<< Пред.           стр. 13 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы. Утв. Пост. Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. //СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5698.
  Постановление Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. № 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. "О доплате к государственной пенсии лицам, замещающим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР" //СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5699.
  Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной денежной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР. Утв. Пост. Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. //СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5699.
  Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. "О реализации социальных гарантий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, установленных Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. №16. Ст. 1711.
  Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за I квартал 2000 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2000 г." // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1872.
  Постановление Правительства РФ от 14 июля 2000 г. "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за II квартал 2000 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 августа 2000 г." // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3104.
  Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. "По делу по проверке конституционности статьи 124 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г. Г. Ардерихина, Н. Г. Попкова, Г. А. Бобырева, Н.В. Коцюбки" // СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4110.
  Разъяснение Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 781 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" // Бюлл. Минтруда. 1996. № 11. С. 51.
  Разъяснение Минтруда РФ от 29 декабря 1999 г. "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"" // Бюлл. Минтруда. 2000. № 2.
  Разъяснение Минтруда РФ от 6 января 2000 г. "О порядке применения статьи 46 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"" // Бюлл. Минтруда. 2000. № 4.
  Разъяснение Минтруда РФ от 7 февраля 2000 г. "О порядке пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии были установлены с учетом единых районных коэффициентов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации" // Бюлл. Минтруда. 2000. №4.
  Порядок расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Утв. Пост. Минтруда от 4 апреля 2000 г. // РГ. 2000. 12 апр.
  Разъяснение Минтруда РФ от 26 апреля 2000 г. "О порядке применения пункта "б" части второй статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"" // Бюлл. Минтруда. 2000. №6.
  Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях. Утв. пост. Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. (с поел. изм. и доп.) // Пенсионное законодательство. М., 1996. С. 65.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Раздел III. Социальные пособия,
  компенсационные выплаты, обеспечение
  по страхованию пострадавших на производстве и их семей
 
  Глава 18. Социальные пособия
 
  § 1. Понятие пособий и их виды
 
  В нашей стране пособия зародились вместе с пенсиями в недрах государственного социального страхования, введенного для наемных работников (вторая половина 20-х годов XX в.). Постепенно система пособий охватила другие категории граждан, для их выплаты стали привлекаться средства не только государственного социального страхования, но и государственного бюджета, централизованного фонда социального обеспечения колхозников.
  К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться "социальными". Их арсенал пополнился в последние годы весьма значимыми новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособие по безработице, ряд компенсационных выплат. В то же время отдельные пособия перестали существовать как самостоятельные виды, они "растворились" в системе других пособий. К ним относятся, в частности, пособия многодетным и одиноким матерям.
  Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат, исчезновение старых видов пособий обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
  Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется ныне на основании Федеральных законов, законов субъектов Федерации. Это соответствует Конституции РФ, согласно которой социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39). Исключение составляет пособие по временной нетрудоспособности: в данном случае применяется пока законодательство СССР.
  Социальное пособие, как и пенсия, является денежной формой обеспечения. Оно предоставляется гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальное пособие и пенсия различаются в основном по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же - всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств - рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное - они, как правило, являются основным и, что уже неоднократно подчеркивалось, подчас единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия - на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.
  Некоторые основания для обеспечения граждан соответствующими пособиями предусмотрены Конституцией РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение, например, в случае болезни, для воспитания детей (п. 1 ст. 39), под защитой государства находится материнство (ч. 1 ст. 38), каждый имеет право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37). В то же время в Конституции РФ указано, что каждому "гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом" (п. 1 ст. 39). Такие случаи - рождение ребенка, смерть члена семьи и т.д.
  По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий. В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие на ребенка; пособие на погребение; пособие по безработице. Всего восемь социальных пособий, помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством (см. гл. 21).
  С учетом изложенного можно дать следующее определение социальных пособий: это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.
 
  § 2. Классификация пособий и методы определения их размеров
 
  Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления.
  Одним из них является классификация социальных пособий по их целевому назначению. В данном случае выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств. К числу первых относятся, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице, а к числу вторых - пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка.
  Другим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие на ребенка, его размер определяется в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц; единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; его размер определяется в твердой сумме и выплачивается оно единовременно. Иногда выделяют периодические пособия: они устанавливаются на определенный период - период временной нетрудоспособности и т.д.
  Вполне правомерна классификация социальных пособий и по ряду иных критериев. В зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия, различают, например, пособия, выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований. В зависимости от контингента граждан - получателей пособий различают, к примеру, пособия для всех и пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения. Так, пособие по временной нетрудоспособности наемным работникам выплачивается за счет средств государственного социального страхования, а такое же пособие гражданам, проходящим военную и некоторую другую службу, - за счет бюджетных ассигнований; пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка - пособия для всех, а пособие по беременности и родам - для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу (военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д.).
  Для учебных целей представляется целесообразной классификация пособий по смешанным критериям: по видам пособий и их целевому предназначению и значимости. По первому критерию выделяются пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице, а по второму - пособия, иные денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством. В таком порядке они излагаются в настоящем учебнике.
  Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, - за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.
  Есть "скрытые" пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу. Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины и пособиями по беременности и родам. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.
  Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.
  Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей. Первое правило касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
  Второе правило предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
  Третье правило устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
  Четвертое правило устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.
  Помимо социальных пособий, граждане получают различные компенсационные выплаты, некоторые из них предназначены детям и семьям с детьми. Они рассматриваются в отдельной главе этого раздела.
  Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, которым по установившейся в стране практике признается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Этот социальный стандарт уже давно потерял свое предназначение. Минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума, подсчитанного по самым низким оценкам, более чем в 10 раз. Он превращен в своеобразный расчетный показатель, снижающий реальный уровень, в частности, всех социальных выплат, в том числе многих пособий и компенсаций. Реальная ценность всех пособий и компенсационных выплат, которые исчисляются на основе законсервированного и крайне низкого минимального размера оплаты труда, в условиях постоянного роста цен на потребительские товары и услуги постоянно снижается. В последнее время предпринимаются попытки переориентировать порядок определения размеров некоторых социальных выплат на другой социальный стандарт - прожиточный минимум как определенную базовую сумму, однако без увеличения их уровня.
  Федеральным законом от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий и других социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., а с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Правительству РФ предложено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим Указом. Соответствующие изменения в законы внесены Федеральным Законом от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". В этой части он вступил в действие с 1 января 2001 г.
 
 Контрольные вопросы:
  1. Что понимается под пособием? Каковы признаки, отличающие данную выплату от иных выплат по системе социального обеспечения?
  2 ..Назовите критерии, по которым классифицируются пособия.
  3. .Укажите виды пособий: а) ежемесячных; б) периодических; в) единовременных.
  4. Какие виды пособий предоставляются в порядке обязательного социального страхования?
  5. .Какие виды пособий выплачиваются за счет бюджетных ассигнований?
  6. .Какие пособия установлены для всех граждан, а какие для определенных категорий граждан?
  7. Каковы основные обязанности получателей пособия?
  8. Какие применяются методы определения размеров пособий, в чем их недостатки?.
  9. Какие установлены сроки для обращения за пособиями?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности
 
  § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие
  по временной нетрудоспособности
 
  Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т. е. на основании трудового договора (контракта), и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающих граждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, адвокаты, состоящие членами коллегий адвокатов, члены старательских артелей, члены различных кооперативов. Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием. На выплату этого традиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75 %) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования.
  Право на пособие в связи с временной нетрудоспособностью предоставлено также гражданам, имеющим статус безработных. Пособие выплачивается им за счет средств Фонда занятости РФ, а не за счет средств Фонда социального страхования РФ. Учитывая это, пособие по временной нетрудоспособности безработных рассматривается особо, вместе с пособием по безработице (см. гл.20).
  Пособие по временной нетрудоспособности - первое, наиболее раннее пособие, установленное для наемных работников, гарантирующее их социальное обеспечение при заболевании (травме), влекущем необходимость прекращения работы на определенное время. Оно введено раньше, чем другие виды пособий и пенсии для застрахованных. Такие пособия есть во всех развитых странах, зародились они на рубеже XIX и XX столетий, в том числе в России в начале XX в.
  В СССР существовала достаточно зрелая система обеспечения пособием по временной нетрудоспособности наемных работников. Она сохранилась практически без изменений и в Российской Федерации после распада СССР. Условия назначения данного пособия, определение его размеров, порядок выплаты регулируются Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г.185 Им утверждены Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. В его развитие Президиум ВЦСПС 12 ноября 1984 г. утвердил Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, нормы которого с последующими изменениями и дополнениями применяются до настоящего времени и, очевидно, будут действовать до принятия соответствующего российского закона.
  Право на получение пособия имеют все граждане, если их временная нетрудоспособность наступила в период работы, включая и время испытания. Периодом работы считается все то время, в течение которого работник состоит в трудовом правоотношении, - с первого дня фактического начала работы и по день увольнения включительно. Днем увольнения признается последний день работы, за который начислена заработная плата. В порядке исключения из общего правила пособие выдается, когда нетрудоспособность наступила до начала работы или после увольнения, в следующих случаях.
  При наступлении временной нетрудоспособности до начала работы, но в пути к месту работы пособие выдается: если работник за время следования к месту работы имел право на заработную плату, суточные или оплату расходов по переезду; если работник направлен на работу в установленном порядке после окончания начального, среднего или высшего профессионального учебного заведения, аспирантуры или клинической ординатуры. В указанных случаях пособие выдается с того дня, с которого работник должен был приступить к работе.
  При наступлении временной нетрудоспособности после увольнения пособие выдается, если: нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения; увольнение обусловлено уважительными причинами и временная нетрудоспособность продолжалась свыше календарного месяца. К числу уважительных причин относится и увольнение по собственному желанию, например в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи, в связи с переездом в другую местность, болезнью самого работника, зачислением его в учебное заведение и т.д. Причина увольнения по собственному желанию признается всегда уважительной у инвалидов, пенсионеров по старости, беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, работников, имеющих на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (учащихся - 18) лет.
  Право на пособие предоставлено также бывшим военнослужащим, проходившим службу по призыву, заболевшим в течение месячного срока после увольнения с военной службы.
  Установлен ли срок обращения за пособием? Да, действующие правила предусматривают, что пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности. При этом пособие за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за ним. Выплата пособия за прошлое время (полностью или частично) по инициативе профсоюзных органов (например, в результате проверки правильности назначения и выплаты пособий) производится с соблюдением тех же сроков. При обращении за пособием по истечении 6-месячного срока оно может быть выдано в исключительных случаях исполнительными органами Фонда социального страхования РФ.
  Пособие не выдается: при умышленном причинении вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей (ранее выплаченные суммы пособия взыскиваются в судебном порядке); при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением; при временной нетрудоспособности вследствие травм, полученных при совершении преступления; за время принудительного лечения по определению суда (кроме психически больных); за время нахождения под арестом и за время судебно-медицинской экспертизы.
  Наряду с рассмотренными выше случаями, когда пособие по временной нетрудоспособности не выдается, законодательство предусматривает ряд обстоятельств, при которых работник лишается пособия.
  Пособия лишаются работники, совершившие прогул без уважительных причин непосредственно перед наступлением временной нетрудоспособности; нарушающие режим, установленный для них врачом; не являющиеся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в МСЭК. Во всех названных выше случаях работники лишаются пособия с того дня, когда ими было допущено соответствующее нарушение, и на срок, устанавливаемый органом, назначающим и выплачивающим пособие.
 
  § 2. Основания для выплаты пособия
  по временной нетрудоспособности
 
  В России сложилась развитая система обеспечения работающих пособием по временной нетрудоспособности - предусмотрены пять оснований для этого: болезнь травма); санаторно-курортное лечение, уход за больным членом семьи; карантин; протезирование186.
  Пособие по болезни (травме) выдается, как правило, с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления МСЭК инвалидности, даже если в это время работник уволен.
  В России не установлен, следовательно, так называемый "выжидательный" срок, когда пособие не выдается за несколько первых дней временной нетрудоспособности, обычно за 1-3 дня, а иногда и более (до 6 дней). Выжидательный срок характерен для многих стран со сравнительно высокой оплатой труда. Невыплата пособия за небольшой срок в этих странах существенно не отражается на жизненном уровне заболевшего и его семьи.
  Однако в некоторых случаях пособие выдается у нас не за весь период временной нетрудоспособности. При наступлении временной нетрудоспособности в результате бытовой травмы пособие выдается, начиная лишь с шестого дня нетрудоспособности. Если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за весь период нетрудоспособности по общим правилам. Законодательство не дает понятия бытовой травмы. На практике к ней относится повреждение здоровья в результате несчастного случая, происшедшего при иных обстоятельствах, чем те, при которых повреждение здоровья считается трудовым увечьем187.
  При наступлении временной нетрудоспособности вследствие операции по искусственному прерыванию беременности пособие выдается за первые три дня временной нетрудоспособности. Начиная с четвертого дня выплата пособия продлевается, если операция произведена по медицинским показаниям или произошел самопроизвольный аборт, а также всем женщинам, среднемесячный заработок которых за два предшествующих календарных месяца не превысил установленного федеральным законом минимального размера. Всем остальным женщинам выплата пособия возобновляется, начиная лишь с одиннадцатого дня временной нетрудоспособности в связи с данной операцией.
  Временным и сезонным работникам, нетрудоспособность которых наступила не вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдается не более чем за 75 календарных дней. Пособие работающим инвалидам, кроме случаев, когда временная нетрудоспособность наступила у них вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. Если причина нетрудоспособности - трудовое увечье либо профессиональное заболевание, то пособие выдается им на общих основаниях - до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности.
  Иные правила установлены для работающих инвалидов, если их временная нетрудоспособность наступила в связи с заболеванием туберкулезом. Пособие выдается им до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом, но не дольше 10 месяцев подряд и не более 12 месяцев в общей сложности в течение двух календарных лет. Данное правило применяется при выплате пособия инвалидам, которые признаны таковыми не в связи с заболеванием туберкулезом. Инвалидам вследствие заболевания туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности при обострении этого заболевания выдается, как и другим работающим инвалидам, не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в общей сложности в календарном году.
  Трудовым законодательством предусмотрено предоставление ежегодных отпусков, дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, совмещающим работу с обучением, кратковременных отпусков без сохранения заработной платы. Как решается вопрос о выплате пособия по временной нетрудоспособности, если работник заболел в период этих отпусков? При наступлении временной нетрудоспособности в период пребывания в ежегодном (основном или дополнительном) отпуске пособие выдается за все дни болезни, а отпуск подлежит продлению или перенесению на другое время. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы пособие не выдается. Если временная нетрудоспособность продолжается и после окончания такого отпуска, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе. Так же решается вопрос о выплате пособия при наступлении временной нетрудоспособности в период учебного отпуска.
  Пособие при санаторно-курортном (амбулаторно-курортном) лечении выдается, если очередного и дополнительных отпусков работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования. Таким образом, необходимы два условия одновременно: недостаточность отпуска работника для пребывания его в санатории и предоставление ему путевки бесплатно либо со скидкой за счет средств социального страхования. При этом к периоду пребывания в санатории прибавляется также время, необходимое для проезда к нему и возвращения обратно.
  Исключение из данного правила предусмотрено для работников, больных туберкулезом (при лечении в туберкулезном санатории), для работающих инвалидов Отечественной войны I и II групп и других инвалидов I и II групп, приравненных в отношении льгот к инвалидам войны. При недостаточности основного и дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторий и обратно пособие им выдается независимо от того, за чей счет выдана путевка на санаторно-курортное лечение.
  Пособие при санаторно-курортном лечении выдается за весь срок санаторно-курортного (амбулаторно-курортного) лечения (срок путевки, курсовки) с прибавлением времени на проезд в санаторий и обратно, но за вычетом ежегодного отпуска работника. Пособие выдается за вычетом отпусков и в том случае, если они использованы до отъезда в санаторий. В этом случае работодатель предоставляет работнику на недостающие дни отпуск без сохранения заработной платы. При направлении в соответствующий санаторий на долечивание непосредственно из стационарного лечебного учреждения после перенесенного острого инфаркта миокарда, оперативного вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и после удаления желчного пузыря пособие выдается за все время пребывания в санатории без учета полагающихся работнику основного и дополнительного отпусков, т. е. как при лечении в стационаре лечебного учреждения.
  Пособие по временной нетрудоспособности за время отпуска для ухода за заболевшим членом семьи выдается, если отсутствие ухода грозит опасностью для жизни или здоровья заболевшего и если при наличии показаний невозможно поместить его в больницу, а среди членов семьи нет другого лица, которое может ухаживать за больным (домашняя работница не считается членом семьи). В случае заболевания ребенка в возрасте до двух лет пособие выдается матери независимо от того, имеется ли другой член семьи, способный ухаживать за больным ребенком.
  Как правило, пособие выдается не более чем за три календарных дня. Продление срока сверх трех календарных дней допускается в исключительных случаях в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки и не более чем до семи календарных дней в общей сложности. Данное правило установлено при выплате пособия по уходу за взрослым членом семьи и детьми старше 15 лет.
  Иные сроки выплаты пособия установлены при уходе за больными детьми в возрасте до 15 лет: при уходе за ребенком в возрасте до 7 лет пособие выдается за весь период; при уходе за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет пособие выдается не более чем за 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется уход в течение большего срока. Эти сроки выплаты пособия касаются осуществления ухода за ребенком, как при амбулаторном его лечении, так и при лечении ребенка в больничном учреждении, если один из родителей ребенка или иной член семьи (по усмотрению родителей) находится в интересах лечения ребенка вместе с ним в таком учреждении. В некоторых случаях допускается выплата пособия за весь период пребывания вместе с ребенком в стационаре (по уходу за ребенком, инфицированным вирусом иммунодефицита, страдающим тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами), а также за период ухода за здоровым ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход).
  Пособие не выдается для ухода за хроническими больными в период ремиссии, в периоды ежегодного отпуска и отпуска без сохранения заработка, отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.
  Пособие при карантине. Карантину подлежат граждане, имевшие контакт с больными инфекционными болезнями, опасными для окружающих. Сроки изоляции лиц, соприкасавшихся с такими больными, определены Минздравом. Пособие выдается, если работник отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его. Выплачивается оно за весь период отстранения от работы. Карантин может быть наложен при тех же условиях на ребенка, посещающего детское учреждение, на детское учреждение, которое он посещает, и вызвать необходимость ухода за ним одного из работающих членов его семьи. Пособие в таких случаях выдается в связи с уходом за ребенком в возрасте до 7 лет за весь период карантина. Это особый случай выдачи пособия при карантине, но с учетом необходимости ухода за ребенком.
  Пособие при протезировании выдается при помещении в стационар протезно-ортопедического предприятия. Выплачивается оно за все время нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно.
 
  § 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности.
  Заработок, из которого исчисляется пособие,
  и определение общей суммы пособия
 
  Размеры пособий по временной нетрудоспособности определяются во всех случаях, когда это возможно, в процентном отношении к заработку. В размере 100% заработка пособия выдаются:
  1) при временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
  2) при временной нетрудоспособности вследствие военной травмы187;
  3) инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним (т. е. инвалидам вследствие военной травмы);
  4) гражданам, имеющим на иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет;
  5) гражданам, имеющим длительный непрерывный трудовой стаж - восемь и более лет188.
  В размере полного заработка пособие выдается и в некоторых других случаях (работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, и т.д.). Мы перечислили лишь наиболее распространенные случаи выдачи пособия в размере 100% заработка.
  В первом и во втором случаях имеет значение лишь причина наступления временной нетрудоспособности, в третьем - причина наступления инвалидности, в четвертом - семейное положение: наличие трех и более иждивенцев-детей, в пятом - длительность непрерывного трудового стажа (его продолжительность всегда определяется ко времени наступления соответствующего случая временной нетрудоспособности - заболевания и т.д.). Таким образом, значение придается различным обстоятельствам.
  Содержание детей родителями предполагается, оно не требует доказательства189, причем право на получение пособия в размере 100% заработка имеют оба родителя ребенка, а также любой другой член семьи, на иждивении которого находятся дети (например, дедушка или бабушка). Данное правило не распространяется на тех граждан, содержащих трех или более детей, непрерывный стаж которых не сохранился в течение последних восьми лет в связи с их увольнением по основаниям, связанным с виновным поведением работника. К ним относятся те основания, по которым законодательство о труде предоставляет администрации возможность уволить работника по своей инициативе в связи с его противоправным виновным поведением 190.
  В размере 80% заработка пособие выдается гражданам, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет, а 60% заработка - непрерывный трудовой стаж до 5 лет. В таких размерах пособие выдается, если работник не имеет права на получение пособия в более высоком размере.
  В целом можно сделать вывод, что размеры пособий по временной нетрудоспособности в России достаточно высоки (в среднем более 90% заработка), они превосходят размеры таких пособий по отношению к заработку, установленные во многих развитых странах. В этих странах пособие в размере полного заработка, как правило, вообще не выдается, в некоторых из них оно составляет 2/3 заработка и повышается лишь при длительной нетрудоспособности. Особенность российских правил заключается в том, что размеры пособий определяются с учетом продолжительности непрерывного стажа, что ставит застрахованных от риска временной потери трудоспособности в неравное положение, в том числе молодых наемных работников по сравнению со старшими.
  По особым правилам определяется, исходя из заработка, размер пособия по уходу за заболевшим ребенком и в некоторых других случаях.
  При амбулаторном лечении ребенка (независимо от его возраста) за первые 7 дней болезни, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих по призыву - за первые 10 дней, размер пособия определяется на общих основаниях, т. е. с учетом длительности непрерывного трудового стажа. Начиная соответственно с восьмого и одиннадцатого дня размер пособия составит 50% заработка, независимо от продолжительности непрерывного стажа работника. Данное ограничение не распространяется на случаи ухода за ребенком в период пребывания с ним в стационаре. В этих случаях размер пособия устанавливается на общих основаниях.
  Как отмечалось, право на пособие предоставлено при определенных условиях тем гражданам, временная нетрудоспособность которых наступила после увольнения с работы, а также после увольнения с военной службы по призыву. Первым из них пособие устанавливается в размере 60% заработка, кроме заболевших туберкулезом, которым размер пособия определяется на общих основаниях, вторым - в размере минимальной заработной платы, установленной на федеральном уровне.
  В законодательстве о пособиях предусмотрен минимальный размер пособия, который соотносится с минимальным размером заработной платы: во всех случаях минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности не может быть ниже 90% минимальной оплаты труда. В связи с явным многократным занижением уровня минимальной оплаты труда, приведшим к утрате им своего основного целевого назначения - обеспечить хотя бы прожиточный минимум работающему члену общества, потерял свое целевое назначение и минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. Минимальный размер оплаты труда до 1 июля 2000 г. составлял 83 руб. 49 коп., а р 1 июля 2000 г. он повышен до 132 руб. в месяц. С 1 января 2001 г. намучено увеличить его до 200 руб., а с 1 июля 2001 г. до 300 руб. в месяц. Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются по общим правилам из фактического заработка. В прошлом, до 18 марта 2000 г., фактический заработок учитывался в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада или двойной тарифной ставки (повременной - для получающих повременную оплату и сдельной - для получающих сдельную оплату труда), кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания. Теперь действует иное правило, установленное Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г.: пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из фактического заработка и не может превышать за полный календарный месяц сумму, равную 85-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. При этом максимальный размер пособия в местностях и районах, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих коэффициентов 191 .
  В принципе в заработок, принимаемый для исчисления пособия, как и страховой пенсии, должны включаться все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы. Однако эта, казалось бы, азбучная истина в полной мере не соблюдается. В заработок, на который начисляются страховые взносы, практически включаются все виды вознаграждения за работу по найму и иную работу, выполняя которую, работник подлежит государственному социальному страхованию192, без какого-либо его ограничения. Включаются, в частности, оплата за работу по совместительству, за сверхурочную работу и т.д. - Что касается заработка, принимаемого для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, то в него учитываются не все выплаты, на которые начисляются страховые взносы. В этот заработок не включаются:
  заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время, включая и доплату за эту работу;
  оплата за работу по совместительству как на другом предприятии, так и по месту основной работы (кроме случаев, когда работник по основной работе не получает полного должностного оклада (ставки) и в связи с этим работает по совместительству, а также кроме учителей, преподавателей и воспитателей, работающих в нескольких учебных заведениях);
  доплата за работу, не входящую в обязанности работника по основной работе;
  заработная плата за дни простоя, за время очередного и дополнительного отпусков, за время военного учебного или поверочного сбора, выполнения государственных или общественных обязанностей;
  выплаты единовременного и компенсационного характера, не обусловленные действующей системой оплаты труда (единовременные премии, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и др.).
  Из числа указанных выше видов выплат на первые четыре вида начисляются взносы на социальное страхование, однако в заработок для исчисления пособия они не входят. Что же касается последней выплаты, то на нее взносы начисляться вообще не должны.
  Все виды заработка, подлежащие учету при исчислении пособий, в том числе ежемесячные премии, выплаченные вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок по времени, за которое они начислены, а не по времени фактического их получения. Учитываются также премии, выплаченные за период работы, превышающий один месяц, вознаграждения за общие результаты работы предприятия по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, доплаты к заработной плате за периоды работы, превышающие один месяц. Каков же порядок включения их в заработок? Среднемесячный размер премии следует определять, исходя из суммы премий, начисленных в текущем году с января до месяца наступления временной нетрудоспособности путем деления их общей суммы на соответствующее число месяцев (месяц наступления нетрудоспособности или отпуска из подсчета исключается). При этом вознаграждение за общие результаты работы предприятия по итогам за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет учитываются в каждом месяце в размере 1/12.
  Правила исчисления пособия предусматривают не только состав заработка, из которого оно исчисляется, но и период, за который заработок учитывается. В зависимости от системы оплаты труда предусмотрено два разных периода учета заработка.
  При повременной оплате труда, когда труд работника оплачивается, например, на основе месячного оклада, для исчисления пособия берется месячный оклад (должностной или персональный) с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности и среднемесячной (среднедневной, среднечасовой) суммы премий (вознаграждения), исчисленной в рассмотренном выше порядке. Для определения среднедневного заработка для исчисления пособия необходимо указанную выше сумму заработка разделить на число всех рабочих дней по графику работы, составленному в пределах установленной законодательством нормы часов рабочего времени месяца нетрудоспособности. На основе среднедневного заработка затем определяется дневное пособие, в зависимости от того, выдается оно данному работнику в размере 100, 80 или 60 % заработка.
  Для подсчета суммы пособия необходимо исчисленное дневное пособие умножить на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности.
  Иной порядок учета заработка для исчисления пособия установлен при сдельной системе оплаты труда. В данном случае пособие исчисляется из среднего заработка за два последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность, с прибавлением к заработку каждого месяца среднемесячной суммы премий (вознаграждения), исчисленной в рассмотренном выше порядке.
  Если в течение этих месяцев работник фактически проработал не все дни по графику, то для исчисления пособия берется заработок за фактически проработанные дни в каждом из этих двух месяцев. Когда в указанных двух месяцах работник не имел заработка (например, вследствие временной нетрудоспособности), пособие исчисляется из заработка за фактически проработанные дни в месяце нетрудоспособности. Если для исчисления пособия берется заработок не за все дни по графику, а лишь за фактически отработанные, то и среднемесячная сумма премий (вознаграждения) в каждом из месяцев учитывается пропорционально отработанному времени.
  При переводе на другую работу или изменении размера ставки в течение времени, за которое берется заработок для исчисления пособия, принимается заработок соответственно за время работы со дня перевода или изменения ставки.
  Порядок исчисления пособия при сдельной системе оплаты труда применяется и в других случаях, когда размер заработка зависит от выработки.
  Для подсчета общей суммы пособия необходимо, как и при повременной оплате труда, сначала определить среднедневной заработок работника. Он определяется путем деления заработка, о котором говорилось выше, на число всех рабочих дней по графику в периоде, за который взят заработок. При этом в число рабочих дней, на которое делится заработок, не включаются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, очередного и дополнительного отпусков, а также освобождения от работы в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  На основе среднедневного заработка в зависимости от размера полагающегося работнику пособия исчисляется дневное пособие. Это может быть 100, 80 или 60 % заработка. Общая сумма пособия определяется путем умножения дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в периоде нетрудоспособности.
  Если работник по основной работе не получал полного должностного оклада (ставки) и в связи с этим работал по совместительству на том или на другом предприятии, то пособие исчисляется из общего заработка по всем местам работы, но не свыше чем из суммы полного должностного оклада (ставки) по основной должности.
  Для некоторых работников установлены специальные правила исчисления пособия по временной нетрудоспособности - для педагогических работников школ, учебных заведений начального и среднего профессионального образования; для руководящего состава и профессорско-преподавательского состава учебных заведений высшего профессионального образования и т.д. Специальные правила учитывают особенности оплаты их труда.
 
  § 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность,
  и ответственность за правильную выплату пособий
  по временной нетрудоспособности
 
  Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы (учебы), является листок нетрудоспособности. По поручению Правительства РФ Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ 19 октября 1994 г. утверждена Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан193.
  Листок нетрудоспособности - единственный документ, на основании которого назначается и выдается пособие по временной нетрудоспособности во всех случаях - при болезни (травме), санаторно-курортном лечении, необходимости ухода за больным членом семьи и т.д.
  Право на выдачу листков нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, имеющие соответствующую лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности (в отдельных случаях выдача листков нетрудоспособности может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием - по решению местного органа управления здравоохранения). Право их выдачи предоставлено также врачам туберкулезных санаториев, некоторых клиник и центров реабилитации.
  Листки нетрудоспособности выдаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность пациента, после личного осмотра пациента и подтверждаются записью в медицинской документации, обосновывающей временное освобождение от работы. Гражданам, находящимся вне постоянного места жительства, листки нетрудоспособности выдаются и продляются с разрешения администрации лечебно-профилактического учреждения, с учетом дней, необходимых для проезда к месту жительства.
  Правила выдачи листка нетрудоспособности в различных случаях временного освобождения от работы практически совпадают с теми правилами, которые установлены для назначения и выплаты соответствующих пособий по временной нетрудоспособности.
  При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единовременно, как правило, на срок до 10 дней и вправе продлить его до 30 календарных дней. Дальнейшее продление осуществляется клинико-экспертной комиссией лечебного учреждения (до 10, а в отдельных случаях до 12 месяцев, с периодичностью продолжения не реже чем через 30 дней). Листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, выдача его за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом, не допускается. В исключительных случаях он может быть выдан за прошедший период по решению клинико-экспертной комиссии.
  При выписке из стационара листок нетрудоспособности выдается на весь период пребывания в нем (иногородним с учетом дней на проезд к месту жительства) и при продолжении нетрудоспособности может быть продлен еще до 10 дней.
  Листки нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения, при уходе за больным членом семьи и в других случаях выдаются (продлеваются) на те же сроки, в течение которых выплачивается пособие.
  Листок нетрудоспособности предъявляется администрации организации в день выхода на работу по окончании временной нетрудоспособности. Она же назначает и выплачивает пособие. Выплата пособия производится в те же сроки, в которые выдается заработная плата. Ко времени очередной выплаты заработной платы листок нетрудоспособности может быть предъявлен к оплате и в том случае, когда нетрудоспособность еще продолжается.
  Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от формы собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию, проверяют право на пособие, обоснованность лишения пособия или отказа в удержании пособия. Однако в отличие от прошлого комиссия (уполномоченный) не пользуется властными полномочиями, ее решения носят, таким образом, рекомендательный характер.
  Суммы пособий, излишне выплаченные, могут быть удержаны с получателя в том случае, если переплата произошла в результате счетной (арифметической) ошибки или вследствие злоупотребления со стороны получателя (подлога, подчистки в документах и т.п.). Удержания производятся при последующих выплатах пособий или из заработной платы. При каждой из этих последующих выплат удерживается не более 20 % суммы, причитающейся работнику при данной выплате. Удержание производится через расчетную часть предприятия на основании решения руководителя. Такое решение может быть вынесено в отношении переплат вследствие счетной ошибки не позже трех месяцев со дня назначения пособия, а в отношении переплат в результате злоупотреблений - без ограничения сроком. Если работник уже не работает на данном предприятии, то излишне выплаченные суммы пособия взыскиваются в судебном порядке.
  Из пособий по временной нетрудоспособности могут производиться также удержания по решению судов о взыскании алиментов и о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца. Никакие другие удержания из пособий не допускаются.
 
 
 Контрольные вопросы
  1. Кто обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности?
  2. С какими юридическими фактами связано право на пособие по временной нетрудоспособности?
  3. В течение каких сроков выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в случаях: а) болезни самого работника; б) болезни
  4 Как подсчитывается заработок, на основе которого определяется пособие по временной нетрудоспособности?
  5. Перечислите выплаты, не включаемые в состав заработка, на основе которого определяется пособие по временной нетрудоспособности.
  6. Как подсчитывается общая сумма пособия, подлежащая выплате?
  7. В каких размерах устанавливается пособие по временной нетрудоспособности при заболеваниях и травмах?
  8. Какие. категории граждан имеют право получать пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка?
  9. .Каковы размеры пособия по временной нетрудоспособности при отпуске по уходу за заболевшим ребенком?
  10. Каковы основные правила выдачи листка нетрудоспособности?
  11 На какие сроки выдается листок нетрудоспособности и по истечении какого периода временной нетрудоспособности заболевший направляется на освидетельствование в МСЭК?
  12 Когда пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается, в каких случаях работник его лишается?
  13. Допускаются ли удержания из пособия излишне выплаченных сумм?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 20. Пособие по безработице
 
  § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице
 
  Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах. Впоследствии оно не устанавливалось, так как считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания. После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991 г. Наряду с рядом других мер, такое пособие гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы. Подобные пособия установлены практически во всех развитых странах, в которых сложилась многоукладная система экономических отношений.
  Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, - Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", принятый в 1991 г. и затем изложенный в редакции от 20 апреля 1996 г. С тех пор он изменялся и дополнялся.
  Выплата пособия по безработице названа в законе первой среди гарантий социальной поддержки безработных. Другие гарантии - это выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом для трудоустройства в другую местность по предложению органов службы занятости.
  Для безработных предусмотрено две выплаты: пособие по безработице и оплата безработным периода временной нетрудоспособности. Обе они осуществляются за счет средств Фонда занятости. Право на их получение при соответствующих условиях имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, т. е. имеющие статус (правовое положение) безработных.
  Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней194
  Решение о признании гражданина безработным принимает орган занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т.д.).
  Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане:
  не достигшие 16-летнего возраста;
  которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или пенсия за выслугу лет;
  отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы (включая работу временного характера), а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) не может предлагаться дважды);
  не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
  Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, и пособие начисляется с первого дня такого признания.
 
  § 2. Сроки выплаты пособия по безработице,
  его размеры и порядок исчисления
 
  Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, по общим правилам, 12 месяцев в суммарном исчислении (включая период временной нетрудоспособности) в течение 18 календарных месяцев. Однако для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и за другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия сокращена: она не может превышать в каждом периоде безработицы 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
  В случае непредставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице.
  Общая продолжительность выплаты пособия по безработице гражданам за счет средств Фонда занятости не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.
  Исключение предусмотрено для работников конверсионных предприятий, высвобождаемых в связи с проведением конверсии: период получения пособия на основании решения органов государственной власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления может быть продлен на срок более двух лет (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 13 апреля 1998 г. "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации").
  Законом предусмотрено продление сроков выплаты пособия гражданам, которые имеют стаж работы, дающий право на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда, но не достигли соответствующего пенсионного возраста. Продолжительность периода выплаты пособия по безработице для таких граждан увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице в данном случае также не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
  Порядок определения размера пособия по безработице различный - пособие либо исчисляется из заработка, либо устанавливается в определенном процентном отношении к прожиточному минимуму.
  Пособие исчисляется из заработка тем гражданам, которые признаются работавшими ко дню начала безработицы. Безработные считаются работавшими к этому дню, если они в течение 12 последних месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) либо были уволены с военной службы или из органов внутренних дел. Заработок подсчитывается за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
  При исчислении пособия из заработка тем гражданам, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, средний заработок для начисления пособия рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.
  Размер пособия в процентах к среднему заработку составляет:
  в первые три месяца безработицы - 75%,
  в следующие четыре месяца - 60%,
  в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, и не ниже 20% величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
  Пособие иным категориям безработных граждан выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, но не ниже предусмотренного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере минимальной оплаты труда, выплачивается с учетом районного коэффициента.
  Предусмотрено увеличение пособия тем безработным, на содержании которых находятся иждивенцы. Оно увеличивается на 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, на каждого иждивенца, но не менее чем на половину предусмотренного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке (если оба родителя являются безработными, увеличение размера доплаты на детей-иждивенцев производится каждому из них).
  Для безработных граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие - в размере 10, 20 или 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, но не ниже соответственно 50, 100 или 200% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Размер доплаты зависит от места постоянного проживания (проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в зоне с правом на отселение и постоянное проживание в зоне отселения до переселения в другие районы).
  О порядке определения пособия в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г. см. § 2 гл. 18.
  Законом предусмотрены случаи, когда органами службы занятости может быть выплата пособия по безработице прекращена, приостановлена или сокращен его размер.
  Выплата пособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях: признания гражданина занятым; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
  Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения; увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия и не засчитывается в общий трудовой стаж.
  Выплата пособия не производится в следующие периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
  Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
  Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
  Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

<< Пред.           стр. 13 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу