<< Пред. стр. 2 (из 25) След. >>
Виктор Сергеевич Розов р. 1913 306В поисках радости. Комедия (1957) 306
Гнездо глухаря. Драма (1978) 307
Сергей Павлович Залыгин р. 1913 308
На Иртыше. Повесть (1963) 308
Константин Михайлович Симонов 1915-1979 309
Живые и мертвые. Трилогия (Кн. 1-я - 1955-1959; кн. 2-я - 1960-1964; кн. 3-я- 1965-1970) 309
Книга первая. ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ 309
Книга вторая. СОЛДАТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ 310
Книга третья. ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО 311
Владимир Дмитриевич Дудинцев р. 1918 312
Не хлебом единым. Роман (1956) 312
Александр Исаевич Солженицын р. 1918 313
Один день Ивана Денисовича. Повесть (1959, опубл. 1962 в искаженном виде. Полн. изд. 1973) 313
Матренин двор. Рассказ (1959, опубл. 1963) 314
В круге первом. Роман (1955-1968) 314
Раковый корпусю Роман (1968) 315
Даниил Александрович Гранин р. 1919 317
Иду на грозу. Роман (1962) 317
Александр Моисеевич Володин р. 1919 318
Пять вечеров. Пьеса (1959) 318
Старшая сестра. Пьеса (1961) 319
Борис Исаакович Балтер 1919-1974 320
До свидания, мальчики. Повесть (1962) 320
Константин Дмитриевич Воробьев 1919-1975 320
Это мы, Господи!.. Повесть (1943) 320
Убиты под Москвой Повесть (1963) 321
Тетка Егориха Повесть (1966) 322
Федор Александрович Абрамов 1920-1983 322
Пряслины. Тетралогия 322
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ Роман (1958) 322
ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА Роман (1968) 323
ПУТИ-ПЕРЕПУТЬЯ Роман (1973) 323
ДОМ Роман (1978) 324
Юрий Маркович Нагибин 1920-1994 324
Встань и иди Повесть (1987) 324
Вячеслав Леонидович Кондратьев 1920-1993 325
Сашка Повесть (1979) 325
Борис Андреевич Можаев 1923—1996 326
Живой Повесть (1964-1965) 326
Григорий Яковлевич Бакланов р. 1923 327
Пядь земли Повесть (1959) 327
Владимир Федорович Тендряков 1923-1984 328
Кончина Повесть (1968) 328
Шестьдесят свечей Повесть (1980) 329
Юрии Васильевич Бондарев р. 1924 330
Тишина Роман (1962) 330
Виктор Петрович Астафьев р. 1924 330
Пастух и пастушка 330
СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ Повесть (1971) 330
Печальный детектив Роман (1985) 331
Булат Шалвович Окуджава р. 1924 332
Будь здоров, школяр - Повесть (1961) 332
Глоток свободы, или Бедный Авросимов - Роман (1965-1968) 333
Путешествие дилетантов 334
ИЗ ЗАПИСОК ОТСТАВНОГО ПОРУЧИКА АМИРАНА АМИЛАХВАРИ - Роман (1976-1978) 334
Борис Львович Васильев р. 1924 335
А зори здесь тихие - Повесть (1969) 335
Василь Быков р. 1924 336
Круглянский мост - Повесть (1968) 336
Сотников - Повесть (1970) 336
Знак беды - Повесть (1983) 337
Леонид Генрихович Зорин р. 1924 338
Варшавская мелодия - Драма (1967) 338
Царская охота - Драма (1977) 339
Юрий Владимирович Давыдов р. 1924 340
Глухая пора листопада - Роман (1969) 340
Евгений Иванович Носов р. 1925 341
Шумит дуговая овсяница - Рассказ (1966) 341
Красное вино победы - Рассказ (1971) 342
Аркадий Натанович Стругацкий 1925-1991 Борис Натанович Стругацкий р. 1933 342
Трудно быть богом - Повесть (1964) 342
Пикник на обочине - Повесть (1972) 343
Юрии Валентинович Трифонов 1925-1981 344
Обмен - Повесть (1969) 344
Долгое прощание - Повесть (1971) 345
Старик - Роман (1972) 346
Другая жизнь - Повесть (1975) 347
Дом на набережной - Повесть (1976) 349
Абрам Терц (Андрей Донатович Синявский) 1925-1997 350
Любимов - Повесть (1963) 350
Владимир Осипович Богомолов р. 1926 351
Иван - Повесть (1957) 351
Момент истины.. 351
В АВГУСТЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО... - Роман (1973) 351
Виталий Николаевич Семин 1927-1988 352
Нагрудный знак «ОSТ» - Роман (1976) 352
Юрии Павлович Казаков 1927-1982 354
Двое в декабре - Рассказ (1962) 354
Адам и Ева - Рассказ (1962) 354
Во сне ты горько плакал - Рассказ (1977) 355
Алесь Адамович 1927—1994 356
Каратели. 356
РАДОСТЬ НОЖА, ИЛИ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ГИПЕРБОРЕЕВ Повесть (1971 -1979) 356
Чингиз Торекулович Айтматов р. 1928 357
Джамиля - Повесть (1958) 357
Прощай, Гульсары - Повесть (1966) 358
Белый пароход. 358
ПОСЛЕ СКАЗКИ Повесть (1970) 358
И дольше века длится день 359
буранный полустанок Роман (1980) 359
Фазиль Абдулович Искандер р. 1929 361
Созвездие Козлотура - Повесть (1966) 361
Сандро из Чегема - Роман (1973) 361
Защита Чика - Рассказ (1983) 363
Кролики и удавы - Философская сказка (1982) 364
Василий Макарович Шукшин 1929-1974 364
Обида - Рассказ (1971) 364
Материнское сердце - Рассказ (1969) 365
Срезал - Рассказ (1970) 366
До третьих петухов - Повесть (1974) 366
Юз Алешковский р. 1929 367
Николай Николаевич - Повесть (1970) 367
Кенгуру - Повесть (1975) 368
Владимир Емелъянович Максимов 1930-1995 369
Семь дней творения - Роман (1971) 369
Георгий Николаевич Владимов р. 1932 371
Большая руда - Повесть (1962) 371
Три минуты молчания - Роман (1969) 371
Верный Руслан - Повесть (1963-1965) 373
Анатолий Игнатьевич Приставкин р. 1931 374
Ночевала тучка золотая - Повесть (1987) 374
Юрий Витальевич Мамлеев р. 1931 374
Шатуны - Роман (1988) 374
Фридрих Наумович Горенштейн р. 1932 376
Псалом - Роман (1975) 376
Василий Павлович Аксенов р. 1932 377
Коллеги - Повесть (1960) 377
Поиски жанра (1972) 378
Остров Крым - Роман (1977-1979) 379
Владимир Николаевич Войнович р. 1932 379
Два товарища - Повесть (1966) 379
Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина - Роман (Кн. 1-я - 1963-1970; кн. 2-я - 1979) 380
Книга первая. ЛИЦО НЕПРИКОСНОВЕННОЕ 380
Книга вторая. ПРЕТЕНДЕНТ НА ПРЕСТОЛ 380
Москва 2042 - Сатирическая повесть (1987) 382
Василий Иванович Белов р. 1932 383
Такая война - Рассказ (1960) 383
Привычное дело - Повесть (1966) 383
Плотницкие рассказы - Повесть (1968) 384
Михаил Михайлович Рощин р. 1933 385
Валентин и Валентина - СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ В ДВУХ ЧАСТЯХ, С ПРОЛОГОМ Пьеса (1971) 385
Андрей Андреевич Вознесенский р. 1933 386
Авось! 386
Евгений Александрович Евтушенко р. 1933 387
Братская ГЭС - Поэма (1965) 387
МОЛИТВА ПЕРЕД ПЛОТИНОЙ 387
ПРОЛОГ. 388
МОНОЛОГ ЕГИПЕТСКОЙ ПИРАМИДЫ 388
МОНОЛОГ БРАТСКОЙ ГЭС 388
КАЗНЬ СТЕНЬКИ РАЗИНА 388
Виктор Александрович Соснора р. 1936 389
День Зверя - Роман (1980, опубл. 1994) 389
Эдвард Станиславович Радзинский р. 1936 390
104 страницы про любовь - Пьеса (1964) 390
Владимир Семенович Маканин р. 1937 390
Ключарев и Алимушкин - Рассказ (1979) 390
Где сходилось небо с холмами - Повесть (1984) 391
Валентин Григорьевич Распутин р. 1937 392
Последний срок - Повесть (1970) 392
Живи и помни - Повесть (1974) 393
Прощание с Матёрой - Повесть (1976) 393
Андрей Георгиевич Битов р. 1937 394
Пушкинский дом - Роман (1971) 394
Улетающий Монахов - РОМАН-ПУНКТИР (1962-1990) 395
ДВЕРЬ. 395
САД.. 396
ОБРАЗ. 396
ЛЕС. 396
Вкус. 396
ЛЕСТНИЦА.. 397
Александр Валентинович Вампилов 1937-1972 397
Старший сын - Комедия (1968) 397
Утиная охота - Пьеса (1970) 398
Прошлым летом в Чулимске - Драма (1972) 399
Марк Сергеевич Харитонов р. 1937 399
Линии судьбы, или Сундучок Милашевича - Роман (1895, опубл. 1992) 399
Виктория Самойловна Токарева р. 1937 400
День без вранья - Рассказ (1964) 400
Людмила Стефановна Петрушевская р. 1938 401
Уроки музыки - Драма (1973) 401
Три девушки в голубом - Комедия (1980) 401
Свой круг - Рассказ (1988) 402
Венедикт Васильевич Ерофеев 1938-1990 402
Москва — Петушки и пр. - Поэма в прозе (1969) 402
Борис Петрович Екимов р. 1938 403
Холюшино подворье - Рассказ (1979) 403
Анатолий Андреевич Ким р. 1939 404
Соловьиное эхо - Повесть (1980) 404
Валерий Георгиевич Попов р. 1939 405
Жизнь удалась. 405
Повесть (1977) 405
Иосиф Александрович Бродский 1940-1996 406
Посвящается Ялте - Поэма (1969) 406
Мрамор - Драма (1982) 407
Сергей Донатович Довлатов 1941-1990 408
Компромисс - Повесть (1981) 408
Иностранка - Повесть (1986) 408
Руслан Тимофеевич Киреев р. 1941 409
Победитель - Роман (1973, опубл. 1979) 409
Эдуард Вениаминович Лимонов р. 1943 410
Это я, Эдичка - Роман (1976) 410
Александр Абрамович Кабаков р. 1943 411
Невозвращенец - Повесть (1988) 411
Саша Соколов р. 1943 412
Школа для дураков - Повесть (1976) 412
Между собакой и волком - Повесть (1980) 412
УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 413
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 415
Содержание. 421
К читателю
«Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры» — первый в России опыт создания свода кратких пересказов наиболее значительных произведений отечественной и зарубежной словесности.
Необходимость в книжном издании такого рода назрела с давних пор. Современная культура нуждается в систематическом и вместе с тем доходчивом описании золотого фонда мировой литературы, сложившегося к концу XX в. и второго тысячелетия.
Перед вами не просто справочное издание, но и книга для чтения. Краткие пересказы, естественно, не могут заменить первоисточников, но могут дать целостное и живое представление о них. Именно к этому стремились все участники этого коллективного труда: литературоведы, переводчики, прозаики.
Каждый том настоящего издания является самостоятельной книгой, а все вместе они составляют своеобразный атлас мирового литературного пространства от древнейших времен до наших дней. Основное место здесь занимают пересказы романов, повестей, драматургических произведений и эпических поэм, менее полно представлена новеллистика. За пределами данного свода остались такие бессюжетные и не поддающиеся пересказу жанры, как лирическая поэзия, исторические и философские трактаты, документальная и мемуарная проза, публицистика. Вынося в название нашего издания
Более подробно принципы построения настоящего издания изложены в предисловии к тому «Русская литература XIX века».
[5]
слово «шедевры», мы имели в виду не только высшие достижения словесного искусства, но и более обширный массив литературных произведений, сохранивших духовно-эстетическую актуальность до наших дней.
Том «Русская литература XX века» занимает в данном издании особое место. Составление этого тома представляло наибольшую трудность, поскольку вопрос об истинных классиках уходящего столетия, о подлинных и ложных художественных ценностях в русской словесности XX в. продолжает обсуждаться, и единства мнений здесь пока нет.
Мы стремились показать читателям достаточно широкий спектр художественных исканий столетия, включить максимум авторов и произведений, отдавая себе отчет в том, что многие сегодняшние литературные репутации могут быть подвергнуты пересмотру. Тем не менее мы убеждены, что каждое произведение, пересказанное в настоящем томе, представляет необходимую степень историко-литературной значимости.
Объем тома «Русская литература XX века» максимален с точки зрения полиграфических возможностей. Однако ограничения были неизбежны. Многие писатели представлены только одним сюжетом, хотя внимания достойны и другие их произведения. Избегая идеологических и политических предпочтений, мы не сочли целесообразным широко представлять здесь те конъюнктурно-схематические сочинения тоталитарной эпохи, эстетическая слабость которых выявлена сегодня достаточно бесспорно. Не нашли нужным мы пересказывать и прозу массово-бульварного характера. К сожалению, пришлось отказаться от отражения русской литературы самого последнего времени, 90-х годов: нельзя было обойтись без какого-то условно выбранного предела. Поскольку авторы в этом томе, как и во всех других, располагаются по хронологии рождения, то состав книги решено было завершить писателями, родившимися в 1943 г., уже успевшими достаточно полно проявить свою творческую индивидуальность. Пересказ новейшей литературы, произведений более молодых авторов мы считаем делом будущего.
Издание адресовано самому широкому читательскому кругу: тем, кто изучает и преподает литературу, тем, кто ее просто любит, кому свод пересказов поможет в поисках увлекательного чтения и в составлении личных библиотек.
Вл. И. Новиков, д. ф. н.
Федор Кузьмин Сологуб 1863-1927
Мелкий бес - Роман (1902)
Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин. Еще бы! Статский советник (пятый класс в табели о рангах!), мужчина в соку, в сущности, не женат... Ведь Варвара что... Варвару в случае чего можно и побоку. Вот одно только — без нее, пожалуй, места инспектора не получишь. (Директор гимназии не жалует его, ученики и их родители считают грубым и несправедливым.) Княгиня Волчанская обещала Варваре похлопотать за Ардальона Борисовича, но условием поставила венчание: неудобно хлопотать за сожителя своей бывшей домашней портнихи. Однако ж сперва место, а потом уж венчание. А то как раз обманут.
Варвару эти его настроения чрезвычайно обеспокоили, и она упросила вдову Грушину за деньги изготовить письмо, будто бы от княгини, с обещанием места, если они обвенчаются.
Передонов было обрадовался, но Вершина, пытавшаяся выдать за него бесприданницу Марту, сразу же осадила: а где конверт? Деловое письмо — и без конверта! Варвара с Грушиной тут же поправили дело вторым письмом, пересланным через петербургских знакомых. И Вершина, и Рутилов, сватавший Передонову своих сестер, и Преполовенская, рассчитывавшая пристроить за него племянницу, — все
[7]
поняли, что их дело проиграно, Ардальон Борисович назначил день венчания. И без того мнительный, он теперь еще больше боялся зависти и все ожидал доноса либо даже покушения на свою жизнь. Подлила масла в огонь Преполовенская, намекая на то, что близкий приятель Ардальона Борисовича Павел Васильевич Володин бывает у Передонова ради Варвары Дмитриевны. Это, конечно, чушь. Варвара считает Володина дураком, да и получает преподаватель ремесла в городском училище вчетверо меньше учителя гимназии Передонова. Ардальон же Борисович забеспокоился: обвенчается он с Варварой, поедут на инспекторское место, а в дороге отравят его и похоронят как Володина, а тот будет инспектором. Варвара все нож из рук не выпускает, да и вилка опасна. (И он спрятал приборы под кроватью. Едят же китайцы палочками.) Вот и баран, так похожий на Володина, тупо смотрит, наверное злоумышляет. Главное же, донесут — и погиб. Наташа ведь, бывшая кухарка Передонова, от них прямо к жандарму поступила. Встретив жандармского подполковника, Ардальон Борисович попросил не верить тому, что скажет про него Наташа, она все врет, и у нее любовник поляк.
Встреча навела на мысль посетить отцов города и уверить их в своей благонадежности. Он посетил городского голову, прокурора, предводителя дворянства, председателя уездной земской управы и даже исправника. И каждому говорил, что все, что о нем болтают, — вздор. Захотев как-то закурить на улице, он вдруг увидел городового и осведомился, можно ли здесь курить. Чтобы почти уже состоявшегося инспектора не подменили Володиным, он решил пометить себя. На груди, на животе, на локтях поставил чернилами букву П.
Подозрителен сделался ему и кот. Сильное электричество в шерсти — вот в чем беда. И повел зверя к парикмахеру — постричь.
Уже много раз являлась ему серая недотыкомка, каталась в ногах, издевалась над ним, дразнила: высунется и спрячется. А еще того хуже — карты. Дамы, по две вместе, подмигивали; тузы, короли, валеты шептались, шушукались, дразнились.
После свадьбы Передоновых впервые посетили директор с женой, но было заметно, что они вращаются в разных кругах здешнего общества. Да и в гимназии не все гладко у Передонова. Он посещал родителей своих учеников и жаловался на их леность и дерзость. В нескольких случаях чада были секомы за эти вымышленные вины и жаловались директору.
Совсем дикой оказалась история с пятиклассником Сашей Пыльниковым. Грушина рассказала, будто этот мальчик на самом деле переодетая девочка: такой смазливенький и все краснеет, тихоня и
[8]
гимназисты дразнят его девчонкой. И все это, чтобы Ардальона Борисовича подловить.
Передонов доложил директору о возможном скандале: в гимназии разврат начнется. Директор счел, что Передонов заходит слишком далеко. Все же осторожный Николай Власьевич в присутствии гимназического врача убедился, что Саша не девочка, но молва не затихала, и одна из сестер Рутиловых, Людмила, заглянула в дом Коковкиной, где тетушка сняла для Саши комнату.
Людмила и Саша подружились нежною, но беспокойною дружбой. Людмила будила в нем преждевременные, еще неясные стремления. Она приходила нарядная, надушенная, прыскала духами на своего Дафниса.
Невинные возбуждения составляли для Людмилы главную прелесть их встреч, Сестрам она говорила: «Я вовсе не так его люблю, как вы думаете... Я его невинно люблю. Мне от него ничего не надо». Она тормошила Сашу, сажала на колени, целовала и позволяла целовать свои запястья, плечи, ноги. Однажды полуупросила, полупринудила его обнажиться по пояс. А ему говорила: «Люблю красоту... Мне бы в древних Афинах родиться... Я тело люблю, сильное, ловкое, голое... Милый кумир мой, отрок богоравный...»
Она стала наряжать его в свои наряды, а иногда в хитон афинянина или рыбака. Нежные ее поцелуи пробуждали желание сделать ей что-то милое или больное, нежное или стыдное, чтобы она смеялась от радости или кричала от боли.
Тем временем Передонов уже всем твердил о развращенности Пыльникова. Горожане поглядывали на мальчика и Людмилу с поганым любопытством. Сам же будущий инспектор вел себя все более странно. Он сжег подмигивающие и кривляющиеся ему в лицо карты, писал доносы на карточные фигуры, на недотыкомку, на барана, выдававшего себя за Володина. Но самым страшным оказалось происшедшее на маскараде. Вечные шутницы и выдумщицы сестры Рутиловы нарядили Сашу гейшей и сделали это так искусно, что первый дамский приз достался именно ему (никто не узнал мальчика). Толпа возбужденных завистью и алкоголем гостей потребовала снять маску, а в ответ на отказ попыталась схватить гейшу, но спас актер Бенгальский, на руках вынесший ее из толпы. Пока травили гейшу, Передонов решил напустить огонь на невесть откуда взявшуюся недотыкомку. Он поднес спичку к занавесу. Пожар заметили уже с улицы, так что дом сгорел, но люди спаслись. Последующие события уверили всех, что толки о Саше и девицах Рутиловых — бред.
Передонов начал понимать, что его обманули. Как-то вечером
[9]
зашел Володин, сели за стол. Больше пили, чем ели. Гость блеял, дурачился: «Околпачили тебя, Ардаша». Передонов выхватил нож и резанул Володина по горлу.
Когда вошли, чтобы взять убийцу, он сидел понуро и бормотал что-то бессмысленное.
И. Г. Животовский
Творимая легенда - Роман-трилогия (1914)
Часть первая. КАПЛИ КРОВИ
Взоры пламенного Змия падают на реку Скородень и купающихся там обнаженных дев. Это сестры Елисавета и Елена, дочери богатого помещика Рамеева. Они с любопытством обсуждают появление в городе приват-доцента, доктора химии Георгия Сергеевича Триродова:
никто не знает, откуда его состояние, что происходит в поместье, зачем ему школа для детей. Девушки решаются пройти мимо таинственной усадьбы, перебираются по узкому мостику через овраг и останавливаются у калитки. Вдруг из кустов выходит бледный мальчик с ясными, слишком спокойными, как бы неживыми глазами. Открыв калитку, он исчезает. Вдали на лужайке десятки детей поют и танцуют под руководством девушки с золотистыми косами — Надежды Вещезеровой. Она поясняет: «Люди строили города, чтобы уйти от зверя, а сами озверели, одичали. Теперь мы идем из города в лес. Надо убить зверя...»
О доме Триродова идет дурная слава. Говорят, что он населен привидениями, выходцами из могил, потому и называют его Навьим двором, а дорожку, идущую до Крутицкого кладбища, Навьей тропой. Сын владельца Кирша замечает девушек и приводит их к отцу в оранжерею. Осматривая диковинные растения и закоулки дома, Елисавета и Елена попадают в магическую комнату с зеркалом, взглянув в которое мгновенно стареют. Триродов успокаивает их, дает эликсир, возвращающий молодость: «Такое свойство этого места. Ужас и восторг живут здесь вместе».
[10]
В доме Рамеевых обитает студент Петр Матов, безответно влюбленный в Елисавету. Он противник «самодержавия пролетариата», а девушка говорит ему: «Моя влюбленность — восстание». Елисавета сочувствует рассуждениям молодого рабочего Щемилова, который зовет ее выступить на маевке. Приезжего агитатора прячут в доме Триродова. Полковник Жербенев, организатор черносотенцев, считает приват-доцента неблагонадежным и расспрашивает о нем актера Острова. Неожиданно появляясь в доме Триродова, актер требует огромные деньги за молчание. Когда-то он стад очевидцем того, как Георгий Сергеевич химическими методами расправился с провокатором их революционного кружка Матовым, отцом Петра. Путем сложных превращений он получил «тело» в виде небольшого куба на своем столе. За неразглашение тайны Остров получает 2000 рублей.
Близится Иванова ночь. Кирша с очами тихого ангела идет с отцом по Навьей тропе. Мимо проходят мертвецы, говорят о навьих делах. Не спят тихие дети. Один из них, Гриша, очерчивает около Триродовых круг от навьих чар — даже мама Кирши не в силах преодолеть черты. Елисавета и Щемилов пробираются на поляну, где человек триста слушают агитатора. Девушка с трудом узнает переодетого Триродова, но ей радостно выступать перед ним, и голос наполняется силой. Налетают казаки, Триродов спасает Елисавету, укрывая в овраге.
Между ними возникает страстная любовь. Вечерами Елисавета рассматривает в зеркало свое знойное, обнаженное тело. О великий огонь расцветающей плоти! Как-то гуляя по лесу, она была настигнута двумя парнями, которые срывали с нее одежду, клонили к земле. Вдруг подбежали тихие мальчики, повадили, усыпили молодцов. В забытьи ей почудилась королева Ортруда... Триродов объясняется в любви, и Елисавета готова быть его рабой, быть вещью в его руках.
Триродов обладает гипнотической силой, он способен воскрешать из мертвых, как это случилось с мальчиком Егоркой, который был ненужен матери, сечен розгами и похоронен в летаргическом сне. Тихие дети его откапывают, и Егорка вместе с ними поселяется у Триродова. Его школу посещают полицейские чины, директор народных училищ Дулебов, инспектор Шабалов, вице-губернатор. Они недовольны тем, что дети и учителя малопочтительны, свободны, ходят босые. «Это порнография, — заключает комиссия. — Школа будет немедленно закрыта».
А Елисавета томится знойными снами. Ей кажется, что она переживает параллельную жизнь, проходит радостный и скорбный путь привидевшейся ей в лесу королевы Ортруды...
[11]
Часть вторая. КОРОЛЕВА ОРТРУДА
Ортруда была рождена, чтобы царствовать в счастливом средиземноморском краю. Она получила превосходное эллинское воспитание, любила красоту природы и обнаженного тела. В день шестнадцатилетня она была коронована. Накануне Ортруда влюбилась в принца Танкреда, синеглазого тевтонского юношу. Очарование было взаимным, и в конце торжеств состоялась помолвка. В этом союзе счастливо сочетались законы сладостной любви и суровые требования высшей политики династии и буржуазного правительства королевства Соединенных Островов. Спустя год они обвенчались. Принц Танкред был зачислен в гвардию, но его реакционные взгляды, любовные приключения и большие долги сделали его непопулярной личностью. Его слабостями пользуются аристократы, замышляющие распустить парламент и объявить королем Танкреда. Мрачные знамения пугают Ортруду: еще в день коронации начал дымиться вулкан на острове Драгонера, а в одиннадцатый год правления стал появляться призрак белого короля...
Все свои переживания Ортруда делит только с Афрой, молодой придворной дамой. Их симпатии постепенно превращаются в темную ревнивую страсть. Афра ненавидит Танкреда, а Ортруда не отпускает ее к Филиппе Меччио, влюбленному в Афру. Однажды они остановились в горной деревне и познакомились с бедной учительницей Альдонсой. Она простодушно рассказала о своем друге, который зовет ее Дульцинеею. Афра догадывается, что это Танкред, но Ортруда по-прежнему доверчиво внимает лживым словам Дракона, каким порою кажется принц. Он развивает планы постройки огромного флота, захвата колоний, объединения под своей державой всех латинских стран Старого и Нового Света. Втайне от королевы назревают заговоры, политики требуют перемен. Доктор Меччио агитирует за социалистический строй. Первый министр Виктор Аорена доказыва-\ет, что современный человек слишком индивидуалистичен, чтобы реализовать мечты о справедливом обществе. Близятся волнения. Гофмаршал показывает Ортруде потайной ход из дворца к морю, ключом к которому служит сокровенное имя королевы «Араминта». В подземелье ее сопровождает юный сын гофмаршала Астольф, полюбивший королеву. Их отношения разожгли ревность Афры, одиноко переживает она муки любви и ненависти. Какая-то темная, злая сила исходит от королевы — напрасно она спускается в подземелье и молится своему воображаемому Светозарному, она обречена... Стреляется влюбленный в нее Карл Реймерс, повешена Альдонса, Астольф, по
[12]
приказанию ее убивший Маргариту, бросается с отвесных скал... Мысли о смерти стали привычными ей. Кардинал осуждает Ортруду за оскорбляющее нравственность поведение. «Судить меня будет народ», — отвечает королева. Все сильнее дымится вулкан и настойчивее разговоры, что усмирить его сможет лишь королева Ортруда.
Доктор Меччио, пытаясь разорвать нежный союз Афры и Ортруды, погружает свою подругу в гипнотический сон, выдает за умершую и увозит из замка. Весть о смерти Афры лишает королеву воли к жизни. Она восходит к вулкану как источнику пламенной смерти, трижды произносит над ним заклинание, но напрасно. Катастрофа неминуема. Город гибнет. В клубах кровавого тумана задыхается королева Ортруда.
Часть третья. ДЫМ И ПЕПЕЛ
Трагические события в королевстве Соединенных Островов заставляют Триродова о многом задуматься. Он выписывает островные газеты, изучает испанский язык, размышляет о роли личности в истории, где толпа разрушает, человек творит, общество сохраняет. Георгий Сергеевич приходит к мысли стать королем Соединенных Островов. Елисавета удивлена и не верит в успех дела, но Триродов отправляет письмо первому министру Лорено о выдвижении своей кандидатуры на вакантное место короля. Лоредо в раздражении велит напечатать сие послание в Правительственном указателе. Занятый своими делами народ не обращает на него внимания, зато оппозиция интересуется незнакомцем.
Ночью к Триродову является призрак его первой жены — лунной Лилит — и утешает его. А днем Георгий Сергеевич любуется обнаженной красотой Елисаветы. Они решают переместиться в блаженную землю Ойле. Молча поднимаются на башню. Там на столе красного дерева стоят флаконы с разноцветными жидкостями. Триродов сливает их в чашу, они пьют из нее поочереди и просыпаются на земле Ойле под ясным Маиром. Земная жизнь тускнеет в памяти. Свежи и сладки новые впечатления бытия. Неужели придется возвращаться к злой земной жизни? уничтожить ее? Или отчаянным усилием воли преобразить?
Триродов с учениками посещает святую обитель. В монастыре актер Остров и его сообщники похищают икону, рубят в щепки и сжигают. Возникает ссора, и все погибают в глухой лесной избушке. Неподалеку от усадьбы Триродова совершается покушение на исправ-
[13]
ника и вице-губернатора. Подозрение ложится на приват-доцента. В городе готовятся черносотенные погромы, участились грабежи, поджоги.
Георгий Сергеевич удручен закрытием школы и обращается за помощью к маркизу Телятникову. Его светлость, член Государственного совета, генерал-адъютант был 160 лет от роду, из них почти 150 лет служил царю и отечеству. Красивый осанистый старик, весьма сохранившийся для своего возраста, он употреблял болгарскую простоквашу и спермин. У Триродова он попросил эликсир молодости. В честь маркиза был дан бал-маскарад, на который вместе с городской знатью приглашены и мертвые, окутанные запахом тления гости. В разгар веселья от чрезмерного усердия маркиз Телятников рассыпается. В этом происшествии обвиняют Триродова.
Популярность Триродова в зарубежной печати растет. Принц Танкред обеспокоен агитацией за русского самозванца. Социал-демократы королевства начинают переписку с претендентом о возможных реформах. Их депутация приезжает в Скородож для обмена мнениями. После их отъезда полиция устраивает обыск, но Триродов с помощью зеленого шарика заставляет полицейских ощутить себя клопами.
Летом Триродов и Елисавета венчаются в церкви села Просяные Поляны. Внезапная гроза предвещает им бурное будущее. Назначен день выборов короля. Все готово к полету: в оранжерее собираются дети, учителя, друзья. Здесь и тихие дети. Снаружи приближаются погромщики, медлить нельзя, и Триродов дает команду на взлет. Громадное светящееся ядро бесшумно устремляется ввысь.
На Соединенных Островах собирается конвент для избрания короля. Идет голосование: из 421 депутата 412 проголосовали за русского кандидата. Королем избран Георгий I! Но судьба его остается неизвестной. Растет сумятица, принц Танкред безуспешно пытается бежать. Злые солдаты его убивают и выбрасывают из окна.
Утром на побережье Соединенных Островов опускается огромный, великолепный хрустальный шар, подобный планете. Король Георгий I вступает на землю своего нового отечества...
И. Г. Животовский