<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  ОГЛАВЛЕНИЕ
  Введение .......................................................................................... 3
 Глава 1. Методологические проблемы исследования социализации студенческой молодежи ................................................................. 15
 1.1. Студенчество в структуре современной молодежи .................................. 15
 1.2. Социализация в вузе: концептуализация понятия ................................. 35
 Глава 2. Социальные детерминанты социализации студенчества в кризисном обществе ..........................................60
 2.1. Рынок труда как фактор профессионально-образовательной социализации ........................................................................................................ 60
 2.2. Ценностные ориентации студенчества в условиях модернизации базовых ценностей российского общества ............................................................. 79
 2.3. Рыночные преобразования в вузе как фактор профессиональной социализации студентов ................................................................. 100
 Заключение ................................................................. 125
 Библиографический список использованной литературы ........................ 132
 Приложения .................................................. 145 После титульного листа помещается оглавление (см. образец 2), в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и более Мелких рубрик диссертационной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.
  Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на трих-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
  Введение представляет собой наиболее ответственную часть диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы) исследования, теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также Положения, выносимые на защиту.
  По поводу актуальности темы уже достаточно было сказано выше. С точки зрения композиционной структуры диссертации обоснование актуальности темы должно занимать примерно одну-две страницы введения и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования.
  За обоснованием актуальности должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в отечественной литературе, если таковые имеют место. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной общественности материала по данной теме, который, с Вашей точки зрения, следовало бы ввести в научный оборот (Названия основных трудов отечественных и зарубежных исследователей, относящихся к теме Вашей диссертации, можно указать в подстрочных сносках). Здесь нужно продемонстрировать, что Вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, можете верно оценить вклад Ваших предшественников и современников в решении данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда соискателю без достаточных на то оснований кажется, что до .него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким выводам. Если у Вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщать об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся литературу, проконсультируйтесь с научным руководителем, а потом уже решайте, делать или нет столь широкомасштабные заявления.
  После рассмотрения степени научной разработанности проблемы осуществляется плавный логически обоснованный переход к формулировке лично Вашего места в исследовании проблемы. Здесь формулируются цель диссертационного исследования и его задачи, иначе говоря, его стратегия и тактика. При этом необходимо помнить, что перечисление задач имплицитно задает план и внутреннюю логику текста всей работы. Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект (научного исследования) - это избранный элемент реальности; который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, "среза", отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
  Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
  Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия, явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.
  Не обязательно, но желательно во введении к работе кратко сказать о структурных этапах дальнейшего изложения и обосновать логику его построения.
  Основная часть работы по объему должна составлять примерно. 70% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом диссертации. Здесь подробно излагаются ход Вашего исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.
  Заключительная часть диссертации (заключение) должна содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты Вашего труда. Заключение - это не просто суммирование достигнутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий эксплицитный и имплицитный уровни изложения, отдельные результаты по теме и совокупный итог Вашей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых - выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в заключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные перспективы их научного развития.
  Вслед за заключением обычно приводится библиографический список, использованной литературы. Это перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой.
  Каждый включенный в такой список литературный источник необходимо отразить в рукописи диссертации. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать в подстрочной сноске, откуда взяты приведенные материалы. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые Вы не использовали, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках.
  Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в приложении.
  По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
  Приложения помещаются в конце диссертации. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в диссертации более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
  Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словом "смотри"; например: (см. приложение 1).
 
 
  Рубрикация текста
  Текст диссертации, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов -глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных римскими и арабскими цифрами; более мелкие рубрики, чем параграф, помечаются буквами русского или латинского алфавита. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы - параграфа или подпараграфа с помощью абзацев - отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, которые невозможно выделить другими способами. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.
  Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.
  Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.
  Деление главы на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же признаку. Например, если глава "Основные формы религиозного опыта" разбита на параграфы:
  1) экстравертный опыт,
 2) интровертный опыт,
 3) теистический опыт,
  то такое деление неправильно, поскольку осуществлено не по одному признаку, а по двум сразу: первые два параграфа классификации разделяют религиозный опыт по психологическому критерию, а последний параграф вносит содержательный критерий, поскольку в действительности теистическим может быть как экстравертный, так и интравертный опыт.
  Параграфы, на которые делится глава, не должны сами соотносится друг с другом как часть и целое. Например, с точки зрения логики нельзя признать правильным деление главы "Учащиеся, нуждающиеся в специальных методиках обучения" на параграфы:
  1 )дети, отстающие в развитии,
 2) дети, отстающие в развитии речи,
 3) дети с органическими отклонениями от нормы.
  Ошибка здесь в том, что дети, отстающие в развитии речи, в действительности представляют собой подгруппу детей, отстающих в развитии; таким образом, второй параграф является частью первого по содержанию.
  При делении главы на параграфы нельзя перескакивать через отдельные классификационные виды. Например, деление главы "Виды предложений" на три параграфа:
  1) простые предложения,
 2) сложносочиненные предложения,
 3) сложноподчиненные предложения
 - явная логическая ошибка смешения в одном ряду понятий различной степени рубрикации. Эту главу следовало бы разделить на два параграфа:
  1) простые предложения,
 2) сложные предложения,
 причем последние в свою очередь могут быть разделены на сложносочиненные и сложноподчиненные.
  Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью.
  Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы в сочетании с делением на абзацы. Например, части нумеруются с использованием порядковых числительных (часть первая), разделы - с использованием прописных букв, главы - римских цифр, параграфы - арабских цифр. Рубрики внутри текста организуются с помощью русских или латинских строчных букв. В последнее время входит "в моду" чисто цифровая нумерация, когда самые крупные части нумеруются одной цифрой, их подразделы - двумя цифрами:
  номером части и номером раздела (например, раздел 2.1),
 параграфы - тремя цифрами (2.1.3).
  Такая система допускает отсутствие слов "часть", раздел", "глава", "параграф".
 
 
  Методика изложения содержания и стилистика
  Поскольку Ваша диссертация будет восприниматься Другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной, работы.
  Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные варианты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подробным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую лабораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия.
  Этот вариант изложения наиболее приемлем для диссертации, поскольку позволяет автору лучше раскрыться как начинающему самостоятельному исследователю и продемонстрировать свое соответствие официальным требованиям, предъявляемым к соискателю научной степени.
  Способы изложения диссертационного материала весьма разнообразны. Это может быть изложение в виде развернутого доказательства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся диссертация представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и индуктивным - направленным от эмпирических случаев, экспериментальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких фучаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной временной последовательности.
  Если способ изложения раскрывает научную культуру автора, то его общую культуру характеризует уровень языка и стиля. Стилистические требования, предъявляемые к диссертации, складываются из двух компонентов - требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета. Академический этикет применительно к тексту диссертации - это определенные принципы письменного общения членов научного сообщества между собой.
  Наиболее характерной особенностьюязыка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Академический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвинутых соискателем положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты):
 последовательность развития мысли выражается словами "вначале", "прежде всего", "затем", "во-первых", "во-вторых", "значит", "итак" и др.; противоречивые отношения - словами "однако", "между тем", "в то время как", "тем не менее"; причинно-следственные отношения - словами "следовательно", "поэтому",- "благодаря этому", "сообразно с-этим", "вследствие этого", "кроме того", "к тому же"; переход от одной мысли к другой - "прежде чем перейти к...", "обратимся к...", "рассмотрим", "остановимся на...", "рассмотрев, перейдем к...", "необходимо остановиться на..." и др.; итог выражается словами "итак", "таким образом". "значит", "в заключение отметим", "все сказанное позволяет сделать вывод", "подведя итог", "следует сказать" и т.д.
  Подобные слова и обороты не всегда украшают изложение, но стилистически приемлемы и необходимы в научном тексте. Например, если автор начинает абзац словами "действительно" или "в самом деле", читатель сразу настраивается на восприятие последующего текста как доказательства положений, изложенных выше, а слова "впрочем", "напротив", "с другой стороны" настраивают на ожидание противопоставления нижеследующего сказанному выше. В диссертациях по точным и техническим наукам такие слова всегда используются для эксплицитного выражения логических связей, которые иначе словесно выразить невозможно.
  Иногда подобные слова дополнительно несут функцию рубрикации текста, поскольку способствуют более глубокому логическому структурированию.
  Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому в диссертационном исследовании словоупотребление должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов в научном тексте используются устойчивые-фразеологические обороты, превратившиеся в своего рода термины. Таковы устойчивые сочетания типа "ток высокого напряжения", "социальный институт", "экономическое регулирование" и т.д.
  Характеризуя синтаксический строй научного текста, необходимо отметить, что логическая цельность и связанность его частей требует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Диссертант не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. Не следует понимать требования простоты и ясности изложения как призыв максимально упростить синтаксис. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, такой, когда читатель, дойдя до конца фразы, забывал, с чего она началась. Нужна оптимальная синтаксическая модель.
  Стиль диссертации - это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа "я", точку зрения автора обычно отражает местоимение "мы", например:
 "нами установлено", "мы приходим к выводу" и т.д. Благодаря такому стилю создается впечатление, что мнение автора как бы имплицитно подкрепляется мнением стоящих за ним людей - научного коллектива, школы или направления. Кроме того, -такая подача текста выглядит скромнее, позволяя автору не выдвигать себя на первый план. Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением "мы" могут заменяться неопределенно-личными предложениями;
 например, "к проблеме социализации подходят с различных точек зрения". Используются также изложение авторской позиции от третьего лица ("автор полагает, что...") и страдательный залог ("разработан феноменологический подход к проблеме").
  Принцип точности научной речи должен быть ведущим принципом написания диссертации. Лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и потому значительно ухудшают текст. Естественно, что текст становится менее читабельным и при излишней книжной витиеватости языка, и при избыточном и не вполне семантически грамотном использовании иностранных слов. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Следует избегать использования терминов-синонимов; например "общественный уклад" и "социальный уклад". Значительно ухудшают стиль слова, произведенные из иностранных по правилам словообразования русского языка (например, "дигитальный") и наоборот, слова, образованные из русских слов на манер иностранных.
  Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения. Нередко в тех случаях, когда сам автор не вполне четко понимает, что он хочет сказать, он формулирует свою мысль намеренно неясно. Это особенно характерно для соискателей, которые считают, что наукообразие и научность - одно и то же, и поэтому пересыпают свой текст излишними наукообразными оборотами и терминами. Неясность может возникать и из-за неправильного порядка слов в предложении. Например, фраза: "Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек" оставляет неясным, кто именно и кого обслуживает. Создают неясность и слова с неопределенным значением, обороты типа "известным образом", "некоторым способом", "в надлежащем направлении" и т.д. Достаточно часто такие обороты отражают элементарное незнание автора тех моментов, которые он обозначает этими выражениями.
  Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. Это не означает, что предложения в тексте должны быть односложными. Просто не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы, слова-паразиты, излишнюю конкретизацию. Например, такая фраза, как: "В настоящее время современное общество переживает кризис" содержит неоправданное удвоение указания на время; фраза: "Анализ показывает, что существующие в современном обществе социальные институты претерпевают радикальные изменения" содержит лишнее слово "существующие", поскольку несуществующие институты не могут претерпевать изменения. Присутствие в диссертации таких слов говорит либо о том, что автор не имеет четкого представления о том, о чем пишет, либо о том, что он бездумно пользуется словами. Принципы краткости и ясности нарушаются и в тех случаях, когда автор неоправданно употребляет слова иностранного происхождения там, где их функцию вполне могли бы выполнить обычные слова русского языка, когда имеет место бессмысленное параллельное употребление русских и иностранных синонимичных слов, например, "форсировать ускоренными темпами", "промышленная индустрия". Засоряют научную речь и канцелярские обороты, более уместные в юридических документах; например: "касательно решения этой проблемы", "в качестве иллюстративного материала может служить таблица" и т.д.
  Как уже говорилось выше, стиль служит показателем как общей культуры соискателя, так и степени его проникновения в суть проблемы. Поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста остается обязательной задачей всякого пишущего диссертацию.
 
 
  Оформление текста
  Оформление - одна из важнейших стадий работы над диссертацией. Придание соответствующей формы тексту диссертации имеет принципиальное значение, поскольку диссертация - это формальное квалификационное сочинение и ее оформление должно соответствовать общепринятым требованиям. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать "на потом" - на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь диссертация состоит не только из текстовое части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны бьтъ представлены в диссертации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.
  Текстовой материал диссертации обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.
  Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны; на ч пример: десять автомобилей (не: 10 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; например: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц меры, длины. массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ставится только после последнего числа.
  Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей; например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и винительного падежей количественные, числительные управляют существительными; например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).
  При количественных числительных, записанных арабскими цифрами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопровождаются существительными; например: не 15-ти рублей, а 15 рублей.
  Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двадцать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся; например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным; например: 3-й раунд.
  При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз; например: капитаны 1 и 2-го рангов.
  Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют; например: IV курс, XX век (не: ХХ-й век).
  В диссертациях часто используются сокращения. При этом применяются три основных способа: 1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город - г.); 2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суффикс (медицинский - мед.); 3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет - ун-т). При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву "и", на мягкий и твердый знак.
  Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие);
 при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
  Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой, буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: Г. Спенсер считал явления общественной жизни "...следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления".
  Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике; например: П.А. Сорокин писал, что "уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения".
  Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений;
 например: "из рисунка видно, что...", "данные таблицы показывают, что..." и т.д.
  Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, и используют сокращение "см."; например: (см. приложение 5).
  Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. От основного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой. Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой.
  Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых; например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) "социальное дно".
  Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; например:
  Капиталистический строй характеризуется:
 а) наличием буржуа и пролетариев;
 б) ломкой старых социальных связей;
 в) усиленной национальной интеграцией.
  Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению; например: согласно 3. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:
  1) это, или Я;
 2) подсознанием, или "оно";
 3) суперэго, или "сверх-я".
 
 
 
 
  Оформление таблиц, формул и иллюстративного материала
  Цифровые данные, если они играют существенную роль в работе, представляют в виде таблиц.
  Таблица - это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф; не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.
  Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчинённые, так и главные) должны быть мак-симально точными и простыми.
  Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указателем порядкового номера таблицы; например: "Таблица б" без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте диссертации только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово "таблица" не пишут. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.
  При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова "Продолжение табл. б";
 заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.
  Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки.
  При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.
  Если в своем изложении Вы можете обойтись без таблиц, то лучше так и сделать. Ненужные таблицы свидетельствуют о неумении обращаться с количественным материалом. Помещать в диссертацию таблицы стоит только в том случае, если их содержание трудно или невозможно передать в обычном тексте или приводимые Вами данные нуждаются в наглядном сопоставлении.
  Использование формул в работе также подчиняется определенным правилам. Формулы, особенно важные, длинные, изобилующие математическими знаками, лучше помещать на отдельных строках.
  Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать по тексту. Те формулы, на которые придется ссылаться в дальнейшем, следует пронумеровать, а те, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.
  Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Если номер не умещается в одной строке с формулой, то его располагают в следующей строке ниже формулы; При переносе формулы ее номер ставится на уровне последней строки. Если особенно важная формула заключена в рамку, то ее номер находится в правом краю против основной строки формулы. Номер формулы-дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.
  Производные от приведенной ранее основной формулы целесообразно нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой; например: (9а), (137).
  Сквозную нумерацию формул применяют в небольших работах, где нумеруется ограниченное количество наиболее важных формул, а также и в более объемных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на формулы из других глав.
  Что касается знаков препинания при формулах, то формулы, будучи полноправным элементом предложения, не изменяют пунктуации. В тех случаях, когда по правилам пунктуации в тексте перед формулой должно стоять двоеточие, а после формулы - запятая или точка, эти знаки обязательно ставят. Следующие друг за другом формулы разделяются между собой запятой или точкой с запятой.
  Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу диссертации. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики и т.п.) следует давать только там, где это действительно необходимо; они должны строго соответствовать тексту. Обязательна сквозная нумерация иллюстративного материала. На иллюстрации делаются ссылки в тексте; например: см. рис. 10. Кроме номера, иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая включает в себя: тематический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначают цифрами и соответствующие пояснения выносятся в подпись; например: - выбор проблемы исследования; 2 - обзор литературы.
  Существует несколько разновидностей иллюстративного материала, используемого в диссертациях: чертеж, схема, рисунок, фотография, диаграмма, график.
  Схема - это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. На схемах используют стандартные обозначения. Назначение схемы - способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.
  Рисунки в диссертации обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей. Наиболее удобна для этого аксонометрическая проекция.
  К фотографии прибегают, если необходимы особая документальность и наглядность изображения. Нередко фотография выполняет функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов. В диссертации допустимо использование как ранее опубликованных фотографий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотографиям предъявляются требования достаточной четкости и функциональности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстрировать. Например, если нужно показать размер какого-либо географического или архитектурного объекта, желательно, чтобы на снимке рядом с этим объектом был помещен человек, который будет служить своего рода масштабом изображения, но черты лица человека не должны четко просматриваться, чтобы на них не фокусировалось внимание читателя.
  Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин. Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные. Линейную диаграмму строят на поле координат, где на оси абсцисс откладывают время (или другие независимые показатели), а на оси ординат - показатели на определенный момент времени; вершины ординат соединяют прямыми, образуя единую ломаную линию. Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам. Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные изображаемым данным.
  Графики используют тогда, когда необходимо наглядно продемонстрировать взаимозависимость математических величин, а также результаты обработки статистических и других количественных показателей. Над графиком помещают его заголовок. В подрисуночной подписи следует дать масштаб графика, пояснения условных знаков и необходимые уточнения.
  Оси абсцисс и ординат графика вычерчивают сплошными линиями., На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжают координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат; вместо сетки по осям наносить масштаб можно короткими рисками.
  Обычно числовые деления на осях координат начинают не с нуля, а ограничивают теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость. По осям координат следует указать условные обозначения (только принятые в тексте). Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они краткие. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в экспликации. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси: снизу вверх по оси ординат, слева направо - по оси абсцисс. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями.
 
 
  Оформление библиографического аппарата
  Библиографический аппарат - весьма значимая часть диссертации. Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать диссертацию; во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.
  Библиографический аппарат диссертаций оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 "Библиографическое описание документа" и с учетом кратких правил "Составления библиографического описания" (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Приведем образцы оформления библиографического списка как приложения к диссертации.
  Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов
  Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
 Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. - М.: Мысль, 1979.-237с.
 История социологии в Западной Европе и США: Учебник /Отв. ред. Г.В.Осипов.- М.: Норма - Инфра, 1999. - 576с.
 Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичева, А.В.Кабыща и др. / Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н. Москвнчева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.
  Ссылки на статьи из журналов и газет
  Рукавишников 5.0. Социальная напряженность // Диалог. - 1990. № 8. - С. 32-45.
 Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. - 1990. № 7. - С. 25-31.
 Райцын И. В окопах торговых войн //Деловой мир. - 1993. - 7 окт.
  Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря
  Бирюков 5.5.,. Гастев Ю.А.. Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд. М.. 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
 Диссертация // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. - С. 396.
  Ссылки на материалы конференций, съездов
  Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья Всесоюз. науч. конф. - М.:МИСИ, 1988.-156с.
  Ссылки на сборники
  Сборник одного автора:
  Философские проблемы современной науки / Сост. В.Н. Иващенко. - Киев: Радуга, 1989. - 165 с.
  Сборники коллективов авторов:
  Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. - М.: НИИВО, 1995. - 156 с.
  Продолжающееся издание
  Сафронов ГЛ. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. - 1981. - Вып. 8. - С. 3-17.
  Ссылки на статьи из ежегодника
  Народное образование и культура СССР в цифрах в 1985 г. М. 1986. С. 241 -255.
  Ссылки на иностранную литературу
  AusubelD-P. Das Jugendalter. - MOnchen, 1968. - 284 S.
 2. Collier P.. Horowitz L. Destructive Generation: Second Thoughts about the / Sixties. - N.Y., 1989. - 312 p.
 Homans G. Social Behaviour as Exchange //American Journal of Sociology. - 1958. - Vol. 63. - P. 32-49.
 Mannheim К. The Problem Generations // K. Mannheim. Esseys on the Sociology of Knowledge. - London, 1952. - P. 131-154.
  Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций
  Рудакова Ж.И. Управление организацией: согласование интересов и социальный конфликт: Дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск. 1999. - 146 с.
 Родионов И.Н. Государственная молодежная политика (Сущность, этапы, основные тенденции): 1980-1993 гг.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1994.-20с.
  Ссылки на депонированные работы
  Котряхов Н.В. Теория и практика подготовки учителя единой трудовой школы 1 ступени к трудовому обучению и воспитанию учащихся // Рукопись деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика МП и АПН СССР 27.10.86., № 265-86. - 26 с.
  Ссылки на препринты
  Иванова С.И. Применение психологических знаний в воспитании школьников: Препринт - 87-5. СПбГУПМ, 1998. - 24 с.
  Ссылки на архивные источники
  Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, on. I, д. 355, л. 32. Государственный архив Челябинской области. Ф. П-2. on. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области. Ф. 12, on. 1,д. 7, л. 13.
  Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом в тексте другом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска (Составление библиографического описания: Краткие правила. - 2-е изд., доп. - М.: Кн. палата, 1991. С. 116.). Их также следует оформлять по правилам.
  При оформлении ссылок допустимы некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. Так, если ссылка включена в текст, то на нее распространяются правила оформления текста, а не библиографического описания. Например, в тексте названия книг даются в кавычках, а в библиографическом списке - без кавычек, инициалы авторов в ссылке должны идти перед фамилией, а в списке - вслед за фамилией. Между областями описания знак "точка и тире" можно заменять точкой, допускается использование формы краткого описания.
  Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так: "Цит. по:" либо "Цит. по кн.:" или "Цит. по ст.:". Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами "См.", "См. об этом". Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка. - лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: "См., например,", "См., в частности". Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают "См. также:".
  По месту расположения относительно основного текста диссертации библиографические ссылки бывают:
  1) внутритекстовые, т.е. являющиеся неразрывной частью основного текста;
 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы;
 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.
  Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст диссертации так органично, что изъять ее невозможно. Тогда в скобках указывают лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).
  Подстрочные ссылки на источники дают в тексте диссертации, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно.
  Если ссылки приводят в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используют знаки сносок в виде цифры или звездочки. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно.
  Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных ссылках вместо заглавия, пишут "Указ. соч.". Если несколько ссылок на один тот же источник размещается на одной странице, то в сносках пишут "Там же" и номер страницы, на которую дается ссылка.
  Существует несколько способов связи основного текста диссертации с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки; например: (73. С. 62], что означает: источник в списке 73, страница 62.
  Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием самого издания. В тех случаях, когда приходится оперировать большим числом источников, применяют затекстовые библиографические ссылки.
 
  Требования к печатанию рукописи
  Печатание текста диссертации производится в соответствии с требованиями Положения.
  Текст должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4) через два интервала (1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7 for Windows'95/98). Широко используемыми шрифтами являются:
 Times New Roman Cyr, Courier New Cyr (кегль 14). Размер левого поля 30 мм. правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа - для того, чтобы в строках не было неправильных переносов. При таких полях каждая страница текста содержит приблизительно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак).
  Рукопись распечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы частей текста в другие места.
  Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем - 10-м).
  Все страницы нумеруются начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.
  Каждая глава начинается с новой страницы. Это правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку, приложениям, указателям.
  Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают такими же. как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке.
  Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 8-12 мм.
  Формулы подготавливаются в специальной компьютерной программе или вписываются в текст тщательно и разборчиво от руки черными чернилами или чертежной тушью. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Рекомендуются следующие размеры знаков для формул: прописные буквы и цифры 7-8 мм, строчные 4 мм, показатели степеней и индексы не менее 2 мм.
  Таблицы, рисунки, чертежи, графики, фотографии как в тексте диссертации, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах размером 210х297 мм (формат А4) или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам помещаются с лицевой стороны.
  Рукопись, рисунки, .фотографии должны быть без пометок, карандашных исправлений, пятен и загибов, не допускаются набивка буквы на букву и дорисовка букв чернилами. Количество исправлений должно быть не более пяти на страницу и вноситься от руки чернилами черного цвета.
  По новому Положению объем текста кандидатской диссертации строго не регламентирован. Обычно он составляет 150 листов стандартного формата А4, распечатанных на компьютере.
 
 
  * Тезисы докладов, выступлений, научные статьи
  Согласно существующему Положению, лица, претендующие на получение ученой степени, обязаны отразить научные результаты своих исследований в публикациях. В Положении сказано:
  "К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются также дипломы на открытия, патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, патенты на промышленный образец; алгоритмы, которые включены в Государственный фонд алгоритмов и программ и по которым проведена соответствующая экспертиза на новизну, депонированные в учреждениях государственной системы научно-технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах; препринты; опубликованные тезисы докладов, сделанные на научных съездах, конференциях, симпозиумах и семинарах; информационные карты на новые материалы, включенные в государственный банк данных" (Бюллетень ВАК России. 1995. № 1. С. 6).
  Наиболее распространенным видом публикаций являются тезисы докладов и выступлений. Это изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по выбранной соискателем теме.
  Главное преимущество тезисов и основное предъявляемое к ним требование - краткость. Объем представляемых к публикации тезисов составляет, как правило, 2-5 страниц распечатанного на компьютере текста (на стандартных листах формата А4, кегль 14). Второе требование - информативность. Для наглядности тезисы могут быть снабжены цифровыми материалами, графиками, таблицами. Основные положения исследования должны излагаться четко и лаконично.
  Более значимые научные результаты, требующие развернутой аргументации, публикуются в форме научной статьи. Научная статья - это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме, входящей в круг проблем, связанных с темой диссертации.
  Научная статья должна отвечать следующим принципам:
  •
  * Название статьи отражает основную идею ее содержания. •
  * После названия статьи в первом верхнем углу первого листа пишутся инициалы и фамилия автора, иногда указывается город или вуз, где он работает. •
  * Библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и т.п. оформляются по тем же правилам, что и в тексте диссертации. •
  * Статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами.
  Методические рекомендации и программы учебных курсов
  Основные результаты диссертационных исследований могут отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Как показывает статистика, примерно 32% научных публикаций - это методические рекомендации.
  Приступая к подготовке методических рекомендаций, следует исходить из того, что они рассчитаны на конкретного адресата - учителя, экономиста, инженера, руководителя предприятия, научного работника, преподавателя вуза и т.д. Структура методических рекомендаций может быть такой:
  * введение, где читатель подготавливается к знакомству с конкретным методическим материалом и где указывается предполагаемый пользователь методической разработки;
  * основная часть, где детально раскрываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов в том или ином виде деятельности;
  * заключение, где делаются выводы по изложенному материалу;
  * список литературы, где приводится литература, на основании которой написаны методические рекомендации, а также литература в помощь пользователю методической разработкой.
  Опубликованные методические рекомендации должны отвечать следующим требованиям:
  Раскрывать новые методические приемы, формы и методы организации учебной, производственной или любой другой деятельности.
  Подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками.
  Методическое пособие должно быть написано доступным для пользователя языком. Иностранные и малоизвестные научные термины следует объяснить в сносках или в специальном словаре терминов и понятий.
  В настоящее время соискатели ученых степеней (особенно по гуманитарным специальностям) довольно часто разрабатывают, апробируют и публикуют в виде отдельных брошюр оригинальные программы тех или иных учебных курсов или спецкурсов. Программа учебного курса, спецкурса может иметь следующие разделы:
  предисловие или введение, в котором разъясняется суть программы, основные ее разделы и направленность пользователям; основная часть, раскрывающая основные положения учебного курса или спецкурса;
  основная и дополнительная литература, компьютерные программы или другие необходимые для более качественного усвоения программных знаний пособия и источники по каждому разделу программы или по программе в целом.
  Учебное пособие, учебник
  Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном пособии (учебнике).
  В отличие от всех упомянутых выше видов публикаций учебное пособие (учебник) не может сводиться к изложению содержания только диссертационного исследования. Это масштабная работа, в которой должно достигаться полное раскрытие вопросов программы учебной ДИСЦИПЛИНЫ.
  Поскольку учебное пособие (учебник) адресован учащимся школ или студентам колледжей и вузов, изложение учебного материала должно быть доступным для самостоятельной работы обучающихся.
  Объем учебного пособия (учебника) должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в учебном плане и соответствовать времени, отводимому на ее изучение.
  Монография
  Монография, как правило, служит формой публикации научных результатов диссертации на соискание ученой степени Доктора наук и содержит систематическое изложение основных данных научного исследования. Монография соискателя докторской степени должна быть написана без соавторов, а соискатель кандидатской степени может иметь соавторов. Объем монографии, как правило, бывает от 3-5 авторских листов и более.
  Депонирование научной разработки. Научная разработка любого автора может быть депонирована. Депонировать - это значит передать рукопись на хранение в специальное хранилище - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) или во Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Министерства науки и технологий. Обычно депонируют научные разработки (монографии, статьи, тезисы и т.д.), издание которых большими тиражами нецелесообразно, так как они предназначены для узкого круга специалистов.
  Сущность депонирования заключается в следующем: подготовленная к публикации научная разработка (статья, тезисы доклада или выступления, монография, учебное пособие и т.д.) направляется в соответствующий центр научной информации (научно-технической информации или научной информации по общественным наукам). Центр принимает работу для депонирования, передает ее на хранение в свои библиотеки и публикует в специальных реферативных сборниках или научных журналах информацию о том, что работа поступила в центр научной информации и может быть востребована для ознакомления. Депонированная работа считается опубликованной только после публикации ее аннотации в научном журнале или реферативном сборнике.
  Соавторство
  В том случае, когда произведение написано двумя авторами или более, форма их совместного творчества называется соавторством. Все авторы такого произведения в своей дальнейшей деятельности имеют право пользоваться содержащимися в нем материалами, но обязательно указывая, что тот или иной материал разработан совместно с такими-то учеными.
  Довольно часто в соавторстве пишут монографии, учебники, учебные пособия. Обычно в таких случаях каждый автор пишет свой раздел, главу или параграф, а на титульном листе (если авторов три и менее ) или на обороте титульного листа (если авторов четыре и более) указываются фамилии всех писавших.
  В автореферате диссертации в списке опубликованных по теме диссертации научных трудов, которые выполнены в соавторстве, необходимо указывать личное участие в той или иной публикации.
  Учет объема опубликованных работ
  Для определения объема подготовленных к изданию рукописей и изданных научных работ существует специальная система подсчета, основу которой составляет авторский лист. В авторских листах, как прарило, устанавливается объем научной продукции в издательских договорах.
  Авторский лист (а.л.) - единица объема материала, созданного автором; он равен 40 000 печатных знаков (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и т.п. Как правило, 1 а.л. - это 22-24 страницы текста, напечатанного через 2 интервала между строками на пишущей машинке или набранного с помощью компьютерной техники (Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю. Майсурадзе. М.: Юристъ, 1998. С. 49-50).
  В издательской деятельности используется и термин "печатный лист". Это площадь поверхности одной стороны бумажного листа, которая воспринимает краску с печатной формы, т.е. половина бумажного листа стандартного формата 60 х 90 см, который назван условным. Для определения объемов книг других форматов введен так называемый печатный лист. Чтобы вычислить объем книги, используют переводной коэффициент - отношение площади физического печатного листа к площади условного печатного листа 60 х 90 см:
  формат книги 60 х 84 см - коэффициент 0,93; 70 х100 - 1,29; 70х90- 1.17; 70х108- 1,40; 75х90- 1.26; 84х108- 1,68.
  Например: объем книги формата 60 х 84 см - 5 п.л.; 5 х 0,93 = 4,65 приведенных печатных листа (Энциклопедия книжного дела. С. 49).
  Учетно-издательский лист - это единица объема всего материала книги, кроме рекламного. По количественному значению учетно-издательский лист не отличается от авторского листа и подсчитывается так же, но включает дополнительные объекты подсчета: колонцифры (номера страниц), издательскую аннотацию, оглавление и т.д. Объем печатного издания принято указывать в условных печатных листах и учетно-издательских листах.
  Следует знать, что в одном и том же печатном листе может уместиться материал различного объема в зависимости от размеров шрифта, а следовательно, количества знаков в строке и количества строк на странице, размера полей и т.п.
  Основные требования к рукописям
  К рукописи научной работы, тексту диссертации и автореферата предъявляются следующие требования: ·
  * Рукопись представляется в редакцию (ученый совет, издательство и т.д.), как правило, в двух экземплярах (отпечатанных с помощью компьютерной техники; не запрещается представление второго экземпляра в виде ксерокопии). ·
  * Все тексты печатаются на стандартной бумаге формата А4 (210х297 мм).
  Текст печатается шрифтом высотой 2,7 мм через два интервала;
  число знаков в строке - 60-65 (включая пробелы), число строк на полной странице - 28-30. Размеры полей: верхних - 20 мм, нижних - 20 мм, правых - 10 мм, левых - 20-30 мм. Размер абзацного отступа 5 знаков, отбивку заголовка следует делать через три интервала.
  ·
  * Если при подготовке машинописного варианта того или иного текста возникает необходимость вписать некоторые символы или слова на иностранных языках (в отсутствие соответствующей компьютерной программы), то их можно вписать черной тушью или чернилами, причем размер вписываемых знаков должен быть таким же, как и у основного текста. ·
  * Ошибки или опечатки устраняются с помощью белил типа "штрих"; нужные буквы и символы аккуратно вписываются черной тушью или чернилами. Исправление ошибок возможно также с помощью специальных корректирующих таблиц или путем заклеивания.
  Таблицы, графики, фотографии, иллюстрации обычно располагаются на отдельных листах с соответствующими пояснениями, которые делаются под ними.
 
 
  КОНЕЦ
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу