<< Пред.           стр. 16 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей
 
  § 1. Введение в Российской Федерации
  обязательного социального страхования от несчастных случаев
  на производстве и профессиональных заболеваний
 
  Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве возникло в Германии, как и другие виды такого страхования. Закон "О страховании от несчастных случаев на производстве" в этой стране принят одним из первых - в 1884 г., вслед за законом о страховании на случай болезни (1883 г.). В конце XIX и начале XX в. подобные законы, близкие по своему содержанию к германскому закону, принимаются во многих других европейских странах: в Великобритании в 1887 г., Италии - 1898 г., Швеции - 1901 г. и т.д. В России Закон "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве" принимается в 1912 г., одновременно с Законом "Об обеспечении рабочих на случай болезни". Эти законы действовали всего несколько лет. С конца 1917 г. система социального страхования полностью ликвидируется, страховые органы упраздняются, в стране вводится (1918г.) государственная система социального обеспечения.
  Попытка возродить обязательное социальное страхование наемных работников была связана в нашей стране с новой экономической политикой, которая проводилась ограниченное время. В этот период возникают различные формы собственности на средства производства и вводятся страховые платежи работодателей по отдельным видам страхования, причем они дифференцируются в зависимости от степени опасности и вредности производства и существенно снижаются для государственных предприятий. Предусматриваются также меры (повышение или понижение страховых тарифов), стимулирующие улучшение условий труда на производстве.
  Впоследствии произошел переход к государственной системе социального страхования. Обязательное социальное страхование как обособленная страховая система обеспечения наемных работников и их семей практически перестало существовать с начала 30-х годов: отдельные страховые риски не выделялись, государство устанавливало страховые тарифы для всех рисков, бюджет государственного социального страхования составлял часть союзного государственного бюджета и страховые взносы являлись одним из источников доходов этого бюджета. Страховые кассы были ликвидированы, а управление государственным социальным страхованием формально передано профсоюзам; фактически же им управляло правительство, которое распоряжалось всеми финансовыми ресурсами страны.
  Обязательного социального страхования наемных работников, пострадавших на производстве, и их семей, как самостоятельного вида страхования, практически не существовало. Для них предусматривался лишь максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и несколько более высокий размер пенсий.
  Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г., устанавливали следующее: если работнику в связи с исполнением им трудовых (служебных) обязанностей причинено увечье или иное повреждение здоровья по вине организации или гражданина, обязанных уплачивать за него взносы по государственному социальному страхованию, эта организация или гражданин должны возместить потерпевшему вред в части, превышающей сумму полученного им пособия или назначенной ему после повреждения здоровья и фактически получаемой им пенсии. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
  Такие же нормы содержались в ГК союзных республик (в ст. 468 ГК РСФСР).
  В СССР затем издавались различные нормативные правовые акты по данному вопросу. Однако возмещение вреда в прошлом всегда регулировалось на основе гражданского законодательства, хотя действовали некоторые особые правила, регулирующие главным образом процедурные вопросы. Российские Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждены Верховным Советом РФ 24 декабря 1992 г.221 Они действовали с некоторыми дополнениями и изменениями до 2000 г. и также основывались на гражданском законодательстве. "Отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами", - так указывалось в ст. 1 названных Правил.
  Надо иметь в виду, что в отдельных странах до сих пор сохраняется хорошо отлаженная гражданско-правовая ответственность работодателей. Россия до 2000 г. была в числе таких стран, но регламентация гражданско-правовой ответственности у нас страдала рядом серьезных недостатков.
  Что же побудило Россию перейти от гражданско-правовой ответственности к обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Причин много, и проблема введения данного вида страхования назрела давно. Она резко обострилась в последние годы в связи с переходом к неупорядоченным, хаотичным рыночным отношениям, следствием чего стал катастрофический спад производства, ликвидация и реорганизация многих предприятий, смена их собственников, тяжелое финансовое положение большинства предприятий, задержка выполнения ими долговых обязательств, в том числе перед пострадавшими на производстве и их семьями. Практически в стране ныне сложилась ситуация, близкая к той, которая обусловила введение этого вида страхования в других странах Европы десятки лет назад, когда недостаточно упорядоченная гражданско-правовая ответственность отдельных работодателей перед наемными работниками не могла гарантировать стабильность обеспечения и эффективное предотвращение несчастных случаев на производстве.
  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает экономические и организационные основы этого вида страхования и вместе с тем определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим законом случаях.
  В Законе от 24 июля 1998 г. определены задачи данного вида обязательного социального страхования. Они соответствуют тем, которые провозглашены в законах других стран. Это:
  обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  Следует иметь в виду, что этот закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством РФ в части, превышающей то обеспечение, которое предоставляется по данному закону. Это означает, что граждане, пострадавшие на производстве (а в соответствующих случаях и члены их семей) вправе требовать возмещения причиненного вреда их здоровью и жизни в общегражданском порядке, если вред за счет средств обязательного социального страхования возмещен не в полном объеме.
  В Законе даны, в частности, определения страхового случая, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случае на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
  Несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
  Круг граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также очерчен законом. Этому виду страхования подлежат граждане (физические лица - так они названы в законе), выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Граждане, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
  Как и все другое законодательство об обязательном социальном страховании, данный вид страхования распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
  Закон принят, как отмечалось, 24 июля 1998 г., однако вступление его в силу состоялось лишь в начале 2000 г., поскольку оно было обусловлено установлением также федеральным законом страховых тарифов, необходимых для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" принят 2 января 2000 г. Он вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" - 6 января 2000 г. Следовательно, с этого времени вступил в действие и Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
  Страховые тарифы дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска 222.
  Всего предусмотрено 14 классов профессионального риска (с I по XIV): наименьший размер тарифа 0,26, а наибольший 10,7% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных223. Правила отнесения отраслей (подотраслей) к классу профессионального риска утверждаются Правительством РФ.
  В 2000 г. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные, территориальные и местные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций и организаций, единственным собственником которых являются названные общественные организации, уплачивают страховые взносы в размере 60% от размера страховых взносов, установленных для соответствующего класса профессионального риска.
  Обеспечение по страхованию, т. е. страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного в результате наступления страхового случая, предоставляется в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком (им является Фонд социального страхования РФ) застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом. Различается основное страховое возмещение и дополнительное - оплата дополнительных расходов.
  Следует иметь в виду, что в счет страховых выплат, предусмотренных законом, не засчитываются все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после наступления страхового случая. Другими словами, все эти выплаты не влияют на страховые выплаты, как и страховые выплаты не влияют на них.
 
  § 2. Основные виды обеспечения по страхованию
 
  Основные виды страхового обеспечения - это пособие по временной нетрудоспособности и страховые выплаты двух видов: единовременные и ежемесячные. Рассмотрим их в отдельности.
  1. Пособие по временной нетрудоспособности.
  Такое пособие выплачивается потерпевшему за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - начиная с первого ее дня и до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Профессиональная трудоспособность, согласно закону, это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества. Размер пособия - 100% среднего заработка (без какого-либо его ограничения). Заработок, дневное пособие и общая сумма пособия, подлежащая выплате, исчисляются на общих основаниях 224.
  Это пособие теперь выплачивается, в отличие от прошлого, за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  2. Единовременные страховые выплаты.
  Такие выплаты производятся, во-первых, застрахованным, если результатом страхового случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности, и, во-вторых, гражданам, имеющим право на их получение, если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного.
  Размер единовременной страховой выплаты определяется в первом случае (т. е. самому застрахованному) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности (ею признается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность, которую он выполнял до наступления страхового случая). Исчисляется сумма выплаты в соответствующем процентном отношении, исходя из 60-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законом на день ее выплаты. Так, при утрате профессиональной трудоспособности на 75% сумма единовременной страховой выплаты составит 3/4 величины 60-кратного размера минимальной оплаты труда, на 50% - 1/2, на 25% - 1/4 и т.д.
  Во втором случае (т. е. в случае смерти застрахованного) единовременная страховая выплата составляет 60-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом также надень ее выплаты. В таком размере единовременная выплата устанавливается на всех граждан, имеющих право на ее получение на день смерти застрахованного (их доли равны).
  Как отмечалось ранее, минимальный уровень оплаты труда в стране искусственно занижен. О его повышении с 1 июля 2000 г. до 132 руб., а затем (с 1 января 2001 г.) до 200 руб. и (с 1 июля 2001 г.) до 300 руб. см. § 3 гл. 19.
  В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
  3. Ежемесячные страховые выплаты.
  Они выплачиваются как застрахованным (если результатом страхового случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности), так и гражданам, имеющим право на их получение (если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного).
  Размер ежемесячной страховой выплаты самому застрахованному определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности в таком же порядке, как единовременная страховая выплата. Разница лишь в том, что единовременная страховая выплата исчисляется из суммы, равной 60-кратному минимальному размеру оплаты труда, а ежемесячная страховая выплата - из среднего заработка застрахованного.
  В заработок, на основе которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, включаются все виды оплаты труда (дохода) как по месту основной работы, так и по совместительству. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и сумма выходного пособия при увольнении. Оплата труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.
  Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.
  В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
  Средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (или утрате либо снижению трудоспособности), на 12 (по выбору застрахованного).
  Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При этом не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
  При наступлении страхового случая в связи с профессиональным заболеванием средний месячный заработок может быть подсчитан (по желанию обратившегося за ежемесячной выплатой) за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
  Сумма среднего месячного заработка застрахованного, не достигшего 18 лет, не может быть ниже пятикратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки.
  Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее пятикратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки.
  Когда в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышение заработной платы по занимаемой должности, перевод на более высокооплачиваемую работу, поступление на работу после окончания учебного заведения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость происшедших изменений в уровне оплаты труда или возможность таких изменений), при подсчете среднего месячного заработка застрахованного учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
  При невозможности получения документов о заработке застрахованного сумма ежемесячной выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.
  После представления документов о заработке сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается.
  Размер ежемесячной страховой выплаты гражданам, имеющим право на ее получение в связи со смертью застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, также исчисляется на основе заработка застрахованного. Он определяется по изложенным выше правилам. В него включаются также получаемая застрахованным при жизни пенсия, пожизненное денежное Содержание и другие подобные выплаты (например, доплата к пенсии).
  Подсчет производится так: из заработка (с включением в него указанных выплат) вычитаются доли, которые приходятся на самого застрахованного и трудоспособных лиц, не имеющих права на получение страховых выплат (доли всех признаются равными); полученная разница и есть общая сумма ежемесячной страховой выплаты на тех граждан, которые имеют право на данную выплату; для определения размера ежемесячной страховой выплаты каждому, кто имеет право ее получать, общая сумма ежемесячной страховой выплаты делится на число таких лиц (доли каждого здесь также признаются равными). Допустим, семья состоит из четырех человек, включая застрахованного. Имеют право получать единовременную страховую выплату трое, доля застрахованного в этом случае составит 25% заработка, общая сумма ежемесячной страховой выплаты - 75% заработка, а доля каждого - 25% заработка.
  Кому же закон предоставляет право получать как единовременную, так и ежемесячную страховую выплату в связи со смертью застрахованного?
  Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
  нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
  ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
  В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.
  В ранее действовавших Правилах указывалось, какие граждане считаются нетрудоспособными. К ним относились несовершеннолетние, т. е. граждане, не достигшие 18 лет; граждане старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; мужчины, достигшие 60 лет, и женщины - 55 лет либо признанные в установленном порядке инвалидами. К гражданам, имеющим право на возмещение вреда, относились также учащиеся в возрасте от 18 до 23 лет.
  В Законе от 24 июля 1998 г. подобные нормы отсутствуют. В связи с этим возникает необходимость применять нормы других законов, которые регулируют близкие по своему характеру общественные отношения, в частности нормы российского пенсионного Закона 1990 г.225 В этом законе указано, что нетрудоспособными являются дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, а также отец, мать, супруг, если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами. Видимо, к числу нетрудоспособных, которым предоставлено право получать страховые выплаты, относятся граждане, отвечающие тем же условиям. Однако надо иметь в виду, что пенсионное законодательство обусловливает право нетрудоспособных на получение пенсии по случаю потери кормильца определенными родственными связями (братья, сестры и т.д.), а для определения права на получение страховых выплат эти связи значения не имеют. Страховые выплаты вправе получать, например, старый человек, находившийся на иждивении застрахованного при его жизни, хотя он и не являлся родственником умершего.
  В Законе от 24 июля 1998 г. не раскрывается понятие иждивенства, в нем указано лишь, что право на получение страховых выплат имеют "нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего". В данном случае также необходимо применять норму пенсионного Закона 1990 г. (ст. 53): состоявшими на иждивении считаются граждане, которые находились на полном содержании умершего или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию226. Факт нахождения на иждивении застрахованного лиц, имеющих право на страховые выплаты, в случае отсутствия и невозможности восстановления документов, необходимых для назначения страховых выплат, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов устанавливается судом.
  Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.
  Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню его смерти, установлен Семейным кодексом РФ. При решении затронутого вопроса значение имеют брачные или определенные родственные отношения.
  Ранее отмечалось, что размер страховых выплат самому застрахованному (как единовременных, так и ежемесячных) зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности.
  Как же определяется степень утраты профессиональной трудоспособности?
  Освидетельствование застрахованного производится МСЭК. Оно может осуществляться в связи с обращением субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщика) или суда. Во всех случаях в комиссию должен представляться акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.
  Последующие освидетельствования (переосвидетельствования) производятся тем же учреждением в установленные им сроки. Переосвидетельствование может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. В случае несогласия застрахованного с заключением учреждения медико-социальной экспертизы это заключение может быть обжаловано застрахованным в суд.
  Уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования в установленные сроки влечет за собой утрату права на обеспечение по страхованию до прохождения им переосвидетельствования.
  Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством РФ.
  Возможен ли отказ в назначении единовременной или ежемесячной выплаты либо уменьшение ее размера?
  При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается. Однако вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит. Данные правила касаются как единовременных и ежемесячных страховых выплат, так и всех случаев оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных (см.§3).
  Что касается уменьшения размера выплаты, то оно допускается лишь в отношении ежемесячной выплаты самому застрахованному, если при расследовании страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае возможно снижение размера ежемесячной выплаты с учетом степени вины потерпевшего, но все же не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая, она определяется в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании. При определении степени вины эта комиссия рассматривает заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.
  Еще раз отметим: размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренный законом, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.
  4. Обеспечение в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного.
  Дополнительные расходы касаются медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавшего на производстве и включают расходы на:
  дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;
  посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
  санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания;
  протезирование, а также обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту;
  обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
  профессиональное обучение (переобучение).
  Все перечисленные расходы производятся страховщиком, если МСЭК установлено, что застрахованный нуждается в этих видах помощи, обеспечения или ухода. Такие расходы оплачиваются в порядке, определяемом Правительством РФ.
  Если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному из оснований.
  Таким образом, для возмещения дополнительных расходов необходимы два условия: признание МСЭК нуждаемости в каждом из них и неполучение их бесплатно в ином порядке. Заключение о нуждаемости в постороннем уходе при установлении I группы инвалидности обычно не требуется, поскольку эта группа инвалидности устанавливается именно гражданам, нуждающимся в постороннем уходе. Однако если требуется специальный медицинский уход, а не только бытовой, то заключение комиссии о таком уходе необходимо.
  Дополнительные расходы, как и единовременные страховые выплаты, которые производятся гражданам в связи со смертью застрахованного, не могут снижаться, если расследование установило, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. Не допускается, естественно, и отказ в этих дополнительных видах обеспечения, если необходимость в них установлена МСЭК.
  Помимо перечисленных видов обеспечения по страхованию, застрахованному, а в соответствующих случаях гражданам, имеющим право на получение страховых выплат в связи с его смертью, возмещается моральный вред. Вопрос о возмещении морального вреда разрешается в судебном порядке. Возмещается он непосредственно причинителем вреда, а не страховщиком.
 
  § 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения
 
  Назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в том же порядке, что и выплата других пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию, т. е. по месту работу потерпевшего227.
  Другие виды страхового обеспечения назначаются на основании заявления застрахованного, а в случае его смерти - граждан, имеющих право на получение соответствующих выплат (или их доверенных лиц).
  Днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи заявления страховщику. При направлении заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления.
  Срок обращения за обеспечением по страхованию не ограничен - заявление может быть подано независимо от того, сколько времени прошло с момента наступления страхового случая.
  Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого МСЭК установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. При этом период, за который застрахованному назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности, исключается.
  Гражданам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат (например, достижения соответствующего преклонного возраста, наступления инвалидности).
  Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
  Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая. Он зависит главным образом от того, кому назначается страховое обеспечение: застрахованному или гражданам, имеющим право на обеспечение по случаю его смерти. В законе содержится общий перечень этих документов. К ним относятся:
  акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  справка о среднем месячном заработке застрахованного; заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;
  заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного;
  гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов в пользу застрахованного; свидетельство о смерти застрахованного;
  справка жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления, о составе семьи умершего застрахованного;
  справка о нетрудоспособных членах семьи умершего застрахованного;
  справка о членах семьи, находившихся на иждивении умершего застрахованного;
  справка о том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного не работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинского органа признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе;
  справка учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;
  документы, подтверждающие расходы, произведенные на осуществление по заключению МСЭК социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного.
  Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного - не позднее 2 дней) со дня поступления заявления и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.
  Задержка страховщиком принятия в установленный срок решения о назначении или об отказе в назначении страховых выплат рассматривается как отказ в назначении страховых выплат.
  Заявление на получение обеспечения по страхованию и документы (их заверенные копии), на основании которых назначено обеспечение по страхованию, хранятся у страховщика.
  Страховые выплаты застрахованному, состоящему в трудовых отношениях со страхователем, производятся самим страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов страховщику. Ежемесячные страховые выплаты производятся страхователем в сроки, установленные для выплаты заработной платы.
  Гражданам, не состоящим в трудовых отношениях со страхователями, страховые выплаты производятся страховщиком. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который производятся указанные выплаты.
  Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованному не позднее месяца со дня их назначения, а гражданам, имеющим право на их получение в связи со смертью застрахованного, - в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.
  При задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 % от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
  Пеня, образовавшаяся по причине задержки страхователем страховых выплат, в счет уплаты страховщику страховых взносов не засчитывается.
  При задержке страхователем производимых им ежемесячных страховых выплат более чем на один календарный месяц указанные выплаты по заявлению застрахованного или лиц, имеющих право на их получение, производятся страховщиком с последующим возмещением страхователем понесенных страховщиком расходов и выплатой ему пени в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
  Единовременные страховые выплаты производятся застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного - гражданам, имеющим право на их получение, - в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.
  Ежемесячные страховые выплаты производятся застрахованному в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного - гражданам, имеющим право на их получение, в течение всего срока их нетрудоспособности:
  несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет; учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
  женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;
  инвалидам - на срок инвалидности;
  одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья. В случае помещения застрахованного в дом для престарелых и инвалидов ему выплачивается разница между назначенной суммой ежемесячной страховой выплаты и стоимостью содержания в этом доме, но не менее 25 % назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты. Гражданам, получающим ежемесячные страховые выплаты в связи со смертью застрахованного, при их помещении в дом для престарелых и инвалидов ежемесячные страховые выплаты производятся в следующем порядке: на одного нетрудоспособного иждивенца - четверть, на двух - треть, на трех и более - половина назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты. Оставшаяся часть суммы ежемесячной страховой выплаты за вычетом стоимости содержания в доме для престарелых и инвалидов, но не менее 25 % назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты выплачивается самому застрахованному.
  В Законе от 24 июля 1998 г. указано, что в связи с повышением стоимости жизни сумма заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличивается в порядке, установленном законодательством РФ. Однако законодательством такой порядок применительно к ежемесячным страховым выплатам не установлен. Прошлый заработок осовременивается лишь при назначении пенсий в соответствии с Законом 1990 г., однако коэффициенты его перерасчета явно занижены, а заработок, полученный после 1 октября 1997 г., вообще не пересчитывается, хотя интенсивный рост цен продолжается, особенно в первый период после августа 1998 г., когда цены возросли в несколько раз. Тот порядок индексации пенсионных выплат, который действует ныне228, не касается перерасчета прошлого заработка. Таким образом, можно сделать вывод, что суммы заработка, полученные после 1 октября 1997 г., перерасчету не подлежат, а для пересчета заработка, полученного до этого, по "пенсионным" правилам требуется соответствующее решение законодателя, которого пока еще нет. Закон предусмотрел также повышение назначенной ежемесячной выплаты: она увеличивается пропорционально повышению минимального размера оплаты труда в централизованном порядке, т. е. федеральным законом.
  Как уже говорилось, до начала 2000 г. обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в России не существовало. Причиненный вред возмещался в соответствии с гражданским законодательством с некоторыми особенностями главным образом процедурного характера. Ранее действовавшие Правила, утвержденные Верховным Советом РФ, утратили силу с начала 2000 г.
  Закон от 24 июля 1998 г. установил, что граждане, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством РФ о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу этого закона. При этом устанавливаемое им обеспечение по страхованию не может быть ниже того, которое им предоставлялось ранее в соответствии с законодательством РФ, т. е. согласно действовавшим Правилам, утвержденным Верховным Советом РФ.
  Граждане, получившие увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, а также граждане, имеющие право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца и получавшие ранее возмещение вреда, обеспечиваются по страхованию независимо от времени наступления увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
  В случае реорганизации страхователя - юридического лица его обязанности, установленные законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику. При ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом обеспечение по страхованию предоставляется страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
  В этом заключается основная правовая гарантия реального обеспечения пострадавших на производстве и их семей, введенная Законом от 24 июля 1998 г.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Чем обусловлено введение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
  2. В чем заключается гарантированность страхового обеспечения пострадавших на производстве и членов их семей?
  3. Что такое несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание?
  4. Каков круг граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Сравните его с кругом граждан, подлежащих иным видам такого страхования.
  5. Каков принцип определения страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Кем и как они дифференцируются?
  6. Засчитываются ли в счет обеспечения по страхованию пенсии и другие подобные выплаты, а также заработок, который имел пострадавший после увечья?
  7. Назовите виды обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  8. В чем состоят особенности обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности пострадавших на производстве?
  9. Кому и в каком размере предоставляются единовременные страховые выплаты? На основе чего определяется их сумма?
  10. Как определяется размер ежемесячной страховой выплаты застрахованному? От чего он зависит?
  11. Как определяется размер ежемесячной страховой выплаты гражданам, имеющим право на ее получение в связи со смертью застрахованного в результате несчастного случая на производстве?
  12. Что понимается под профессиональной трудоспособностью? Кто и как определяет степень ее утраты?
  13. Как исчисляется заработок, на основе которого определяется размер ежемесячных страховых выплат?
  14. Каков круг граждан, которым предоставляется страховое обеспечение в связи со смертью застрахованного в результате несчастного случая на производстве? В чем его особенность?
  15. Допускаются ли снижение страхового обеспечения и отказ в его предоставлении?
  16. Какие существуют виды дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного? Кто их определяет и в каком порядке они возмещаются?
  17. .Возмещается ли моральный вред, причиненный в связи с несчастным случаем на производстве? Как, кем и за чей счет?
  18. Как назначается страховое возмещение, какие документы для этого необходимы?
  19. Установлен ли срок давности для обращения за страховым обеспечением? С какого момента оно назначается?
  20. Кто и в какие сроки выплачивает страховое возмещение?
  21. Повышаются ли заработок, принимаемый за основу при исчислении ежемесячных страховых выплат, и сами эти выплаты в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги?
  22. Каково действие закона, которым введено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, во времени?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Основной нормативный материал
 к разделу III Особенной части
 
  Закон РФ от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. от 18 июля 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4561; 1996. № 51. Ст. 5680; 1999. № 16. Ст. 1937; № 28.Ст. 3460.
  Федеральный закон от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"//СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212;1997. № 3. Ст. 352.
  Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; № 48. Ст. 4566; 1996. № 26. Ст. 3028; № 49. Ст. 5489; 1997. № 1. Ст. 3; 1998. № 31. Ст. 3812; 1999. № 29. Ст. 3692; 2000. № 29. Ст. 3002.
  Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" // СЗ РФ. 1995. Ст. 5110.
  Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146; 1997. № 26. Ст. 2952.
  Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст. 2211; № 29. Ст. 3696; № 47. Ст. 5613.
  Федеральный закон от 1 августа 1996 г. "О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего образования" // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3847.
  Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; 1998. № 7. Ст. 788.
  Федеральный закон от 28 июня 1997 г. "О беженцах", ст. 6, 8 // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2956.
  Федеральный закон от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904; 2000. № 22. Ст. 2264.
  Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", ст. 11 // СЗ РФ. 1998. № 16.Ст. 1795.
  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих",
  ст. 23//СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
  Федеральный закон от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом", ст. 20 //СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3808.
  Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", гл. У// СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.
  Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
  Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации //СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5619.
  Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 г." //СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 131.
  Федеральный закон от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348.
  Указ Президента РФ от 2 июля 1992 г. "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" // Ведомости РФ. 1992. № 28. Ст. 1659; СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4885.
  Указ Президента РФ от 17 марта 1994 г. "О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" // САПП РФ. 1994. № 12. Ст. 877.
  Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. "О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан" // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 589.
  Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. "О размере пособия по временной нетрудоспособности" //СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1259.
  Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1595.
  Порядок предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Утв. Пост. Правительства РФ от 25 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 612.
  Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Утв. Пост. Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3035.
  Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Утв. Пост. Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 37. От. 3628; 1996. № 6. Ст. 568; № 38. Ст. 4434; 1997. № 8. Ст. 950; № 36. Ст. 4174; 1999. № 47. Ст. 5705; 2000. № 19. Ст. 2092.
  Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996г. "О приемной семье" // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721.
  Постановление Правительства РФ от 2 января 1997 г. № 58 "О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом" //СЗРФД997.№4.Ст.551.
  Порядок регистрации безработных граждан. Утв. Пост. Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 209; 1999. № 46. Ст. 5573.
  Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. "О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем" // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2943.
  Порядок выплаты единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем. Утв. Пост. Правительства РФ от 16 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2943.
  Постановление Правительства РФ от 20 июня 1997 г. "О государственных единовременных пособиях работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти" // СЗ РФ. 1997.№ 26. Ст. 3052.
  Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. "О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу" // СЗ РФ. 1998. № 22.Ст. 2457.
  Порядок выплаты единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу. Утв. Пост. Правительства РФ от 23 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2457.
  Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящим военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей. Утв. Пост. Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1245.
  Перечень поствакциональных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающим право гражданам на получение государственных единовременных пособий. Утв. Пост. Правительства РФ от 2 августа 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4094.
  Порядок учета и исчисления' величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Утв. Пост. Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 41. Ст. 4920; 2000. № 19. Ст. 2091.
  Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1040.
  Постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 г. "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г." // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2432.
  Постановление Правительства РФ от 11 августа 2000 г. "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2000 г." // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3407.
  Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Утв. Пост. Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. с посл. изм. и доп. // СП СССР. 1984. № 8. Ст. 46.
  Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Утв. Пост. Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. с поел. изм. и доп. // Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. М., 1997.
  Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. от 20 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5878.
  Положение о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации. Утв. приказом Федеральной службы занятости РФ от 6 марта 1995 г. // БНА. 1995. № 6.
  Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством). Утв. приказом Минобразования от 19 августа 1999 г.//РГ. 2000 .10 марта.
  Письмо Фонда социального страхования РФ от 17 марта 2000 г. "Об Указе Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" // Бюлл. Минтруда. 2000. № 5.
 
 
 
 
 
 
  Раздел IV. Охрана здоровья граждан.
  Медицинская и лекарственная помощь
 
  Глава 26. Медицинская помощь и лечение
 
  § 1. Медицинская помощь в системе
  охраны здоровья граждан и се виды
 
  Каждый имеет право на жизнь. Это незыблемое право человека закреплено в нормах международного права, в Конституции России. С ним неразрывно связаны другие права человека и гражданина, в том числе право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 20, 41Конституции РФ).
  Медицинская помощь - лишь часть более широкого понятия - охраны здоровья. Раскрывают это широкое понятие Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно Основам, охрана здоровья - это совокупность всех мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья229. Система медицинской помощи, следовательно, лишь часть общей системы охраны здоровья населения.
  Конституция РФ, подтвердив право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, определила, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов, других поступлений (ст. 41).
  К медицинской помощи, которая оказывается указанными выше учреждениями бесплатно, в соответствии с Основами относятся, следующие ее виды.
  Первичная медико-санитарная помощь. Она является основным, доступным для каждого гражданина видом медицинской помощи. Такая помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В ее оказании могут участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
  Скорая медицинская помощь. Такая помощь оказывается при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, отравлениях и других состояниях и заболеваниях). Она осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. При этом при угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.
  Специализированная медицинская помощь. Подобная помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий. Оказывается такая помощь врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
  Оказывается помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение за такими гражданами в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях.
  Самостоятельный вид медицинской помощи, указанный в Основах, это помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Она также именуется медико-социальной, перечень соответствующих заболеваний определяется Правительством РФ. Для отдельных категорий граждан, страдающих такими заболеваниями, устанавливаются различные дополнительные льготы: сохраняется место работы при длительном заболевании, предоставляется дополнительная жилая площадь и т.д.
  Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа разрабатывается Минздравом и утверждается Правительством. На основе базовой программы в субъектах РФ утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования. При этом объем и условия оказания медицинской помощи, которые предусмотрены в территориальной программе, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
  Виды, объем, а при необходимости и стандарты специализированной медицинской помощи и медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, разрабатываются Минздравом России.
  Финансируется бесплатная медицинская помощь для граждан за счет средств бюджетов различных уровней, медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством.
  Для некоторых категорий граждан предусмотрены дополнительные права в сфере охраны их здоровья, в частности оказание им бесплатной медицинской помощи. Так, каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается бесплатной медицинской помощью в специализированных государственных и муниципальных учреждениях системы здравоохранения (женские консультации, родильные дома и т.д.). Несовершеннолетние имеют, например, право на диспансерное наблюдение и бесплатное лечение в детской и подростковой службах здравоохранения.
  Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью разработана и утверждена Правительством РФ 11 сентября 1998 г. В эту Программу внесены изменения и дополнения, и она изложена в новой редакции 26 октября 1999 г. В ней несколько иначе, чем в Основах, определены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Программа включает, кроме того, базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, порядок формирования подушных нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гражданам гарантированных объемов медицинской помощи. В соответствии с Программой и методическими рекомендациями Минздрава и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (они согласуются с Минфином) органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают территориальные программы. Эти территориальные программы могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов РФ.
  В рамках указанной Программы гражданам бесплатно представляются следующие три вида медицинской помощи:
  1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его ЛИД, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
  2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
  3) стационарная помощь:
  при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
  при патологии беременности, родах и абортах;
  при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
  При оказании двух видов помощи - скорой и стационарной - осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством РФ 230.
  В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при большинстве заболеваний (они перечислены в Программе).
  Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетных ассигнований, дифференцируется по уровню бюджетов.
  За счет федерального бюджета предоставляются все виды медицинской помощи, которые оказываются федеральными медицинскими учреждениями, в том числе дорогостоящие виды медицинской помощи (перечень таких видов утверждается Минздравом РФ).
  За счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов предоставляется, во-первых, скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи, и, во-вторых, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, которая оказывается в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при определенных заболеваниях - туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях и т.д. Их перечень также содержится в Программе.
  За счет средств бюджетов всех уровней осуществляется, в частности, льготное лекарственное обеспечение, а также финансирование некоторой медицинской помощи, которая оказывается фельдшерско-акушерскими пунктами, лепрозориями, домами ребенка и т.д.
  Как видим, система оказания медицинской помощи, финансирования расходов на ее осуществление, достаточно сложна.
  Объемы медицинской помощи, которая предоставляется населению субъекта РФ бесплатно, определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек. Они рассчитываются отдельно по всем трем видам медицинской помощи. При этом по базовой программе отдельно выделяется объем по амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
  Программа предусматривает, как уже отмечалось, порядок формирования подушных нормативов финансирования здравоохранения. Ими являются показатели, отражающие размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека. По этим показателям можно судить о тенденциях в развитии здравоохранения в стране, регионах, принимать соответствующие меры к устранению существенных различий в уровне медицинского обслуживания.
  Советский Союз был одной из немногих стран, где медицинская помощь всем гражданам оказывалась бесплатно. На эти цели выделялись соответствующие бюджетные ассигнования, и функции по оказанию такой медицинской помощи возлагались на соответствующие государственные учреждения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на рубеже 70-х годов положительно оценивала систему оказания медицинской помощи в СССР. Однако в последние годы наметились сбои в организации медицинской помощи, они касались главным образом ее качества и были связаны с нехваткой средств, выделяемых на финансирование здравоохранения.
  После распада СССР предпринимаются попытки перекроить сложившуюся систему оказания бесплатной медицинской помощи. Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" вводится по существу обязательное медицинское страхование. Закон направлен "на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционные права граждан РСФСР на медицинскую помощь". Фактически в связи с введением обязательного медицинского страхования создавался дополнительный источник финансирования для оказания гражданам медицинской помощи, за счет которого имелось в виду улучшить охрану здоровья населения. Удалось ли это? Пока еще не удалось в силу многих причин, которые негативно отразились на всей системе социального обеспечения.
  Надо отметить, что во многих странах введено обязательное медицинское страхование граждан и сложившиеся системы, основанные на страховых принципах, успешно функционируют и совершенствуются. Видимо и в нашей стране, после ее выхода из глубокого и затянувшегося на многие годы экономического кризиса, страховая медицина оправдает свое целевое назначение. Пока же она фактически подменила бюджетное финансирование, а общие затраты на охрану здоровья населения сократились.
  Обязательное медицинское страхование в России является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет страховых взносов работодателей 231.
  Застрахованные, согласно закону, имеют, в частности, право на свободный выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача (в соответствии с договором), на получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства.
  Медицинское страхование осуществляется в форме Договора между субъектами страхования. Ими являются страхователь и медицинская организация, которая обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам медицинского страхования. Форма Договора утверждена Правительством РФ.
  Каждому гражданину выдается страховой медицинский полис. Он находится у застрахованного и имеет силу на всей территории России.
  Законодательством предусмотрены особые правила оказания бесплатной медицинской помощи некоторым гражданам, в частности военнослужащим, лицам младшего и начальствующего состава органов внутренних дел, членам их семей. Военнослужащим, например, такая помощь оказывается в военно-медицинских учреждениях по месту прохождения службы или жительства, а если таких учреждений нет или в них отсутствует необходимое оборудование, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях государственной или муниципальных систем здравоохранения. Право на бесплатную медицинскую помощь в указанных военно-медицинских учреждениях предоставлено также членам семей офицеров (супругу, несовершеннолетним детям и некоторым другим)232.
 
  § 2. Санаторно-курортное лечение
 
  Санаторно-курортное лечение - это лечение граждан, перенесших определенные заболевания, с использованием, как правило, благоприятных природно-климатических факторов. Осуществляется такое лечение в санаториях различного профиля, часть из которых находится в непосредственном ведении органов здравоохранения (детские санатории, туберкулезные санатории и др.). Санаторно-курортное лечение предоставляется не всем гражданам, а лишь тем из них, которые нуждаются в нем по заключению лечебного учреждения. Именно оно определяет медицинские показатели для санаторно-курортного лечения. Его заключение, которое обычно содержится в справке, выдаваемой больному, носит предварительный характер, ибо решение о выдаче путевки принимает соответствующий орган (профсоюзный комитет, орган социальной защиты населения и т.д.).
  Больные направляются в санатории, находящиеся в ведении органов здравоохранения, этими органами. Лечение в санаториях, как правило, бесплатное. По существу это продолжение стационарного лечения. Непосредственно из стационарных лечебных учреждений на долечивание в санатории направляются граждане после перенесенного острого инфаркта миокарда, оперативного вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и после удаления желчного пузыря. При этом за время пребывания в таких санаториях работающим выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в таком же порядке, как и за время пребывания в стационарном лечебном учреждении (больнице, клинике и т.п.) 233.
  Лечение и обслуживание в других санаториях осуществляется по путевкам, которые выдаются на льготных условиях за счет средств государственного социального страхования или за счет бюджетных средств. Порядок выдачи "соцстраховских" путевок определяется Фондом социального страхования (часть путевок выдается бесплатно, а часть - с частичной оплатой их стоимости). Те ведомства, которые имеют свои санатории (Минобороны РФ, МВД РФ и т.д.), на основе соответствующих актов самостоятельно определяют правила предоставления санаторно-курортного лечения в этих санаториях. Так, Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации утверждена приказом Министра обороны РФ от 29 августа 1999 г.
  Бесплатное или на льготных условиях санаторно-курортное лечение - дефицитный вид лечения, как в прошлом, так и сейчас. Безусловного права на получение такого лечения, в том числе в санаториях органов здравоохранения, все граждане пока еще не имеют. В связи с этим в нормативных правовых актах, регулирующих порядок выдачи путевок на санаторно-курортное лечение, предусматривается право отдельных категорий граждан на преимущественное их получение. Так, преимущественное право на получение соцстраховской путевки в санаторий по месту работы предоставляется инвалидам и участникам войны; неработающие инвалиды и участники войны обеспечиваются путевками в первоочередном порядке органами, которые осуществляют их пенсионное обеспечение.

<< Пред.           стр. 16 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу