<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>
Вы готовы стать лидером?
В статье рассматриваются вопросы брэндинга в IT-индустрии. Сравниваются подходы к созданию брэндов для товаров массового потребления и для IT-товаров.
Пролог. Год 2020-й
У автора нет сомнения в том, что через 20 лет в Украине будет существовать несколько мощных IT-брэндов. Объем продаж некоторых из них составит сотни, а других - десятки тысяч наименований компьютерной техники. И больше всех продавать будут те, кому раньше остальных пришла в голову мысль об их создании.
What Hight-Tech Managers Need to Know About Brands
Статья, название которой вынесено в заголовок этого раздела, была опубликована в начале 1999 г. в ведущем деловом издании англоязычного мира "Harvard Business Review". В ней три глубокоуважаемых автора - Скотт Вард (Scott Ward, University of Pensylvania Warton School), Ларри Лайт (Larry Light, Arcature) и Джонатан Голдштейн (Jonathan Goldstine, IBM) - объясняют, для чего сотрудникам компьютерных фирм необходимо задумываться о брэндинге. Если бы материал напечатали в отечественном издании или в 1992 г., то никаких вопросов не возникло бы. Почему же тема брэндинга, эффективность которого на протяжении последних 5-10 лет столь впечатляюще демонстрируют Intel, IBM, Dell и другие, до сих пор муссируется в зарубежной прессе?
Что такое "Сосасола"?
Страшная новость, способная изгадить наши самые светлые представления о развитом Западе: до сих пор многие компании "там" живут не по законам брэндинга!.. На людях все они, конечно, декларируют свою приверженность ему (сейчас это правило хорошего тона), но в реальной жизни пренебрегают всеми писаными и неписаными правилами построения брэндов. И упускают возможность увеличить стоимость своих активов в тысячи раз. Так, например, компания Interbrand, которая занимается расчетами стоимости брэндов, оценивает Coca-Cola по этому показателю почти в 84 млрд. долл., что составляет 59% ее маркетинговой стоимости, а Hewlett-Packard - чуть более 17 млрд. (31%).
Сегодня передовые специалисты-маркетологи утверждают: все поступки компании на рынке можно оценивать только через призму брэнда. И с этим трудно не согласиться. Текущие продажи, увольнения и наем на работу, новые офисы и машины, сокращение расходов и рекламные кампании, исследования эффективности и оптимизация бизнес-потоков - все это направлено только на увеличение стоимости брэнда! Более того, помимо универсального инструмента оценки деятельности компаний - стоимости акций, на первое место потихоньку выдвигается стоимость брэнда. Так, несколько лет назад в США было разрешено вносить ее в бухгалтерскую документацию; в прошлом году такое же нововведение приветствовали маркетологи Англии.
Мифы и брэнды в IT
Профессиональные психологи рекомендуют: перед тем как "чинить" душу пациента, постараться скрупулезно разобраться в приведших к недугу причинах. Слава Богу, до серьезных расстройств в мире высоких технологий еще не дошло, но несколько запущенных фобий, с которыми еще не разобрались на международном уровне и которые вместе с импортными товарами были завезены в Украину, требуют нашего пристального внимания:
1. Брэнд - это известная торговая марка.
2. Успех продаж и товара зависит от соотношения цена/производительность.
3. Брэнды оказывают влияние при эмоциональных покупках, когда иррациональные побудители превосходят рациональные.
4. Брэндинг лучше отдать на откуп специалистам по рекламе и маркетингу, технические департаменты или отдел закупок лучше оставить в покое.
5. Можно навязать рынку все, что хочется; какой образ брэнда заложим, таким он и будет воспринят покупателями.
Давайте критически взглянем на эти предрассудки, мешающие нормальному развитию маркетинга высоких технологий.
Что такое брэнд?
Засилье иностранных слов, точных переводов которых не существует ни в русском, ни в украинском языке, приводит к повсеместной путанице в определении тех или иных понятий. Отсутствие толковых словарей по маркетингу является причиной тотальной неразберихи в использовании терминов "торговая марка" и "брэнд".
В связи с молодостью науки о брэндинге пока не существует канонизированного определения этого понятия. То, что дает Американская Ассоциация Маркетинга (American Marketing Associations), - "имя, термин, знак, символ, дизайн или комбинация всего этого, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов, а также для отличия товаров или услуг от товаров или услуг конкурентов" - сегодня активно критикуется специалистами как слишком узкое и устаревшее. Поэтому здесь мы приведем дефиницию, принадлежащую одному из создателей теории брэндинга - великому рекламисту Дэвиду Огилви: "Брэнд - это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Брэнд также является сочетанием впечатления, которое он производит на потребителей, и результатом их опыта его использования". Термин "торговая марка", в свою очередь, очень хорошо изучен и, несмотря на свой древний возраст (в словаре Merriam-Webster он датируется 1838 г.), трактуется, в основном, одинаково: "Обозначение, способное соответственно отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц; один из объектов промышленной собственности; подлежит специальной регистрации". Некоторые специалисты считают, что "торговая марка" и "брэнд" - синонимы. Однако это неверно, поскольку торговая марка - всего лишь часть брэнда.
Цена/производительность
Слова "цена" и "производительность" имеют различную смысловую нагрузку для разных групп покупателей. Включает ли в себя цена гарантию и какую именно? Есть ли у компании "горячая линия", и входит ли услуга по решению возникших проблем по телефону в стоимость? Производительность рассчитывается по скорости процессора или в нее включаются скорости и характеристики всех компонентов системы?
Эти и многие другие вопросы приходят в голову любому среднему покупателю, приобретающему ПК лично для себя. Если же говорить о корпоративных клиентах, то, как утверждает американская исследовательская компания Technology Business Research (http://www.tbri.com), показатель "цена/производительность" в списке их предпочтений находится на 7-10 местах в зависимости от типа покупаемой техники. Обычный же "чайник" просто не в состоянии учесть все характеристики современного ПК. (Автор, например, давно махнул рукой на попытки разобраться в классификации и производительности видеокарт.)
В ситуации, когда покупатель, корпоративный или конечный, не может определиться в своем выборе, мощный брэнд может ему "помочь": "Эй! Не ломай голову. Ты же знаешь, что я - классный брэнд! Купи меня, и ты не пожалеешь!". Недостаток рациональных мотивов брэнд должен восполнить эмоциональными, с тем, чтобы добавить к оси выбора "дешево - дорого" еще одну: "верю - не верю" или "нравится - не нравится".
Влияние брэндов на "рациональную" покупку
Одной из составляющих брэнда является имя. И если оно не "раскручено", то брэнд вообще не попадет в short-list, по которому покупатель будет делать выбор. В теории брэндинга товары принято, в первую очередь, делить по степени вовлеченности потребителя в процесс покупки. Чем дешевле и будничнее товар (продукты питания или предметы гигиены), тем меньшая вовлеченность; чем дороже и значительнее (драгоценности, машины или турпоездка), тем она выше, тем больше человек тратит времени и внимания на выбор вариантов, изучение условий оплаты, гарантии и пр. На Западе покупка компьютера давно стала обычным делом и приобрести его может любой желающий, поэтому "там" эмоциональные составляющие давно вышли на первые места. Украинские производители стремятся к тому, чтобы отечественные ПК также стали доступными рядовому покупателю. Тем не менее пока компьютер "средней" конфигурации все еще не по карману большинству жителей страны. Снижая цену и вводя программы кредитования, нельзя забывать об эмоциональной составляющей покупки. С другой стороны, чем товар дороже, тем сильнее чувства, которые покупатель испытывает к брэнду. Так что дорого ваше оборудование или дешево, думайте, как добавить к его цене эмоциональный компонент.
Брэнд как смысл существования фирмы
Уважаемые господа руководители IT-компаний, запомните, что ваши компании живут до тех пор, покуда существуют созданные вами брэнды. В новейшей IT-истории Украины есть показательный пример рождения, расцвета и гибели брэнда, утащившего за собой на рыночное дно и породившую его фирму. Речь идет о "Новатек". Удачные продажи бело-сине-красного "техасца" прекратились, как только владельцы компании стали "играть" с качеством продукции и сроками поставки. Обещание, которое нес покупателю брэнд, все чаще и чаще не выполнялось. Чем это все закончилось, можно видеть на втором этаже книжного магазина по ул. Грушевского, 4.
Одно из преимуществ фирм, работающих во имя своих брэндов, заключается в том, что все действия, начиная от приема на работу новых сотрудников, закупки комплектующих или заключения договоров с поставщиками и заканчивая внешним видом собираемых устройств, рекламой и манерой вести беседы по телефону с потенциальным покупателем, проверяется на соответствие брэнду. Советы руководителю брэнд-ориентированной компании очень просты. Каждый раз, задумывая какие-либо изменения в работе фирмы, необходимо задаваться простым вопросом: "Пойдет ли это на пользу брэнду или нет?". Всякий раз, принимая макет от рекламного агентства, проверяйте: "Соответствует ли предложенная идея духу брэнда?". Каждый раз, посылая персоналу инструкции по проведению гарантийных работ, задумайтесь: "Какой вред нанесет брэнду отказ приехать за сгоревшим монитором?".
Брэнд - это наша собственность, что хотим, то с ним и сделаем
Юридически дело именно так и обстоит: вы владеете брэндом и можете в любой момент изменить его или даже убить, перестав продавать... Тем не менее потребители не бездушные машины, и, вступив во взаимодействие с брэндом, они начинают понемногу вырабатывать к нему свое отношение. Со временем эти отношения все более усложняются, обрастают новыми эмоциональными составляющими, так что, в конце концов, вы уже не можете обращаться с принадлежащим вам брэндом так, как хотите. Показателен пример Coca-Cola, которая, позавидовав успеху Pepsi на американском рынке в конце 1980-х годов, задумала сделать свой продукт более сладким. На решение поставленной задачи были брошены лучшие химико-маркетинговые умы. В результате, когда новая сладкая кола увидела свет, по стране прокатились волны протеста. Люди выходили на улицы и требовали вернуть им любимый напиток. Во всех крупных городах были созданы общества по защите "старой доброй колы". В результате компании пришлось отказаться от идеи изменения формулы и вернуться к старой. Учитывать сложившиеся между потребителями и брэндами отношения также важно и при изменениях рекламно-маркетинговой стратегии. Если фирма воспринимается рынком как "надежная" и "устойчивая", надо сто раз подумать, прежде чем менять ее образ на "динамичную" и "дерзкую". Во всяком случае, надо быть готовым к тщательным исследованиям и огромным затратам. Например, изменение образа компании обошлось компании Gold Star (ныне LG Electronics) в несколько миллиардов долларов.
Отличия ТМП-брэнда от IT-брэнда
Брэнды товаров массового потребления и продуктов высоких технологий создаются и развиваются практически одинаково. Косвенным подтверждением тому служит крайне малое количество специальной литературы по IT-брэндингу. Единственным заслуживающим упоминания источником является книга Чака Петтиса (Chuck Pettis) "TechnoBrands: How to Create & Use Brand Identity to Market, Advertise & Sell Technology Products" (http://www.brand.com/frame1.htm), которую можно заказать через Amazon.com. Тем не менее некоторые отличия в построении массовых и высокотехнологичных брэндов все же имеются. Это обусловлено прежде всего самой природой продуктов, и при продвижении тех или иных брэндов данную специфику желательно учитывать.
Таблица сравнений показателей IT-брэндов и ТМП-брэндов
Послание потенциальным потребителям
IT-брэнд
Должно быть простое, так как техника сложная. Процессоры настолько сложны, что неспециалисты не поймут, как они работают. Поэтому, рекламируя их, стараются максимально упростить все объяснения.
ТМП-брэнд
Послание сознательно усложняют, поскольку большинство конкурентных продуктов очень похоже. "В нашем шампуне теперь на 14% больше керамидов, и он защищает ваши волосы по С-формуле". Для искусственной дифференциации вводят зачастую надуманные отличия.
Период жизни продукта
IT-брэнд
Короткий. Каждые полгода приносят изменения в технологиях. Брэнд должен постоянно меняться.
ТМП-брэнд
Длинный. Некоторые брэнды живут более 100 лет. Зачастую успех брэнда заключается в его постоянстве.
Обращение
IT-брэнд
Деловое. До сих пор технику покупают, в основном, для работы. Это надо учитывать при разработке послания.
ТМП-брэнд
Личное.ТМП покупают для дома, мимоходом, в супермаркетах и магазинчиках.
СМИ
IT-брэнд
Специализированные.Несмотря на то что последние несколько лет IT-брэнды уверенно рекламируются во всевозможных СМИ, основной акцент по-прежнему делается на специализированные СМИ.
ТМП-брэнд
Различные (любые). "Все, что читает, слушает и смотрит наш покупатель, должно содержать нашу рекламу", - вот негласный подход всех массовых брэндов.
Каналы продвижения
IT-брэнд
Специализированные. В вопросе распространения IT-брэнды пока не зашли очень далеко и еще не стоят на прилавках продуктовых магазинов, но пример Dell показывает, что творчеству в продвижении товара к потребителю нет предела.
ТМП-брэнд
Различные (любые). Любой подходящий прилавок должен быть занят! А подходят, как правило, многие.
Вместо заключения
В связи с тем что вывод мы сделали в начале статьи, вместо заключения хотелось бы привести здесь ссылку на интересный ресурс: Brand Tech Forum 2000, The Future of Technology Brands Extending Your Brand into New Markets. Thursday and Friday, September 14-15, 2000, http://www.intelliquest.com/events/btf/2000/intro.asp. Как вы думаете, следует вам или сотруднику вашей компании узнать, о чем будут говорить на этому форуме?
<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>