<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Балашовский филиал
 Саратовского государственного университета
 им. Н.Г. Чернышевского
 
 
 
 
 
 О.А.Волкова
 
 
 
 
 ОСНОВЫ
 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
 
  Учебно-методическое пособие
 
 
 Под редакцией
 кандидата исторических наук
 Т.П. Дурасановой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Балашов 2002
 УДК 364
 ББК 65.272я73
  В67
 
 
 
 Рецензенты:
 Доктор социологических наук, профессор
  Мордовского государственного университета
 им. Н.П. Огарева
 Л.И. Савинов;
 Кандидат психологических наук, профессор
 Балашовского филиала Саратовского университета
  им. Н.Г Чернышевского
 Э.В. Маруга.
 
 
 Под редакцией
 кандидата исторических наук Т.П. Дурасановой.
 
 
 
  Волкова О.А.
 В67 Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. - 68с.
 ISBN 5-94035-041-0
 
  Учебно-методическое пособие представляет собой пакет учебно-методических материалов по учебному курсу "Основы профессиональной ориентации молодежи". В пособии рассматриваются сущность, принципы, методы, цели, задачи, характеризуются основные понятия и категории, методы профориентационной работы; социальные перспективы роли профессиональной ориентации в современном мире и т.д. В пособии содержатся: тематический план, планы семинарских и практических занятий, основные понятия курса, задания для самостоятельного выполнения, список литературы, контрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу.
  Учебно-методическое пособие рекомендуется для студентов и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе и психологии, а также для практикующих специалистов по профессиональной ориентации. Пособие может быть использовано в целях самообразования специалистами по социальной работе и психологами, специализирующимися по проблемам профессионального ориентирования.
 
 УДК 364
 ББК 65.272я73
 
 ISBN 5-94035-041-0 (c) О.А.Волкова, 2002
 
  Оглавление
 
  Введение 4
  Общие методические рекомендации по изучению курса 5
 
  1. Профессиональная ориентация в современном мире
  Роль и место профориентации в современном мире 13
  Социальная политика РФ в области
  профессиональной ориентации населения 15
  История профориентации в нашей стране
  и за рубежом 18
 
  2. Методика профессиональной ориентации
  Классификация профессий 25
  Классификация методов профессиональной
  консультации 28
  Характеристика типичных профконсультационных ситуаций 32
  Основные правила работы социального педагога-профконсультанта 34
  3. Содержание семинарских занятий 37
  4. Задания для самостоятельного выполнения 43
  5. Тематика контрольных работ и рефератов 49
  Список литературы 50
  Приложения 53
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Введение
  Данное учебно-методическое пособие по учебному курсу "Основы профессиональной ориентации молодежи" разработано в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 350500 "Социальная работа" и является учебной дисциплиной специализации "Социальная работа с молодежью".
  В настоящее время актуальность приобретает развивающаяся во всем мире и находившаяся долгое время в нашей стране в состоянии упадка система профессиональной ориентации. Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем, что знание особенностей различных видов деятельности необходимо специалисту, работающему в сфере социально-психологической помощи.
  Изучение данного курса тесно перекликается с группой курсов по выбору, предлагаемой преподавателями кафедры студентам. Курс тесно связан и опирается на изученную ранее дисциплину "Введение в специальность", а также дисциплины "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", "Профессиональная адаптация личности".
  Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности "Социальная работа". Курс "Основы профориентации" способствует формированию интересов при планировании профессиональной карьеры, выборе темы для научных студенческих работ, осознанности выбора специализации, построению плана собственной профессиональной деятельности.
  Задачами курса являются: ознакомление студентов с научными разработками отечественных и зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения; апробация и освоение технологий проведения различных профориентационных методик; создание устойчивого интереса к проблемам профессиональной и личностной адаптации, более глубокое осознание студентами своих собственных мотивов при выборе профессии.
  В содержании курса рассматриваются 2 блока вопросов:
  1 раскрывает значимость профессиональной ориентации для общества на современном этапе, прослеживает закономерности развития профориентации в различные периоды существования общества, раскрывает содержание профориентации населения в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ;
  2 знакомит с различными классификациями мира профессий, со спецификой работы профориентатора в зависимости от индивидуально-психологических особенностей клиента; дает представление о методах профориентации, в том числе предоставляет характеристику активизирующих методов профессиональной консультации, содержит рекомендации к работе в различных профконсультационных ситуациях и знакомит с правилами работы специалиста.
  Курс ориентирован на формирование интересов при выборе темы для научных студенческих работ, осознанности выбора специализации, построению плана собственной профессиональной карьеры.
  Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, проведение ролевых игр, исследование уровня профессионального самоопределения выпускников школ, безработного контингента, студентов.
  В результате изучения курса студент должен знать основные понятия и методы, этапы развития системы профессиональной ориентации, принципы организации профессионального консультирования, уметь проводить профориентационные методики, составлять профессиограммы.
  Курс завершается зачетом. Обязательными условиями допуска студента к зачету являются: 1) выполнение реферата по теме, самостоятельно выбранной из предлагаемого преподавателем перечня; 2) выполнение заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения при подготовке к аудиторным занятиям или во время учебной практики.
 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
  В преподавании курса "Основы профессиональной ориентации молодежи", как и в преподавании многих других учебных дисциплин социально-психологического блока "Социальная работа с детьми, подвергшимися насилию", "Методика социальной работы с семьей", "Практикум по социальной работе", "Социально-психологический практикум") рекомендуется использование социальной обучающей модели. Согласно данной модели, учебные задания динамически развертываются в совместных, коллективных формах работы студентов как социальных моделях будущей профессиональной среды. В процессе взаимодействия у каждого из них появляется новый опыт как плод совместных усилий. Единицей активности студента становятся поступки; личностные смыслы преобразуются в социальные ценности, в систему отношений к обществу, труду, самому себе. На профессионально значимом материале осуществляется предметное и социокультурное развитие личности студента, ее включение в профессию как часть культуры, предполагающее в качестве ведущих не только познавательные, но и профессиональные мотивы.
  Учебная дисциплина "Основы профессиональной ориентации молодежи" в этом плане несколько специфична. С одной стороны, в процессе учебной деятельности, при прохождении учебной, производственной практик, в особенности практики-стажировки, у студентов последовательно формируется система учебных и профессиональных мотивов. С другой стороны, при изучении рассматриваемой нами учебной дисциплины студенты учатся приемам формирования учебной и профессиональной мотивации у других людей, в частности - молодежи.
  Следует обратить внимание преподавателей и студентов на то, что эффективным средством формирования учебной и профессиональной мотивации студентов рассматриваются активные методы обучения, способствующие становлению и развитию целого ряда профессионально и личностно значимых качеств будущего специалиста по профессиональной ориентации, профконсультанта:
  * способности быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
  * умения устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения;
  * готовности принять на себя ответственность за деятельность группы;
  * способности устанавливать контакты с людьми, правильно распределять и организовывать работу;
  * умения преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;
  * знания уровня своей компетентности, умения анализировать и оценивать свои действия;
  * умения находить причины и источники критических ситуаций;
  * способности выдвигать и формулировать идеи, предложения;
  * готовности идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
  * умения избегать повторения ошибок и просчетов;
  * способности ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
  * способности предвидеть последствия предпринимаемых шагов и практических действий.
  Методика работы в рамках спецкурса "Основы профессиональной ориентации молодежи" основывалась на применении различных вариантов дидактических игр социального содержания (как активного средства обучения), в ходе которых использовалось моделирование предстоящей профессиональной деятельности и развитие на этой основе установки на самостоятельность, вариативность и творчество в решении усложняющихся социальных задач.
  Организация игры включала несколько этапов:
  1) на первом этапе предусматривается подготовка студентов к участию в игре, в целях чего на занятиях по курсу социально-психологических дисциплин закладывается система необходимых знаний и умений;
  2) на втором этапе отрабатывается процедура моделирования игры, в целях чего требуется выполнить ряд заданий:
 - определить название и содержание игры, выделить социальную проблему, которую будут решать участники игры, уточнить объем теоретической информации и практических умений, подлежащих формированию и развитию;
 - четко сформулировать цель и частные цели для участников игры;
 - написать сценарий игры, включающий описание конкретной ситуации, в которой участникам предстоит моделировать свою деятельность в соответствии с исполняемой ролью;
 - разработать общие правила игры, функции игроков и ведущего.
  3) третий этап включает само проведение игры в соответствии с разработанной моделью;
  4) четвертый этап - подведение итогов, подробный анализ игры, оценка ее значения в системе профессионально-личностного становления студентов.
  Таким образом, игра позволяла активизировать познавательную деятельность студентов, развивать самостоятельность ума, приближала профессионально ориентированную деятельность студентов к условиям реального профориентационного процесса в современной школе и службах занятости населения, к социальным учебным и воспитательным ситуациям.
  Среди вариантов дидактических игр при осуществлении учебной и опытно-экспериментальной работы достаточно часто нами использовались игры по актуальным проблемам современной социальной работы, методика проведения которых включала следующие основные этапы:
  1) создание проблемной ситуации на основе столкновения альтернативных точек зрения;
  2) "проживание" проблемной ситуации в ее игровом воплощении в процессе развертывания игрового действия;
  3) подведение итогов игры, самооценка действий участников;
  4) рефлексия хода и результатов игрового действия и переживаний участников, анализ проблемной ситуации.
  Кроме дидактических игр социально-психологического содержания, в качестве формирования учебной и профессиональной мотивации можно назвать выполнение заданий для самостоятельного выполнения и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), максимально приближенную к проблемам предстоящей практической деятельности, что предполагает наличие у студентов:
  - глубоких и прочных общеобразовательных, политехнических и профессиональных знаний, используемых в качестве фундамента научно-исследовательской работы;
  - действенных мотивов, побуждающих личность к непрерывному образованию;
  - развитых навыков самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании источников в разных формах самообразования;
  - сформированных операций мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщений, сравнений, классификаций, выделений существенного, установления причинно-следственных связей, абстрагирования и др.), выделения проблем и выбора путей их решения;
  - умений самоорганизаций познавательной деятельности (выбора источников познания и форм самообразования, планирования, организации рабочего места, саморегуляции деятельности, самоконтроля, самоучета и др.)
  По окончанию изучения учебной дисциплины в качестве показателей готовности студентов к профессиональной профориентационной деятельности выступают:
  1) наличие личностно значимой потребности в профессиональной деятельности;
  2) адекватность самооценки студентом себя как субъекта профессиональной деятельности;
  3) объем знаний о сущности профессиональной профориентационной деятельности и механизмах ее реализации в собственной практике;
  4) способ осуществления профориентационной деятельности (эмоциональное восприятие, научное осмысление, системное освоение, творческое применение).
  На основе соотношения данных качественных показателей в структуре внешней деятельности будущего специалиста по социальной работе с молодежью выделяются следующие уровни сформированности профессиональных знаний и навыков:
  0. Исходный уровень. Мотивационная направленность на психолого-социальную работу как сферу профессиональных интересов отсутствует.
  1. Интуитивный уровень. Ориентация на случайные мотивы и внешние стимулы профессиональной деятельности, знания о которой носят эмоционально окрашенный характер, навыки практической деятельности отсутствуют. Социально-педагогическая рефлексия не развита.
  2. Репродуктивный уровень. Мотивы деятельности проявляются ситуативно. Психолого-педагогические и специальные знания носят поверхностный характер. Практические навыки направлены на применение приемов традиционной педагогической деятельности. Социально-педагогическая рефлексия слабо выражена.
  3. Продуктивный уровень. Установка на практическую деятельность связана с мотивами самоутверждения в ходе самостоятельной практики и основывается на глубоких знаниях, которые, вместе с тем, не носят системного характера. Социально-педагогическая рефлексия выражается в неадекватной самооценке собственных профессиональных возможностей и способностей.
  4. Системный уровень. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе с молодежью осознается как социально и личностно значимая. Психолого-педагогические, специальные и частнометодические знания носят глубокий, многоаспектный характер. Стремление наиболее адекватно реализовать себя в профессиональной деятельности воплощается в авторскую систему работы.
  По окончании изучения специальной учебной дисциплины "Основы профессиональной ориентации молодежи" студент должен:
  - уметь организовывать профориентационный процесс в различных социокультурных условиях;
  - владеть умениями проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать процесс профессиональной ориентации молодежи;
  - владеть основами разработки профориентационной документации и уметь использовать ее для формирования содержания процесса профориентации;
  - уметь анализировать содержание экспериментальных программ и научной литературы, вносить изменение в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дополнительный материал, ориентируясь на требования времени.
  Весь процесс изучения основ профессиональной ориентации рекомендуется проводить, опираясь на следующую схему. Различные разделы, темы и вопросы можно решать, опираясь на те или иные стороны профессиональной деятельности профконсультанта. С данной схемой рекомендуется познакомить студентов на одном из первых занятий.
 Диагностические процедуры
  - тест САН (самочувствие, активность, настроение);
  - методы экспресс-диагностики (шкала самооценки Ч. Спилберга);
  - визуальная диагностика.
 Оценка социально-психологического статуса клиента
 Основные установки по отношению к ситуации консультирования:
  - негативная - позитивная;
  - готовность к сотрудничеству - отвержение;
  - активность - пассивность.
 Наличное потребностное состояние:
  - преобладающие потребности в момент обследования;
  - побудительная сила мотивационной сферы;
  - напряжённость потребностной сферы;
  - степень фрустрационной загруженности.
 Диагностические признаки
 - внешние поведенческие проявления.
 Цель оценки
  - определение стратегии и тактики консультирования;
  - выбор способов воздействия, форм построения контактов с клиентом.
 Общая оценка клиента
 - физические данные;
  - общий уровень интеллекта, культуры;
  - ведущая направленность личности;
  - характер;
  - наличие специальных способностей.
 Цель оценки
  - построение тактики консультирования;
  - выбор "языка" общения;
  - выбор сферы взаимодействия;
  - выбор методов воздействия.
 Диагностика индивидуально-психологических особенностей клиента.
 Сфера самосознания
  - уровень самооценки (заниженный, завышенный, адекватный);
  - преобладающее самоотношение (самоуважение, аутосимпатия);
 - эгоцентричность установок.
  Субъектные характеристики личности
 - степень осознанности жизни (понимание основных жизненных тенденций);
 - наличие осознанной жизненной перспективы;
 - уровень субъективного контроля;
 - ориентация в себе и в среде;
 - знание своих возможностей;
 - уверенность в своих силах;
 - социальность (способность к реализации себя и своих возможностей через контакт с другими);
 - активность (общий уровень, постоянство напряжения);
 - инициативность;
 - самостоятельность, независимость.
 Направленность личности
 - ведущие потребности;
 - тип общей эмоциональной направленности;
 - основные интересы личности;
 - ценностные ориентации.
 Характеристика основных регуляторов личности
 - интеллект (структура, особенности, тип восприятия);
 - способность к самоорганизации;
 - волевой контроль;
 - психологическая устойчивость (эмоциональная и фрустрационная устойчивость);
 - психологическая стабильность (эмоциональная уравновешенность, лабильность);
 - общая характеристика эмоциональной сферы (преобладающее настроение, жизненный тонус).
  Показания к применению: проводится на этапах направленного консультирования.
  Цель оценки
 - определение степени активности вмешательства консультанта в жизненную ситуацию клиента;
 - обеспечение процесса взаимодействия в ходе консультирования;
 - составление прогноза относительно успешности реализации выработанных рекомендаций;
 - прогноз общей успешности адаптации личности к новым жизненным обстоятельствам.
  Методы оценки
 - биографический метод исследования личности;
 - данные беседы, наблюдения;
 - самооценка по диагностическим шкалам;
 - фрагменты направленного интервью (по Е.И. Головахе);
 - специальные методы исследования.
  Диагностика социальных и профессиональных предпочтений.
  Социальные ценности в сфере труда
 - возможность профессионального совершенствования;
 - принадлежность к социально привлекательной, элитной группе;
 - высокая оплата труда;
 - большое общественное значение работы;
 - высокий социальный статус;
 - возможность самореализации;
 - комфортные условия труда, безопасность;
 - гарантия занятости.
 Типы профессиональной ориентации
 - на образование, получение и обновление знаний;
 - на реализацию своих физических качеств и практического интеллекта;
 - ориентация на досуговую деятельность;
 - высокие требования к материальным условиям жизни;
 - ориентация на материальную обеспеченность.
 Основные требования к организации и условиям труда:
 - стабильность выполняемых заданий - необходимость принятия новых решений;
 - индивидуальный - коллективный характер работы;
 - исполнитель - организатор собственной деятельности - организатор работы других людей;
 - контакты с людьми (интенсивные - малочисленные, с постоянным кругом лиц - с меняющимся составом);
 - уровень ответственности.
  Использование описанной выше схемы делает более эффективным весь процесс освоения системы профессиональной ориентации молодежи.
 
 
 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
 
  Данный раздел предполагает изучение нескольких описанных ниже тем. Он раскрывает значимость профессиональной ориентации для общества на современном этапе, прослеживает закономерности развития профориентации в различные периоды существования общества, раскрывает содержание профориентации населения в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ; рассматривает культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.
 Роль и место профориентации в современном мире
  Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г.).
  Профессиональная ориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.
  Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию:
  а) соответствующую его интересам и способностям;
  б) приносящую удовлетворение от работы;
  в) приносящую пользу обществу.
  Правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
  В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается достаточная помощь.
  В обществе профориентационную работу осуществляют:
  а) специальные службы;
  б) учебные заведения;
  в) профессиональные центры и консультации.
  Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри неё, в зависимости от изменений в мире профессии, от изменений в самом себе, от отношения к труду.
  Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
  Выделяют следующие типы профессиональной ориентации:
  * образование, получение и обновление знаний;
  * реализация своих физических качеств и практического интеллекта;
  * ориентация на досуговую деятельность;
  * высокие требования к материальным условиям жизни;
  * ориентация на материальную обеспеченность.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу