<< Пред.           стр. 1 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
  А.Г. ВОЙТОВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ФИЛОСОФИЯ
  УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
  АСПИРАНТАМ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва - 2003
 
 
  А.Г. Войтов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ФИЛОСОФИЯ
  УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
  АСПИРАНТАМ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва - 2003
 
 
  УДК
  ББК
  В
  Войтов А.Г. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ АСПИРАНТАМ. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К?", 2003. - 514 с.
  Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции - эпистемологией (учением о знании) или философией науки. Философия - фундаментальное основание теоретической науки. Общепризнанна неадекватность существующей философии потребностям теоретической науки. В последние годы изданы многие новые ее версии. Не излагая специально истории философии, предлагаемое пособие содержит много собственных мыслей великих философов о сущности, формах и функциях философии как орудии (органоне) теоретизации наук.
  Предлагаемая версия философии - первое пособие, которое позволяет овладеть могуществом философствования представителям всех наук. Оно особенно важно аспирантам, докторантам как руководство в исследованиях.
 
 
  ? Войтов А.Г., 2003
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Предкам - с благодарностью
  Современникам - с уважением
  Филодоксам - с сочувствием
  Потомкам - в назидание
 
  Scientia vinces
  "Наукой победишь!"
  Предисловие
  Вне науки нет общества. Основополагающее значение науки для общества предполагает адекватное ее познание. И приходится удивляться тому, что до сих пор общество обходиться без понимания науки как общественного явления. Если не поднять качественно (скачкообразно) осмысление науки обществом, то общество не переживет третьего тысячелетия - порожденные наукой силы, прежде всего ядерные, убьют общество при данном уровне озверения даже немногих людей (террористы).
  Значение философии для науки ? традиционный объект исследований. Имеется много ответов на него. Здесь представлена версия "прагматичной философии", известной с древности в форме положения:
 
 
  Наука была объектом познания с древности. По крайней мере, в древнегреческой философии уже ясно прослеживается данный факт. В последующее время постоянно росло внимание философии к науке как объекту познания. Многообразны исследованные аспекты науки, обильны специально написанные работы на эту тему и т.п. Только использование накопленного обществом знания науки может быть основой для движения вперед. Для этого надо осознать проблему понимания науки как общественного явления, выявить духовное наследие по данному вопросу, синтезировать его в единую концепцию, разработать дидактику ее освоения народом.
 
 
  Бедность людей - результат не стихийного развития, а социальной борьбы. Ее преодолеть можно только с помощью освоения народом интеллекта с тем, чтобы разорвать порочный круг украинской присказки: "почему он бедный, потому что дурной, а почему он дурной, потому что бедный". Классик экономической науки ХХ века А. Маршалл констатировал: "Бедных губит нищета". И средством для этого оказывается их невежество. "...Бедность производит такое же разрушительное действие на душу, как пьянство на тело..." [181.2.348]* .
  Интеллект ? борьба ? жизнь.
  В ХIХ веке уже была высказана мысль: "...Каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей и общество вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности" [181.2.543]. Тогда же стали отстаивать право рабочих на развитие всех своих способностей, в том числе и мышления [см. 181.3.282]. Именно с мышления следует начинать борьбу с бедностью. И здесь вспомним идею Экклезиаста: "... Во дни несчастья размышляй". А размышление требует интеллекта, т.е. способности мыслить, и теоретической эрудиции.
  В ХХ веке многообразны работы о науке. И они важны. В них рассматривали науку и как духовное явление. Однако, имеющихся работ о специфике научной духовности не достаточно. Обычно о науке говориться скороговоркой в виду отсутствия адекватного ее познания как духовного феномена. Не отрицая значения существующих книг надо монографически проработать этот аспект науки. В последнее десятилетие издан десяток монографий о науке в целом. Они не решают проблем содержательного понимания науки в качестве специальной учебной дисциплины как важного основания
 *). Первое (одно) число указывает номер источника в списке литературы. Последнее число (если имеется) - номер страницы соответствующего издания. Среднее число (если имеется) - номер тома. Третье число (при четырех численном шифре) - часть тома. Разные сноски даны через точку с запятой.
 теоретической образованности людей. При этом надо решить ряд проблем, прежде всего, обобщенно, синтетически, системно, теоретически объяснить феномен науки. Для этого следует уточнить саму суть науки, систематику ее форм и т.д. И речь не идет о том, что эту проблему может снять один исследователь. Исходим из возможного идеала, в том виде как он видится на основе всего накопленного философского наследия.
  Наука - духовное явление, форма разума, мудрости. Она возникла как обыденное сознание людей вместе с обществом. В связи с этим необходимо показать ее суть и место ее среди других духовных элементов. В этом и состоит функция философии как науки наук.
  На рубеже второго и третьего тысячелетия наука сдала свои позиции антинауке, псевдонауке. Вложили свою лепту в дискредитацию науки и те, кто считал себя представителем науки. Задача общества - качественно поднять значение науки, сделать ее плодотворной идеологией, что возможно на основе ее превращения в теорию. И средством этому может быть только философия.
  Законом развития является сохранение исходных форм объекта. Это относиться и к философии. За 2500 лет возникло много форм философии, которые сохраняются и сегодня. И их бессмысленно критиковать. Следует уяснить главное - философия часто вырождается в филодоксию и философию надо спасать от филодоксов, считающих себя "истинными философами". Надо восстановить философию и развивать ее, придавая ей прагматическую, позитивную, популярную функцию. Следует реализовать девиз философии Х. Вольфа - "Для житейской надобности":
 
 
  Борьба за практичность философии не отделима от ее теоретизации. И для философии как науки истинна присказка: "Нет ничего практичнее теории". Идеалом философии следует считать теоретическую философию.
  Теоретизация философии
 
 
  Практичность, популярность философии
  Философия - наука и ее теоретизация является общей закономерностью развития науки. Теоретическая философия, т.е. философия в строгом смысле слова, выкристаллизовывается с самого начала возникновения философии. Ее суть можно изложить разными словами. В частности, философия - основание науки или наука о науке, интеллекте. Философия призвана учить философствовать, прежде всего, мыслить или применять логику и диалектику в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления. Она призвана объяснить науку как духовное явление. В целом, теория философии состоит из универсальной онтологии, эпистемологии, гносеологии, методологии.
 
 
 
 
 
  Итак: философия - средство развития науки, ее основание. И наиболее плодотворно эту функцию философия выполнит в том случае, когда теоретически объяснит интеллект, науку. Только в таком случае восторжествует девиз А.С. Пушкина:
 
 
 
 ***
  Первая часть (главы 1-5) - осмысление проблем науки. Действительность многообразна. Её высшая форма - общество, ведущим элементом которого все более становится идеология. Идеология детерминирует современное общество. Одновременно она оказывается главным препятствием общественному прогрессу. Только теоретическая наука может стать идеологией общественного прогресса. Переход к ней требует разработки теоретической философии в меру ее превращения в науку о науке.
  Вторая часть (главы 6-11) - объяснение основных признаков (свойств) науки на разных этапах ее развития: знания, учения, теория. Теоретическая наука становится нормой по мере разработки особой науки о науке, чем с древности является философия. Теоретическая наука - единство трех типов теорий: методологии, гносеологии и онтологии.
  Третья часть (главы 12-14) раскрывает функции теоретической философии. Последовательно изложены методология, гносеология и универсальная онтология как философские основания теоретической науки.
  СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
 ДЛ - диалектическая логика
 ДМ - диалектический метод
 ТДМ - технология диалектического мышления
 МЭЛ - Маркс, Энгельс, Ленин
 СМ - самоучитель мышления
 ОТД - общая теория денег
 ФТЭ - фундаментальная теория экономики
 ФОТН - философское основание теоретической науки
 ИЭУ - история экономических учений
 ОТЭ - общая теория экономики (синоним ФТЭ)
 ОТТ - общая теория техники
 МПСО - материальные производительные силы общества
 НКМ - научная картина мира
 ИОД - информационное отражение действительности
 НОД - научное отражение действительности
 ТРИЗ - теория решения изобретательских задач
 ООД - опережающее отражение действительности
 ОТС - общая теория социологии
 СМИ - средства массовой информации
 3РФК - Третий Российский философский конгресс
 РФО - Российское философское общество
 СУБД - система управления базами данных.
 
 
 
 
 
 Часть 1. ОСМЫСЛЕНИЕ НАУКИ
 
 1. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
 
  С древности (смотри Аристотеля) категория "бытие" была исходной для философии. К настоящему времени категория "бытие" стала весьма неопределенной и обремененной множеством идей разного плана. Не видится возможности традиционного преодоления всех этих ее значений с тем, чтобы добиться требующейся ясности и практичности. Обойдемся без данного обозначения исследуемой проблемы, заменив ее имя (название). Для этих целей воспользуемся словами "действительность", "реальность", "мир"*. Не путайте слова:
  бытие, сущее, субстрат, субстанция,
  сущность, реальность, действительность, вещи,
  тела, объекты, природа, материя, мир.
  Люди обычно не задумываются о действительности, в которой они живут. Для них она просто данный факт. Наука же требует осмысления этого факта, что оказывается не простым делом. В науке пока нет монистичной теории действительности.
  Действительность динамична, многообразна и т.п. И люди приспосабливаются к ней. Средством их адаптации становится их внутренний (духовный) мир, в котором отражается действительность в той или иной мере. И задача состоит в том, чтобы исследовать, как отражается действительность в духовности, сознании, науке, особенно в наиболее развитой ее форме ? онтологии.
  *) Если бы обыденное сознание различало слова и понятия, то проблемы не было бы: здесь речь идет не о слове, а о понятии. Для его обозначения используют разные слова. Названные слова часто используют в качестве синонимов [см. 303.64]. Слово "мир" порой предпочтительнее ввиду его краткости. Категория "действительность" широко распространена среди исследователей. В частности, Гегель назвал так третий отдел "Науки логики". И. Кант использовал часто слово "мир". См. также статью А. Макушинского [175].
  "Действительностью" являются три разных объекта:
  А) слово русского языка как средство общения
  Б) психический образ реальности в голове (уме)
  В) реальность вне головы.
  Действительность
  ---------+---------¬
  слово ? понятие ? реальность
  "Действительность" - это, прежде всего, русское слово. Им обозначено (названо) наше понимание того, что существует в нашей голове, когда мы думаем об окружающем мире - реальности. "Действительность" - это понятие в голове теоретически воспринимающего реальность человека. "Действительность" - это также реальность, существующая вне людей. Каждый из этих объектов следует изучать на основе их развития. Их конкретнее объясним следующим образом:
 1. Царство (или мир) знаков "между головами". Представим его последовательностью: знаки - имена (звуки) - слова - символы. Их используют как средство общения.
 2. Царство (мир идей) идейных моделей "в головах людей". Представим его последовательностью: "следы" - идеи - образы - понятия - онтология (всё).
 3. Царство (мир реалий) реальной действительности "вне головы". Оно идет от гипотетических субстратов (самых мелких ее элементов, праматерии), включая поля, тела, предметы, вещи и до всей вселенной.
  Иначе, обособим три элемента действительности (реальности, мира):
  Мир (реальность)
  -----------+-----------¬
  действительный - идейный - знаковый
 
 
 
 
 
 
 
 
  Слова "действительность", "мир", "реальность" используем как синонимы. В то же время им можно придать следующие различия (наложив на них круги Эйлера):
  Действительность
  ----+---¬
  мир? знаковая
  ----+---¬
  реальность? идейный
  ----+---¬
  природа ? социальная
  ----+---¬
 физическая ?биологическая
  Обособим следующие элементы действительности:
  Действительность
  ----+----¬
  Непознанная ? Познанная
  ----+---¬
  Обыденным сознанием ? систематически
  ----+---¬
  Доктринально ? Теоретически
  ----+---¬
  Основание ? Онтология
  Для новорожденных действительность - непознанное явление. Затем она все более осваивается сознанием человека. Высшей формой ее познания является теория и ее ядро - онтология. Индивидуальное сознание зависит от прогресса общественного сознания, в том числе и педагогики. Превращение непознанной в познанную действительность - исторический процесс развития общества. Онтогенез личности начинается с самого общего представления о действительности, а конца ему нет.
  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ = ? ПРОЦЕССОВ =?? СОБЫТИЙ
  Действительность есть система процессов, каждый из которых является системой событий. И задача состоит в том, чтобы теоретически отобразить все это в сознании людей. "Развертывание всей совокупности моментов действительности NB = сущность диалектического познания" [161.29.141].
  Представим в целом действительность и ее основные элементы, закрепив за ними хотя бы условно слова. Пока не удается непротиворечиво соотнести все элементы действительности. Здесь дана гипотеза, основанием которой является все последующее изложение. Возможны разные версии соотнесения элементов действительности.
  Действительность
  ---+--¬
  Реальность ? Будущее
  ---+--¬
 Прошлая ?Современная
  ---+--¬
 Материальная ? Идеальная
 
  Действительность
  ---+--¬
  Видимость ? Реальность
  ---+--¬
  Природная ? Биологическая
  ---+--¬
  Просто ? Социальная
  Мир
  ---+--¬
  Просто ? Жизнь
  ---+--¬
  Просто ? Общество
  ---+--¬
  Базис ? Надстройка
  ---+--¬
  Политика ? Идеология
  ---+--¬
  Просто ? Наука
  ---+--¬
  Просто ? Теория
 
  Действительность
  ---+--¬
  Материя ? Идея
  ---+--¬
  Природа? Общество
  ---+--¬
  Предметы ? Поля
  ---+--¬
  Вещи ? Взаимодействия
  ---+--¬
  Субстраты?Тела
  Действительность ход мысли
  ------+------¬
  Природа ? Жизнь? Общество
  ------+------¬
  Практика ?Политика ?Идеология
  ------+------¬
  Мифология ? Мистика? Наука
  ------+-----¬
  Знания ? Учения ?Теории
  В соответствии с таким сегментированием действительности, она была когда-то только природой, затем расширилась за счет возникновения жизни, а затем и общества. В последующем ее развитие шло за счет усложнения общественной жизни ввиду обособления практики и политики, а затем и идеологии. Одновременно многообразилась идеология. Сегодня существуют все эти элементы действительности, и проблема состоит в определении идеологии как элемента современной действительности, ее сути, значения и форм, ее сознательного развития как ведущего элемента современного общества и действительности вообще.
  Схематично отобразим подход:
 
  Действительность
  Ноосфера
  техносфера
 
 
 
 
  Онтология
  Диалектика и диалектическая логика
  Действительность безгранична, и здесь условно она ограничена квадратом. В простом виде она состоит в различных формах процессов. Было время, когда в ней не было ноосферы, а затем она возникла. Ноосфера функционирует в форме рефлексивных процессов (по Соросу). В простом виде они состоят в деструктивных процессах ("ломать, не строить: много ума не надо"). Самой развитой сферой действительности и ноосферы являются творческие (интерактивные, рекурсивные, итеративные) процессы, суть которых выражена Марксом в 11 тезисе о Фейербахе. Все это - техносфера в широком смысле слова, т. е. не только в смысле техники и технологии, а в смысле - всего создаваемого специально на основе творчества ("техне" = искусство). Элементом техносферы является и становящаяся онтология - учение о действительности и ее элементы - диалектика (учение о законах состояния, в том числе развития объектов) и диалектическая логика - теория технологии сознательного применения диалектики для познания объектов.
  Диалектика - онтологическая наука и призвана отобразить законы самоорганизации действительности, в том числе и развития. Диалектика относительна. (Моя версия ее трактовки дана в "Самоучителе мышления" [52]). На основе смутного, одностороннего, стихийного ее понимания возник диалектический метод (новый тип действительности). А затем длительное время идет сознательный процесс создания технологии диалектической логики, как средства высшей формы процессов действительности. Тем самым создается новый элемент действительности.
  Действительность расширилась сначала за счет жизни, а потом и за счет общества. Возникновение общества свидетельствовало о появлении нового элемента действительности, который ускоряет ее развитие и обратно на нее воздействует. И главная задача - понять общество как элемент саморазвивающейся действительности и способы ее отражения в головах людей, являющиеся основанием их жизни.
  Познавая действительность, обособляем общество для более конкретного представления о нем с тем, чтобы затем обособить определяющий его элемент - идеологию, и ее высшую форму - теоретическую науку. Последнее нужно для того, чтобы содержательнее представить методологию, обеспечивающую теоретическое видение мира, и гносеологию. В результате, все это создаст условие для понимания онтологии как высшей формы идеального отображения действительности в головах людей.
 
 
 
  Действительность
 
  Онтология = виртуальная действительность
 
 
  При объяснении бытия обычно делают акцент на его материальном компоненте. Здесь же рассматриваем идеальный элемент действительности как способ отражения людьми реальной действительности и его функцию в их жизни.
  Ментальные модели
  мира в умах людей
  ----+----¬
  инстинктивные ? приобретаемые (идеи)
  ----+----¬
  интуитивные ? сознательные (знания)
  (мнения) ----+----¬
  отдельных объектов ? всего мира
  (понятие) (онтология)
  Понятия - высшая форма духовных моделей мира в мозгу людей об отдельных объектах. Онтология является системой понятий о мире. Сама онтология - элемент действительности, но иного типа. Онтология - высшая форма отражения действительности в сознании людей на основе теоретической науки. Рассматриваем здесь только ее универсальный элемент ? философскую онтологию как всеобщее начало (исходный пункт) изложения онтологии, т.е. отражения действительности в наших головах с целью успешной жизни в ней. Онтология ? виртуальная действительность, возникающая в мозгу.
  Развитие действительности вело к обособлению элементов ее друг от друга, их конституированию в качестве факторов саморазвития и все большему обратному воздействию производных ее элементов на первичные элементы (обратная связь). В целом задача состоит в том, чтобы рассмотреть наиболее развитый элемент современной действительности - метанауку и ее возможное воздействие на породившие ее элементы (схема А на следующей странице).
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу