<< Пред.           стр. 2 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности 259
 § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие 259
 по временной нетрудоспособности 259
 § 2. Основания для выплаты пособия 261
 по временной нетрудоспособности 261
 § 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. 263
 Заработок, из которого исчисляется пособие, 263
 и определение общей суммы пособия 263
 § 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, 267
 и ответственность за правильную выплату пособий 267
 по временной нетрудоспособности 267
 Контрольные вопросы 268
 Глава 20. Пособие по безработице 270
 § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице 270
 § 2. Сроки выплаты пособия по безработице, 271
 его размеры и порядок исчисления 271
 Контрольные вопросы: 274
 Глава 21. Денежные выплаты (пособия) 274
 в связи с материнством, отцовством и детством 274
 § 1. Материнство, отцовство, детство 274
 и система социального обеспечения 274
 § 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, 276
 вставшим на учет в ранние сроки беременности 276
 § 3. Единовременное пособие при рождении ребенка 278
 § 4. Ежемесячное пособие на период отпуска 280
 по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 280
 § 5. Ежемесячное пособие на ребенка 282
 Контрольные вопросы: 285
 Глава 22. Иные социальные пособия 286
 § 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, 286
 проходящих военную службу по контракту 286
 § 2. Единовременные пособия 288
 и ежемесячные денежные компенсации 288
 при возникновении поствакциональных осложнений 288
 § 3. Единовременные пособия при заражении вирусом 289
 иммунодефицита человека 289
 § 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам 291
 § 5. Единовременные пособия беженцам 292
 § 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, 294
 проходившим военную службу, при увольнении 294
 с военной службы 294
 § 7. Единовременные денежные пособия гражданам, 295
 привлекаемым к борьбе с терроризмом 295
 § 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот 296
 § 9. Пособие на погребение 297
 Контрольные вопросы: 298
 Глава 23. Компенсационные выплаты 299
 § 1. Понятие и виды компенсационных выплат 299
 § 2. Ежемесячные компенсационные выплаты 300
 за время академического отпуска, 300
 отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового 300
 и начальствующего состава органов внутренних дел 300
 § 3. Ежемесячные компенсационные выплаты 302
 неработающим трудоспособным гражданам, 302
 осуществляющим уход 302
 § 4. Компенсационные выплаты работникам, 304
 находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, 304
 и учащимся на питание 304
 Контрольные вопросы: 306
 Глава 24. Государственная социальная помощь 307
 § 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью 307
 § 2. Виды (формы) государственной социальной помощи 308
 Контрольные вопросы: 309
 Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей 310
 § 1. Введение в Российской Федерации 310
 обязательного социального страхования от несчастных случаев 310
 на производстве и профессиональных заболеваний 310
 § 2. Основные виды обеспечения по страхованию 313
 § 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения 319
 Контрольные вопросы: 322
 Основной нормативный материал 323
 к разделу III Особенной части 323
 Раздел IV. Охрана здоровья граждан. 326
 Медицинская и лекарственная помощь 326
 Глава 26. Медицинская помощь и лечение 326
 § 1. Медицинская помощь в системе 326
 охраны здоровья граждан и се виды 326
 § 2. Санаторно-курортное лечение 330
 Контрольные вопросы: 331
 Глава 27. Лекарственная помощь 332
 § 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью 332
 § 2. Бесплатная лекарственная помощь 333
 § 3. Лекарственная помощь со скидкой 335
 Контрольные вопросы 335
 Основной нормативный материал к разделу IV 336
 Раздел V. Социальное обслуживание 338
 и льготы по системе социального обеспечения 338
 Глава 28. Социальное обслуживание 338
 § 1. Понятие социального обслуживания 338
 § 2. Реабилитация, образование 341
 и обеспечение занятости инвалидов 341
 § 3. Протезно-ортопедическая помощь 347
 и обеспечение инвалидов транспортными средствами 347
 § 4. Социальное обслуживание на дому 348
 и в стационарных учреждениях 348
 § 5. Социальное обслуживание детей 350
 Контрольные вопросы: 352
 Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения 353
 § 1. Понятие социальных льгот и их отличие 353
 от социального обслуживания 353
 § 2. Дифференциация социальных льгот, их виды 354
 Контрольные вопросы: 358
 Основной нормативный материал 359
 к разделу V Особенной части 359
 Раздел VI. Нормы международных 364
 актов о социальном обеспечении 364
 Глава 30. Международное правовое регулирование 364
 социального обеспечения 364
 § 1. Понятие общепризнанных принципов 364
 и норм международного права. Международный опыт 364
 § 2. Источники международного права, 366
 их основное содержание 366
 Контрольные вопросы: 373
 Список рекомендованной литературы 374
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Предисловие
  Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.
  В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.
  Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.
  В советский период бедность и безработица не признавались официальным основани-ем для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования мероприятий в сфере социального обеспечения был достаточно простым и понятным каждому. Он заключался в том, что в государственном бюджете предусматрива-лись соответствующие статьи расходов на выплату пенсий, пособий, на социальное обслужи-вание пожилых граждан и инвалидов, детей в детских учреждениях. В теории советского права социального обеспечения соответствующие источники финансирования рассматрива-лись как особая правовая категория - "фонды для нетрудоспособных". Однако в реальной жизни таких фондов, имеющих статус самостоятельных кредитно-финансовых систем строго целевого назначения, не существовало; это были бюджетные средства и право распоряжения ими являлось исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Ситуация не-сколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования и соци-ального страхования членов колхозов (1964 г.), с образованием особых внебюджетных цен-трализованных союзных фондов - социального обеспечения и социального страхования колхозников. Но это не повлияло на исключительно централизованный, жестко нормируе-мый способ распределения средств по системе социального обеспечения. Этот способ рас-пространялся на всю систему, включая пенсионное обеспечение в порядке государственного социального страхования. Он полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пен-сионного обеспечения с размерами страховых платежей. Такие платежи вносили лишь пред-приятия, учреждения, организации по установленным тарифам, уровень которых определял-ся государством с учетом главным образом доходности отрасли народного хозяйства и никак не влиял на уровень пенсионного обеспечения.
  Отличительная черта союзной системы социального обеспечения состояла также в том, что государство не ставило уровень социального обеспечения в зависимость от какого-либо социального стандарта, например от прожиточного минимума. Это давало возможность не фиксировать в общегосударственном масштабе "черту бедности", что априори означало отсутствие в советском государстве бедных как определенного социального слоя населения.
  Жесткое государственное нормирование всех видов социального обеспечения по принципу "разумной достаточности", определяемой государством без учета официально признанного стандарта уровня жизни, в итоге привело к тому, что финансирование расходов на социальное обеспечение осуществлялось по "остаточному принципу", замораживающему на долгие годы размеры минимальных и максимальных пенсий, пособий, норм расходов на содержание детей, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обеспечения. В результате доля валового внутреннего продукта, приходящаяся на каждого по системе социального обеспечения, стала неуклонно снижаться.
  Таким образом, государство превратилось в гаранта равенства в бедности, предоставляя старым людям, инвалидам, семьям с детьми хотя и невысокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по уровню доходов и, как следствие этого, породило удивительный феномен в психологии людей - иллюзию обеспеченной старости и "уверенности в завтрашнем дне".
  Именно эта черта советского социального обеспечения послужила основанием для теоретического постулата - об алиментарном характере общественных отношений по соци-альному обеспечению. Его авторы и сторонники как бы с вершин науки обосновывали соци-альную справедливость распределительной системы социального обеспечения по принципу уравнительности, видя в этом ее привлекательность, а не ущербность.
  Предлагаемый учебник является первым изданием, подготовленным в новой экономи-ческой, политической и социальной ситуации в России, когда общественные ожидания лю-дей адресованы уже не государству "развитого социализма", а государству, взявшему курс на радикальное экономическое переустройство общества, которое в итоге должно позволить ему перейти к принципиально новому типу экономических отношений, а следовательно, и к концептуально иной национальной системе социальной защиты населения, к системе, гаран-тирующей каждому конституционное право на достойную жизнь.
  К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.
  Авторы учебника предприняли попытку переосмыслить ряд принципиальных положений, ранее сформулированных в теории советского права социального обеспечения, попытались найти убедительные аргументы для обоснования новых теоретических позиций, позволяющих с учетом международно-правового и зарубежного опыта выявить экономическую и правовую природу такого феномена гражданского общества, как социальное обеспечение, проследив основные исторические этапы его развития.
  На основе анализа новейшего российского законодательства о социальном обеспечении в учебнике рассматривается проблема формирования федеральной системы социального обеспечения России, важнейшим элементом которой является пенсионная система. Процесс формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, ибо объективно обусловлен другим глобальным процессом - возрождением российской экономики и созданием в стране соответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно с уверенностью констатировать, что российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.
  Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено также возрождением страховых начал в социальном обеспечении трудящихся. С принятием в середине 1999 г. Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" четко обозначились виды обязательного социального страхования, которые в ближайшем будущем станут элементами обособленной страховой подсистемы социального обеспечения в России.
  Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального обес-печения, нормы права социального обеспечения будут подвергаться постоянной трансформа-ции. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресова-ны всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до кон-ца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке в силу многих обсто-ятельств, не зависящих от самого человека. В связи с этим каждому, а юристу тем более, не-обходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.
  Авторы учебника надеются, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.
 
 
  К каждой главе учебника приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал.
  В конце Общей части и к разделам Особенной части дается перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения. К ним относятся международные акты, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, приводятся отдельные нормативные правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты располагаются в хронологическом порядке, с обозначением официального места их опубликования, поэтому при желании каждый может ознакомиться с содержанием соответствующего акта.
  Нормативные правовые акты приводятся по состоянию на 1 ноября 2000 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Общая часть
 
  Глава I. Понятие социального обеспечения,
  его функции, современное состояние и формы
 
  § 1. Основные этапы становления систем
  социального обеспечения
 
  Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые "еще", а вторые "уже" нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
  По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
  Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.1
  Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.
  Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкциониро-ванное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.
  Определенный интерес представляет опыт становления и эволюция систем социальной поддержки населения на Руси2. Как свидетельствует Начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси князь Владимир велел "всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны". Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.
  "Русская Правда" Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах.
  Историки отмечают, что "по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое- продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе- усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви"3. В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного "О милостыне", в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах "престарелых и прокаженных", построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.
  По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпита-ля; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были "хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу".
  Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воево-дам "приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных". В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 г. повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержа-ние.
  Екатерина II в Манифесте от 1 сентября 1763 г. "Об учреждении Воспитательных до-мов" указала, что призрение бедных- главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 г. "Учреждении для управления губерний" впервые в законодательном порядке была уста-новлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), смирительные дома (для исправления людей). Соответствующие средства для организации и содержания этих учреждений выделялись в качестве первона-чального капитала из государственной казны, а изданное в 1785 г. "Городовое Положение" узаконило требование к городам об отчислении из своих доходов части средств Приказам общественного призрения. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престаре-лых воинов и их семейств.
  Инвалидные дома для значительного числа призреваемых появились при Николае I. К инвалидам в этот период относили тех, кто был не способен ни к каким работам и не мог обходиться без посторонней помощи.
  Сеть благотворительных учреждений, находящихся под покровительством Императрицы Марии Федоровны (жены Павла I), в 1854г., т. е. после ее смерти, была объединена под общим названием "Ведомство учреждений Императрицы Марии". Благотворительностью, предоставляемой этими учреждениями, в течение 1898г. воспользовалось более 7 млн. человек, не считая 20 млн. случаев разовых обращений к благотворительной помощи. В благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тыс. человек.
  Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:
  1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
  2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;
  3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;
  4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду4.
  Очевидно, такая "классификация" нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.
  С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможность его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье- в случае потери кормильца.
  В этот период господствующей доктриной усиленно насаждается мысль о том, что ве-личайшей ценностью капитализма является возможность формирования общества свободно-то предпринимательства, в котором залогом благосостояния могут и должны стать предпри-имчивость, труд и бережливость каждого; общество "равных возможностей" стимулирует личную ответственность человека за свое будущее и будущее своих детей, в связи с чем го-сударство не должно вмешиваться в дела индивидуума и уровень его жизни. Однако труд, ставший товаром, имел слишком низкую цену в форме заработной платы, которая не могла гарантировать не только обеспечения будущей старости, но и самого существования в пери-од работы. По мере формирования класса наемных работников все больше становилась оче-видной необходимость организации взаимопомощи в случаях, когда работник вынужденно терял заработок в связи с болезнью, инвалидностью, а его семья - в случае утраты кормиль-ца. Образуются общества взаимопомощи в виде касс, средства которых складывались из взносов работников и работодателей. Право собственности на средства касс и монополия на управление ими принадлежали работодателям. Они могли повышать взносы работников, уменьшать размеры пенсий и пособий, по своему усмотрению распоряжаться этими средст-вами. Пенсии из касс были очень низкими и составляли лишь одну двадцатую часть заработ-ка. Кассы предоставляли работнику мизерную помощь в случае его нетрудоспособности, но, несмотря на это, государство поощряло их, обеспечивая правовую охрану. Это объяснялось тем, что функционирование таких касс снимало с государства и имущего класса ответствен-ность за социальную незащищенность громадной армии наемных работников.
  Резкое обострение во второй половине XIX в. противоречий между трудом и капита-лом, угрожающее социальным взрывом, не позволило капиталистическому государству дол-го занимать позицию невмешательства в "свободу индивидуума". В ряде капиталистических государств принимаются законы об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 г., в Англии - в 1880 г., в России - в 1903 г. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, поскольку они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здо-ровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.
  В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принци-пиально новый этап - социальное обеспечение наемных работников начинает осуще-ствляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его ор-ганизации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном госу-дарственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. - закон о страховании от не-счастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.
  Вслед за Германией принимаются законы об обязательном социальном страховании и в других странах Европы.
  Суть данной системы состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наемные работники, но и предприниматели; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм, что делало систему государственного социального страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные.
  В случае страхования по болезни взносы работника составляли 2/3, а работодателя 1/3 от подлежащей уплате суммы взносов. Работники полностью освобождались от уплаты взно-сов на страхование от несчастных случаев; страховой фонд формировался только за счет ра-ботодателей. Такое распределение страховых обязательств обусловило создание органов управления больничными кассами: в первом случае руководство больничными кассами со-стояло на 2/3 из лиц, избираемых работниками, и на 1/3 из представителей работодателя. Страхованием от несчастных случаев ведали так называемые профессиональные товарище-ства, которые формировались исключительно из представителей работодателей. Тарифы взносов дифференцировались в зависимости от степени опасности условий труда на пред-приятии и от уровня выплачиваемой заработной платы. К числу видов обеспечения в поряд-ке обязательного социального страхования наемных работников относилось: бесплатное ле-чение, бесплатные лекарства и другие лечебные средства; денежное пособие; пенсия.
  По страховым законам Германии застрахованному предоставлялись бесплатное лече-ние, бесплатные лекарства и денежное пособие в размере половины заработка в течение 26 недель. В таком же размере денежное пособие выдавалось женщинам в связи с родами в те-чение шести недель после родов. В случае смерти больного выдавалось пособие на похороны в размере 20-дневного заработка. При производственной травме, вызвавшей повреждение здоровья, денежное пособие выдавалось в течение первых 13 недель, как и в случае болезни, за счет больничных касс, но после четырех недель нетрудоспособности пострадавший имел право требовать увеличения размера пособия до 2/3 заработка. По истечении 13 недель полу-чивший травму обеспечивался уже органами страхования от несчастных случаев, которые производили выплату пособия за счет взносов работодателя. При полной утрате трудоспо-собности вследствие трудового увечья назначалась пенсия в размере 2/3 заработка, а если утрата трудоспособности была частичной, то пенсия выплачивалась в размере, пропорцио-нальном степени ее утраты. В исключительных случаях, когда пострадавший, признанный инвалидом, нуждался в постоянной посторонней помощи, пенсия могла быть повышена до 100% заработка. В случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве его семье назначалась пенсия по случаю потери кормильца. Размер ее с учетом состава семьи и иных обстоятельств мог составлять до 60% заработка кормильца.
  Особый механизм предусматривался для определения размера пенсий по инвалидности от общего заболевания. Этот размер формировался из трех частей: первая часть состояла из постоянной годовой суммы, размер которой обусловливался тем, к какой категории из пяти относился застрахованный по уровню заработной платы; вторая часть- это приплата государства в твердой сумме (50 марок) к каждой пенсии; третья - постоянно возрастающая сумма, исчисляемая с учетом продолжительности страхового стажа.
  Пенсия по старости назначалась по достижении работником 70 лет. Она состояла из двух частей: основной суммы (от 60 до 180 марок) и твердой суммы, выплачиваемой за счет государственных средств (50 марок).
  В Англии страховыми законами 1911 - 1913 гг. было введено страхование по болезни и инвалидности. Английскую страховую систему отличало широкое участие в работе страховых органов представителей застрахованных. Кроме того, часть взносов уплачивало само государство (за мужчин больше, за женщин- меньше). Принцип определения размера страховых платежей был следующим: предприниматели уплачивали взносы в большем размере с более низкого заработка работника и в меньшем - с высокого заработка; взнос застрахованных был тем ниже, чем меньше был заработок. Дифференциация в размере страховых платежей проводилась и по такому признаку, как пол и возраст: мужчины уплачивали взносы по высшей шкале, женщины - по средней, молодежь - по самой низкой.
  В порядке социального страхования предоставлялись пособия, пенсии, медицинская помощь, медикаменты, санаторное лечение. Лечением охватывались как сами застрахован-ные, так и члены их семей. Пенсии по старости назначались по достижении 69 лет.
  Во Франции закон о страховании по старости был введен в действие в 1911 г., а закон о страховании по болезни - лишь в 1928 г. В соответствии с этими законами страховые взно-сы уплачивались в твердых размерах независимо от величины заработка и в равных долях работодателями и работниками. Право на пенсию по старости возникало с 65 лет, при опре-деленных условиях ее можно было получить и с 60 и даже 55 лет, но в более низком размере. Размер пенсии по старости и по инвалидности устанавливался в твердой сумме независимо от величины заработка, причем к пенсии по старости производилась ежемесячная доплата государством в размере 100 франков.
  В Швеции обязательное социальное страхование по старости и инвалидности было введено законодательством в 1913- 1915гг. Фонд на выплату пенсий образовывался из взносов застрахованных и государственных субсидий. Размер взноса застрахованного был низким и зависел от суммы дохода. Взносы уплачивались в общинах, и ответственность за их неуплату несла община. Пенсионный возраст составлял 67 лет.
  В Австралии в 1908 г. был принят закон, по которому мужчины приобрели право на пенсию по старости с 65 лет, а женщины- с 60 лет. Одним из условий для получения этой пенсии являлось проживание на территории Австралии в течение 25 лет и обладание имуществом не выше определенной ценности. При наступлении полной инвалидности мужчины могли получать пенсию с 60 лет. Пенсия назначалась также лицам, ставшим нетрудоспособными вследствие несчастного случая.
  В США государственная система социального обеспечения возникла значительно позднее, чем в странах Европы. На федеральном уровне программа компенсации за произ-водственные травмы была принята в 1908 г., но только в отношении федеральных рабочих и служащих. В отдельных штатах законы о компенсации рабочим и служащим, получившим трудовое увечье, стали вводиться начиная с 1911г. К 1920 г. законы об обязательном или до-бровольном страховании от несчастного случая действовали уже в 43 штатах. Первый феде-ральный закон о страховании по старости был принят в 1920 г., однако он распространялся только на служащих федеральных органов. На федеральном уровне пенсионным обеспечени-ем охватывались и ветераны войны. Федеральный закон о социальном обеспечении появился в США лишь в августе 1935 г. Он ввел пенсии по старости, размер которых определялся в процентах к заработку, а также государственную помощь некоторым категориям нуждаю-щихся- престарелым, слепым, детям из бедных семей. Федеральный бюджет субсидировал штаты и на организацию медицинской помощи населению.
  В России закон о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев был издан 23 июня 1912г. Этот закон стал прообразом законов Германии, однако в отличие от них он предусматривал меньший объем полномочий застрахованных. Так, в законе России не содержалось нормы, аналогичной норме германского закона 1883 г., в силу которой по истечении 26 недель болезни назначалась пенсия по инвалидности.
  Вслед за законами о государственном социальном страховании на случай болезни, инвалидности, старости, трудового увечья начинают приниматься законы о страховании по безработице. Впервые страхование данного социального риска вводится в 1911г. в Англии.
  Становлению государственного социального страхования в ряде стран предшествова-ло частное или добровольное страхование, сфера действия которого ограничивалась, как пра-вило, пределами отдельного предприятия. По мере развития национальных систем социаль-ного страхования частное страхование не исчерпало себя, получив новый импульс для разви-тия. Очень скоро оно превратилось во многих странах в дополнительные системы социаль-ного страхования на рынке труда, называемые производственным страхованием (в ФРГ), си-стемой частного пенсионного обеспечения (в Англии), системой дополнительных професси-ональных пенсий (во Франции). Эти системы предусматривают дополнительное пенсионное обеспечение, пособия по болезни, оплату медицинской помощи, дополнительные пособия по безработице и др. Виды, условия и размеры обеспечения стали включаться в коллективные договоры. Постепенно производственное страхование перешагнуло рамки отдельного пред-приятия и стало осуществляться на уровне отрасли, а в некоторых странах и на националь-ном уровне (США, Франция, Швеция; и др.). Так, во Франции национальный коллективный договор, заключенный в 1961 г., "объединил в единый национальный режим все отраслевые системы дополнительных пенсий"5.
  Фонды систем производственного страхования образовывались из взносов предпринимателей и работников. Размер взносов дифференцировался с учетом видов обеспечения, категории застрахованных, уровня заработка и размера фондов оплаты труда. В ряде стран финансирование таких систем принимали на себя монополии, что давало им материальную выгоду: средства производственного страхования не облагались налогами, поскольку рассматривались государством как издержки производства, и могли использоваться для инвестиций, покупки акций частных компаний и правительственных ценных бумаг с целью получения от этих операций прибыли6.
  В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.
  В США одной из старейших федерально-штатных программ денежной помощи является программа помощи нуждающимся семьям, имеющим на иждивении детей (АФДС), созданная еще в 1935 г. Именно с этой программой в общественном мнении ассоциируется само понятие социальной помощи.
  Крупная реформа в сфере социального обеспечения осуществлена также в Англии (1946 - 1948 гг.). Она, в частности, предусматривала: охват социальным обеспечением всех лиц наемного труда и членов их семей, а также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой; установление пенсий и пособий в твердых размерах без учета заработка, но на уровне национального минимального стандарта; предоставление всему населению права на лечение; введение семейных пособий, пенсий. Медицинская помощь стала осуществляться бесплатно за счет средств государства, а не в порядке социального страхования.
  Конечным адресатом систем социального обеспечения всегда является конкретный человек. Если в начале XX в. в основном это были только трудящиеся и члены их семей, то к концу века эти системы в развитых странах охватывали уже все население.
  На Международной конференции труда (1993 г.) отмечалось, что в первые годы наше-го века правительства промышленно развитых стран активно выступали за создание систем социального страхования, позволяющих трудящимся застраховывать себя на случай многих социальных рисков и предоставляющих им возможность получать определенную материаль-ную помощь в момент, когда они утрачивали физическую возможность трудиться по причи-не пожилого возраста, при заболеваниях и, в меньшей степени, по причине безработицы. В середине текущего столетия и, в частности, после Второй мировой войны эти системы усту-пили место более развитым системам социального обеспечения, которые характеризовались повышенной степенью солидарности молодежи и людей пожилого возраста; имеющих рабо-ту, и безработных; людей с крепким здоровьем и со слабым здоровьем. Сфера применения этих систем была расширена и распространилась на все профессиональные категории, госу-дарство же полностью или частично взяло на себя обязанности по финансированию этих си-стем, которые отошли от принципа строгого учета индивидуальных взносов и финансовых обязательств. В более поздний период, т. е. последние 30 - 40 лет, концепция социального обеспечения получила дальнейшее развитие и стала включать понятие социальной защиты, которая предоставляет всеобщую базовую социальную поддержку всем гражданам, незави-симо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размера отдельных пособий, превышающих основ-ной минимум. Благодаря развитию систем социальной защиты взаимная поддержка и соли-дарность получили широкое, почти универсальное распространение, охватывая все слои населения развитых стран7.
  Таким образом, по мере восхождения человечества к вершинам цивилизации и формирования гражданского общества расширяется круг тех, кто, не нарушая его моральных устоев, может претендовать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него причинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными.
  Кроме того, как свидетельствует опыт функционирования систем социального обеспе-чения в промышленно развитых странах, по мере экономического роста и повышения уровня жизни (улучшения жилищных условий, качества питания и здравоохранения) трансформиру-ется и перечень оснований, с которыми связан риск утраты источника средств к существова-нию и которые признаются обществом социально уважительными. Такие основания назы-ваются социальными рисками. Наряду с основаниями естественного порядка (старостью, инвалидностью, временной нетрудоспособностью, вдовством, материнством, детством) в этот перечень начинают включаться и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений и с которыми связаны издержки в организации соци-альных условий жизни человека (безработица, расслоение населения по уровню доходов, не-способность человека адаптироваться к этим отношениям и др.).
  Наконец, отчетливо прослеживается тенденция изменения роли самого государства в организации функционирования систем социального обеспечения. Почти до конца XIX в. в области политики господствовала концепция невмешательства государства в регулирование отношений по обеспечению средствами существования престарелых, нетрудоспособных. Са-мопомощь, самообеспечение, взаимопомощь поощрялись государством и способствовали во-площению в жизнь бентамовской теории сильного индивидуализма, в силу которой "полная свобода индивидуума" может быть достигнута только при полном невмешательстве государ-ства в дела каждого индивидуума и в уровень его жизни8. Однако по мере консолидации ар-мии наемных работников и осознания ими своих классовых интересов усиливается борьба трудящихся за свои права, что вынуждает буржуазные государства принимать определенные меры для предотвращения социального взрыва. Речь идет прежде всего о первых законах в области социального обеспечения. Это были законы об обязательном социальном страхова-нии трудящихся. Именно с принятием таких законов появляются государственные системы социального обеспечения. Государственный характер этих систем выражается в том, что за-конодательно закрепляются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые впоследствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательность им придает само государство.
 
  § 2. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения
 
  Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и оно в ней отражены его сущностные признаки. Иногда определение того или иного понятия (дефиницию) даёт сам законодатель и оно воспринимается наукой и практикой как легальное понятие. Однако легального определения социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления.
  Проследив основные тенденции в становлении систем социального обеспечения в раз-личных странах, к числу сущностных признаков социального обеспечения на современ-ном этапе можно отнести: во-первых, государственный характер устанавливаемых в общест-ве организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения; во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения; в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; в-чет-вертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и усло-вий предоставления.
  Некоторые ученые выделяют и иные конститутивные признаки социального обеспечения. Так, Р. И. Иванова относит к их числу следующие: 1) объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники социального обеспечения; 3) особые способы создания этих фондов; 4) особые способы предоставления средств существования; 5) закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах9.
  С формулировкой первого признака трудно согласиться, поскольку сами по себе объ-ективные основания лишь вызывают потребность в особом механизме социальной защиты, однако функционирование его всегда связано с признанием обществом, государством этих оснований в качестве социальных рисков, влекущих соответствующие юридические обязан-ности по предоставлению социального обеспечения. В реальной жизни объективных основа-ний, влекущих потребность человека в социальной помощи, всегда намного больше тех, ко-торые признаются государством социально уважительными. Вся история развития систем со-циального обеспечения- убедительное доказательство того, что перечень объективных оснований, признаваемых социальными рисками, непрерывно расширяется, однако вряд ли он когда-либо станет полностью тождествен реально существующим объективным причи-нам, вызывающим потребность человека в социальной помощи.
  Что касается второго, третьего и четвертого конститутивных признаков социального обеспечения, выделяемых Р. И. Ивановой, то они отражают разные стороны одного, сущностного признака- способа организации социального обеспечения.
  Выделив признаки социального обеспечения, казалось бы, совсем несложно дать его определение. Однако однозначного понятия данного явления до сих пор не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение - явление многоаспектное и любое данное ему определение не может быть универсальным, ибо оно не способно в форме дефиниции одновременно охватить все сущностные признаки, обозначив в то же время и его основные функции.
  Под социальным обеспечением понимают: форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца10; систему материального обе-спечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по слу-чаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством слу-чаях11; совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с од-ной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, - с дру-гой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жиз-ненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расхо-ды, малообеспеченность, бедность12, либо по распределению внебюджетных фондов соци-ального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовле-творения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объек-тивным социально значимым причинам 13.
  При всей внешней схожести приведенных понятий в каждом из них отражены различные признаки, признаваемые авторами сущностными, но ни в одном не указаны с должной полнотой объективно существующие черты, характерные для социального обеспечения как уникального многоаспектного общественного явления.
  Базовые, основополагающие сущностные признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономический аспект данного понятия.
  Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем- социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале XX в. получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемого государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.
  В то же время социальное обеспечение является и правовой категорией, поскольку государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системы управления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.
  Обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определен-ный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией.
  Таким образом, можно дать следующее общее понятие социального обеспечения как феномена в жизни любого общества и государства.
  Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях вы-равнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
  Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование. Конвенция МОТ №102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) относит к социальному обеспечению системы социального страхования, как установленные государством, так и контролируемые государственными органами или проводимые в "соответствии с установленными нормами как результат совместных действий предпринимателей и рабочих" (ст. 6). Следовательно, государственное социальное страхование- это обязательная система социального обеспечения работника. Суть социального страхования заключается в распределении социального риска потери либо снижения заработка по независящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования. При этом классические системы государственного социального страхования гарантируют застрахованным предоставление материальных благ (пенсий, пособий, иных услуг) по принципу соизмерения их с размерами сумм, уплачиваемых в страховые фонды.
  Выше уже говорилось, что наряду с системами государственного социального страхо-вания во многих странах формировались национальные системы (программы) социальной помощи населению за счет средств государства и без учета трудового вклада человека. Это так называемое социальное обеспечение в узком смысле слова. Виды и объем материальных благ, предоставляемых населению по таким системам, в разных странах различны. Это могут быть как денежные выплаты в случаях наступления социальных рисков, так и услуги, кото-рые население получает бесплатно либо на льготных условиях. Во многих развитых странах самостоятельным основанием для получения социальной помощи по национальным систе-мам признается уровень бедности. Данный критерий устанавливается, как правило, законо-дательным путем и позволяет выявить слои населения, относящиеся к числу малоимущих (неимущих). Лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной под-готовки и пр.14 Иногда социальную помощь бедным называют вспомоществованием. Однако в некоторых странах термин "вспомоществование" имеет особое значение. Например, в Скандинавских странах вспомоществование - это право на равный доступ ко всем социаль-ным услугам независимо от состояния бедности, богатства и т. п.15
  Таким образом, в отличие от систем социального страхования, охватывающих социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), системы социального обеспечения, финансируемые за счет средств государства, гарантируют в соответствующих случаях социальную поддержку каждому как члену общества.
  В последнее время все большую популярность как на международном уровне 16, так и внутри страны получает такой термин, как социальная защита населения. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.). В Кон-цепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России17 при уча-стии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: "Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по матери-альной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малоо-беспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существо-вания), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уров-ня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения" 18. Это "ведомственное" понятие социальной защиты не содержит каких-либо су-щностных признаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту насе-ления от его социального обеспечения. Не позволяет это сделать и сформулированная в Кон-цепции основная цель соцзащиты: "Социальная защита населения в нынешней кризисной си- туации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный до- ход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экс- тремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адап-тации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики"19.
  Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социаль-ное обеспечение, систему поддержки населения, сориентированную не только на классиче-ские социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспо-собность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с формированием в стране иной экономической системы. Однако даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою экономическую несостоятельность.
  Наряду с узковедомственным понятием социальная защита в теории права социально-го обеспечения рассматривается и в более широком аспекте. Так, В. Ш. Шайхатдинов пола-гает, что в нее входит деятельность государства и органов местного самоуправления, обще-ственных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, ре-гулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регули-рованию права собственности граждан, материальному обслуживанию и обеспечению нетру-доспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной по-литики 20.
  Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность законодательно закреплен-ных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших соци-альных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни21.
  В специальных работах дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной- специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита - это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса22.
  Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально-экономическую систему социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что "социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения"23.
  Введение понятия социальной защиты населения в оборот научных понятий право-мерно и необходимо, поскольку позволяет методом научной абстракции выделить из громад-ного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей пра-ва, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на соци-альную защиту. К числу первых, безусловно, должны быть отнесены общественные отноше-ния по социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обес-печение- один из основных способов социальной защиты населения при наступлении соци-альных рисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утвержде-нием В. Ш. Шайхатдинова, признающего понятие социальной защиты научной категорией только права социального обеспечения. Эта категория представляет научную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является скорее всего общеправовой научной категорией.
  Как уже говорилось, законодательно оформленной системы социальной защиты населения в настоящее время в России еще нет. Социальное обеспечение же функционирует как обособленное, внутренне организованное системное образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, социальное обеспечение- это многоуровневое системное образование. Учитывая выполнение им в обществе не одной, а ряда функций, можно считать его и многофункциональным системным образованием. Следовательно, структурный анализ данной системы любого уровня не может быть однозначным, поскольку в его основу могут быть положены различные критерии. Так, в литературе в качестве одного из критериев структурного анализа выделяются общественные отношения, что позволяет рассматривать социальное обеспечение через призму системы таких отношений, к которым отнесены экономические, социальные, политические и правовые отношения 24. Кроме того, система социального обеспечения определяется как система "взаимосвязанных и взаимодействующих денежных фондов, субъектов обеспечения, органов и учреждений, видов обеспечения и правовых актов" 25.
  Конституция Российской Федерации'(ст. 7, 39, 41) наряду с гарантированием государ-ством права каждого на социальное обеспечение поощряет и иные (негосударственные) фор-мы социального обеспечения: добровольное социальное страхование, благотворительность, создание частных систем здравоохранения и др.
  Следовательно, на современном этапе социальное обеспечение как системное образо-вание высшего порядка состоит из двух элементов - государственной и негосударственной системы социального обеспечения.
  Государственная система социального обеспечения законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой прежде всего правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: а) финансирования социального обеспечения; б) управления; в)материального обеспечения и социального обслуживания населения. Это комплексное межотраслевое правовое образование, нормы которого входят в различные отраслевые правовые системы- в финансовое, административное право, право социального обеспечения.
  Следующий уровень социального обеспечения как системного правового образова-ния - отраслевой, поскольку нормы, регулирующие отношения по финансированию, управле-нию, социальному обеспечению граждан, относятся к различным отраслям права.
  В правовой системе социального обеспечения есть и внутриотраслевой уровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенси-онного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, фондов обязательного медицинского страхования); за счет федерального бюд-жета; за счет бюджетов субъектов РФ; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондов социальной поддержки населения. В системе материального обеспечения и со-циального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы: пенсионного обеспечения; обеспече-ния граждан пособиями и компенсациями, медицинской помощью и лечением, социальными услугами, льготами.
  Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функ-ции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспече-ния не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количе-стве 26.
  Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социально-го обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обе-спечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продук-та, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граж-дан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).
  Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.
  Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.
  Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи- бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения- граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.
  От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политиче-скую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряжен-ность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской си-стемы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.
  Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.
  Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции27.
 
  § 3. Право человека на социальное обеспечение
  и роль государства в его реализации
 
  Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и со-циального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом следующей истины, приобретшей общечеловеческую ценность: основой свободы, справед-ливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
  Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для сво-бодного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22). Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного слу-чая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

<< Пред.           стр. 2 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу