<< Пред.           стр. 23 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Объектом налогообложения признаются операции указанные в ст. 146 НК РФ.
 
  Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации товаров (ст. 153 НК РФ).
 
  Налоговый период установлен как календарный месяц.
 
  Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10 и 20%.
 
  Порядок исчисления налога производится как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете, как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (ст. 166 НК РФ).
 
  Порядок и сроки уплаты налога установлены в ст. 174 и 177 НК РФ.
 
  Контроль за уплатой налога осуществляет Государственная налоговая служба РФ, а при импорте товаров таможенные органы.
 
  Акцизы
 
  Акцизы установлены в гл. 22 НК РФ (часть 2). Акцизы относятся к косвенным налогам, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. В Законе устанавливается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами (ст. 181 НК РФ).
 
  Налогоплательщиками акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ (ст. 179 НК РФ).
 
  Объектом налогообложения являются операции, указанные в ст. 182 НК РФ.
 
  Налог на прибыль организаций
 
  В соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. 110-ФЗ с 1 января 2002 г. вводится в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ (часть 2).
 
  Налогоплательщиками выступают российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
 
  Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
 
  Налоговой базой признается денежное выражение прибыли и определяется согласно порядку, установленному в ст. 274 НК РФ.
 
  Налоговая ставка определяется в размере 24% и определяется в порядке, предусмотренном в ст. 284 НК РФ.
 
  Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
 
  Порядок исчисления налога: налог, определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 НК РФ.
 
  Порядок и сроки уплаты налога установлены в ст. 287 НК РФ.
 
  Налог на операции с ценными бумагами
 
  Налог на операции с ценными бумагами был установлен Законом РФ от 12 декабря 1991 г. 2023-1 (в ред. от 23.03.98 г.). Его плательщиками являются только юридические лица (эмитенты), осуществляющие в установленном порядке эмиссию ценных бумаг.
 
  Объектом налогообложения выступает номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг взимается налог в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии.
 
  Дорожные фонды
 
  К федеральным налогам, уплачиваемым как юридическими, так и физическими лицами, относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
 
  Закон РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18 октября 1991 г. 1795-1 (в ред. От 04.05.99 г.) регулирует порядок уплаты нескольких налогов, средства которых используются для формирования указанных фондов:
  * на реализацию горюче-смазочных материалов;
  * на пользование автомобильных дорог;
  * на владельцев транспортных средств;
  * на приобретение автотранспортных средств;
  * акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
  1. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивают объединения, предприятия, организации, реализующие данные материалы. Объектом обложения является сумма реализации (в денежном исчислении) без налога на добавленную стоимость.
 
  2. Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения. Объектом обложения служит сумма реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг.
 
  3. Налог с владельцев транспортных средств уплачивают предприятия, объединения, учреждения, организации (в том числе иностранные юридические лица), а также граждане (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства). Объект обложения автомобили, мотоциклы, механизмы на пневмоходу. Предприятия автотранспорта общего пользования не являются плательщиками в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).
 
  Ставки налога установлены в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортных средств и мощности двигателя. Органы государственной власти субъектов РФ вправе увеличивать ставки в связи с изменением уровня цен и минимальной заработной платой.
 
  Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации.
 
  Законом предусмотрены льготы: освобождаются, например, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов и предприятия, осуществляющие содержание дорог общего пользования, и т. д. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освобождать от уплаты налога отдельные категории граждан, предприятий и учреждений.
 
  4. Налог на приобретение автотранспортных средств. Плательщиками этого налога выступают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставный фонд. Объектом обложения является продажная цена автотранспортных средств (без НДС и акцизов).
 
  Льготы по налогу сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить от уплаты налога отдельные категории граждан, предприятий, организаций и учреждений или понизить его ставки.
 
  Налог на имущество
 
  Налог на имущество предприятий установлен Законом РФ от 13 декабря 1991 г. 2030-1 (в ред. от 04.05.99 г.) и относится к налогам субъектов Федерации. Плательщиками данного налога выступают:
  * предприятия, учреждения, в том числе с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
  * филиалы указанных предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
  * постоянные представительства иностранных фирм, банков и организаций, расположенные на территории России;
  * банки и иные кредитные учреждения, кроме ЦБ РФ и его учреждений.
  Объект обложения имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. Не являются объектом обложения у банков привлеченные средства; средства, предназначенные для выплаты пенсий и пособий (полученные из бюджета).
 
  Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и управления, коллегий адвокатов, нотариальных палат. Освобождается от налога имущество, принадлежащее предприятиям, учреждениям и организациям жилищно-коммунального хозяйства, общественных объединений, ассоциаций, жилищно-строительных, дачных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ, общественных организаций инвалидов.
 
  Стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, объектов, используемых для охраны природы и др., исключается из стоимости имущества тех плательщиков, которые привлекаются к уплате данного налога. Максимальная ставка установлена в размере 2% от налогооблагаемой базы. В ее пределах конкретные ставки устанавливаются субъектами Федерации, при их отсутствии применяется максимальная ставка. Затраты на уплату данного налога относятся на финансовые результаты деятельности предприятия.
 
  Земельный налог
 
  Земельный налог установлен законом РФ "О плате за землю" от 1 октября 1991 г. 1738-1 (в ред. от 29.12.98 г.). Он является не только источником бюджетных доходов, но представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщиками выступают пользователи земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, с них взимается арендная плата.
 
  Объект обложения земля, которая подразделяется на два вида:
 
  а) сельскохозяйственного назначения;
 
  б) несельскохозяйственного назначения.
 
  При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков.
 
  В первую группу входят: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Если предприятие имеет доходы . от несельскохозяйственной деятельности, то они уплачивают соответствующие налоги.
 
  Ко второй группе относятся сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти субъектов Федерации. Эти предприятия уплачивают кроме налога на землю и другие налоги.
 
  Налогом облагаются и земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, земли, расположенные вне населенных пунктов, специального назначения. Ставки налога по земле несельскохозяйственного назначения более высокие, чем ставки по землям сельскохозяйственного назначения). Если земельный участок превышает установленные нормы отвода, то за часть площади, превышающую норму, взимается налог в двукратном размере.
 
  Законом установлены льготы по налогу. Освобождаются от налога заповедники, национальные парки, учреждения культуры, здравоохранения, образования и т. д.
 
  Понижать ставки и устанавливать льготы вправе представительные органы субъектов Федерации а также органы местного самоуправления. Земельный налог уплачивается ежегодно.
 
  Юридические лица и другие организации уплачивают, кроме земельного налога, большое количество других местных налогов и сборов.
 
  Прочие налоги
 
  Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлен законом РФ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 22 декабря 1992 г. Плательщиками являются юридические лица, расположенные на территории местного самоуправления и осуществляющие производство товаров (работ, услуг). Объект обложения объем реализации этих товаров (работ, услуг). Предельная ставка налога определена в размере, не превышающем 1,5% от объема реализации произведенной продукции (работ, услуг). Установление конкретных ставок налога и порядок его исчисления отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
 
  При исчислении суммы налога исключаются расходы предприятий и организаций на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, рассчитанные по нормам, установленным местными органами власти.
 
  Кроме вышеназванного налога следует указать на следующие налоги и сборы:
  * налог на рекламу;
  * налог на перепродажу;
  * налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  * сбор за право торговли;
  * лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
  * лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  * сбор за парковку автотранспорта и др.
  Предусмотрены также целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставки сборов для конкретных территорий устанавливаются местными органами представительной власти. Льготы предоставляются местными органами власти, например, предприятиям, занимающимся производством товаров для детей.
 
  8.6. Ответственность за нарушение налогового законодательства
 
  Налоговое законодательство за нарушение налоговых правоотношений предусматривает различные виды ответственности и меры государственного принуждения.
 
  Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (ст. 113 ПК РФ).
 
  Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц при наличии оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
 
  Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Налогового кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1993 г. предусмотрены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:
 
  1. Нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе; нарушение правил составления налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение; нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа влекут за собой взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
 
  2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в течение более 90 дней) влечет за собой взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
 
  3. Нарушение сроков представления налоговой декларации или иных документов в установленный законом срок (до 31 апреля) влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 25% от указанной суммы. Непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 50% общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.
 
  4. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода влекут за собой взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Если эти действия совершены умышленно, то они влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
 
  5. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
 
  Налоговое законодательство предусматривает и другие виды налоговых правонарушений. Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена не только в отношении налогоплательщиков, но и других субъектов налогового правоотношения (ответственность налоговых органов, банков, экспертов и др.).
 
  Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или непосредственно в суд.
 
  Наряду с административной ответственностью за нарушение налогового законодательства предусмотрена и уголовная ответственность.
 
  С принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации с 1 января 1997 г. повышена ответственность за налоговые преступления. Ст. 198 УК РФ устанавливает, что уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, совершенное в крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда) наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года.
 
  То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает 500 минимальных размеров оплаты труда), наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до 3 лет.
 
  Ст. 199 УК РФ предусматривает, что уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия объектов налогообложения в крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда) наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Те же деяния, совершенные неоднократно, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Точное определение понятия "налог" необходимо для:
 
  а) определения финансовой ответственности;
 
  б) выявления размера налогового обязательства;
 
  в) исчисления налоговой ставки.
 
  2. За просрочку налоговых платежей взыскивается пени в размере:
 
  а) 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки от неуплаченной суммы налога;
 
  б) 0,05% от суммы не внесенного платежа;
 
  в) 0,3% за каждый день просрочки от неуплаченной суммы налога.
 
  3. Кто утверждает налог?
 
  а) правительство РФ;
 
  б) Государственная дума РФ;
 
  в) Президент РФ;
 
  г) другие ветви власти.
 
  4. Платой за совершение действий государственным органом является:
 
  а) гербовый сбор;
 
  б) плата за воду;
 
  в) таможенная пошлина;
 
  г) налог на рекламу.
 
  5. По способу взимания налоги подразделяются на:
 
  а) общеобязательные и факультативные;
 
  б) прямые и косвенные;
 
  в) абстрактные и целевые;
 
  г) регулирующие.
 
  6. Кто является носителем налога при уплате подоходного налога?
 
  а) физическое лицо;
 
  б) работодатель;
 
  в) представитель работника.
 
  7. В качестве кого выступает предприятие-изготовитель при уплате НДС?
 
  а) субъектом налогообложения;
 
  б) носителем налога;
 
  в) налоговым агентом.
 
  8. Предприятие арендует земельный участок. Является ли оно плательщиком налога за землю?
 
  а) да;
 
  б) нет.
 
  9. Объектом налогообложения при исчислении налога на прибыль является:
 
  а) валовой доход;
 
  б) валовая прибыль от реализации;
 
  в) получение дохода.
 
  Тема 9. Договор как основа обязательств в предпринимательской деятельности
 
  9.1. Понятие договора
 
  Договор (ст. 420 ГК РФ) это соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, в том числе в области хозяйственных отношений. Договор разновидность сделки. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах.
 
  Система договорных отношений предполагает широкое использование предприятиями в предпринимательской деятельности различных гражданско-правовых договоров.
 
  Хозяйственный договор по отношению к различным взаимоотношениям предприятий принимает различные формы, важнейшими из которых являются следующие: купли-продажи, поставки продукции производственно-технического назначения, подряда, аренды, перевозки грузов, оказания услуг, аренды (лизинга), договор на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поручения, комиссии и др.
 
  Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон либо трех или более сторон. Следовательно, при заключении договора права и обязанности возникают у каждой стороны. Положения Гражданского кодекса о договорах основаны на трех началах:
  * свобода договора (ст. 421 ГК РФ);
  * зашита стороны договора;
  * укрепление договорной дисциплины между партнерами.
  Принуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
 
  Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, считается возмездным (ст. 423 ГК РФ). Безвозмездным признается договор, по которому одна из сторон обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
 
  Цена исполнения договора
 
  Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
 
  Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
 
  В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравниваемых обстоятельствах обычно взимается на аналогичные товары, работы или услуги. Спор о порядке и сроках согласования цены, возникший при заключении договора, может быть передан в арбитражный суд.
 
  Подлежат рассмотрению арбитражными судами по существу также споры, возникшие при заключении договора: по вопросу применения при расчетах регулируемой или договорной цены; по цене с предприятиями, допустившими нарушения антимонопольного законодательства, к которым применены в установленном порядке меры воздействия.
 
  Законодательством предусмотрено несколько видов договоров: публичный договор, договор присоединения, предварительный договор, договор в пользу третьего лица.
 
  9.2. Виды договоров
 
  Публичный договор
 
  Публичный договор это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи и т. п.) (ст. 426 ГК РФ). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующую работу не допускается. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением тех, которым законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот.
 
  Условия публичного договора определяются "Примерными условиями", разработанными для соответствующих договоров и опубликованными в печати или изложенными в форме примерного договора.
 
  Договор присоединения
 
  Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах, и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).
 
  Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида; исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
 
  Такое требование, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.
 
  Предварительный договор
 
  Предварительным договором считается договор, в котором стороны обязуются заключить договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 429 ГК РФ).
 
  Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, и должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В нем указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
 
  Договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ)
 
  Таким договором признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. С момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица.
 
  Должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора.
 
  В случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, этим правом может воспользоваться кредитор.
 
  9.3. Порядок заключения и расторжения договора
 
  Заключение договора
 

<< Пред.           стр. 23 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу