<< Пред. стр. 3 (из 4) След. >>
3. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
1. Рассмотреть понятия "профессиональная ориентация", "профессиональное самоопределение", объяснить взаимосвязь.
2. Почему проблема профессионального самоопределения приобретает особую актуальность в современной России?
3. Взаимосвязь профессиональной ориентации и социальной политики государства.
4. Чем мне интересен курс "Основы профориентации"?
5. Сообщение: "История и развитие профессиональной ориентации".
Список литературы
1. Антология социальной работы. В 5 т. - Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994.
2. Б. Куган "Транзит" отменяется / Народное образование. - 1994. - №5. - С. 62-63.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
4. Колодин А. Все мы дети переходного периода / Народное образование. - 1995. - №10. - С. 144-148.
5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФА, 1998.
6. Положение о профориентации и психологической поддержке населения в РФ / Первое сентября. - 1997. - №40. - С. 2-4.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 16-19.
8. Шендрик И. Диктует время / Народное образование. - 1995. - №5. - С. 23-26.
Занятие 2
1. Социальная политика государства в решении проблемы занятости населения с помощью профориентации.
2. Концептуальные и нормативные основы развития системы профессионального обучения населения.
3. Система профессионального образования РФ.
4. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке как важнейший нормативно-правовой акт в области социальной защиты.
5. Проведение игры "Спящий город". Игра предназначена для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности с учетом специфики региона и переживаемого страной периода. Игра занимает около часа. Инструкция: "В некотором городе, примерно таком, как наш, злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни". Группа разрабатывает такие программы по следующим направлениям: 1) снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты); 2) более совершенное управление в городе (управление); 3) оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости (экономика), 4) помощь в решении семейных, личностных проблем (психологические аспекты); здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицина). Группа делится на команды в соответствии с перечисленными программами, которые приступают к разработке программ. В течение 10-15 минут каждая группа определяет основные направления работы. Ведущий не вмешивается в работу команд. Наконец, докладчики от каждой группы представляют свои проекты и отвечают на вопросы. При подведении итогов участники должны сами определить, насколько предложенные программы были оригинальными, реалистичными.
Список литературы
1. Кодекс законов о труде РФ. - М.: Проспект, 1998.
2. Основы правоведения: Учебное пособие для студентов неюридических специальностей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
3. Мизулина Е.Б. Правовые основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие / Ярославль, 1988.
4. Положение о профориентации и психологической поддержке населения в РФ / Первое сентября. - 1997. - №40. - С. 2-4.
5. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / Ред. С.Н. Чистякова. - Ярославль, 1993.
Занятие 3
1. Каковы предпосылки возникновения в истории проблемы профессионального самоопределения?
2. Каковы предпосылки возникновения в истории проблемы профессионального самоопределения?
3. Работа первых профориентационных служб во Франции на основе концепции Ф. Парсона, дальнейшие исследования зарубежных и отечественных специалистов в области профориентации.
4. Периоды упадка и расцвета профориентации в России ХХ века.
Список литературы
1. Антология социальной работы. В 5 т. - Т. 1 История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994. - С.288.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984. - С.158.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.221.
4. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб / Отв. ред. В.А.Власов. - Ярославль, 1993. - С.69.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. - 1996. - №1.
Занятие 4
1. Какие критерии являются основой для классификации мира профессий?
2. Классификация профессий Е. Климова. Зарубежные классификации.
3. Освоение методик, разработанных на основе различных классификаций: ДДО, Карта интересов и др.
4. Проведение игры "Профессия-специальность", которая направлена на повышение у участников уровня осознания таких понятий, как специализация в рамках получаемой профессии на расширение информированности о многообразии профессионального труда. По времени занимает от 10 до 20 минут. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность. Каждый студент пытается в письменной форме назвать наибольшее количество специализаций получаемой профессии. Специализации затем обсуждаются в группе. При названии сомнительных специализаций задаются уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии.
Список литературы
1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.
2. Левиева С.Н. Мир профессий. Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
4. Психологические тесты / Под ред. Э.Р. Ахмеджанова. - М.: Лист, 1997.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на/Дону: Феникс, 2000.
Занятие 5
1. Какие формы проведения профессиональной консультации известны консультантам-практикам?
2. Какие этапы выделяются при проведении профессиональной консультации?
3. Какие группы методов можно выделить в профессиональной ориентации? Охарактеризуйте подробнее каждую из групп.
4. В чем специфика активизирующих методов профконсультации?
5. Проведение игры. "Предмет рассказывает о хозяине" - такая форма самопредставления, когда человек говорит о себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом. Здесь происходит самораскрытие, позволяющее осознать собственное, в том числе профессиональное "Я". Каждый участник берет в руки принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие участники могут задать рассказчику любые вопросы о его хозяине, его профессиональном становлении. Игра проводится в течение получаса.
Список литературы
1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992.
2. Климов Е.А Психология профессионала. Избр. псих. тр. - М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин.-т, 1996.
3. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. Изд-во "Феникс", 1996.
4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЕК", 1997.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на/Дону: Феникс, 2000.
Занятие 6
Занятие проводится на основе предварительного посещения студентами учреждений социальной службы, семьи, индивида, школы. По результатам посещения составляется краткий отчет:
1. Категория студента.
2. Какая работа по профориентации проводилась ранее с клиентом.
3. Результаты первичной профориентационной беседы, проведен-ной на основе вопросов анкеты и схемы индивидуальной беседы с клиентом
4. Составление алгоритма работы с клиентом на основе проведенной беседы.
5. Описание результатов проведенных студентом конкретных методик.
6. Рекомендации, предложенные клиенту. Составление профессиограммы.
7. Материалы проведенного исследования документально оформляются. На основе документации проводится анализ проделанной работы.
Список литературы
1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1979.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992.
5. Меновщиков В.Ю. Особенности дистантного консультирования / Вестник психолого-социальной коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №1 - С. 17-19.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.
7. Йовайта Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.
Занятие 7
1. Какими правилами должен руководствоваться профконсультант при общении с клиентом?
2. Какие мотивы существуют для обращения клиента к профориентатору?
3. Выбор стратегии профессионализации личности: адаптация или развитие.
4. Проведение методики "Моделирование основных элементов собеседования". Данная методика направлена на формирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу, на повышение уровня готовности студентов к подобным собеседованиям. Вначале каждый участник на листочке выписывает 5-7 правил поведения для поступающего на работу и 5-7 главных правил поведения для руководителя предприятия, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. Ведущий предлагает разыграть сценку собеседования. Уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточняется, какими качествами и характеристиками обладает претендент. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют записанным правилам поведения. Кроме того, по 5-балльной шкале каждый участник оценивает успешность действий отдельно для руководителя и претендента. Первое слово предоставляется главным игрокам. Они называют свои оценки и самооценки, комментируя их. После этого кратко высказываются остальные игроки. Подсчитывается общее количество баллов. Для обобщения результатов можно ознакомиться с основными правилами для человека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе. Например, правила, выделенные Д.Карнеги:
1) искренне интересуйтесь другими людьми;
2) улыбайтесь;
3) помните, что имя человека-это самый сладостный и самый важный для него звук;
4) будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
5) говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
6) внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Список литературы
1. Петрова Е.Ю. Использование идей психологических типов Юнга в практике социальных работников и консультантов / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №2. - С. 19-21.
2. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997.
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы проф. консультирования. - М.: Знание, 1983.
4. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А. М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997.
5. Теория социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 1998.
6. Чепляев В.Л., Федотова Н.Н., Попова З.Н. Профориентация в службе занятости. - Саратов: Изд-во СГУ, 1995.
4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Перечисленные ниже задания предназначены для самостоятельного выполнения студентами в процессе подготовки к аудиторным занятиям. Выполнение заданий является обязательным условием допуска студентов к сдаче зачета.
Задание 1. Построение квалификации.
Инструкция. Необходимо составить и заполнить схему "Классификация профессий". Построение квалификации проводится для различения и "примеривания" каждым человеком к себе получаемой профессии. Рекомендуется использовать четырехъярусную обзорную классификацию Е.А. Климова.
1. Первый ярус - типы профессий.
"Человек - живая природа" (П);
"Человек - техника" (Т);
"Человек - человек" (Ч);
"Человек - знаковая система";
"Человек - художественный образ".
2. Второй ярус - классы профессий:
Гностические профессии (Г);
Преобразующие профессии (П);
Изыскательные профессии (И).
3. Третий ярус - отделы профессий:
Профессии ручного труда (Р);
Профессии машинно-ручного труда (М);
Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (А);
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф);
4. Четвертый ярус - группы профессий:
Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым (Б);
Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе (О);
Работа в необычных условиях (Н);
Работа в условиях повышенной ответственности за жизнь, здоровье людей, материальные ценности (М).
Задание 2. Составление банка данных о актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона. Предполагается самостоятельная работа студентов со справочниками для поступающих в учебные заведения региона. Следует обращать внимание на профессии, смежные получаемой студентами данной специальности.
Задание 4. Во время учебной практики постарайтесь выявить и обстоятельно описать элементы новаторства у кого-нибудь из специалистов или коллег-студентов.
Задание 5. Построение древовидного графа, схематизирующего процесс развития получаемой профессии. Студентам необходимо самостоятельно изучить материалы по истории становления специальности. Затем попытаться определить, из недр какой профессии появилась та профессия, которую получают студенты. Построение древовидного графа с обозначением основных этапов становления.
Задание 6. Опираясь на имеющийся у вас опыт и фантазию, постарайтесь представить идеальное рабочее место профессионального консультанта. Предусмотрите при этом условия информационного оснащения работы. Оформите работу письменно.
Задание 7. Методика И. Кона "Кто я есть" и " Я через 5 лет" позволяет выделить содержательные компоненты профессионального самосознания. Инструкция: " Напишите сочинение на тему " Кто я есть" и на тему "Я через 5 лет". Методика позволяет определить профессионально-ролевую самоидентичность (к какой профессиональной общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести), ориентацию человека на свои специфические качества, способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в жизненном контексте человека.
У студентов, обеспокоенных своим профессиональным будущим, наблюдается, как правило, опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Первая оценка обычно более обоснованна и дифференцированна. Таким образом, студенты лучше представляют себя как личность вообще, но в меньшей степени имеют представление о своем профессиональном " Я".
Задание 8. Во время учебной практики побеседуйте с представителями получаемой специальности, различающимся по опыту и стажу работы. Предмет беседы - профессионально-важные личные качества специалиста. Проверьте при этом такие предположения: одинаково или по-разному видят "комплекты" профессионально важных качеств, с одной стороны, начинающие работники и многоопытные, с другой? Что сходно и что различно в видении указанной субъектной реальности у начинающих и опытных работников? Постарайтесь сделать предположения о причинах найденных различий в мнениях работников.
Задание 9. Заполнение схемы анализа профессий. Этот метод направлен на ознакомление студентов со схемой анализа профессий, при этом делается акцент на получаемую ими профессию. Представьте себе, что вам предстоит выступить перед аудиторией, которая незнакома с той специальностью, которую вы получаете. Попробуйте объяснить, что это за профессия и дать ей рекламу. Сначала участники игры называют несколько характеристик получаемой профессии. Обычно они далеко не исчерпывающие. Этот этап направлен на формирование у участников желания познакомиться со схемой анализа профессий. Затем студенты разбиваются на пары и заполняют схемы. После этого проводится совместное обсуждение различных вариантов заполненных схем, выявляется лучшее описание профессии.
Схема анализа профессий
Характеристика профессий Место для первого примера профессий Место для кодирования профессий Предмет труда:
1) животные, растения;
2) материалы;
3) люди;
4) техника, транспорт;
5) знаковые системы;
6) художественный образ. Цели труда:
1) контроль, оценка, диагноз;
2) преобразовательная;
3) изобретательная;
4) транспортирование;
5) обслуживание;
6) собственное развитие. Средства труда:
1) ручные простые приспособления;
2) механические;
3) автоматические;
4) функциональные;
5) теоретические;
6) переносные или стационарные средства. Условия труда:
1) бытовой микроклимат;
2) большие помещения с людьми;
3) обычное производственное помещение;
4) необычные условия;
5) экстремальные условия;
6) работа на открытом воздухе;
7) работа сидя, стоя, в движении;
8) домашний кабинет. Характер общения в труде:
1) минимальное общение;
2) клиенты, посетители;
3) постоянный коллектив;
4) работа с аудиториями;
5) выраженная дисциплина. Ответственность в труде:
1) материальная;
2) моральная;
3) за жизнь и здоровье людей;
4) невыраженная ответственность. Особенности труда:
1) большая зарплата;
2) льготы;
3) различные соблазны;
4) изысканные отношения, встречи;
5) частые командировки;
6) законченный результат труда. Типичные трудности:
1) нервное напряжение;
2) профзаболевания;
3) распространено сквернословие;
4) возможность оказаться в тюрьме;
5) невысокий престиж работы. Минимальный уровень образования для работы:
1) без специального образования;
2) начальное профессиональное образование (СПТУ);
3) среднее профессиональное образование (техникум);
4) высшее профессиональное образование;
5) ученая степень.
Задание 10. Составьте профессиограмму профессионального консультанта службы занятости, специализирующегося на профессиональной ориентации и переориентации молодежи (специалиста по социальной работе):
План профессиограммы
1. Общие сведения о профессии:
а) история развития профессии;
б) потребность в данной профессии, ее место и значение в народном хозяйстве;
в) перспективы профессии;
г) связь рассматриваемой профессии с другими специальностями, возможность освоения смежных профессий и специальностей;
д) значение профессиональной квалификации и в связи с этим - возможности получения высшего образования и среднего специального;
е) названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;
ж) разновидности профессий согласно специальности.
2. Описание процесса труда:
а) внешнее содержание трудового процесса, производственные задания, результаты труда;
б) машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукты труда;
в) внутреннее содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков.
3. Человек в процессе труда:
а) роль знаний и моральной подготовки к труду;
б) особенности состояния здоровья, нужные для данной работы;
в) общие психологические качества и способности человека, необходимые для данной работы;
г) физические качества, требуемые для данной специальности.
4. Социально-экономические особенности профессии:
а) содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь);
б) условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, льготы и т.д.);
в) размер заработной платы, системы премирования,
г) социальное обеспечение, социально-бытовое обслуживание;
д) перспективы повышения квалификации, образовательного уровня;
е) название предприятий, где нужны специалисты данной профессии.
Задание 11. Обоснуйте, почему для работников сферы "Человек-человек" важнейшими свойствами являются здоровье, компетентность и профессионализм?
5. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
1. Мое понимание профессии профконсультанта.
2. Организация профориентации в современных условиях.
3. Международный опыт профессиональной ориентации (на примере одной из стран).
4. История развития профориентации (в различные периоды).
5. Разработка схемы индивидуальной профессиональной консультации.
6. Творческий характер профессиональной ориентации.
7. Основные личностные характеристики профконсультанта.
8. Нормативно-правовые основы профориентации.
9. Критерии классификации мира профессий.
10. Профориентация как фактор социальной адаптации.
11. Работа с различными возрастными категориями населения.
12. Профориентация в решении проблемы занятости населения.
13. Проблема профессионального самоопределения в русской литературе.
14. Разработка программы профессиональной ориентации и профессионального обучения безработных.
15. Основные проблемы профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями.
16. Реабилитация как фактор преодоления ограниченной свободы профессионального выбора.
17. Профессиограмма профессий типа "Человек - человек".
18. Профессиональная адаптация в социализационном процессе.
19. Профориентация и профессиональная адаптация личности.
20. Особенности работы специалиста в различных профконсультационных ситуациях.
21. Психолого-социальная характеристика молодости как сензитивного периода для профориентации.
22. Место профессиональной ориентации среди различных наук.
Список литературы
1. Алашев С.Ю. и др. Система профессионального образования / Первое сентября. - 1998. - №5. - С. 10-12.
2. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1 История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994.
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - №1. - С. 12-16.
4. Б. Куган "Транзит" отменяется / Народное образование. - 1994. - №5. - С. 62-63.
5. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
6. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии / Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С. 3-19.
7. Гнатюк Н.П. Сизиф и музы: Заметки о признании. - М.: Просвещение, 1992.
8. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1979.
9. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М., 1994.
10. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.04.96 № 36 - ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - 1.
11. Закон РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. № 5487 -1.
12. Йовайта Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.
13. Карцев И.Д. и др. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / Карцев И.Д. и др. 2-е издание, доп. - М.: Медицина, 1977.
14. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996.
15. Климов Е.А Психология профессионала. Избр. псих. тр. - М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин.-т, 1996.
16. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
17. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы проф. консультирования. - М.: Знание, 1983.
18. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
19. Кодекс законов о труде РФ. - М.: Проспект, 1998.