<< Пред. стр. 17 (из 25) След. >>
д) все вышеперечисленное.6. Как можно реализовать удостоверенные ценной бумагой права?
а) только при ее предъявлении;
б) в заявительном порядке;
в) через суд.
7. Что понимается под обращением ценных бумаг?
а) заключение сделки, влекущей переход права собственности на ценные бумаги;
б) заключение соглашения в письменной форме об уступке права требования по ценной бумаге;
в) оформление сделки, влекущей переход права распоряжения на ценные бумаги;
г) заключение сделки, влекущей переход права пользования на ценные бумаги.
8. Кто является плательщиком по переводному векселю?
а) трассат;
б) ремитент;
в) трассант.
9. Что удостоверяет простой вексель?
а) ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлению срока определенную сумму векселедержателю или кого он назовет;
б) обязательство векселедержателя выплатить указанную сумму денег в течение месяца после предъявления;
в) обязательство векселедателя выплатить указанную сумму денег в течение 10 дней после предъявления.
Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ
11.1. Правовое регулирование инвестиций
и инвестиционной деятельности
Инвестиции это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 закона "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений").
Инвестиционная деятельность в соответствии с законом РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвесторами, т. е. субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими вложение средств в форме инвестиций, выступают инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, законом РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложении", другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные вышеуказанным Законом, то применяются правила международного договора.
Иностранные инвестиции в соответствии со ст. 2 федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой зашитой, гарантиями и льготами, установленными федеральным законом.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой зашитой, гарантиями и льготами, установленными указанным федеральным законом.
Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные федеральным законом.
Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная зашита прав и интересов, обеспечивающаяся федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.
Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций в предпринимательской деятельности на территории России, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной долевой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара; а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
11.2. Организация и деятельность предприятий с иностранными инвестициями
Правовые нормы организации и деятельности предприятий с иностранными инвестициями определены федеральным законом "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ, федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложении" от 25 февраля 1999 г. 39-ФЗ, законом РФ "О соглашении о разделе продукции" от 6 декабря 1995 г., законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 29.12.1998 г.), а также гражданским, акционерным, налоговым, таможенным и другим законодательством.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:
* устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации);
* выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
* документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;
* квитанции об уплате регистрационного сбора.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.
Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица головной организации.
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в ст. 24 настоящего федерального закона, осуществляет аккредитацию филиала иностранного юридического лица.
Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Головная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, указанный в ст. 24 настоящего федерального закона, положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых с учетом п. 2 и 3 настоящей статьи утверждаются правительством Российской Федерации.
В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации. Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.
Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять, предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" разрешает осуществлять страховую деятельность, посредническую деятельность, связанную с движением ценных бумаг, банковскую деятельность только на основании лицензии. Организация с иностранными инвестициями не вправе реализовывать на территории Российской Федерации продукцию (работы и услуги), подлежащие в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, только при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом. Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству.
Предприятие самостоятельно принимает решения о патентовании за границей принадлежащих ему изобретений и промышленных образцов.
Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций на предприятии с иностранными инвестициями, регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
На предприятии с иностранными инвестициями могут работать иностранные граждане. Условия их найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения согласовываются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них. Получаемая иностранными работниками заработная плата в иностранной валюте после уплаты подоходного налога может переводиться ими за границу. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.
Социальное страхование российских работников, предприятий с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение регулируются нормами законодательства Российской Федерации.
Отчисления по государственному социальному страхованию российских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение российских работников производится по ставкам, установленным для предприятий и организаций Российской Федерации.
Иностранные инвесторы имеют право перевода за границу валютной части прибыли и других предусмотренных законодательством Российской Федерации сумм.
После уплаты соответствующих налогов им гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, включающих доходы от инвестиций, полученные в виде доли прибыли, дивидендов, процентов, а также другие виды платежей.
Значительный потенциал создания совместных предприятий заложен в механизме создания и функционирования на территории Российской Федерации свободных экономических зон и зон экономического благоприятствования. Благодаря особому режиму хозяйствования, включающему особые визовой, налоговый, валютно-финансовый, инфраструктурный и имущественный режимы, такие территории становятся наиболее притягательными как для иностранных инвесторов, так и для российских партнеров.
11.3. Создание и деятельность совместного предприятия за рубежом
Страны, желающие увеличить приток иностранных инвестиций, создают режимы привлечения зарубежных предпринимателей. При создании предприятия за рубежом российскому инвестору целесообразно выбрать страну регистрации из числа промышленно развитых стран, стран с умеренной налоговой системой, свободных экономических зон, зон экономического благоприятствования, "налоговых гаваней", где деятельность хозяйствующих субъектов подлежит строгой регламентации и защите со стороны государства.
В странах с умеренной налоговой системой наряду с достаточно высоким уровнем развития налогов распространена система специальных налоговых льгот и действуют либеральные валютные и таможенные режимы. Особенно привлекательными для иностранных инвесторов "налоговые гавани" делают: отсутствие или незначительные размеры налога на прибыль (ставка налога на прибыль не превышает
1 2% или он заменен ежегодным сбором от 150 до 1000 долл. в год вне зависимости от размеров дохода); отсутствие налогов на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов, платежей роялти и пр.); отсутствие ограничений на вывоз валюты, возможность свободного открытия депозитов в любой валюте в любых зарубежных банках; упрощенность процедуры регистрации предприятий, отсутствие ограничений на минимальный размер уставного капитала.
При создании совместного предприятия за рубежом российский инвестор руководствуется как российским законодательством, устанавливающим порядок создания предприятий за рубежом, так и законодательством страны регистрации, регламентирующим порядок создания и деятельности предприятий. Осуществление российскими гражданами и юридическими лицами инвестиционной деятельности за рубежом регламентируется законом РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 25.02.99 г.) и указом Президента РФ "О либерализации внешнеэкономической деятельности" от 15 ноября 1991 г. 213, согласно которым инвестирование производится по лицензии в порядке, определяемом правительством РФ. Наряду с законодательством Российской Федерации продолжают действовать нормы законодательства бывшего СССР, например Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1989 г. 412 (в ред. от 08.10.90 г.), согласно которому предприятия создаются за рубежом с участием российских юридических лиц с согласия Министерства внешних экономических связей РФ.
Для получения лицензии Центрального банка Российской Федерации на перевод средств в уставный капитал совместных предприятий, созданных за рубежом, российским партнерам необходимо представить в ЦБ РФ следующие документы:
1. Заверенные копии учредительных документов совместного предприятия, созданного за рубежом;
2. Копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия в стране местопребывания (если такие имеются);
3. Копии документов, подтверждающих согласование создания зарубежного совместного предприятия с МВЭС РФ;
4. Копии свидетельства о занесении совместного предприятия в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием;
5. Технико-экономическое обоснование создания предприятия за рубежом;
6. Каждый из российских участников также представляет:
* справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты, выданную местным налоговым органом, где предприятие состоит в качестве налогоплательщика;
* справку из уполномоченного банка Российской Федерации о наличии у заявителя средств в иностранной валюте, достаточных для осуществления перевода;
* справку об источнике иностранной валюты у заявителя;
* справку из уполномоченных банков Российской Федерации, ведущих валютные счета предприятий, об отсутствии задолженности по обязательной продаже части валютной выручки;
7. Письмо-заявление на имя начальника Глазного управления валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации;
8. Иные документы, относящиеся к указанному проекту.
Организационно-правовая форма нового предприятия зависит от установленных правовых форм, в которых могут создаваться фирмы на территории зарубежного государства в соответствии с его законодательством. Наиболее распространенная форма совместных предприятий за рубежом акционерные общества.
Создавая совместное предприятие, следует учитывать, что многие страны в целях противодействия захвату иностранными фирмами господствующего положения в производстве жестко регулируют порядок создания совместных предприятий гражданскими и торговыми кодексами, специальными законодательными актами. В большинстве стран для создания фирмы с иностранным участием предусмотрено предварительное разрешение соответствующих национальных органов.
Для успешной регистрации предприятия за рубежом требуется знать и соблюдать национальное законодательство данной страны, использовать государственные гарантии прав иностранных инвесторов, которые закрепляются в конституциях различных стран, где гарантируется неприкосновенность собственности, а также в конвенциях и соглашениях о взаимной защите и поощрении инвестиций на многостороннем и двустороннем уровнях.
В соответствии с "Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран", действующей с 1966 г., инвесторы, происходящие из стран участниц конвенции, в случае возникновения разногласий между ними и иностранными государствами, на территории которых они действуют, могут обратиться в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Многие зарубежные страны стали жертвами отрицательного общественного мнения о российских инвесторах как представителях преступных группировок. Последствиями неблагоприятного общественного мнения становятся ограничения деятельности фирм с участием российских инвесторов за рубежом. Участие в международных ярмарках, выставках и конференциях позволяет найти заинтересованных зарубежных партнеров для создания и успешной деятельности совместного предприятия.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается инвестиционная деятельность?
а) вложение инвестиций;
б) осуществление практических действий в целях получения прибыли;
в) достижение иного полезного эффекта;
г) все перечисленное выше.
2. Кто выступает субъектами инвестиционной деятельности?
а) заказчики;
б) подрядчики;
в) пользователи объектов капитальных вложений;
г) все перечисленные выше.
3. Коммерческая организация с иностранными инвестициями подлежит государственной регистрации в органах юстиции в течение:
а) 1 месяца;
б) 2 месяцев;
в) 3 месяцев;
г) 6 месяцев.
4. Трудовые отношения на предприятиях с иностранными инвестициями регулируются:
а) коллективным договором и контрактами;
б) индивидуальным трудовым договором (контрактом);
в) коллективным договором.
5. Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится:
а) в валюте иностранного государства;
б) в долларах США;
в) в условных единицах;
г) в валюте РФ.
Тема 12. РАЗРЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ
МЕЖДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
12.1. Защита прав и интересов предпринимателей
Общая характеристика юридических механизмов защиты прав и интересов предприятий и предпринимателей условно подразделяется на систему внутренних и внешних мер обеспечения правовой безопасности. К внутренним мерам правовой безопасности относятся деятельность бухгалтерского и юридического отделов, служб анализа и контроля, системы охраны и т. д. К внешним мерам обращение к деятельности традиционных правоохранительных органов (прокуратуры, милиции, налоговой полиция, таможни, суда, арбитражного суда и т. д.).
Рыночная экономика возродила многие традиционные для дореволюционной России формы защиты бизнеса, а также дала жизнь новым организационно-правовым формам зашиты прав и интересов предприятий и предпринимателей. К ним относятся услуги адвокатских, аудиторских детективных и страховых фирм, деятельность профсоюзов, третейских судов, нотариусов.
В Российской Федерации правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1996 г. 1-ФКЗ.
В настоящее время в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) и мировые судьи субъектов Российской Федерации, которые и составляют судебную систему.
Защита прав предпринимателей в основном осуществляется арбитражными судами. Обращение предпринимателей в суд (арбитражный и общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов наиболее эффективная форма восстановления нарушенного или оспоренного права. Арбитражные суды являются органами, специально созданными для рассмотрения и разрешения споров с участием предпринимателей.
12.2. Рассмотрение споров в арбитражном суде
Система арбитражных судов в России закреплена в ст. 23 закона "О судебной системе РФ" и в ст. 127 Конституции РФ, в которой говорится: "Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".
Арбитражный суд единственный в Российской Федерации государственный орган, который имеет право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенного в установленном законом порядке.
Право на обращение в арбитражный суд имеют не только юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления и другие органы, а также граждане-предприниматели, получившие этот статус в установленном законом порядке (ст. 2 АПК РФ).
Арбитражный процесс это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей.
Субъектами процесса выступают также края, области, города, районы, автономная область, автономные округа, Российская Федерация и другие государства (ст. 22 АПК).
Дела в первой инстанции рассматриваются судьями арбитражного суда единолично. Если по ранее действовавшему Кодексу все дела рассматривались коллегиально и лишь в виде исключения отдельные дела могли рассматриваться судьей единолично, то теперь положение коренным образом изменилось. Лишь две категории дел, как и прежде, подлежат рассмотрению коллегией судей. Это дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве).
Дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются коллегиально. Единоличные действия судьи при разрешении дел или отдельных вопросов в арбитражном процессе это действия, совершаемые строго в рамках установленных процессуальных правил. Только в этом случае они могут признаваться совершенными от имени арбитражного суда.
Предъявление иска
Иск важное процессуальное средство защиты нарушенного или оспариваемого права, которая осуществляется путем предъявления иска и рассмотрения его по существу на заседании арбитражного суда. Предъявление иска происходит путем подачи в суд искового заявления в письменном виде с соблюдением требований ст. 102 АПК. В исковом заявлении заинтересованное лицо излагает свое требование к другому лицу ответчику. Арбитражный суд, приняв исковое заявление, в процессуальном порядке проверяет законность и обоснованность материально-правового требования одного лица к другому.
При обращении в арбитражный суд предусмотрена возможность предъявления иска как самим истцом, так и его представителем. К исковому заявлению, подписанному представителем, должна быть приложена доверенность, подтверждающая его полномочие на предъявление иска.
Сроки
Общий срок рассмотрения арбитражных дел два месяца со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
Важный момент в деятельности арбитражных судов ведение протокола при рассмотрении дел. В соответствии со ст. 123 АПК в судебном заседании и при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания составляется протокол. Это положение рассматривается как усиление гарантий прав сторон и других участников процесса.
12.3. Исполнительное производство
Производство по исполнению судебных актов арбитражного суда заключительная стадия процесса. На основании вступившего в законную силу решения арбитражным судом выдается исполнительный лист, обязательный к исполнению всеми организациями, учреждениям и должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.
Арбитражный суд также выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решений третейских судов.
Исполнение решений арбитражных судов предусмотрено нормами АПК РФ, разд. 4 (ст. 197 209), федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21 июня 1997 г. 119-ФЗ, федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. 18-ФЗ, а также нормами ГПК и другими нормативными актами по исполнительному производству.
Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее 6 месяцев после вступления решения в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке исполнения решения, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
12.4. Общая характеристика порядка рассмотрения споров третейским судом
Третейские суды играют важную роль среди "альтернативных" форм защиты прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей.
В настоящее время организация и деятельность третейских судов в России регулируются отдельными нормами арбитражного процессуального законодательства (ст. 23 АПК), а также актом специального характера Временным положением о третейском суде.
Третейский суд рассматривает споры, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г.
На разрешение третейского суда может быть передан лишь возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду в соответствии с законодательством. Данное положение содержится в ст. 23 АПК РФ. Таким образом, законодательством исключается возможность передачи на разрешение третейского суда споров, иных, чем вытекающие из гражданских правоотношений. Споры, вытекающие из административных правоотношений, дела о несостоятельности (банкротстве) на рассмотрение третейского суда не могут быть переданы.
Третейские суды различаются как постоянно действующие, к услугам которых могут прибегнуть спорящие стороны путем согласованного обращения, и создаваемые сторонами для рассмотрения конкретного спора. Порядок организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяется правилами организации или учреждения, создавших постоянный третейский суд, если эти правила неполны, третейский суд и стороны руководствуются Временным положением.
Передача спора третейскому суду осуществляется на основании соглашения сторон, как составляемого специально, так и путем включения в качестве оговорки в договор. Соглашение должно иметь письменную форму, иначе оно признается незаключенным.
Третейский суд, как и международный коммерческий арбитраж, самостоятельно решает вопрос о действительности соглашения о передаче спора на его рассмотрение. В случае признания отсутствия соглашения или его недействительности спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.
Разрешение спора происходит в третейском суде при установлении сторонами широких прав для определения порядка разрешения спора, места разрешения, языка производства, норм права других государств.
В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом, согласно ч. 1 ст. 17 Временного положения входят: гонорар третейским судьям; третейский сбор; суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы; расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора.
Третейский суд суд негосударственный, в силу чего он не располагает собственными средствами обеспечения принудительного исполнения принятых им решений. Решение суда исполняется сторонами добровольно в порядке и сроки, установленные в решении. В случае его неисполнения ответчиком исполнительный лист на принудительное исполнение выдает арбитражный суд соответствующей республики, края, области, города, автономной области, автономного округа, на территории которых находится третейский суд. В выдаче исполнительного листа может быть отказано, если:
* соглашения сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто;
* состав суда и процедура рассмотрения не соответствовали соглашению сторон;
* при отсутствии надлежащего извещения стороны о дне разбирательства в третейском суде и наличии причин, по которым не могли быть представлены возражения;
* спор касался сферы управления.
Определение арбитражного суда об отказе в выдаче исполнительного листа может быть обжаловано в порядке в соответствии с требованиями АПК.
12.5. Общая характеристика порядка рассмотрения споров в международном коммерческом арбитраже