<< Пред. стр. 1 (из 5) След. >>
____________________________________________________________________________
КОМИТЕТ РСПП ПО ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ И ВТО
ВСЕМИРНАЯ
ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
и
РОССИЯ
справочный материал
Москва 2006 г.
Комитет по торговой политике РСПП и ВТО
(Рабочая группа по вступлению России в ВТО
и реформе таможенной политики)
www.rgwto.com
________________________________________________________
127299, Москва, ул. Клары Цеткин, 2/3, офис 120
Телефон (495) 150-16-95
Факс (495) 789-87-24
E-mail: vishnevsky@severstalgroup.com
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
5 ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(история создания, принципы деятельности)
ГАТТ - предшественник ВТО
ГАТТ. Основные требования ГАТТ
История торговых раундов переговоров в рамках ГАТТ
Торговые раунды ГАТТ
Токийский раунд - первая попытка реформы системы торговли
Уругвайский раунд. От ГАТТ к ВТО
Доха раунд.
Чем ВТО отличается от ГАТТ?
6
7
8
9
9
10
11
13
14
ОСНОВЫ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель ВТО
Функции ВТО
Структура ВТО
Секретариат и бюджет ВТО
Как ВТО принимает решения
Как ВТО решает торговые споры
Процесс урегулирования споров третейской группой
Возможность апелляции
Выполнение решений по спорным вопросам
16
16
17
17
20
21
21
22
23
24
ПРИНЦИПЫ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ ВТО
Торговля без дискриминации
Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам
Аргументы в пользу открытой торговли
Помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой
Специализированная помощь в развитии экспорта
Региональные торговые соглашения
Наблюдение за национальной торговой политикой
Представительство в ВТО и экономические группировки
Роль ВТО в глобальной экономической политике
Как страны становятся членами ВТО
25
25
26
27
28
28
29
29
30
31
31
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РОССИЯ
(история и состояние переговорного процесса, проблемы присоединения)
История переговоров по присоединению России к ВТО
Роль и место внешней торговли в экономике России
Возможные последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей Российской экономики:
Оценка последствий изменения таможенных тарифов
Анализ социальных последствий присоединения России к ВТО
Последствия в области доступа на рынок
Последствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима
Влияние фактора ВТО на участие в региональных интеграционных группировках
33
34
34
38
38
40
40
41
42
О ПЕРЕГОВОРАХ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВТО
Обязательства России при присоединении
Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО
Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО?
Некоторые очевидные аргументы "за"
43
43
44
53
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Соглашения ВТО (краткая аннотация)
58 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список стран-членов ВТО, Наблюдатели ВТО
76 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный перечень основных исследований
в области анализа последствий присоединения России к ВТО
80 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Уступки и обязательства присоединившихся к ВТО стран
по товарам в зависимости от года присоединения
82 ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России
87 ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Обращение Российского Союза промышленников
и предпринимателей к правительствам
государств - членов всемирной торговой организации
102 ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Резолюция Российского Союза промышленников
и предпринимателей по вопросу вступления России в ВТО
104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
БИБЛИОГРАФИЯ
106
ВВЕДЕНИЕ
Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к ВТО для России - это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального выбора для страны и общества стратегии развития.
Именно принципиальным, исторически значимым, для судеб России выбором объясняется острота политической борьбы вокруг процесса присоединения России к ВТО.
Противники присоединения России к ВТО всего лишь несколько лет назад устраивали митинги протеста, пугали и продолжают пугать общество астрономическими цифрами безработных и закрытых предприятий.
Однако успех в развитии экономики определяется не правилами и нормами ВТО, а теми экономическими условиями, которые формирует Федеральный центр и субъекты Федерации для хозяйственной деятельности. Способностью собственников, руководителей предприятий эффективно выполнять свои функции.
По большому счету, выбора у России нет. Ведь уже сегодня Российская экономика открыта для международной торговли. За счет импорта формируется более 40% розничной торговли. Уровень тарифной защиты промышленности с 1999 года сократился почти на 40% .
Присоединение России к ВТО, в целом, отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на интеграцию России в Мировую экономическую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.
Предлагаем Вашему вниманию информацию об истории создания и принципах деятельности ВТО, истории и ходе переговорного процесса по присоединению России к ВТО, анализ интерпретации наиболее весомых аргументов за и против вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
ВСЕМИРНАЯ
ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(история создания, принципы деятельности)
ГАТТ - предшественник ВТО
Учреждение ВТО 1 января 1995 года ознаменовало коренную реформу международной системы начавшуюся в первые годы после Второй Мировой Войны. Кроме того оно вернуло к жизни - хотя и в усеченной форме - неудавшуюся попытку создать международную организацию по торговле и занятости в качестве специализированного учреждения ООН. Устав МТО был разработан в 1946-1948 годах и его IV глава была принята на временной основе по названием - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - вместе с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, которые сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд.
Международная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй Мировой войны.
Руководствуясь стремлением ускорить процесс либерализации торговли после Второй мировой войны и начать исправление того огромного крена в сторону протекционистских мер, который существовал в мировой экономике с начала тридцатых годов, 23 страны-основателя ГАТТ ("Договаривающиеся Стороны") начали переговоры по тарифам в 1946 году завершившиеся в октябре 1947 г.
Страны-учредители ГАТТ в 1947 году
Этот первый раунд привел к тому, что было сделано 45 тысяч тарифных уступок на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что коснулось примерно одной пятой мировой торговли. В процессе переговоров также была достигнута договоренность, что цена этих уступок должна обеспечиваться "временным" принятием в отношении торговли товарами правил, которые содержались в главе IV Устава МТО. Эти правила стали известны как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое вступило в силу в январе 1948 г.
Хотя Устав МТО и был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости, которая проходила в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года, ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию своими национальными законодательными органами. Когда правительство Соединенных Штатов Америки заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе, стало ясно, что МТО создана не будет. В этих условиях, несмотря на свой предварительный характер, ГАТТ стал единственным многосторонним международным правовым документом, регламентирующим международную торговлю с 1948 г. и вплоть до создания ВТО.
На протяжении 47 лет в дополнение к основному юридическому тексту ГАТТ были приняты серьезные дополнения (например, новая часть 1У), а также целый ряд многосторонних соглашений, которые расширяли и дополняли его правовую базу. В таком виде ГАТТ существовал до 1994 года и сейчас получил название ГАТТ-1947, в отличие от ГАТТ-1994, который в модифицированном виде вошел в состав правовых документов ВТО.
Основные требования ГАТТ
История торговых раундов переговоров в рамках ГАТТ
Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.
Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других.
Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.
Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.
В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете". В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.
<< Пред. стр. 1 (из 5) След. >>