<< Пред.           стр. 15 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  * неэтичная реклама (ст. 8); заведомо ложная реклама (ст. 9); скрытая реклама (ст. 10).
  Недобросовестная реклама
  Недобросовестной является реклама, которая:
  * дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
 
  * содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
 
  * вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламируемых формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
  Недобросовестная реклама не допускается.
  Недостоверная реклама
  Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
  * таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;
 
  * наличие товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
 
  * стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
 
  * дополнительных условий оплаты;
 
  * доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
 
  * гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
 
  * исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
 
  * прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
 
  * официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
 
  * предоставление информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
 
  * результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
 
  * статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
 
  * ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических и физических лиц, в том числе на устаревшие;
 
  * использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;
 
  * сравнений с другим товаром (товарами) а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
 
  * ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
 
  * фактического размера спроса на товар;
 
  * информации о самом рекламодателе.
  Недостоверная реклама не допускается.
  Неэтическая реклама
  Неэтической является реклама, которая:
  * содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и гуманности путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
 
  * порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
 
  * порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы;
 
  * порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
 
  * Неэтическая реклама не допускается.
  Заведомо ложная реклама
  Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
 
  Заведомо ложная реклама не допускается.
  Скрытая реклама
  Использование в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывается не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается.
 
  К сожалению, многие нормы антимонопольного законодательства носят декларативный характер, т.е. за их нарушение государство не установило юридическую ответственность. Так, новый Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность в ст. 182 только за заведомо ложную рекламу, действующий Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ответственности за ненадлежащую рекламу не устанавливает.
 
  5. Государственное регулирование монополистической деятельности
 
  Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.
 
  Антимонопольный комитет входит в блок экономических министерств и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества. Однако, по логике вещей, он должен быть независимым, он ближе к Банку России.
 
  Антимонопольный комитет, согласно Положению о нем, выполняет следующие задачи в отношении хозяйствующих субъектов и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:
  * о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
 
  * о расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;
 
  * о восстановлении первоначального положения;
 
  * об отмене (изменении) принятых неправомерных актов;
 
  * о принудительном разделении.
  Принимает решения о наложении штрафов:
  * за нарушения антимонопольного законодательства;
 
  * за неисполнение предписаний Комитета.
  Обращается в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
 
  Направляет в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
  В отношении хозяйствующих субъектов
  Контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта.
 
  Контролирует крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяйствующего субъекта.
 
  Представляет заключение о возможности приватизации предприятий монополистов.
  В отношении органов власти
  Направляет рекомендации по:
  * представляет льгот;
 
  * изменению сфер применения тех или иных цен;
 
  * созданию параллельных структур, финансированию мероприятий по расширению производства;
 
  * привлечению иностранных инвестиций, учреждению СП, созданию и развитию СЭЗ;
 
  * лицензированию экспортно-импортных операций, видов деятельности, изменению таможенных тарифов;
 
  * введению обязательного лицензирования, запрещению (приостановлению) экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольное законодательство.
  Согласовывает проекты постановлений и распоряжений.
 
  Правительства РФ, решения органов управления по вопросам создания реорганизации и ликвидации субъектов.
 
  Лица, уполномоченные ГКАП России, имеют право беспрепятственного доступа в министерства и ведомства, другие органы, а также на предприятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами.
 
  Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию.
 
  Сведения, составляющие коммерческую тайну, не подлежат разглашению В противном случае ГКАП возмещает причиненные убытки.
 
  С целью ограничения произвола должностных лиц 5 декабря 1991 г. было принято Постановление Правительства РСФСР 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
 
  В соответствии с этим постановлением коммерческую тайну предприятий и предпринимателей не могут составлять учредительные документы:
  * документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (к ним относятся регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
 
  * сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
 
  * документы о платежеспособности;
 
  * сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
 
  * документы об уплате налогов и обязательных платежей;
 
  * сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;
 
  * сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
 
  Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
  а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
 
  б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  Органы регулирования естественных монополий создаются (образуются) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти, они вправе для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
 
  [sl.gif]
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Дайте понятие монополистической деятельности.
 
  2. Дайте понятие доминирующего положения.
 
  3. Дайте понятие недобросовестной конкуренции.
 
  4. Какие Вы знаете формы недобросовестной рекламы?
 
 
  Тема 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
 
  [st.gif]
 
  1. Цена как экономическая и юридическая категория.
  2. Система ценообразования.
  3. Цены, регулируемые государством.
  4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов.
  5. Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен.
 
  1. Цена как экономическая и юридическая категория
 
  Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу).
 
  Цена формируется под влиянием спроса и предложения, а также цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости.
 
  Цена как юридическая категория имеет несколько значений. Во-первых, цена является существенным условием договора. Во-вторых, при свободных ценах, и при обязательных ценах, цена является базой для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов. В-третьих, цена является точкой отсчета для применения надбавок и торговых наценок. В-четвертых, уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг).
 
  Необходимо различать правовое регулирование ценообразования и правовое регулирование цен. Первое касается процесса формирования цены с последующими надбавками. Второе - директивного установления цен при их государственном регулировании.
 
  В странах развитой рыночной экономики стабилизация финансовой системы и поддержание процессов нормального функционирования рынка осуществляются посредством целой системы экономических рычагов, ключевое место среди которых занимают цены.
 
  Цены выступают одновременно как в качестве важного инструмента управления, так и объекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранения государства от регулируемого воздействия на цены.
 
  Российская Федерация является одной из немногих стран, где практически отсутствует комплексное правовое регулирование ценообразования.
 
  2. Система ценообразования
 
  Система ценообразования была установлена Временным Положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденного по статьям Правительством РСФСР от 19 декабря 1991 г. 55.
 
  Виды цен
 
  Система ценообразования, введенная со 2 января 1992 года, основана на применении свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения.
 
  Государственное регулирование цен и тарифов вводится для ограниченного круга товаров, утвержденного Правительством Российской Федерации.
 
  Все установленные ранее нормативы рентабельности отменяются. Свободные цены - устанавливаются соглашением взаимодействующих сторон, они распространяются на все товары и услуги, кроме установленного перечня и бывают двух видов:
 
  Оптовые и отпускные цены - они формируются по соглашению изготовителя с потребителем, включая в себя суммы НДС и акцизов, и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме населения.
 
  Розничные цены - определяются юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров населению. Они состоят из отпускной цены с НДС и торговой надбавки.
 
  Регулируемые цены - устанавливаются уполномоченными органами государства или местного самоуправления на товары и услуги по установленному перечню.
 
  Оптовые цены и розничные цены - состоят из тех же элементов, что и свободные, но устанавливаются уполномоченным органом.
 
  3. Цены, регулируемые государством
 
  Правовые основы государственного регулирования цен составляют: Федеральный закон от 10 марта 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. 221", "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также Постановления правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", утвердившего три перечня государственно-регулируемых цен на продукцию:
 
  1. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;
 
  2. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
  3. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
 
  4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
 
  Правовое регулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенность самого понятия "монополия": его неструктурированность по уровням (федеральному и региональному), положению в народном хозяйстве (естественная и государственная монополия), времени существования (временная монополия). Отсутствует мониторинг за возможностью устанавливать монопольно высокие (для извлечения сверхприбылей) или монопольно низкие цены (с целью ограничения конкуренции). Нет и механизма штрафных санкций за злоупотребления доминирующим положением на рынке. К тому же использование предельных уровней рентабельности, рассчитанных по отношению к себестоимости, а не ко всему капиталу (фондам), сообщает, на наш взгляд, принципиальную ущербность в некоторых подходах к ценовому регулированию монополии.
 
  Отметим также несовершенство критериев включения хозяйствующих субъектов в Реестр "монополистов", приведшее к неоправданному в ряде случаев повышению удельного веса продукции, подпадающей под ценовое регулирование, и снижению качества и эффективности регулирования.
 
  а) правовое регулирование цен предприятий-монополистов охватывает регулирование цен на продукцию предприятий, включенных в Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов (Реестр) на основании постановления правительства России от 11 августа 1992 г. 576.
 
  Объект регулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка. На 1 октября 1993 г. в Реестр включено пять тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе на федеральном уровне - 614, что составляет 2,5% от общего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемой продукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальные органы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующие изменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющие выборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплины цен.
 
  К недостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести: отсутствие законодательной и недоработанность нормативной и методологической базы.
 
  б) правовое регулирование ценообразования естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона РФ от 19 июля 1991 г. "О естественных монополиях"; ст. 4 указанного закона к естественным монополиям относится субъекты в следующих сферах:
  * транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
 
  * транспортировка газа по трубопроводам;
 
  * услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
 
  * железнодорожные перевозки;
 
  * услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
 
  * услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также постановления Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию" (услуги естественных монополий).
  5. Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины
 
  Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен установлены документом под названием "Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" от 1 декабря 1992 г. 01-17/030, 3-6-05/410. В нем говорится, что Государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т. п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами, а также что к нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
  * завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.
 
  * завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
 
  * завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями
  по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;
  * завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
 
  * включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;
 
  * применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;
 
  * завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
 
  * нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
 
  * неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и своевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями монополистами (по продукции, включенной в Реестр предприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;
 
  * применение незарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике Цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующие изделия;
 
  * применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.
  [sl.gif]
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Дайте значение цены, виды цены.
 
  2. Какой существует порядок формирования и утверждения цен?
 
  3. Какая существует ответственность за правонарушения в области ценообразования?
 
  Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
 
  1.1. Предмет предпринимательского права
 
  Предпринимательское право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.
 
  1.2. Методы правового регулирования
 
  Метод это способ воздействия на общественные отношения. В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: гражданско-правовой и административно-правовой. Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования. Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон из отношений власти и подчинения. Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другая сторона предпринимательских правоотношений не находится в какой-либо административной зависимости. Кроме того, регулируя предпринимательские отношения используются и императивные, и иные методы правового регулирования. Так, важнейшим методом правового регулирования, используемым в предпринимательском праве, служит метод автономных решений метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками. В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения. Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, используется метод запретов, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.
 
 
  1.3. Принципы предпринимательского права
 
  Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится и на основе других принципов, а именно: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; законность в предпринимательской деятельности; государственное регулирование предпринимательской деятельности.
 
  1.4. Предпринимательское право, как учебная дисциплина
 
  Изучение "Предпринимательского права" как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.
 
  Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Что понимается под предметом предпринимательского права?
 
  а) общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права;
 
  б) отношения в сфере предпринимательской деятельности;
 

<< Пред.           стр. 15 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу