<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  Руководитель проекта: О.М. Шестоперов,
  генеральный директор ИКЦ "Бизнес-Тезаурус"
  Авторы текста:
  Злобин Н.Н., Скрипичников Д.В., Смирнов Н.В.,
  Терентьев А.В., Шестоперов О.М., Шестоперов А.М.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Опубликовано в апреле 2005 г.
 
 (c) 2005, авторские права принадлежат ТПП РФ, АНО "НИСИПП",
 АНО "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус", коллективу авторов.
 
  Все права защищены.
 
  ISBN 5-98984-001-2
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 Введение.....................................................................8
 
 1.Изменения законодательства о специальных режимах налогообложения малого предпринимательства с 1 января 2003 г...........................................................................11
 1.1. Ситуация в сфере налогообложения малого бизнеса накануне ее реформирования в 2002 г................................................11
 1.2. Основные изменения налогового законодательства о специ-альных режимах налогообложения малого предпринимательства и влияние на предпринимательский климат..............................17
 
 2. Статистика поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы нало-гообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2003 г.............................33
 2.1. Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения..............33
 2.2. Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности..............................................36
 2.3. Основные выводы.......................................................39
 
 3. Распределение налогов на совокупный доход (единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от этих налогов в муниципальных бюджетах в 2003 г..........................................................41
 3.1. Пропорции распределения поступлений налогов на совокуп-ный доход по уровням бюджета в 2002-2004г................................42
 3.2. Роль налогов на совокупный доход и налога на доходы ПБОЮЛ в бюджетах муниципалитетов.................................45
 3.3. Выводы и рекомендации..............................................49
 
 4. Арбитражная практика применения положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ..........................................51
 4.1. Арбитражная практика по вопросам применения положений главы 26.2 НК РФ.............................................................52
 Споры, связанные с нарушениями заявителями установленных налоговым законодательством сроков подачи заявления о переходе на упрощенную систему.....................................................................53
 
 Споры, связанные с невозможностью выдачи патента на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ "Об упро-щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (сохранение прежнего режима налогообложения)............ ..............................................57
 
 Споры, связанные с нарушением установленных статьей 346.12 НК РФ критериев перехода на упрощенную систему налого-обложения.....................................................................................60
 
 Споры, связанные с невозможностью совмещения налого-плательщиком специальных режимов налогообложения, предусмотренных главами 26.2 и 26.3 НК РФ........................................65
 
 Иные важные вопросы в арбитражной практике, связанные с приме-нением главы 26.2 НК РФ..............................................................68
 
 4.2. Арбитражная практика по вопросам применения положений главы 26.3 НК РФ..............................................................69
 
 Споры, связанные с правомерностью установления решениями субъектов РФ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности........................72
 
 Споры, связанные с применением критериев и условий для использования ЕНВД.....................................................................73
 
 Споры, связанные с определением налогоплательщиков по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности................................................................................78
 
 Споры, связанные с ошибочным определением объекта налогообложения и налоговой базы (в том числе составляющих ее показателей)......... .......................................................................81
 
 Споры, связанные со сроками подачи деклараций налогоплательщиками....................................................................82
 
 Иные важные вопросы в арбитражной практике, связанные с применением главы 26.3 НК РФ......................................................83
 
 4.3.Выводы и рекомендации................................................85
 
 
 5. Политика регионов в части введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на своей территории, выбора перечня сфер деятельности и коэффициента К_2....................................................88
 5.1. Изменения законодательства, регулирующего специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, с 1 января 2003 года и возможности регионов по регулированию этого налога................................................89
 5.2. Сравнение политики регионов........................................91
 
 Перечень видов деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД............................................................................................92
 
 Методика расчета коэффициента К2.............................................94
 
 Параметры детализации коэффициента К2......................................104
 
 Степень детализации коэффициента К2......................................109
 
 Сравнение количественных значений коэффициента К2.................109
 
 5.3. Выводы и рекомендации ..............................................110
 
 6. Правовые проблемы и коллизии, возникающие в ходе применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ.......................................................................114
 6.1. Правовые проблемы и коллизии....................................114
 
 Проблемы, связанные с неопределенностью используемого в Налоговом кодексе Российской Федерации термина "специальный налоговый режим". Необходимость проведения различий в соотношении понятий "налог" и "специальный налоговый режим".......................................................................................115
 
 Несовершенство действующего законодательства по вопросу ведения учета лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход..........................................................................................118
 
 Несовершенство действующего законодательства по вопросу о роли и месте коэффициентов, используемых при применении системы нало-гообложения в виде единого налога на вмененный доход..................121
 
 
 
 
 
 Неоднозначность терминов, используемых в главе 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
 отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации..................................................................................125
 
 Неурегулированность действующего законодательства по вопросу допустимости применения государственными и муниципальными унитарными предприятиями упрощенной системы налогооб-ложения......................................................................................126
 
 Несовершенство действующего законодательства по вопросу применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренного главами 26.2 и 26.3 НК РФ.............127
 
 6.2. Анализ предложений Минфина России, изложенных в поправках к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и
 признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (обсуждаемых в настоящее время в Правительстве Российской Федерации, заседание от 29 апреля 2004 г.) ............................130
 6.3. Выводы и рекомендации.............................................131
 
 7. Основные выводы, рекомендации и предло-жения.......................................................................................133
 7.1. Выводы....................................................................133
 7.2. Рекомендации и предложения.......................................138
 
 Приложения................................................................142
 
 Таблица 1. Поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, (ЕНУС) в регионах РФ в 2003 г...........142
 
 Таблица 2. Поступления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в регионах РФ в 2003 г..............................................146
 
 Рисунок 1. Распределение регионов по приросту поступлений единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогооб-ложения, в 2003 г. по отношению к 2002 г. с учетом изменения индекса потребительских цен......................................................150
 
 
 
 
 
 Рисунок 2. Распределение регионов по объему поступлений еди-ного налога, взимаемого по упрощенной системе, в расчете на душу населения в 2002 г. и 2003 г. с учетом стоимости фиксиро-ванного набора потребительских товаров и услуг для
 межрегиональных сопоставлений (в % от среднего по РФ)1....152
 
 Рисунок 3. Распределение регионов по приросту поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2003 г. по отношению к 2002 г. с учетом изменения индекса потребительских цен..............................154
 
 Рисунок 4. Распределение регионов по объему поступлений единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в расчете на душу населения в 2002 г. и 2003 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений (в % от среднего по РФ)1,2..........................................................156
 
 Таблица 3. Распределение регионов по факту введения на своей территории единого налога и выбору видов деятельности, в отношении которых он применяется.................................158
 
 Таблица 4. Распределение регионов по используемой методике расчета коэффициента К2, установлению льготных режимов, учету различных особенностей ведения предпринимательской деятельности...........................................................................168
 
 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ..........................173
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  В предлагаемом докладе представлены основные итоги исследовательского проекта "Изучение влияния специальных режимов налогообложения (единого налога на вмененный доход и единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения) на условия развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2003 г. и выработка предложений по дальнейшему улучшению положения", реализованного по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Информационно-консультационным центром "Бизнес-Тезаурус" при содействии Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
  Основной целью проведенного анализа явилось выявление проблем, поставленных новым законодательством о специальных налоговых режимах, и выработка рекомендаций по совершенствованию Налогового кодекса РФ в этой части.
  В ходе проекта предполагалось:
  1.Провести анализ данных статистики поступлений налогов, взимаемых по специальным налоговым режимам, в целом по России, в разрезе регионов и по уровням бюджетной системы (поступления в муниципальные бюджеты).
  2.Собрать и проанализировать решения арбитражных судов, связанные с применением положений глав 26.2. и 26.3. Налогового кодекса РФ.
  3.Осуществить анализ законодательства о специальных режимах налогообложения для малого предпринимательства на предмет выявления проблем законодательства и возникающих коллизий.
  4.Разработать методику опроса представителей предпринимательского сообщества по проблемам специальных налоговых режимов, в том числе подготовить формализованный вопросник (анкету) и требования к количеству и составу выборки. На этой основе ТПП РФ было проведено анкетирование предпринимателей и экспертов (представителей территориальных палат, ассоциаций предпринимателей и т.п.) в регионах РФ.
  5.Подготовить предложения по совершенствованию налогообложения малого предпринимательства, включая специальные налоговые режимы.
  Предлагаемый доклад состоит из нескольких разделов.
  В первом разделе кратко обобщена ситуация до реформи-рования специальных режимов налогообложения малого бизнеса (до 1 января 2003 г.) и охарактеризованы основные изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2003 г.
  Во втором разделе на основе статистических данных МНС России проанализирована динамика поступлений единого налога, взимаемого по упрощенной системе, и единого налога на вмененный доход в 2003 г. по сравнению с 2002 г. в целом по России и в разрезе регионов.
  В третьем разделе в отдельный вопрос выделена роль налогов на совокупный доход (налогов от малого бизнеса) в бюджете муниципалитетов, осуществлена сравнительная оценка ситуации в 2003 г. и 2002 г., а также оценены перспективы увеличения роли этих налогов в местных бюджетах. Данный раздел явился продолжением мониторинга этих показателей, начатого НИСИПП по просьбе ТПП РФ в начале 2003 г.
  Четвертый раздел представляет собой аналитический обзор материалов решений арбитражных судов разных уровней, которые были связаны с применением положений глав 26.2 и 26.3 НК РФ. Анализ основывался на решениях по более чем 300-м делам, рассмотренным арбитражными судами 22-х субъектов РФ, 7-ю Федеральными арбитражными судами, а также в Высшем арбитражном суде Российской Федерации.
  Учитывая, что регионы обладают правом введения единого налога на вмененный доход, а также регулируют ряд параметров его применения, в отдельный вопрос мы выделили политику регионов в части введения этого налога на своей территории, выбора сфер деятельности, на которые решениями органов региональной власти, распространено его действие, и корректирующего коэффициента К2. В пятом разделе доклада предлагаются результаты анализа этих аспектов, проведенного на основе более 50 региональных нормативно-правовых актов.
  В шестом разделе приведены выявленные на основе анализа законодательства о специальных налоговых режимах для малого бизнеса правовые проблемы и коллизии, возникающие в ходе применения глав 26.2 и 26.3 НК РФ.
  В заключительной части доклада приведены основные выводы и предложения по совершенствованию законодательства о специальных налоговых режимах для малого бизнеса.
  Доклад сопровождается статистическими приложениями, характеризующими поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе, и единого налога на вмененный доход в 2003 г. по регионам РФ; сводными таблицами, полученными на основе анализа регионального законодательства, регулирующего параметры применения единого налога на вмененный доход.
  С электронной версией доклада можно ознакомиться на сайте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (www.tpprf.ru) и сайте Национального института системных исследований проблем предпринимательства (www.nisse.ru) в разделе "Исследования и аналитика", где также можно найти другие аналитические материалы по различным темам, связанным с развитием малого предпринимательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1. ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С 1 ЯНВАРЯ 2003 Г
 1.1. Ситуация в сфере налогообложения малого бизнеса накануне ее реформирования в 2002 г.
  До вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" действовали три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства. Это общепринятая система и два особых (специальных) режима: 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; 2) система налогообложения вмененного дохода, в соответствии с региональными законами, принятыми на основе Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в ред. Федеральных законов от 31 марта 1999 г. № 63-ФЗ, от 13 июля 2001 г. № 99-ФЗ, от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ).
  Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения (далее также - УСН) ограничивалось при этом действием единого налога на вмененный доход (далее также - ЕНВД), переход на уплату которого являлся обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. К 2002 г. соответствующие региональные законы были приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ.
  Большинство субъектов малого предпринимательства облагались налогами по общепринятой (общеустановленной) системе. По нашим оценкам, на начало 2002 г. численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - около 2,5 млн. человек.
  Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков - малых, средних и крупных - не позволяло оценить эффективность общепринятой системы налогообложения при ее применении для субъектов малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение с двумя остальными действовавшими системами.
  Несмотря на то, что правом на добровольный переход на УСН до 1998 г., т.е. до принятия Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и введения данного налога в регионах, обладала довольно многочисленная группа субъектов малого предпринимательства (мелкий бизнес с занятостью менее 15 человек и оборотом до 100 тыс. МРОТ, за исключением некоторых специальных категорий предприятий), предприниматели не спешили ее использовать. В результате, по упрощенной системе работали только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП), и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).
  При всех положительных чертах система упрощенного налогообложения, учета и отчетности обладала и существенными недостатками. Основными причинами слабого распространения системы являлись следующие.
  Во-первых, для субъектов малого предпринимательства, переходящих на упрощенное налогообложение, отменялся налог на добавленную стоимость (включался в единый налог), что значительно осложняло их деятельность с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения (не был разработан механизм зачета НДС при работе с контрагентами).
  Во-вторых, переход на упрощенную систему, по которой приходится уплачивать 10% с выручки (а именно ее в качестве объекта налогообложения выбрала основная часть регионов), не всегда предоставляет видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Так, выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывает различия в структуре затрат субъектов хозяйствования даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушает принцип справедливости налогообложения.
  В-третьих, значимым минусом для предприятия, в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, являлось отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов. Это существенно ограничивало инвестиционные возможности предприятия (это верно и для случая, когда объектом налогообложения является валовая выручка).
  В-четвертых, при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы по данному налогу не предоставлялись, исключалась возможность использования субъектами и малого предпринимательства льгот общепринятой системы (например, пониженных ставок по налогу на прибыль в региональной части, налогу на имущество и другим налогам; механизмов ускоренной амортизации и др.) - такая ситуация действовала до 2002 г., когда основная часть льгот была отменена.
  В-пятых, налогоплательщик, перешедший на УСН, не освобождался от уплаты единого социального налога (ЕСН не включался в единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения), вместе с тем данный налог (прежде всего его величина) является одним из основных факторов ухода предпринимателей в теневой сектор.
  Наконец, введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения УСН для широкого круга субъектов малого предпринимательства, включая те сферы деятельности, где использование УСН в ее действующем виде было бы наиболее приемлемо, например бытовые услуги, розничная торговля и т.п.
  Применяемый в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ единый налог на вмененный доход являлся обязательным: самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего подпадающий под уплату вмененного налога вид деятельности, на другую систему по данному виду деятельности не допускался.
  Наряду с этим, размер единого налога был неоспоримым: налогоплательщик, не согласный с размерами вменяемого дохода и единого налога, не имел возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, подсчитанные по общепринятой системе, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу. Одновременно с этим, единый налог на вмененный доход являлся и исключительным - налоговые обязательства применялись только на основе вменения, даже если обычные правила расчета налоговых обязательств могли привести к более высокому результату.
  Обращаясь к перечню сфер деятельности, на которые распространялось (могло быть распространено регионом) действие вмененного налога, основная часть из которых связана с расчетами и населением, и к способам расчета налога, можно заявлять, что система налогообложения вмененного дохода в ее действующем виде служила преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
  Переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождал налогоплательщиков от обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Реальным упрощением можно было назвать только замену расчета совокупности основных налогов одним. Вместе с тем, цель упрощения налогообложения, учета и отчетности не достигалась в тех случаях, когда налогоплательщик осуществлял несколько видов деятельности, одни из которых облагались единым налогом на вмененный доход, другие - по общепринятой системе.
  Применение в обязательном порядке единого налога на вмененный доход для плательщиков, значительно различающихся по своим размерам (размерам своей деятельности), легко приводит к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вменяемый доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет.
  Единый "вмененный" налог, как и единый "упрощенный", в случае, если объектом обложения налогом установлена валовая выручка, не учитывает структуры затрат различных субъектов хозяйствования и различий в реальной доходности бизнеса в рамках одного вида деятельности. Здесь также можно говорить о нарушении принципа справедливости налогообложения, равно как и о его дестимулирующей роли в отношении инвестиционной активности. Применение вмененного налога ведет к дискриминации, как начинающих предпринимателей, так и уже сформировавшегося, приносящего доходы бизнеса, служа при этом дополнительным барьером входа на рынок.
  Стимулирующая роль налога часто обосновывается тем, что он представляет собой фиксированные (по крайней мере, в течение года) платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Однако, поскольку основная часть натуральных показателей (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), используемых регионами для расчета вмененного дохода, относилась к факторам производства, стимулирующая роль вмененного налога возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не является чрезмерно высоким (по крайней мере, не выше того размера налога, который уплачивался по общепринятой системе). В долгосрочной перспективе, напротив, налог на факторы производства, особенно завышенный, дестимулирует развитие бизнеса, ведет к свертыванию инвестиционной активности субъектов предпринимательства. Только отдельные регионы (например, Новгородская область, попавшая в число регионов исследования) предоставляли субъектам предпринимательства, переведенным на систему вменения, льготы инвестиционного характера1.
  В целом, ЕНВД можно было бы называть достаточно эффективным для налогообложения малого бизнеса налогом, но только в том случае, если он действовал как "минимальный", т.е. региональные власти устанавливали бы приемлемую для развития бизнеса нагрузку по этому налогу2. За период действия "старой" системы налогообложения ЕНВД (1998-2002 гг.) региональные власти и бизнес в целом смогли "договориться" по размерам этого налога в большинстве российских регионов. Если в самом начале введения ЕНВД в регионах наблюдалась волна выступлений предпринимателей, то уже к 2001 г. она сошла на нет. Кроме того, как свидетельствовали опросы предпринимателей в регионах, ЕНВД, что называется, "прижился" в предпринимательской среде. Так, на вопрос о том, на какую систему (режим) налогообложения перешел бы предприниматель, являющийся в настоящее время плательщиком ЕНВД, в том случае, если бы было предоставлено право добровольного использования этой системы, свыше 50% опрошенных предпочли остаться на ЕНВД. Наименее популярной оказалась общеустановленная система (на нее перешло бы не более 17% действующих плательщиков ЕНВД)3. Основными причинами предпринимательских предпочтений в отношении ЕНВД являлись относительная простота расчета единого налога и меньшее число уплачиваемых налогов (за счет включения в единый вмененный); относительно невысокая налоговая нагрузка по сравнению с общеустановленной системой (если уплачивать все целиком и по правилам), причем в ряде сфер деятельности и по отдельным категориям налоговая нагрузка была существенно ниже; включенность в ЕНВД единого социального налога и других "наиболее проблемных", по мнению предпринимателей, налогов и, наконец, фиксированность платежей в течение года и возможность "спать спокойно" после уплаты ЕНВД (в то время как по общеустановленной системе, чтобы выжить и развиваться, приходилось заниматься "оптимизацией" налоговых выплат вплоть до операций с фирмами по обналичиванию, практика чего была широко распространена).
  И об изменениях, введенных с 1 января 2002 года, в результате которых из единого налога на вмененный доход был исключен единый социальный налог при одновременном уменьшении ставки ЕНВД до 15%. Во многих регионах выведение ЕСН за скобки спровоцировало волну ухода субъектов предпринимательства в тень, в том числе по причинам увеличения базовой доходности региональными властями для пополнения выпадающих из-за снижения ставки доходов региональных и муниципальных бюджетов.
  Резюмируя, можно сделать вывод о том, что действующая система налогообложения малого бизнеса в целом не создавала благоприятных условий для его развития, хотя имелись и определенные положительные моменты, связанные с специальными налоговыми режимам. При этом многое зависело от дальновидности политики региональных властей. Часто декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализовывались. В результате требовались дополнительные шаги по либерализации налоговых режимов для малого бизнеса и их улучшения. Следует также упомянуть, что в 2001-2002 гг. проходила очередная стадия кодификации налогового законодательства и создания единой системы налоговых правил по России, в связи с чем регулируемые ранее отдельными федеральными законами специальные режимы налогообложения рано или поздно должны были быть включены в Налоговый кодекс РФ, а их применение по территории страны в определенной мере унифицировано.
 1.2. Основные изменения налогового законодательства о специальных режимах налогообложения малого предпринимательства и влияние на предпринимательский климат4
  Новые режимы УСН и ЕНВД серьезно видоизменились по сравнению с действовавшими до 1 января 2003 г.
  С 1 января 2003 г. вступила в силу глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. Одновременно с вступлением в силу главы 26.2 утратил силу Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Несмотря на то, что из системы налогового регулирования постепенно исчез термин "малое предпринимательство", в НК РФ предусмотрены более щадящие условия налогообложения для небольших предприятий и организаций. Причем возможность применения налогоплательщиком этих условий больше не связана с критериями, установленными Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
  Существенно увеличен предел по выручке плательщика, претендующего на переход на УСН, средняя численность занятых на предприятии за налоговый период. Введен новый критерий - предельной остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов
  Обращает на себя внимание различие в названиях двух упрощенных систем налогообложения (прежней и новой). Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ эта система называлась "Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", а глава 26.2 НК РФ носит более лаконичное название - "Упрощенная система налогообложения". Это название точно отражает суть нового специального налогового режима, который регулирует только вопросы исчисления и уплаты налога.
  Упрощенная система налогообложения предусматривает уплату организациями единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. При этом единый налог заменяет собой уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость5, налога с продаж (отменен с 1 января 2004 г.), налога на имущество организаций и единого социального налога (кроме взносов на обязательное пенсионное страхование).
  Объекты обложения другими налогами (не заменяемыми единым налогом), возникающие у организаций при ведении хозяйственной деятельности с применением упрощенной системы, облагаются этими налогами на общих основаниях в соответствии с Налоговым кодексом РФ или действующим законодательством. Например, при размещении рекламы своей продукции организации будут продолжать уплачивать налог на рекламу в соответствии с действующим порядком уплаты этого налога. Кроме этого, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выступающие в качестве работодателей, будут продолжать уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
  Таким образом, перечень налогов, входящих в единый налог, сокращен по сравнению с действовавшим ранее, однако, в этот перечень вошли наиболее "проблемные" налоги, включая часть ЕСН.
  Упрощенная система налогообложения в отношении заменяемой единым налогом совокупности налогов и принципа его уплаты по результатам хозяйственной деятельности за определенный налоговый период для индивидуальных предпринимателей предусматривает такой же подход, как и для организаций. Единственное отличие связано с тем, что в перечень налогов, заменяемых у предпринимателей единым налогом, вместо налога на прибыль включен налог на доходы физических лиц.
  Так же как и организации, индивидуальные предприниматели должны уплачивать другие налоги, не замененные единым налогом, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
  Кроме этого, и организации, и индивидуальные предприниматели, переходящие на упрощенную систему налогообложения, должны продолжать исполнение обязанностей налоговых агентов в случаях, предусмотренных НК РФ, например, исполнение обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
  Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется на добровольной основе. Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, организация (индивидуальный предприниматель) должна подать заявление в налоговый орган по месту своей регистрации. По своей сути порядок носит уведомительный характер, в то время как ранее его можно было назвать разрешительным.
  Перейдя на упрощенную систему налогообложения, организация (предприниматель) должна применять ее в течение всего календарного года (налогового периода). Добровольный отказ от ее применения и возврат к общему режиму налогообложения возможен только с 1 января следующего года. При этом заявление должно быть подано в налоговый орган не позднее 15 января (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
  Одновременно с добровольным переходом на общий режим налогообложения НК РФ предусматривает и принудительный. Такой возврат предусмотрен в случаях, установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
  В соответствии со ст. 346.14 НК РФ объектами налогообложения при упрощенной системе признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
  Право выбора объекта налогообложения предоставлено самому налогоплательщику (ранее он определялся законодательством регионов). При этом, выбрав объект налогообложения при переходе на упрощенную систему, налогоплательщик вынужден будет применять его в течение всего периода применения самой упрощенной системы.
  Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения: доходы, полученные налогоплательщиками, облагаются по ставке 6%, а доходы, уменьшенные на величину расходов, - по ставке 15% (ст. 346.20 НК РФ). По сравнению с действовавшими ранее они существенно сокращены.
  В составе доходов организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав (в соответствии с правилами ст. 249 НК РФ), а также внереализационные доходы (в соответствии с правилами ст. 250 НК РФ). При определении объекта налогообложения организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
  Индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, без распределения их на доходы от реализации и внереализационные доходы.
  Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст. 346.17 НК РФ), т.е. доходы признаются по кассовому методу, аналогичному предусмотренному ст. 273 НК РФ.
  Учитывая эти положения, а также то, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с метода начисления в налоговую базу включаются суммы, полученные по договорам, исполнение которых производится после перехода (п. 1 ст. 346.25 НК РФ), можно сделать вывод о включении в состав дохода (выручки) авансовых платежей.
  В целом можно утверждать, что привлекательность новой упрощенной системы, действующей на основании главы 26.2 НК РФ, для налогоплательщиков повысилась.
  Увеличены, по сравнению с действующими ранее, критерии перехода (в том числе за счет установления добровольности выбора объекта налогообложения самими налогоплательщиком); упрощены порядок и условия применения данного режима налогообложения; сокращены ставки налога; в единый налог, взимаемый по упрощенной системе включен единый социальный налог и создана возможность его снижения за счет взносов в пенсионный фонд. На решение налогоплательщиков перейти на применение упрощенной системы налогообложения повлияло и то обстоятельство, что с внесением изменений в Налоговый кодекс был устранен ряд существенных недостатков правового и методологического характера ранее действовавшего Федерального закона от 29.12.1995 № 222 - ФЗ: были установлены равные условия налогообложения результатов предпринимательской деятельности и единые фиксированные ставки единого налога, а также предусмотрены заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и освобождение налогоплательщиков от обязанности ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), причем налогоплательщикам было предоставлено право выбора объекта налогообложения.
  Вместе с тем привлекательность упрощенной системы повысилась и для крупных и средних предприятий, использующих эту систему для оптимизации своих налоговых выплат. Нельзя сказать, что это явление приняло повсеместный характер, однако очевидно, что практика такая распространена, особенно в сегменте средних и малых предприятий. Данное явление отражает конкуренцию общепринятой системы налогообложения и специальных режимов налогообложения и является следствием того, что новая упрощенная система более востребована бизнесом (причем не обязательно малым), нежели общеустановленная (а также упрощенная система, дейст-вовавшая до 1 января 2003 г.). В связи с этим, несмотря на установленные в статье 26.2. "ограничения для злоупотреблений", например, ограничения на аффилированость (ограничения по участию в уставном капитале третьих лиц), ограничения для предприятий, занимающихся внешнеторговой деятельностью, и др., столь значительный рост числа плательщиков, использующих УСН, имеет и составляющую, которая обусловлена дроблением предприятий, регистрации работников предприятия или руководителей как ПБОЮЛ с их переводом на УСН и другими схемами оптимизации налоговых выплат. Специальных расчетов, оценивающих долю таких "недобросовестных" плательщиков в общем числе плательщиков ЕНУС, в рамках данного исследования нами не проводилось, однако ,обратим внимание на несколько фактов в защиту того тезиса, что специальной борьбы с этим явлением и установления в законодательстве дополнительных "фильтров" для перехода на специальный режим, проводить не следует, иначе можно чрезмерно усложнить переход на УСН, который в первую очередь коснется действительно малого бизнеса, или, что называется ,целевой аудитории главы 26.2. НК РФ.
  Число налогоплательщиков, перешедших на УСН, несмотря на их резкое увеличение в 2003 г., в общем числе субъектов малого предпринимательства не настолько значительно: среди малых предприятий оно не превышает 25%, среди индивидуальных предпринимателей - 8%. Поступления ЕНУС в консолидированный бюджет Российской Федерации составляют всего 0,46% ,и в результате роста в 2003 г. их доля увеличилась всего на 0,08 п.п. По поступлениям налогов, вошедших в единый налог, взимаемый по УСН, (НДС, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество, до 1 января 2004 г. - налог с продаж), также отмечается рост, причем не меньший чем по самому единому налогу. Дробление единого предприятия на несколько юридических лиц, равно как и переведение работников или учредителей предприятия на УСН (с регистрацией в качестве ПБОЮЛ) также имеет свои пределы, определяемые возможностями управления несколькими юридическими лицами (вероятностью потери контроля при увеличении числа юрлиц) и соответствующим увеличением отчетности перед налоговыми органами. Вместе с тем, данный тезис верен в том случае, если речь не идет о крупнейших налогоплательщиках. Однако, такие налогоплательщики все известны и за ними ведется специальный контроль, в связи с чем, на наш взгляд, нецелесообразно дополнять законодательство новыми барьерами для использования УСН, равно как и резко увеличивать возможности для использования этой системы (например, увеличивать предельный оборот, по которому налогоплательщик может перейти на УСН).
  Кроме того, мы считаем, что в целях распространения права использования упрощенной системы налогообложения на более широкий круг налогоплательщиков, а также сокращения случаев дробления предприятий для оптимизации налоговых выплат, необходимо увеличить критерии, при которых предприятие может воспользоваться преимуществами УСН. В частности, необходимо рассмотреть вопрос увеличения предельного размера выручки, а также сделать условия обязательного перехода на общеустановленную систему (в частности, в случае превышения размера выручки) менее жесткими.
 
 
  Вставка 1. Упрощенная система налогообложения по данным опроса Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР)
  Третий раунд опросов ЦЭФИР в рамках проекта "МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ", прошедший весной 2003 г., позволяет оценить первые изменения, связанные с реформой системы упрощенного налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Согласно общим целям и задачам реформы новое законодательство об УСН должно было существенно упростить переход на эту систему и расширить базу предприятий, имеющих право ей пользоваться.
  Согласно ответам респондентов, упрощенная система действительно делает проще налоговое администрирование. Этот факт стимулировал достаточно обширный переход предприятий на использование этой системы. Если во втором раунде только 27% опрошенных фирм, имеющих право на использование упрощенной системы, пользовались этим правом, то в третьем раунде доля таких фирм составляла уже 48%.
  Фирмы, перешедшие на упрощенную систему в 2003 году, стали платить в среднем 5,72 видов разных налогов и сборов, что заметно меньше, чем 9,56 видов налогов, которые они платили в 2002 г., действуя по общепринятой системе. Уменьшение количества налогов на четыре для таких фирм вполне соответствует параметрам закона, согласно которому единый налог заменяет пять других налогов. При этом все фирмы в среднем стали платить 7,68 видов налогов против 8,81 в прошлом году. Таким образом, стоит отметить, что на упрощенную систему переходили главным образом фирмы, для которых налоговое администрирование было сложнее обычного в предыдущем, 2002 году. При этом фирмы, использующие такую систему, в 2003 году дали намного более оптимистичные субъективные оценки усилий, которые они тратят на налоговое администрирование. Более того, и во втором и в третьем раунде они оценили уровень налогов как меньшую проблему, чем остальные фирмы.
  В силу того, что, согласно ответам респондентов, упрощенная система дает возможность фирмам значительно уменьшить издержки, остается загадкой, почему более половины фирм в начале 2003 года не перешло на ее использование. Из предложенных в третьем раунде объяснений самым популярным было то, что обычная система проще и понятней - 35% фирм, не использующих упрощенную систему, дали такой ответ. Еще 15% сказали, что обладают недостаточной информацией. Следовательно, информированность фирм пока невелика и, скорее всего, в 2004 году больше фирм перейдут на упрощенную систему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Источник: МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, раунд 3, Центр экономических и финансовых исследований и разработок, 2003 г.
 
  Значительно видоизменилась система единого налога на вмененный доход. Выделим следующее:
  1.Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также налога с продаж (до 1 января 2004 г., когда этот налог был отменен). Аналогичный подход применяется и для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Таким образом, перечень налогов, заменяемых ЕНВД, сокращен по сравнению с действовавшим ранее, хотя в него и вошли наиболее "проблемные" налоги.
  2.Сокращен перечень видов деятельности по сравнению с действовавшим в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Новая система больше не распространяется на:
 1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
 2) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
 3) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
 4) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
 5) деятельность организаций по сбору металлолома;
 6) изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.
  3.Одновременно с сокращением перечня видов деятельности увеличены (изменены) критерии, по которым субъект может стать плательщиком ЕНВД, в рамках оставшихся видов деятельности. Это произошло в отношении розничной торговли, общественного питания и перевозки автотранспортом. Так, для оказания автотранспортных услуг до 1 января 2003 г. плательщиками ЕНВД становились предприниматели и организации с численностью работающих до 100 человек, а с 1 января 2003 г. критерием для перевода на уплату ЕНВД становится количество автомобилей, используемых при перевозках, независимо от вида осуществляемых перевозок. В течение 2003 г. в главу 26.3 НК РФ были внесены поправки, согласно которым с 70 до 150 кв. м увеличена площадь торгового зала магазинов и павильонов, при осуществлении розничной торговли в которых применяется система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход. Аналогично, до 150 кв. м, увеличена площадь залов при оказании услуг общественного питания.

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу