<< Пред.           стр. 18 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.
  Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.
  Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
  Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации).
  Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Раскройте понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения.
  2. Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.
  3. Какие установлены правила обеспечения населения протезными изделиями и каков порядок выдачи этих изделий?
  4. Какие категории инвалидов обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях моторными транспортными средствами?
  5. Каков порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией выданных инвалидам моторных транспортных средств?
  6. Какие основные виды социального обслуживания предусмотрены для граждан, нуждающихся в посторонней помощи?
  7. В чем сущность стационарного и полустационарного социального обслуживания?
  8. Каков порядок оплаты социального обслуживания? Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?
  9. Назовите виды социального обслуживания детей и правила оплаты их социального обслуживания в различных учреждениях для детей.
  10. Что такое приемная семья? Каков порядок ее материального обеспечения?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения
 
  § 1. Понятие социальных льгот и их отличие
  от социального обслуживания
 
  Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки - соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота - правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.
  На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые). В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.
  Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое - низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе - особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.).
  Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами - коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).
  Льготы обычно имеют определенное материальное содержание - освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.
  Надо отметить, что в законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе "О ветеранах" рассматривается как льгота, а в законах "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" - как один из видов социального обслуживания.
 
  § 2. Дифференциация социальных льгот, их виды
 
  Дифференциация социальных льгот в законодательстве осуществляется обычно не по их содержанию, а по контингентам граждан, которым они предоставляются: ветеранам различных категорий, в том числе участникам войны, инвалидам различных категорий и групп, детям-сиротам, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям СССР и Героям России, полным кавалерам ордена Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и т.д.
  При этом объем соответствующих льгот по одному и тому же содержанию (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам, например) зачастую различается для разных категорий граждан. Общее число льгот с учетом конкретных их особенностей - около 100. Достаточно разнообразен и массив нормативных правовых актов, которыми социальные льготы устанавливались. Среди них законы, указы и постановления Правительства.
  Объясняется это недостаточно четким нормотворческим процессом, как в прошлом, так и сейчас (проекты соответствующих решений готовятся разными организациями, они не проходят зачастую независимую экспертизу, принимаются в спешке и т.п.), переоценкой правотворческой компетенции, в частности, органами исполнительной власти. Социальные льготы в подлинно правовом государстве должны вводиться законом, как социальные пособия, поскольку они являются по существу таковыми. Кстати, в некоторых странах выплачиваются дополнительно к пенсии пособия для оплаты различных социальных услуг - в частности, коммунальных. В нашей стране подобные пособия заменяются соответствующими льготами.
  Единого кодификационного акта о социальных льготах нет и вряд ли такой акт появится в ближайшее время. Однако в отношении социальных льгот ветеранам подобный акт принят. Это Закон "О ветеранах". Закон весьма сложен по своему юридическому оформлению и структуре, в нем продолжена традиция установления льгот для определенных категорий граждан из числа ветеранов. Всех ветеранов Закон разделил на пять категорий с учетом (цитируем) "заслуг при защите Отечества, иной государственной службы, безупречной воинской службы и продолжительности добросовестного труда". Это, во-первых, ветераны Великой Отечественной войны. Они в свою очередь подразделяются на четыре группы:
  1) участники Великой Отечественной войны (их девять групп);
  2) граждане, работающие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале войны в портах других государств;
  3) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  4) граждане, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированной территории СССР, и лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.
  Это, во-вторых, ветераны боевых действий (их 6 групп), в-третьих, ветераны военной службы, в-четвертых, ветераны государственной службы, в-пятых, ветераны труда.
  Для каждой категории ветеранов, а зачастую и отдельных их групп (например, среди ветеранов Великой Отечественной войны выделены четыре группы), установлен "свой" набор прав и льгот. При этом наиболее полный набор льгот имеют ветераны - непосредственные участники Великой Отечественной войны и иных войн, особенно инвалиды войны259 (для них установлено 29 различных льгот), менее широкий набор льгот для иных ветеранов, в частности для ветеранов труда.
  По содержанию социальные льготы, которые закреплены в нормативных правовых актах, можно подразделить на несколько видов, которые касаются определенных сфер деятельности соответствующих служб (коммунальных, транспорта и т.п.).
  Большинство социальных льгот носят материальный характер. Есть, как отмечалось, и нематериальные социальные льготы.
  Наиболее значимы для граждан, доходы которых сравнительно невелики (это практически все категории ветеранов, пенсионеров и инвалидов, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, а также по проезду. Рассмотрим их более подробно и определим контингент тех граждан, которым они предоставляются. Некоторые весьма существенные льготы, также материального характера, касаются пенсионного обеспечения, обеспечения различными пособиями. Они рассматриваются в других разделах учебника.
  Льготы по оплате жилья. Они заключаются в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты. Обычно это 50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членами семьи, совместно проживающими с гражданином, которому предоставляется эта льгота (в коммунальных квартирах такая скидка предоставляется в оплате занимаемой жилой площади). Льготы по оплате жилья в таком порядке имеют граждане, проживающие в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях. Подобная льгота предоставляется всем категориям ветеранов, в том числе ветеранам труда; всем категориям инвалидов; семьям, имеющим детей-инвалидов; жертвам политических репрессий; нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств; состоявшим на иждивении погибшего и получающим пенсию по случаю смерти кормильца (или имеющим право на получение такой пенсии).
  Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены семьи полностью освобождены от оплаты жилья, независимо от его размера.
  Льготы по оплате коммунальных услуг также заключаются в снижении оплаты за такие услуги либо в полном освобождении от их оплаты. К коммунальным услугам относится, как правило, водоснабжение, в том числе горячее, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия (отопление) - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективную антенну. Иногда этот перечень более узкий, например для многодетных семей (указано только пользование отоплением, канализацией, газом и электроэнергией). Размер скидки обычно 50%, а в некоторых случаях - не ниже 30% (для многодетных семей),
  Эти льготы предоставляются тем же категориям граждан, которые имеют льготы по оплате жилья; а также многодетным семьям.
  Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семьи полностью освобождены от оплаты коммунальных услуг.
  Льготы по обеспечению топливом. Они заключаются в оплате необходимого для отопления жилья топлива, приобретаемого в пределах соответствующих норм, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Эти льготы состоят в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты за топливо и его доставку. Скидка - обычно 50% (не менее 30% - многодетным семьям). Некоторым категориям граждан предоставляется льгота лишь по оплате топлива (без льгот по его доставке) - многодетным семьям, инвалидам.
  Данная льгота предоставляется практически тем же категориям граждан, которые имеют льготы по оплате коммунальных услуг. Распространяется она на граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления.
  Герои и полные кавалеры указанных выше орденов и совместно проживающие с ними члены семьи обеспечиваются топливом (включая его доставку) бесплатно.
  Льготы по проезду на транспорте зависят от вида транспорта. Проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен), кроме такси, бесплатный в любом городе независимо от места жительства для всех категорий ветеранов и инвалидов (как взрослых, так и детей); родителей, опекунов и попечителей детей-инвалидов, ухаживающих за детьми-инвалидами; членов многодетных семей (как взрослых, так и детей); граждан, пострадавших от политических репрессий; нетрудоспособных родителей и супругов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и ордена Трудовой Славы.
  Практически правом бесплатного проезда на городском транспорте пользуются во многих регионах все пенсионеры, в том числе и не из числа ветеранов. Льготы по проезду предоставлены им соответствующими решениями, принятыми субъектами РФ.
  Для этих же категорий граждан повсеместно введен также бесплатный проезд ц сельской местности на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения.
  Проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения для одних граждан бесплатный, а для других - со скидкой. Круг граждан здесь несколько уже. Бесплатный проезд на этих видах транспорта введен для инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств; участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств; граждан, работавших на предприятиях и в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период его блокады и награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; родителей и супруга инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств; инвалидов (взрослых и детей); детей-инвалидов и сопровождающих их граждан (при поездках к месту лечения, обследования); родителей, опекунов и попечителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами; граждан, пострадавших от политических репрессий; учащихся образовательных школ из многодетных семей; Героев и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы.
  Право на скидку в размере 50% имеют все другие ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.
  Проезд на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте для определенных категорий бесплатный, а для других - со скидкой с оплаты стоимости проезда.
  Право на бесплатный проезд имеют инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств; инвалиды I и II групп один раз в год (туда и обратно), а инвалиды III группы - один раз в два года. При этом инвалидам III группы может предоставляться (по их желанию) один раз в год скидка в размере 50% со стоимости проезда (туда и обратно).
  Такие же льготы по проезду, как инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств III группы, предоставляются всем другим участникам Великой Отечественной войны, а также участникам боевых действий на территории других государств.
  Бесплатный проезд один раз в год предоставляется Героям Советского Союза, Героям России, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. Они имеют право на бесплатный проезд в двухместном купе, спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, на водном транспорте в каютах I класса (на местах I категории) экспрессных и пассажирских линий.
  Бесплатный проезд к месту лечения один раз в год (туда и обратно) предоставляется инвалидам I и II групп и детям-инвалидам. Право на 50% скидку со стоимости проезда (туда и обратно) в период с 1 октября по 15 мая (независимо от числа поездок в это время) и один раз в году при поездках в другое время года предоставляется всем инвалидам, в том числе III группы, и инвалидам с детства.
  В некоторых случаях установлены также льготы по оплате проезда для граждан, сопровождающих инвалидов. Так, гражданам, сопровождающим инвалида Великой Отечественной войны, инвалида боевых действий на территории других государств I группы, предоставляется скидка в размере 50% со стоимости проезда.
  К числу других специальных льгот материального характера относятся, например: получение разовых льготных кредитов банковских учреждений на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков (такие льготы предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств, участникам этих войн и некоторым другим категориям граждан); бесплатная установка квартирного телефона (такую льготу имеют, например, указанные выше инвалиды); различные образовательные льготы (бесплатное питание - завтраки, обеды) в школах для детей из многодетных семей и т.д.
  Следует иметь в виду, что на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, распространяются права и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. То же касается и членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов: на них распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
  Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме случаев наступления инвалидности вследствие их противоправных действий) предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
  Такие же социальные льготы по материально-бытовому обеспечению, как для инвалидов войны, установлены для инвалидов - бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей. Остальным таким узникам (не инвалидам) предоставляются льготы, аналогичные установленным для участников Великой Отечественной войны.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. Что понимается под социальными льготами и в чем проявляется их сущность? В чем состоит отличие социальных льгот от иных льгот?
  2. Назовите основные нормативные акты, предусматривающие льготы по системе социального обеспечения.
  3. .Перечислите основные виды социальных льгот,
  4. .Перечислите основные категории граждан, пользующихся социальными льготами,
  5. .Перечислите виды льгот, установленных действующим законодательством.
  6. Какими льготами пользуются следующие субъекты правоотношений по социальному обеспечению:
  а) Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы;
  б) инвалиды войны, ее участники; несовершеннолетние узники концлагерей;
  в) ветераны труда;
  г) лица, пострадавшие от политических репрессий;
  д) многодетные семьи,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Основной нормативный материал
 к разделу V Особенной части
 
  Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" // Ведомости РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572; Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1230.
  Закон РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий"//Ведомости РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428; Ведомости РФ. 1992. № 28. Ст. 1624; 1993. № 1. Ст. 21; РГ. 1993.15 окт.; СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4242.
  Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. "Об упорядочений платы за содержание детей в детских учреждениях и финансовой поддержке этих учреждений" // Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 621.
  Закон РФ от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В ред. от 18 июня 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4561; 1996. № 51. Ст. 5680; 1999. № 16. Ст. 1937; № 28. Ст. 3460.
  Закон РФ от 15 января 1993 г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // Ведомости РФ. 1993. № 7. Ст. 247; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3838.
  Закон РФ от 20 мая 1993 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4561; 1996. № 32. Ст. 3839; 1998. № 48. Ст. 5850.
  Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах" // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168; 2000. № 2. Ст. 161; № 19. Ст. 2023.
  Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.
  Федеральный закон от 19 августа 1995 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3428.
  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; 1998. № 31. Ст. 3803; 1999. № 2. Ст. 232; № 29. Ст. 3693; 2000. № 22. Ст. 2267.
  Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
  Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. № 3. Ст. 146; 1997. № 26. Ст. 2952; 1998. № 30. Ст. 3613.
  Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; № 7. Ст. 788.
  Федеральный закон от 9 января 1997 г. "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 349.
  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", ст. 13, 24, 25 // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  Федеральный закон от 16 июля 1998 г. "О льготах на проезд на междугороднем транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3397; 2000. № 30. Ст. 3121.
  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" //'СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
  Федеральный закон от 31 марта 1999г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции", ст. 31 // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1666.
  Федеральный закон от 28 мая 1999 г. "О льготах на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2673.
  Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" // Ведомости РФ. 1992. № 19. Ст. 1044.
  Указ Президента РФ от 15 октября 1992г. "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" // РГ. 1992. 24 окт.
  Указ Президента РФ от 20 апреля 1996г. "О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально-педагогических средних специальных учебных заведениях, и реформированию системы начального профессионального образования" // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1959.
  Указ Президента РФ от 23 апреля 1996 г. "О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий" // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2114.
  Указ Президента РФ от 30 апреля 1996 г. "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2255.
  Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. "Об основных направлениях государственной семейной политики" // СЗ РФ. 1996. №21. Ст. 2460.
  Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. Утв. Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2665.
  Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3235.
  Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Утв. Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4589.
  Положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". Утв. Пост. Правительства РФ от 16 марта 1992 г. // Сборник постановлений Правительства РФ. 1992. Март. С. 95; СЗ РФ. 1994. № 14. Ст. 1636.
  Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах" // Социальная защита инвалидов. М., 1994. С. 442.
  Инструкция о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками. Приложение № 1 к Пост. Совета Министров РФ от 22 февраля 1993 г. // Социальная защита инвалидов. М., 1994. С. 435.
  Инструкция о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей. Приложение № 2 к пост. Совета Министров РФ от 22 февраля 1993 г. // Социальная защита инвалидов. М., 1994. С. 438.
  Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Утв. Пост. Правительства РФ от 3 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 216.
  Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. "О Федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов" // СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 416.
  Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Пост. Правительства РФ от 1 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2693; 1998. № 14. Ст. 1595.
  Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. "О реализации протезно-ортопедических изделий" // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2812.
  Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Пост, Правительства РФ от 10 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29, Ст. 2817,
  Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Пост. Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4798.
  Пост. Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. "О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности" // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 117.
  Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утв. Пост. Правительства РФ от 8 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 185.
  Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 195.
  Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996г. "О перечислении и расходовании средств, направляемых в государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания в соответствии со ст. 122 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" //СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1361.
  Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Пост. Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 2002.
  Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. "Об организации в 1996-2000 годах отдыха за рубежом детей, проживающих на территориях Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2139.
  Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы. Утв. Пост. Правительства РФ от 8 мая 1996 г. "Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью" //СЗ РФ. 1996. №20. Ст. 2357.
  Основные направления государственной семейной политики. Утв. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.
  Примерное Положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Пост. Правительства РФ от 8 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3025.
  Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Пост. Правительства РФ от 24 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3274.
  Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. Утв. Пост. Правительства РФ от 18 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3754.
  Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Утв. Пост. Правительства РФ от 27 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3936.
  Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3991.
  Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Пост. Правительства РФ от 3 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3995.
  Положение о признании лица инвалидом. Утв. Пост. Правительства РФ от 13 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4127.
  Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы. Утв. Пост. Правительства РФ от 13 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4127.
  Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Утв. Пост. Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4562.
  Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Утв. Пост. Правительства РФ от 12 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1326; 2000. № 12. Ст. 1290.
  Постановление Правительства РФ от 31 августа 1997 г. "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3892.
  Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1996-2000 годы" // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4705.
  План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы. Утв. Пост. Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. //СЗРФ. 1997. №51. Ст. 5815.
  Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утв. Пост. Правительства РФ от 31 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3911.
  Положение о предоставлении льгот на проезд в междугороднем сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении. Утв. Пост. Правительства РФ от 9 апреля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 2001.
  Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Утв. Пост. Правительства РФ от 2 августа 1999 г. // СЗРФ. 1999. №33. Ст. 4116.
  Постановление Правительства РФ от 25 августа ,|999 г. "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с террористами на территории Дагестана и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" // СЗ РФ. 1999. № 35. Ст. 4321.
  Положение о финансировании расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов. Утв. Пост. Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5712.
  Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2000 г. по жалобе гражданина Пинхасика М.Л. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 2' Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3429.
  Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Утв. Пост. Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. // Льготы участникам Великой Отечественной войны. М., 1987.
  Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. "О перечне приоритетных профессий, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда"//БН А. 1993. № 11.
  Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Утв. Пост. Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г. № 9 // Бюлл. Минтруда. 1995. № 3.
  Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральных законом "О ветеранах". Утв. Минсоцзащиты и другими министерствами 26 июля 1995 г. // БНА. 1995. №11.
  Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством). Утв. приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Раздел VI. Нормы международных
  актов о социальном обеспечении
 
  Глава 30. Международное правовое регулирование
  социального обеспечения
 
  § 1. Понятие общепризнанных принципов
  и норм международного права. Международный опыт
 
  Выше отмечалось, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и имеют наивысшую юридическую силу. Значит, такие принципы и нормы входят в общий массив правовых предписаний, действующих в стране, а акты, в которых они содержатся, являются частью законодательства страны. В обществе уже давно сложились соответствующие общечеловеческие идеалы и ценности - незыблемые представления о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе социальных правах. Зародившись на заре человечества и непрерывно пополняясь новым, более широким содержанием, они, в конечном счете, легли в основу концепции правового, социального государства. Постепенно естественные права человека воплотились в международные акты - декларации, пакты, соглашения, конвенции, рекомендации и т. д. Число таких актов в истекшем веке стремительно увеличивалось, особенно в период после окончания Второй мировой войны, когда подавляющее большинство людей осознало приоритеты общечеловеческих идей и ценностей.
  Ныне можно с полной определенностью утверждать, что общепризнанные принципы взаимоотношения людей и организации жизни в обществе, как и межгосударственные отношения закреплены в международных актах и являются той основой, на которой выстроена правовая система всех развитых, цивилизованных стран.
  Изложенное в полной мере относится и к социальному обеспечению, хотя в этой сфере есть некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования и нынешней России, не преодолевшей еще некоторых барьеров общения с мировым сообществом. Они состоят, в частности, в том, что СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных международной организацией труда (МОТ260), другими международными организациями, деятельность которых охватывает социальное обеспечение наемных и некоторых других работников. Однако тенденции к их ратификации в последние годы проявляются: ратифицированы, в частности, Конвенции: "О профессиональной реабилитации инвалидов", "О правах ребенка", "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", а также Конвенция СНГ "О правах и основных свободах человека". В этих Конвенциях наряду с другими, содержатся и нормы, касающиеся социального обеспечения, защиты социальных прав.
  Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах - об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.
  Эти международные акты регламентируют основные права граждан в области социального обеспечения.
  Можно выделить три сложившихся в России способа внедрения и учета международных норм о социальном обеспечении.
  Первый - это непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы. Второй - включение таких норм в российские законы полностью или частично. Эти способы применяются в отношении норм, содержащихся в международных правовых актах, которые ратифицированы в установленном порядке. Не секрет, что подобные нормы не так уж редко реализуются не в полном объеме. Объяснение тому - широко распространенный до сих пор правовой нигилизм федеральных властных структур (законодательной и исполнительной ветвей власти), недооценка ими необходимости безусловного выполнения принимаемых страной обязательств перед мировым сообществом и собственным народом, несмотря на трудности, порождаемые самой властью.
  Третий способ - учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ использовался в СССР и еще более широко применяется в России (например, при реформировании пенсионной системы на страховых принципах в 1990 г., введении пособий по безработице). В данном случае речь идет о заимствовании и использовании международного опыта для правового регулирования соответствующих общественных отношений в стране с помощью внутреннего законодательства. В указанных целях используются также результаты сравнительных исследований, проводимых международными организациями (МОТ, МАСО и т. д.).
 
  § 2. Источники международного права,
  их основное содержание
 
  Наиболее значимым источником, в котором содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся социального обеспечения, является упомянутый Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на принципах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.
  Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9).
  Каждое участвующее в Пакте государство обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление всех признаваемых прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер. Это относится и к праву на социальное обеспечение.
  Все государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, достойный для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет также право человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства. В ней указывается, что каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
  В указанных международных актах, следовательно, не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это социальный минимальный уровень, включающий все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем в этих актах содержится перечень всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство. Повышенная охрана здоровья предусмотрена для матерей в течение разумного времени до и после родов. В этот период работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточным пособием по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении детей и подростков.
  Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом в буквальном смысле этого слова, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Подчеркивая право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, российская Декларация предусматривает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
  Сфера социального обеспечения - особая, в ней практически отсутствуют ратифицированные конвенции по затронутым вопросам, в отличие от регулирования на международном уровне трудовых отношений.
  Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Всеобщей декларации прав человека, лишь в общем виде определяет обязанности государств, его ратифицировавших. Можно сделать общий вывод, что Россия выполняет взятые на себя обязательства, закрепленные в Пакте. Исключение составляет лишь уровень обеспечения, прежде всего пенсионного. Кроме того, Россия, вопреки Декларации прав и свобод человека 1991 г. и Конституции, действовавшей до 12 декабря 1993 г., отказалась гарантировать уровень жизни старым и нетрудоспособным гражданам не ниже установленного законом прожиточного минимума. Гарантия предоставления пенсии не ниже прожиточного минимума исключена из Конституции РФ 1993 г. и Закона 1990 г.
  Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г. Данная Конвенция охватывает весь комплекс прав ребенка - как гражданских, так и социально-экономических. Конвенцией определен механизм контроля за соблюдением взятых на себя государствами обязанностей. Этот контроль осуществляется Комитетом по правам ребенка, состоящим из 10 независимых экспертов (выступающих в личном качестве), которые избираются на совещании государств - участников Конвенции. Государства - участники Конвенции представляют доклады Комитету каждые пять лет. Россия вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Совет Европы основан в мае 1949 г. десятью европейскими государствами261. Его состав постоянно расширяется. Штаб-квартира Совета Европы расположена в Страсбурге (Франция). Наблюдателями являются США, Япония, Канада, Австралия. Основные органы Совета Европы - Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы и Секретариат. Комитет министров собирается на уровне министров иностранных дел как минимум два раза в год. В остальное время он работает в составе их представителей. Комитет вправе принимать обязательные решения от имени Совета Европы. Парламентская ассамблея имеет консультативные функции, заседает четыре раза в год. Она принимает резолюции, как правило, большинством голосов.
  Комитет Министров - тот орган Совета Европы, который правомочен утверждать нормативные акты в форме конвенций, подлежащих ратификации и имеющих обязательную юридическую силу, или в форме рекомендаций, которые должны учитывать государства - члены Совета Европы в своей законодательной деятельности.
  Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей.
  В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.
  Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца (оно охватывает пособия по болезни, по материнству, по безработице, в случае трудового увечья, пособие в случае смерти и семейное пособие), а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи.
  Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения. Этот кодекс, вместе с протоколами к нему, определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, материнством, инвалидностью и потерей кормильца, на содержание детей. В нем не установлен уровень социального обеспечения выше минимального уровня, предусмотренного Конвенцией №102 МОТ. В кодексе, помимо общих положений (об используемых терминах), раскрывается содержание всех традиционных звеньев (отраслей) социального обеспечения (медицинского обслуживания, пособий по болезни, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейных пособий, пособий по материнству, по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). В нем содержатся стандарты по начислению периодических выплат, а также стандарты процедур надзора (контроля).
  В табл. 5 указаны размеры выплат типичным получателям пособий. Они даны в процентах к прежнему заработку либо (при определенных условиях) к заработку квалифицированного рабочего мужского пола, занятого ручным трудом, либо к заработку обычного взрослого работника мужского пола. Государство может выбрать в каждом случае соответствующий заработок по своему усмотрению.
  Интересны, на наш взгляд, некоторые положения Конвенции МОТ №102 "О минимальных нормах социального обеспечения" применительно к различным видам обеспечения. Конвенция допускает, например:
  - в отношении пособия по болезни - установление определенного стажа, необходимого для предотвращения злоупотреблений; ограничение продолжительности его выплаты 26 неделями в каждом случае заболевания; непредставление пособия за первые три

<< Пред.           стр. 18 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу