<< Пред.           стр. 2 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Важнейшими стимулами развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и предоставление им налоговых и таможенных льгот.
 
  Защита инвестиций гарантируется законом независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями:
  а) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы;
  б) инвестиции не могут быть реквизированы.
  Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут быть застрахованы. К сожалению, стоит отметить, что данная норма закона в некоторой степени является декларативной. До недавнего времени согласно ст. 36 Закона об иностранных инвестициях иностранные инвесторы могли приобретать государственные ценные бумаги только с разрешения Минфина РФ. Эта статья была отменена 24 декабря 1993 г. Указом Президента России 2288. Также в соответствии с Инструкцией ЦБР от 16 июля 1993 г. 16 нерезиденты осуществляют все инвестиции и реинвестиции на территории Российской Федерации в рублях со специальных инвестиционных рублевых счетов типа "И". Но до сих пор не выработан механизм продажи валюты на внутреннем валютном рынке с целью зачисления рублевой выручки на эти счета.
 
  В целях обеспечения стабильности прав инвесторов законом установлено, что соответствующие положения принимаемых законодательных актов, ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. 1466 этот срок увеличен до трех лет. Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут быть введены только законами Российской Федерации и указами Президента, нормативные акты местных органов власти, ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению. Поскольку правовых гарантий не всегда бывает достаточно, возникает необходимость в создании специальных организаций, обеспечивающих исполнение законодательных норм. Указом Президента РФ от 2 февраля 1993 г. 184 образована Государственная инвестиционная корпорация, которая может выступать гарантом иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн. долларов США и 200 млрд. рублей. Не менее значительные финансовые гарантии предоставлены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. 507. По эмиссионным обязательствам Инвестиционного финансового консорциума, участниками которого являются крупнейшие банки России, предусмотрены государственные гарантии общим объемом 800 млрд. рублей. При этом средства, привлеченные в результате выпуска консорциумом ценных бумаг. направляются на финансирование инвестиционных проектов, а также на формирование резервного и страхового фондов, на которые будет обращаться первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. 282 признано необходимым участие российской стороны в учреждении Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.
 
  Закон об иностранных инвестициях предусматривает ряд таможенных льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд, предназначенное для собственного материального производства или ввозимое иностранными работниками для собственных нужд, освобождается от взимания импортных пошлин, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд; валютная выручка указанных предприятий от экспорта собственной продукции остается полностью в их распоряжении. Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. 1199 установлено, что предприятия, ввозящие оборудование (кроме подакцизных), предназначенное для производственного развития предприятий, по контрактам, заключенным до 1 января 1993 г. освобождаются в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.
 
  С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. 1928 определилось новое направление в государственной инвестиционной политике - финансовое участие государства в частных инвестиционных проектах. Указом предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80% собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, при этом собственные средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают право собственности на созданные объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.
 
  Началась разработка нового направления в инвестиционной деятельности. Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. 1929 введено понятие финансового лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок.
 
  2. Виды договоров с иностранными инвесторами
 
  Действующие законодательные акты прямо не регламентируют использование концессионных форм инвестиций, основанных на договорных принципах отношений государства и инвесторов. И Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", и Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" определяются лишь принципы и основные положения инвестиционной деятельности в целом и иностранных инвестициях в частности и совокупности с новым Гражданским кодексом являются лишь общей законодательной базой для концессионных отношений.
 
  Этот пробел в законодательстве Российской Федерации и призваны заполнить законы из "концессионного" пакета и прежде всего - рамочный Закон "О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами", в котором определялся: перечень концессионных объектов, права и обязанности инвестора по долгосрочному пользованию находящимся в государственной собственности объектом или занятию деятельности, являющейся государственной монополией. Область действия этого закона распространяется преимущественного на перерабатывающую промышленность, транспорт и связь, сферу услуг и так далее.
 
  Важнейшим предметом регулирования для Закона "О соглашениях о разделе продукции" является сфера недропользования, и основное внимание в нем уделено механизму и процедуре реализации таких соглашений. Учитывая, что недра являются исключительной государственной собственностью, Закон "О недрах" в свое время был установлен лишь административно-распорядительный порядок передачи участков недр во временное пользование негосударственным инвесторам.
 
  К наиболее распространенным современным разновидностям концессионных форм соглашений государства с иностранными инвесторами относятся:
  а) концессионные договоры (собственно концессии в узком значении);
 
  б) соглашения о разделе продукции;
 
  в) договоры на предоставление услуг (с риском или без риска).
  Среди общих отличительных признаков всех названных видов договоров необходимо выделить прежде всего то, что все они:
 
  во-первых , заключаются государством с иностранными инвесторами в отношении объектов государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с национальным законодательством частично или полностью исключены из гражданско-правового оборота, а также в отношении отдельных видов деятельности, составляющих государственную монополию (так называемые естественные монополии);
 
  во-вторых , в отличие от классических гражданско-правовых сделок названные договоры могут включать отдельные изъятия из национального гражданского законодательства применительно к отношениям государства с инвесторами, предусматривая возможность односторонних преимущественных прав государства в рамках таких договоров;
 
  в-третьих , признание концессионных и иных договоров с иностранными инвесторами юридически действительными предполагает совершение государством, в лице уполномоченных органов исполнительной власти, предваряющего такой договор или следующего после его заключения разрешительного акта (выдачу лицензии или иного разрешения), если подобный порядок установлен национальным законодательством;
 
  в-четвертых , для большинства государств, применяющих концессионные формы договоров с инвесторами, характерно изъятие из национального правового режима, именуемое юристами как "дедушкина оговорка" и предусматривающее на срок действия договора мораторий на применение к иностранному инвестору неблагоприятных для него изменений в текущем законодательстве, принятых после вступления такого договора в силу.
 
  Кроме того, в концессионных и иных договорах с иностранными инвесторами должны быть отражены такие обязательные положения, как:
  * виды деятельности, работ или услуг, осуществляемые инвестором в соответствии с договором;
 
  * обязательства государства перед инвестором о выдаче ему разрешительных документов, необходимо для осуществления оговоренных договором работ и услуг, включая внешнеторговые сделки;
 
  * права собственности инвестора на произведенную в рамках договора продукцию (или ее оговоренную часть) и полученные доходы, включая право на их вывоз из страны;
 
  * права и обязанности сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора;
 
  * минимальные программа и график работ, выполняемых на основе договора;
 
  * обязательства инвестора по использованию прогрессивных технологий и производству конкурентоспособных товаров и услуг;
 
  * обязательства инвестора соблюдать установленные законодательство, нормы и правила, касающиеся трудовых отношений, техники безопасности, охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов;
 
  * обязательства инвестора по обеспечению финансирования работ, а также гарантии полученных заемных средств, намеченных к привлечению инвесторов в пределах, установленных договором;
 
  * обязательства инвестора по найму и обучению местных специалистов и других работников;
 
  * взаимные обязательства государства и инвестора по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона (регионов) нахождения объекта (объектов) инвестиций;
 
  * обязательства государства по обеспечению недискриминационного порядка приобретения инвестором местных товаров и услуг и допуска к системам транспорта и связи - с учетом требований национального законодательства;
 
  * виды, формы и порядок определения и внесения инвестором налогов, сборов и других обязательных платежей, особенности применения которых могут устанавливаться договором в соответствии с национальным налоговым законодательством;
 
  * порядок возврата земельных участков, иных природных объектов и имущества, переданных государством в пользование инвестору в соответствии с договором, в процессе использования или после прекращения действия договора;
 
  * срок действия договора, порядок и условия его продления, приостановления и прекращения, а также порядок разрешения споров.
  Приведенные положения концессионных и иных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами, могут быть частично исключены или дополнены другими положениями в зависимости от вида договора или соглашения, специфики конкретного объекта инвестиций и требований законодательства.
 
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Что такое государственное регулирование инвестиционной деятельности?
 
  2. Что такое инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений?
 
  3. Какие существуют особенности правового регулирования иностранных инвестиций?
 
 
  Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ И КРЕДИТОВАНИЯ
 
 
  1. Расчетные отношения в предпринимательстве.
  2. Кредитные договора.
 
  1. Расчетные отношения в предпринимательстве
 
  Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан-предпринимателей производятся в безналичном порядке (ст. 846, 861 ГК РФ).
 
  В предпринимательской практике подавляющее место занимают безналичные расчеты, производимые юридическими лицами и гражданами через банк, в котором открыт соответствующий счет (ст. 841 ГК РФ).
 
  расчеты между предприятиями осуществляются с помощью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Расчеты между банками на территории России осуществляются через расчетно-кассовые центры - структурные подразделения главных управлений Центрального Банка Российской Федерации, которые созданы в республиках, краях, областях, городах и районах.
 
  Банковские операции по расчетам могут осуществляться по корреспондентским счетам банков, открываемым друг у друга в соответствии с межбанковскими соглашениями. Документооборот в банках и расчетно-кассовых центрах регулируется "Положением об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации" от 9 июня 1992 г. и "Положением об организации расчетом между банками разных республик" от 9 июня 1992 года, подготовленных и принятых Банком России (см.: Приложения 1 и 2 к Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации).
 
  Ст. 862 ГК Российской Федерации предусматривает следующие формы расчетов:
  * расчеты платежными поручениями;
 
  * расчеты чеками;
 
  * расчеты по аккредитиву;
 
  * расчеты платежными поручениями;
 
  * расчеты по инкассо.
  Стороны по договору вправе предусмотреть любую из установленных форм расчетов. По согласованию между предприятиями могут осуществляться зачеты взаимной задолженности, минуя банки.
 
  Особенность расчетов платежными поручениями заключается в поручении (ст. 863-866 ГК РФ) предприятия обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со счета предприятия. Предприятие-плательщик предоставляет в банк платежное поручение, которое действительно в течение девяти дней после дня выписки.
 
  Банк принимает поручение к исполнению, если на счете плательщика имеются средства. Банком и владельцем счета может быть оговорено принятое поручение к исполнению и при временном отсутствии средств на счете клиента-плательщика, при долговременных постоянных связях между поставщиком и покупателем могут иметь плановые платежи на основании условий заключенных договоров с использованием в расчетах платежных поручений. В соответствии с соглашением между сторонами платежи поручениями могут быть срочными.
 
  В случае расчетов чеками (ст. 877-885 ГК РФ) владелец счета - чекодатель дает письменное распоряжение банку, который выдал расчетные чеки, уплатить сумму денег, указанную в чеке, чекодержателю. Чеки могут быть использованы не только юридическими, но и физическими лицами, но не в отношениях между гражданами. Чек может быть принят во вклады граждан на их лицевые счета в банках. Чек является ценной бумагой, а бланки чеков подлежат строгой отчетности. Чеки имеют хождение только на территории Российской Федерации.
 
  В банке чекодателя указанная в чеке сумма выдается за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете, либо за счет средств на соответствующем счете чекодателя, но не свыше той суммы, которую банк гарантировал по соглашению с чекодателем при выдаче чеков. При временном отсутствии средств на счете чекодателя банк может гарантировать оплату за счет средств банка.
 
  Банки Российской Федерации вместе с чекам обязаны выдать клиенту идентификационную карточку - чековую карточку.
 
  В том случае, когда плательщиками являются другие банки, с которыми не установлены корреспондентские отношения, банки сдают чеки в расчетно-кассовый центр для получения платежа. Филиалы одного и того же банка производят расчеты по оплаченным чекам непосредственно друг с другом, минуя РКЦ.
 
  Списание средств со счета чекодателя банки производят на основании реестра чеков, поступившего в РКЦ.
 
  Банк обязан под расписку ознакомить лицо, получающее чеки, о порядке их заполнения, а также предупредить чекодателя об ответственности за утраченные или похищенные чеки.
 
  Предприятие может принять к оплате чек только в случае, когда сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне, и в чековой карточке. Следует убедиться, что паспортные данные чекодателя и номер счета, проставленный в чеке, соответствуют данным, указанным в чековой карточке.
 
  Чеки, принятые предприятием, не могут быть отозваны. Убытки, вызванные оплатой банком чека, который был предъявлен недобросовестным приобретателем по причине того, что чек был утрачен или похищен, несет чекодатель, если не докажет умысел или неосторожность в оплате чека со стороны плательщика. Убытки, происшедшие в результате оплаты плательщиком чека, не отвечающего установленным требованиям (данные предъявителя не соответствуют тем, что указаны в чековой карточке, либо чек на сумму, превышающую указанную как предельную, и др.), несет предприятие, принявшее чек в качестве платежного средства. Запрещается передача чеков их владельцами поставщиками (чекодержателями) посредством индоссамента.
 
  В случае утери чеков предприятие представляет банку, выдавшему чеки, заявление с указанием номеров использованных чеков.
 
  Банки могут эмитировать чеки для расчетов на условиях отличных от тех, которые закреплены в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации, но в соответствии с действующим чековым законодательством (см. Положение о чеках от 13 февраля 1992 г.).
 
  Одной из форм расчетов между предприятиями является аккредитив. В соответствии со ст. 867-873 ГК РФ в Российской Федерации (п. 5.1) аккредитив представляет условное денежное обязательство банка получателя произвести платежи поставщику при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
 
  Удобство, этой формы платежа заключается в том, что она гарантирует поставщику выплату предусмотренных договором сумм только в случае отгрузки в адрес покупателя договоренной продукции, при аккредитованной форме расчетов покупатель дает поручение обслуживающему его коммерческому банку оплатить продукцию (товар), обусловленный договором с контрагентом, путем перечисления денежных сумм банку поставщика с правом оплаты его требований при предоставлении предусмотренных аккредитивом документов: счетов-фактур, спецификаций и др.
 
  Слабой стороной аккредитивной формы расчетов является необходимость отвлечения денежных средств на продолжительное время.
 
  Аккредитивы открываются в банке поставщика следующих видов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные (п. 2 ст. 867 ГК РФ).
 
  Покрытые (депонированные) - это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент (плательщик) перечисляет собственные средства плательщика (в том числе из предоставленного ему кредита) в распоряжение банка поставщика на отдельный балансовый счет "Аккредитивы" (п. 2 ст.867 ГК РФ).
 
  Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться при установке между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений путем предоставления банку поставщика права списывать свою сумму аккредитива с ведущего у него счета банка покупателя (эмитента).
 
  Следует отличать отзывные и безотзывные аккредитивы (ст. 868 и 869 ГК РФ). При отсутствии указания аккредитив считается отзывным.
 
  Безотзывный аккредитив не подлежит изменению и не может быть аннулирован без предварительного согласия соответствующего поставщика.
 
  Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя без предварительного согласия с поставщиком в случае несоблюдения обязательств, вытекающих из договора между клиентом банка-эмитента и поставщиком. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это условие предусмотрено аккредитивом. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком. Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет в банк, где открыт аккредитив, реестр счетов, отгрузочные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. При нарушении даже хотя бы одного из условий, как и при предоставлении документов после истечения срока аккредитива, выплаты по аккредитиву не производятся. Банк поставщика (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива и правильность оформления реестра счетов, соответствие подписи и печати поставщика заявленным образцам.
 
  Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт. В этом случае банк поставщика проверяет наличие акцептной надписи уполномоченного покупателем лица.
 
  Не принимают к оплате реестры счетов, если они не содержат даты отгрузки, номеров товаротранспортных документов и других необходимых реквизитов (п. 5.11. Положения о безналичных расчетах).
 
  Открытие гарантированных аккредитивом осуществляется в соответствии с условиями корреспондентских отношений банком покупателя с банком поставщика. Исполнение таких аккредитивов банком поставщика осуществляется в установленном порядке.
 
  Расчеты между контрагентами могут осуществляться платежными поручениями (ст. 863-866 ГК РФ). Этот вид платежа заключается в оплате требования поставщика покупателем на основании направленных в банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежное требование - поручение применяется при наличии средств на счете плательщика. Если плательщик не согласен полностью или частично оплатить платежное требование-поручение, он уведомляет об этом в течение трех дней обслуживающий его банк. В этом случае требования поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извинениями по поводу отказа в выплате возвращаются поставщику;
 
  Также между контрагентами решения могут осуществляться по инкассо (ст. 874-876 ГК РФ). Банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.
 
  2. Кредитные договора
 
  Одно из важнейших условий успешной предпринимательской деятельности является возможность своевременного получения банковского кредита. Отношения клиента и банка по поводу получения кредита вытекает из условий кредитного договора. В соответствии с данным договором банк (заимодавец) передает заемщику оговоренную денежную сумму, заемщик обязуется ее вернуть в установленный срок, выплатив за пользование процент (ст. 819 ГК РФ). Кредитные отношения между банком-заимодавцем и предприятием заемщиком троятся на началах срочности, возвратности, возмездности и обеспеченности кредита. Как правило, кредит носит целевой характер, т.е. кредит можно использовать только на цели, обусловленные договором. Должник обязан предоставить банку возможность контроля за обеспеченностью кредита. Кредитный договор должен включать условия о сумме кредита, объектах кредитования, сроке возврата банковского кредита, банковском проценте, залоге и другие. ГК РФ предусматривает две формы кредита: товарный (ст. 822) и коммерческий (ст. 823).
 
  Договор банковского кредита считается заключенным не с момента подписания, а с даты выдачи кредита заемщику. До этого момента стороны не несут каких-либо взаимных обязательств по данному соглашению, так как договор не вступил в силу.
 
  Срочность банковского кредита означает, что полученную ссуду следует вернуть банку в установленный договором срок. Возмездность банковского кредита состоит в том, что заемщик обязан вернуть не только полученную денежную сумму, но и определенный процент за время пользования. Проценты за пользование банковским кредитом делятся на обычные, уплачиваемые в пределах срока пользования кредитом (под сроком пользования кредитом следует понимать период времени от даты выдачи кредита по дату погашения, предусмотренную договором), и повышенные, взыскиваемые при нарушении срока возврата ссуды, если данное положение, установлено кредитным договором.
 
  Более подробного освещения требуют виды обеспечения возврата банковского кредита. К ним относятся все виды обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, за исключением задатка (ст. 329 ГК РФ).
 
  Обеспечение возврата банковского кредита является серьезной проблемой коммерческих банков.
 
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Что такое расчетные отношения?
 
  2. Кто является участником расчетных отношений?
 
  3. Что такое кредитный договор?
 
 
  Тема 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТА
 
 
  1. Учетная политика предприятия.
  2. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
 
  1. Учетная политика предприятия
 
  Учетная политика предприятия - выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета его хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
  Основные требования к учетной политике:
  * полнота - отражение в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
 
  * осмотрительность - обеспечение большой готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);
 
  * приоритет содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания и условий хозяйствования;
 
  * непротиворечивость - тождество данных аналитического и синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателям бухгалтерской отчетности;
 
  * рациональность - рациональное и экономическое ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.
  Способы ведения бухгалтерского учета, отражаемой в учетной политике зависят от:
  * выбора используемых учетных регистров, последовательности записей в них;
 
  * погашения стоимости основных фондов МБП;
 
  * отражения задолженности по полученным займам;
 
  * формирования резервов;
 
  * учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ и услуг);
 
  * организации аналитического учета материалов;
 
  * составления рабочего Плана счетов (на основании типового Плана счетов);
 
  * погашения стоимости нематериальных активов;
 
  * оценки материальных ресурсов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства;
 
  * признания и использования прибыли от реализации продукции (работ и услуг);
 
  * отражения курсовых разниц и других способов.
  Выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми структурными подразделениями независимо от их места расположения (включая выделенные на отдельный баланс).
 
  Способы, подлежащие раскрытию, устанавливаются соответствующими нормативными актами.
  Раскрытие учетной политики
  Предание гласности учетной политики предприятия путем опубликования (начиная с отчетности за 1995 год) и (или) представление в соответствующие органы вместе с бухгалтерской отчетностью
  Формы раскрытия
  1. Пояснительная записка, входящая в состав бухгалтерской отчетности предприятия за год.
 
  2. Публикация информации по собственному желанию или в случаях, когда законодательство, учредительные документы требуют опубликования бухгалтерской отчетности (полностью или частично).
 
  В случае публикации неполной бухгалтерской отчетности информация подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
  Формирование учетной политики
  Выбор и обоснование способов ведения бухгалтерского учета в условиях действующей нормативной базы:
  * осуществляется по конкретному направлению бухгалтерского учета путем выбора одного из способов, допускаемых законодательством;
 
  * формируется на всех предприятиях независимо от формы собственности и источников финансирования;
 
  * оформляется распорядительными документами (приказами, распоряжениями и др.) предприятия.
  при отсутствии по конкретному вопросу нормативных документов учетная политика формируется на основе самостоятельной разработки предприятием соответствующего способа исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.
 
  Действующие предприятия применяют избранные способы ведения бухгалтерского учета (в т.ч. при изменении учетной политики) с первого января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа.
 
  Вновь созданные предприятия оформляют избранную ими учетную политику до первого представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.
  Основные допущения при формировании учетной политики
  1. Имущественная обособленность предприятия:
 
  имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других предприятий.
 
  2. Последовательность применения учетной политики:
 
  выбранная учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому.
 
  3. Непрерывность деятельности предприятия:
 
  у предприятия отсутствуют намерения и необходимости ликвидации и оно будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем.
 
  4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности:
 
  факты хозяйственной деятельности относятся (отражаются в бухгалтерском учете) к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
  Внесение изменений в учетную политику
  Внесение изменений допустимо в случаях:
  * изменения законодательства РФ;
 
  * изменения нормативных документов по регулированию бухгалтерского учета;
 
  * смены собственников;
 
  * реорганизация предприятия (слияния, разделения, присоединения).
  Последствия внесения изменений в учетную политику, должны быть оценены в стоимостном выражении на основании данных на дату (первое число месяца), с которой применяются эти изменения.
  Погашение стоимости основных фондов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП)
  Элементы учетной политики.
 
  Предел стоимости МБП устанавливается предприятием, но не больше лимита, предусмотренного нормативными актами.
 
  Метод списания стоимости ремонта:
 
  1. Фактические затраты включают в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере проведения ремонта.
 
  2. Фактические затраты относятся к расходам будущих периодов и списываются на себестоимость продукции как прочие затраты равномерно в течение межремонтного цикла.
 
  3. Образуется ремонтный фонд на проведение особо сложных видов ремонта.
 
  4. Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых предприятием на 5 лет.
  Механизм начисления амортизации основных фондов и МБП
  Амортизация МБП и амортизация основных фондов.
 
  Равномерная амортизация основных фондов - начисление по утвержденным в установленном порядке нормам. Могут применяться всеми предприятиями.
 
  Ускоренная амортизация основных фондов - начисление по утвержденным в установленном порядке нормам, увеличенным на коэффициент ускорения в размере не выше 2; необходимость применения механизма ускоренной амортизации в большем размере согласовывается с финансовыми органами субъектов РФ; решение о применении механизма ускоренной амортизации в месячный срок доводится до налоговых органов.
 
  Могут применяться предприятиями в соответствии с перечнем высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемый федеральными органами исполнительной власти, а также субъектами малого предпринимательства, определяемыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года.
  Дополнительно предоставлено право:
  а) всем предприятиям - применять понижающий коэффициент к сумме амортизационных отчислений в размере до 0,5 в случае существенного ухудшения финансово-экономических показателей в результате переоценки основных фондов по Постановлению Правительства РФ (начиная с 1 июля 1994 года);
 
  б) субъектам малого предпринимательства - списывая дополнительно в виде амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
 
  Вопрос о возможности применения ускоренной амортизации в отношении всех основных производственных фондов или только их активной части законодательно не отрегулирован.

<< Пред.           стр. 2 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу