<< Пред.           стр. 15 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  проходившим военную службу, при увольнении
  с военной службы
 
  Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрен ряд льгот, в том числе в сфере социального обеспечения, которые предоставляются военнослужащим при увольнении их с военной службы. Среди этих льгот - выплата соответствующих пособий. Одни из них именуются "пособиями", а другие "социальными пособиями". Первыми признаются единовременные пособия, а вторыми - ежемесячные пособия, выплачиваемые в течение пяти лет или одного года.
  Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
  менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;
  от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;
  от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;
  20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.
  Размер и порядок выплаты единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством РФ.
  Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.
  Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное установленному федеральным законом одному минимальном размеру оплаты труда, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - пяти установленным федеральным законом минимальным размерам оплаты труда. О порядке определения пособия в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г. см. § 2 гл. 18.
  Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:
  при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40 % суммы оклада денежного содержания;
  за каждый год свыше 15 лет - 3 % суммы оклада денежного содержания.
  Военнослужащим, уволенным по тем же основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.
  Порядок выплаты указанных социального пособия и оклада по воинскому званию определяется Правительством РФ.
 
 
  § 7. Единовременные денежные пособия гражданам,
  привлекаемым к борьбе с терроризмом
 
  Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. "О мерах по борьбе с терроризмом" Правительству РФ поручалось, в частности, установить дополнительные меры социальной защиты граждан, привлекаемых к выполнению специальных задач при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом (п. 2). Во исполнение Указа Правительство РФ приняло 22 января 1997 г. Постановление, которым определены меры социальной защиты указанных граждан, а в соответствующих случаях и их семей211.
  Гражданам, привлекающимся к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, выплачиваются единовременные пособия в двух случаях: в случае получения ранения (контузии, травмы, увечья) и в случае установления инвалидности до истечения одного года со дня окончания их участия в выполнении специальных задач вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период либо в связи с выполнением специальных задач.
  Размер пособия при получении ранения зависит от его тяжести: при тяжелом ранении он составляет 10 минимальных размеров оплаты труда, при легком - 5.
  Размер пособия при установлении инвалидности зависит от тяжести инвалидности: инвалидам I группы (наиболее тяжелая степень инвалидности) пособие выдается в размере 75, II группы - 50, III группы - 25 минимальных размеров оплаты труда.
  Единовременные пособия выдаются также в случае гибели граждан, привлекавшихся к выполнению специальных задач, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания участия в выполнении специальных задач вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в период и в связи с выполнением указанных задач.
  Право на пособие имеют жена (муж), дети, не достигшие возраста 18 лет (учащиеся - 23 лет), либо дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отец и мать.
  Размер единовременного пособия на каждого указанного члена семьи - 25 минимальных размеров оплаты труда.
  Суммы пособий, подлежащих выплате, определяются исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на день наступления соответствующего события.
  Указанные единовременные пособия устанавливаются организациями, которые привлекали граждан к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, и выплачиваются за счет этих организаций.
  В 1998 г. принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Он вступил в силу со дня его официального опубликования, т. е. с 4 августа 1998 г. Этим законом определены, в частности, правовые основы борьбы с терроризмом, основные принципы этой борьбы, даны исчерпывающие определения терроризма. Им также установлена правовая и социальная защита граждан, которые участвуют в борьбе с терроризмом. Правовой и социальной защите подлежат:
  1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом;
  2) лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий;
  3) члены семей указанных граждан, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом.
  Социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом их правового статуса, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
  Одной из мер социальной защиты является выплата соответствующих единовременных пособий.
  При получении гражданином, принимавшим участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции увечья (ранения, контузии), которое повлекло за собой наступление инвалидности, этому гражданину за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 500 минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия в соответствии с законодательством РФ.
  Если гражданин, принимавший участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получил ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, то ему выплачивается единовременное пособие в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.
  В случае гибели гражданина, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.
  Указанным законом предусмотрено, что все законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с этим законом. О порядке определения пособия в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г. см. § 2 гл. 18.
 
  § 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот
 
  Таких пособий два, Их выплата предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г.
  Гражданам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обучающимся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, выплачивается ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения. Выпускники учебных заведений и учебно-воспитательных учебных заведений всех типов, в том числе ведомственных, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве обеспечиваются единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо этого, они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (соответствующий перечень "натурального" обеспечения утвержден Правительством РФ).
  О порядке определения пособия в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г. см. § 2 гл. 18.
 
  § 9. Пособие на погребение
 
  Пособие на погребение - одно из первых пособий, введенных в СССР по системе государственного социального страхования наемных работников. Его размер дифференцировался в зависимости от того, в какой местности осуществлялось погребение, каков возраст умершего и от некоторых других обстоятельств. В других странах тоже имеются подобные пособия. Источники их выплаты разные (средства социального страхования, работодателя или бюджета), как и уровень пособий (в одних странах они определяются с учетом сложившегося заработка, стажа работника и т. д., в других - устанавливаются в определенной твердой сумме, в третьих размер пособия выше в случае смерти работника и ниже - в случае смерти члена его семьи).
  Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются ныне в России Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле" 212.
  Этот закон устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. В соответствии с ним либо предоставляются безвозмездно определенные услуги, перечень которых определен законом, либо выплачивается социальное пособие на погребение.
  Перечень безвозмездных услуг включает четыре их вида: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Эти услуги оказываются соответствующей специализированной службой. Стоимость услуг, согласно перечню, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с отделениями Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ и возмещается специализированной службе соответственно пенсионным фондом РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; Фондом социального страхования РФ - на погребение умерших работающих граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; Государственным фондом занятости населения РФ - на погребение умерших наработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по представлению службы занятости - в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии (расчеты со специализированной службой осуществляются Пенсионным фондом РФ с последующим возмещением ему расходов Фондом занятости населения РФ); за счет средств бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
  Предельный объем возмещения стоимости услуг фондами - десятикратный размер минимальной оплаты труда, который действовал на день смерти. Если в субъекте РФ стоимость услуг превышает этот предельный объем, субъект РФ возмещает специализированной службе за счет собственных источников стоимость услуг в части, превышающей 10 минимальных размеров оплаты труда. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, десятикратный минимальный размер оплаты труда определяется с учетом районного коэффициента.
  Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного их перечня, производится за счет лица, взявшего на себя обязанности осуществить погребение умершего.
  Гражданам, получившим указанные выше услуги бесплатно, социальное пособие не выплачивается: они его заменяют.
  Вместо предоставления услуг по погребению гражданам выплачивается социальное пособие на погребение, если оно осуществлено за счет их средств. Оно выплачивается супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего. Размер пособия равен стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не может превышать десять минимальных размеров оплаты труда. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, десятикратный минимальный размер оплаты труда определяется с учетом районного коэффициента. О порядке определения пособия в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г. см. §2 гл. 18.
  Срок обращения за пособием на погребение - 6 месяцев со дня смерти.
  Назначение и выплата пособия производится в день обращения за ним на основании справки органа загса о смерти - органом, в котором умерший получал пенсию; организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
  Субъекты РФ вправе устанавливать доплаты к пособию на погребение, которое предусмотрено федеральным законом, и производить их выплату за счет собственных источников.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Каковы условия, при которых супругу военнослужащего, проходящему военную службу, устанавливается ежемесячное пособие?
  2. Каков размер этого пособия и в течение какого времени оно выплачивается?
  3. На основании каких документов назначается данное пособие, какой орган его устанавливает и за счет каких-средств оно выплачивается?
  4. В каких случаях и в каком размере выплачивается единовременное пособие при возникновении поствакциональных осложнений? Какой орган устанавливает и выплачивает данное пособие?
  5. При каких условиях и в каких размерах устанавливается ежемесячная компенсационная выплата вследствие поствакциональных осложнений? Какой орган ее устанавливает и за счет каких средств она выплачивается?
  6. Каковы правила назначения и выплаты единовременного пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека: круг граждан, имеющих право на данное единовременное пособие, условия для его назначения и выплаты, размеры единовременного пособия?
  7. Кто из членов семьи работника, умершего вследствие заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-заболеваний, обеспечивается пособием? Каков размер единовременного пособия?
  8. Какие необходимы документы для получения единовременного пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека? Какой орган назначает и выплачивает это пособие?
  9. При каких условиях выдается единовременное пособие вынужденным переселенцам? Назовите размеры этого пособия. Укажите документы, необходимые для его получения. Как и за счет каких средств выплачивается пособие?
  10. При каких условиях выдается единовременное пособие беженцам? Назовите документы, необходимые для его получения. Как и за счет каких средств выплачивается пособие?
  11. В каких случаях военнослужащим выплачивается единовременное пособие при увольнении с военной службы? Каковы размеры единовременного пособия?
  12. В каких случаях военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, выплачиваются ежемесячные социальные пособия? Каковы срок их выплаты и размеры?
  13 Какие выплаты производятся гражданам, пострадавшим в борьбе с терроризмом, и их семьям, и каковы размеры этих выплат?
  14. .Какие виды обеспечения установлены для граждан из числа детей-сирот?
  15. Каким нормативным правовым актом регулируются в настоящее время отношения, связанные с предоставлением услуг по погребению умерших?
  16. Какие виды безвозмездных ритуальных услуг предоставляются в соответствии с законом? Как определяется их стоимость?
  17. .Кому и в каких размерах выплачивается пособие на погребение?
  18. .Какой установлен срок обращения за пособием на погребение и в каком порядке производится назначение и выплата этого пособия?
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 23. Компенсационные выплаты
 
  § 1. Понятие и виды компенсационных выплат
 
  Ранее рассматривались различные виды пособий, в том числе и те, которые введены практически во всех развитых странах. Этим пособиям посвящены различные международные правовые акты - конвенции, рекомендации и др.
  Денежные выплаты в виде компенсаций как дополнение к пособиям либо как самостоятельная выплата - явление в России сравнительно новое. Такие выплаты порождены в основном необходимостью преодолеть определенные негативные последствия, вызванные перестройкой экономических отношений и последовавшим за этим резким снижением уровня доходов населения. Одни компенсационные выплаты носят кратковременный характер, другие выплачиваются в течение довольно длительного времени. В ряде случаев компенсационную выплату, которая так именуется в соответствующем нормативном правовом акте, трудно отличить от пособий. Адресаты компенсационных выплат также различны: это дети; матери, ухаживающие за маленькими детьми; граждане, осуществляющие уход за инвалидами I группы или стариками; граждане, вынужденные временно прекратить трудовую деятельность по определенным причинам, и т.д.
  Некоторые компенсационные выплаты называются единовременными, некоторые - ежемесячными, в отдельных случаях временной признак вообще невозможно определить.
  Таким образом, контингент получателей компенсационных выплат, как и конкретные причины их введения, разные. Различны и нормативные правовые акты, которыми они устанавливаются: среди них законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. В целом можно сделать вывод, что по мере преодоления соответствующих негативных последствий многие компенсационные выплаты постепенно отомрут, а отдельные из них приобретут статус полноценного пособия.
  Определенная система компенсационных выплат, а они чаще всего именуются компенсациями, характерна и для двух других звеньев системы социального обеспечения: пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Ко всем пенсиям, назначенным в соответствии с Законом 1990 г., устанавливается дифференцированная компенсация: компенсация некоторым категориям граждан выплачивается взамен предоставления санаторно-курортного лечения, компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, которыми обеспечиваются бесплатно некоторые инвалиды, и т.д. Эти компенсационные выплаты рассматриваются в других разделах учебника.
  Поскольку отсутствует четко выраженная система компенсационных выплат, сначала рассмотрим ежемесячные компенсационные выплаты, а затем другие, которые не называются ежемесячными. Для определения уровня различных компенсационных выплат, как и для многих пособий, использовался, как правило, метод их исчисления на основе минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. С 1 июля 2000 г. метод их исчисления изменен. За период с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. они исчисляются исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. 213
 
  § 2. Ежемесячные компенсационные выплаты
  за время академического отпуска,
  отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового
  и начальствующего состава органов внутренних дел
 
  Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат трем категориям граждан утвержден Правительством РФ 3 ноября 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г.214 В соответствии с этими нормативными правовыми актами устанавливаются различные по характеру и содержанию ежемесячные компенсационные выплаты.
  1. Ежемесячная компенсационная выплата учащимся гражданам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям, назначается и выплачивается трем категориям граждан, обучающихся с отрывом от производства:
  студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  учащимся образовательных учреждений среднего профессионального образования;
  аспирантам, обучающимся в аспирантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях.
  Основанием для назначения данной компенсационной выплаты является предоставление отпуска по медицинским показаниям.
  2. Ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Она выплачивается за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
  Эта компенсация назначается и выплачивается:
  а) матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке и любому другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организацией (предприятием, учреждением), независимо от их организационно-правовых форм;
  б) матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  в) матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  г) женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на день увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
  Основанием для назначения рассматриваемой компенсационной выплаты является предоставление указанных отпусков.
  3. Ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам граждан рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства. Следует отметить, что аналогичная по основным условиям выплата для супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, именуется пособием 215.
  Порядок и условия отнесения органов внутренних дел к числу дислоцированных в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность трудоустройства жен указанных граждан, устанавливается МВД по согласованию с Минтруда.
  Право на получение ежемесячной компенсационной выплаты имеют жены указанных граждан, фактически проживающие вместе с мужьями в отдаленных гарнизонах и местностях, где они не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности для трудоустройства, и не получающие пособия по безработице.
  Все три названные ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются в одинаковой сумме, равной 50% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
  Учитывая, что основания для назначения и выплаты перечисленных компенсаций разные, вполне возможно получение двух и даже трех компенсационных выплат одновременно одним лицом.
  Установлены некоторые общие правила назначения и выплаты указанных компенсаций. Они следующие.
  Гражданам, которые обучаются, работают, проходят службу и проживают в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов, независимо от места их фактического пребывания в период соответствующих отпусков (академического отпуска по медицинским показаниям или отпуска по уходу за ребенком). Исключение составляют жены граждан, указанных выше, поскольку их право на получение соответствующей компенсационной выплаты определяется местом их фактического пребывания. Следовательно, при выезде из соответствующих гарнизонов и местностей они утрачивают право на получение такой выплаты.
  Выплата всех трех рассматриваемых компенсаций производится соответствующими организациями и органами за текущий месяц, в установленные ими сроки.
  При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсации, ее выплата прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Эти обстоятельства различны для разных компенсационных выплат. Например, выплата компенсации, установленной матери на период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, прекращается в случаях: увольнения ее с работы по собственному желанию, назначения пособия по безработице, нахождения ребенка на полном государственном обеспечении и т.д. Получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать организации и органы, которые назначили и выплачивают им компенсации, обо всех изменениях, влияющих на их выплату.
  Как правило, назначенная ежемесячная компенсационная выплата, не полученная своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением, в размерах, предусмотренных законодательством на каждый соответствующий период. Однако если она не выплачена своевременно по вине организации, ее назначающей и выплачивающей, то ежемесячная компенсационная выплата выдается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
  Ежемесячная компенсационная выплата назначается на основании заявления. К заявлению прилагаются необходимые документы, которые подтверждают наличие соответствующих условий, дающих право на получение ежемесячной компенсационной выплаты.
  Решение о ее назначении и выплате принимает в 10-дневный срок руководитель организации или соответствующего органа. В случае отказа в назначении компенсационной выплаты заявителю письменно сообщается об этом в 5-дневный срок после принятия решения с указанием причин отказа и порядка обжалования.
  Ежемесячная компенсационная выплата за время отпусков по уходу за ребенком устанавливается по месту работы (службы), а если женщина не работает, то органом социальной защиты населения по месту жительства, а за время академического отпуска по медицинским показаниям по месту учебы. Женам указанных выше граждан ежемесячная компенсационная выплата назначается и выплачивается по месту службы мужа.
  Ежемесячная выплата обычно устанавливается со дня предоставления академического отпуска по медицинским показаниям или отпусков по уходу за ребенком, если обращение за ней последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления этих отпусков. При обращении позднее компенсационная выплата назначается и выплачивается за текущее время, но не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о ее назначении.
  Ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам указанных выше граждан назначается с месяца, следующего за тем, в котором поступило заявление о ее назначении. Выплачивается она по месяц (включительно), в котором возникли обстоятельства, влекущие прекращение ее выплаты (трудоустройство, выплата пособия по безработице, переезд жены на постоянное место жительства в другую местность, назначение пенсии).
  Выплата рассматриваемых ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за счет различных источников: за счет средств образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений, предусмотренных на выплату стипендий (за время академического отпуска по медицинским показаниям); за счет средств организаций, направляемых на оплату труда. Организации, воинские формирования, органы социальной защиты населения, финансируемые из бюджетов, осуществляют компенсационные выплаты за счет средств соответствующих бюджетов (за период отпусков по уходу за ребенком); за счет средств, выделяемых МВД РФ в установленном порядке (неработающим женам граждан рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства).
  Споры по вопросам назначения и выплаты перечисленных ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящими органами или в судебном порядке, т. е. так же, как и споры по другим выплатам - пособиям, пенсиям.
 
  § 3. Ежемесячные компенсационные выплаты
  неработающим трудоспособным гражданам,
  осуществляющим уход
 
  Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, введены в 1991 г. Их размеры повышены Указом Президента РФ от 17 марта 1994 г. Во исполнение этого указа Правительство РФ утвердило 25 мая 1994 г. Порядок предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
  Ежемесячные компенсационные выплаты предоставляются неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Родственные отношения между нетрудоспособными гражданами, за которыми осуществляется уход, и гражданином, осуществляющим уход, как и их совместное проживание, значения не имеют.
  Компенсационные выплаты производятся не тому гражданину, который осуществляет уход, а указанным нетрудоспособным гражданам: эти выплаты добавляются к установленной им пенсии в период осуществления ухода за ними.
  Размер этой ежемесячной компенсационной выплаты - 60% минимального размера оплаты труда.
  Ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производятся с месяца подачи документов, необходимых для их назначения, в течение всего периода такого ухода.
  Для установления ежемесячных компенсационных выплат представляются следующие документы:
  паспорт лица, осуществляющего уход;
  заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода;
  трудовая книжка лица, осуществляющего уход;
  справка органа социальной защиты населения по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пенсии;
  справка службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
  трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;
  справка об установлении I группы инвалидности; медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом; заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (если данные документы отсутствуют в пенсионном деле);
  заявление нетрудоспособного гражданина, подтверждающее осуществление за ним ухода. При необходимости подлинность подписи на заявлении нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом обследования. Подобное заявление не требуется в отношении родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
  Документы, необходимые для назначения ежемесячной денежной компенсации, подаются в орган, выплачивающий пенсию нетрудоспособному гражданину.
  Орган, принявший документы, выдает расписку в их приеме.
  Вопрос о назначении ежемесячной денежной компенсации рассматривается в течение 10 дней со дня приема всех необходимых документов. В случае отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации орган, принявший такое решение, в течение 5 дней письменно извещает об этом заявителей с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
  После решения вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации заявителям возвращаются трудовые книжки и паспорт, копии (выписки) которых приобщаются к делу.
  Выплата ежемесячной денежной компенсации осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующих видов пенсии.
  Ежемесячные компенсационные выплаты прекращаются при возникновении следующих обстоятельств:
  смерти нетрудоспособного гражданина либо гражданина, осуществляющего уход;
  назначения гражданину, осуществляющему уход, пенсии, независимо от ее вида и размера, либо пособия по безработице;
  прекращения осуществления ухода, подтвержденного соответствующим заявлением нетрудоспособного гражданина либо его законного представителя;
  истечения срока, на который установлена I группа инвалидности;
  достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена инвалидность I группы;
  помещения нетрудоспособного гражданина на полное государственное содержание;
  лишения родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, родительских прав;
  перемены места жительства нетрудоспособным гражданином, влекущей изменение органа, выплачивающего ему пенсию.
  Гражданин, осуществляющий уход, в случае поступления его на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, обязан в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.
  Выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
  В случае перемены нетрудоспособным гражданином места жительства соответствующий орган, выплачивающий ему пенсию по новому месту жительства, по заявлению гражданина, осуществляющего уход, или нетрудоспособного гражданина возобновляет выплату ежемесячной денежной компенсации с первого числа месяца, следующего за тем, в котором была прекращена ее выплата.
  При этом в случае необходимости указанный орган может затребовать от гражданина, осуществляющего уход, либо нетрудоспособного гражданина повторное представление отдельных документов.
  Суммы назначенной ежемесячной денежной компенсации, не полученные своевременно, выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением.
  Суммы ежемесячной денежной компенсации, не выплаченные своевременно по вине органа, назначающего и выплачивающего такую компенсацию, выплачиваются за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
  Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, в том числе о взыскании незаконно выплаченных сумм с лиц, осуществляющих уход, либо нетрудоспособных граждан, разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 
  § 4. Компенсационные выплаты работникам,
  находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка,
  и учащимся на питание
 
  По общему правилу, отпуск без сохранения заработной платы предоставляется работнику по его просьбе. При этом в одних случаях администрация обязана предоставить такой отпуск, а в других - вправе отказать в этом216. Естественно, что, как правило, во всех этих случаях никакой компенсацией время подобных отпусков не выплачивается.
  Компенсационные выплаты за время отпуска без сохранения заработной платы выдаются лишь в тех случаях, когда такой отпуск предоставляется в связи с вынужденным временным прекращением работы организации. Порядок предоставления таких отпусков в законодательстве не определен, в связи с чем применяется общее правило, согласно которому отпуск без сохранения заработной платы предоставляется по просьбе работника. В противном случае период отпуска следует рассматривать как простой не по вине работника и оплачивать его согласно ст. 94 КЗоТ РФ.
  Вынужденные отпуска без сохранения заработной платы - следствие существенных сбоев в организации производства, связанных с перестройкой экономических отношений и некоторыми иными причинами. Такие отпуска, к сожалению, являются реальностью, и все еще широко распространены. Введение компенсационных выплат за время подобных отпусков - вынужденная и, надо полагать, временная мера.
  В настоящее время выплата компенсаций за время таких отпусков регулируется Положением о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации, утвержденным Федеральной службой занятости населения России 6 марта 1995 г.217
  Компенсационные выплаты производятся за счет средств Государственного фонда занятости РФ, финансовые средства выделяются в целях предупреждения массовых высвобождений, сохранения кадрового потенциала организаций, находящихся в сложном финансово-экономическом положении по объективным, не зависящим от администрации организации причинам. Суммы выделяемых средств, условия (безвозвратная или возвратная основа) и период предоставления определяются указанным Фондом. Условия выделения средств на безвозмездной основе и на возвратной основе определены Положением.
  Компенсации выплачиваются работникам, состоящим в штате организации и не получающим государственную пенсию по старости, включая пенсии, установленные при пониженном пенсионном возрасте.
  Продолжительность периода выплаты компенсаций каждому работнику определяется администрацией организации в зависимости от суммы средств, выделенных Фондом, но не должна превышать четырех месяцев (подряд или в сумме календарных месяцев) в течение календарного года.
  Компенсационные выплаты не предоставляются работникам, занятым на сезонных и временных работах, совместителям, а также работающим по договорам подряда и по найму у отдельных граждан.
  Компенсации выплачиваются обычно в размере минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом218. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсационные выплаты исчисляются с учетом районного коэффициента.
  Органы службы занятости населения вправе увеличивать размер компенсационных выплат работникам до 3-кратной величины размера минимальной оплаты труда при условии их участия в работах, организуемых органами государственной власти (местного самоуправления) данной территории или самой организацией.
  При выделении финансовых средств для выплаты компенсационных сумм на возвратной основе размер компенсаций может быть увеличен, но не должен превышать 6-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
  Администрация организации ежемесячно начисляет компенсационные суммы каждому работнику, находящемуся в указанном отпуске, за число дней фактического нахождения в этом отпуске. Выплата компенсаций производится в таком же порядке, что и заработной платы (см. ст. 96, 97, 98 КЗоТ РФ).
  Компенсационные выплаты на питание учащимся установлены Федеральным законом от 1 августа 1996 г. Они предназначены, как указано в законе, для частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, за исключением обучающихся в таких учреждениях, состоящих на полном государственном обеспечении.
  Размер компенсационных выплат на питание равен 3% в день от минимального размера оплаты труда из расчета на одного обучающегося в течение учебного года. Учитывая, что минимальный размер оплаты труда не повышается более трех лет (с 1 января 1997 г. он остается неизмененным), а цены на продукты питания за это время возросли в несколько раз, реальная ценность этих компенсационных выплат резко снизилась, в такой же степени, в какой возросли цены на продукты питания.
  В районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер компенсационных выплат на питание увеличивается с учетом этих коэффициентов. Об определении компенсационных выплат в связи с повышением минимального размера оплаты труда см. § 1.
  Финансирование расходов, связанных с реализацией этого федерального закона, осуществляется:
  по компенсационным выплатам в учреждениях, финансируемых за счет федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета;
  по компенсационным выплатам в учреждениях, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, - в равных долях за счет средств соответствующих бюджетов и федерального бюджета.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. .Чем обусловлено введение в последние годы различных компенсационных выплат?
  2. Назовите ежемесячные компенсационные выплаты и порядок определения их размера.
  3 При каких условиях устанавливается компенсационная выплата учащимся, находящимся в академическом отпуске? Каков ее размер?
  4. Назовите условия для назначения ежемесячной компенсационной выплаты в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет. Каков размер этой выплаты?
  5. В каких случаях устанавливается компенсационная выплата гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными? Каков размер данной выплаты?
  6. Расскажите о компенсационной выплате гражданам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка. В течение какого времени может выплачиваться данная компенсационная выплата и за счет
  каких средств?
  7. Каков размер компенсационной выплаты на питание учащимся и за счет каких средств она выплачивается?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 24. Государственная социальная помощь
 
  § 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью
 
  Государственная социальная помощь - новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан219. Иначе подобную помощь можно назвать помощью в связи с бедностью (по бедности). Такая помощь введена в России Федеральным законом "О государственной социальной помощи", принятым 17 июля 1999 г. Цель оказания государственной социальной помощи - поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности. Государственная социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае недостаточности средств бюджетов нижестоящего уровня.
  В Законе "О государственной социальной помощи" указано, что он вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно этому закону, минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, т. е. потребительская корзина (она определяется не реже одного раза в пять лет) по трем основным социально-экономическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), устанавливается федеральным законом. Такой закон принят 20 ноября 1999 г. Что касается величины прожиточного минимума, т. е. денежной оценки потребительской корзины (включая обязательные платежи и сборы) на душу населения по основным группам населения, то она в целом по России определяется ежеквартально Правительством РФ, а в субъектах РФ - их органами исполнительной власти.
  Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г. установлена Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. и составила в расчете на душу населения- 1137,66 руб.; для трудоспособного населения - 1232,28 руб.; пенсионеров - 851,23 руб.; детей - 1160,66 руб.
  Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи и одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величины прожиточного минимума, предусмотренного для соответствующих социально-демографических групп населения. Если в субъекте РФ не установлены величины прожиточного минимума, то используются его величины, предусмотренные Правительством РФ.
  Таким образом, объем государственной помощи предопределяется прежде всего величинами прожиточного минимума, определяемого в указанном выше порядке.
  Право на такую помощь имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Что касается размера пособия, то он рассчитывается в соответствии с законодательством субъектов РФ в каждом конкретном случае назначения пособия в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, чем ниже доход, тем выше пособие и наоборот, а предельная сумма пособия равна указанной выше разнице.
  Правила расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством РФ.
  Данное пособие неразрывно связано со всей системой других пособий, с системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания, а также с уровнем оплаты труда и доходов занятого в народном хозяйстве населения, прежде всего наемных работников, составляющих большинство такого населения. По мере реального роста пособий и пенсий, трудовых и иных доходов населения значение этого пособия постепенно станет снижаться и, наоборот, его значение возрастет, если процесс снижения реальных доходов населения сохранится.
  Во многих странах, в том числе развитых, также есть пособия по бедности. Они называются по-разному, но суть их едина - это помощь тем, у кого душевой доход ниже черты бедности. Однако черта бедности различается весьма существенно, она определяется с учетом многих социально значимых обстоятельств - уровня развития производства, оплаты труда, системы распределительных отношений и т.д.
 
  § 2. Виды (формы) государственной социальной помощи
 
  Законом "О государственной социальной помощи" 1999 г. установлены два вида (формы) государственной социальной помощи.
  денежные выплаты - социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты (социальным пособием по данному закону считается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ 220, субсидией называется имеющая целевое назначение оплата представляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, компенсацией - возмещение гражданам произведенных ими расходов);
  натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
  Преобладающим видом станут, видимо, денежные социальные пособия. Социальными пособиями принято называть все пособия. Они устанавливаются, согласно Конституции РФ, законом. Данное пособие, как и другие, установлено законом. Как уже говорилось, его можно назвать социальным пособием малоимущим гражданам или социальным пособием по бедности.
  Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения. Она может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.
  Заявление о предоставлении государственной помощи подается в письменной форме (от имени семьи - ее законным представителем: одним из родителей, опекуном и т.д.). В нем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности. Сведения, указанные в заявлении, могут быть проверены органом социальной защиты населения, принявшим заявление.
  Решение о назначении государственной социальной помощи или об отказе в такой помощи направляется заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комплексного обследования) представленных заявителем сведений орган социальной защиты населения обязан в указанный срок дать предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ должен быть дан не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
  Решение об отказе в предоставлении государственной помощи принимается в случае предоставления недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности.
  В период получения государственной помощи заявитель обязан извещать орган, назначивший ему государственную помощь, обо всех изменениях, которые произошли в составе семьи, доходах и имуществе, отразившихся на праве получать помощь или ее размере. Срок для сообщения - две недели со дня произошедших изменений.
  В случаях выявления недостоверности сообщенных сведений для назначения государственной социальной помощи или несвоевременного извещения о произошедших изменениях, отражающихся на праве получать помощь или ее размере, заявитель (его семья) может быть лишен права на получение государственной социальной помощи, но не более чем на период, в течение которого такая помощь оказывалась незаконно.
  Отказ в назначении государственной помощи и прекращение этой помощи могут быть обжалованы в вышестоящий орган социальной защиты населения и в суд на общих основаниях.
  Данный вид социального обеспечения, как отмечалось, новый. Поскольку преимущественно государственная социальная помощь будет оказываться в виде выплаты социального пособия по бедности, эта помощь рассматривается в данном разделе настоящего учебника. Некоторые вопросы, касающиеся этого вида помощи, не урегулированы в полном объеме законом. В связи с этим в ближайшее время появятся, видимо, дополнительные нормативные правовые акты, хотя в законе содержится лишь одно поручение Правительству РФ - установить до издания федерального закона порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Каковы причины введения в России государственной помощи в связи с бедностью?
  2. Какое место занимает государственная социальная помощь в связи с бедностью в общей системе социального обеспечения?
  3. Каков порядок вступления в силу закона, которым установлена государственная социальная помощь?
  4. Какие виды государственной социальной помощи установлены, как имеется в виду определять ее уровень?
  5. Каков порядок (процедура) предоставления государственной социальной помощи?
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 15 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу