<< Пред.           стр. 14 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Несмотря на расширение круга приглашенных лиц, по нашему мнению, Пленум стал менее демократичен, так как из его состава исключили председателей арбитражных судов республик, ранее входивших в его состав по должности, и отдельных председателей судов и судей.
 
  Пленум Высшего .арбитражного Суда Российской Федерации:
  * рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  * решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;
  * решает вопросы об обращении в Конституционный суд Российское Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
  * избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  * утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда;
  * утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
  * утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
  * утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда Российской Федерации;
  * утверждает регламент арбитражных судов;
  * решает иные вопросы организации и деятельности арбитражных судов.
  По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
 
  Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.
 
  Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.
 
  Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.
 
  Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
 
  По решению Пленума в состав президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
 
  В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
 
  Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является рабочим органом. Основная его обязанность состоит в рассмотрении дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации, а также в рассмотрении отдельных вопросов судебной практики и информировании арбитражных судов о результатах таких рассмотрений.
 
  Судебные коллегии в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаются Пленумом Суда и рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют другие полномочия, предусмотренные регламентом Арбитражных судов
 
  Судебные коллегии возглавляют заместители Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
 
  В судебных коллегиях образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.
 
  Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
 
  Совершенствование системы арбитражных судов привело к созданию промежуточного звена между арбитражными судами субъектов Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
 
  Таким звеном стали федеральные арбитражные суды округов, структура которых показана на рис.2
 
  Созданием окружных судов преследовалось несколько целей. Во-первых, освободить Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от большой массы арбитражных дел, которые рассматривались им в в первой и кассационной, а также надзорной инстанции. Во-вторых ,выделить кассационную инстанцию в самостоятельную инстанцию, независимую от арбитражных судов субъектов Российской Федерации, государственных органов и иных лиц субъектов Российской Федерации. В-третьих, кассационная инстанция, разрешая дела в кассационном порядке, может устранять нарушения, допущенные судом первой инстанции и апелляционной инстанции при принятии решения, и будет способствовать принятию законного решения, устранению судебных ошибок.
 
  Об эффективности создания трехзвенной системы арбитражных судов судить в настоящее время невозможно ввиду отсутствия практики их работы
 
  Всего образовано десять федеральных окружных судов, перечень которых определен в статье 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
 
  Федеральный арбитражный суд округа:
  * проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам , рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях;
  * пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  * применению в рассматриваемом им деле;
  * обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего;
  * изучает и обобщает судебную практику;
  * анализирует судебную статистику;
  * подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
  Рис. 2 Структура федерального арбитражного суда округа
 
  Основную массу экономических споров рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).
 
  Структура этих арбитражных судов различна в зависимости от численного состава арбитражного суда, примерная структура арбитражного суда средней величины показана на рис. 3.
 
  Рис. 3. Структура арбитражного суд субъекта Российской Федерации
 
  В арбитражных судах субъектов Российской Федерации арбитражные дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.
 
  Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.
 
  По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей.
 
  3. Нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов
 
  Основы деятельности нотариата
 
  Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий уполномоченными на то лицами.
 
  При коллизии российских законодательных актов и международных договоров по требованиям к совершению нотариальных действий применяются правила международных договоров.
 
  Нотариальные действия совершают:
  * Государственные нотариусы;
  * Частные нотариусы;
  * Уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, если в населенном пункте отсутствует нотариус;
  * Уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ на территории других государств.
  Нотариальная деятельность:
  * Не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли;
  * Лицензируется в установленном порядке;
  * Контролируе6тсяч государством в лице соответствующих органов.
  Правовой статус нотариуса
 
  Нотариус вправе:
  * Совершать нотариальные действия в интересах лиц, обратившихся к нему, если законодательством не предусмотрено иное место совершения этого нотариального действия;
  * Составлять проекты сделок и других документов;
  * Изготовлять копии документов и выписки из них;
  * Давать необходимые разъяснения;
  * Истребовать от клиентов необходимые сведения.
  Нотариус не вправе:
  * Заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и никакой другой деятельностью, кроме нотариальной и научно-преподавательской;
  * Оказывать посреднические услуги при заключении договоров;
  * Совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
  Нотариус обязан:
  * Содействовать клиентам в совершении сделок, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована ими во вред;
  * Отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству;
  * Хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности;
  * В необходимых случаях представлять в налоговые органы определенные справки
  Кроме того, частный нотариус обязан заключить договор страхования своей деятельности. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
 
  Лицензирование нотариальной деятельности
 
  Нотариальной деятельностью вправе заниматься:
 
  Гражданин РФ, получивший лицензию на право этой деятельности;
 
  Госнотариусы, имеющие высшее юридическое образование и назначенные на должность до 13.03.93 г., получают лицензию бесплатно и без сдачи квалификационного экзамена;
 
  Госнотариус, желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, не позднее чем через две недели со дня получения лицензии.
 
  Процедура получения лицензии:
  * Претендент на получение лицензии, имеющий высшее юридическое образование, проходит стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса;
  * Квалификационная комиссия при органе юстиции принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку, и при положительном его результате направляет заявление претендента с пакетом документов (решение квалификационной комиссии, копия диплома, документ о прохождении стажировки, документ об оплате соответствующего сбора в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда) в орган юстиции, который в течение 1 месяца после сдачи экзаменапринимает решение:
  выдать лицензию:
  * лицо, получившее лицензию, может быть назначено на должность нотариуса или помощника нотариуса в госконтору, а также заняться частной практикой;
  * лицо, получившее лицензию, но в течение 3-х лет не приступившее к работе нотариуса или помощника нотариуса, может быть допущено к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена и получения новой лицензии (лицензия может быть аннулирована по решению суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью);
  отказать в выдаче лицензии:
  * отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции;
  оставить заявление без рассмотрения:
  * заявление остается без рассмотрения, если оно подано без представления документов, необходимых для принятия решения.
  Правила совершения отдельных нотариальных действий
 
  Договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации:
  * удостоверяется при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.
  Передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам:
  * Нотариус передает заявление адресату лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением;
  * Может передать с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств.
  Расходы, связанные с использованием технических средств, оплачивает лицо, подавшее заявление.
 
  Лицо, подавшее заявление, получает свидетельство о передаче заявления.
 
  Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг:
  * Нотариус принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору;
  * Кредитор извещается о поступлении денег или ценных бумаг и в любое время по своему желанию может получить их.
  Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника.
 
  Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей:
  * по нотариально удостоверенным сделкам;
  * по основаниям, вытекающим из расчетных и кредитных отношений;
  * за товары, купленные в кредит;
  * задолженности, вытекающей из перевозок грузов, и сумм, причитающихся по диспаше, не оспоренной в течение установленного срока;
  * по основаниям, вытекающим из трудовых отношений;
  * задолженности, вытекающей из отношений, связанных с авторским правом;
  * по требованиям органов внутренних дел;
  * по требованиям органов Минздрава РФ и другим.
  Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков:
  * нотариус по месту нахождения плательщика принимает для предъявления к платежу чек, представленный:
  по истечении 10 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории РФ;
 
  по истечении 20 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории СНГ;
 
  по истечении 70 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории другого государства.
  В случае неоплаты чека нотариус удостоверяет неоплату чека путем надписи на чеке и по просьбе чекодержателя совершает исполнительную надпись.
 
  [sl.gif]
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Назовите способы разрешения экономических споров.
 
  2. Как осуществляется арбитражный порядок защиты имущественных прав?
 
  3. Как осуществляется нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов?
 
 
  Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  [st.gif]
 
  1. Возникновение антимонопольного законодательства.
  2. Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства.
  3. Правовые формы ограничения монополистической деятельности.
  4. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции.
  5. Государственное регулирование монополистической деятельности.
  6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
 
  1. Возникновение антимонопольного законодательства
 
  Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. этому примеру последовал штат Канзас и еще пять штатов, принявших законы, которыми объявлялись незаконными и наказуемыми всякие союзы с целью стеснения и ограничения торговли, а в 1890 г. (к моменту принятия первого Федерального закона) антитрестовские законы действовали уже в 18 штатах. Начало антитрестовскому регулированию на Федеральном уровне было положено принятием Конгрессом США 2 июля 1890 г. Закона, направленного на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий.
 
  Так, например: Когда компания Дюпон - монополист по производству алюминия - начала взвинчивать цены, президент Франклин за счет бюджета построил государственную алюминиевую компанию конкурента. И тем заставил "Дюпон" снизить цены. А потом приватизировал эти заводы, продав их злейшему врагу указанной компании. Предусматривается ли нечто подобное в предложениях Минэкономики? Нет. Уже в 60-е годы, при президенте Джонсоне цены на алюминий снова стали рваться вверх. И вот, чтобы сбить цены вызванные сговором монополистов, правительство США в момент наибольших подъемов стало выбрасывать на рынок дешевый алюминий их Федеральных запасов.
 
  Также США активно использовало свою силу и бюджет в обуздании одной из самых опасных монополий - электрической. Ибо чем выше поднимаются ее тарифы, тем больше дорожают все остальные товары. И вот в начале 30-х годов Рузвельт за счет бюджета создает Администрацию долины реки Теннесси строит каскад ГЭС. Невзирая на крики и вопли частных компаний, он начинает отпускать электроэнергию по ценам едва выше себестоимости. Результат - промышленный подъем в огромном регионе, процветание и электрификация окрестных ферм.
 
  Наши реформаторы таким путем не идут. Денег в бюджете нет. Хотя средства на то, чтобы защищать малоимущих, находятся. Впрочем, американцы и тут нашли "дешевый и сердитый" способ - оптовый энергетический рынок. Как он может работать у нас? Грабит, например, местное приватизированное "Облэнерго" завод в Энске, и последний может через сей рынок купить энергию подешевле - у электростанции в другой области.
 
  Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая из них исходит из принципа противоправности всех монополий. В антитрестовское законодательство включены также нормы о недобросовестной конкуренции. Эта модель действует, помимо США, также в Канаде, Японии, Аргентине.
 
  Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями, сами же монополии не признаются неправомерными. нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют, помимо Великобритании, Франции и ряда других стран Западной Европы, также Австралия, Новая Зеландия, ЮАР.
 
  Промежуточное положение между этими двумя системами занимает картельное право ФРГ, по которому монополии объявляются противоправными, но существует большое число исключений из этого принципа.
 
  Следует отметить, что развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и путем стирания различий между самими двумя моделями. В первом случае, в отношении европейской модели, изменение национального законодательства о недобросовестной конкуренции происходит в значительной степени под влиянием законодательства Европейского экономического общества. Этот процесс особенно усилился в ходе создания в соответствии с Римским договором единого рынка стран - членов ЕЭС, хотя здесь и встречаются факты сопротивления стран - членов ЕЭС мерам, влекущим за собой усиление полномочий Комиссии ЕЭС.
 
  Во втором случае это связано как с международно-правовым регулированием вопросов недобросовестной конкуренции, так и со сближением правового регулирования в процессе применения предписаний антимонопольного законодательства судебными и административными органами.
 
  2. Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства
 
  Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства определены статьей 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках":
 
  товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена;
 
  взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг с другом в процессе потребления (в том числе производственного);
 
  товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, ибо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя их экономической возможности покупателей приобрести товар на соответствующей территории;
 
  хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а так же индивидуальные предприниматели;
 
  конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке;
 
  недобросовестная конкуренция - любые направления на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
 
  доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых клиентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
 
  руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта);
 
  монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
 
  естественная монополия ( статья 3 Федеральный закон РФ "О естественных монополиях") - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товар, производимый субъектом естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
 
  субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
 
  потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;
 
  монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;
 
  монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли им (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;
 
  приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок;
 
  группа лиц - совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
  * между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условие ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять санкции их исполнительного органа;
 
  * лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
 
  * одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.
  3. Правовые формы ограничения монополистической деятельности
 
  "Закон конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает две формы монополистической деятельности:
  1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;
  2. Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
  Ст. 5 Закона устанавливает, что:
 
  Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
  * изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
 
  * навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
 
  * включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
 
  * согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
 
  * создание препятствий доступу на рынок (выходу на рынок) другим хозяйствующим субъектам;
 
  * нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
 
  * установление монопольно высоких (низких) цен; сокращения или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
 
  * необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
  Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
 
  Ст. 6 Закона устанавливает, что:
  запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:
  * установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
 
  * повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
 
  * раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
 
  * ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
 
  * отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
  Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
 
  Кроме того, запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
 
  Нарушение требований является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).
 
  4. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции
 
  Ст. 10 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает формы недобросовестной конкуренции, в том числе:
  * распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
 
  * введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
 
  * некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
 
  * продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
 
  * получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
  Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. "О рекламе", так ст. 2 устанавливает, что ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.
 
  Законодательство о рекламе выделяет следующие формы ненадлежащей рекламы:
  * недобросовестная реклама (ст. 6);

<< Пред.           стр. 14 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу