<< Пред.           стр. 2 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 Виктор Сергеевич Розов р. 1913 306
 В поисках радости. Комедия (1957) 306
 Гнездо глухаря. Драма (1978) 307
 Сергей Павлович Залыгин р. 1913 308
 На Иртыше. Повесть (1963) 308
 Константин Михайлович Симонов 1915-1979 309
 Живые и мертвые. Трилогия (Кн. 1-я - 1955-1959; кн. 2-я - 1960-1964; кн. 3-я- 1965-1970) 309
 Книга первая. ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ 309
 Книга вторая. СОЛДАТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ 310
 Книга третья. ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО 311
 Владимир Дмитриевич Дудинцев р. 1918 312
 Не хлебом единым. Роман (1956) 312
 Александр Исаевич Солженицын р. 1918 313
 Один день Ивана Денисовича. Повесть (1959, опубл. 1962 в искаженном виде. Полн. изд. 1973) 313
 Матренин двор. Рассказ (1959, опубл. 1963) 314
 В круге первом. Роман (1955-1968) 314
 Раковый корпусю Роман (1968) 315
 Даниил Александрович Гранин р. 1919 317
 Иду на грозу. Роман (1962) 317
 Александр Моисеевич Володин р. 1919 318
 Пять вечеров. Пьеса (1959) 318
 Старшая сестра. Пьеса (1961) 319
 Борис Исаакович Балтер 1919-1974 320
 До свидания, мальчики. Повесть (1962) 320
 Константин Дмитриевич Воробьев 1919-1975 320
 Это мы, Господи!.. Повесть (1943) 320
 Убиты под Москвой Повесть (1963) 321
 Тетка Егориха Повесть (1966) 322
 Федор Александрович Абрамов 1920-1983 322
 Пряслины. Тетралогия 322
 БРАТЬЯ И СЕСТРЫ Роман (1958) 322
 ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА Роман (1968) 323
 ПУТИ-ПЕРЕПУТЬЯ Роман (1973) 323
 ДОМ Роман (1978) 324
 Юрий Маркович Нагибин 1920-1994 324
 Встань и иди Повесть (1987) 324
 Вячеслав Леонидович Кондратьев 1920-1993 325
 Сашка Повесть (1979) 325
 Борис Андреевич Можаев 1923—1996 326
 Живой Повесть (1964-1965) 326
 Григорий Яковлевич Бакланов р. 1923 327
 Пядь земли Повесть (1959) 327
 Владимир Федорович Тендряков 1923-1984 328
 Кончина Повесть (1968) 328
 Шестьдесят свечей Повесть (1980) 329
 Юрии Васильевич Бондарев р. 1924 330
 Тишина Роман (1962) 330
 Виктор Петрович Астафьев р. 1924 330
 Пастух и пастушка 330
 СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ Повесть (1971) 330
 Печальный детектив Роман (1985) 331
 Булат Шалвович Окуджава р. 1924 332
 Будь здоров, школяр - Повесть (1961) 332
 Глоток свободы, или Бедный Авросимов - Роман (1965-1968) 333
 Путешествие дилетантов 334
 ИЗ ЗАПИСОК ОТСТАВНОГО ПОРУЧИКА АМИРАНА АМИЛАХВАРИ - Роман (1976-1978) 334
 Борис Львович Васильев р. 1924 335
 А зори здесь тихие - Повесть (1969) 335
 Василь Быков р. 1924 336
 Круглянский мост - Повесть (1968) 336
 Сотников - Повесть (1970) 336
 Знак беды - Повесть (1983) 337
 Леонид Генрихович Зорин р. 1924 338
 Варшавская мелодия - Драма (1967) 338
 Царская охота - Драма (1977) 339
 Юрий Владимирович Давыдов р. 1924 340
 Глухая пора листопада - Роман (1969) 340
 Евгений Иванович Носов р. 1925 341
 Шумит дуговая овсяница - Рассказ (1966) 341
 Красное вино победы - Рассказ (1971) 342
 Аркадий Натанович Стругацкий 1925-1991 Борис Натанович Стругацкий р. 1933 342
 Трудно быть богом - Повесть (1964) 342
 Пикник на обочине - Повесть (1972) 343
 Юрии Валентинович Трифонов 1925-1981 344
 Обмен - Повесть (1969) 344
 Долгое прощание - Повесть (1971) 345
 Старик - Роман (1972) 346
 Другая жизнь - Повесть (1975) 347
 Дом на набережной - Повесть (1976) 349
 Абрам Терц (Андрей Донатович Синявский) 1925-1997 350
 Любимов - Повесть (1963) 350
 Владимир Осипович Богомолов р. 1926 351
 Иван - Повесть (1957) 351
 Момент истины.. 351
 В АВГУСТЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО... - Роман (1973) 351
 Виталий Николаевич Семин 1927-1988 352
 Нагрудный знак «ОSТ» - Роман (1976) 352
 Юрии Павлович Казаков 1927-1982 354
 Двое в декабре - Рассказ (1962) 354
 Адам и Ева - Рассказ (1962) 354
 Во сне ты горько плакал - Рассказ (1977) 355
 Алесь Адамович 1927—1994 356
 Каратели. 356
 РАДОСТЬ НОЖА, ИЛИ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ГИПЕРБОРЕЕВ Повесть (1971 -1979) 356
 Чингиз Торекулович Айтматов р. 1928 357
 Джамиля - Повесть (1958) 357
 Прощай, Гульсары - Повесть (1966) 358
 Белый пароход. 358
 ПОСЛЕ СКАЗКИ Повесть (1970) 358
 И дольше века длится день 359
 буранный полустанок Роман (1980) 359
 Фазиль Абдулович Искандер р. 1929 361
 Созвездие Козлотура - Повесть (1966) 361
 Сандро из Чегема - Роман (1973) 361
 Защита Чика - Рассказ (1983) 363
 Кролики и удавы - Философская сказка (1982) 364
 Василий Макарович Шукшин 1929-1974 364
 Обида - Рассказ (1971) 364
 Материнское сердце - Рассказ (1969) 365
 Срезал - Рассказ (1970) 366
 До третьих петухов - Повесть (1974) 366
 Юз Алешковский р. 1929 367
 Николай Николаевич - Повесть (1970) 367
 Кенгуру - Повесть (1975) 368
 Владимир Емелъянович Максимов 1930-1995 369
 Семь дней творения - Роман (1971) 369
 Георгий Николаевич Владимов р. 1932 371
 Большая руда - Повесть (1962) 371
 Три минуты молчания - Роман (1969) 371
 Верный Руслан - Повесть (1963-1965) 373
 Анатолий Игнатьевич Приставкин р. 1931 374
 Ночевала тучка золотая - Повесть (1987) 374
 Юрий Витальевич Мамлеев р. 1931 374
 Шатуны - Роман (1988) 374
 Фридрих Наумович Горенштейн р. 1932 376
 Псалом - Роман (1975) 376
 Василий Павлович Аксенов р. 1932 377
 Коллеги - Повесть (1960) 377
 Поиски жанра (1972) 378
 Остров Крым - Роман (1977-1979) 379
 Владимир Николаевич Войнович р. 1932 379
 Два товарища - Повесть (1966) 379
 Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина - Роман (Кн. 1-я - 1963-1970; кн. 2-я - 1979) 380
 Книга первая. ЛИЦО НЕПРИКОСНОВЕННОЕ 380
 Книга вторая. ПРЕТЕНДЕНТ НА ПРЕСТОЛ 380
 Москва 2042 - Сатирическая повесть (1987) 382
 Василий Иванович Белов р. 1932 383
 Такая война - Рассказ (1960) 383
 Привычное дело - Повесть (1966) 383
 Плотницкие рассказы - Повесть (1968) 384
 Михаил Михайлович Рощин р. 1933 385
 Валентин и Валентина - СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ В ДВУХ ЧАСТЯХ, С ПРОЛОГОМ Пьеса (1971) 385
 Андрей Андреевич Вознесенский р. 1933 386
 Авось! 386
 Евгений Александрович Евтушенко р. 1933 387
 Братская ГЭС - Поэма (1965) 387
 МОЛИТВА ПЕРЕД ПЛОТИНОЙ 387
 ПРОЛОГ. 388
 МОНОЛОГ ЕГИПЕТСКОЙ ПИРАМИДЫ 388
 МОНОЛОГ БРАТСКОЙ ГЭС 388
 КАЗНЬ СТЕНЬКИ РАЗИНА 388
 Виктор Александрович Соснора р. 1936 389
 День Зверя - Роман (1980, опубл. 1994) 389
 Эдвард Станиславович Радзинский р. 1936 390
 104 страницы про любовь - Пьеса (1964) 390
 Владимир Семенович Маканин р. 1937 390
 Ключарев и Алимушкин - Рассказ (1979) 390
 Где сходилось небо с холмами - Повесть (1984) 391
 Валентин Григорьевич Распутин р. 1937 392
 Последний срок - Повесть (1970) 392
 Живи и помни - Повесть (1974) 393
 Прощание с Матёрой - Повесть (1976) 393
 Андрей Георгиевич Битов р. 1937 394
 Пушкинский дом - Роман (1971) 394
 Улетающий Монахов - РОМАН-ПУНКТИР (1962-1990) 395
 ДВЕРЬ. 395
 САД.. 396
 ОБРАЗ. 396
 ЛЕС. 396
 Вкус. 396
 ЛЕСТНИЦА.. 397
 Александр Валентинович Вампилов 1937-1972 397
 Старший сын - Комедия (1968) 397
 Утиная охота - Пьеса (1970) 398
 Прошлым летом в Чулимске - Драма (1972) 399
 Марк Сергеевич Харитонов р. 1937 399
 Линии судьбы, или Сундучок Милашевича - Роман (1895, опубл. 1992) 399
 Виктория Самойловна Токарева р. 1937 400
 День без вранья - Рассказ (1964) 400
 Людмила Стефановна Петрушевская р. 1938 401
 Уроки музыки - Драма (1973) 401
 Три девушки в голубом - Комедия (1980) 401
 Свой круг - Рассказ (1988) 402
 Венедикт Васильевич Ерофеев 1938-1990 402
 Москва — Петушки и пр. - Поэма в прозе (1969) 402
 Борис Петрович Екимов р. 1938 403
 Холюшино подворье - Рассказ (1979) 403
 Анатолий Андреевич Ким р. 1939 404
 Соловьиное эхо - Повесть (1980) 404
 Валерий Георгиевич Попов р. 1939 405
 Жизнь удалась. 405
 Повесть (1977) 405
 Иосиф Александрович Бродский 1940-1996 406
 Посвящается Ялте - Поэма (1969) 406
 Мрамор - Драма (1982) 407
 Сергей Донатович Довлатов 1941-1990 408
 Компромисс - Повесть (1981) 408
 Иностранка - Повесть (1986) 408
 Руслан Тимофеевич Киреев р. 1941 409
 Победитель - Роман (1973, опубл. 1979) 409
 Эдуард Вениаминович Лимонов р. 1943 410
 Это я, Эдичка - Роман (1976) 410
 Александр Абрамович Кабаков р. 1943 411
 Невозвращенец - Повесть (1988) 411
 Саша Соколов р. 1943 412
 Школа для дураков - Повесть (1976) 412
 Между собакой и волком - Повесть (1980) 412
 УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 413
 УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 415
 Содержание. 421
 
 
 
 
 К читателю
 «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюже­ты и характеры» — первый в России опыт создания свода кратких пересказов наиболее значительных произведений отечественной и за­рубежной словесности.
 Необходимость в книжном издании такого рода назрела с давних пор. Современная культура нуждается в систематическом и вместе с тем доходчивом описании золотого фонда мировой литературы, сло­жившегося к концу XX в. и второго тысячелетия.
 Перед вами не просто справочное издание, но и книга для чтения. Краткие пересказы, естественно, не могут заменить первоисточников, но могут дать целостное и живое представление о них. Именно к этому стремились все участники этого коллективного труда: литерату­роведы, переводчики, прозаики.
 Каждый том настоящего издания является самостоятельной кни­гой, а все вместе они составляют своеобразный атлас мирового лите­ратурного пространства от древнейших времен до наших дней. Основное место здесь занимают пересказы романов, повестей, драма­тургических произведений и эпических поэм, менее полно представ­лена новеллистика. За пределами данного свода остались такие бессюжетные и не поддающиеся пересказу жанры, как лирическая поэзия, исторические и философские трактаты, документальная и ме­муарная проза, публицистика. Вынося в название нашего издания
 Более подробно принципы построения настоящего издания изложены в предисловии к тому «Русская литература XIX века».
 [5]
 
 
 слово «шедевры», мы имели в виду не только высшие достижения словесного искусства, но и более обширный массив литературных произведений, сохранивших духовно-эстетическую актуальность до наших дней.
 Том «Русская литература XX века» занимает в данном издании особое место. Составление этого тома представляло наибольшую труд­ность, поскольку вопрос об истинных классиках уходящего столетия, о подлинных и ложных художественных ценностях в русской словес­ности XX в. продолжает обсуждаться, и единства мнений здесь пока нет.
 Мы стремились показать читателям достаточно широкий спектр художественных исканий столетия, включить максимум авторов и произведений, отдавая себе отчет в том, что многие сегодняшние ли­тературные репутации могут быть подвергнуты пересмотру. Тем не менее мы убеждены, что каждое произведение, пересказанное в на­стоящем томе, представляет необходимую степень историко-литера­турной значимости.
 Объем тома «Русская литература XX века» максимален с точки зрения полиграфических возможностей. Однако ограничения были неизбежны. Многие писатели представлены только одним сюжетом, хотя внимания достойны и другие их произведения. Избегая идеоло­гических и политических предпочтений, мы не сочли целесообразным широко представлять здесь те конъюнктурно-схематические сочине­ния тоталитарной эпохи, эстетическая слабость которых выявлена се­годня достаточно бесспорно. Не нашли нужным мы пересказывать и прозу массово-бульварного характера. К сожалению, пришлось отка­заться от отражения русской литературы самого последнего времени, 90-х годов: нельзя было обойтись без какого-то условно выбранного предела. Поскольку авторы в этом томе, как и во всех других, распо­лагаются по хронологии рождения, то состав книги решено было за­вершить писателями, родившимися в 1943 г., уже успевшими достаточно полно проявить свою творческую индивидуальность. Пере­сказ новейшей литературы, произведений более молодых авторов мы считаем делом будущего.
 Издание адресовано самому широкому читательскому кругу: тем, кто изучает и преподает литературу, тем, кто ее просто любит, кому свод пересказов поможет в поисках увлекательного чтения и в состав­лении личных библиотек.
 Вл. И. Новиков, д. ф. н.
 
 
 Федор Кузьмин Сологуб 1863-1927
 Мелкий бес - Роман (1902)
 Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гим­назии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания жен­щин. Еще бы! Статский советник (пятый класс в табели о рангах!), мужчина в соку, в сущности, не женат... Ведь Варвара что... Варвару в случае чего можно и побоку. Вот одно только — без нее, пожалуй, места инспектора не получишь. (Директор гимназии не жалует его, ученики и их родители считают грубым и несправедливым.) Княгиня Волчанская обещала Варваре похлопотать за Ардальона Борисовича, но условием поставила венчание: неудобно хлопотать за сожителя своей бывшей домашней портнихи. Однако ж сперва место, а потом уж венчание. А то как раз обманут.
 Варвару эти его настроения чрезвычайно обеспокоили, и она упро­сила вдову Грушину за деньги изготовить письмо, будто бы от княги­ни, с обещанием места, если они обвенчаются.
 Передонов было обрадовался, но Вершина, пытавшаяся выдать за него бесприданницу Марту, сразу же осадила: а где конверт? Деловое письмо — и без конверта! Варвара с Грушиной тут же поправили дело вторым письмом, пересланным через петербургских знакомых. И Вершина, и Рутилов, сватавший Передонову своих сестер, и Преполовенская, рассчитывавшая пристроить за него племянницу, — все
 [7]
 
 
 поняли, что их дело проиграно, Ардальон Борисович назначил день венчания. И без того мнительный, он теперь еще больше боялся за­висти и все ожидал доноса либо даже покушения на свою жизнь. Подлила масла в огонь Преполовенская, намекая на то, что близкий приятель Ардальона Борисовича Павел Васильевич Володин бывает у Передонова ради Варвары Дмитриевны. Это, конечно, чушь. Варвара считает Володина дураком, да и получает преподаватель ремесла в го­родском училище вчетверо меньше учителя гимназии Передонова. Ардальон же Борисович забеспокоился: обвенчается он с Варварой, поедут на инспекторское место, а в дороге отравят его и похоронят как Володина, а тот будет инспектором. Варвара все нож из рук не выпускает, да и вилка опасна. (И он спрятал приборы под кроватью. Едят же китайцы палочками.) Вот и баран, так похожий на Володи­на, тупо смотрит, наверное злоумышляет. Главное же, донесут — и погиб. Наташа ведь, бывшая кухарка Передонова, от них прямо к жандарму поступила. Встретив жандармского подполковника, Арда­льон Борисович попросил не верить тому, что скажет про него Ната­ша, она все врет, и у нее любовник поляк.
 Встреча навела на мысль посетить отцов города и уверить их в своей благонадежности. Он посетил городского голову, прокурора, предводителя дворянства, председателя уездной земской управы и даже исправника. И каждому говорил, что все, что о нем болтают, — вздор. Захотев как-то закурить на улице, он вдруг увидел городового и осведомился, можно ли здесь курить. Чтобы почти уже состоявшегося инспектора не подменили Володиным, он решил пометить себя. На груди, на животе, на локтях поставил чернилами букву П.
 Подозрителен сделался ему и кот. Сильное электричество в шерс­ти — вот в чем беда. И повел зверя к парикмахеру — постричь.
 Уже много раз являлась ему серая недотыкомка, каталась в ногах, издевалась над ним, дразнила: высунется и спрячется. А еще того хуже — карты. Дамы, по две вместе, подмигивали; тузы, короли, ва­леты шептались, шушукались, дразнились.
 После свадьбы Передоновых впервые посетили директор с женой, но было заметно, что они вращаются в разных кругах здешнего обще­ства. Да и в гимназии не все гладко у Передонова. Он посещал роди­телей своих учеников и жаловался на их леность и дерзость. В нескольких случаях чада были секомы за эти вымышленные вины и жаловались директору.
 Совсем дикой оказалась история с пятиклассником Сашей Пыльниковым. Грушина рассказала, будто этот мальчик на самом деле переодетая девочка: такой смазливенький и все краснеет, тихоня и
 [8]
 
 
 гимназисты дразнят его девчонкой. И все это, чтобы Ардальона Бори­совича подловить.
 Передонов доложил директору о возможном скандале: в гимназии разврат начнется. Директор счел, что Передонов заходит слишком да­леко. Все же осторожный Николай Власьевич в присутствии гимнази­ческого врача убедился, что Саша не девочка, но молва не затихала, и одна из сестер Рутиловых, Людмила, заглянула в дом Коковкиной, где тетушка сняла для Саши комнату.
 Людмила и Саша подружились нежною, но беспокойною друж­бой. Людмила будила в нем преждевременные, еще неясные стремле­ния. Она приходила нарядная, надушенная, прыскала духами на своего Дафниса.
 Невинные возбуждения составляли для Людмилы главную пре­лесть их встреч, Сестрам она говорила: «Я вовсе не так его люблю, как вы думаете... Я его невинно люблю. Мне от него ничего не надо». Она тормошила Сашу, сажала на колени, целовала и позволяла цело­вать свои запястья, плечи, ноги. Однажды полуупросила, полуприну­дила его обнажиться по пояс. А ему говорила: «Люблю красоту... Мне бы в древних Афинах родиться... Я тело люблю, сильное, ловкое, голое... Милый кумир мой, отрок богоравный...»
 Она стала наряжать его в свои наряды, а иногда в хитон афиняни­на или рыбака. Нежные ее поцелуи пробуждали желание сделать ей что-то милое или больное, нежное или стыдное, чтобы она смеялась от радости или кричала от боли.
 Тем временем Передонов уже всем твердил о развращенности Пыльникова. Горожане поглядывали на мальчика и Людмилу с пога­ным любопытством. Сам же будущий инспектор вел себя все более странно. Он сжег подмигивающие и кривляющиеся ему в лицо карты, писал доносы на карточные фигуры, на недотыкомку, на бара­на, выдававшего себя за Володина. Но самым страшным оказалось происшедшее на маскараде. Вечные шутницы и выдумщицы сестры Рутиловы нарядили Сашу гейшей и сделали это так искусно, что пер­вый дамский приз достался именно ему (никто не узнал мальчика). Толпа возбужденных завистью и алкоголем гостей потребовала снять маску, а в ответ на отказ попыталась схватить гейшу, но спас актер Бенгальский, на руках вынесший ее из толпы. Пока травили гейшу, Передонов решил напустить огонь на невесть откуда взявшуюся недо­тыкомку. Он поднес спичку к занавесу. Пожар заметили уже с улицы, так что дом сгорел, но люди спаслись. Последующие события уверили всех, что толки о Саше и девицах Рутиловых — бред.
 Передонов начал понимать, что его обманули. Как-то вечером
 [9]
 
 
 зашел Володин, сели за стол. Больше пили, чем ели. Гость блеял, дура­чился: «Околпачили тебя, Ардаша». Передонов выхватил нож и реза­нул Володина по горлу.
 Когда вошли, чтобы взять убийцу, он сидел понуро и бормотал что-то бессмысленное.
 И. Г. Животовский
 Творимая легенда - Роман-трилогия (1914)
 Часть первая. КАПЛИ КРОВИ
 Взоры пламенного Змия падают на реку Скородень и купающихся там обнаженных дев. Это сестры Елисавета и Елена, дочери богатого помещика Рамеева. Они с любопытством обсуждают появление в го­роде приват-доцента, доктора химии Георгия Сергеевича Триродова:
 никто не знает, откуда его состояние, что происходит в поместье, зачем ему школа для детей. Девушки решаются пройти мимо таинст­венной усадьбы, перебираются по узкому мостику через овраг и оста­навливаются у калитки. Вдруг из кустов выходит бледный мальчик с ясными, слишком спокойными, как бы неживыми глазами. Открыв калитку, он исчезает. Вдали на лужайке десятки детей поют и танцуют под руководством девушки с золотистыми косами — Надежды Вещезеровой. Она поясняет: «Люди строили города, чтобы уйти от зверя, а сами озверели, одичали. Теперь мы идем из города в лес. Надо убить зверя...»
 О доме Триродова идет дурная слава. Говорят, что он населен привидениями, выходцами из могил, потому и называют его Навьим двором, а дорожку, идущую до Крутицкого кладбища, Навьей тро­пой. Сын владельца Кирша замечает девушек и приводит их к отцу в оранжерею. Осматривая диковинные растения и закоулки дома, Ели­савета и Елена попадают в магическую комнату с зеркалом, взглянув в которое мгновенно стареют. Триродов успокаивает их, дает эликсир, возвращающий молодость: «Такое свойство этого места. Ужас и вос­торг живут здесь вместе».
 [10]
 
 
 В доме Рамеевых обитает студент Петр Матов, безответно влюб­ленный в Елисавету. Он противник «самодержавия пролетариата», а девушка говорит ему: «Моя влюбленность — восстание». Елисавета сочувствует рассуждениям молодого рабочего Щемилова, который зовет ее выступить на маевке. Приезжего агитатора прячут в доме Триродова. Полковник Жербенев, организатор черносотенцев, считает приват-доцента неблагонадежным и расспрашивает о нем актера Острова. Неожиданно появляясь в доме Триродова, актер требует ог­ромные деньги за молчание. Когда-то он стад очевидцем того, как Ге­оргий Сергеевич химическими методами расправился с провокатором их революционного кружка Матовым, отцом Петра. Путем сложных превращений он получил «тело» в виде небольшого куба на своем столе. За неразглашение тайны Остров получает 2000 рублей.
 Близится Иванова ночь. Кирша с очами тихого ангела идет с отцом по Навьей тропе. Мимо проходят мертвецы, говорят о навьих делах. Не спят тихие дети. Один из них, Гриша, очерчивает около Триродовых круг от навьих чар — даже мама Кирши не в силах пре­одолеть черты. Елисавета и Щемилов пробираются на поляну, где че­ловек триста слушают агитатора. Девушка с трудом узнает пере­одетого Триродова, но ей радостно выступать перед ним, и голос на­полняется силой. Налетают казаки, Триродов спасает Елисавету, ук­рывая в овраге.
 Между ними возникает страстная любовь. Вечерами Елисавета рассматривает в зеркало свое знойное, обнаженное тело. О великий огонь расцветающей плоти! Как-то гуляя по лесу, она была настигнута двумя парнями, которые срывали с нее одежду, клонили к земле. Вдруг подбежали тихие мальчики, повадили, усыпили молодцов. В за­бытьи ей почудилась королева Ортруда... Триродов объясняется в любви, и Елисавета готова быть его рабой, быть вещью в его руках.
 Триродов обладает гипнотической силой, он способен воскрешать из мертвых, как это случилось с мальчиком Егоркой, который был не­нужен матери, сечен розгами и похоронен в летаргическом сне. Тихие дети его откапывают, и Егорка вместе с ними поселяется у Триродова. Его школу посещают полицейские чины, директор народ­ных училищ Дулебов, инспектор Шабалов, вице-губернатор. Они не­довольны тем, что дети и учителя малопочтительны, свободны, ходят босые. «Это порнография, — заключает комиссия. — Школа будет немедленно закрыта».
 А Елисавета томится знойными снами. Ей кажется, что она пере­живает параллельную жизнь, проходит радостный и скорбный путь привидевшейся ей в лесу королевы Ортруды...
 [11]
 
 
 Часть вторая. КОРОЛЕВА ОРТРУДА
 Ортруда была рождена, чтобы царствовать в счастливом средиземно­морском краю. Она получила превосходное эллинское воспитание, любила красоту природы и обнаженного тела. В день шестнадцатиле­тня она была коронована. Накануне Ортруда влюбилась в принца Танкреда, синеглазого тевтонского юношу. Очарование было взаим­ным, и в конце торжеств состоялась помолвка. В этом союзе счастли­во сочетались законы сладостной любви и суровые требования высшей политики династии и буржуазного правительства королевства Соединенных Островов. Спустя год они обвенчались. Принц Танкред был зачислен в гвардию, но его реакционные взгляды, любовные при­ключения и большие долги сделали его непопулярной личностью. Его слабостями пользуются аристократы, замышляющие распустить пар­ламент и объявить королем Танкреда. Мрачные знамения пугают Ортруду: еще в день коронации начал дымиться вулкан на острове Драгонера, а в одиннадцатый год правления стал появляться призрак белого короля...
 Все свои переживания Ортруда делит только с Афрой, молодой придворной дамой. Их симпатии постепенно превращаются в тем­ную ревнивую страсть. Афра ненавидит Танкреда, а Ортруда не от­пускает ее к Филиппе Меччио, влюбленному в Афру. Однажды они остановились в горной деревне и познакомились с бедной учительни­цей Альдонсой. Она простодушно рассказала о своем друге, который зовет ее Дульцинеею. Афра догадывается, что это Танкред, но Ортру­да по-прежнему доверчиво внимает лживым словам Дракона, каким порою кажется принц. Он развивает планы постройки огромного флота, захвата колоний, объединения под своей державой всех латин­ских стран Старого и Нового Света. Втайне от королевы назревают заговоры, политики требуют перемен. Доктор Меччио агитирует за социалистический строй. Первый министр Виктор Аорена доказыва-\ет, что современный человек слишком индивидуалистичен, чтобы реа­лизовать мечты о справедливом обществе. Близятся волнения. Гоф­маршал показывает Ортруде потайной ход из дворца к морю, ключом к которому служит сокровенное имя королевы «Араминта». В подзе­мелье ее сопровождает юный сын гофмаршала Астольф, полюбивший королеву. Их отношения разожгли ревность Афры, одиноко пережи­вает она муки любви и ненависти. Какая-то темная, злая сила исхо­дит от королевы — напрасно она спускается в подземелье и молится своему воображаемому Светозарному, она обречена... Стреляется влюбленный в нее Карл Реймерс, повешена Альдонса, Астольф, по
 [12]
 
 
 приказанию ее убивший Маргариту, бросается с отвесных скал... Мысли о смерти стали привычными ей. Кардинал осуждает Ортруду за оскорбляющее нравственность поведение. «Судить меня будет народ», — отвечает королева. Все сильнее дымится вулкан и настой­чивее разговоры, что усмирить его сможет лишь королева Ортруда.
 Доктор Меччио, пытаясь разорвать нежный союз Афры и Ортруды, погружает свою подругу в гипнотический сон, выдает за умершую и увозит из замка. Весть о смерти Афры лишает королеву воли к жизни. Она восходит к вулкану как источнику пламенной смерти, трижды произносит над ним заклинание, но напрасно. Катастрофа неминуема. Город гибнет. В клубах кровавого тумана задыхается ко­ролева Ортруда.
 Часть третья. ДЫМ И ПЕПЕЛ
 Трагические события в королевстве Соединенных Островов заставля­ют Триродова о многом задуматься. Он выписывает островные газе­ты, изучает испанский язык, размышляет о роли личности в истории, где толпа разрушает, человек творит, общество сохраняет. Георгий Сергеевич приходит к мысли стать королем Соединенных Островов. Елисавета удивлена и не верит в успех дела, но Триродов отправляет письмо первому министру Лорено о выдвижении своей кандидатуры на вакантное место короля. Лоредо в раздражении велит напечатать сие послание в Правительственном указателе. Занятый своими делами народ не обращает на него внимания, зато оппозиция интересуется незнакомцем.
 Ночью к Триродову является призрак его первой жены — лунной Лилит — и утешает его. А днем Георгий Сергеевич любуется обна­женной красотой Елисаветы. Они решают переместиться в блажен­ную землю Ойле. Молча поднимаются на башню. Там на столе красного дерева стоят флаконы с разноцветными жидкостями. Три­родов сливает их в чашу, они пьют из нее поочереди и просыпаются на земле Ойле под ясным Маиром. Земная жизнь тускнеет в памяти. Свежи и сладки новые впечатления бытия. Неужели придется возвра­щаться к злой земной жизни? уничтожить ее? Или отчаянным уси­лием воли преобразить?
 Триродов с учениками посещает святую обитель. В монастыре актер Остров и его сообщники похищают икону, рубят в щепки и сжигают. Возникает ссора, и все погибают в глухой лесной избушке. Неподалеку от усадьбы Триродова совершается покушение на исправ-
 [13]
 
 
 ника и вице-губернатора. Подозрение ложится на приват-доцента. В городе готовятся черносотенные погромы, участились грабежи, под­жоги.
 Георгий Сергеевич удручен закрытием школы и обращается за по­мощью к маркизу Телятникову. Его светлость, член Государственного совета, генерал-адъютант был 160 лет от роду, из них почти 150 лет служил царю и отечеству. Красивый осанистый старик, весьма сохра­нившийся для своего возраста, он употреблял болгарскую простоква­шу и спермин. У Триродова он попросил эликсир молодости. В честь маркиза был дан бал-маскарад, на который вместе с городской зна­тью приглашены и мертвые, окутанные запахом тления гости. В раз­гар веселья от чрезмерного усердия маркиз Телятников рассыпается. В этом происшествии обвиняют Триродова.
 Популярность Триродова в зарубежной печати растет. Принц Танкред обеспокоен агитацией за русского самозванца. Социал-демокра­ты королевства начинают переписку с претендентом о возможных реформах. Их депутация приезжает в Скородож для обмена мнения­ми. После их отъезда полиция устраивает обыск, но Триродов с по­мощью зеленого шарика заставляет полицейских ощутить себя клопами.
 Летом Триродов и Елисавета венчаются в церкви села Просяные Поляны. Внезапная гроза предвещает им бурное будущее. Назначен день выборов короля. Все готово к полету: в оранжерее собираются дети, учителя, друзья. Здесь и тихие дети. Снаружи приближаются погромщики, медлить нельзя, и Триродов дает команду на взлет. Гро­мадное светящееся ядро бесшумно устремляется ввысь.
 На Соединенных Островах собирается конвент для избрания ко­роля. Идет голосование: из 421 депутата 412 проголосовали за русско­го кандидата. Королем избран Георгий I! Но судьба его остается неизвестной. Растет сумятица, принц Танкред безуспешно пытается бежать. Злые солдаты его убивают и выбрасывают из окна.
 Утром на побережье Соединенных Островов опускается огром­ный, великолепный хрустальный шар, подобный планете. Король Ге­оргий I вступает на землю своего нового отечества...
 И. Г. Животовский
 

<< Пред.           стр. 2 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу