<< Пред.           стр. 8 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 9. Пенсия по старости
 
  § 1. Понятие пенсии по старости
 
  Пенсия по старости - преобладающий вид пенсионного обеспечения. Такую пенсию получают более 29 млн. человек. Название этой пенсии - пенсия по старости - традиционное для нашей страны; оно принято и в российском пенсионном законе. Так эти пенсии назывались в СССР со времени их введения на рубеже 30-х годов XX в. Так же они именуются во всех других странах. В союзном так и не вступившем в полном объеме в силу Законе "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", принятом в мае 1990 г., эта пенсия называлась иначе - пенсия по возрасту. Причем по вопросу названия этой пенсии в то время велась оживленная и довольно острая дискуссия, в том числе политического характера. Сторонники переименования пенсии утверждали, что пенсионный возраст в СССР один из самых низких в мире, и это - величайшее завоевание социалистического общества; что в Конституции СССР сказано о праве каждого на пенсию по возрасту, а не по старости; и, наконец, что неудобно называть сравнительно не старых граждан, особенно женщин, пенсионерами по старости. Их противники пытались осторожно доказывать, что пенсионный возраст в стране не такой уж низкий, если учитывать некоторые неблагоприятные демографические и другие показатели (продолжительность предстоящей жизни и вероятность дожития до хронологического пенсионного рубежа, т. е. высокую смертность, условия жизни, труда и т.п.).
  В Конституции РСФСР 1978 г. и в ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. также говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а не по старости. Почему же в российском пенсионном законе употребляется термин "пенсия по старости"? Возобладал здравый смысл, помимо прежних доводов. Дело в том, что возрастной ценз характерен не только для пенсии по старости. Некоторые другие пенсии также назначаются зачастую с учетом достижения определенного возрастного рубежа. Так, кадровым военнослужащим, выслуга которых менее 20 лет, пенсия за выслугу лет назначается при определенных условиях, если они на день увольнения с военной службы достигли 45 лет; пенсия по случаю потери кормильца взрослым членам семьи - пережившему супругу, матери и отцу - устанавливается, если они достигли соответствующего возраста: женщины 55 и мужчины 60 лет. Значит, такие пенсии также являются пенсиями "по возрасту". Все это вместе взятое и предрешило возвращение к традиционному, принятому во всем мире, названию пенсии.
  Все пенсии, как отмечалось, подразделяются на пенсии, которые устанавливаются в связи с трудовой, иной определенной деятельностью и вне связи с такой деятельностью. Соответственно выделяются трудовые (или страховые) пенсии по старости и социальные (или нестраховые) пенсии по старости.
  Трудовой пенсией по старости принято называть такую, которая устанавливается в связи с достижением определенного возраста (возраста в полных прожитых человеком годах) и в то же время при наличии соответствующего трудового стажа141.
  В отличие от трудовой для установления социальной пенсии по старости необходимо лишь достижение определенного возраста, трудовой же стаж в данном случае юридически безразличен.
  Пенсия по старости - это "базовая" пенсия: на ее основе определяются параметры многих других пенсий, в частности их размеры.
  Возраст, по достижении которого устанавливается пенсия по старости, обычно именуется пенсионным. В российском законодательстве термин "пенсионный возраст" не употребляется. Вместо него в каждом случае указывается возраст, по достижении которого предоставляется соответствующая трудовая пенсия по старости. Объясняется это тем, что возрастной рубеж для такой пенсии дифференцируется в зависимости от ряда обстоятельств (пола, условий труда и т.д.).
  На возрастной рубеж для пенсии по старости влияют три обстоятельства: некоторые показатели, характеризующие особенности личности человека; условия труда, в которых выполнялась работа; местность, где проживал и трудился работник. Эти показатели являются основанием для снижения общего пенсионного возраста, а в некоторых случаях также и длительности трудового стажа. В нашей стране традиционно сохраняются эти три обстоятельства, с учетом которых снижается общий пенсионный возраст. В других странах столь широкие основания для снижения общего пенсионного возраста, как правило, не практикуются.
  § 2. Пенсия по старости на общих основаниях
 
  Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается в России: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Как видим, возрастной ценз и продолжительность общего трудового стажа для мужчин и женщин различны. Для женщин пенсионный возраст и общий трудовой стаж ниже на 5 лет, чем для мужчин.
  Указанный выше общий пенсионный возраст - это предельный возраст, по достижении которого ныне в нашей стране устанавливается трудовая, страховая пенсия по старости. Он используется как критерий для распределения населения страны по укрупненным возрастным группам. При этом население старше общего пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным. Все население (около 147 млн. человек) подразделяется на три возрастные группы.
  Первая - в возрасте моложе трудоспособного (общая численность населения за минусом населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного). Таких наших соотечественников примерно 24%, их доля в структуре населения падает.
  Вторая - в трудоспособном возрасте (общая численность населения за минусом части населения моложе трудоспособного возраста, т. е. до 16 лет, и части населения в возрасте старше трудоспособного). Их около 56%, их доля в структуре населения также снижается.
  Наконец, третья группа - население старше трудоспособного возраста, их 20%. Доля граждан такого возраста возросла примерно на 2,5%, но не в связи с тем, что старые люди ныне дольше живут, чем 5-6 лет назад. Просто сократилась рождаемость, численность детей и людей трудоспособного возраста.
  Если сравнивать эти данные с данными 1990 г., то можно сделать следующие малоутешительные выводы. Население России не увеличивается, а уменьшается, естественный прирост отрицательный - рождается людей значительно меньше, чем умирает; падение численности населения частично компенсируется миграцией в Россию из других стран, в основном, из бывших союзных республик, входивших в СССР (в Россию за эти годы переселилось около 5 млн. человек; сокращается в возрастной структуре населения доля детей, а граждан в трудоспособном возрасте и несколько увеличивается доля людей в нетрудоспособном возрасте. В последующие 5-6 лет численность граждан старшей возрастной группы немного сократится, учитывая, что рубежа пенсионного возраста достигнет сравнительно немногочисленная когорта наших соотечественников, рожденных в годы Второй мировой войны, когда рождаемость резко сократилась. Однако доля их в структуре населения не изменится.
  В последние годы демографические тенденции явно неблагоприятны. Основная причина этого ясна и не вызывает сомнений: резкое, беспрецедентное в мирное время снижение за короткий срок уровня и качества жизни подавляющего большинства населения, психологические стрессы, неуверенность в своем будущем и будущем детей.
  Положение существенно осложняется значительным сокращением занятого населения среди трудоспособной его части и соответственным увеличением неработающих граждан (примерно 10 млн. человек).
  Оптимальный ли пенсионный возраст установлен в России, обосновано ли его повышение? Этот вопрос поставлен не случайно, также как не случайно приведены данные о структуре населения страны.
  Дело в том, что предложение о повышении пенсионного возраста содержится в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством. Авторы Концепции одну из главных целей реформы трудовых (страховых) пенсий видят в изменении условий назначения пенсий, полагая, что именно таким путем "может быть оптимизирована экономическая нагрузка пенсионной системы". Решающим фактором нагрузки, как указывается в Концепции далее, "является пенсионный возраст, поскольку именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве". Согласиться с таким безапелляционным утверждением нельзя. Оно абсурдно, ибо не учитывает многие другие факторы, не менее значимые, например уровень рождаемости и уровень занятости молодежи, граждан среднего, предпенсионного и даже пенсионного возраста и т.д. Кстати, увеличение пенсионной нагрузки в последние годы произошло в связи с сокращением рождаемости и уменьшением общей численности граждан допенсионного Возраста, а также со снижением доли работающих граждан в трудоспособной части населения, а отнюдь не вследствие того, что люди пенсионного возраста стали жить дольше (продолжительность жизни людей пенсионного возраста в России резко сократилась, как и продолжительность жизни граждан во всех других возрастных группах).
  Ныне наши соотечественники, вышедшие на пенсию в 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), живут не дольше, чем граждане, перешедшие на пенсию в других развитых странах в более высоком возрасте (например, в 65 лет мужчины и 60 лет женщины).
  Вывод очевиден. Решать проблему облегчения пенсионной нагрузки путем повышения пенсионного возраста в ближайшей перспективе, как это предлагается в Концепции, нельзя. Это не выход из положения. При сохранении сложившейся ситуации (снижении рождаемости, все возрастающей смертности, сокращении численности занятого населения и т.п.) повышение возраста лишь временно облегчит пенсионную нагрузку. Выход в другом - в незамедлительном устранении указанных выше социально-экономических причин, объективно порождающих увеличение пенсионной нагрузки на занятое в народном хозяйстве население.
  Что касается реализации идеи повышения пенсионного возраста, то это, на наш взгляд, весьма отдаленная перспектива. Она осуществима лишь в случае значительного повышения уровня и качества жизни 2-3-х поколений. Проживут эти поколения в условиях, хотя бы примерно близких к тем, в которых уже давно живут люди в развитых странах, вот тогда и появится реальная возможность для некоторого повышения пенсионного возраста. К тому же надо заблаговременно (лет за 10 как минимум) объявить о намерении повысить пенсионный возраст, обосновать объективные причины для этого (возросшая продолжительность жизни, в том числе в трудоспособном периоде, улучшение здоровья народа и т.п.) и повышать его цивилизованным путем, так, как это делается в других странах: в каждом наступающем году на 1 месяц, а за 12 лет всего на один год.
  Итак, низок ли пенсионный возраст в России? Ведь в других развитых странах пенсионный возраст выше: во Франции, например, 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Германии 65 лет, а с учетом возможности досрочного выхода на пенсию 62 года; такой же пенсионный возраст в США, однако там намечается его некоторое повышение. В Западной Европе пенсионный возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин лишь в Италии, но также предполагается его некоторое повышение (на два года).
  Ответ на поставленный вопрос однозначен: в нашей стране установлен действительно низкий пенсионный возраст, но фактически он не ниже, чем в других странах, так как жизнь у нас короче и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися за десятилетия и особенно современными неблагоприятными условиями их жизни.
  Возраст назначения пенсии, т. е. возраст, при котором оформляется пенсия, может отличаться от установленного законом пенсионного возраста. В настоящее время граждане обращаются за пенсией, как правило, сразу же по достижении пенсионного возраста. Объясняется это тем, что назначенная пенсия выплачивается работающим пенсионерам в полной сумме (но без надбавки на нетрудоспособных иждивенцев). Других стимулов к более позднему выходу на пенсию в нашей стране пока еще нет.
  Различия (дифференциация) общего пенсионного возраста по признаку пола - характерная особенность России, а в прошлом - СССР. Это традиция страны, соблюдаемая со времени введения пенсионного обеспечения по старости.
  Дифференциация пенсионного возраста по признаку пола - не повсеместное явление в мире. В большинстве развитых стран пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаковый, женщины не пользуются какими-либо привилегиями в отношении возрастного ценза для выхода на пенсию по старости. Однако есть немало стран, где затронутый вопрос решается так же, как в России, т. е. для женщин предусматривается пониженный пенсионный возраст, правда, не всегда на 5 лет. Пять лет - это максимальное его снижение.
  Если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании, то различий в возрасте не должно быть: все на равных основаниях "зарабатывают" себе пенсию. К тому же продолжительность предстоящей жизни у женщин выше, чем у мужчин, особенно в нашей стране. Кроме того, женщины находятся на пенсии значительно больший срок, чем мужчины, их "пенсионный период жизни" более длительный, в том числе и после 60 лет - мужского пенсионного возраста. Не случайно в общей структуре пенсионеров по старости преобладают женщины. В возрасте 70 лет и старше, к примеру, на 1000 мужчин приходится 3130 женщин, а в возрасте старше трудоспособного (60 лет и старше мужчины, 55 лет и старше женщины) на 1000 мужчин приходится 2615 женщин.
  С другой стороны, можно привести много общечеловеческих доводов для объяснения целесообразности введения для женщин пониженного пенсионного возраста, а там, где он уже введен, - для его сохранения (женщина - мать, на нее падает основная нагрузка по воспитанию детей, а подчас и внуков, ведению домашнего хозяйства и т. д.).
  Данная проблема затронута здесь не случайно, как не случайно приведены некоторые данные, характеризующие структуру контингента пенсионеров по признаку пола. Отмечалось, что главный рычаг, с помощью которого, по мнению авторов Концепции, можно облегчить пенсионные нагрузки, - это повышение пенсионного возраста. Наибольший эффект даст, как нетрудно заметить, увеличение пенсионного возраста именно для женщин, так как их значительно больше, чем мужчин. Хотя в одобренной Правительством Концепции о выравнивании пенсионного возраста для женщин и мужчин прямо не говорится, однако не исключается, что это имеется в виду.
  По нашему мнению, подобный шаг без достаточных оснований нарушит многолетнюю традицию нашей страны, населяющих ее народов и вряд ли будет одобрен гражданами.
  Трудовая пенсия по старости - это стажевая пенсия, она устанавливается, как отмечалось, тем гражданам, которые достигли пенсионного возраста и имеют в то же время определенный общий трудовой стаж.
  Российский пенсионный закон сохранил давнюю традицию нашей страны - понижение для женщин на 5 лет не только пенсионной возраста, но и трудового стажа, необходимого для назначения пенсий по старости.
  Велик ли общий трудовой стаж, необходимый для получения полной страховой пенсии по старости? Напомним, что он определен в) 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. По мировым стандартам - не велик; во многих странах он такой же, как у нас, в отдельных - несколько ниже или выше. Для женщин стажевые требования, как правило, не снижаются (также как и возрастной ценз).
  Требуемый общий трудовой стаж составляет в России всего лишь немногим более половины трудоспособного периода в жизни человека (он составляет у мужчин 44 года (60 лет минус 16 лет), а у женщин 39 лет (55 лет минус 16 лет). Надо учитывать, что в нашей стране в общий трудовой стаж засчитываются некоторые другие периоды, помимо работы, когда работник подлежал обязательному пенсионному страхованию142.
 
  § 3. Пенсия по старости на льготных основаниях
 
  В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям143. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.
  Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое - это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определенного возраста.
  Обычно многодетной признается женщина, имеющая трех и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
  Льготное пенсионное обеспечение по признаку многодетности не распространено в мировой практике, даже в странах со сравнительно низкой рождаемостью. При этом не без оснований считается, что пенсионные льготы в отдаленной перспективе не могут повлиять на решение молодых родителей иметь определенное законодателем число детей. Да и многодетность в ущерб реальной возможности обеспечить хорошее воспитание и необходимый материальный достаток в семье не поощряется. Другими словами, сколько иметь детей в семье - это дело самой семьи. Возлагать на других застрахованных дополнительные расходы в связи с многодетностью признается несправедливым.
  В СССР пенсионные льготы для многодетных матерей впервые были введены в 1956 г. и восприняты российским пенсионным законом, но лишь как многолетняя традиция. Причем объем льгот (снижение пенсионного возраста и общего трудового стажа на 5 лет) сохранился прежним.
  Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании других документов. Мать ребенка записывается в книге записей рождений (см. ст. 48 Семейного кодекса РФ). На основании такой записи выдается свидетельство о рождении, которое служит доказательством происхождения ребенка от данной матери. Следует иметь в виду, что в определенных случаях женщина может быть указана в книге записей рождений матерью, хотя она и не является таковой. Это относится к случаям так называемого полного усыновления, т. е. к тем случаям, когда усыновители указываются в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребенка и им выдается свидетельство о рождении ребенка, где они указаны его родителями (см. ст. 136 Семейного кодекса РФ).
  Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка (но не более чем на 3 месяца), а также место его рождения. При этом изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135, 136 Семейного кодекса РФ).
  Из этого следует, что если в свидетельстве о рождении ребенка женщина указана его матерью, то никто не вправе проводить какие-либо действия, которые могут повлечь разглашение тайны усыновления. Это касается и работников органов социальной защиты населения. Итак, женщина, указанная в свидетельстве о рождении ребенка матерью, считается родившей ребенка.
  Усыновление вызывает определенные правовые последствия, устанавливает соответствующие права и обязанности. Согласно ст. 137 Семейного кодекса РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Семейный кодекс РФ решает вопрос о правах и обязанностях лишь между усыновленными и усыновителями, их потомством.
  Учитываются ли усыновленные дети наравне с рожденными детьми при назначении пенсии на льготных условиях? Данный вопрос разрешен в официальном порядке разъяснениями Госкомтруда СССР от 22 марта 1976 г. № 4 следующим образом: если в свидетельствах о рождениях детей женщина, обратившаяся за пенсией, не значится матерью, но ею представлены документы об усыновлении, то при назначении пенсии эти дети учитываются при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них восьмилетнего возраста. Так, если один ребенок усыновлен в возрасте, допустим, 6 лет, а второй - 9 лет, то учитывается лишь ребенок, усыновленный в шестилетнем возрасте.
  Пасынки и падчерицы (дети одного из супругов), не усыновленные другим супругом, не учитываются, независимо от возраста, в котором они поступили на воспитание.
  Воспитание детей родителями предполагается, как и то, что они находятся на иждивении родителей (см. ст. 53 Закона 1990 г.). Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому, например, не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, допустим, с отцом, бабушкой, дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе-интернате, суворовском училище и т.д. Исключение - это матери, лишенные родительских прав. Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и государственной пенсии, установленной для многодетных матерей: если женщина лишена родительских прав, то ребенок не считается рожденным ею при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом не имеет значения, когда она лишена родительских прав - до достижения ребенком возраста 8 лет или позднее.
  Второе основание - это воспитание матерью ребенка - инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
  Происхождение ребенка - инвалида с детства от матери (материнство) устанавливается в порядке, изложенном выше, а его воспитание матерью предполагается и не требует доказательств.
  Что касается возможности назначения пенсии женщине, усыновившей ребенка - инвалида с детства, то этот вопрос может разрешаться, видимо, с учетом смысла указанного выше разъяснения Госкомтруда СССР: право на пенсию на льготном основании должно предоставляться тем женщинам, которые усыновили ребенка - инвалида с детства до достижения им восьмилетнего возраста.
  То обстоятельство, что ребенок являлся инвалидом с детства, подтверждается медицинским заключением, выданным соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, либо соответствующей справкой с указанием времени наступления инвалидности. Зачастую эти документы находятся в отделе социальной защиты населения, который выплачивает (или выплачивал в прошлом) социальную пенсию на ребенка-инвалида144.
  Третье и четвертое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, и инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т. е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались теми же: общий стаж для мужчин - не менее 25 лет, а для женщин - не менее 20 лет.
  Льготные основания для этой категории инвалидов впервые были введены в 1967 г. и сохраняются до сих пор. Чем объяснялось их введение в то время? Главным образом тем, что размер пенсии по старости тогда был выше, чем пенсии по инвалидности III, II групп (а иногда даже и I группы) вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Введение льготных условий позволило, следовательно, не только выйти на пенсию по старости инвалидам, которые смогли приобрести соответствующий трудовой стаж, на 5 лет ранее достижения общего пенсионного возраста, но и получить пенсию в более высоком размере. При этом надо иметь в виду, что к тому времени (1967 г.) большинство участников Отечественной войны еще не достигли общего пенсионного возраста. Положение изменилось к середине 80-х годов. В эти годы участники войны в основном перешагнули рубеж пенсионного возраста и возрастная льгота для них утратила значение.
  В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период 145. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.
  Льготные основания распространяются на всех инвалидов вследствие военной травмы, независимо от группы инвалидности. Причем эти основания определяются на момент обращения за пенсией. Пенсия по старости назначается, согласно закону, пожизненно. Из этого следует, что назначенная пенсия по старости сохраняется независимо от состояния трудоспособности в дальнейшем, после назначения пенсии. Другими словами, назначенная пожизненная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получатель не будет признан инвалидом, например при очередном переосвидетельствовании.
  Что касается второй категории инвалидов - инвалидов I группы по зрению, то для них пенсионный возраст снижен: для мужчин на 10 лет, с 60 до 50 лет, для женщин - на 15 лет, с 55 до 40 лет. Общий трудовой стаж снижен как для мужчин, так и для женщин на 10 лет (соответственно с 25 до 15 лет и с 20 до 10 лет).
  Пенсионные льготы в части пенсии по старости для инвалидов-слепых также введены многие годы назад. Российский пенсионный закон воспроизвел эти льготы. Их введение объяснялось тем, что пенсия по старости была в то время выше, чем пенсия по инвалидности, в том числе и I группы. Теперь положение иное: пенсия по инвалидности I группы, в частности по зрению, по отношению к заработку не может быть ниже пенсии по старости, обычно она выше 146.
  Условия для назначения пенсии определяются на момент обращения за ней, и пенсия по старости назначается пожизненно. В связи с этим не имеет значения срок, на который обратившемуся за пенсией по старости определена инвалидность I группы по зрению. Назначенная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получателю будет установлена при переосвидетельствовании иная группа инвалидности, например II вместо I, либо его признают трудоспособным (случай маловероятный).
  Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже на 5 лет (20 и 15 лет соответственно).
  На тех же условиях устанавливаются пенсии диспропорциональным карликам (это льготное основание, близкое к предыдущему, введено пенсионным Законом 1990 г.).
  Для назначения пенсии на льготных основаниях перечисленным гражданам выдаются лечебными учреждениями соответствующие справки о характере их заболеваний. При этом заключения об установлении инвалидности вследствие указанных заболеваний для назначения пенсии по старости на льготных основаниях не требуется.
 
  § 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
 
  Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в нашей стране, как ни в какой другой, получили широкое развитие. Такие пенсии устанавливаются при пониженном на 5 или 10 лет пенсионном возрасте за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для здоровья человека условиях, в том числе для женщин. Период подобной трудовой деятельности именуется специальным трудовым стажем147. Обычно для назначения пенсии помимо соответствующего специального трудового стажа необходим и определенный общий трудовой стаж.
  Из числа ежегодно выходящих на пенсию по старости каждый шестой-седьмой получает ее в возрасте 50-55 и 45-50 лет (соответственно мужчины и женщины). Общая численность таких "молодых" пенсионеров по старости, т. е. тех, кто не достиг обычного пенсионного возраста, приблизительно около 2 млн. человек (примерно 7% всех пенсионеров по старости). В чем причина создавшейся ситуации, которая весьма обременительна для общества, вынужденного выделять значительные ресурсы на выплату таких пенсий? Объясняется все просто. В течение десятилетий наше государство экономило на внедрении современных технологий, создании на производстве здоровых и безопасных условий труда. Оно не без оснований полагало, что за счет предоставления пенсионных льгот можно привлечь и закрепить кадры, заинтересовать их ради более раннего выхода на пенсию трудиться в таких условиях. В современный трудный для России период преобразования экономических отношений положение не изменилось.
  Несмотря на провозглашение намерения прекратить дальнейшее расширение пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте, фактически оно происходит. Первоначально российский пенсионный закон предусматривал лишь четыре основания для снижения пенсионного возраста в зависимости от особых условий труда. Все эти основания действительно обусловлены выполнением работ с неблагоприятными и опасными условиями труда, а для женщин также работ с повышенной интенсивностью и тяжестью. В дальнейшем появились еще девять оснований. Это свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение все еще используется в корпоративных интересах отдельных групп и федеральных органов. Снижением пенсионного возраста вновь пытаются устранить существенные недостатки в организации охраны и безопасности труда, в технологиях производства. Таким образом, заверение о намерениях расходится с практикой принятия конкретных управленческих решений.
  В Концепции реформы пенсионного обеспечения Российской Федерации, одобренной Правительством, предусматривается осуществление упорядочения пенсионных льгот в связи с особыми условиями труда. Определена и цель этого: "сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий". Содержание Концепции в этой части можно сформулировать предельно кратко: упразднить государственные пенсии, назначаемые в связи с особыми условиями труда; перевести пенсионное обеспечение в связи с неблагоприятными условиями труда в негосударственное русло с финансированием расходов за счет работодателей и работников и, в конечном счете, снять все расходы на выплату таких пенсий с Пенсионного фонда.
  Подход к решению затронутой проблемы многие специалисты видят в другом - в немедленном прекращении в централизованном порядке, прежде всего, дальнейшего расширения пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте. Необходимо также разработать, по примеру других стран, перечень соответствующих производств и работ, где объективно не могли в прошлом, не могут ныне и не смогут в ближайшей перспективе быть устранены вредные и опасные для здоровья человека условия труда (подземные работы, взрывные работы, работы в кессонах и т.п.). Пенсии при пониженном пенсионном возрасте за длительное выполнение таких работ по-прежнему должны быть государственными, находиться в орбите действия государственного (обязательного) пенсионного страхования. Что касается других работ с фактически сложившимися неблагоприятными условиями труда, которые включены в соответствующие списки без учета возможности создания нормальных или близких к нормальным условий труда, то назначение пенсий при пониженном пенсионном возрасте за работу в таких условиях должно некоторое время продолжаться. Вместе с этим необходимо определить реальный срок, в течение которого условия труда могут быть и должны быть существенно приближены к нормальным. После наступления указанного срока соответствующую работу не следует считать такой, с выполнением которой связано снижение пенсионного возраста.
  Предлагаемый процесс реформирования пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда долог и труден, но справедлив.
  Ниже приводится таблица (табл. 1) пенсий по старости в связи с особыми условиями труда.
  Анализ данных, содержащихся в табл.1, позволяет сделать следующие выводы. Большинство оснований касаются как мужчин, так и женщин (11 из 13), два основания относятся лишь к женщинам. Нетрудно заметить, что принимаемые в последние годы решения устанавливают весьма значительные преимущества в пенсионном обеспечении для некоторых категорий работников, их содержание в большей степени относится не к пенсии по старости, а к пенсии за выслугу лет (см. п. "г", "з", "к", "о", "л", "м"). Необходимый трудовой стаж составляет половину общего трудового стажа (см. п. "а", "б", "д", "е", "ж", "и") или несколько больше половины (см. п. "в", "з", "к"). В трех случаях нужен лишь специальный трудовой стаж (п. "г", "о", "л"). Обычно для женщин предусмотрен возраст ниже на 5 лет, чем для мужчин, однако в двух случаях он для них одинаков (см. п. "о", "л").
  По снижению возраста в наибольшей степени выделяются основания, указанные в п. "л" (возраст 40 лет как для мужчин, так и для женщин), п. "а" (возраст для мужчин 50 лет, а для женщин 45 лет), а также п. "а" (возраст для мужчин 50 лет).
 Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются, когда это предусмотрено законом, в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом России. Следовательно, во всех этих случаях Правительство РФ вправе само утверждать списки или поручать утверждать их, например, Минтруду, но также по согласованию с Пенсионным фондом России. В одном случае перечень соответствующих должностей утверждается, согласно закону, МВД (п. "о").
 Таблица 1
 
 
 Особые условия труда (пункты ст. 12 Закона 1990 г.) *
  Специальный трудовой стаж (лет) Общий трудовой стаж (лет) Пониженный пенсионный возраст (лет) муж. жен. муж. жен. муж. жен. "а") Подземная работа, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах 10,0 7,5 20 15 50 45 "б") Работа с тяжелыми условиями труда 12,5 10 25 20 55 50 "в") Работа трактористом-машинистом в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами
 строительных, дорожных и погрузочно-
 разгрузочных машин • 15 20 50 "г") Работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью - 20 - - - 50 "д") Работа в качестве рабочих локомотив- ных бригад и работников отдельных катего- рий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорож- ном транспорте и метрополитене, а также
 водителей грузовых автомобилей непосред-
 ственно на шахтах, рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы 12,5 10 25 20 55 50
 * С изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2000 г.
 Пункт "о" включен законодателем ранее, чем п. "л" и "м", а п. "ш> вообще в ст. 12 Закона отсутствует.
  В отношении работ, которые указаны в п. "а" и "б" ст. 12 Закона 1990 г., по решению Правительства России применяются утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 два списка (с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. № 497 и от 9 августа 1991 г. № 591): Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
 Продолжение табл. 1
 
  муж. жен. муж. жен. муж. жен. "е") Работа в экспедициях партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поиско- вых, топографо-геодезических, геофизиче- ских, гидрографических гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах 12,5 10 25 20 55 50 "ж") Работа в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесо-сплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования 12,5 10 25 20 55 50 "з") Работа в качестве механизаторов (доке-ров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах 20 15 25 20 55 50 "и") Работа в плавсоставе на судах морско-го, речного флота и флота рыбной промы-шленности (кроме судов портовых, постоян-но работающих на акватории порта, служеб-но-вспомогательных, разъездных, пригород-ного и внутригородского сообщения) 12,5 10 25 20 55 50 "к") Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах 20 15 25 20 55 50 "о") Работа на должностях государственной противопожарной службы МВД РФ (пожар-ной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД) 25 25 - - 50 50 "л") Постоянная работа спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций 15 15 - - 40 40 "м") Работа с осужденными в качестве ра-бочих и служащих учреждений, исполняю-щих уголовные наказания в виде лишения свободы 15 10 25 20 55 50
 
  Соответствующие списки и перечни к п. "г", "д", "ж", "о" утверждены непосредственно Правительством РФ148, по другим пунктам они не утверждались, поскольку этого не требовалось.
  Разъяснения о порядке применения списков и перечней издавались и издаются до сих пор соответствующими органами труда.
  Общее разъяснение о порядке применения списков работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 781 Закона 1990 г. право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, издано Минтрудом по согласованию с Минсоцзащиты РФ и Пенсионным фондом РФ 22 мая 1996 г.
  Некоторые особенности установлены для назначения пенсии в соответствии с п. "а" и "б" ст. 12 Закона 1990 г. В данных случаях допускается установление пенсии при пониженном возрасте и при неполном специальном стаже.
  Условия для частичного снижения возраста при назначении пенсии по п. "а" ст. 12 Закона 1990 г. - наличие не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, т. е. специальный стаж не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9 месяцев у женщин (50% от 10 лет и 50% от 7 лет 6 месяцев), и общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет (соответственно для мужчин и женщин). Таким гражданам пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год указанной работы.
  Ниже приводится таблица (табл. 2) пониженного пенсионного возраста при неполном специальном трудовом стаже (п. "а" ст. 12 Закона 1990г.).
 Таблица 2
 
 
 Специальный трудовой стаж (п. "а" ст. 12 Закона 1990 г.)
  Пониженный пенсионный возраст (в годах) муж. жен. Не менее 3 лет 9 месяцев
 4 года
 5 лет
 6 лет
 7 лет
 7 лет 6 мес.
 8 лет
 9 лет
 Не менее 10 лет -
 -
 55
 54
 53
 _
 52
 51
 50 52
 51
 50
 49
 48
 45
 45
 45
 45
  Условия для частичного снижения возраста при назначении пенсии по п. "б" ст. 12 Закона 1990 г. - наличие не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, т. е. "специальный стаж не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и 5 лет у женщин (50% от 12 лет 6 мес. и50% от 10 лет) и общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин). Таким гражданам пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев указанной работы мужчинам и за каждые 2 года указанной работы женщинам.
  Ниже приводится таблица (табл. 3) пониженного пенсионного возраста при неполном специальном трудовом стаже (п. "б" ст. 12 Закона 1990 г.).
 
 Таблица 3
 
 Специальный
 трудовой стаж (п. "б" ст. 12 Закона 1990 г.) Пониженный пенсионный возраст (в годах) муж. жен. Не менее 5 лет
 6 лет
 Не менее 6 лет 3 мес.
 Не менее 7 лет 6 мес.
 8 лет
 9 лет
 Не менее 10 лет
 11 лет
 12 лет
 Не менее 12 лет 6 мес. -
 -
 58
 57
 57
 57
 56
 56
 56
 55 53
 52
 52
 52
 51
 51
 50
 50
 50
 50
  Подчеркнем, что для применения этого правила необходимо иметь не менее половины специального трудового стажа. Ко всем остальным пунктам ст. 12, кроме п. "а" и "б", данное правило не относится.
  Всего особых условий труда, как отмечалось, 13 (см. табл. 1). В каждом пункте от "а" до "м" указана определенная работа. Не так уж редко многие граждане выполняли различную работу из числа перечисленных в ст. 12 Закона 1990 г. Вполне очевидно, что различные виды трудовой деятельности, являющиеся основанием для снижения пенсионного возраста, необходимо как-то суммировать и с учетом общей их продолжительности определять пониженный пенсионный возраст.
  В Законе определен следующий принцип суммирования: к работе с менее тяжелыми условиями труда присоединяется работа с более тяжелыми или равными условиями труда. Принцип, по которому определяется основание для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, следующий: пенсия назначается по тому основанию из числа работ, включенных в специальный стаж, которое даст наименьший объем льгот.
  Ниже приводится таблица (табл. 4), в которой перечисляются виды работ с особыми условиями труда и иная работа, также включаемая в специальный трудовой стаж.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Таблица 4
 Особые условия труда
 (ст. 12 Закона 1990) Иная работа, включаемая
 в специальный стаж (ст. 12 Закона 1990) Подземная работа, работа с вредными условия-ми труда и в горячих цехах (п. "а")
 
 Работа с тяжелыми условиями труда
 (п. "б")
 
 Работа женщин в качестве трактористов-маши-нистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистов стро-ительных, дорожных и погрузочно - разгрузоч-ных машин (п. "в")
 -
 
 Работа, указанная в п "а", "б", "д", "е",
 "ж", "и".
 
 Работа, указанная в п. "а", "б", "д", "е",
 "ж", "з", "и", "к". Особые условия труда
 (ст. 12 Закона 1990) Иная работа, включаемая
 в специальный стаж (ст. 12 Закона 1990) Работа в текстильной промышленности женщин на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (п. "г")
 
 Работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредст-венно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на ж/д транспорте и метрополитене (п."д")
 
 Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на поле-вых геологоразведочных, поисковых, топографо-
 геодезических, геофизических, гидрографиче-ских, гидрологических, лесоустро-ительных и изыскательских работах (п. "е")
 
 Работа в качестве рабочих, мастеров (в т.ч. стар-ших) непосредственно на лесозаготовках и лесо-сплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (п. "ж")
 
 Работа в качестве механизаторов(докеров-меха-низаторов) комплексных бригад на погрузочно- разгрузочных работах в портах (п. "з")
 
 Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (п. "и")
 
 Работа в качестве водителей автобусов, троллей-бусов, трамваев на регулярных городских пасса-
 жирских маршрутах (п. "к" ст. 12)
 
 Работа на должностях государственной противо-
 пожарной службы МВД (п. "о" ст. 12)
 
 Постоянная работа спасателями в профессио-нальных аварийно - спасательных службах, про-фессиональных аварийно-спасательных форми-рованиях и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. "д" ст. 12)
 
 Работа с осужденными (п. "м" ст.12) Работа, указанная в п. "а", "б", "в", "д",
 "е", "ж", "з", "и", "к",
 "о", "л", "м"
 
 Работа указанная в п. "а", "б",
 "е", "ж", "и"
 
 
 
 
 Работа, указанная в п. "а, "б",
 "д", "ж", "и"
 
 
 
 
 
 Работа, указанная в п. "а", "б",
 "д", "е", "и"
 
 
 
 Работа, указанная в п. "а", "б", "в",
 "д", "е", "ж", "и" "к"
 
 
 Работа, указанная в п. "а", "б",
 "д", "е", "ж"
 
 Работа, указанная в п. "а", "б", "в", "д",
 "е", "ж", "з", "и"
 
 
  -
 
 
  -
 
 
 
 
 
  -
 
 
  Нужно обратить внимание на следующее. К работе, указанной в п. "а", "о", "л", "м" ст. 12, никакая иная деятельность не присоединяется; к работе, указанной в п. "г" ст. 12, присоединяются все другие виды работ, перечисленные в ст. 12, в том числе указанные в п. "о", "л", "м".
  Последнее место работы перед обращением за пенсией значения не имеет.
 
  § 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере
 
  Россия - одна из немногих стран, значительная часть территории которых расположена на Крайнем Севере, и практически единственная страна, в которой введено пенсионное обеспечение при пониженном пенсионном возрасте за длительную работу на Крайнем Севере. Существенное снижение пенсионного возраста для тех, кто трудился на Крайнем Севере, - традиция России. Многие уже не задумываются над тем, как такая длительная работа и жизнь в суровых северных условиях отражаются на здоровье человека, его дальнейшей судьбе. Между тем перемена места обитания на долгие годы существенно подрывает здоровье человека, затрудняет его "обратную" адаптацию, в том числе психологическую. Специалисты утверждают, что оптимальный, безвредный срок пребывания сравнительно молодого человека на Крайнем Севере составляет от 2 до 6 лет, причем с регулярными выездами в привычные климатические условия. Это, естественно, не касается аборигенов. Однако "северные" пенсии - реальность. Они введены в СССР в 1956 г. и закреплены двумя российскими пенсионными законами - 1990 и 1993 гг. Причем пенсионные льготы постепенно расширяются.
  Условиями для назначения пенсии при пониженном на 5 лет пенсионном возрасте (мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет) являются: во-первых, работа не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и, во-вторых, наличие общего трудового стажа 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин). Следует обратить внимание на то, что стажевые требования работы на Крайнем Севере одинаковы для мужчин и женщин, но различаются в зависимости от местности, где протекала трудовая деятельность (15 и 20 календарных лет). Кроме того, в отличие от других случаев период работы здесь в льготном порядке в связи с работой на Севере не исчисляется.
  Определен порядок "пересчета" работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в работу в районах Крайнего Севера, когда трудовая деятельность проходила как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При такой "смешанной работе" каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Почему именно за 9 месяцев, т. е. на 3 месяца, или на 25% меньше? Да потому, что это соответствует соотношению 15 и 20 календарных лет (15 лет меньше 20 на 25%).
  Предусмотрена возможность назначения пенсии при пониженном пенсионном возрасте, когда календарное время работы в районах Крайнего Севера не достигает 15 лет, но в то же время протекает не менее 7 лет и 6 месяцев, т. е. половины от 15 календарных лет. На сколько снижается общеустановленный пенсионный возраст (60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин)? На четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера. Это правило применяется, если имеется общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет (соответственно у мужчин и женщин). Пересчет календарного периода работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарный период работы в районах Крайнего Севера осуществляется в рассмотренном выше порядке.
  Может ли присоединяться к работе на Крайнем Севере работа с особыми условиями труда, с учетом которой устанавливается пенсия по старости при пониженном пенсионном возрасте (см. §4)? Может, причем в "северный" стаж включается вся такая работа, без какого-либо исключения.
  Дополнительная льгота установлена для женщин, имеющих двух и более детей. Пенсия по старости устанавливается таким женщинам по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. При этом наряду с рожденными детьми учитываются и усыновленные дети. Возраст детей не имеет значения.
  Как решается вопрос, если северный стаж женщин "смешанный", т. е. если работа осуществлялась как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним? Закон не дает ответа на этот вопрос (это явный пробел). Было бы логично пересчитывать период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период работы в районах Крайнего Севера по соотношению 17 и 12 лет - 17 лет больше 12 на 5 лет, т. е. на 34%. Значит, каждый год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следовало бы считать за 241 день, т. е. за 8 месяцев (округлено до полного месяца). Однако подобного правила в законе нет. Заменять законодателя правоприменитель не вправе. Соответствующего официального разъяснения также нет (его вправе дать сам законодатель либо другой орган, но лишь по поручению законодателя). Между тем решать затронутый вопрос необходимо, так как он довольно часто встречается на практике.
  В подобных случаях обычно используется аналогия закона - применение определенной нормы другого закона, которая предусматривает регулирование схожих отношений. Такой нормой в приведенной ситуации является правило о том, что год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
  Особые льготы предусмотрены для граждан, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих в то же время трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда. Таким гражданам установленный для назначения указанной пенсии возраст уменьшается на 5 лет. Специальный трудовой стаж может быть приобретен как на Крайнем Севере, так и в иных местностях.
  Особые льготы в данном случае заключаются в том, что возраст снижается по двум основаниям: в связи с длительной работой на Крайнем Севере и работой с особыми условиями труда (льгота на льготу). В итоге мужчина может получить пенсию по старости в возрасте 45, а женщина - 40 лет.
  Право на пенсию при значительно пониженном пенсионном возрасте предоставлено также некоторым другим категориям работников: оленеводам, рыбакам, охотникам-промысловикам, проживающим постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: мужчинам - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет и женщинам - по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет. Период 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин - это специальный стаж работы, протекавшей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Этот специальный трудовой стаж исчисляется в льготном порядке в связи с работой на Крайнем Севере на общих основаниях (см. § 1 гл. 7).
  Согласно закону, Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, как уже говорилось, утверждается Правительством РФ. Оно решило не утверждать новый перечень и установило, что при назначении гражданам пенсий применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР. В дальнейшем в него вносились некоторые изменения и дополнения и он расширялся.
  Пенсия по старости в связи с длительной работой на Крайнем Севере назначается независимо от места последней работы и жительства. Поэтому "северную" пенсию может получить житель, например, Санкт-Петербурга, Рязани, длительное время работавший в прошлом на Крайнем Севере.
 
 
  § 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости
  при неполном общем трудовом стаже
 

<< Пред.           стр. 8 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу