<< Пред.           стр. 22 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

  Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена.
 
  На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.
 
  К источникам антимонопольного законодательства относится Конституция РФ, ст. 8, которая устанавливает в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
 
  Антимонопольные нормы содержатся в ст. 10, п. 2.3, ст. 57, п. 1, ст. 103 Гражданского кодекса РФ; в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с изменениями от 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.; ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства. Рынок финансовых услуг регулируется нормативными актами Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг.
 
  При изучении данной темы следует обратить внимание, что впервые в законе даются юридические понятия товара, товарного рынка, финансовой услуги, рынка финансовых услуг, хозяйствующего субъекта и другие понятия.
 
  Виды монополистической деятельности
 
  Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
 
  Видами монополистической деятельности являются:
 
  1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта означает его господство на товарном рынке аналогичных товаров, если его доля товара составляет 65% и более (ст. 4 Закона о конкуренции в ред. 1998 г.). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
 
  Злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им совершать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции);
 
  2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Подобные соглашения бывают направлены на:
  * установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
  * повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  * раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.
  3. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (ст. 7 Закона о конкуренции);
 
  4. Соглашения (согласованные действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции);
 
  5. Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев долей при принятии общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Эти должностные лица вправе заниматься научной и преподавательской деятельностью.
 
  Формы недобросовестной конкуренции
 
  Законом устанавливаются формы недобросовестной конкуренции:
  * распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;
  * некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  * продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  * получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).
  Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. Министерство по антимонопольной политике).
 
  Федеральный антимонопольный орган создает свои территориальные органы. Полномочия антимонопольных органов вытекают из их задач и функций (ст. 12 Закона о конкуренции).
 
  В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган вправе направлять соответствующим органам исполнительной власти и управления рекомендации:
 
  1) о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
 
  2) об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
 
  3) о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения;
 
  4) о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
 
  5) о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
 
  6) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов.
 
  На федеральный антимонопольный орган возложен государственный контроль за:
 
  1) созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
 
  2) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
 
  3) ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке будет превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).
 
  Кроме вышесказанного, функции государственного контроля возложены на федеральные антимонопольные органы это контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
 
  1) приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
 
  2) получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;
 
  3) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 18 Закона).
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Признается ли доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара составляет:
 
  а) 10%;
 
  6)20%;
 
  в) 25%;
 
  г) 35%;
 
  д) 70%.
 
  2. По каким вопросам решения федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ не подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом:
 
  a) создания хозяйствующих субъектов;
 
  б) реорганизации хозяйствующих субъектов;
 
  в) ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством);
 
  г) предоставления льгот отдельному или нескольким хозяйствующим субъектам;
 
  д) заключения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд.
 
  3. Какие из перечисленных действий не относятся к недобросовестной конкуренции?
 
  а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту;
 
  б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
 
  г) продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
 
  д) выпуск и продажа товара изготовителем с описанием на упаковке применяемого им (изготовителем) ноу-хау.
 
  4. ЗФедеральным антимонопольным органом не осуществляется государственный контроль за:
 
  а) созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций);
 
  б) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
 
  в) ликвидацией государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35% (за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по решению суда);
 
  г) разделением и выделением государственных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке превышает 35%;
 
  д) преобразованием юридического лица одной организационно-правовой формы в другую.
 
  5. Какое из перечисленных действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, не является злоупотреблением и не влечет ограничение конкуренции (ст. 5)?
 
  а) изъятие товаров из обращения, цель которого - создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
 
  б) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав и т. д.;
 
  в) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
 
  г) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
 
  д) требование к контрагенту согласовать все условия по заключаемому договору.
 
  6. Какие виды деятельности не предусмотрены законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на нетоварных рынках" как монополистическая деятельность?
 
  а) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;
 
  б) согласование действий двух, нескольких или многих хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции;
 
  в) акты и действия федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции;
 
  г) соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию;
 
  д) соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на выявление спроса на производимые ими товары.
 
  7. Какой вид монополистической деятельности Закона о конкуренции квалифицирует участие должностных лиц федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в предпринимательской деятельности?
 
  В этой связи какими видами деятельности вышеназванные лица вправе заниматься согласно закону?
 
  а) самостоятельной предпринимательской деятельностью;
 
  б) иметь в собственности предприятия;
 
  в) самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества (общества);
 
  г) занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта;
 
  д) преподавать в коммерческом вузе.
 
  8. В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации вправе ли Федеральный антимонопольный орган направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендации:
 
  а) о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
 
  б) об изменении сфер применения свободных регулируемых цен;
 
  в) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
 
  г) о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
 
  д) о видах товаров, которые в обязательном порядке должны производиться на территории конкретного субъекта РФ.
 
  9. Запрещены и признаются ли недействительными достигнутые соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, направленные на:
 
  а) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
 
  б) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
 
  в) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
 
  г) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
 
  д) совместное производство определенных товаров, доля которых на рынке не превышает 35%.
 
  10. Какое из перечисленных условий не применяется к группе лиц как совокупности юридических или юридических и физических лиц? а) лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
 
  б) договор заключен между двумя или более лицами, которым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора, либо осуществлять функции их исполнительного органа;
 
  в) лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа;
 
  г) одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
 
  д) лицо имеет право назначения более 40% состава исполнительного органа.
 
 
  Тема 8. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  8.1. Налоговое регулирование предпринимательской
  деятельности
 
  Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса РФ).
 
  Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса).
 
  Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
 
  Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
 
  Правовое регулирование о налогах и сборах осуществляется на основании Налогового кодекса, федеральных законов о налогах и сборах.
 
  Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей налоговому кодексу.
 
  Нормативные акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие, или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (ст. 5 НК РФ).
 
  Законы о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
 
  Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22 НК РФ).
 
  Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. (в ред. от 02.01.2000 г.) (ч. 1) подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов РФ (региональные) и местные. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые юридическими лицами и гражданами (физическими лицами). Налоги и сборы являются источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов.
 
  Налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
 
  Обязанность уплачивать налоги возникает у налогоплательщиков при наличии у них соответствующего объекта. Объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом могут выступать имущество, доходы (прибыль), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
 
  Налоговое законодательство закрепляет принципы однократности налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
 
  Налоговые ставки, как правило, устанавливаются представительными органами государственной власти.
 
  Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
 
  Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
 
  Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд).
 
  Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов могут обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
 
  8.2. Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
 
  Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с действующим законодательством облагаются подоходным налогом (или оплачивают патент, фиксированная плата за который заменяет подоходный налог). Это основной налог, который уплачивают индивидуальные предприниматели.
 
  Объектом налогообложения у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ, является совокупный доход, полученный в календарном году как на территории РФ, так и за ее пределами в денежной (рублях и иностранной валюте) и натуральной формах. Для целей подоходного налога определяются:
  * валовой доход;
  * расходы, связанные с извлечением дохода;
  * суммы вычетов и скидок; совокупный годовой (чистый) доход;
  * совокупный годовой облагаемый доход;
  * налоговый период;
  * налоговая ставка (в процентах);
  * сроки уплаты налога.
  Валовой доход включает все поступления физического лица от выполнения им услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физических или юридических лиц. В валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению. Разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода, является совокупным годовым доходом (чистым доходом), подлежащим налогообложению.
 
  Помимо подоходного налога предприниматели без образования юридического лица уплачивают также налоги в Федеральный и территориальные дорожные фонды. К ним относятся: налог на реализацию горюче-смазочных материалов (плательщиками выступают индивидуальные предприниматели, реализующие указанные материалы); налог с владельцев транспортных средств (плательщики индивидуальные предприниматели, имеющие транспортные средства и другие самоходные машины); налог на приобретение транспортных средств (плательщики индивидуальные предприниматели, приобретающие транспортные средства).
 
  Индивидуальные предприниматели уплачивают и другие налоги, плательщиками которых являются все физические лица при определенных условиях. В частности, это налоги на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения и др.
 
  Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, строят свои взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами на основе закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. 1998-1 (в ред. от 04.05.99 г.), федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 г. 148-ФЗ (с изм. и доп. от 31.03.99 г.) и федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ, который действует в части, не противоречащей Закону 148-ФЗ.
 
  При переходе предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, подоходный налог на доход, полученный от предпринимательской деятельности, заменяется уплатой годовой стоимости патента, дающего право осуществлять эту деятельность.
 
  Физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Налоговые органы должны пронумеровать, прошнуровать и скрепить книгу печатью.
 
  Налогообложение предпринимателей налоговыми органами производится на основании:
  * представляемой в установленные законом сроки декларации о предполагаемых и фактически полученных ими в течение года доходах;
  * материалов обследований деятельности физических лиц, производимых налоговыми органами;
  * других документов и сведений, подтверждающих достоверность представленных данных, в том числе книг учета доходов и расходов.
  Для целей налогообложения днем появления источника дохода считается день постановки на учет физического лица в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
 
  Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся к субъектам малого предпринимательства, и на них распространяются льготы, предусмотренные для указанных субъектов.
 
  8.3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
 
  Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочка их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
 
  Федеральный закон "Об упрощенной систем налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для предприятий с численностью до 15 человек предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, а для индивидуальных предпринимателей замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
 
  В соответствии с законом РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 г. (с изм. и доп. от 31.03.99 г.) не взимаются с плательщиков этого налога платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 21 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
 
  Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме.
 
  Предприятия и индивидуальные предприниматели имеют право выбора переходить к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности или применять ранее действовавшую систему.
 
  Объектом обложения единым налогом считается совокупный доход или валовая выручка. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
 
  Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
 
  8.4. Налогообложение юридических лиц
 
  Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (юридические лица), на которых в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном действующим законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
 
  В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее иностранные организации).
 
  Юридические лица и иные организации уплачивают следующие налоги и сборы:
  * федеральные (налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; биржевой налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенную пошлину; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; государственную пошлину и др.);
  * налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (налог на имущество предприятий; лесной доход; плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений);
  * местные налоги (земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции; на благоустройство территорий; на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; сбор за парковку автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объекта социально-культурной сферы и др.).
  8.5. Основные виды налогов
 
  Налог на добавленную стоимость
 
  В соответствии с Федеральным законом РФ от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" с 1 января 2001 г. введена в действие глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ (часть 2).
 
  Налог на добавленную стоимость (НДС) косвенный налог, т. е. надбавка к цене товара.
 
  Налогоплательщиками признаются: организации; индивидуальные частные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ (ст. 143 НК РФ).

<< Пред.           стр. 22 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу