<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  В прошлом пенсионное обеспечение семей военнослужащих, как и самих военнослужащих, осуществлялось на основании различных актов: семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы в соответствии с Законом СССР "О государственных пенсиях", а семей генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц (сохранена прежняя терминология) - на основании соответствующего постановления Совета Министров СССР. В связи с этим семьи кадровых военнослужащих не могли получать пенсию по указанному закону.
  Теперь положение изменилось: семьи всех категорий указанных граждан (назовем их условно семьями кадровых военнослужащих) могут обеспечиваться пенсией по случаю потери кормильца по Закону 1990 г. В то же время их семьи вправе получать пенсии в соответствии с Законом 1993 г. Им предоставляется, таким образом, возможность самим решать, по какому из этих двух законов получать пенсию. Однако это лишь теоретическая возможность. В связи с низким уровнем пенсионного обеспечения по Закону 1990 г. выбор очевиден: по второму из названных законов, так как пенсия по нему выше.
  Что касается семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, проходящих военную службу по призыву, то они обеспечиваются пенсией лишь в соответствии с Законом 1990 г.
  К семьям кадровых военнослужащих относятся семьи граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов. Причем не имеет значения, когда, в каких войсках и воинских формированиях, в том числе в СССР или России, проходила военная служба.
  На равных основаниях с семьями военнослужащих, погибших вследствие военной травмы, пенсия устанавливается семьям некоторых других граждан, которые погибли вследствие такой травмы (см. § Зга. 10).
 
 
 
  § 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца.
  Надбавки к пенсии
 
  Размер пенсии по случаю потери кормильца, как и пенсии по инвалидности, определяется двумя методами: в процентах к заработку кормильца либо в твердой сумме, соизмеряемой с соответствующим минимальным или максимальным размером пенсии по старости. В процентах к заработку он устанавливается при назначении пенсии на общих основаниях по Закону 1990 г. (за исключением пенсий круглым сиротам) и при назначении пенсии по Закону 1993 г.; в твердом размере - при назначении пенсий на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих Законом 1990 г.
  Порядок исчисления пенсии на основе заработка кормильца на общих основаниях по Закону 1990 г. прост: на каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия устанавливается в размере 30% заработка кормильца (об исчислении среднемесячного заработка см. § 1 гл. 14).
  Общий размер пенсии всей семьи по отношению к заработку кормильца находится в прямой зависимости от числа нетрудоспособных членов семьи: если в семье один нетрудоспособный - размер пенсии равен 30% заработка, при двух нетрудоспособных - 60%, при трех - 90%, при четырех - 120% и т.д. Какого-либо ограничения не установлено: многодетная семья, где, допустим, 7 детей, получит пенсию в размере 210% заработка кормильца.
  Правила определения размера пенсии по случаю потери кормильца при неполном общем трудовом стаже аналогичны предусмотренным для пенсии по инвалидности при неполном общем трудовом стаже (см. § 4 гл. 10). Он также определяется на каждого члена семьи. Если в семье несколько нетрудоспособных, то общая сумма пенсии соответственно увеличивается.
  В твердом размере устанавливается пенсия на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей (таких детей называют круглыми сиротами), и на каждого ребенка умершей одинокой матери. Размер пенсии на каждого такого ребенка составляет полуторный размер минимальной пенсии по старости. Общая сумма пенсии в данном случае также зависит от числа детей в семье.
  Пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная для семей военнослужащих, может, как отмечалось, исчисляться из заработка или устанавливаться в твердом размере. При ее назначении в соответствии с Законом 1990 г. размер пенсии по случаю потери кормильца всегда определяется в твердой сумме. Если смерть наступила вследствие военной травмы, то эта сумма равна минимальному размеру пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи. Исключение - дети, потерявшие обоих родителей и дети умершей одинокой матери: на них пенсия устанавливается, независимо от причины смерти военнослужащего, в более высоком размере - в полуторном размере минимальной пенсии по старости на каждого ребенка. Что касается семей военнослужащих, причиной смерти которых явилась не военная травма, то размер пенсии составляет 2/3 минимальной пенсии по старости. Если пенсия исчисляется из заработка, то ее сумма ограничивается соответствующим максимальным размером, т. е. минимумом пенсии по старости.
  Подчеркнем еще раз: уровень пенсии в данном случае не дифференцируется в зависимости от каких-либо обстоятельств, например от воинского звания кормильца. Имеет значение лишь причина смерти кормильца и число членов семьи. Всем нетрудоспособным членам семьи пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в твердом размере.
  Для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, с 1 января 2000 г. установлен более высокий твердый размер пенсии в связи с потерей кормильца: каждому из них пенсия устанавливается в размере трех минимальных размеров пенсии по старости.
  По законодательству СССР, пенсия семьям военнослужащих, работавшим до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих, исчислялась из заработка, семьям остальных военнослужащих она определялась в твердом, более низком размере; повышалась на 10% пенсия семьям военнослужащих - ефрейторов, старших матросов, сержантов, старшин. В результате уровень пенсионного обеспечения семей, кормилец которых погиб вследствие военной травмы, существенно различался.
  Для пенсий по случаю потери кормильца, устанавливаемых в соответствии с Законом 1990 г., как и для всех других пенсий, предусмотрены соответствующие минимальные и максимальные размеры пенсий. Минимум равен 2/3 минимального размера пенсии по старости. Если пенсия, исчисленная из заработка, не достигает 2/3 этого минимального размера, то она устанавливается в размере 2/3 его. Максимум пенсии равен, как отмечалось, минимальному размеру пенсии по старости.
  К сожалению, изложенные правила определения размера пенсии потеряли свое практическое значение. Причина все та же - заведомое занижение минимума "базовой" пенсии - пенсии по старости и введение гибкой компенсации, сумма которой снижается, если пенсия вместе с компенсацией превышает определенную сумму (см. гл. 14). Ныне размеры пенсий по случаю потери кормильца равны или различаются незначительно, в том числе, даже если пенсия устанавливается круглым сиротам, детям умершей одинокой матери и в связи с гибелью военнослужащего вследствие военной травмы. Заложенная в Законе 1990 г. идея дифференциации размеров пенсий оказалась по указанной причине нереализованной.
  Пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, назначаемые по Закону 1993 г., исчисляются на основе заработка кормильца (денежного довольствия). Размер пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи - 40% денежного довольствия, если смерть наступила вследствие военной травмы, и 30% - если смерть наступила вследствие заболевания (травмы), полученного в период военной службы, но не связанного с исполнением обязанностей военной службы. По более высоким нормам (40%, а не 30%) определяется также пенсия на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери.
  Законом 1993 г. предусмотрены более высокие минимальные размеры пенсии - 150% и 100% минимального размера пенсии по старости - соответственно, когда пенсия назначается в размере 40 и 30% денежного содержания. Что касается максимального размера пенсии, то он этим Законом не предусмотрен, в отличие от Закона 1990 г. Таким образом, уровень пенсии, определенный по соответствующим нормам, зависит от заработка (денежного довольствия).
  Для семей умерших пенсионеров, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предусмотрено особое правило, существенно повышающее гарантии получения ими более высокой пенсии: семьям таких пенсионеров пенсия назначается независимо от причины смерти кормильца по правилам, установленным для семей военнослужащих, и по нормам, которые предусмотрены, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы. Это правило не новое, оно содержалось ранее в советском пенсионном законодательстве.
  Какая семья считается семьей, на которую распространяется указанное правило? По Закону 1990 г. - если пенсионер - инвалид вследствие военной травмы умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты пенсии; по Закону 1993 г. - если он умер лишь в период получения пенсии.
  К пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой как по Закону 1990 г., так и по Закону 1993 г., устанавливаются практически две надбавки. Первая традиционная, она имеет название "на уход за пенсионером". Вторая безымянная, введенная сравнительно недавно, с 1 августа 1994 г. Это надбавка к пенсии детям, тяжело больным, да к тому же не имеющим родителей - отца и матери.
  Надбавка на уход за пенсионером, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, впервые введена в нашей стране Законом 1990 г. Она устанавливается на тех же условиях и в тех же размерах, что и надбавка к пенсии по старости (см. §7 гл. 9). Следует обратить внимание на то, что размер этой надбавки с 1 августа 1994 г. дифференцируется (ранее размер был одинаковым): он выше, если пенсионер - инвалид I группы или достиг 80 лет, и ниже, если пенсионер - не инвалид I группы и не достиг 80 лет, но по заключению лечебного учреждения нуждается в постороннем уходе.
  Безымянная надбавка к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается: всем детям-инвалидам (в возрасте до 18 лет включительно), инвалидам с детства I и II групп (с 18 лет и старше), однако при условии, что инвалиды с детства I и II групп потеряли обоих родителей. При тех же условиях устанавливается надбавка инвалидам с детства I и II групп - детям умершей одинокой матери. Размер этой надбавки равен минимальному размеру пенсии по старости.
  Социальный эффект от введения этих надбавок в связи с низкими размерами самих пенсий и введением гибкой компенсации, уровень которой снижается, если пенсия вместе с надбавкой превышает определенную сумму, ничтожен.
  К пенсии по случаю потери кормильца, назначенной по Закону 1993г., также устанавливается указанная надбавка. При этом размер надбавки на уход для всех единый - он равен минимальному размеру пенсии по старости.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Дайте общую характеристику нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение в случае потери кормильца.
  2. Каково понятие пенсии по случаю потери кормильца?
  3. Каковы условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу? Их дифференциация в зависимости от причины его смерти.
  4. Перечислите условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, относящиеся к членам семьи.
  5. Каковы условия назначения пенсии семьям лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел?
  6. Раскройте понятие иждивенства как одного из условий, необходимых для установления пенсии по случаю потери кормильца.
  7. В каких случаях пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от факта иждивенства?
  8. В чем заключаются особенности пенсионного обеспечения детей - круглых сирот и детей умершей одинокой матери?
  9. Каковы размеры пенсии по случаю потери кормильца?
  10 Какие надбавки устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 12. Пенсия за выслугу лет
 
  § 1. Понятие пенсии за выслугу лет
 
  Среди всех пенсионеров, которым установлены пенсии по Закону 1990 г., граждан, получающих пенсию за выслугу лет, не так уж много - примерно 650 тыс. человек. А среди пенсионеров, пенсия которым назначена в соответствии с Законом 1993 г., такие пенсионеры составляют наиболее многочисленный контингент.
  Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Применительно к пенсии за выслугу лет такой стаж часто именуется "выслугой", "стажем творческой работы" и т.п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда "стажевая", как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой стаж (см., например, ч. 2 ст. 79 и п. "г", "о", "л" ст. 12 Закона 1990 г., п. "а" ст. 13 Закона 1993 г.). Из этого можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается точного разграничения этих двух видов пенсий.
  Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий. Они устанавливались в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников просвещения, здравоохранения, летного состава, кадровых военнослужащих вводились на рубеже 30-х годов, раньше, чем были введены пенсии по старости для всех наемных работников. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы (начиная с 1993 г.) сфера их применения существенно расширилась. Главная причина - стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.
  В Конституции Российской Федерации 1993 г. не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Не было их и в ранее действовавшей Конституции. Теоретически введение пенсий за выслугу лет объясняется главным образом спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, ' например, в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, психологической и эмоциональной перегрузкой, накопившейся за многие годы, и т.д. Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет типичны для кадровых военных, работников различных правоохранительных органов, летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторых работников транспорта (водителей локомотивов, судоводителей).
  В России пенсия за выслугу лет для ряда категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости (например, для кадровых военнослужащих, служащих органов внутренних дел, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и т.д.). Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости. Для других граждан установление пенсии за выслугу лет не исключает в дальнейшем их переход на пенсию по старости, размер которой выше (работники просвещения, здравоохранения, артисты и др.).
  Обычно пенсия за выслугу лет назначается при полной выслуге. Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения.
  Продолжительность специального трудового стажа (выслуги), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для мужчин и женщин, а в некоторых одинакова.
 
  § 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет,
  и условия ее назначения
 
  Пенсии за выслугу лет предусмотрены как Законом 1990 г., так и Законом 1993 г., причем условия и нормы пенсионного обеспечения по этим законам существенно различаются. Расширение сферы пенсионного обеспечения за выслугу лет в последние годы происходит, в основном, путем распространения действия Закона 1993 г. на другие категории граждан, помимо военнослужащих.
  Рассмотрим сначала круг граждан, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет, и условия ее назначения, предусмотренные Законом 1990 г.
  В первоначальной редакции Закона 1990 г. очерчивалась достаточно четко та профессиональная деятельность, с учетом выполнения которой предоставляется пенсия за выслугу лет. Назывались длительная подземная и некоторая другая работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда, работа в гражданской авиации и летно-испытательном составе, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, творческая деятельность в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Всего пять видов такой деятельности. При этом имелось в виду, что перечень не должен расширяться. Однако в дальнейшем пенсии за выслугу лет стали вводиться в связи с выполнением другой работы. Практически перечень оказался открытым - пенсии за выслугу лет стали устанавливаться в связи с любой длительной профессиональной деятельностью, если это сочтет необходимым законодатель.
  Законом 1990 г. предусмотрены следующие категории граждан, пользующихся правом на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения.
  1. Граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ)157. Они имеют право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, - если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависят от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами.
  2. Граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Они имеют право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - 20 лет158.
  Здесь практически названы две категории работников. Первая - занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая - работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
  3. Граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ). Им может устанавливаться пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет.
  Перечень должностей и специальностей не утвержден. Это связано с тем, что в данном случае предусматривается лишь возможность назначения такой пенсии, она "может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет". Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет - как мужчинам, так и женщинам.
  4. Граждане, работающие в гражданской авиации. Таких категорий практически три. Первая - это граждане, которым предоставляется пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе; вторая - в связи с работой по управлению воздушным движением; третья - в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов.
  Условием для установления пенсии первой категории граждан - летному и летно-испытательному составу - является выслуга не менее 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин); при оставлении летной работы по состоянию здоровья срок выслуги сокращается на 5 лет и определен для мужчин - не менее 20 лет и для женщин - не менее 15 лет. Это традиционная, одна из первых, пенсия за выслугу лет, для ее назначения необходима только соответствующая выслуга.
  Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летного состава зависят от вида летательного аппарата, налета часов на соответствующих летательных аппаратах, характера полетов и некоторых других обстоятельств, обусловливающих специфику выполняемой летной работы. Так, за один месяц выслуги считаются каждые 20 часов налета на самолетах и 12 часов налета на вертолетах; за один месяц выслуги считаются каждые 12 часов налета (в том числе на самолетах) в авиации специального применения - санитарные полеты, авиахимические работы, патрулирование и т.д.; за полтора года выслуги считается один год работы в аварийно-спасательных подразделениях, в учебно-спортивных авиационных организациях (при условии выполнения плана учебно-летной подготовки) и т.д. В льготном порядке исчисляются сроки работы в летно-испытательном составе.
  Кроме того, учитывается в выслугу лет: время службы в должностях летного состава Вооруженных сил (подсчет выслуги в данном случае осуществляется в том же порядке, что и для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим); время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях; время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Последние два периода учитываются по фактической их продолжительности.
  Условиями для назначения пенсии второй категории граждан - занятым управлением воздушным движением - являются: для мужчин - достижение 55 лет, общий трудовой стаж не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; для женщин - достижение 50 лет, общий трудовой стаж не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.
  Рассматриваемая пенсия хотя и названа пенсией за выслугу лет, однако в ней налицо и признак пенсии по старости - определенный возрастной ценз, он ниже общего пенсионного возраста на 5 лет. По условиям, необходимым для назначения пенсии, эта пенсия близка к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, указанными в п. "б" ст. 12 Закона 1990 г. (работа с тяжелыми условиями труда).
  Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов - не менее 12 лет и 6 месяцев или 10 лет (соответственно у мужчин и женщин) исчисляется по календарю, со дня ее начала и до дня ее окончания.
  В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается работа в летном составе авиации.
  Условиями для установления пенсии третьей категории граждан - занятым в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов - являются: для мужчин достижение 55 лет, общий трудовой стаж работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; для женщин - достижение 50 лет, общий трудовой стаж в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Здесь также налицо признак пенсии по старости - определенный возрастной рубеж.
  Для третьей категории граждан установлено специфическое требование для получения пенсии - общий трудовой стаж в гражданской авиации. В законе не расшифровывается содержание данного требования, не раскрывается оно и в актах, изданных Правительством РФ. Вполне очевидно, что в этот общий стаж должна засчитываться любая работа в системе гражданской авиации - в качестве рабочего или служащего, независимо от наименования профессии, должности и характера выполняемой работы (например, работа в качестве экспедитора или медсестры лечебного учреждения гражданской авиации).
  В общий трудовой стаж в гражданской авиации работникам инженерно-технического состава засчитывается, в частности, работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением159.
  5. Граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имеют право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан - одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Законом 1990 г., заключается в том, что пенсия назначается за педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей. Никакая иная работа, например выборная, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в органах просвещения и т.д., в стаж, с учетом которого устанавливается пенсия, не включается.
  Правительство РФ 22 сентября 1999 г. утвердило новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
  В Списке указаны как наименования должностей, так и соответствующие образовательные учреждения. К числу последних относятся общеобразовательные учреждения, общеобразовательные школы-интернаты, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие общеобразовательные учебные заведения для детей. В Список включены также дошкольные образовательные учреждения (детские сады), учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения среднего профессионального образования (техникумы, училища, колледжи, техникумы-предприятия), различные образовательные учреждения дополнительного образования для детей (центры, дворцы детского творчества, станции юных натуралистов и т.д.).
  Работа в соответствующих должностях включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по всем местам работы) норм рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленного за ставку заработной платы (должностной оклад). Однако работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений учитывается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
  Работа в качестве руководителей обычно включается в выслугу при условии ведения преподавательской работы в определенном объеме.
  Новый Список несколько отличается от того, который существовал ранее. В связи с этим установлено, что в соответствии с новым Списком засчитываются периоды работы после 1 ноября 1999 г., а периоды работы до этого учитываются по утвержденному Правительством РФ 6 сентября 1991 г. Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О Государственных пенсиях в РСФСР". Действуют, таким образом, два списка. Что касается Правил, утвержденных 22 сентября 1999 г., то они применяются при исчислении сроков выслуги независимо от времени выполнения соответствующей работы - после 22 сентября 1999 г. или до этого.
  6. Граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имеют право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Пенсия за выслугу лет для врачей, других медицинских работников, как и пенсия для учителей и иных педагогических работников, - одна из первых пенсий, введенных в СССР. Условия ее назначения также неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Законом 1990 г., заключается в том, что эта пенсия назначается тем, кто действительно занят лечебной и профилактической работой; никакая иная работа, например выборная, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в органах здравоохранения и т.д., в стаж, с учетом которого устанавливается пенсия за выслугу лет, не включается.
  Для указанных работников традиционно установлена различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывается из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо проработать не 25, а 30 лет, т. е. на 5 лет, или на 20%, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).
  По необъяснимой причине Правительство РФ установило иное правило: один год работы в сельской местности (поселке городского типа) считать за один год и три месяца. Коэффициент пересчета здесь не 1,2, а 1,25. Если пересчитывать в таком порядке, то 30 годам работы в городе соответствует не 25 лет работы в сельской местности (поселке городского типа), а на год меньше - 24 года.
  Правительство РФ 22 сентября 1999 г. утвердило новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной работой и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
  В Списке указаны все врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений, их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность, и средний медицинский персонал, а также перечислены соответствующие медицинские учреждения.
  Новый Список в данном случае также несколько отличается от того, который был утвержден Правительством РФ ранее - 6 сентября 1991 г. В связи с этим Правительство РФ установило такое же правило, как то, которое предусмотрено для исчисления выслуги в связи с педагогической деятельностью: периоды работы после 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии с новым Списком, а периоды работы до этого - по ранее утвержденному Списку.
  При подсчете сроков выслуги некоторая работа по специальности исчисляется в льготном порядке. К Правилам исчисления сроков выслуги приложен Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник, высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев. В Перечень включены, например, отделения хирургического профиля стационаров, оперирующие врачи всех наименований, оперирующие сестры и т.д. Надо иметь в виду, что здесь практически определен коэффициент для пересчета стажа, равный 1,5. Он применяется ко всем фактически отработанным периодам.
  Не так уж редко работа выполняется в сельской местности (поселках городского типа) и в городах, да еще в должностях и подразделениях, дающих право на льготное исчисление выслуги по коэффициенту 1,5. Как следует подсчитывать выслугу в таких случаях? Она должна исчисляться так: периоды работы в сельской местности пересчитываются в период работы в городах, затем время фактической работы в определенных должностях и подразделениях увеличивается в 1,5 раза.
  В ранее действовавшем законодательстве о пенсиях за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения подобной нормы не было. Эта новелла введена Правительством РФ. Практически она дает возможность получить пенсию за соответствующий стаж продолжительностью всего в 16 лет 8 мес. в сельской местности и 20 лет в городской местности, т. е. в возрасте 40-45 лет, когда уровень профессионализма наиболее высок.
  7. Граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава. Однако и ее "возраст" уже более 30 лет. Другими словами, эта пенсия не новелла Закона 1990 г.
  Для получения данной пенсии необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требуется выслуга, и наоборот.
  Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных организаций, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Правительством РФ 28 августа 1991 г., изменения и дополнения в него внесены Правительством 22 сентября 1999 г.
  Согласно Списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имеют: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
  Право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет предоставлено: артистам балета (в том числе на льду); артистам - исполнителям танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистам театров мимики и жеста; травести; артисткам-вокалисткам (солисткам) театров оперы и балета и некоторым другим. При том же стаже творческой работы (не менее 20 лет) для борцов цирков и концертных организаций предусмотрен возрастной ценз 50 лет.
  При стаже творческой работы не менее 25 лет право на пенсию за выслугу лет имеют, например, артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств (артистки-вокалистки (солистки) имеют право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет), артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. А вот для артисток драматических театров введен возрастной рубеж: пенсия устанавливается им при указанном стаже творческой работы по достижении 50-летнего возраста.
  Наконец, при стаже творческой работы не менее 30 лет пенсия за выслугу лет назначается артистам хора профессиональных художественных коллективов, артистам (мужчинам) драматических театров (однако последним лишь по достижении 55 лет).
  Итак, пенсия за выслугу лет некоторым артистам устанавливается по достижении определенного возраста: борцам цирков и концертных организаций - 50 лет, артисткам драматических театров - 50 лет, артистам таких театров - 55 лет.
  Могут ли суммироваться различные виды творческой деятельности? Могут. Принцип здесь такой: к работе, для назначения пенсии по которой предусмотрена большая продолжительность требуемой выслуги, присоединяется работа, по которой необходима меньшая продолжительность выслуги; при этом необходимая выслуга определяется по той работе, для которой она выше. Так, к работе в качестве артистки драматического театра можно присоединить работу в качестве артистки, исполняющей роли мальчиков (травести). Однако в этом случае необходимая для назначения пенсии выслуга составит не 20, а 25 лет.
  В соответствии с Законом 1993 г. пенсии за выслугу лет назначаются лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для таких граждан пенсия за выслугу лет - основной вид пенсии, так как пенсии по старости указанным законом не предусмотрены. Подобные пенсии для кадровых военнослужащих, рядового и начальствующего состава МВД существовали в России и ранее, были они и в СССР, есть такие пенсии практически во всех других странах. Можно сделать обобщающий вывод: пенсионные системы для кадровых военных, работников милиции, некоторых других военизированных органов почти повсеместно относятся к числу привилегированных систем, они как бы возвышаются над общими пенсионными системами. Это обусловлено спецификой, особенностями кадровой военной и другой подобной службы, на которую опирается власть.
  Условия для приобретения права на пенсию - выслуга 20 лет и более на день увольнения со службы.
  Гражданам, выслуга которых не достигает 20 лет, пенсия устанавливается при условии, что они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 мес. составляет указанная служба. Помимо двух названных условий (общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, в том числе не менее 12 лет 6 мес. соответствующая служба) предусмотрены еще два дополнительных условия: достижение 45 лет на день увольнения со службы и в то же время увольнение со службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Как видим, в данном случае для возникновения пенсионного правоотношения необходим весьма сложный фактический состав.
  Пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом 1993 г. для граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей распространено на некоторых других служащих и их семьи (об их пенсионном обеспечении и исчислении выслуги, с учетом которой устанавливается пенсия за выслугу лет, см. § 3 гл. 17).
 
  § 3. Размер пенсии за выслугу лет.
  Надбавки к пенсии
 
  Пенсия за выслугу лет, независимо от основания для ее назначения - трудовая пенсия. Ее размер, как и размер пенсии по старости, соизмеряется с трудовым вкладом и определяется, как уже отмечалось, тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим для определения уровня пенсии подсчитывается выслуга лет (обычно в годах) и средний заработок160.
  Практика расчета пенсии за выслугу лет в России принципиально не отличается от мировой. Размер пенсии исчисляется на основе заработка: за полную выслугу в пенсию переходит определенная часть заработка; за выслугу сверх полной пенсия повышается до определенных пределов. Размер пенсии за выслугу лет в других странах обычно соответствует размеру пенсии по старости, для некоторых граждан он выше (пенсии для кадровых военнослужащих и некоторых других категорий граждан).
  Размер пенсий за выслугу лет, назначаемых по Закону 1990 г., составляет, как правило, от 55 до 75% заработка. Если выслуга равна требуемой, то размер пенсии 55%. За каждый год полной выслуги сверх требуемой этот размер повышается на 1 %, но не более, чем до 75%.
  Как отмечалось, пенсии за работу в летном и летно-испытательном составе могут устанавливаться при неполной выслуге (см. § 2). В таких случаях пенсия уменьшается на 2 % заработка за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.
  Для работников, занятых на подземных и открытых горных работах (см. § 2), сделано изъятие в части определения размера пенсии: всем таким гражданам, имеющим право на пенсию, ее размер составляет 75% заработка.
  Дополнительное правило введено для летчиков-испытателей I класса: их пенсия, исчисленная по общим правилам, повышается на 10%, однако во всех случаях ее размер не может превышать 75% заработка. Минимальный и максимальный размеры пенсий за выслугу лет такие же, как и пенсии по старости. Эти размеры повышаются за выслугу сверх необходимой в таком же порядке, как и при исчислении пенсии по старости (см. § 7 гл. 9).
  Искусственное занижение минимального размера пенсии по старости начиная с конца 1993 г. фактически привело к снижению общего уровня пенсионного обеспечения за выслугу лет по Закону 1990 г., практически в такой же степени, как и других пенсий, установленных в соответствии с этим законом (см., в частности, § 3 гл. 14).
  Изъятия предусмотрены в отношении максимума пенсии за выслугу лет для отдельных работников гражданской авиации. Максимальный размер пенсии для летного состава установлен на уровне не трех, а трех с половиной максимальных размеров пенсии по старости. Для летчиков-испытателей I класса максимум пенсии за выслугу лет вообще не установлен.
  Особый, повышенный максимальный размер пенсии введен с 1 мая 1999 г. для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ). Он определен на уровне 2,2 среднемесячной заработной платы в стране, определяемой в соответствии со ст. 7 Закона 1990 г.161. В таком максимальном размере пенсия устанавливается членам летных экипажей, в том числе тем из них, которым она назначена до 1 мая 1999 г.
  Правительство РФ 7 сентября 1999 г. утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет (в него включены пилоты, штурманы, бортовые инженеры, бортовые механики, бортовые радисты различных наименований), а также Правила исчисления сроков выслуги и установления величины повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
  Согласно Правилам, при расчете повышения максимального размера учитывается выслуга, выработанная лишь непосредственно в должностях членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (т. е. выслуга, которая подсчитывается в зависимости от налета часов), иная работа не принимается во внимание.
  Величина повышения максимального размера определяется так: разница между размером пенсии (с учетом повышения пенсии в соответствии с законодательством) в пределах 2,2 среднемесячного заработка в стране и суммой пенсии, равной 3,5 минимального размера пенсии по старости (с учетом надбавок и компенсационной выплаты) умножается на отношение среднемесячной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем году от работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей, к сумме средств, необходимых для финансирования максимального размера пенсий пенсионеров из числа указанных лиц на начало выплатного периода. Это отношение рассчитывается ежеквартально Пенсионным фондом РФ.
  Размеры пенсии за выслугу лет по Закону 1993 г. иные. Для тех граждан, выслуга которых составляет 20 лет (полная выслуга), размер пенсии равен 50% заработка (соответствующих сумм денежного довольствия); за каждый полный год выслуги свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 3% заработка, но не более чем до 85% заработка. Отличие здесь в том, что исходный размер не 55, а 50% заработка; увеличение за каждый полный год выслуги сверх требуемой составляет не 1, а 3% заработка, и предельный размер пенсии не 75, а 85% заработка.
  Выше отмечалось, что в соответствии с Законом 1993 г. при отсутствии выслуги 20 лет право на пенсию за выслугу лет предоставляется гражданам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 мес. составляет военная служба, служба в органах внутренних дел. Размер пенсии таких граждан составляет 50% заработка плюс один процент заработка за каждый полный год стажа свыше 25 лет.
  Максимальный размер пенсии за выслугу лет, как и других пенсий, Законом 1993 г. не установлен. А вот минимальный размер предусмотрен: он не может быть ниже общего минимального размера пенсии по старости, установленного Законом 1990 г., без повышения его за стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.
  До 1 мая 1995 г. к пенсии за выслугу лет, назначенной по Закону 1990 г., никакие надбавки не начислялись. Она была, таким образом, безнадбавочной. При этом имелось в виду, что граждане, которым установлена такая пенсия, еще не старые люди и могут трудиться на иной работе, если они по каким-либо причинам вынуждены прекратить прежнюю профессиональную деятельность.
  Федеральным законом от 7 мая 1995 г. "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсию по закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" к пенсии за выслугу лет введена такая же надбавка, как и к пенсии по старости - "надбавка участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж" п. 1 ч. 2 Федерального закона "О ветеранах"), не получающим одновременно с пенсией по старости пенсии по инвалидности". Эта надбавка, как уже говорилось, не имеет названия, она юбилейная, введена на пороге 50-летия победы над фашистской Германией и предназначена участникам только этой войны.
  Размер названной надбавки к пенсии за выслугу лет, как и к пенсии по старости, дифференцирован (см. § 7 гл. 9).
  Юбилейная надбавка, введенная к пенсии за выслугу лет, практически к такой пенсии не начисляется, поскольку участники Великой Отечественной войны давно перешагнули рубеж в 60 лет, они получают пенсию по старости, которая, как правило, выше: к ней начисляются другие надбавки - на уход, на иждивенцев; она всегда выплачивается в период работы. Исключение составляют лишь пенсии за выслугу лет за работу в летном и летно-испытательном составе, размеры которых могут быть выше пенсии по старости на общих основаниях.
  К пенсии за выслугу лет, назначаемой по Закону 1993 г., устанавливаются, как и к пенсии по старости, надбавки на уход и на нетрудоспособных иждивенцев. Последняя надбавка начисляется к пенсии тех пенсионеров, которые не работают и достигли 50 лет. Кроме того, особая надбавка введена для участников Великой Отечественной войны. Условия ее назначения и размеры такие же, как и к пенсии по инвалидности, назначаемой по Закону 1993 г.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Дайте понятие пенсии за выслугу лет, укажите признаки, отличающие ее от пенсии по старости. Каков круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией?
  2. Какие установлены условия для пенсионного обеспечения работников, занятых на подземных и открытых горных работах? Каков размер их пенсии?
  3. Кому назначается пенсия за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота?
  4. Каковы особенности условий пенсионного обеспечения в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях?
  5. Какая дифференциация проведена в условиях назначения пенсии за выслугу лет работникам гражданской авиации?
  6. Каковы условия назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей?
  7. Назовите особенности в пенсионном обеспечении тех, кто занимался лечебной работой по охране здоровья населения.
  8. .Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах?
  9. Дайте общую характеристику актов, на основании которых назначаются пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел. Какие юридические составы необходимы для возникновения у них права на пенсионное обеспечение за выслугу лет?
  10. Каковы размеры пенсий за выслугу лет по отношению к заработку для различных категорий граждан?
  11. Каковы минимальные и максимальные размеры пенсии за выслугу лет? Какие надбавки начисляются к этой пенсии?
  12. Проанализируйте нормы, на основании которых определяется размер пенсии за выслугу лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 13. Социальная пенсия
 
  § 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления
 
  Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. человек. Среди них преобладают дети-инвалиды и взрослые граждане, инвалидность которых наступила в детстве.
  Социальная пенсия - это, как отмечалось, пенсия, установленная для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо причинам не "заработали" трудовую пенсию. Причины этого не имеют значения, они могут быть как объективными, так и субъективными.
  В недалеком прошлом нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось так называемое ежемесячное пособие, однако при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Следовательно, решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось унизительной для человека проверкой его материального и семейного положения.
  Ныне в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения. Таким образом, в стране право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком и оно практически реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права, хотя сложившийся ныне уровень пенсионного обеспечения явно недостаточен.
  Социальные пенсии практически есть во всех развитых странах, в частности европейских. Во многих из них они устанавливаются независимо от того, что граждане "заработали" также трудовую (страховую) либо иную пенсию. Часто они именуются народными пенсиями. В России, как отмечалось, устанавливается, как правило, лишь одна пенсия162. Следовательно, нельзя получать одновременно социальную пенсию и трудовую пенсию или две социальные пенсии по разным основаниям.
  Основания для установления социальных пенсий различны. Это: наступление инвалидности (I, II и III группы), наступление инвалидности в детстве, достижение соответствующего преклонного возраста - 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами (возраст в данном случае на 5 лет выше общего пенсионного возраста), смерть одного либо обоих родителей ребенка в возрасте до 18 лет. Пониженный пенсионный возраст для установления социальной пенсии установлен для граждан из числа малочисленных народов Севера: пенсия назначается им по достижении 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам).
  Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждены по поручению Правительства РФ Минздравом РСФСР 4 июля 1991 г. по согласованию с рядом других ведомств. В них включены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на различные сроки - от 6 до 12 месяцев, на 2 года, на 5 лет, до достижения 18-летнего возраста. Определен также порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. Оно выдается детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими центральными и районными больницами и поликлиниками, другими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам. Не позднее, чем за месяц до исполнения 18 лет дети-инвалиды направляются на освидетельствование в соответствующий орган медико-социальной экспертизы. На граждан, достигших 18 лет, которым устанавливается социальная пенсия в связи с инвалидностью, распространяются общие правила ее определения163.
 
  § 2. Размеры социальных пенсий
 
  Размеры социальной пенсии дифференцируются в зависимости от основания назначения пенсии, тяжести инвалидности и времени ее наступления, а также от того, потерял ли ребенок одного или обоих родителей.
  Наиболее высокий размер социальной пенсии равен минимальному размеру пенсии по старости (см. ч. 1 ст. 17 Закона 1990 г.). Социальную пенсию в таком размере получают: инвалиды с детства I и II групп, все другие инвалиды I группы; дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; дети до 18 лет, потерявшие обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
  Социальную пенсию в размере 2/3 минимального размера пенсии по старости получают все другие граждане, кроме инвалидов III группы. Это инвалиды II группы (кроме инвалидов II группы с детства, размер пенсии которых выше); дети до 18 лет, потерявшие одного из родителей; пожилые граждане, достигшие 65 или 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Размер социальной пенсии для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших 55 или 50 лет (соответственно мужчины и женщины), несколько выше - он равен минимальному размеру пенсии по старости.
  Социальную пенсию в размере 1/2 минимального размера пенсии по старости получают инвалиды ? группы (? группа - наиболее легкая степень инвалидности).
  На первый взгляд различия в уровне: социальных пенсий справедливы: социальная пенсия инвалида ? группы выше, чем инвалида ? группы, а инвалида II группы - выше, чем инвалида ? группы, и т. д. Но это лишь на первый взгляд, на самом деле в уровне социальных пенсий необходимых различий нет. Причины этого те же: заведомое занижение минимального размера пенсии по старости, отказ от регулярной полной индексации пенсионных выплат в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и замена индексации пенсии компенсационными выплатами, в том числе дифференцированной выплатой164. С социальными пенсиями случилось то же, что со всеми пенсиями, назначенными по Закону 1990 г.,в частности с пенсиями по случаю потери кормильца165.
  Ныне все социальные пенсии, в том числе пенсии инвалида ? группы и ребенка - круглого сироты значительно ниже прожиточного минимума, как все другие пенсии, установленные в соответствии с Законом 1990 г.
 Согласно Закону 1990 г. к социальной пенсии, назначаемой инвалидам с детства ? группы и детям-инвалидам, начисляется надбавка на уход. Но эта надбавка практически погашена компенсационной выплатой, в связи с чем она не начисляется. При появлении возможностей к повышению минимума пенсии по старости и реализации этой возможности автоматически увеличивается и уровень социальных пенсий, поскольку их размер определяется на основе минимума этой пенсии. Однако минимум пенсии по старости стремительно снижается, не номинальный в рублях, а реальный. Он снизился, как уже отмечалось, в 5 - 6 раз. Именно этим обстоятельством объясняется введение надбавки на уход к социальной пенсии, которая установлена инвалидам ? группы и детям-инвалидам.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1 Каковы причины введения социальных пенсий в России? Чем отличаются социальные пенсии от других пенсий?.
  2. Кому устанавливается социальная пенсия?.
  3 Какие установлены основания для дифференциации размера социальной пенсии и каковы размеры этой пенсии?
  4 Какие надбавки устанавливаются к социальной пенсии?.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 14. Исчисление пенсий.
  Адаптация пенсионных выплат к изменениям
  в уровне цен и оплате труда
 
  § 1. Механизм исчисления пенсий и заработка,
  из которого они исчисляются
 
  Основу механизма исчисления пенсий, предусмотренных Законами 1990 и 1993 гг., составляют следующие принципы:
  - включение в состав заработка всех выплат за работу, формировавших уровень жизни в период трудовой деятельности;
  - высокие размеры трудовых пенсий по отношению к заработку, на основе которого они подсчитываются, и дифференциация этих размеров в зависимости от длительности трудовой деятельности;
  - исчисление пенсии из полного фактически начисленного заработка до удержания из него различных налогов и иных обязательных сборов и подсчет среднемесячного заработка за "выгодные" периоды
 трудовой деятельности;
  - объективно обоснованные минимальные и максимальные размеры пенсий, разумное их соотношение, а также корректировка этих размеров в зависимости от длительности работы, службы, местности проживания пенсионера;
  - начисление к основному размеру пенсии компенсирующих надбавок - на уход за пенсионером и на нетрудоспособных его иждивенцев;
  - повышение пенсий отдельным категориям граждан с учетом обстоятельств, которые указаны непосредственно в законах;
  О высоких размерах пенсий по отношению к заработку, минимальных и максимальных размерах пенсий, надбавках к пенсиям уже говорилось в соответствующих главах данного раздела.
  К сожалению, правовой механизм, заложенный в Законе 1990 г. и некоторый период действовавший, оказался впоследствии разрушенным, хотя отдельные его элементы сохранились. Однако они, будучи оторванными от других, потеряли свое значение. Что касается Закона 1993 г., то предусмотренный в нем механизм исчисления пенсий не претерпел существенных перемен в трудный для страны период ее социально-экономической деградации.
  В некоторых случаях пенсия не исчисляется из заработка, а устанавливается в определенных твердых суммах. Так определяются размеры пенсий при установлении их по Закону 1990 г. - во-первых, на основаниях, предусмотренных для военнослужащих и их семей, во-вторых, на детей - круглых сирот и детей умершей одинокой матери. Размеры этих пенсий хотя и определены в твердых суммах, однако, как правило, несколько выше тех пенсий, которые исчисляются из заработка.
  В твердых размерах устанавливаются также все социальные пенсии. В соответствующих минимальных размерах назначаются пенсии и в тех случаях, когда не представляется возможным получить документы о заработке.
  Принципиальное значение при определении пенсии на основе заработка имеют два обстоятельства: состав заработка и периоды, за которые подсчитывается среднемесячный заработок. В нормативных правовых актах всех стран, регулирующих пенсионные отношения, определяются эти параметры, касающиеся заработка. Определены они и в указанных российских пенсионных законах.
  От того, какие выплаты учитываются в составе заработка, а какие не учитываются, зависит как абсолютный, так и относительный уровень пенсионного обеспечения. Понятно, что при исчислении пенсии, например, лишь из оклада по занимаемой должности, без надбавок и доплат к нему пенсия окажется ниже, чем исчисляемая из полного фактического заработка.
  В Законе 1990 г. содержится, можно сказать, идеальное правило: в заработок включаются все виды выплат (дохода), полученные в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Это правило претерпело некоторые изменения, но суть его сохранилась - при исчислении пенсии учитывается весь заработок, за исключением некоторых выплат. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждается Правительством. Ныне действует Перечень, утвержденный 7 мая 1997 г.166 В него включены выплаты, которые практически не относятся к оплате труда, например выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в некоторых случаях, компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск, различные государственные социальные пособия, выплачиваемые работающим гражданам за счет средств централизованных фондов, и некоторые другие подобные выплаты.
  Следует отметить, что состав заработка, который используется для подсчета на его основе пенсии, значительно шире, чем состав того заработка, из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности. В "пенсионный заработок" входят, в частности, оплата за работу по совместительству, за сверхурочную работу, доплата за работу, не входящую в обязанности работника, которые не включаются в заработок, принимаемый за основу при исчислении названного пособия (см. § 3 гл.10).
  Некоторые граждане выполняют работу не по трудовому договору, а по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, авторскому договору. В состав заработка, из которого исчисляется пенсия, входят вознаграждения за работу по этим договорам, поскольку на них начисляются пенсионные страховые взносы. С 1 января 1997 г. страховые взносы взимаются с вознаграждений за выполнение работы по всем иным гражданско-правовым договорам, следовательно, вознаграждение, полученное по таким договорам после этой даты, также включается в заработок.
  Наравне с выплатами за работу, на которые начисляются пенсионные страховые взносы, в заработок включаются: денежное довольствие военнослужащих и других граждан, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, выплачиваемое в период прохождения службы; пособие по временной нетрудоспособности (на практике к этому пособию относят и пособие по беременности и родам); стипендия, выплачиваемая за период обучения. Учитывается вознаграждение и за иную включаемую в общий трудовой стаж работу, указанную в ст. 89 Закона 1990 г.
  Согласно Закону 1990 г. (ст. 101), натуральная часть заработка оценивается по государственным розничным ценам того периода, когда производилась оплата труда. Как известно, ныне государство не регулирует цены на потребительские товары и услуги, цены определяются по соглашению сторон при заключении договора купли-продажи. В связи с этим данное правило Закона не действует. На практике применяется порядок оценки такой части оплаты труда, установленный соответствующей инструкцией статистического ведомства: денежная стоимость натуральной оплаты определяется исходя из расчета по рыночным ценам, сложившимся в регионе на момент ее начисления. Если товары и услуги предоставлялись по пониженным ценам, то в заработок включается разница между их полной стоимостью и суммой, уплаченной работником.
  Российским пенсионным Законом 1990 г. предусмотрены, во-первых, периоды, за которые подсчитывается среднемесячный заработок при назначении пенсии, и, во-вторых, возможность замены отдельных месяцев, когда работа по соответствующим причинам не выполнялась либо выполнялась неполный месяц, на другие 167.

<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу