектор представил необходимые для этого аргументы и предложения.
  Организация столь продолжительной и набирающей обороты общественной дискуссии активизировало законотворческий процесс по этой тематике. На рассмотрении в Государственную Думу было подано четыре законопроекта "Об альтернативной гражданской службе". Некоторые из них содержали положения, неприемлемые с точки зрения прав человека. Появился риск.
  Основным результатом дискуссии стал переход от идеи к ее реальному воплощению. Процесс перешел в законотворческую фазу. Теперь нужно было решать другую задачу - принятие демократического закона.
 Институализация: кампания и коалиция
 Среди предложенных законопроектов не все соответствовали демократическим принципам. В ответ на угрозу принятия недемократического закона в октябре 2001 года неправительственные организации начали общественную кампанию "За принятие демократического закона об АГС!".
  А в январе 2002 года была проведена национальная конференция по проблемам АГС. Участники конференции выработали стратегию и согласовали тактику действий организаций гражданского общества в условиях скорого принятия закона.
  Впервые за 10 лет молодежные, социальные, правозащитные, женские, антимилитаристские, исследовательские и просветительские НПО - сторонники общественного движения за введение АГС - решили объединиться. Участники конференции подписали Заявление о создании Коалиции общественных объединений "За демократическую АГС!"
  В коалицию вошли более 50 НПО из 25 регионов России. Совет коалиции возглавили ведущие лидеры гражданского сектора России, а также депутаты Государственной Думы - сторонники либеральной концепции АГС.
  С этого же момента в Интернет появился сайт, освещающий деятельность коалиции - это официальный орган Секретариата Коалиции.
  Коалиция позволяет неправительственным организациям выступать "единым фронтом" и более эффективно вести общественную кампанию. В частности, между наиболее активными участниками кампании сложилось распределение труда - каждый фокусируется на своей части общих усилий. Одни занимаются подготовкой законопроекта, другие лоббированием, третьи - гражданским просвещением.
  Участники кампании встречаются с депутатами Государственной Думы, убеждают их голосовать за законопроекты, соответствующие либеральной концепции АГС. Они проводят публичные акции и мероприятия, направленные на продвижение принципов демократической альтернативной службы.
  Коалиции налаживает конструктивное взаимодействие и с Правительством Российской Федерации, несмотря на то, что именно оно является главным оппонентом. Участники кампании обратились к председателю Правительства М.М. Касьянову, Вице-премьеру В.И. Матвиенко, Министру труда А.П. Починку с просьбой отложить внесение правительственного законопроекта в Думу. Они также требуют от Правительства выполнения договоренностей, достигнутых на Гражданском форуме - обсудить законопроект с экспертами от неправительственных организаций и учесть их мнение.
  "Коалиционерам" удалось достучаться до Правительства. Первоначальный вариант законопроекта был возвращен на краткосрочную, но серьезную доработку. В нем было исправлено несколько достаточно важных положений. Хотя в результате этой доработки законопроект превратился из очень плохого в просто плохой.
  Было ясно, что при той поддержке, которая есть у правительства и Президента в лице центристских думских фракций, в первом чтении будет принят правительственный проект. Однако некоторые неприемлемые с точки зрения прав человека положения этого законопроекта можно было изменить при втором чтении.
  Новый этап кампании начался перед вторым чтением. Члены коалиции начали готовить свои поправки еще до первого чтения.
  К первому слушанию законов об АГС коалицией выпущен информационный бюллетень "Гражданка" с обзорными и аналитическими материалами экспертов гражданского общества. Целевая группа бюллетеня - депутаты Государственной Думы, профильные официальные структуры, журналисты, члены коалиции и все интересующиеся НКО.
  При всей важности прохождения законопроекта через Думу в фокусе кампании находятся не только перипетии законотворческого процесса.
  Во-первых, коалиция старается озвучивать реакцию гражданского общества на разные события общественной и политической жизни, касающиеся АГС. Так, члены коалиции выступили с открытым письмом к В.В. Путину. Президент был вынужден отреагировать и впервые публично высказался об АГС. Путин негативно оценил нижегородский опыт введения АГС. В своем новом обращении участники кампании выразили резкое несогласие с мнением Президента, отметив большую социальную значимость нижегородской инициативы и ее полное соответствие нормам российского законодательства.
  Во-вторых, общественные организации уже в тот момент готовятся к работе, которая начнется после принятия закона. Они сотрудничают с Министерством труда и социального развития в разработке Положения об АГС, перечня специальностей альтернативнослужащих, и других материалов.
 Результат
 К сожалению, добиться этих целей не удалось. Принятый в итоге закон квалифицируется участниками коалиции как репрессивный. По их мнению он не дает возможности создать реально действующую АГС, направленную на решение социальных проблем. Однако коалиция не собирается прекращать усилий для изменения этого закона. Она также ведет работу по выработке рекомендаций для юношей призывного возраста.
  Результаты кампании выходят за рамки содержания принятого закона. Ведь под давлением НКО государство обеспечило соблюдение конституционных норм. Разработанная неправительственными организациями технология была опробована властью при непосредственном участии НКО. Волна, поднятая НКО, стала таким информационным поводом, что вышла на первые полосы СМИ. Принятый закон во многом заимствовал предложения НКО. Общество восприняло проблему АГС и, хоть немного, но стало по-другому относиться к отказу от призыва на военную службу.
  Наконец, мы поняли, что уже многое можем. Такие кампании как "За демократическую АГС!", демонстрируют зрелость третьего сектора. Реализованная модель близка к западным стандартам общественного действия. А, значит, мы приближаемся и к тому, чтобы и результат получался аналогичный.
  Проиграв конкретное дело, мы одержали победу в общественном продвижении идеи гражданского общества. Мы реально продвинулись в воплощении этой идеи в России.
 Уроки
 Все по серьезному
 Ситуация в политике очень реальна. Этот не игра. Если хотите - это война. Соперничество и методы здесь очень жесткие и даже грубые и жестокие, особенно в нашей не устоявшейся демократии. На карту поставлены миллионы и миллиарды рублей. Кто будет распоряжаться этими средствами? За это и идет война.
  Кроме того, политики не любят проигрывать. Для них это грозит политической смертью. Их политические противники, о которых вы даже и не думаете, им уже никогда не забудут, что они проиграли схватку с мало кому известной гражданской организацией, не имеющей капиталов.
  Они будут драться ожесточенно. Выбор методов, которыми пользуетесь вы, должен быть адекватен, но и корректен. Ваши оппоненты не всегда будут так ограничивать себя.
  Действие рождает противодействие. Если вы почувствовали противодействие, то это уже положительный результат вашей кампании. Это означает, что она "зацепила", "клюнуло". Подсекайте.
 Для значительных перемен нужно много времени
 Принятие закона об АГС потребовало десятилетия. Процесс начинался с нуля. Это время примерно и нужно, чтобы интегрировать совершенно новую идею в общество, закрепить ее в законодательстве и вывести на устойчивый процесс.
  Правительству нужно время, чтобы свыкнуться с новой идеей. Не требуйте и не ожидайте мгновенного принятия вашей позиции. Не удивляйтесь, что сначала она будет встречена в штыки.
  Устойчивый результат определяется не локальной договоренностью, а формированием общественного мнения.
 Постоянно ищите сторонников
 Не бывает ситуации, когда сторонников достаточно. В некоторые моменты издержки взаимодействия с ними, просто поддержание системы контактов, перевешивают их полезность. Нужно просто быть более организованным. Это зависит от качества менеджмента проектом. Не забудьте учесть это в бюджете.
  Но главное - даже пассивные сторонники - это ваш капитал. Если вы не являетесь лоббистом для "денежных мешков", то вся ваша сила в общественном мнении и поддержке.
  Если вы действительно защищаете общественные, реальные, жизненные человеческие интересы, то сторонников в обществе у вас найдется. Если поддержка мала, значит, вы делаете не то, что нужно обществу, или вы не смогли "войти в контакт" связь с по-настоящему заинтересованными сторонами. В любом случае отсутствие или слабая общественная поддержка - это повод для анализа. Если проблема действительно затрагивает интересы людей, потенциал поддержки имеется. Ищите.
  А у действительных сторонников очень высокий потенциал поддержки, по крайней мере через добровольческое участие. Этим нужно уметь управлять. Это, если хотите, нужно эксплуатировать.
 Кооперация и координация против администрации
 Вы будете терять сторонников и партнеров, если перейдете к жесткому менеджменту. Они не должны чувствовать, что ими управляют. Это будет снижать их порыв и отдачу.
  Делитесь успехами со всеми. Даже, если успех пришел почти полностью благодаря вашим усилиям, пусть другие чувствуют, что их вклад есть.
  Это и вопрос доверия. Уровень доверия к "руководству" определяет границы администрирования. Если в вас верят, как в "идола", вы можете безгранично "манипулировать" людьми. Это допустимо, но в таком подходе много рисков.
  Вместе с тем, отсутствие "начальников" не означает отсутствие координации, а если необходимо, и централизации.
 Вовлекайте в свои структуры официальных лиц
 Институализация инициативы НКО начинается с создания рабочих органов. Они нужны для управления, для выработки позиции или просто как дискуссионный клуб. Первые такие мероприятия не сильно обязывают их участников, пока только идет обмен идеями. В этот момент удобно вовлекать официальных лиц. Надо только немного заглянуть вперед и попробовать увидеть, какие стороны в будущем неизбежно будут вовлечены в вашу "операцию". Участие в начальных мероприятиях не налагает на их участников строгих обязательств, поэтому приглашение "просто обсудить" не будет восприниматься в штыки. Но нужно хорошо продумать, как будет "обрабатываться" представитель. Он не должен увидеть пустую говорильню дилетантов. Это собьет интерес. И не должен увидеть в других участниках врагов. Не надо начинать с претензий и обвинений. Постарайтесь показать, что проблема есть, заручитесь пониманием этого. Это уже превратит вашего партнера в сторонника, поскольку вы нашли с ним понимание и обозначили общую проблему. На этом этапе не нужно акцентировать внимание на возможных разногласиях. Сначала втяните в "игру", а потом начинайте "уламывать".
  На более поздних этапах участие официальных представителей государства повышает статус вашей деятельности.
  Нужно различать представителей исполнительной и законодательной власти. Не относитесь к ним, как равноценным представителям государства. Они должны уравновешивать друг друга.
  Для поиска депутата посмотрите, какие фракции законодательного органа власти идеологически близки к вашим позициям. Постарайтесь сыграть на их имидж, на их политические интересы и используйте их в "борьбе" с администрацией.
  Кроме того, депутаты и должностные лица нужны в вашей команде для того, чтобы делать официальные запросы, обращения письма поддержки и законодательной инициативы, а также получать оперативный доступ к информации, которую самостоятельно вам не удастся достать быстро.
 Договариваться нужно с Правительством
 Таковы реалии сегодняшнего состояния политического процесса. Законодатели легко обрабатываются исполнительной властью. Депутатов нужно использовать, как влиятельных союзников. Но они почти ничего не решают.
  И еще. Основной "враг" - лобби внутри государства (власти). Не общество раскалывается на партии, а власть - на группировки. В кампании "За демократическую АГС!" таким ведомственные интересы Министерства обороны столкнулись с общей политикой демократизации и гуманизации.
  Помните - у вашей позиции всегда есть минусы. У Правительства всегда найдутся резонные контраргументы. Нужно быть готовым к тому, чтобы ответить на критику, признав ее справедливость.
 Не ориентируйтесь на крупные ресурсы внутри страны
 Такие проекты, как продвижение законодательства по АГС, мало затрагивают интересы потенциальных крупных российских спонсоров. Большинство проектов НКО касаются тех социальных групп, члены которых не в состоянии предоставить значительные ресурсы.
  В данном случае мы противоборствуем с государством. Российский донор вряд ли решиться на то, чтобы финансировать "противника" государства.
  В этих условиях солидное пожертвование можно получить только из зарубежных источников. Для достаточно масштабного проекта нужны большие средства. Одного гранта хватит только на "введение общества в проблему", на заявку темы. Эти средства должны быть использованы для того, чтобы выявить сторонников и организовать их на совместные действия. Т.е. сформировать "ядро", которое будет "обрастать" общественной поддержкой. А она - ваш главный ресурс. Имея его, можно собирать дополнительные средства. Теперь уже и из отечественных источников. Теперь российский донор будет видеть, что это не "борьба сумасшедшего одиночки", а реализация реальных общественных потребностей.
  Это, кстати, важный аргумент в пользу развития в России системы грантодающих фондов. Такой источник должен финансировать "раскрутку" рисковых инициатив и не предназначен для покрытия текущих расходов устойчивого процесса.
 Предугадывайте шаги ваших оппонентов. Заранее готовьте ответ
 Особенно в политическом процессе невозможно предсказать, что и когда будет происходить. Ваша степень контроля процесса очень мала. Она сильно зависит от других, часто непредсказуемых людей. Когда будет голосование, как оно завершится, какие вопросы будут задавать ваш "противник"? Строгое планирование здесь не будет иметь успеха. Поэтому надо уметь "просчитывать" варианты и готовить ответ на каждое возможное развитие событий.
  Вместе с тем, возможные варианты развития обычно не равновероятны. Какой-то вариант является почти стопроцентным. Это сужает количество потенциальных сценариев. Отбрасывайте невероятные. Называете это форс-мажором.
  При ограниченных ресурсах, концентрируйтесь на варианте, который вы считаете самым вероятным. К этому развитию событий уж точно нужно быть готовым.
  Планировать можно и нужно и тогда, когда планирование невозможно.
 Открытость
 Непрозрачность ваших действий снижает потенциал общественной поддержки. У нас вообще подозрительно относятся к масштабным действиям. Обыватель всегда задается вопросом, а кому это надо, кто и зачем это финансирует? Если мероприятия получает широкое освещение в СМИ, она начинает восприниматься, как "олигархическое". И уже от этого - подозрительное. Но обыватель - этот тот резервуар, из которого и нужно извлечь сторонников.
  Открытость ваших действий не только вызывает доверие общества, не только придает авторитета вашему движению (числом или статусностью некоторых участников), не только инициирует новую поддержку, но и повышает ответственность каждого участника, стимулирует его к активным действиям.
 Урок об уроках
 Всегда нужно анализировать и извлекать уроки из прошлого опыта. Из этого следует, что следует специально заботиться о том, чтобы опыт был обобщен и стал доступным другим. Иначе и вы не могли бы воспользоваться чужим опытом. О фиксации и передаче опыта нужно заботиться загодя, планируя кампанию. Это касается не только столь масштабных кампаний, как борьба за демократическую АГС, любой.
  Сейчас стали появляться книги, где описывается опыт кампаний. Такая книга издана, в частности, по итогам общественной кампании за справедливое налогообложение НКО.
 Методы
 Универсальных методов достижения результата в политическом процессе нет. Даже небольшая кампания независимо от уровня власти, на которую вы собираетесь влиять, включает почти весь набор методов.
  В формировании политики требуется многократный профессионализм: знание предмета (скажем, АГС), знание процедур, умение делать кампанию, умение вести переговоры, умение организовать эксперимент.
  Привлечение СМИ осуществляется через создание информационного повода. Покупка СМИ - это не выход, нужно вызывать их самостоятельный интерес. Тут дело не только в том, сколько было публикаций, а каковы их мотивы. Это индикатор отклика общества на то, что вы делаете.
  Всякие законотворческие усилия переходят в фазу внедрения, это нужно заранее планировать. Особенно у нас в стране. Не всякий закон работает. Вспомните региональные законы о социальном партнерстве.
  Рассмотрение событий кампании "За демократическую АГС!" дает по крайней мере следующий список форм воздействия на общество и на лиц, принимающих решения:
 - публичные обращения к высшим должностным лицам (лицам, принимающим решения - депутатам ГД и СФ, президенту)
 - письменные обращения
 - разработка социальных нормативов
 - контакты с министрами
 - контакты с депутатами ГД РФ
 - парламентские слушания
 - общественные слушания
 - рабочие группы при федеральных министерствах
 - обеспечение международной поддержки (давления), официальные каналы
 - работа с фракциями
 - согласительная комиссия
 - переговорная площадка
 - инициация реализации права законотворческой инициативы (депутаты ГД РФ, законодательные органы субъектов РФ)
 - общественное продвижение должностных лиц, поддержавших кампанию (военные комиссары, депутаты, главы администраций)
 - инициация обращений граждан
 - выпуск заявлений (выражение отношения)
 - подготовка поправок
 - разработка проекта закона
 - разработка подзаконных актов
 - разработка социальных технологий
 - изучение зарубежного опыта: законодательство и модели реализации
 - экономический анализ
 - комментарии и заключения (экспертная работа) к законопроектам
 - выпуск периодического издания
 - социологические опросы
 - апробация механизмов, социальный эксперимент
 - анализ правовых документов, оценка (анализ законопроектов)
 - участие в подготовке общественных докладов (международных)
 - подготовка и распространение документов конференций и форумов
 - общественное просвещение (что такое АГС, в чем проблема с законопроектами, что по этому поводу сказано в Конституции)
 - общественное информирование о кампании, обеспечение открытости процесса (хроника событий, стенограммы, результаты голосований)
 - информирование международного сообщества, инициация внешнего давления
 - специализированный сайт
 - объявление лауреатов анти-приза
 - круглый стол
 - дискуссии (электронный формат)
 - конференция
 - международный форум
 - создание коалиции
 - поддержание информационного пространства для участников кампании (проблемы АГС и все смежные с ней)
 - организационно-техническая работа (кампания и коалиция)
 - правовые консультации (прямые социальные услуги населению)
 - поддержка в судебном разбирательстве
 - общественная приемная
 - мониторинг и освещение правоприменительной практики
 - организация работы "горячей линии"
 - выпуск пресс-релизов
 - пресс-конференции
 - помощь журналистам
 - участие в ТВ-программах
 - формирование общественного мнения
 - контакты со СМИ
 - акции и манифестации (уличные)
 - пикеты