<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Периоды, за которые подсчитывается заработок, имеют существенное значение, как и состав заработка. Основная цель их установления, - с одной стороны, гарантировать исчисление .пенсии из характерного для данного работника заработка, соответствующего главным образом его профессиональному уровню, а с другой - предотвратить исчисление пенсии из случайного, не характерного для работника заработка.
  Среднемесячный заработок при исчислении его за слишком длительный период, например когда за весь период трудовой деятельности, зачастую оказывается ниже, чем исчисляемый за несколько меньший по времени срок. Почему? Да потому, что в этот период входят годы, когда человек лишь начинал профессиональную деятельность, иногда менял ее, не достигнув еще профессиональной зрелости, а также предпенсионные годы, когда нередко (особенно это относится ко многим категориям рабочих) приходится несколько снижать рабочую нагрузку, а иногда даже переходить на более легкую и, следовательно, нижеоплачиваемую работу. Если при начислении пенсии учитывать среднемесячный заработок, определяемый за небольшой отрезок времени, то уровень среднемесячного заработка может оказаться завышенным либо заниженным вследствие случайных или преднамеренно созданных обстоятельств.
  В различных странах вопрос о периодах, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, решается с учетом этих и многих иных обстоятельств, прежде всего экономического характера: реальных доходов занятого населения, их трансформации, темпов инфляции и т.д. Во всех странах, где функционируют развитые страховые пенсионные системы, введены, в частности, определенные правила переоценки заработка за прошлые годы, приведения его в соответствие со сдвигами цен на потребительские товары и в оплате труда. Без такой корректировки зачастую теряет всякий смысл исчисление пенсии из среднемесячного заработка за длительный период, так как этот заработок по номинальному выражению оказывается обычно существенно ниже сложившегося впоследствии (инфляционные процессы - повсеместное явление, хотя они в развитых странах, как правило, не ведут к снижению реальных доходов).
  До 1990 г. (с конца 1956 г.) в СССР пенсии исчислялись из среднемесячного заработка за любые 5 лет работы подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией (в пятилетнем периоде допускались перерывы в работе, не превышающие в общей сложности 12 месяцев) либо за 12 последних месяцев работы.
  Таким образом, в то время признавались два периода, за которые мог подсчитываться среднемесячный заработок, - длительный и короткий. Что касается переоценки прошлого заработка, то она вообще не предусматривалась.
  Согласно Закону 1990 г., среднемесячный заработок может определяться также за один из двух периодов: длительный или сравнительно короткий. Какой из этих периодов выбрать, решает обратившийся за пенсией. Естественно, он выбирает тот период, заработок за который выше.
  Короткий период - это 24 последних месяца работы подряд перед обращением за пенсией. Он отсчитывается с месяца работы, предшествующего тому месяцу, в котором прекращена работа. Выбора точки отсчета "рабочих" месяцев в данном случае нет.
  Длительный период - это 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности. Отсчитываются эти 60 месяцев с любого месяца работы по выбору обратившегося за пенсией. В данном случае, следовательно, есть выбор, с какого месяца начать исчисление этих 60 месяцев работы подряд.
  Перерывы в трудовой деятельности значения не имеют - соответственно месяцы работы (24 или 60) берутся подряд, несмотря на перерывы между "рабочими" месяцами (они могут быть даже длительными, допустим, год, три года).
  По желанию обратившегося за пенсией из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются неполные месяцы в связи с началом и окончанием работы не с первого числа месяца. Кроме того, исключаются: месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставленного в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет; работы, в течение которой гражданин являлся инвалидом, получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья; осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. Все эти месяцы исключаются также по желанию обратившегося за пенсией, т. е. практически в тех случаях, когда это ему выгодно. Заменяются указанные месяцы другими месяцами ("рабочими"), которые непосредственно предшествовали избранному периоду или непосредственно следовали за ним.
  Порядок подсчета среднемесячного заработка прост: заработок за все месяцы работы (24 или 60) складывается и полученная общая сумма заработка делится соответственно на 24 или на 60.
 В некоторых случаях период работы может оказаться менее 24 месяцев или даже менее одного полного календарного месяца, например при наступлении инвалидности в сравнительно молодом возрасте, непродолжительной работе до обращения за пенсией. Законом 1990 г. определены правила подсчета среднемесячного заработка в таких случаях.
  Они следующие. Если работа продолжалась менее 24 месяцев, то среднемесячный заработок определяется за фактически проработанные месяцы, т. е. складывается заработок за все фактически проработанные месяцы и общая сумма заработка за эти месяцы делится на их число. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца (например, с 15 ноября по 20 декабря 1999 г.), определяется условный месячный заработок, из которого и исчисляется пенсия. Он подсчитывается так: заработок за все проработанное время складывается и его сумма делится на число проработанных дней; затем частное от деления умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. В Законе 1990 г. названы эти числа: 21,2 при пятидневной рабочей неделе и 25,4 - при шестидневной рабочей неделе. При этом условный заработок, подсчитанный таким способом, не может превышать суммы двух тарифных ставок (окладов) данного работника.
 В соответствии с Законом 1993 г. заработок (он именуется в этом Законе денежным довольствием) определяется иначе и в целом значительно проще.
  В состав денежного довольствия включаются оклады по должности, по воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Учитывается также в денежное довольствие месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка. Уровень денежного довольствия определяется ко времени увольнения с соответствующей службы.
 
  § 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения
 
  Надбавки к пенсии впервые были введены в 1956 г. при осуществлении в то время в СССР кардинальной пенсионной реформы. Законом устанавливались три надбавки: две компенсирующего характера (на уход - к пенсии по инвалидности I группы и на нетрудоспособных иждивенцев - для неработающих пенсионеров по старости и по инвалидности I и II групп) и одна стимулирующая надбавка (за длительный непрерывный или общий трудовой стаж к пенсии по старости и по инвалидности I и II групп). Размеры надбавок были невелики, они определялись в процентах к пенсии либо в твердых суммах. Пенсия вместе с надбавками не могла превышать, как правило, максимальный размер пенсии; к пенсии, назначенной в минимальном размере, надбавки не начислялись (они поглощались минимумом).
  Закон 1990 г. воспринял лишь компенсирующие надбавки, он не только расширил сферу их применения и повысил размеры надбавок, но и существенно изменил правила их начисления (о том, какие надбавки устанавливаются к различным пенсиям, см. соответствующие главы настоящего раздела).
  Ныне действуют два общих правила начисления надбавок к пенсии независимо от основания их установления. Они касаются всех надбавок, в том числе надбавок на нетрудоспособных иждивенцев неработающего пенсионера.
  1. Надбавки начисляются к основному размеру пенсии, определенному по установленным правилам, после соответствующего повышения пенсии.
  2. Надбавки начисляются сверх минимального и максимального размеров пенсии. Таким образом, пенсия с надбавками превышает эти размеры на сумму надбавок, т. е. пенсия вместе с надбавками не ограничивается какой-либо предельной суммой.
  Третье правило касается только надбавки на нетрудоспособных иждивенцев, которая устанавливается лишь неработающим пенсионерам. Оно предусматривает, что при наличии в семье двух или более неработающих пенсионеров каждый нетрудоспособный член семьи, находящийся на их общем иждивении, учитывается для надбавки лишь одному из пенсионеров, по их выбору. Другими словами, на каждого такого члена семьи устанавливается одна надбавка. Это "старое" правило, оно позаимствовано из советского пенсионного законодательства.
  Следует иметь в виду, что пенсионеры могут изменить сделанный ранее выбор, касающийся данной надбавки. Это их право. Наиболее часто выбор пересматривается в случае поступления на работу одного из пенсионеров, которому установлена надбавка. В таком случае нетрудоспособный иждивенец, учтенный ранее для получения надбавки тому пенсионеру, который в прошлом не работал, но теперь стал работающим пенсионером, учитывается для получения надбавки другому, неработающему пенсионеру.
  Правила начисления надбавок к пенсии, установленные Законом 1993 г., практически не отличаются от предусмотренных Законом 1990 г.
  Ныне, в отличие от прошлого, все надбавки к пенсии начисляются в определенном процентном отношении к минимальному размеру пенсии по старости. Девальвация этого размера пенсии существенно снизила эффективность предусмотренных Законом компенсирующих надбавок. Реально надбавки компенсируют лишь незначительную часть фактически необходимых дополнительных расходов пенсионеров. Ранее, когда минимальный размер пенсии соответствовал прожиточному минимуму либо был близок к нему, надбавки, составляющие весомую часть реального прожиточного минимума, полностью соответствовали своему целевому назначению.
  Некоторые пенсионеры вправе получать две пенсии (см. § 2 гл. 8). Верховный Совет РФ 19 апреля 1991 г. утвердил официальное разъяснение, согласно которому гражданам, получающим две пенсии, надбавки начисляются к одной из пенсий по выбору пенсионера. Равным образом повышается в установленном порядке одна из двух пенсий - также по выбору пенсионера.
  Повышение пенсий многим категориям граждан - новелла российских пенсионных законов. В СССР право на установление более высокой пенсии либо ее повышение в силу закона имели лишь Герои Советского Союза, граждане, награжденные Орденом Славы трех степеней или Орденом Трудовой Славы трех степеней.
  Основания для повышения пенсии указаны в Законах 1990 г. и 1993 г., они постепенно расширяются. К началу 2000 г. установлены 10 различных оснований для повышения пенсий (ранее их насчитывалось вдвое меньше). Увеличивались также номинальные размеры выплат, на которые повышается пенсия. Ст. 110 Закона 1990 г., предусматривающая основания и уровень повышения пенсии, за сравнительно короткий временной период изменялась, дополнялась более 10 раз.
  Причины динамичности этой статьи Закона 1990 г. очевидны. Расширение круга граждан, которым увеличивается пенсия, неразрывно связано, с одной стороны, с тяжелыми испытаниями, которые выпали на долю теперь уже немолодых людей, переживших Великую Отечественную войну (участники войны, труженики тыла, малолетние узники фашистских лагерей и др.), а с другой - с катастрофическим снижением общего уровня пенсионного обеспечения, необходимостью несколько облегчить тяжелое материальное положение указанных граждан. Последняя цель практически не достигнута, поскольку увеличение пенсии зачастую мизерно.
  Предусмотрены два способа повышения пенсий.
  Первый способ - повышение самой пенсии, исчисленной в соответствии с установленными правилами, в определенном процентном отношении к ней. Так повышается пенсия Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда (на 50%168, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости), гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней (на15%). При этом Героям пенсия повышается в таком порядке соответственно каждому полученному званию. Также на 50%, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости, повышается пенсия чемпионам Олимпийских игр.
  Второй способ - повышение пенсии на определенный процент минимального размера пенсии по старости- на 100 или 50%. Этот способ более распространен, таким образом повышается пенсия всех других категорий граждан, указанных в ст. 110 Закона 1990 г.
  На 100% минимального размера пенсии по старости повышается пенсия четырем категориям граждан: участникам Великой Отечественной войны, которые указаны в подпунктах "а" - "ж", "и" п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" (см. гл. 20); гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями.
  На 50% минимального размера пенсии по старости повышается пенсия трем категориям граждан: гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.); гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (исключая работу на оккупированной территории) или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в те же годы; гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным.
  Повышается любая пенсия, в том числе пенсия за выслугу лет. Исключение предусмотрено лишь для указанных инвалидов с детства - им повышается пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца (видимо, считается, что эти граждане не могут получать пенсию за выслугу лет).
  Пенсия может повышаться по нескольким основаниям, например как Герою и участнику Великой Отечественной войны, Герою Социалистического Труда и труженику тыла и т.д. Однако в ряде случаев не допускается повышение пенсий по сходным основаниям. Нельзя повышать пенсии: на 50% минимального размера пенсии по старости за военную службу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, если пенсия повышена на 100% такого минимального размера как участнику этой войны; на 50% - за работу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, если пенсия повышена на 50% за военную службу в эти же годы также не менее шести месяцев; на 50% - за работу или военную службу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, если пенсия повышена в связи с награждением медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
  Работа в годы Великой Отечественной войны, как и другие основания для повышения пенсии, требует соответствующих доказательств. В период этой войны трудились многие подростки и даже дети. Однако их трудовая деятельность зачастую не оформлялась документально, особенно работа в колхозах. Кроме того, за многие истекшие годы затерялись соответствующие документы о такой работе, как у граждан, так и в соответствующих организациях. Учитывая это, Президент РФ принял решение производить повышение пенсии гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 г. включительно, без истребования документов об их трудовой деятельности. Другими словами, работа в годы войны таких граждан презюмируется и не требует доказательств.
  Вполне очевидно, что подобное решение относится к компетенции парламента, а не Президента. Парламент, безусловно, согласился бы с предложением Президента максимально упростить процедуру повышения пенсии труженикам тыла. В то время указанное решение Президента вызвало серьезную критику, так как оно принималось сразу после принудительного роспуска Верховного Совета РФ и за два дня до избрания нового парламента.
 
  § 3. Два метода исчисления пенсий.
  Компенсационные выплаты и определение
  общей суммы пенсий
 
  Закон 1990 г. предусматривает два метода исчисления пенсии из заработка. Первый, действующий со времени принятия данного закона, - исчисление пенсии из индивидуального заработка, без какого-либо его ограничения, но с ограничением основного размера пенсии, подсчитанного на основе такого заработка в процентах к нему, определенным максимумом. Второй метод введен сравнительно недавно, 1 февраля 1998 г. Это исчисление пенсии из индивидуального заработка, но не выше чем из среднемесячного, сложившегося в стране и определяемого по особым правилам.
  Первый метод применяется при исчислении пенсии как по Закону 1990 г., так и по Закону 1993 г. Второй - используется при назначении пенсий лишь по Закону 1990 г. и не всем гражданам, а только тем, кто оставил трудовую деятельность.
 При назначении пенсий с использованием первого метода по Закону 1990 г. ко всем пенсиям, размеры которых исчислены по соответствующим правилам, устанавливается определенная компенсационная выплата. К настоящему времени сложилась довольно своеобразная правовая ситуация. Суть ее заключается в том, что размеры пенсий в процентах к заработку, их твердые, минимальные и максимальные размеры и правила исчисления определены законом, а компенсационная выплата, ее уровень и правила начисления регулируются не законом, а Указами Президента РФ.
  Применение первого метода в сочетании с целенаправленным сдерживанием и замораживанием минимального размера пенсии по старости, а это, как отмечалось, базовый размер, привело к резкому, беспрецедентному падению реального уровня пенсионного обеспечения.
  С конца 1993 г. государство фактически прекратило индексацию пенсий, назначенных по Закону 1990 г. К этому времени лишь за три последних месяца (август, сентябрь, октябрь) реальный уровень пенсионного обеспечения снизился почти вдвое и в дальнейшем продолжал стремительно снижаться.
  Сначала, с 1 ноября 1993 г., компенсационная выплата устанавливалась в одинаковом размере для всех пенсионеров, ее уровень определялся волевым порядком по "остаточному" принципу. С 1 мая 1996 г. введена так называемая дифференцированная компенсационная выплата. С 1 мая 2000 г. она составляет от 100 до 300 руб. в месяц, в зависимости от уровня пенсии. Гражданам, получающим пенсию в сумме, не превышающей 139 руб. 23 коп. в месяц, включая надбавки и повышения, устанавливается компенсация в размере 300 руб. в месяц; гражданам, получающим пенсию в сумме свыше 139 руб. 23 коп., но не более 339 руб. 23 коп., включая надбавки и повышения, - в размере, составляющем разницу между 439 руб. 23 коп. и суммой, получаемой ими пенсии; гражданам, получающим пенсию в сумме превышающей 339 руб. 23 коп. в месяц, включая надбавки и повышения, - в размере 100 руб. в месяц. Указанные суммы пенсий определяются без учета соответствующего районного коэффициента.
  Пенсионерам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсационная выплата производится с учетом соответствующего районного коэффициента (Указ Президента РФ от 15 апреля 2000 г.).
  С 1 августа 2000 г. указанный выше размер компенсационной выплаты повышен инвалидам III группы (кроме инвалидов с детства) и потерявшим одного из родителей детям, которым назначены специальные пенсии (см. п. "б" ст. 114 Закона 1990 г.), с тем чтобы сумма пенсии с учетом компенсационной выплаты составляла также не менее 439 руб. 23 коп. (без учета соответствующего районного коэффициента). Таким пенсионерам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к заработку, сумма компенсации, как и всем другим пенсионерам, определяется с учетом соответствующего районного коэффициента (Указ Президента РФ от 1 августа 2000 г.).
  Пенсионерам, которые вправе получать две пенсии (кроме инвалидов вследствие военной травмы), устанавливается одна компенсационная выплата исходя из общей суммы двух пенсий с учетом надбавок и повышений. Практически сумма компенсационной выплаты для них составляет 100 руб.
  Суть второго метода состоит в том, что основной размер пенсии определяется с учетом индивидуального коэффициента пенсионера. Такой коэффициент рассчитывается в два приема.
  Сначала исчисляется соотношение среднемесячного заработка конкретного пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране. Для этого среднемесячный заработок пенсионера делится на среднюю заработную плату в стране (периоды подсчета заработка должны теоретически совпадать). При этом предусмотрено два правила.
  Первое касается утверждения среднемесячной заработной платы в стране Правительством РФ по представлению Госкомстата РФ. Порядок расчета среднемесячной заработной платы за квартал для исчисления "и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" утвержден постановлением Минтруда от 4 апреля 2000 г. За I квартал 2000 г. правительство РФ утвердило среднемесячную заработную плату в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий в сумме 1257 руб. На этом уровне она утверждена и за II квартал 2000 г.
  Второе правило касается уровня допустимого соотношения среднего заработка пенсионера и среднего заработка в стране. По закону оно составляет 0,7. Однако Указом Президента РФ от 15 апреля 2000 г. его уровень повышен с 1 мая 2000 г. до 0,8, а Указом Президента РФ от 10 июля 2000 г. - с 1 августа 2000 г. до 0,95. Таким образом, компетенция устанавливать это соотношение перешла к Президенту РФ.
  Затем определяется размер пенсии в процентах к заработку, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа. При этом учитывается не общий трудового стаж, а страховой трудовой стаж, который исчисляется по иным, более жестким, правилам, чем общий трудовой стаж (об исчислении этого стажа см. § 4 гл. 6). В связи с тем что страховой стаж обычно меньше, чем общий, ниже и процентное отношение пенсии к среднемесячному заработку.
  После этого рассчитывается индивидуальный коэффициент пенсионера: размер пенсии, полагающийся пенсионеру в зависимости от продолжительности страхового стажа, умножается на соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, но не более, чем на 0,95 (с 1 августа 2000 г.). Индивидуальный коэффициент пенсионера для пенсии по старости при полном стаже колеблется, следовательно, от 52,25 % (при страховом стаже 25 и 20 лет соответственно у мужчин и женщин) до 71,25 % (при страховом стаже 45 и 40 лет и более также соответственно у мужчин и женщин), вместо 55-75% соотношения пенсии и заработка, предусмотренных в Законе 1990 г.
  Размер пенсии, исчисленный с применением индивидуального коэффициента, не ограничивается максимальным размером, установленным Законом 1990 г. Однако надо иметь в виду, что новый порядок практически косвенно предусматривает такой размер.
  К пенсиям, исчисленным с применением индивидуального коэффициента, компенсационная выплата не устанавливается.
  Размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента пенсионера, может оказаться ниже, чем размер пенсии, определенный по первому способу подсчета пенсии (например, в связи с тем, что страховой стаж значительно меньше, чем общий трудовой стаж). В таких случаях пенсионер вправе выбрать порядок исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента.
  В соответствии с Законом 1993 г. для исчисления пенсии используется лишь первый метод, т. е. пенсия исчисляется в определенном процентном отношении ко всему заработку и этот заработок не ограничивается каким-либо пределом. Напомним, что этим законом не установлены максимальные размеры пенсий и уровень пенсии, следовательно, зависит (при прочих равных условиях) лишь от величины заработка.
  Общая сумма пенсии определяется следующим образом: 1) подсчитывается основной размер пенсии; 2) если сумма пенсии (основной ее размер) не достигает минимального размера пенсии, то она повышается до этого размера, а если сумма пенсии превышает установленный максимальный размер пенсии, то она снижается до этого размера; 3) определяются размеры соответствующих надбавок к пенсии и надбавки присоединяются к основному размеру пенсии, подсчитанному с учетом минимального и максимального размеров пенсии; 4) общая сумма пенсии с надбавками повышается в установленном порядке; 5) к общей сумме, включая надбавки и повышение пенсии, прибавляется соответствующая сумма компенсационной выплаты.
  Возможны случаи, когда пенсия, исчисленная из заработка, не достигает минимального размера соответствующей пенсии. В таких случаях пенсия устанавливается обычно в минимальном размере. Для тех граждан, которые проживают в районах, где заработная плата определяется с учетом районных коэффициентов, установлено дополнительное правило: минимальный размер пенсии определяется для них с учетом районного коэффициента. Допустим, районный коэффициент в данной местности составляет 1,2 или 1,4. Соответственно и минимальный размер пенсии увеличивается на 20 и 40%. То же касается и социальных пенсий.
  В таком же порядке определяются и максимальные размеры трудовых пенсий: они повышаются с учетом установленного коэффициента к заработной плате. С 1 апреля 1998 г. предельный уровень коэффициента, установленный ранее (1,5), отменен. При выезде из указанных районов граждан, которым пенсия назначена в связи с длительной работой на Севере, на новое постоянное место жительства за ними сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяется максимальный размер пенсии, составляет 1,5.
  Напомним: какой порядок исчисления пенсии более выгоден, определяет обратившийся за пенсией с учетом указанных обстоятельств.
 
  § 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии
 
  Законом 1990 г. предусмотрены два случая перерасчета назначенной пенсии. Первый - перерасчет пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа, второй - в связи с увеличением заработка.
  Перерасчет пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа.
 Размер пенсии по старости в процентах к заработку зависит от длительности общего трудового стажа (см. § 7 гл. 9) - за каждый полный год такого стажа сверх необходимого для назначения пенсии размер пенсии увеличивается на 1% заработка. С учетом продолжительности общего трудового стажа определяется, как правило, и размер пенсии при неполном стаже. Длительность общего трудового стажа влияет также на минимальный и максимальный размеры пенсии.
  Многие пенсионеры после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность, их общий трудовой стаж в связи с этим увеличивается. Продолжая трудовую деятельность, пенсионер, которому установлена пенсия при неполном стаже, может приобрести достаточный трудовой стаж для установления пенсии при полном общем трудовом стаже.
  Законом предусмотрено два случая пересмотра пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа. По общему правилу, пенсия пересчитывается при увеличении общего трудового стажа на год или на большее число лет. Минимальная прибавка к имеющемуся стажу должна составить, следовательно, ровно год. Месяцы сверх полных лет не учитываются, они отбрасываются, даже когда до полного года недостает нескольких дней.
 Особый случай - это приобретение пенсионером, получающим пенсию при неполном стаже, достаточного стажа для назначения пенсии при полном стаже. В данном случае право на перерасчет пенсии возникает независимо от того, сколько времени проработал пенсионер после назначения ему пенсии при неполном общем трудовом стаже.
  Перерасчет пенсии производится по заявлению пенсионера. При этом для расчета пенсии может быть принят тот заработок, из которого она была исчислена ранее, либо заработок как при новом ее назначении (см. § 1).
  Перерасчет пенсии в связи с увеличением заработка. В период работы пенсионера после назначения пенсии заработок может оказаться выше, чем тот, из которого была начислена пенсия при ее назначении. При этом условии пенсия пересчитывается из среднемесячного заработка за работу после назначения пенсии. Он подсчитывается за 24 месяца работы подряд после назначения пенсии. Каждый последующий перерасчет производится не ранее чем через 24 месяца работы после предыдущего перерасчета.
 Для перерасчета пенсии вовсе не требуется, чтобы более высокий заработок был за каждый месяц работы. Важно, чтобы более высоким оказался именно среднемесячный заработок за указанные 24 месяца работы подряд.
  Размер пенсии при ее перерасчете определяется на общих основаниях (см. § 4). Пересчитывается пенсия с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами.
  От перерасчетов пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа или заработка следует отличать перерасчеты пенсий, которые производятся вследствие представления дополнительных документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до назначения пенсии, например представление дополнительных документов о стаже, заработке. В данном случае пенсия пересчитывается независимо от того, сколько времени прошло после ее назначения. Пересчет осуществляется с того же срока.
 
  § 5. Адаптация пенсионных выплат
 
 Слово "адаптация" (лат adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Адаптировать пенсионные выплаты - значит, приспосабливать их к изменяющимся условиям в жизни общества - изменившемуся уровню цен на потребительские товары и услуги, уровню других основных доходов населения, прежде всего оплаты труда наемных работников.
  Хорошие системы адаптации пенсионных выплат - достижение развитых стран, они являются основным средством корректировки фиксированных выплат, в том числе наиболее распространенных выплат - пенсий, пособий, стипендий, сохранения реальной ценности этих выплат и даже их повышения.
  В СССР адаптация пенсионных выплат практически не проводилась (лишь однажды в конце 40-х годов была введена небольшая надбавка к пенсии в связи с повышением цен на хлеб и некоторые другие продукты, она в народе именовалась "хлебной"). Между тем условия для нее имелись: цены на потребительские товары росли хотя и постепенно, но все же увеличивалась не только номинальная, но и реальная оплата труда занятого населения. В то же время установленные пенсии не повышались, кроме их минимальных размеров. Следовательно, снижался реальный уровень пенсионного обеспечения, увеличивался также разрыв в уровне доходов пенсионеров (а это почти исключительно пенсия) и тех, кто трудился.
  Закон 1990 г. впервые предусмотрел повышение "пенсий в связи с ростом стоимости жизни и оплаты труда" (ст. 7 в первоначальной ее редакции). Адаптация пенсий с учетом этих показателей установлена не во всех даже весьма благополучных странах. Это идеальная система. В ряде стран пенсии повышаются лишь в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. В этом случае жизненный уровень пенсионеров не снижается, но и не повышается. При повышении пенсии с учетом двух названных показателей гарантируется не только сохранение достигнутого уровня жизни, но и его повышение, если возрастает реальная оплата труда работающего населения, а это происходит в большинстве развитых стран. В данном случае не усугубляется разрыв в уровне жизни тех, кто оставил общественное производство, стал пенсионером, и тех, кто продолжает трудовую деятельность.
  Россия, таким образом, восприняла наиболее совершенный метод адаптации пенсионных выплат. Однако в дальнейшем от этого метода властные структуры практически полностью отказались.
  Некоторое время, до ноября 1993 г., в стране проводилась индексация пенсий, т. е. повышение всей суммы пенсии или ее основной части пропорционально росту цен на потребительские товары и услуги.
  В преддверии либерализации цен вводится правило, согласно которому пенсии в пределах до 1,5 их минимального размера повышаются при увеличении индекса цен на потребительские товары и услуги на 6% (Закон от 21 октября 1991 г. "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР"). Цель этого решения - предотвратить существенное снижение уровня жизни пенсионеров, поскольку оно уже прогнозировалось парламентом как неминуемое последствие либерализации цен.
  Первые итоги введения свободных цен на потребительские товары и услуга (начало 1992 г.) без какого-либо контроля за ними государства и предварительной подготовки привели не только к обесцениванию денежных накоплений населения, в том числе хранившихся в сберегательных банках (практически был ликвидирован внутренний долг государства населению), но и к обесцениванию текущих выплат, включая пенсии. Предписание закона о повышении пенсий, если индекс цен возрос на 6%, ни в то время, ни позднее так и не было выполнено исполнительной властью. Все это потребовало срочно пересмотреть систему защиты пенсий от инфляции.
  Законами вводится общее правило, согласно которому один раз в три месяца пересчитывается минимальный размер пенсии по старости (а это базовый размер) пропорционально росту цен, и на его основе в такой же степени повышаются все пенсии, включая надбавки к ним.
  Введен, таким образом, достаточно ясный и четкий правовой механизм для повышения всей суммы пенсии, восстановления ее покупательной способности, подорванной инфляцией, и, следовательно, сохранения достигнутого уровня жизни пенсионеров.
  Совсем не нужно принимать новые законы о повышении пенсии через каждые три месяца, поскольку должны "работать" уже принятые акты. Однако парламент принимал соответствующие постановления по данному вопросу, учитывая, что исполнительная власть без соответствующего его решения не исполняла законы. В таком порядке пенсии повышались несколько раз.
  Упраздненный 21 сентября 1993 г. Верховный Совет России, находясь в осаде, принял в конце сентября решение с 1 ноября 1993 г. повысить пенсии в 1,8 раза (индекс потребительских цен за истекшие три месяца). Руководствовался он законом, а вовсе не политическими мотивами. Однако это решение не было реализовано. С 1 ноября 1993 г. индексация пенсионных выплат, предусмотренная указанным законом, не проводилась.
  Идеализировать установленный законами и действующий почти два года порядок повышения пенсий в связи с инфляцией (повышение всех пенсий, включая надбавки к ним, через каждые три месяца с учетом роста цен) все же не следует. Главный его недостаток - существенное, нарастающее снижение реальной ценности пенсии в течение последующих трех месяцев, до очередной индексации. Вспомним, в 1992 - 1993 гг. за каждые три месяца цены увеличивались почти в два раза (1,9 или 1,8). Положение усугублялось почти повсеместной задержкой выплаты повышенной пенсии, главным образом из-за серьезных просчетов в организации деятельности Минсоцзащиты, недостаточного оснащения местных органов современными техническими средствами.
  С 1 ноября 1993 г. был изменен порядок корректировки' сумм пенсий в связи с ростом цен на потребительские товары: полная индексация всей суммы пенсии заменялась выплатой равной для всех пенсионеров одинаковой суммы - компенсацией. Такую замену осуществил Президент Указом от 27 октября 1993 г.169 Компенсационная выплата в небольшой сумме вводилась, как сказано в Указе, "в целях усиления социальной защищенности с учетом роста цен на потребительские товары и услуги". Причем действие названных выше законов, которые предусматривали полную индексацию, даже не приостанавливалось. Из буквального текста этих норм следовало, что необходимо провести индексацию пенсий, предусмотренную законами, и дополнительно выплачивать компенсацию согласно Указу. Только в этом случае достигалась бы поставленная цель - усилить социальную защищенность пенсионеров. При невыполнении законов, замене их Указом, достигалась противоположная цель: у всех пенсионеров, кроме тех, которые получали пенсию в минимальном размере и без надбавок, социальная защита (а это, прежде всего реальный уровень пенсии) резко снизилась (зачастую в 1,5-2 раза и более).
  Через три месяца, с 1 февраля 1994 г., размер компенсационной выплаты был повышен. Увеличилась пропорционально росту цен за три истекших месяца не сама пенсия вместе с надбавками и не вся сумма, выплачиваемая пенсионеру, т. е. пенсия плюс компенсация, а лишь сумма компенсации, введенная с 1 ноября 1993 г. Причем решение об этом принимает даже не Президент, а Правительство170.
  Указанные решения, принятые и осуществленные вопреки законам и Конституции РФ, практически подорвали весь механизм адаптации (приспособления) пенсионных выплат к повышению стоимости жизни, расстроили пенсионную систему России, отбросили подавляющее большинство пенсионеров за черту бедности. Напомним, что, согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ, в "Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". В приведенных же случаях ухудшилось положение около 35 млн. пенсионеров на основании актов Президента и Правительства, которые противоречили законам.
  В последующем, с мая 1994 г. и до февраля 1998 г., т. е. почти четыре года, компенсационные выплаты чередовались с неполной индексацией. Федеральным законом от 5 мая 1994 г. была изменена редакция ст. 7 Закона 1990 г., которая действовала до февраля 1998 г. Из текста статьи следовало лишь одно: пенсии не реже одного раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с ростом стоимости жизни. Новая редакция практически окончательно разрушила правовой механизм корректировки пенсии, заложенный в законах; вместе с тем она узаконила "компенсацию". Как в дальнейшем предполагается корректировать пенсию в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги? Когда будет проводиться индексация и в каком объеме, когда имеется в виду увеличить компенсацию? На эти вопросы ответа в Законе не содержалось.
  Впоследствии индексация проводилась нерегулярно, чередуясь с "компенсацией". Перерыв в корректировке пенсий достигал 17 месяцев (с мая 1996 г. по октябрь 1997 г.), хотя по закону индексация или компенсация должна была проводиться не реже одного раза в три месяца.
  В период многократного повышения цен на потребительские товары и услуги предпринимались попытки для переоценки "старого" заработка, из которого исчислены пенсии. В целом они не дали необходимого эффекта, так как коэффициенты рассчитывались практически под имеющиеся ресурсы Пенсионного фонда РФ, а не с учетом сдвигов в ценах. С 1995 г. "старые" заработки перестали пересчитываться.
  Теперь это уже история.
  С 1 февраля 1998 г. адаптация пенсий, назначаемых в соответствии с Законом 1990 г., кардинально изменена. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. дана новая редакция ст. 7 Закона. Она не только установила исчисление пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, но и ввела принципиально иную систему индексации пенсий.
  По этому закону пенсии подлежат индексации с учетом роста средней заработной платы в стране, которая определяется Правительством РФ. Средняя заработная плата устанавливается четыре раза в год (за каждый квартал календарного года). Соответственно пенсия пересчитывается с учетом средней заработной платы за первый квартал - с I мая, второй квартал - с 1 августа, третий квартал - с 1 ноября и четвертый квартал - с 1 февраля следующего года, т. е. спустя месяц после истечения соответствующего квартала, за который подсчитана средняя заработная плата.
  Увеличение пенсий осуществляется следующим образом: новый минимальный размер определяется путем умножения действующего размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы за соответствующий квартал; исходя из нового минимального размера определяется новый максимальный размер пенсии. Все пенсии, которые выше минимума (минимум пенсии по старости с 1 мая 2000 г. 139 руб. 23 коп.), повышаются на тот же индекс роста среднемесячной заработной платы, с учетом которого повышался минимальный размер пенсии, однако их размер ограничивается, естественно, новым уровнем максимального размера пенсии; после этого к пенсии прибавляется соответствующая компенсационная выплата.
  Так адаптируются пенсии, которые исчислены без учета индивидуального коэффициента. Те пенсии, которые исчислены с учетом индивидуального коэффициента, заново исчисляются по индивидуальному коэффициенту исходя из новой среднемесячной заработной платы, объявленной Правительством РФ.
  Нетрудно заметить, что уровень индексации всех пенсий полностью зависит теперь от того, какую среднемесячную заработную плату утвердит Правительство, т. е. от решения исполнительной, а не законодательной власти. Следует отметить, что рост заработной платы существенно отстает от роста цен на потребительские товары и услуги, главным образом в связи с резкими скачками цен в отдельные периоды. За два года (1998 - 1999) рост среднемесячной заработной платы в стране, определенной Правительством РФ для увеличения пенсий, составил 54%, а цены за тот же срок (с учетом их резкого рывка во второй половине 1998 г.) поднялись в несколько раз. Значит, уровень потребления пенсионеров резко упал - в гораздо большей степени, чем уровень потребления занятого населения. Другими словами, переориентация индексации пенсионных выплат на среднюю заработную плату в стране, определяемую Правительством РФ, не привела даже к сохранению достигнутого реального уровня пенсионного обеспечения, не говоря уже о его повышении.
  В целом можно сделать вывод, что проблема индексации пенсий в России еще не решена.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Каковы общие правила исчисления пенсий?
  2. Назовите случаи установления пенсии в твердом размере.
  3. За какие периоды может быть взят заработок (суммы денежного довольствия) для исчисления пенсии на основании разных нормативных актов?
  4. Каковы состав заработка, из которого исчисляются пенсии по Закону 1990 г., и общие правила Определения среднемесячного заработка?
  5. Какие два метода применяются для исчисления пенсий по Закону 1990г.?
  6. Каков круг лиц, для которых предусмотрены специальные правила исчисления заработка? В чем заключаются особенности исчисления заработка по этим правилам?
  7..Изложите правила исчисления пенсии, установленные для лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел.
  8. Перечислите случаи, когда допускается перерасчет ранее назначенных пенсий.
  9. Назовите категории получателей пенсий, которым пенсии могут быть дополнительно повышены. В каком порядке повышаются пенсии и на сколько?
  10.Что такое адаптация пенсионных выплат и какие ее способы применялись в России ранее и применяются в настоящее время?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 15. Обращение за пенсией,
  ее назначение и перерасчет
 
  § 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение
 
  В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Ранее им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы: Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют "свои" пенсионные органы, увеличилось.
  Так как единую федеральную систему государственных пенсий в России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной: не удалось создать единую систему управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах органы Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, Минюста, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.
  Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.
  Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты населения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г., определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим же Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерство труда и социального развития. Прекратило существование одно из старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозникам, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категориям граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом и Минсобесом, а в последнее время - Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа - организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.
  Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы "своих" пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.
  Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей - пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.
  Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь "социальное развитие" - это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.
  Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, "обычные" пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Там, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах - в городах, районах - имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.
 
  § 2. Обращение за пенсией, документы,
  необходимые для ее назначения
 
  Согласно Закону 1990 г., правила обращения за пенсией, ее назначения и выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, который определяет Правительство РФ. Все это процедурные вопросы, связанные с реализацией имеющегося права. Ведь не так уж важно, в какой орган следует обратиться за пенсией, как принимается решение и как оно оформляется, какая ведется пенсионная документация и т.д. Указанные вопросы вполне может разрешить Правительство либо, по его поручению, соответствующее ведомство. Так было всегда в нашей стране и ранее. Важно другое: в каком размере устанавливается пенсия, может ли она гарантировать достойную жизнь?
  Минсоцзащиты издало несколько актов (они называются по-разному), касающихся указанных вопросов. Некоторые из них изданы совместно или по согласованию с другими ведомствами. Они регулируют правила обращения за пенсией, представления к ее назначению и оформления соответствующих документов.
  Заявление о назначении трудовой пенсии работающими гражданами, а также членами их семей для назначения пенсии по случаю потери кормильца подается на практике через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы гражданина. Это облегчает процедуру оформления пенсии. При желании указанные граждане могут обратиться за пенсией непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства.
  Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.
 Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.
  Какие документы необходимы для назначения пенсии? Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже, а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.
  Есть несколько общих правил, которые касаются документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства (юридические факты).
  Во всех случаях обращающийся за пенсией (независимо от ее вида) должен предъявить паспорт, удостоверяющий его личность и место жительства заявителя (либо иной подобный документ). Паспорт подтверждает и возраст. В отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, документом, удостоверяющим их возраст, является свидетельство о рождении. Возраст умершего кормильца определяется на основании свидетельства о смерти или иного документа, содержащего необходимые сведения (если возраст не указан в свидетельстве о смерти).
  Факт смерти, ее причина и дата устанавливаются на основании свидетельства о смерти, выданного органом записи актов гражданского состояния, а в отношении военнослужащих, смерть которых наступила в период прохождения военной службы, - соответствующего документа, полученного от воинской части, районного (городского) военного комиссариата, Министерства обороны СССР или Российской Федерации, госпиталя или иного военного учреждения. В тех случаях, когда кормилец умер по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы (из органов внутренних дел) и смерть его наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, орган социальной защиты населения прилагает также выписку из заключения органа медико-социальной экспертизы о причине смерти. Безвестное отсутствие гражданина подтверждается решением суда.
  Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или соответствующим пенсионным органом (органом социальной защиты населения и т.д.).
  Изъятие из этого общего правила предусмотрено для документов о трудовом стаже - они представляются только в подлинниках 171. По установившейся практике в подлинниках представляются и некоторые иные документы - справки о заработке, справки о составе семьи умершего кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.
  Подготовка и представление документов для назначения пенсии. В связи с тем, что работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через администрацию организации, где они трудятся, вся работа по подготовке, в том числе предварительной, документов, необходимых для оформления пенсии, и представления обратившегося за пенсией к ее назначению возлагается на администрацию.
 На практике в начале каждого года составляется список всех работающих, которые в следующем году достигнут пенсионного возраста. В этот список включаются все работники данного предприятия, приобретающие право на пенсию как на общих основаниях, так и при пониженном пенсионном возрасте. Списки составляются в хронологическом порядке, в зависимости от даты рождения работника. Обычно в них указываются: фамилия, имя, отчество работника; год, месяц и день рождения; наименование структурного подразделения (организация, где он работает); должность (профессия); основания назначения пенсии; общий трудовой стаж, подтвержденный документами; специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости при пониженном возрасте или на пенсию за выслугу лет. При необходимости принимаются меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях - по розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы 172.
  На основе всех собранных документов администрация организации оформляет "Представление к назначению пенсии". Его форма утверждена Минсоцзащиты совместно с Минтрудом. Не позднее чем за 10 дней до достижения работником пенсионного возраста рекомендуется напомнить ему о возникновении права на пенсию.
  Поданное заявление о назначении пенсии подлежит регистрации. В течение 10 дней со дня поступления заявления администрация обязана завершить оформление всех необходимых документов, а также "Представления", ознакомить с ним работника (под расписку) и в тот же срок передать все необходимые документы вместе с поданным заявлением и "Представлением" в орган социальной защиты населения. Администрация обязана это сделать и в том случае, если собраны не все необходимые документы (их можно представить позднее).
  При отказе в представлении к назначению пенсии (такие случаи крайне редки) работнику сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации, он вправе подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган социальной защиты населения.
  Граждане, которым пенсия, доплата к ней, ежемесячное денежное содержание или другая подобная выплата назначается другими органами, подают заявления в эти органы.
 
  § 3. Назначение пенсии.
  Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия
 
  Назначается пенсия соответствующим пенсионным органом (органом социальной защиты населения) после поступления заявления и всех необходимых документов.
  Поступившее заявление, в соответствующих случаях вместе с "Представлением", регистрируется и заявителю выдается расписка, в которой указывается дата поступления заявления, а также отмечаются полученные и недостающие документы. Регистрация даты (дня) обращения имеет юридическое значение, учитывая, что пенсия назначается обычно со дня обращения или даже ранее этого дня.
  Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается и регистрируется в таком же порядке по месту нахождения пенсионного дела заявителя.
  Орган, принявший заявление, обязан при необходимости оказывать содействие в получении документов, недостающих для назначения пенсии, давать разъяснения и справки по вопросам пенсионного обеспечения.
  Не позднее 10 дней после поступления всех необходимых для назначения пенсии документов соответствующий орган должен оформить расчет пенсии (включая подсчет среднемесячного заработка и трудового стажа), сформировать пенсионное дело и принять решение о назначении или об отказе в назначении пенсии. Заявление о перерасчете пенсий, о переводе с одной пенсии на другую и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии рассматривается в пятидневный срок.
  В случае отказа заявителю не позднее пяти дней после вынесения соответствующего решения выдается извещение о принятом решении с указанием причины отказа и порядка обжалования. Одновременно возвращаются все представленные документы.
  Как правило, пенсия назначается со дня обращения за ней, если не установлено иное. Это касается всех видов трудовых пенсий - по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также социальных пенсий. Иногда пенсия назначается не со дня обращения, а с более раннего срока. Однако и в таких случаях день обращения за пенсией имеет юридическое значение.
  Какой же день считается днем обращения за пенсией, с которого обычно назначается пенсия? Это тот день, когда подано заявление о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.
  Минсоцзащиты традиционно ограничительно истолковало данное правило. Оно установило, что днем обращения за пенсией считается не день подачи заявления о назначении пенсии, а день приема такого заявления органом социальной защиты населения. Это верно, если заявления подаются непосредственно в данный орган. Однако работающие подают заявление администрации организации, где они трудятся, а администрация затем передает его вместе с документами и своим "Представлением" в орган социальной защиты населения. Таким образом, между днем подачи заявления и днем передачи администрацией заявления и документов в орган социальной защиты населения проходит определенное время. Пенсия назначается в таких случаях не со дня подачи заявления, как того требует закон, а со дня его передачи в указанный орган.
  Почему установлено подобное ограничительное правило? Оно заимствовано из советского прошлого. В то время днем обращения действительно считался день приема органом социальной защиты населения "Представления" администрации или заявления. Теперь днем обращения считается день подачи заявления о назначении пенсии.
  При направлении заявления и документов по почте днем обращения считается дата их отправления. Она определяется по штемпелю почтового отделения, которое приняло соответствующее отправление.
  На практике пересылка заявления и документов по почте почти не применяется главным образом потому, что они могут затеряться; восстановить же их подчас трудно, а иногда даже невозможно. Кроме того, в органах социальной защиты населения осуществляется сверка выписок из паспорта и трудовой книжки с подлинниками, т. е. с паспортом и трудовой книжкой, которые затем возвращаются. Учитывая это, заявление и "Представление" администрации с соответствующими документами передаются в орган социальной защиты лично гражданином, обратившимся за пенсией, либо представителем организации.
  Образец (бланк) заявления о назначении пенсии имеется в организациях, которые представляют работающих граждан к пенсии; есть он и в органах социальной защиты населения.
  Текст заявления, составленный по образцу, напоминает будущему пенсионеру о его правах и обязанностях: о возможности получать, как правило, лишь одну государственную пенсию по своему выбору, об обязанности извещать орган, который выплачивает пенсию, обо всех обстоятельствах, влекущих уменьшение размера пенсии либо приостановку ее выплаты, и т.д. Заполнение заявления по рекомендованной форме исключает также случаи, когда обращающийся за пенсией не приводит сведения, имеющие значение при разрешении его пенсионного вопроса (данные о нетрудоспособных иждивенцах, на которых начисляется надбавка, и др.).
  В связи с тем что днем обращения за пенсией считается на практике, вопреки закону, день приема "Представления" организации со всеми документами органом социальной защиты населения, а не день подачи заявления о назначении пенсии, любая задержка передачи "Представления" с документами в орган социальной защиты населения практически отодвигает срок, с которого назначается пенсия. Надо иметь в виду, что граждане могут потребовать возмещения причиненного вреда, связанного с задержкой назначения им пенсии по вине организации.
  Поскольку нередко собрать полностью все необходимые для назначения пенсии документы вовремя не удается, Закон предусматривает возможность обратиться за пенсией, т. е. подать заявление о ее назначении, приложив к заявлению лишь часть необходимых документов. В таких случаях орган, принявший заявление с частью документов, обязан дать обратившемуся за пенсией разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Разъяснение, как правило, дается в расписке, выдаваемой в подтверждение поступления заявления с частью документов. Если недостающие документы представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день подачи заявления с частью документов.
  В трех случаях пенсия назначается ранее дня обращения за ней. Это касается лишь трудовых пенсий, социальная же пенсия всегда назначается со дня обращения за ней.
  1. Закон 1990 г. ввел новое правило, согласно которому пенсия по старости (как и пенсия за выслугу лет) назначается со дня прекращения работы, если обращение за ней последовало не позднее месяца с этого дня. Причина оставления работы значения не имеет.
  Это правило установлено для того, чтобы не было перерыва в получении источника средств к существованию, когда оплата труда заменяется пенсионным обеспечением. Вместе с тем оно дает возможность без излишней спешки оформить пенсию, если по каким-либо причинам она не была назначена до прекращения трудовой деятельности.
  2. Инвалидность устанавливается в связи с тяжелым и, как правило, длительным заболеванием. Зачастую со дня установления инвалидности и до дня обращения за пенсией проходит определенное время. Причины задержки обращения за пенсией по инвалидности могут быть самые разные (тяжелая болезнь и продолжение лечения, глубокое переживание в связи с утратой трудоспособности, осложнения в семейной жизни и т.д.). С учетом возможности задержки обращения за пенсией по инвалидности и необходимости материальной поддержки инвалидов предусмотрено, что пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Днем установления инвалидности считается тот день, в который вынесено соответствующее решение органа медико-социальной экспертизы. Если освидетельствование проводилось несколько дней (в этом случае указывается дата начала и дата окончания освидетельствования), то днем установления инвалидности считается дата начала освидетельствования. При этом причина инвалидности и ее группа не имеют значения.
  3. Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти кормильца. В отношении пенсии по случаю потери кормильца установлено еще одно правило, которое практически исключает назначение пенсии со дня обращения за ней: при обращении за пенсией по истечении 12 месяцев со дня смерти кормильца она назначается на год раньше того дня, когда последовало обращение.
  Во всех указанных случаях пенсия устанавливается не ранее, чем со дня возникновения права на нее, например не ранее достижения пенсионного возраста, рождения ребенка, потерявшего кормильца.
  Что касается перевода с одной пенсии на другую, то он осуществляется со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
  Размер пенсии часто подлежит изменению в связи с рядом обстоятельств. Он может увеличиваться или, наоборот, уменьшаться. Пенсионер, имеющий право на иную пенсию, вправе перейти с одной пенсии на другую и т.д.
  С какого срока пересчитывается назначенная пенсия? При возникновении права на повышение пенсии размер пенсии изменяется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами. Наиболее часто встречающиеся случаи повышения пенсии - это перерасчет пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа, с увеличением заработка, возникновением права на установление к пенсии соответствующих надбавок и права на повышение пенсии.
  В таком же порядке пересчитывается назначенная пенсия при представлении дополнительных документов, дающих право на повышение пенсии (например, документов о трудовом стаже, о заработке), которые не были представлены к тому времени, когда устанавливалась пенсия.
 При наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, размер пенсии изменяется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
  Особое правило установлено в отношении пенсий по случаю потери кормильца. Число членов семьи может меняться по различным причинам, например в связи с тем, что один из детей, на которых установлена пенсия, достиг 18 лет либо ребенок умершего кормильца в возрасте от 18 до 23 лет поступил на очное отделение профессионального учебного заведения и т.д.
  Во всех этих случаях, независимо от того, увеличивается или уменьшается число членов семьи, пенсия пересматривается по числу членов семьи, имеющих право на ее получение, с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии.
  Так же решается вопрос о сроке прекращения выплаты пенсии, если наступили обстоятельства, влекущие прекращение ее выплаты. Выше указывались правила, касающиеся обращения за пенсией и срока, с которого назначается пенсия, установленные Законом 1990 г. Ряд этих правил содержится и в Законе 1993 г. (о дне обращения за пенсией, о сроке перерасчета назначенной пенсии, сроке рассмотрения заявления о назначении пенсии и др.). Что касается срока, с которого назначаются пенсии по этому закону, то общее правило здесь несколько иное: пенсия обычно назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, по который выплачено довольствие при увольнении. Вместе с тем законом определены случаи, когда пенсия устанавливается с более поздних сроков. Так, при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы пенсия назначается со дня установления инвалидности. При этом при задержке обращения пенсия назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. В какие органы и в каком порядке следует обращаться за назначением пенсии?
  2. Какие документы необходимо представить для назначения пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии?
  3. С какого срока назначается и пересчитывается пенсия?
  4. Какой день считается днем обращения за пенсией?
  5. В каких случаях пенсия назначается с более раннего срока, чем со дня обращения за ней?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 16. Выплата пенсии
 
  § 1. Общие правила выплаты государственной пенсии
 
 Общие правила выплаты государственной пенсии относятся ко всем видам пенсий, независимо от того, на основании какого нормативного правового акта они установлены. Все такие правила обычно определены законом, подзаконные акты (постановления Правительства, ведомственные инструкции и т.п.) не могут их изменять, они, следовательно, незыблемы до изменения закона.
  Другое дело - организация выплаты пенсий: правила организации выплаты пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако есть правила, которые относятся к общим, традиционно сложившимся в нашей стране.
  Итак, какие же правила относятся к общим? Их несколько.
  1. Государственная пенсия налогом не облагается - это предусмотрено в Законе 1990 г. (ст. 9). В нашей стране налогом традиционно не облагаются все государственные пенсии. Налоги не взимаются, следовательно, и с пенсий, которые выплачиваются, например, в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Как известно, государственные пенсии выплачиваются не только на основании законов, но и на основании иных нормативных актов (это, как отмечалось, не согласуется с Конституцией Российской Федерации, но все же имеет место). Такие пенсии также не облагаются налогом.
  К пенсиям, которые установлены в соответствии с Законом 1990 г., с ноября 1993 г. выплачиваются соответствующие компенсации, размер которых периодически пересматривается. Сумма компенсации не является составной частью пенсии, она выплачивается сверх пенсии, исчисленной по установленным правилам, вместе с надбавками и повышением пенсии в соответствующих случаях. Компенсация - это дополнительная выплата к пенсии, но не сама пенсия. По установившейся практике сумма компенсации не облагается налогом. Другими словами, пенсия и компенсация рассматриваются на практике как единая пенсионная выплата. Доплаты к пенсии устанавливаются некоторым пенсионерам (государственным служащим, отдельным гражданам за особые заслуги). Они также не облагаются налогом.
  2. Государственная пенсия выплачивается за текущий месяц. Это правило закреплено в Законах 1990 г. и 1993 г. потому, что пенсия для подавляющего большинства пенсионеров, в том числе почти для всех неработающих пенсионеров, является основным источником их доходов.
  Таким образом, правила выплаты пенсий отличаются от правил выплаты заработка, который выплачивается обычно после того, как он заработан, т. е. по истечении определенного периода трудовой деятельности.
  Данное предписание закона в недалеком прошлом нарушалось во многих регионах. Причины - недостаток средств, который образовывался вследствие задержки уплаты страховых взносов организациями, несвоевременного перечисления средств из федерального бюджета, нецелевого расходования средств Пенсионного фонда России и т.д. Задержка выплаты пенсий - беспрецедентное явление в практике пенсионного обеспечения цивилизованных стран. Последствия этого драматические: усугубление нищеты, увеличение заболеваемости и смертности среди пенсионеров.
  Норма о том, что пенсии выплачиваются за текущий месяц, содержится не во всех федеральных актах, регулирующих отношения по пенсионному обеспечению. На практике данное правило применяется, при выплате всех государственных пенсий.
  3. Доставка и пересылка пенсии осуществляются за счет государства, что также предусмотрено Законами 1990 г. и 1993 г. Следовательно, все расходы, связанные с доставкой и пересылкой пенсий, должны производиться за счет федерального бюджета. К сожалению, данное правило не всегда соблюдается в связи с тем, что возмещение Пенсионному фонду РФ расходов, произведенных им на эти цели, задерживается.
 4. Пенсия выплачивается по месту жительства пенсионера по поручению соответствующего пенсионного органа через предприятие связи с доставкой ее на дом либо путем зачисления пенсии на расчетный счет пенсионера в банке. Это также традиционное правило, оно закреплено в Законе 1993 г. и соответствующих подзаконных актах, касающихся Закона 1990 г.
  Пенсия доставляется на дом пенсионеру ежемесячно в определенный день. Если по каким-либо причинам пенсионер не получил пенсию (например, в день доставки пенсии его не было дома), он может; получить пенсию в отделении связи, которое доставляло пенсию. По желанию пенсионера пенсия переводится соответствующим пенсионным органом на расчетный счет пенсионера в соответствующем отделении банка по месту его жительства. Для этого пенсионер подает заявление в указанный орган по месту своего жительства,
  Перечисленные общие правила выплаты пенсии касаются всех пенсионных выплат: пенсий, компенсаций, доплат к пенсиям, и т. д. В некоторых других странах они иные. Кстати, государство не берет обычно на себя расходы, связанные с доставкой и пересылкой пенсии, эти расходы осуществляются за счет соответствующих страховых фондов; не так уж редко пенсия включается в общий доход, облагаемый налогом, и т.д.
  Особые правила выплаты пенсий в отдельных случаях также установлены соответствующими законами. Таких случаев четыре.
  1. Выплата пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении.
  Полным государственным обеспечением считается предоставление бесплатного питания, одежды и жилья (по прошлой терминологии - обмундирования, общежития). Если какой-либо вид указанного обеспечения не предоставляется либо предоставляется не в полном объеме, то пенсия выплачивается в полной сумме.
  Установлены два различных правила выплаты пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении. Первое касается детей, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, а второе - других детей. По законодательству, которое действовало ранее, детям, находившимся на полном государственном содержании, пенсия не назначалась, а выплата ранее назначенной пенсии приостанавливалась на все время нахождения на полном государственном содержании. Теперь пенсия таким детям назначается и часть ее выплачивается. Почему? Ведь они в этот период обеспечиваются всем необходимым и стоимость их содержания значительно выше, чем пенсия. Цель выплаты пенсии - обеспечить материальный достаток в первый период после того, как ребенок оставит соответствующее учреждение, где он находился на полном государственном обеспечении.
  Более льготные условия выплаты пенсии предусмотрены для детей, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери (круглых сирот). За период нахождения таких детей на полном государственном содержании им выплачивается 50% пенсии. Всем другим детям, обеспечиваемым пенсией по случаю потери кормильца, выплачивается 25%. При этом учитывается вся сумма пенсии, включая повышение ее и компенсационную выплату к пенсии.
  Остальная часть пенсии (соответственно 50 и 75%, т. е. разница между назначенной пенсией и полагающейся к выплате детям) перечисляется на счета детских учреждений, если пенсия назначена по Закону 1990 г. (при назначении пенсии по Закону 1993 г. перечисление остающейся части пенсии на счета детского учреждения не производится). Данное решение весьма спорно, оно не согласуется с ГК. Ведь доход в виде пенсии - это собственность, а принудительное изъятие собственности не допускается. Надо также учитывать, что подобное изъятие и передача изымаемых сумм на счета детских учреждений не дает оснований считать детей находящимися на полном государственном обеспечении.
  2. Выплата пенсий за время пребывания пенсионера в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
  Правила выплаты зависят от того, по какому закону назначена пенсия. Всем пенсионерам, проживающим в таких учреждениях, которым пенсия назначена по Закону 1990 г., выплачивается 25% назначенной пенсии. При этом учитывается вся сумма пенсии, включая надбавки к ней, повышение ее и компенсационную выплату к пенсии.
  Если у пенсионера, проживающего в указанных учреждениях, имеются нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивении, то помимо выплаты 25% пенсии самому пенсионеру, им выплачивается: четверть пенсии на одного члена семьи, одна треть пенсии на двух членов семьи и половина пенсии на трех и более членов семьи.
  В указанных частях выплачивается пенсия не только на несовершеннолетних детей пенсионера, но и на других нетрудоспособных членов семьи пенсионера, например на нетрудоспособных родителей и супруга (по семейному законодательству размер алиментов, взыскиваемых на содержание указанных членов семьи, определяется судом исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно).
  Что касается разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии, то она направляется в стационарное учреждение социального обслуживания, где проживает пенсионер. Эти средства зачисляются на счет таких учреждений сверх бюджетных ассигнований и направляются на укрепление их материально-технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов.
  Таким образом, часть пенсии граждан, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, используется на их содержание в этих учреждениях.
  Данное правило (оно введено с 1996 г.) также не согласуется с ГК, согласно которому пенсия, как уже отмечалось, рассматривается как доход и потому причитающаяся сумма пенсии не может изыматься принудительно, как и всякое иное имущество.
  В настоящее время сумма пенсии, как правило, не превышает стоимости содержания в стационарном учреждении социального обслуживания. В связи с этим споров по данному вопросу не возникает.
  Пенсии, назначенные в соответствии с Законом 1993 г., за время пребывания граждан в указанных учреждениях выплачиваются иначе. Главное отличие состоит в том, что таким пенсионерам гарантируется выплата указанной выше разницы, если стоимость их содержания в учреждении ниже суммы пенсии.
  Совершенно очевидно, что правила выплаты пенсии за время проживания пенсионера в стационарном учреждении социального обслуживания не должны отличаться в зависимости от того, по какому закону назначена пенсия. Они должны быть равными для всех пенсионеров.
  3. Выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно.
  Правила выплаты пенсии, не полученной пенсионером своевременно, различаются в зависимости от причин, по которым она не была выплачена.
  Общее правило таково: суммы назначенной пенсии выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за пенсией. Трехлетний срок соответствует общему сроку исковой давности, принятому в гражданском законодательстве (см. ст. 195 ГК РФ).
  Это правило применяется во всех случаях, кроме невыплаты сумм пенсии по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию. Подчеркнем: в данном случае речь идет о выплате за прошлое время сумм назначенной пенсии.

<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу