<< Пред.           стр. 5 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Контрольные вопросы:
  1.Что понимается под правовым принципом?
  2.Какова система правовых принципов и как они классифицируются?
  3.Расскажите об общеправовых и межотраслевых принципах, проявляющихся в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению.
  4.Что понимается под отраслевым принципом права социального обеспечения?
  5.Какова сущность принципа всеобщности социального обеспечения?
  6.Определите круг субъектов, социальное обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета.
  7.Назовите категории граждан, социальное обеспечение которых осуществляется за счет средств фонда обязательного социального страхования.
  8.Раскройте содержание принципа предоставления социального обеспечения на уровне, гарантирующем человеку достойные условия жизни.
  9.Сопоставьте многообразие оснований для социального обеспечения с многообразием его видов.
  10.Каковы основные критерии дифференциации в социальном обеспечении граждан?
  11.Назовите внутриотраслевые принципы комплексного института' пенсионного обеспечения.
  12.Перечислите принципы институтов, нормы которых регулируют; обеспечение граждан пособиями по временной нетрудоспособности, по; беременности и родам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 4. Источники права социального обеспечения
 
  § 1. Понятие источников права социального обеспечения и
  их классификация
 
  В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное. Второе понятие источника права в формальном смысле, как внешней формы выражения правовых предписаний, как "резервуара, в котором пребывают правовые нормы", как "оболочки бытия правовой нормы". В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.
  В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.
  Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (они рассматриваются отдельно в гл. 30). Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.
  Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация государственной власти в стране.
  1.Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.
  Россия - федеративное государство, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня - федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции РФ). Последнее предопределяет то, что важнейшие нормативные правовые акты по вопросам регулирования отношений по социальному обеспечению издаются Российской Федерацией.
  К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом от 25 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
  Итак, наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами, однако экономические возможности для такого повышения пока еще невелики.
  2. В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений. Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.
 Особый вид таких актов - коллективные договоры. Это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.
  3. Традиционной является классификация источников права по их юридической силе, которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.
 По данному критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.
  а) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.
  б) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, и все иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее соблюдением надзирает особый орган- Конституционный Суд РФ.
  Постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции России положения Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", ограничивающие право граждан, отбывающих уголовные наказания, на получение государственной пенсии; закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ограничивающие право безработных граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, продолжающейся свыше одного месяца.
  в) Законы Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ, в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан. С этих позиций законотворческая деятельность Федерального собрания России в сфере социального обеспечения еще не подвергалась объективной правовой оценке специалистов-правоведов. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.
  г) Иные нормативные правовые акты. Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти- Минтруда РФ (в прошлом) и Минсоцзащиты, Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.
  Наибольшее значение имеют такие источники права социального обеспечения, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, поскольку в них часто содержатся первичные правовые нормы.
  В соответствии с Конституцией РФ Президент вносит в Государственную Думу законопроекты, издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения обязательны для исполнения всеми, вместе с тем они не должны противоречить Конституции РФ и законам.
  На практике первый Президент России не использовал предоставленное ему право законодательной инициативы в области социального обеспечения и издавал нормативные указы, которыми устанавливал соответствующие права граждан в этой области либо изменял права, закрепленные законами.
  Правительство РФ издает постановления и распоряжения лишь во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента (ст. 115 Конституции РФ). Практически компетенция Правительства по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения определяется отраслевыми законами. Однако в ряде случаев Правительство выходит за рамки правотворческой компетенции, которая очерчена в законах и указах.
  Согласно Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.
  Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти России издают соответствующие нормативные правовые акты (инструкции, правила, разъяснения и др.) на основании Положений о них, утвержденных Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях. Нередко такие акты издаются и без официальных поручений, по инициативе самих этих органов.
  4. Классификация источников права социального обеспечения может быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений. Право социального обеспечения регулирует однородные по своему характеру отношения, но в то же время эти отношения существенно различаются по их предмету, поскольку в одном случае им являются денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других - материальное благо в виде той или иной социальной услуги либо льготы. В связи с этим в системе источников данной отрасли отчетливо выделяются три относительно обособленные группы нормативных правовых актов: акты, регулирующие пенсионное обеспечение, акты о социальных пособиях и компенсационных выплатах и акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных. Внутри этих групп возможна более детальная классификация актов, например по соответствующим правовым институтам. В издаваемых сборниках нормативных правовых актов о социальном обеспечении акты обычно располагаются именно в таком порядке.
  5. Самостоятельным критерием классификации источников права социального обеспечения может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. По данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми; военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников; граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях; депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации; народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 гг.; космонавтов и др.
  6. В зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение, поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999г. "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.
  7. По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся такие, нормы которых регулируют общественные отношения исключительно в сфере социального обеспечения. Это, например, законы о пенсионном обеспечении, о социальных пособиях, компенсационных выплатах, о социальном обслуживании. В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Например, нормы Законов РФ "О занятости населения в Российской Федерации", "О статусе судей в Российской Федерации", Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" и некоторых других входят в систему не только права социального обеспечения, но и трудового, административного, финансового права.
 8. Правомерна классификация источников на акты, относящиеся еще к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты российского законодательства. Это в основном постановления Совета Министров СССР, в том числе совместные с ВЦСПС (например, об обеспечении работников пособием по временной нетрудоспособности). Указанные акты сохраняют свое действие по решению Правительства РФ (например, Постановление Совета Министров СССР об утверждении Списков, в соответствии с которыми назначаются пенсии по старости в связи с особыми условиями труда), а иногда и без такого решения, на основании сложившейся практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.
 
  § 2. Общая характеристика источников права
  социального обеспечения
 
  Система источников права социального обеспечения достаточно сложна и противоречива. Она охватывает, как уже было сказано, международные договоры и нормативные правовые акты практически всех уровней и нормотворческих органов. Рассмотрим содержание основных из них.
  Международные акты ООН, МОТ, Совета Европы, а также договоры, заключенные государствами в рамках СНГ, ратифицированные Российской Федерацией (или СССР), в силу ст. 15 Конституции РФ имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.
  К их числу относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973г.
  Участвующие в данном международном договоре государства приняли на себя юридические обязательства гарантировать каждому право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, и обеспечить право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
  Пакт предусматривает также, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Матерям в течение разумного периода до и после родов должна предоставляться особая охрана, а работающим матерям должен предоставляться в течение этого периода оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.
  Конвенция о правах ребенка (1989г.), ратифицированная Россией, закрепляет социально-экономический и правовой статус ребенка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком. Государства- участники данной Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения и право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Право на особую заботу со стороны государства признается за неполноценным ребенком с целью обеспечения ему эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в итоге наиболее полного вовлечения такого ребенка в социальную жизнь.
  Ратифицирована Россией и Конвенция "О равных возможностях лиц, обремененных семейными обязанностями" (1995г.), которая предусматривает социальную поддержку таких лиц с помощью различных мер, включая те, которые осуществляются через систему социального обеспечения.
  К источникам права социального обеспечения данного уровня относится также Конвенция "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1985г.), ратифицированная Российской Федерацией 3 июня 1988 г. В соответствии с этой Конвенцией государства проводят национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, основанную на принципе равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом; принимают меры по организации служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе.
  К числу международных договоров как источников права социального обеспечения относятся также заключаемые странами Содружества Независимых Государств соглашения, нормы которых регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое92.
  Выше уже говорилось, что по юридической силе источники права делятся на законы и иные нормативные правовые акты. Законы делятся на конститутивные, кодификационные и текущие. К конститутивным актам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991г. Декларативные положения этого акта затем были законодательно закреплены в Конституции РФ.
  Конституция РФ как основная база всего текущего законодательства в Российской Федерации закрепила положение о том, что российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).
  Конституция РФ закрепляет также право граждан: на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); на защиту материнства и детства (ст. 38); на судебную защиту (ст. 46); на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
  Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения не только в сфере социального обеспечения, являются Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов - его носителей. В частности, отдельно предусмотрено право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
  К числу гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам Основы относят: первичную медико-санитарную помощь, скорую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
  Другим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования". Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
  Кодификационным является также Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В связи с его принятием утратил силу ряд нормативных правовых актов различного уровня, поскольку данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, подлежащей социальному страхованию на момент предоставления отпуска по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, назначаемое в порядке социального страхования; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет, назначаемое семьям с определенным уровнем среднедушевого дохода.
  Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан. Наиболее важным среди них является Закон РФ 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", первоначально закрепивший единую пенсионную систему России93. Данный закон определяет уровень жизни подавляющего большинства пенсионеров. За сравнительно короткий период в него вносилось более 35 изменений, причем зачастую изменялась редакция сразу нескольких статей. Статья 7 этого закона, предусматривающая систему адаптации пенсионных выплат в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, кардинально изменялась четыре раза. При этом каждое очередное изменение, по существу, снижало уровень защиты пенсионных выплат от инфляции. В результате уровень пенсии не возрастал, а катастрофически снижался, поскольку вновь вводимые мизерные его повышения не компенсировали реального снижения пенсии в связи с инфляционными процессами.
  Другим не менее важным законом, регулирующим пенсионное обеспечение достаточно широкого круга лиц, является Закон РФ от 12 февраля 1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Этот закон, по существу, закрепил привилегированную пенсионную систему, поскольку предусматривает более высокий уровень пенсионного обеспечения, не ограничивая его фиксированной величиной, и автоматическую индексацию всех назначаемых по нему пенсий. Его нормы регулируют пенсионное обеспечение: кадрового состава Вооруженных Сил и военнослужащих, проходящих службу по контракту; служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы; прокурорско-следственных работников.
  Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996г., Федеральным законом от 21 декабря 1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральными законами от 17 сентября 1998г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и от 12 января 1996г. "О погребении и похоронном деле".
  Социальное обслуживание граждан также регулируется законами. Это Федеральные законы от 24 ноября 1995г. "О социальной защите граждан", от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 10 декабря 1995г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О ветеранах" в редакции от 2 января 2000 г. и др.
  Даже простое перечисление законов, действующих в сфере социального обеспечения граждан, свидетельствует о том, насколько сложным и многослойным является на современном этапе законодательство о социальном обеспечении.
 Право социального обеспечения России- одна из немногих отраслей права, не имеющих кодификационного нормативного акта. Поэтому одной из актуальных проблем совершенствования системы источников этой отрасли является проблема поэтапной промежуточной кодификации законодательства, регулирующего видовые общественные отношения (пенсионные, по обеспечению граждан социальными пособиями, компенсационными выплатами; по социальному обслуживанию и др.). Это создало бы предпосылки для принятия в будущем единого кодификационного источника.
  Иные нормативные правовые акты занимают значительное место в системе источников права социального обеспечения. Их можно расположить в определенном иерархическом порядке. Прежде всего, это Указы Президента РФ:
  В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
  Среди указов, нормы которых регулируют общественные отношения в сфере социального обеспечения, следует назвать следующие.
  Указ от 5 мая 1992 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", которым предусмотрены соответствующие меры по социальной поддержке семей, гарантированные на федеральном уровне каждой многодетной семье. Причем само понятие такой семьи определяется правительством республик в составе РФ, органами исполнительной власти краев, областей, автономных образований с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона. На основании актов, принимаемых субъектами Федерации, комплекс мер по социальной защите многодетных семей, предусмотренных в Указе от 5 мая 1992г., может быть расширен.
  Указом Президента РФ от 16 августа 1995г. "О некоторых социальных гарантиях лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", по существу, введена особая система пенсионного обеспечения указанных категорий государственных служащих. В этот Указ были внесены существенные изменения и дополнения Указом Президента РФ от 15 июня 1999г.
  Легитимность двух названных указов весьма сомнительна, поскольку в соответствии со ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  Указы от 16 августа 1995 г. и 15 июня 1999 г. закрепляют существенные привилегии в пенсионном обеспечении по сравнению с общими нормами, закрепленными Законом 1990г. Фактическим основанием для таких привилегий признается должностное положение, что также противоречит Конституции РФ, в которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19).
  Указом Президента РФ от 27 декабря 1999г. для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы- участников Великой Отечественной войны введено с 1 января 2000 г. дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме, равной 10-кратному минимальному размеру пенсии по старости.
  Указом Президента РФ от 7 февраля 2000г. "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" введено ежемесячное денежное содержание каждому члену семьи в случае смерти (гибели) судьи Конституционного Суда РФ или смерти (гибели) пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда РФ в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти (гибели) судьи Конституционного Суда РФ. Круг членов семьи, имеющих право на данное содержание, определяется по правилам Закона 1990г.
  Указом Президента РФ от 15 марта 2000г. "О размере пособия по временной нетрудоспособности" введено ограничение размера данного вида пособия суммой, равной 85-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. Данный Указ противоречит такому кодификационному закону, как КЗоТ, ст.239 которого предусматривает, что пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере от 60 до 100% заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. Ограничение размера пособия каким-либо максимальным пределом при этом не предусмотрено.
  Федеральным законом от 21 июля 1997г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" предусмотрено, что максимальное отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране равно 0,7. Указами Президента РФ от 15 апреля и 10 июля 2000 г. оно повышено с 1 мая 2000 г. до 0,8, а с 1 августа 2000 г. до 0,95.
  Указами Президента РФ периодически повышается также размер компенсационных выплат пенсионерам.
  Следующий уровень иных нормативных правовых актов - постановления Правительства РФ. Это, пожалуй, самая обширная группа источников права социального обеспечения.
  Постановлениями Правительства устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав граждан в сфере социального обеспечения. Так, порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренный Федеральным законом от 19 мая 1995г. "О государственных пособиях гражданам; 'имеющим детей", регулируется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Порядок назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.
  Правительством РФ утверждены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, пенсии за выслугу лет.
  Ежеквартально постановлениями Правительства РФ утверждается среднемесячная заработная плата в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий.
  Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999г. утвержден Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Данный акт определяет состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, виды дохода, учитываемые при исчислении среднедушевого дохода.
  Правительство определило также порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи.
  В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" утвержден Перечень поствакциональных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий (Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999г.).
  Среди источников права социального обеспечения данного уровня есть ряд актов, регулирующих обеспечение граждан лекарственной помощью бесплатно либо со скидкой. Это Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым предусмотрены определенные группы населения, имеющие право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, а также категории заболеваний, дающие право на бесплатное получение лекарственных средств. Этим постановлением утвержден перечень групп больных, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. К числу таких актов следует отнести и Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами".
  Важное значение в регулировании общественных отношений по социальному обслуживанию имеет Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995г. Этот акт закрепляет виды услуг, предоставляемых пожилым и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания, на дому пожилым и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи; дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, отделениями срочной социальной помощи; услуги, предоставляемые при полустационаром обслуживании.
  Ряд источников содержит нормы, регулирующие социальное обеспечение семей с детьми. Одним из них является Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. В данном акте предусмотрено материальное обеспечение приемной семьи.
  Самостоятельную группу актов составляют акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Прежде всего, к ним относятся акты Минтруда. Акты этого министерства издаются в виде постановлений либо официальных разъяснений.
  Так, постановлением Минтруда от 4 апреля 2000г. № 27 утвержден порядок расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
  Большое практическое значение имеет и такой акт Минтруда, как Разъяснение от 22 мая 1996г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 781 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", в которое внесено изменение постановлением Минтруда от 1 октября 1999г. № 36. С учетом внесенного изменения указанное Разъяснение предусматривает, что время выполнения осужденными работ, предусмотренных Списками, в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы или 'в период исполнения исправительных работ засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, на общих основаниях в соответствии с пенсионным законодательством.
  Постановлением Минтруда от 29 декабря 1999г. утверждено Разъяснение "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
  К числу актов других министерств следует отнести Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999г. Оно предусматривает, что денежные средства на указанные цели выплачиваются опекунам (попечителям) органами опеки и попечительства исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Решение о назначении денежных средств принимается указанными органами в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя).
  Совместным приказом Минздрава и Фонда социального страхования РФ от 6 октября 1998 г. утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности94. Указанными органами утверждена также Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан95.
  Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны от 20 августа 1999г.96 Инструкция, в частности, предусматривает порядок отбора на санаторно-курортное лечение, льготы на путевки в санатории и дома отдыха, порядок распределения и выдачи путевок.
  К данной группе источников права социального обеспечения относятся также акты других федеральных органов исполнительной власти по вопросам социального обеспечения граждан.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. . Дайте понятие источников права и раскройте возможные критерии их классификации.
  2. В каких международных договорах содержатся нормы о социальном обеспечении, являющиеся источниками права социального обеспечения?
  3. В каких статьях Конституции России закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения?
  4. .Чем определяется в соответствии с Конституцией РФ смысл, содержание и применение законов?
  5. Каково значение на современном этапе закона как источника права социального обеспечения? Назовите основные законы этой отрасли права.
  6. Какова роль указов Президента РФ как источника права?
  7. Регулирование каких вопросов осуществляется на основе нормативных актов, принимаемых Правительством РФ? Дайте общую характеристику некоторых из них.
  8. .Какое место в общей системе источников права занимают на современном этапе акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти? Приведите примеры таких актов.
  9. .Чем обусловлено резкое расширение региональных и локальных актов как источников права социального обеспечения и на каких уровнях они принимаются?
  10. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Каковы их основные принципиальные положения?
  11..На основании каких нормативных актов граждане обеспечиваются пособиями и компенсационными выплатами?
  12..Нормы каких законов РФ регулируют общественные отношения по социальному обслуживанию населения и социальной защите инвалидов?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению
 
  § 1. Понятие и виды правоотношений
  по социальному обеспечению
 
  Правоотношение - одно из важнейших звеньев правового механизма, обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Правоотношения входят в систему общественных отношений (экономических, политических, социальных, нравственных и т. д.), но занимают в ней особое место.
  Правоотношения представляют собой форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и "выражают особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности"97. Поскольку участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов, одной из важнейших предпосылок существования правоотношений является наличие трех элементов: нормативной базы, юридических фактов и субъектов права. Сочетание этих элементов необходимо не только для возникновения, но и для изменения и прекращения правоотношения.
  В теории права к признакам правоотношения относят также индивидуализацию, которая выражается в том, что участники правоотношения четко определены нормой права и ею же очерчено их поведение. При этом индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны, так и односторонней. В последнем случае индивидуализирована лишь одна сторона- управомоченный субъект.
  В зависимости от степени индивидуализации правоотношения делят на относительные и абсолютные. Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку все участники таких отношений четко определены законом и никакие другое лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют 98.
  Правовые отношения всегда носят волевой характер, который выражается в том, что они связаны, во-первых, с государственной волей, выраженной в праве, и, во-вторых, с индивидуальной волей, поскольку правоотношение реализуется по воле его участников. Зна-
 чительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается именно по воле их субъектов.
  Правоотношения по социальному обеспечению также носят волевой характер: в нормах права, регламентирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального обеспечения, выражена воля государства, в связи с чем эти отношения им охраняются. Кроме того, для возникновения такого правоотношения необходимо, наряду с другими юридическими фактами, и волеизъявление. Причем в отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения.
  Специфической особенностью правоотношения по социальному обеспечению является существование его в реальной жизни лишь как конкретного видового правоотношения. В. С. Андреев отмечал, что правоотношение по социальному обеспечению- это научная абстракция, поскольку на практике не возникает "некоего" единого обеспечительного правоотношения, в котором гражданин реализует свои права на все виды социального обеспечения и обслуживания99. В то же время всем правоотношениям по социальному обеспечению присуща целевая общность. Данный признак означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений распределения части общественных фондов потребления, расходуемых на удовлетворение определенных потребностей граждан (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья всех граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, в охране материнства и детства и т.д.)100.
  Таким образом, видовое многообразие правоотношений по социальному обеспечению сочетается с их целевой общностью. Видов правоотношений по социальному обеспечению столько же, сколько видов социального обеспечения, так как право на тот или иной вид такого обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение. Объединенные целевой общностью эти правоотношения в совокупности представляют собой системное образование, каждый элемент которого (конкретное видовое правоотношение), с одной стороны, относительно самостоятелен, а с другой- вместе с другими элементами составляет единое целое, обладающее общими признаками, присущими каждому элементу данной системы в отдельности.
  Несмотря на многообразие правоотношений по социальному обеспечению, они могут быть сгруппированы как части единого целого не только по видовому признаку, но и в зависимости от той цели, ради достижения которой они возникли. В основу такой классификации положено также содержание правовых норм, регулирующих эти отношения. На основании юридических норм одни правоотношения возникают лишь как необходимая предпосылка для возникновения другого - основного - правоотношения, позволяющего гражданину реализовать право на конкретный вид социального обеспечения, т. е. получать определенное материальное благо. В первом случае речь идет о правоотношениях процедурного характера, предшествующих, как правило, основному правоотношению, а во втором- о правоотношениях основных, которые по своему характеру являются материальными. Именно материальные отношения, будучи правовыми, опосредуют отношения экономические, связанные с распределением части валового внутреннего продукта по системе социального обеспечения.
  В зависимости от функционального назначения правоотношений они подразделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Указанные выше группы отношений как процедурного, так и материального характера относятся к числу регулятивных.
  В систему правоотношений по социальному обеспечению входят также правоотношения, возникающие в связи с защитой гражданином нарушенного права: правоотношения по рассмотрению жалоб и споров по вопросам социального обеспечения. Это, безусловно, охранительные отношения.
  Многообразие правоотношений материального характера обусловлено тем, что право на каждый вид социального обеспечения реализуется посредством конкретного правоотношения. В то же время это позволяет провести научно обоснованную классификацию этих отношений, имеющую как теоретическое, так и практическое значение. Критерии классификации могут быть нескольких уровней- от общего к частному, но все они связаны с таким элементом правоотношения, как его объект.
  Общим объектом таких отношений, как уже отмечалось, является определенное материальное благо, на которое направлено правоотношение. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные социальные услуги (социальное обеспечение в "натуральной форме"). В связи с этим методом научной абстракции в общей системе материальных правоотношений можно выделить два относительно самостоятельных крупных блока правоотношений: 1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат по системе социального обеспечения; 2) правоотношения, возникающие по поводу "натуральных" видов социального обеспечения. Данная классификация необходима, но она не позволяет еще выявить особенности правоотношений, обусловленные видовым различием в денежных выплатах и социальных услугах. Поэтому крайне важен следующий уровень классификации также по объекту правоотношения в зависимости от вида денежной выплаты. По этому критерию первый блок правоотношений охватывает следующие их группы: а) пенсионные правоотношения; б) правоотношения по поводу пособий; в) правоотношения по поводу компенсационных выплат.
  Виды денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации) имеют еще и внутривидовую дифференциацию (пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.; компенсации: за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, супругу военнослужащего, студенту за время академического отпуска по медицинским показаниям, учащимся на питание и др.), в связи с чем указанные выше группы правоотношений классифицируются на соответствующие виды, обусловленные видом пенсии, пособия, компенсации. Данный уровень классификации позволяет раскрыть особенности каждого вида правоотношения не в аспекте научной абстракции, а как реально существующего.
  Комплекс "натуральных" видов социального обеспечения, в который с определенной долей условности включаются и льготы по системе социального обеспечения, также достаточно широк и охватывает многообразные виды социальных услуг и льгот. В связи с их предоставлением возникает множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений.
  Выше указывалось, что по целевому назначению все правоотношения по социальному обеспечению подразделяются на отношения материального и процедурного характера. Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, классифицируются на следующие группы: 1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению; 2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; 3) в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан. Таким образом, диапазон классификации процедурных правоотношений гораздо меньше, чем материальных.
  В учебной литературе в качестве самостоятельного критерия классификации правоотношений по социальному обеспечению указывается срок их функционирования101. Этот критерий практического значения не имеет, поскольку в отрыве от вида и условий обеспечения он не является существенным признаком правоотношения.
  На современном этапе представляется спорной и классификация правоотношений "по формам социального обеспечения" (государственное социальное страхование; социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета; дополнительные виды добровольного страхования102). Во-первых, непонятно, о каких видах правоотношений в данном случае идет речь. Если о правоотношениях, возникающих по поводу финансирования и управления социальным обеспечением, то такая классификация правомерна, но в системе финансового и административного права. Правоотношения по социальному обеспечению граждан (как работников или как членов общества, без какой-либо связи с трудом) всегда своим объектом имеют конкретное материальное благо, в связи с чем подразделяются на виды, обусловленные видами обеспечения, независимо от того, в порядке какой именно организационно-правовой формы предоставляется данный вид социального обеспечения.
  В перспективе, когда законодательно будут закреплены относительно обособленные системы социального обеспечения с учетом особенностей их организации и, главное, особенностей финансирования социального обеспечения, очевидно, возникнет необходимость в классификации правоотношений по социальному обеспечению на соответствующие блоки, с учетом финансовых источников, гарантирующих обеспечение.
 
  § 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений
  по социальному обеспечению
 
  Отраслевая специфика правоотношений может быть раскрыта только на основе анализа основных их элементов. В теории права к элементам любого правоотношения относят: субъектов, объект и содержание. Рассмотрим указанные элементы применительно к правоотношениям по социальному обеспечению.
  Выше говорилось, что правоотношения по социальному обеспечению - это относительные правоотношения, в которых четко определены их участники и очерчено их возможное поведение. Одним из участников таких правоотношений всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим - государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо).
  Непременным условием для того, чтобы стать участником правоотношения, является обладание таким юридическим качеством, как правосубъектность. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.
  Правоспособность - это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т. е. быть участником правоотношения.
  Дееспособность - это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.
  В теории права подчеркивается, что правоспособность и дееспособность - это две стороны одного и того же феномена- правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права, и то не для всех субъектов103.
  Приведенные выше общие посылки крайне важны, поскольку позволяют лучше понять феномен правосубъектности в праве социального обеспечения. Суть этого феномена в данной отрасли заключается в том, что здесь отсутствует единая правосубъектность для всех субъектов.
  В теории права выделяется правосубъектность общая, отраслевая и специальная. В праве социального обеспечения однозначного подхода к определению правосубъектности граждан нет. Одни авторы, отождествляя правоспособность с самим субъективным правом на тот или иной вид социального обеспечения, считают, что она возникает одновременно с этим правом104. Другие выделяют общую и специальную правоспособность. Общая правоспособность возникает, по их мнению, с момента рождения человека, а специальная, дающая право на обеспечение по государственному социальному страхованию,- с момента вступления в трудовое правоотношение. В то же время наступление специальной правоспособности, дающей право на вступление в пенсионное правоотношение по старости, связывается с достижением возраста, установленного законодательством105.
  Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования. Предоставление социального обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. Это означает, что в данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве, может быть отъединена от правоспособности, и право на социальное обеспечение до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Так, право на социальную пенсию ребенка-инвалида, на пенсию по случаю потери кормильца на ребенка до достижения им 18 лет, право на бесплатную лекарственную помощь до достижения ребенком трех лет и т. д. реализуется в правоотношении одним из его родителей либо иным законным представителем.
  Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением того или иного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахованного). В этом случае необходима, следовательно, специальная правоспособность, которая возникает одновременно с заключением трудового договора (контракта) у лиц, работающих по найму, а у других лиц- с момента начала уплаты страховых взносов в фонды социального страхования. Одновременно с возникновением специальной правоспособности возникает и специальная дееспособность. Например, достигший 15 лет подросток, с которым заключен трудовой договор, самостоятельно реализует право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т. д.
  Разновидностью дееспособности является деликтоспособность- способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения. В праве социального обеспечения деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их общей или специальной дееспособностью.
  Анализ такого элемента правоотношения, как субъекты, был бы неполным без рассмотрения их правового статуса. Наиболее широкий правовой статус имеют граждане. Он формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции РФ составляют основы правового статуса личности (гл. 2 Конституции). Правовой статус граждан равен для всех. В теории права предлагается наряду с понятием "правовой статус" выделять понятие "правовое положение", которое определяется как правовым статусом субъекта, так и совокупностью конкретных субъективных прав (например, правом на получение пенсии определенного вида, в установленном законом размере и т. д.).
  Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей, т. е. приобрести конкретное правовое положение.
  Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права.
  Субъекты права социального обеспечения- это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по социальному обеспечению - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения - это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права- участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению.
  Поскольку субъект правоотношения-это и субъект права, необходимо остановиться на видах субъектов права социального обеспечения. Прежде всего к ним относятся физические лица- граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению.
  Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения. По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни, декретного отпуска пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам).
  Для того чтобы субъект права социального обеспечения превратился в субъекта правоотношения по социальному обеспечению, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия- юридические факты. Именно юридические факты приводят в действие соответствующие нормы права, которые возлагают на данных субъектов права юридические обязанности и предоставляют им юридические права, делая их .тем самым участниками правоотношения.
  Своим существованием термин "юридический факт" обязан видному германскому правоведу Фридриху Карлу Савиньи (одному из основателей исторической школы права), который в своем труде "Система современного римского права" (1840г.) писал: "Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами"106. Юридические факты, как и всякие другие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.
  В зависимости от юридических последствий, связанных с ними, выделяются юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К числу правообразующих в праве социального обеспечения можно отнести следующие: достижение соответствующего возраста; инвалидность; временную нетрудоспособность работника; рождение ребенка; смерть кормильца; бедность; трудовой стаж и выслугу лет; обращение за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесение соответствующего решения компетентным органом и др.
  К числу правоизменяющих юридических фактов следует отнести такие, как изменение группы инвалидности; волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсионного обеспечения; увеличение продолжительности трудового стажа; увеличение заработка после назначения пенсии и др.
  Правопрекращающими фактами могут быть: восстановление трудоспособности; достижение членами семьи возраста, не дающего права на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца; трудоустройство безработного; смерть обеспечиваемого и т.д.
  По характеру действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия и факты состояния. К фактам однократного действия в праве социального обеспечения можно отнести: смерть человека; рождение ребенка; вынужденное переселение и др. Факты-состояния - это инвалидность, временная нетрудоспособность, факт родства с кормильцем, иждивение и др.
  В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты делятся на юридические действия и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. В праве социального обеспечения основная масса юридических фактов - это события, причем события абсолютные, не связанные с волей данного человека либо других лиц. Это достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и др. В то же время это могут быть и факты-действия (например, волеизъявление гражданина, вынесение решения компетентным органом о предоставлении обеспечения).
  С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Например, правомерным будет действие гражданина, обращающегося в установленном порядке за назначением пенсии, пособия, компенсации, а неправомерным - представление им при этом ложных, фиктивных документов.
  Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов. Совокупность юридических фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом. Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два, три юридических факта, а сложный-целый комплекс таких фактов. Например, для получения пособия при рождении ребенка необходимы: факт его рождения, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа, а вот при возникновении пенсионного правоотношения необходим сложный юридический состав, в который входят несколько юридических фактов (достижение пенсионного возраста, наличие общего, а в ряде случаев и специального трудового стажа, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа).
  То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения.
  К объектам правоотношений в теории права относят материальные и нематериальные блага. К числу нематериальных благ относятся, в частности, и действия.
  Выше уже говорилось, что все правоотношения по социальному обеспечению делятся на материальные и процедурные. Объект этих правоотношений различный. Правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, предоставляемой в порядке социального обеспечения. Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является не материальное благо, а определенное юридическое действие, которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение. Так, в связи с обращением гражданина за назначением пенсии, пособия, компенсационной выплаты соответствующий орган обязан в установленный законом срок рассмотреть заявление гражданина, установить юридические факты и принять решение о применении нормы права. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. В случае принятия положительного решения возникает правоотношение материального характера.
  Еще один элемент правоотношения- это его содержание. Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием - фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его107. Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.
  Юридическая обязанность- это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.
  В правоотношениях по социальному обеспечению субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение. Субъективные права граждан в этих правоотношениях включают право требовать предоставления того или иного вида обеспечения (пенсии, пособия, компенсационной выплаты, социальной услуги, льготы) в установленном законом размере и в определенном порядке, а также совершения обязанным субъектом других действий в целях реализации гражданином всех предоставленных ему законом возможностей (например, индексации пенсий; перерасчета пенсии в связи с увеличением трудового стажа, заработка, изменением группы инвалидности и т. д.).
  Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Они обязаны производить денежные выплаты, предоставлять услуги и льготы в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке.
  Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и определенные обязанности. В отличие от юридических обязанностей другого субъекта, которые носят преимущественно материальный характер, их обязанности связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурно-процессуального порядка: представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение; своевременно являться для перерегистрации в качестве безработного, на осмотр к врачу, на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию и т.д. Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта правоотношения по социальному обеспечению: применить правоограничительные санкции в виде, например, удержания из пенсии; прекращения выплаты пенсии, пособия или компенсации; приостановления выплаты на определенный срок пособия по безработице.
  Таким образом, содержание правоотношения по социальному обеспечению может быть наиболее полно и правильно понято через корреспондирующую связь субъективных прав и обязанностей его субъектов.
 
  § 3. Пенсионные правоотношения
 
  Пенсионные правоотношения возникают каждый раз, когда реализуется право на пенсионное обеспечение. Учитывая, что ныне действующая российская пенсионная система охватывает абсолютно всех граждан из числа нетрудоспособных или достигших определенного возраста, можно сказать, что каждый гражданин является потенциальным либо реальным участником данного правоотношения.
  "Ядром", основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, В. С. Андреев считал пенсионные отношения108,
  Пенсионное правоотношение - это урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение, возникающее в связи с материальным обеспечением граждан, достигших установленного законом возраста, длительное время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности, а также граждан, признанных инвалидами либо потерявших кормильца. Такое правоотношение возникает при наличии соответствующего фактического состава.
  Пенсионные правоотношения, как и другие правоотношения по социальному обеспечению материального характера, по сути своей являются распределительными отношениями. Они вызываются к жизни объективной необходимостью удовлетворять потребности определенной части населения (пожилых граждан, инвалидов, семей, потерявших кормильца) путем материального обеспечения за счет средств целевых фондов (пенсионных) либо за счет бюджетных средств. Поэтому пенсионные правоотношения, как и другие виды правоотношений, "не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях"109. Развитие и совершенствование пенсионных правоотношений, обогащение их содержания находятся в непосредственной взаимосвязи с экономическими возможностями общества, государства на каждом конкретном историческом этапе его развития.
  В пенсионном правоотношении общественная связь граждан с государством в лице соответствующих органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, находит выражение через их субъективное юридическое право на получение пенсионного обеспечения при наличии соответствующих юридических фактов, а также через юридическую обязанность государственного органа (либо иного, уполномоченного государством органа) гарантировать им это обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренным законодательством. Именно единство права и обязанности создает реальную возможность претворения в жизнь в рамках пенсионного правоотношения той модели поведения людей, которая содержится в нормах пенсионного законодательства.
  Такая возможность, кроме того, поддерживается принудительной силой государства. Каждому гражданину- носителю субъективного юридического права на тот или иной вид пенсионного обеспечения государство гарантирует реализацию этого права путем принудительного обеспечения в соответствующих случаях исполнения юридической обязанности по его предоставлению государственным органом. Так, недопустим отказ в удовлетворении права на пенсию в связи с отсутствием, например, в распоряжении соответствующего государственного органа, обязанного предоставить материальное обеспечение, финансовых средств. Подобный отказ вызовет необходимость принуждения для такого органа к исполнению возложенной на него обязанности.
  В целях наиболее полного и глубокого изучения характера, сущности и особенностей пенсионного обеспечения в правовой науке была обоснована необходимость классификации пенсионных правоотношений на соответствующие их виды и разработаны критерии такой классификации110.
  На современном этапе, когда пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств обязательного социального страхования (т.е. пенсионного страхования) и бюджетных средств, пенсионные правоотношения можно классифицировать на отношения страховые и нестраховые111, имея при этом в виду, что и те, и другие регулируются нормами права социального обеспечения.
  Второй критерий классификации пенсионных правоотношений - это вид назначаемой пенсии. На основании данного критерия выделяются правоотношения по поводу пенсии: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной пенсии.
  По характеру условий, в связи с которыми назначаются пенсии, пенсионные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих условиях, так и на льготных, а также в связи с особыми условиями труда.
  По сроку действия пенсионные правоотношения относятся к числу длящихся. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в течение которого они могут существовать, их можно разграничить на действующие неопределенное время и в течение определенного срока. К первым принадлежат отношения в связи с пенсионным обеспечением по старости, за выслугу лет, по инвалидности, если инвалидность установлена бессрочно, а также по случаю потери кормильца, если член семьи, на которого пенсия назначена, достиг общего пенсионного возраста либо признан инвалидом без последующего переосвидетельствования. В этих случаях прекращение пенсионного правоотношения может быть вызвано лишь таким событием, как смерть получателя пенсии, либо отказом от получения пенсии.
  Срок действия ряда пенсионных правоотношений установлен законодателем путем указания конкретного срока (например, пенсия по случаю потери кормильца на детей выплачивается до достижения детьми 18 лет, а получающим профессиональное образование- до 23 лет) или связан с утратой конкретных юридических фактов, которыми обусловлено право на пенсионное обеспечение (например, поступление на работу лица, получающего досрочную пенсию по старости; восстановление трудоспособности гражданина, которому назначена пенсия по инвалидности на определенный срок, и т. д.).
  Рассмотренные выше основания для классификации пенсионных правоотношений не являются исчерпывающими, они могут применяться как самостоятельно, так и в различном сочетании друг с другом или с иными критериями, отражающими наиболее существенные черты и признаки этих правоотношений.
  Субъекты пенсионных правоотношений- это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.
  Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).
  Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.
  При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором- социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся- с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.
  Таким образом, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина, связанной лишь с достижением определенного возраста, специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста. В случае признания их инвалидами они могут стать участниками пенсионного правоотношения по поводу трудовой пенсии и самостоятельно реализовать право на данную пенсию. У лиц, начавших трудовую деятельность в более позднем возрасте, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с момента начала этой деятельности. У лиц же, не занятых трудовой деятельностью, в период которой они могли подлежать обязательному социальному страхованию, специальная пенсионная правосубъектность не возникает.
  По вопросу о пенсионной правоспособности в литературе высказаны различные точки зрения. Одни связывали наступление пенсионной правоспособности с юридическими фактами, обусловливающими право на тот или иной вид пенсии112; другие отождествляли ее с общегражданской правоспособностью113; третьи связывали пенсионную правоспособность с общественно полезной деятельностью114. Эти точки зрения высказывались в то время, когда законодательство страны предусматривало только трудовое пенсионное обеспечение, поэтому речь шла, по существу, о специальной пенсионной правоспособности.
  Сейчас специальная пенсионная правосубъектность - это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.
  Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, - социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность - по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.
  С учетом специфики юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, в качестве субъектов пенсионного правоотношения могут выступать граждане, обладающие специальной или общей пенсионной правосубъектностью, из числа лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; потерявших кормильца; длительное время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности.
  Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.
  Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).
  Создание в стране единой системы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, которые решали бы вопросы как аккумуляции соответствующих средств, расходуемых на пенсионное обеспечение, так и их распределения, - одна из насущных проблем, стоящих перед государством на современном этапе.
  Пенсионные правоотношения возникают на основании сложных юридических составов. "Каждый юридический факт сложного состава в соответствующих случаях имеет свое определенное юридическое значение, ибо без него не может возникнуть данное правоотношение, но это не означает, что возникновение, изменение и прекращение соответствующего правоотношения связывается лишь с частью юридического состава" 115
  Таким образом, для возникновения пенсионного правоотношения всегда необходим комплекс юридических фактов. Все юридические факты, образующие фактический состав, с формальной точки зрения равнозначны, однако в движении правоотношения они выполняют различную роль.
  Неодинаковое значение юридических фактов отмечалось многими учеными. Е. И. Астрахан выделял в юридическом составе фактическую основу", к которой относил все юридические факты, кроме волеизъявления гражданина и акта компетентного органа116. В.С. Андреев выделял в фактическом составе основной юридический факт (собственно юридический факт) - старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет. Специфика этого факта, по его мнению, служит основанием для классификации пенсионных отношений. Все остальные факты он относил к юридически значимым обстоятельствам117. М.Л. Захаров предлагает выделять в юридическом составе два элемента - правообразующий и связанный с реализацией субъективного права 118.
  Анализ юридических фактов позволяет констатировать, что в зависимости от тех правовых последствий, которые с ними связаны, они могут быть классифицированы на следующие группы.
  1. Юридические факты, определяющие субъективное право на получение пенсии. Эти факты являются объективным основанием для пенсионного обеспечения. Применительно к пенсии по старости на общих основаниях это достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие общего трудового стажа, а к пенсии в связи с особыми условиями труда- это еще и наличие специального трудового стажа. В пенсионном правоотношении в связи с пенсией по инвалидности к данной группе юридических фактов относятся такие, как признание гражданина инвалидом вследствие определенной причины (трудового увечья, профессионального заболевания либо общего заболевания) и факт трудовой деятельности или наличие общего трудового стажа установленной законом продолжительности (в случае наступления инвалидности от общего заболевания). В пенсионном правоотношении в связи с пенсией по случаю потери кормильца данная группа юридических фактов существенно усложняется, поскольку одна их часть относится к кормильцу (смерть кормильца и ее причина, факт трудовой деятельности кормильца или наличие у него соответствующего общего трудового стажа), а другая- к членам его семьи (принадлежность к кругу лиц, обеспечиваемых данной пенсией; нетрудоспособность; факт нахождения на иждивении кормильца и др.). К юридическим фактам, определяющим субъективное право на пенсию за выслугу лет, относятся два факта- наличие установленной законом продолжительности выслуги лет и оставление, как правило, той работы, в связи с которой данная пенсия назначается,- а для права на социальную пенсию необходим всего лишь один юридический факт - достижение соответствующего возраста или признание инвалидом одной из трех групп или ребенком-инвалидом, смерть одного или обоих родителей несовершеннолетнего ребенка.
  2.Ко второй группе юридических фактов в юридическом составе, влекущем возникновение пенсионного правоотношения, относятся такие, с которыми связано субъективное право на определенную величину пенсионной выплаты (это заработок, из которого должна исчисляться пенсия; наличие иждивенцев; нуждаемость в уходе; наличие юридических фактов, дающих право на дополнительное повышение основного размера пенсии, и т. д.).
  3.Третья группа юридических фактов в юридическом составе связана с установленной процедурой оформления пенсионного правоотношения. Она приводит в действие механизм реализации субъективного права и начинается с обращения за назначением пенсии, т. е. с волеизъявления гражданина, а завершается принятием компетентным органом решения о назначении пенсии.
  Некоторые авторы волеизъявление гражданина и решение компетентного органа о назначении пенсии рассматривали не как элементы юридического состава, порождающего пенсионное правоотношение, а лишь как этапы в реализации наличных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Такое сужение содержания юридического состава, по мнению В. А. Тарасовой, влечет за собой вывод о возможности автоматического возникновения пенсионного правоотношения119. Волеизъявление гражданина- это также юридический факт, порождающий не само пенсионное правоотношение, а лишь предшествующее ему процедурное отношение, которое направлено на осуществление компетентным органом правоприменительной деятельности. Результат такой деятельности- решение о назначении пенсии либо об отказе в ее назначении. В первом случае решение компетентного органа является одним из правообразующих фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, которое в отличие от процедурного имеет материальный характер.
  Юридические факты необходимы не только для возникновения, но и для изменения и прекращения пенсионного правоотношения. Однако в этих случаях обычно не требуется сложных юридических составов, достаточно лишь одного-двух юридических фактов (например, увеличения продолжительности трудового стажа, изменения группы инвалидности, достижения ребенком определенного возраста, восстановления трудоспособности и др.).
  Юридические факты классифицируются по их связи с индивидуальной волей человека. На основании этого критерия они подразделяются на юридические события и юридические действия. К юридическим событиям относятся, например, смерть человека, причины смерти; инвалидность и ее причины; достижение определенного возраста; нуждаемость в постороннем уходе и т. д. К юридическим действиям относятся: волеизъявление гражданина; требование о выделении доли пенсии по случаю потери кормильца, назначенной семье; отказ от получения назначенной пенсии и др.
  В пенсионных правоотношениях, как и в иных правоотношениях по социальному обеспечению, преобладают юридические факты-события. В то же время особую группу юридических фактов составляют факты-действия, а точнее, результат деятельности человека. Это, например, измеряемая во времени трудовая деятельность, т. е. соответствующий общий, специальный и непрерывный трудовой стаж.
  Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии120.
  Содержание пенсионных правоотношений - это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.
  Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.
  К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия- требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.
  У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.
  Обязанности и права другого субъекта данного правоотношения-органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения- применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

<< Пред.           стр. 5 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу