<< Пред. стр. 21 (из 25) След. >>
в) получение дохода и распределение его на основную деятельность;г) получение дохода и распределение его на воспроизводство;
д) получение прибыли и направление ее на производственную и непроизводственную деятельность.
7. Что такое потребительский кооператив?
а) коммерческая организация;
б) некоммерческая организация;
в) общественное объединение.
8. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение:
а) без перехода обязанностей в порядке правопреемства;
б) с переходом прав в порядке правопреемства;
в) без перехода прав в порядке правопреемства;
г) с переходом обязанностей в порядке правопреемства;
д) с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства.
Тема 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
6.1. Малое предпринимательство
Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности, который реализуется через призму прав и обязанностей гражданина. Каждый вправе заниматься предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельностью.
Предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства найти потребность и удовлетворить ее.
Правовое регулирование развития малого предпринимательства осуществляется Гражданским кодексом РФ, законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995 г., законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г., законом РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 г. а также рядом других законодательных актов.
В Российской Федерации критерием отнесения предприятии к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.
Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности, строительстве и на транспорте 100 чел.;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 чел.;
в оптовой торговле 50 чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 чел. независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Предприятие может быть признано малым только при условии, что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов не превышала размера, равного 1000-кратному установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Для признания предприятия малым средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с учетом фактической численности работающих.
Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.
В Российской Федерации государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также других источников.
6.2. Индивидуальное предпринимательство
Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно ст. 18 ГК РФ граждане Российской Федерации могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. Это право гражданина может быть ограничено только на основании соответствующего федерального закона. Например, в соответствии со ст. 9 закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. 948-1 (в ред. от 06.05.98) должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий гражданин способен реализовать это право.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:
правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);
дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их ст. 21 ГК РФ);
иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).
Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, т. е те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской или иной незапрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу. По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста).
Рассмотрим особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица.
Этот статус приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Особой регистрации его как индивидуального предпринимателя не требуется. Если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Необоснованный отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданином в арбитражном суде. Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного указом Президента РФ от 8 июля 1994 года 1482.
В соответствии со ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения.
В отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами, разрешаются не обычными судами (судами общей юрисдикции), а арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Иные споры с участием гражданина, хотя и имеющего статус индивидуального предпринимателя, подведомственны судам общей юрисдикции.
Предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку в соответствии с действующим законодательством (ст. 401 ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины. Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т. п.).
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).
Предприниматель (индивидуальный) может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не запрещено совмещать с предпринимательством. В отличие от юридических лиц имущество индивидуальных предпринимателей, составляющее объекты коммерческой деятельности, может переходить по наследству и по завещанию. Но право заниматься предпринимательской деятельностью по наследству не переходит.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.
Особенности индивидуального предпринимателя в сельском хозяйстве заключаются в том, что такая деятельность может осуществляться в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Фермерское хозяйство согласно ГК РФ не является юридическим лицом. Предпринимателем считается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, которым может быть дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет, а также несовершеннолетний, вступивший в брак ранее этого возраста, и эмансипированный шестнадцатилетний несовершеннолетний. Крестьянское (фермерское) хозяйство может состоять из одного лица или нескольких лиц. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (ст. 275 ГК РФ). Так как предпринимателем признается глава крестьянского хозяйства, а не его члены, то он при недостаточности имущества хозяйства для удовлетворения требований кредиторов несет перед ними ответственность всем принадлежащим ему имуществом.
Порядок регистрации индивидуальной предпринимательской деятельности предусмотрен законом РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" от 7 декабря 1991 г. 2000-1 и указом Президента РФ "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" от 8 июля 1994 г. 1482.
6.3. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя
Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) в судебном или добровольном порядке путем официального объявления должникам о своей несостоятельности.
Действующее законодательство предусматривает возможность объявления индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). В соответствии со ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда в случае, когда он не в состоянии удовлетворять требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) рассматриваются и разрешаются арбитражным судом.
Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом или объявление им о своем банкротстве установлены федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. 6-ФЗ.
Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником индивидуальным предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным платежам, а также прокурором. При применении процедуры банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования.
Предприниматель считается банкротом и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. У предпринимателя аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
При внесудебном порядке предприниматель считается банкротом после официального объявления им о своем банкротстве в "Вестнике арбитражного суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве.
В объявлении должника о банкротстве и его ликвидации указываются срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления.
Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Арбитражный суд также направляет всем известным кредиторам решение о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.
Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются в соответствии с установленной законом очередностью за счет всего принадлежащего ему имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданскому процессуальному законодательству и закону РФ "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г.
Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам своим личным имуществом, и при недостатке у предпринимателя денежных средств взыскание обращается на конкретное имущество (квартира, автомобиль, мебель и др.), за исключением имущества, определенного перечнем, установленным Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ст. 368 369 ГПК РСФСР), и приложением 1 к Кодексу. Под имуществом имеется в виду как личное имущество гражданина-предпринимателя, так и его доля в общей или совместной собственности. Ст. 368 ГПК предусматривает, что взыскание на имущество должника обращается лишь в случае, если размер взыскания превышает долю месячной заработной платы или иных доходов, на которую по закону можно обратить взыскание.
Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме признанных требований каждого кредитора этой очереди.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, даже если они и не были заявлены в арбитражный суд. Также считаются погашенными независимо от того, были ли они фактически удовлетворены, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые были предъявлены и учтены судом при признании индивидуального предпринимателя банкротом.
Исключение сделано лишь для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иных требований личного характера, которые сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства, в том случае, если они остались неудовлетворенными. Также сохраняют свою силу и могут быть предъявлены к гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства.
По завершении процедуры признания индивидуального предприниматели банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, и с этого момента все споры с его участием разрешаются в судах общей юрисдикции.
Вопросы для самопроверки
1. Какими признаками должен обладать гражданин, чтобы приобрести статус индивидуального предпринимателя?
а) правоспособностью;
б) дееспособностью;
в) иметь место жительства;
г) иметь недвижимое имущество;
д) перечисленные в а, б, в.
2. Где обязаны зарегистрироваться индивидуальные предприниматели, после получения свидетельства о государственной регистрации?
а) в налоговых органах;
б) в пенсионном фонде;
в) в фонде обязательного медицинского страхования;
г) перечисленные в п. а, б, в.
3. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с момента признания его банкротом в течение:
а) трех лет;
б) одного года;
в) пяти лет;
г) 10 лет;
д) 15 лет.
4. Предприниматель считается банкротом и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента:
а) принятия искового заявления от кредиторов арбитражным судом;
б) введения процедуры наблюдения;
в) вынесения арбитражным судом решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
г) вынесения арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом).
5. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам:
а) своим личным имуществом, а при недостатке денежных средств взыскание обращается на конкретное имущество;
б) только своим личным имуществом;
в) имуществом, полученным от предпринимательской деятельности.
Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Виды и формы государственного регулирования
предпринимательской деятельности
Государственное регулирование комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономи-ческой системы.
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
* определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
* создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
* предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
* защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
* установление денежной системы;
* установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических проблем:
* объем национального производства;
* пропорциональность развития экономики;
* темпы экономического роста;
* внешнеэкономический баланс страны;
* уровень занятости трудоспособного населения страны;
* социальная защита.
Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.
При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.
Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:
* характер рыночных отношений;
* характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
* общесоциальные факторы;
* общеэкономические условия;
* общеполитические факторы.
Рынок система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
* предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
* борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
* предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
* контролем за использованием общенациональных ресурсов;
* социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.
Основные направления в государственном регулировании рыночных отношений следующие:
1. Установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.
2. Государственное законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.
В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).
Государственное управление в широком смысле это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле это деятельность исполнительных органон власти.
Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр регион).
Функции государственного управления:
* прогнозирование (Федеральный закон "О прогнозировании и социально-экономических программах"). Прогноз: ежегодный, краткосрочный и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
* планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);
* нормативное регулирование;
* методическое руководство;
* подбор и расстановка кадров;
* материально-техническое обеспечение;
* финансирование;
* информационное обеспечение;
* оперативное управление собственностью;
* учет и контроль.
7.2. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:
* убеждением;
* принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) косвенное регулирование.
Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
7.3. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
Понятие конкуренции и монополистической деятельности
Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.