<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  § 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций
 
  Право на получение денежной выплаты по системе социального обеспечения в виде пособия либо компенсации может быть реализовано гражданином, как и право на пенсию, в соответствующем правовом отношении. В связи с этим в реальной жизни возникает столько видов правоотношений по поводу пособий и компенсаций, сколько видов самих пособий и компенсаций. Право на каждый вид пособия и компенсации обусловлено определенными юридическими фактами, поэтому не существует единого, хотя бы и сложного, правоотношения по поводу пособий и компенсаций. В то же время гражданин может одновременно состоять субъектом различных видов таких отношений, реализуя право на те или иные выплаты (например, он может одновременно получать единовременное пособие на ребенка в связи с его рождением, ежемесячное пособие на ребенка до достижения им 16 (учащимся 18) лет, пособие по безработице и др.). Видов пособий и компенсаций по системе социального обеспечения довольно много.
  Правоотношения по поводу пособий и компенсаций - это общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе соответствующих юридических фактов в связи с предоставлением гражданам денежных выплат в виде пособий и компенсаций. Они могут быть классифицированы по определенным критериям: по источникам финансирования; целевому назначению; сроку выплаты.
  Поскольку эти отношения, как и пенсионные, являются по своему характеру распределительными, основополагающее значение имеет финансовый источник, за счет средств которого выплачиваются пособия и компенсации. По данным основаниям правоотношения подразделяются на те, которые возникают в связи со страховыми и нестраховыми выплатами.
  В первую группу включаются отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, по безработице тем, кто имел работу и потерял ее, на погребение в случае смерти работника.
  Правоотношения по поводу нестраховых выплат возникают в связи с предоставлением государственных пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей (при рождении ребенка, ежемесячного пособия до достижения ребенком 16 (учащимся 18) лет); вынужденным переселенцам и беженцам; гражданам, у которых возникли поствакцинальные осложнения; на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством); учащимся на питание; студентам, аспирантам за время академического отпуска по медицинским показаниям; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым; инвалидам на транспортное обслуживание; супругу военнослужащего в период безработицы либо ухода за больным ребенком и т.д.
  В зависимости от срока своего действия правоотношения делятся на отношения, существующие в течение определенного срока, и отношения разового характера. В отличие от пенсионных в данной группе нет правоотношений с неопределенным сроком.
  К, правоотношениям, существующим в течение определенного срока, относятся правоотношения, которые возникают по поводу пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, на детей до достижения ими 16 лет; по поводу компенсаций учащимся на питание, на содержание детей в приемной семье и т. д. Эти правоотношения считаются длящимися.
  Правоотношения разового характера существуют ровно столько времени, сколько необходимо для реализации гражданином права на единовременную выплату в виде пособия либо компенсации (например, пособия вынужденным переселенцам и беженцам, на рождение ребенка, на погребение и др.).
 По целевому назначению выплаты правоотношения подразделяются на те, которые возникают в связи с замещением пособием, компенсацией утраченного заработка, или в связи с предоставлением этой выплаты с целью материальной (социальной) поддержки граждан, без учета их прежнего заработка.
  К первой группе относятся правоотношения при предоставлении пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице тем, кто имел работу и потерял ее. Большая часть правоотношений включается во вторую группу, когда право на пособие или компенсацию никоим образом не связано с прежним заработком данного лица (это пособия при рождении ребенка и на ребенка до достижения им 16 лет; вынужденным переселенцам и беженцам; при возникновении поствакцинального осложнения; это компенсации - на содержание ребенка в приемной семье; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, и др.).
  Могут быть и иные основания для классификации правоотношений по поводу пособий и компенсаций.
  Субъектами этих правоотношений выступают, с одной стороны, граждане, а с другой - государственные либо (по поручению государства) иные органы.
  Субъектами правоотношений могут стать граждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Как и в пенсионных правоотношениях, для определения вида правоспособности граждан как потенциальных участников правоотношений по поводу пособий и компенсаций основополагающим является характер денежной выплаты: она может быть предоставлена гражданину как работнику в порядке обязательного социального страхования либо как члену общества без всякого учета его трудовой деятельности. В первом случае предпосылкой участия в правоотношении служит обладание гражданином специальной праводееспособностью. Она возникает одновременно с вступлением в трудовое либо в другое правоотношение, во время которого на работающего распространялось обязательное социальное страхование.
  Такая праводееспособность возникает с того же возраста, что и трудовая правосубъектность.
  Участие в правоотношении в связи с назначением и выплатой пособий и компенсаций гражданам как членам общества обусловлено возникновением общегражданской правоспособности и дееспособности. Специальной праводееспособностью обладают субъекты правоотношения по предоставлению компенсации учащимся на питание. Определяющее здесь - принадлежность ребенка к числу учащихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего образования. Как известно, учащимися общеобразовательного учреждения дети становятся с семилетнего (а в ряде случаев и с шестилетнего) возраста. Следовательно, специальная праводееспособность возникает в данном случае с этого возраста.
  Другим субъектом правоотношения по поводу пособий и компенсаций является соответствующий государственный орган - юридическое лицо либо, согласно закону, другой уполномоченный орган. Это могут быть: органы социальной защиты населения, службы занятости, миграционной службы, опеки и попечительства, учебные заведения, органы некоторых министерств и др. К числу уполномоченных органов относятся также работодатели, которые предоставляют пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, за время отпуска; по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение в случае смерти работника.
  Правоотношения по поводу пособий и компенсаций возникают на основе соответствующих юридических составов. В отличие от оснований возникновения пенсионных правоотношений это, как правило, простые юридические составы, включающие два-три юридических факта, причем одним из них всегда является решение о применении нормы права в связи с волеизъявлением гражданина.
  К числу юридических фактов относятся: временная нетрудоспособность, наступившая в период работы; отпуск по беременности и родам; рождение ребенка; предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет- для выплаты пособия и трех лет- для выплаты компенсации за время такого отпуска; предоставление академического отпуска студенту, аспиранту по медицинским показаниям; уход неработающего трудоспособного лица за Инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым; прием семьей на воспитание ребенка на условиях опеки (попечительства); обучение в учебном заведении; наступление поствакцинального осложнения; принятие на себя расходов по погребению; предоставление вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; отсутствие возможности трудоустройства супруга военнослужащего либо жены служащего органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах; вынужденное переселение и др.
  Юридические факты необходимы не только для возникновения, но и для изменения и прекращения правоотношения. Как правило, это единичные факты: восстановление трудоспособности; окончание соответствующего отпуска, в период которого выдается пособие либо компенсация; трудоустройство; достижение ребенком, принятым в семью на воспитание, 18-летнего возраста и т.д.
  Объектом правоотношения служит материальное благо в виде пособия (ежемесячного, периодического либо единовременного) или соответствующая компенсация (также ежемесячная, периодическая или единовременная).
  Содержание правоотношения - это совокупность прав и обязанностей его субъектов.
 Гражданин вправе требовать назначения и выплаты соответствующего пособия (компенсации) в установленном законом размере и в предусмотренном законом порядке. Вместе с тем он несет определенные обязанности, как правило, процедурного характера. Это обязанность представлять в подтверждение юридических фактов достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, предоставляющему денежные выплаты, о тех обстоятельствах, с которыми связано прекращение их выплаты либо уменьшение размера (например, в случае усыновления ребенка одинокой матери, на которого выплачивается пособие в повышенном размере; при прекращении учебы ребенком, достигшим 16 лет; при поступлении на работу супруга военнослужащего или жены служащего органов внутренних дел и т. д.).
  Правам гражданина, как субъекта правоотношения, соответствуют обязанности органа, предоставляющего пособия и компенсации. Такой орган обязан в установленный законом срок проверить наличие юридических фактов, с которыми связано право на тот или иной вид пособия или компенсации, и принять решение об их назначении и выплате в том порядке, который установлен законом.
  Обязанностям гражданина корреспондирует право органа, предоставляющего обеспечение в виде пособия или компенсации, требовать их выполнения. В случае невыполнения этих обязанностей данный орган вправе применить к гражданину указанные в законе санкции: прекратить выплату пособия или компенсации; обязать гражданина возместить незаконно полученные суммы; приостановить выплату на определенный срок (например, выплату пособия по безработице в случаях, указанных в законе).
 
  § 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных,
  пострадавших на производстве, и их семей
 
  Данный вид отношений появился в предмете права социального обеспечения недавно: с 6 января 2000г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 1998т. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". С этого времени общественные отношения по возмещению вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей стали регулироваться нормами права социального обеспечения, в системе которого появился новый правовой институт.
 Правоотношение по обеспечению застрахованных, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, либо членов их семей - это общественное отношение, регулируемое нормами права социального обеспечения, возникающее в связи с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного при исполнении им своих трудовых обязанностей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
 В отличие от пенсионных правоотношений и правоотношений по поводу пособий и компенсационных выплат, классифицируемых в зависимости от вида пенсии, пособия, компенсации, данное правоотношение не имеет видовой классификации- оно является единым, хотя и сложным по своему содержанию, и возникает по поводу страхового обеспечения.
  По сроку действия правоотношение по обеспечению застрахованных, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, может быть как с определенным, так и с неопределенным сроком действия, в зависимости от последствий производственной травмы или профессионального заболевания. При отсутствии необратимых последствий производственной травмы или профессионального заболевания степень утраты трудоспособности устанавливается на определенный срок, которым и обусловлен срок действия правоотношения. Необратимые последствия травмы или профессионального заболевания - основание для установления степени утраты трудоспособности без последующего переосвидетельствования застрахованного органом медико-социальной экспертизы, что влечет возникновение правоотношения с неопределенным сроком действия.
  Субъектами данного правоотношения являются граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании.121
  Как и в иных правоотношениях, возникающих в связи с социальным обеспечением работника, для участия в рассматриваемом правоотношении необходимо обладать специальной праводееспособностью. Она возникает с момента включения гражданина в число застрахованных по данному виду обязательного социального страхования. Правоспособность членов семьи застрахованного является производной от специальной правоспособности самого застрахованного. Это выражается в том, что они могут стать участниками правоотношения при условии, если сам застрахованный мог бы быть его субъектом. Что же касается дееспособности, необходимой для реализации указанными выше членами семьи застрахованного права на страховое обеспечение, то они должны обладать общегражданской дееспособностью. Поэтому право ребенка на данное обеспечение реализуется в правоотношении его законным представителем (другим родителем, опекуном, попечителем).
  Другом субъектом правоотношения выступает страховщик - Фонд социального страхования РФ в лице его территориальных органов на местах.
  Основанием возникновения правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является наступление страхового случая. Собственно юридическими фактами, с которыми связано возникновение данного правоотношения, являются определенные события- несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание.
 Помимо собственно юридических фактов в юридический состав, влекущий возникновение правоотношения, включаются также волеизъявление застрахованного (либо членов его семьи) и решение страховщика о предоставлении страхового обеспечения в связи с данным несчастным случаем или профессиональным заболеванием.
 К числу юридических фактов, влекущих изменение содержания правоотношения, относятся, как правило, единичные юридические факты, например изменение степени утраты трудоспособности (ее понижение или, наоборот, повышение), изменение числа членов семьи, на которых выплачиваются страховые выплаты, и др.
  Основаниями прекращения правоотношения служат также единичные юридические факты (восстановление трудоспособности; достижение детьми 18 лет (учащимися учебных заведений по очной форме обучения - 23 лет); смерть застрахованного или члена его семьи, получавшего страховые выплаты).
  Объектом правоотношения является материальное благо физического лица, утратившего здоровье, профессиональную трудоспособность, либо членов семьи застрахованного в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком в соответствии с законом.
  В отличие от объекта иных отношений, регулируемых нормами права социального обеспечения, объект отношений по страховому обеспечению представляет собой комплекс различных видов обеспечения, причем в него включаются как ежемесячные, так и периодические либо единовременные выплаты, предоставляемые застрахованному либо членам его семьи в едином правоотношении.
  Содержание данного правоотношения - это совокупность прав и обязанностей застрахованного и страховщика, которые выступают субъектами правоотношения.
 Застрахованный имеет право обратиться к страховщику за получением обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая. Он также имеет право на получение ежемесячных страховых выплат за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого орган медико-социальной экспертизы установил факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который ему выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности. В случае обращения застрахованного за страховым обеспечением по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат они выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие обращению за обеспечением по страхованию. В случае задержки выплат в установленные сроки застрахованный имеет право на получение пени в размере 0,5 % от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
  К числу обязанностей застрахованного относятся следующие: извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию; в установленные сроки проходить переосвидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы; выполнять предусмотренные заключениями учреждения медико-социальной экспертизы рекомендации по социальной, медицинской и профессиональной реабилитации.
  Права страховщика соответствуют обязанностям застрахованного. Так, уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки дает право страховщику прекратить страховое обеспечение до прохождения им указанного переосвидетельствования. В то же время страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, которые установлены законом.
  Застрахованный несет ответственность за достоверность и своевременность представления им страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или их прекращение. В случае сокрытия или недостоверности указанных сведений застрахованный обязан возместить страховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда.
 
  § 6. Правоотношения по поводу медицинской,
  лекарственной помощи, социальных услуг и льгот
  по системе социального обеспечения
 
  В предмет права социального обеспечения, как известно, наряду с отношениями по поводу денежных выплат по системе социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций) включаются также отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам социального обеспечения в "натуральной форме", т. е. в виде определенных социальных услуг либо льгот. Благодаря данной группе отношений валовый внутренний продукт распределяется через систему социального обеспечения путем осуществления комплекса мер по социальному обслуживанию пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, детей, лишенных родительской опеки и попечительства, безработных и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке в силу обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми. Понятие "социальное обслуживание" употребляется в данном случае как собирательное, охватывающее все иные (помимо денежных выплат) виды социального обеспечения.
  Правоотношения по социальному обслуживанию - это общественные отношения, регулируемые нормами права социального обеспечения, возникающие на основе соответствующих юридических фактов в связи с предоставлением гражданам бесплатно либо на льготных основаниях медицинской, лекарственной помощи, различного вида иных социальных услуг на условиях, в объеме и порядке, предусмотренных законами.
  Правоотношение по социальному обслуживанию- это научная абстракция, поскольку в реальной жизни не существует единого правоотношения, в котором гражданин мог бы реализовать право на все (или хотя бы на большинство) видов социальных услуг, предусмотренных системой социального обеспечения. Поэтому правоотношения по социальному обслуживанию классифицируются на виды в зависимости от вида социальной услуги либо льготы, предоставляемой гражданину. Видов социальных услуг и льгот достаточно много, что и предопределяет многообразие видовой классификации данной группы общественных отношений. Социальные услуги предоставляются как за счет средств социального страхования (медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, отдых детей застрахованных в оздоровительных лагерях), так и за счет бюджетных средств всех уровней (социальная помощь на дому пожилым и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их протезно-ортопедической помощью, средствами передвижения, транспортными средствами и др.), в связи с чем данные правоотношения могут быть как страховыми, так и нестраховыми.
  По сроку действия они могут существовать в течение определенного либо неопределенного срока (длящиеся), а могут быть разовыми.
  Правоотношения, существующие в течение определенного срока, возникают в случаях, когда право на социальную услугу предоставляется гражданину в течение какого-либо срока, указанного в законе. Причем окончание этого срока может быть заранее известно в момент возникновения правоотношения, а может стать известным лишь потом, когда отпадет потребность гражданина в социальной услуге.
  В первом случае речь идет о правоотношении с определенным сроком действия, а во втором - о периодических правоотношениях.
  Правоотношения с определенным сроком действия в то же время могут быть длящимися. К ним относятся, например, правоотношения по поводу содержания детей в детских учреждениях. Момент прекращения этих отношений известен заранее- это достижение детьми определенного возраста. А вот правоотношения по поводу медицинской помощи и лечения - периодические, поскольку они существуют столько, сколько гражданин нуждается в данной социальной услуге, необходимой для восстановления здоровья.
  Правоотношения с неопределенным сроком могут продолжаться до конца жизни гражданина. Длительность периода их существования отличает их от периодических правоотношений. Так, правоотношения в связи с предоставлением социальной помощи на дому одинокому пожилому гражданину или инвалиду I или II группы могут существовать до конца их жизни, если инвалидность установлена гражданину без срока переосвидетельствования.
  Правоотношения разового характера- это такие правоотношения, которые, возникнув, сразу прекращаются в связи с полной реализацией гражданином права на ту или иную социальную услугу либо льготу (например, право на санаторно-курортное лечение, протезно-ортопедическую помощь и др.).
  Круг субъектов правоотношений по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения чрезвычайно широк, но в то же время он строго очерчен для каждого вида рассматриваемых правоотношений.
  Субъектами этих правоотношений являются граждане, которые обладают правоспособностью и дееспособностью. Как в других видах отношений, регулируемых правом социального обеспечения, для возникновения правоотношения по поводу предоставления социальной услуги в порядке обязательного социального страхования необходима специальная праводееспособность, а в порядке государственного социального обеспечения - общегражданская правоспособность, о чем говорилось в предыдущих параграфах.
  Исключение составляют правоотношения по поводу медицинской помощи и лечения, а также лекарственной помощи. Субъектами таких отношений могут быть граждане, обладающие специальной и общегражданской правоспособностью, поскольку обязательному медицинскому страхованию подлежат как работающие, так и неработающие граждане. Данный вид правоотношений возникает в связи с реализацией гражданами конституционного права на охрану здоровья. Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. закрепляют содержание этого права, учитывая специфику потребностей граждан, его реализующих. В связи с этим законодатель проводит четкую индивидуализацию субъектов. Субъектом данного правоотношения выступает не просто гражданин, а гражданин, наделенный специальным статусом. Это пожилой человек, подросток, инвалид, семья, женщина-мать, гражданин, проходящий военную службу, и гражданин, страдающий социально-значимым заболеванием либо заболеванием, представляющим угрозу для окружающих его людей.
  Круг субъектов правоотношений по поводу бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи значительно уже круга лиц, реализующих право на охрану здоровья в виде получения бесплатной медицинской помощи и лечения. Законодатель определяет данный круг двумя способами: а) указывает группы населения, пользующиеся правом на бесплатную либо со скидкой лекарственную помощь во всех случаях заболеваний (например, дети-инвалиды до 18 лет; дети первых трех лет жизни, а из многодетных семей- первых шести лет; и др.); б) указывает виды заболеваний, в связи с которыми лекарственная помощь предоставляется бесплатно (например, инфаркт миокарда первые шесть месяцев лечения; глаукома; ВИЧ-инфекция и др.). Субъектами отношений по поводу социальной помощи на дому, полустационарного и полного стационарного обслуживания в учреждениях социального обслуживания, срочной социальной и медико-консультативной социальной помощи могут быть как пожилые граждане, так и инвалиды. При этом к пожилым относятся лица, достигшие общего пенсионного возраста (мужчины 60, а женщины 55 лет), а к инвалидам - только те, кто признан инвалидом I и II групп.
  Субъектами правоотношений в связи с профессиональным обучением и трудоустройством, протезно-ортопедической помощью, обеспечением средствами передвижения и транспортными средствами являются инвалиды независимо от группы инвалидности. Субъектами ряда отношений, возникающих по поводу социального обслуживания граждан, выступают семья с детьми либо дети. Это семьи, дети которых посещают дошкольное детское учреждение, либо семьи, принявшие на воспитание детей на условиях опеки (попечительства); это также дети, лишенные родительской опеки, находящиеся на полном государственном обеспечении в соответствующих детских учреждениях. Вторым субъектом рассматриваемых отношений выступает соответствующий государственный орган (либо по его поручению иной уполномоченный орган), осуществляющий социальное обеспечение. К числу таких органов относятся: органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, социального страхования, профсоюзные органы и др.
  Одни из этих органов компетентны принимать решение о предоставлении только определенного вида социального обслуживания (например, органы здравоохранения предоставляют медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь), а другие предоставляют целый комплекс услуг (так, орган социальной защиты населения решает вопрос о предоставлении социальной помощи на дому, о помещении пожилого гражданина, инвалида в соответствующее учреждение социального обслуживания, о профессиональном обучении инвалида и обеспечении его протезно-ортопедической помощью, средством передвижения или транспортным средством и др.).
 Основаниями возникновения данной группы правоотношений, как и других, являются юридические факты, образующие простые юридические составы. К числу таких фактов относится нуждаемость в медицинской и лекарственной помощи, в санаторно-курортном лечении, в постоянной посторонней помощи, в социальном обслуживании, в профессиональном обучении, в протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения, а также воспитание семьей приемного ребенка, отсутствие родительской опеки над ребенком и др.
  Для изменения и прекращения правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по сие теме социального обеспечения, как правило, достаточно единичного юридического факта: выздоровления, получения санаторно-курортного лечения, достижения ребенком определенного возраста, получения профессионального образования, транспортного средства и др.
  Объектом правоотношения является материальное благо в виде или иной социальной услуги либо льготы, в связи с чем отношения по социальному обслуживанию принадлежат к числу материальных. Объектом правоотношений может быть социальная услуга разового характера (например, предоставление бесплатно либо со скидкой санаторно-курортного лечения, протезно-ортопедической помощи, средства передвижения) либо длящаяся (например, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, проезда на городском транспорте и т.д.).
  Содержание правоотношений по социальному обслуживанию, как и иных видов правоотношений, составляют права и обязанности их субъектов. В отличие от прав граждан на денежные выплаты по системе социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, страховое печение), носящих абсолютный характер, который исключает возможность принятия органом, осуществляющим денежные выплаты, усмотренческого решения, права на целый ряд социальных услуг до сих пор не являются в полной мере гарантированными, поскольку советских времен и до настоящего времени многие из этих услуг носятся к разряду дефицитных, т. е. недостаточных для полного удовлетворения потребностей в них. Дефицит услуг, к сожалению, обостряется. Наиболее острой является проблема реализации права на санаторно-курортное лечение, на обеспечение граждан бесплатной лекарственной помощью, на обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами, социальным обслуживанием в учреждениях социального обслуживания. На практике сложилось правоприменительное обыкновение, когда в связи с волеизъявлением гражданина, имеющего право на ту или иную социальную услугу, орган, осуществляющий социальное обеспечение, принимает усмотренческое решение в зависимости от существующих реальных возможностей удовлетворения законного требования гражданина.
 
  § 7. Процедурные и процессуальные правоотношения,
  возникающие в связи с социальным обеспечением граждан
 
  Нормы права социального обеспечения регулируют отношения не только имущественного (материального) характера, объектом которых является определенное материальное благо, но и другие, вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений. Они возникают в связи с осуществлением компетентным органом правоприменительной деятельности, результатом которой может быть установление юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, либо принятие решения о применении нормы права. Это также правоотношения по защите нарушенного права на социальное обеспечение, т. е. правоотношения юрисдикционного характера.
  Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессуальные.
  Процедурные правоотношения - это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъявления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение в установленные законом сроки о применении нормы права.
  Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.
  Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного отношения, по социальному обеспечению не существует. К процедурным относятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, о чем выше уже говорилось. Данное правоотношение может предшествовать другому, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реализацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.
  Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмотрены различные процедуры его реализации.
  По сроку действия процедурные правоотношения - это всегда правоотношения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего решения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицательное) о применении нормы права о назначении пенсии.
  Круг субъектов процедурных правоотношений в основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь вдет о гражданах. Что же касается второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих социальное обеспечение. Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только орган медико-социальной экспертизы; факт иждивенчества устанавливается, в частности, судом и т, д.).
  Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, принимающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредственно предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (например, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защиты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социального обслуживания).
  Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения. В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат определенных законом действий обязанного субъекта122.
  Какой же должна быть последовательность действий органа, применяющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам применения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение123.
  Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юридическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.
  Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совершения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установленном законом порядке (установить юридический факт, рассмотреть заявление и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).
  В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица). Специфика данных отношений заключается в том, что они регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, а нормами гражданского процессуального и административного права.
  Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных правоотношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения.
  В силу ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин может реализовать свое право на судебную защиту. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий. В связи с этим ст. 129 Закона 1990 г., предусматривающая досудебную процедуру рассмотрения спора как обязательную, противоречит ст. 46 Конституции. Такая процедура желательна, но не обязательна.
  Специфика процессуальных правоотношений в случае судебной защиты гражданином нарушенного права обусловлена тем, какой формой защиты он хочет воспользоваться: в виде искового требования к ответчику или в форме судебного обжалования действий, нарушивших его права. В первом случае рассмотрение спора регулируется нормами гражданского процессуального права, а во втором- нормами Закона РФ от 27 апреля 1993г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободу граждан"124.
  Решение по жалобе в пользу заявителя, как правило, влечет отмену или изменение обжалованного действия (решения).
  Процессуальное правоотношение возникает в связи с обжалованием решений органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение, также в административном порядке. К сожалению, такой порядок обжалования действий и решений определен лишь в самой общей форме до сих пор продолжающим действовать Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"125.
  Что касается общих правил административного производства по жалобам, то они следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.
  Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости дополнительной проверки сведений, содержащихся в жалобе, срок ее рассмотрения в порядке исключения может быть продлен до двух месяцев.
  Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение - обоснованным, а исполнение решения- организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.
 
 
 Контрольные вопросы:
  1. В каких правоотношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, объектом отношения является материальное благо?
  2. Кто является субъектами правоотношений по социальному обеспечению?
  3. Каковы содержание, основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений, возникающих по поводу: а) пенсии по старости; б) пенсии за выслугу лет; в) пенсии по инвалидности; г) пенсии по случаю потери кормильца; д) социальной пенсии.
  4. С какими юридическими фактами связано возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами? Каково их содержание?
  5. Кто является субъектами правоотношений по социальному обслуживанию? Какие юридические факты влекут возникновение и прекращение данных правоотношений?
  6. .По поводу каких видов медицинской помощи возникают правоотношения? Каково их содержание и кто является их субъектами?
  7. ..Каковы содержание правоотношений по обеспечению граждан лекарственной помощью и их субъекты?
  8. ..Что является объектом процедурных и процессуальных отношений, регулируемых правом социального обеспечения?
  9....Какие юридические факты, необходимые для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению, могут устанавливаться компетентными органами? Что это за органы? Каково содержание данных правоотношений?
  10. Между какими субъектами возникают правоотношения по поводу реализации гражданами права на тот или иной вид социального обеспечения? Что является объектом данного правоотношения.
  11. В каком порядке граждане могут обжаловать действия органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение?
  12. Дайте общую характеристику правоотношений, возникающих в связи с обращением граждан со спорами по вопросам социального обеспечения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Основной нормативный материал к Общей части 126
 
  Всеобщая декларация прав человека (1948).
  Декларация "О правах инвалидов" (1975) //Соц. обеспечение. 1990. № 1. С. 38.
  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. М., 1992.
  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина // Ведомости СССР. 1976. №17. Ст. 291.
  Конвенция МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952) 127|.
  Конвенция МОТ № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967).
  Конвенция "О правах ребенка" (1989).
  Европейская социальная хартия // Социальные права человека. Документы и материалы Совета Европы. М., 1996. Ч. I.
  Европейская конвенция о социальном обеспечении // Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. М., 1996. Ч. II.
  Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. // Пенсионное законодательство: Сб. нормат. актов и документов. М., 1996. С. 361.
  Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан // СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 2215; № 47. Ст. 5625.
  Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости РСФСР. 1991. № 52.
  Конституция Российской Федерации, 1993: ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41, 45, 46, 53.
  Федеральный закон от 20 февраля 1996 г. "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 773.
  Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему" // СЗ РФ. 1996. №9. Ст. 774.
  Федеральный закон от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4904; 2000. № 22. Ст. 2264.
  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка" // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3802.
  Федеральный закон от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. №29. Ст. 3686.
  Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5615.
  Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5619.
  Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Гл. 24 "Единый социальный налог (взнос)" // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Утв. Пост. Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. // Ведомости РСФСР. 1992. №5. Ст. 180; САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1997. №19. Ст. 2188.
  Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Утв. Пост. Правительства РФ от 21 февраля 1994 г. // САПП РФ. 1994. №8. Ст. 599; СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3131; 1996. №9. Ст. 809; №16. Ст. 1908; 1997. №1. Ст. 174; №48. Ст. 5555.
  Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы" // СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4705.
  Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №21.Ст. 2239.
  Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена Пост. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2239.
  Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №8. Ст. 1089.
  Постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 г. "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г." // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2432.
  План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы. Утв. расп. правительства РФ от 26 июля 2000 г. // РГ. 2000. 5 авг.
  Постановление Правительства РФ от 11 августа 2000 г. "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3407.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Особенная часть
 
  Раздел I. Трудовой стаж
 
  Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды
 
  § 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация
 
  Трудовой стаж в наиболее общем виде определяется как "время трудовой деятельности работника"128, его жизнь в труде. Такое определение слишком широкое, оно не раскрывает правовое содержание и целевое назначение данного понятия. В связи с этим предлагается конкретизировать это определение, указав дополнительные признаки, имеющие юридическое значение. С учетом этих признаков трудовой стаж можно определить, как суммарную продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия. Помимо оплачиваемой трудовой деятельности в трудовой стаж в соответствии с правовыми предписаниями иногда включается и неоплачиваемая трудовая деятельность, например уход за инвалидом I группы, престарелым, за ребенком, а также некоторые другие периоды, которые не относятся к трудовой деятельности. Это периоды: временной нетрудоспособности (иногда и инвалидности), отпуска без сохранения заработка, нахождения на оккупированной неприятелем территории во время войны 1941-1945 гг., лишения свободы в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности и т.д.
  Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д. Однако наибольшее значение он имеет в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения. В одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других - его размер, в третьих - и то, и другое.
  Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов. Изучение норм данного института является необходимой предпосылке для успешного усвоения последующего материала Особенной части права социального обеспечения.
  Российские нормативные правовые акты и наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа. В недалеком прошлом трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный трудовой стаж. Сравнительно недавно стал выделяться как особый, четвертый вид трудового стажа, имеющий специфические содержание и юридическую значимость, - страховой трудовой стаж.
  Общий трудовой стаж имеет юридическое значение в пенсионном обеспечении. Он является одним из основных юридических фактов, с которым связано право на пенсию по старости, по инвалидности вследствие общего заболевания и по случаю потери кормильца, умершего вследствие такого же заболевания; длительность общего трудового стажа обычно влияет на размер названных пенсий, в том числе на минимальный и максимальный; в ряде случаев этот стаж учитывается в пенсионном обеспечении, осуществляемом, помимо Закона 1990г., по другим нормативным правовым актам.
  Специальный трудовой стаж имеет значение в пенсионном обеспечении по старости, предоставляемом многим работникам при пониженном возрасте, а иногда также при пониженном общем трудовом стаже, и за выслугу лет. Продолжительность этого стажа зачастую влияет и на размер пенсии. С учетом специального стажа производятся доплаты к государственным пенсиям, предоставляется пожизненное денежное содержание отдельным категориям государственных служащих. Этот вид трудового стажа дифференцируется по ряду признаков - по условиям трудовой деятельности, службы и т.д.
  Непрерывный трудовой стаж имеет существенное значение для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, кроме случаев наступления ее вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. В пенсионном обеспечении он утратил юридическое значение.
  Что касается страхового трудового стажа, то с его учетом подсчитывается индивидуальный коэффициент пенсионера, который используется для исчисления трудовых страховых пенсий (по желанию пенсионера) и увеличения установленных Законом 1990 г. пенсий в связи с ростом оплаты труда.
  Указанные виды трудового стажа рассматриваются отдельно в последующих параграфах настоящей главы.
  Таким образом, трудовой стаж является определенным критерием оценки (измерения) трудового вклада человека, с учетом которого предоставляются конкретные виды социального обеспечения и устанавливается уровень обеспечения. В нем можно выделить количественный и качественный показатели. Первый показатель свидетельствует об общей, суммарной продолжительности трудовой и некоторой иной деятельности, а второй отражает особенности трудовой и иной деятельности (работа в определенных условиях, местностях и т.д.). С учетом этих двух показателей различаются виды трудового стажа.
 
  § 2. Общий трудовой стаж
 
  Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в разд. VI Закона 1990 г. Таково легальное определение общего трудового стажа, содержащееся в этом законе. В данном определении не названы некоторые другие периоды, которые также наполняют трудовой стаж, но не относятся ни к трудовой (как оплачиваемой, так и неоплачиваемой), ни к иной общественно полезной деятельности. Они будут рассмотрены ниже.
  Итак, общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность всех трех названных периодов: работы (службы), общественно полезной деятельности и некоторых других. "Суммарная продолжительность" означает, что суммируются все перечисленные выше периоды независимо от имевшихся перерывов и их продолжительности.
  Закон предусматривает несколько видов трудовой деятельности, которые учитываются при исчислении трудового стажа.
  Прежде всего это работа - четыре ее вида.
 1. Работа в качестве рабочего или служащего. Ныне такую работу чаще всего именуют "работой по найму", т. е. по трудовому договору (контракту), а граждане, которые трудятся по такому договору, именуются "работниками", "наемными работниками", "работающими по найму".
  В общий трудовой стаж входит любая такая работа. В законе не детализируется, какая она. Надо иметь в виду, что сюда относится: как постоянная, так и временная работа, работа как в организации (предприятии, учреждении), так и у отдельных граждан и индивидуальных предпринимателей; работа как в цехе, так и на дому, работа как с полным, так и с неполным рабочим временем.
  Ранее некоторая работа по найму, например в качестве нештатных работников, в религиозных организациях, учитывалась при определенных дополнительных условиях. Ныне эти дополнительные условия не имеют значения и в стаж засчитывается любая такая работа. Учитывается работа по найму и за границей, однако иностранным гражданам и лицам без гражданства лишь при условии, что не менее двух третей требуемого для назначения пенсии стажа приходится на работу в России (СССР).
  2. Работа в качестве члена колхоза или другой кооперативной организации. В отличие от прошлого сейчас такая работа засчитывается в общий трудовой стаж независимо от каких-либо условий. В данном случае учитывается также любая работа, в том числе временная, с небольшим объемом и т.п.
  3. Иная работа, на которой работник трудился не по найму (не по трудовому договору), но подлежал государственному социальному страхованию. Что же это за работа не по найму, выполняя которую гражданин также подлежит государственному социальному страхованию? Это работа в качестве адвоката, частного детектива или охранника, частного нотариуса, работа в крестьянском хозяйстве его члена, трудовая деятельность в религиозных организациях и их учреждениях и др.129.
  Пенсионному обязательному страхованию подлежат также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, а с 1 января 1997 г. и все иные граждане, работающие по другим гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работы и оказание услуг, в том числе по договорам с индивидуальными предпринимателями. Пенсионное страхование введено и для граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
  4. Работа (служба) в органах военизированной охраны, органах специальной связи и горноспасательной части. В различные периоды вопрос о социальном страховании работников, выполняющих такую работу, решался по-разному. Однако это не имеет значения: включение указанной работы в общий трудовой стаж не связывается с условием страхования работника в период ее выполнения.
  В Законе 1990 г. указано, что период творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов, приравнивается к работе. Почему принято подобное решение? Дело в том, что с вознаграждения за эту работу в обязательном порядке взимаются пенсионные страховые взносы. Порядок исчисления стажа работы определен по поручению парламента Правительством РФ: в стаж засчитывается весь период творческой деятельности (практически жизни), начиная со дня опубликования или первого публичного исполнения либо публичного показа произведения данного автора.
  Во многих развитых странах обязательному пенсионному страхованию подлежат лишь наемные работники. Они преобладают в структуре занятого населения. Лица, самостоятельно организующие свою трудовую деятельность, - адвокаты, частные врачи, медицинские сестры, частные нотариусы и охранники, ремесленники, мелкие частные торговцы, другие категории занятого населения, в том числе домашние хозяйки, - обычно охватываются не обязательным, а добровольным пенсионным страхованием с уплатой невысоких по уровню страховых взносов. Их общий трудовой стаж - время уплаты страховых взносов в добровольном порядке.
  Военная служба и другая приравненная к ней служба включается в общий трудовой стаж наравне с работой. К военной относится служба в составе всех вооруженных сил Российской Федерации, СССР, различных воинских формирований, родах войск и т.д. (в том числе в объединенных силах СНГ). К приравненной к военной относится служба в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки, органах государственной безопасности (независимо от их наименований ныне и в прошлом), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войны. В частности, не имеет значения занимаемая должность, воинское звание, место прохождения службы, ее характер и т. д. О льготном порядке исчисления периода военной службы см. § 1 гл. 7.
  Иные периоды, включаемые в общий трудовой стаж, подразделяются на две категории: те, которые указаны в Законе 1990г., и те, которые указаны в других нормативных правовых актах.
 Законом 1990 г. предусмотрено включение в общий трудовой стаж следующих периодов деятельности граждан, которую законодатель признает общественно полезной. К ним относятся:
  1) Уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. Кем и где осуществляется такой уход, не имеет значения. В данном случае имеется в виду безвозмездный уход, т. е. не тот уход, который оплачивается в соответствии с трудовым договором.
  2) Уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности. Этот период, его продолжительность определены с учетом тех правил, которые действуют для работающих женщин. Ведь они фактически в данный период могут не работать (при этом за время ухода за каждым ребенком в возрасте до трех лет за ними сохраняется место работы). Что касается срока в 9 лет, то он определен в расчете на оптимальное число детей в семье (2-3 ребенка). К сожалению, ныне число детей в семьях меньше, оно не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.
  Авторы проекта пенсионной реформы настойчиво добиваются исключения этих периодов из общего трудового стажа. И они в этом преуспели: из страхового стажа их уже исключили130, хотя в условиях сложившейся негативной демографической ситуации и нерешенной проблемы занятости населения, которая обостряется, это вряд ли верно.
  Остальные названные в Законе 1990 г. периоды, которые подлежат зачету в общий трудовой стаж, при всем желании нельзя отнести к общественно полезной деятельности. Их шесть. Первый - временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Период временной нетрудоспособности, наступившей во время работы, т. е. когда работник состоял в трудовых отношениях, не отмечается в трудовой книжке работника, как и отпуск по беременности и родам, и, следовательно, включается в общий трудовой стаж, в стаж работы по специальности, в страховой стаж и в непрерывный трудовой стаж, если трудовой договор не расторгнут. Указанное выше правило имеет в виду другой случай: когда работодатель, согласно п. 5 ст. 33 КЗоТ РФ, может расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия в случае неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, если законодательством не предусмотрен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенных заболеваниях, например туберкулезе. В период временной нетрудоспособности трудовой договор может быть расторгнут и по инициативе работника.
  Решение о том, чтобы период инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания засчитывать в общий трудовой стаж, объясняется сравнительно просто: человек пострадал на производстве, он зачастую не может трудиться и, следовательно, заработать себе полную трудовую пенсию по старости.
  Два следующих периода также не связаны с осуществлением какой-либо определенной общественно полезной деятельности. Во-первых, это проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругом в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (в данном случае какой-либо предельный срок не установлен); во-вторых, это проживание за границей супруга работника российских (в прошлом советских) учреждений и международных организаций (в этом случае определен предельный срок - не более 10 лет).
  Федеральным законом "О статусе военнослужащих" введено дополнительное правило: супругам военнослужащих, проходившим военную службу по контракту, в общий трудовой стаж засчитывается весь период проживания с супругом до 1992 г. вне зависимости от места дислокации воинских частей, а с 1992 г. - кроме того, период, когда супруги были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постоянном уходе.
  Еще один, четвертый период - пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
  Наконец, пятый период - это период выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства. Следует иметь в виду, что в Законе "О занятости населения в Российской Федерации" о зачете в стаж указанных периодов говорится более подробно и несколько шире. Согласно этому закону, в общий трудовой стаж засчитывается: время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах; время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Из этого следует, что безработные, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве таковых, по своему правовому положению в части общего трудового стажа приравниваются к работающим по найму.
  В отдельные из перечисленных периодов граждане могут трудиться. Так, в период нахождения женщин в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком они вправе выполнять оплачиваемую работу на дому или на условиях неполного рабочего времени с сохранением за это время права на получение пособия в полной сумме. Таким образом, работа может совпадать с соответствующим периодом. В подобных случаях дважды одно и то же время в стаж не засчитывается.
  Шестой период, который засчитывается в общий трудовой стаж, касается граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных. Время содержания таких граждан под стражей, пребывания в местах заключения и ссылки засчитывается в общий трудовой стаж в льготном порядке (об исчислении трудового стажа см. § 1 гл. 7). Помимо перечисленных периодов, которые указаны в ст. 92 и 94 Закона 1990г., в общий трудовой стаж засчитываются и некоторые иные периоды. Это предусмотрено, как отмечалось, другими нормативными правовыми актами. Так, Закон 1990 г. не содержит норм, касающихся включения в общий трудовой стаж времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы. Этот вопрос разрешается Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Кодекс предусматривает, что работа осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж. При систематическом уклонении от выполнения трудовых заданий или ином проявлении недобросовестного отношения к труду соответствующий период времени по решению администрации уголовно-исполнительного учреждения исключается из общего стажа осужденного.
  Содержание под стражей охватывает весь период такого содержания во время предварительного следствия, а период пребывания в местах лишения свободы - время нахождения в тюрьмах, колониях, лагерях, тюремных больницах, иных подобных учреждениях. Под ссылкой понимается мера как уголовного, так и административного наказания. Она охватывает и период так называемого "спецпоселения" граждан из числа репрессированных народов, независимо от возраста, в котором они находились на спецпоселении (см. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов").
  Традиционно в нашей стране в общий трудовой стаж засчитывается период подготовки к профессиональной деятельности. Причем ныне в отличие от недалекого прошлого время учебы во всех осуществляющих такую подготовку учебных заведениях (обучение в училищах, в школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (используется терминология Закона 1990 г.) включается в общий трудовой стаж на одинаковых условиях. На практике учитывается время обучения на очном отделении. При этом не имеет значения, окончил ли обучающийся полный курс такого заведения.
  Данное правило вполне обосновано, так как трудовая отдача человека, имеющего соответствующую, более высокую, профессиональную подготовку, как правило, выше, как и качество его труда. К сожалению, ныне наметилась тенденция исключать из стажа указанные периоды. Во многих других странах указанное время засчитывается в стаж, но в некоторых не засчитывается, однако для тех, кто обучался в профессиональных учебных заведениях, стажевые требования для получения пенсии иногда понижаются.
  Включение в общий трудовой стаж некоторых "нерабочих" периодов и даже льготное исчисление отдельных из них обусловлено особой ситуацией, сложившейся в трудные годы Великой Отечественной войны. Сюда относятся три периода. Во-первых, проживание граждан в районах, временно оккупированных неприятелем во время Великой Отечественной войны. Речь идет о лицах, достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет. В их стаж засчитывается все время их пребывания на оккупированной территории СССР или других государств, в том числе находившихся в состоянии войны с СССР, кроме случаев, когда они в указанный период совершили преступление. Во-вторых, проживание граждан в г. Ленинграде во время его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). В-третьих, время нахождения несовершеннолетних граждан в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны (узники таких лагерей). Условие то же - если они в указанные периоды не совершили преступления.
 
  § 3. Специальный трудовой стаж
 
  Согласно закону, специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность определенной деятельности (службы). С учетом специального стажа устанавливается, как уже отмечалось, пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
  Соответственно выделяются три вида специального трудового стажа, с учетом которого назначаются эти пенсии. Причем каждый вид специального трудового стажа подразделяется на несколько подвидов. Так, в первом виде выделяется стаж подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; стаж на тяжелых работах; стаж работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; стаж работы женщин в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью труда и т.д. Во втором виде выделяется стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В третьем виде - стаж педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей; стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения; стаж творческой работы на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях; стаж военной и другой приравненной к ней службы и т.д. Стаж, с учетом которого устанавливаются пенсии за выслугу лет, часто именуется в нормативных правовых актах "выслугой".
  Отличие содержания специального трудового стажа по российскому пенсионному закону состоит в том, что в него теперь не включаются многие периоды иной деятельности, которые учитывались ранее: время выборной и ответственной работы в советских и партийных органах, выборной работы в профсоюзных органах и т. д. Включается в такой стаж лишь соответствующая работа (служба), за исключением отдельных случаев. На общих основаниях включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, время выполнения осужденными соответствующих работ в период отбывания наказания в виде лишения свободы или в период исправительных работ.
  В каких случаях в специальный трудовой стаж включаются иные периоды, помимо соответствующей работы?
  При установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона 1990г.) время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание (ст. 92 Закона 1990 г.).
  Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время прохождения военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в перечни, утвержденные Правительством РФ. В перечни, в соответствии с которыми устанавливаются пенсии по Закону 1990 г., такие должности пока еще не включены.
  Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда устанавливаются ныне с учетом 13 подвидов специального трудового стажа. Все они перечислены в ст. 12 Закона 1990 г. (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; работы с тяжелыми условиями труда и т.д.). Списки соответствующих работ (профессий, должностей), выполнение которых дает основания для установления пенсии при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются, согласно Закону, в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. На практике такие списки обычно утверждает непосредственно само Правительство РФ, зачастую без официального согласования с Пенсионным фондом России.
  Законом определен также порядок суммирования различных подвидов данного специального трудового стажа (см. § 4 гл. 9).
  Пенсия по старости в связи с работой на Севере устанавливается с учетом двух подвидов "северного" специального трудового стажа - стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Эти подвиды специального стажа также указаны в Законе 1990 г. (ст. 14).
  Перечни соответствующих районов и местностей утверждены Правительством России, так как это его компетенция.
  Пенсия за выслугу лет устанавливается, как уже отмечалось, с учетом нескольких подвидов специального трудового стажа (выслуги лет).
  В Законе 1990 г. указаны семь таких подвидов. Это работа на подземных и открытых горных работах; на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота; в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях; в гражданской авиации; педагогическая работа в школах и других учреждениях для детей; лечебная и иная работа по охране здоровья населения; творческая работа на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах (ст. 78,781,782, 79, 80, 81, 82).
  Списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, и правила исчисления выслуги также определяются Правительством РФ (см. гл. 12).
  В Законе 1993 г. назван один подвид выслуги - выслуга на военной службе, на службе в органах внутренних дел и некоторых иных органах. В нем определены также правила ее исчисления. Закон установил, что порядок исчисления выслуги устанавливается Правительством России.
  Рядом нормативных правовых актов пенсионное обеспечение за выслугу лет, предусмотренное Законом 1993г., распространено на некоторые другие категории граждан (см. гл. 17). Их выслуга исчисляется в таком же порядке.
  Особыми видами специального трудового стажа являются стаж определенной деятельности, с учетом которого назначается пожизненное денежное содержание судьям, ушедшим в отставку, а также стаж государственной службы, необходимый для установления ежемесячной доплаты к государственным пенсиям (см. гл. 17).
  Закон 1990 г., другие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение за выслугу лет, не предусматривают возможности суммирования различной по своему характеру профессиональной деятельности, с учетом которой устанавливаются пенсии за выслугу лет. В связи с этим нельзя суммировать, например, педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей с творческой работой на сцене в театрах и т.д.
 
  § 4. Страховой трудовой стаж
 
  Страховой трудовой стаж появился в российской пенсионной системе как самостоятельный вид сравнительно недавно.
  В Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" он определяется как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы. В более позднем Федеральном законе от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" страховой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Содержание страхового стажа значительно уже содержания общего трудового стажа: в него не включаются периоды трудовой деятельности (службы), когда работник не подлежал обязательному пенсионному страхованию (служба в Вооруженных Силах, в органах внутренних дел, в том числе в милиции, обучение в профессиональных учебных заведениях, иные периоды общественно полезной деятельности и другие периоды, о которых говорилось в § 2 данной главы). Не учитывается даже период временной нетрудоспособности во время работы, а также отпуска по беременности и родам, предоставляемого работающей женщине.
  Наполнение страхового трудового стажа впоследствии было расширено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Согласно этому закону, помимо периодов трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, при определении индивидуального коэффициента пенсионера учитываются периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные ст. 89, 90 и п. "ж" ст. 92, а также п. "а" и "е" ст. 92 Закона 1990 г. Это период творческой деятельности; любая военная и приравненная к ней служба; периоды выплаты пособия по безработице, временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
 Для чего же ныне необходимо особо выделять страховой трудовой стаж? Во-первых, для учета тех периодов, за которые фактически уплачиваются страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию (все эти периоды включаются в трудовой стаж) и для определения среднего заработка, на основе которого подсчитывается размер пенсии. Во-вторых, для исчисления пенсии на основе индивидуального коэффициента пенсионера.
  Данный вид трудового стажа в льготном порядке не исчисляется, и доказывается он только документами.
 
  § 5. Непрерывный трудовой стаж
 
  Непрерывный трудовой стаж - это время трудовой деятельности (службы) в одной организации без перерывов либо в нескольких (двух и более), если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж по действующим правилам не прерывался. Условия, характер и местность, где выполнялась работа, роли не играют.
  Данный вид трудового стажа имеет юридическое значение в обеспечении работающих граждан одним видом пособия - пособием по временной нетрудоспособности. С учетом непрерывного трудового стажа определяется лишь размер пособия, но не право на него, причем даже не во всех случаях временной нетрудоспособности и не для всех работающих.
  В недалеком прошлом, до введения в действие российского пенсионного закона, непрерывный трудовой стаж имел юридическое значение в пенсионном обеспечении: с учетом длительного непрерывного трудового стажа к пенсии устанавливалась надбавка (за непрерывный трудовой стаж свыше 15 лет - 10%).
  Придание юридической значимости указанному виду трудового стажа - традиция нашей страны с начала 30-х годов. В других странах размер пособия не обусловливается этим видом трудового стажа, как и другими его видами. При обновлении законодательства, регулирующего обеспечение работающих граждан этим видом пособия, непрерывный трудовой стаж утратит, видимо, свое значение, как и в пенсионном обеспечении.
  Непрерывный трудовой стаж в льготном порядке не исчисляется; доказывается он лишь документами. В этом состоит одно из его отличий от общего и специального трудового стажа.
  Правовое регулирование исчисления непрерывного трудового стажа осуществляется на основании нормативных правовых актов СССР. Основной из них - Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. с последующими изменениями и дополнениями.
  Правила эти довольно сложны. Они касаются следующих основных вопросов: какие допускаются перерывы в работе при смене одного места работы на другое (обычный допустимый перерыв и более длительные допустимые перерывы)? когда допустимые перерывы увеличиваются? в каких случаях увольнения непрерывный трудовой стаж считается прерванным? какие виды деятельности при определенных условиях засчитываются в непрерывный трудовой стаж? какие виды деятельности при определенных условиях не прерывают непрерывный трудовой стаж, хотя и не засчитываются в него?
  Общее правило исчисления непрерывного трудового стажа при работе в разных организациях таково: при переходе с одной работы на другую стаж не прерывается, если перерыв не превысил месяца. Однако если работник уволен по собственному желанию без уважительных причин, то допустимый перерыв сокращается до трех недель.
  Госкомтруд СССР и ВЦСПС установили перечень причин, которые являются уважительными при увольнении по собственному желанию. Это расторжение трудового договора по инициативе работника вследствие болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больным членом семьи или инвалидом I группы; переезд в другую местность в порядке оргнабора, сельскохозяйственного переселения, общественного призыва; избрание на выборную должность; избрание на должность, замещаемую по конкурсу; зачисление в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру или клиническую ординатуру и некоторые иные причины. Признается уважительным, в частности, увольнение по собственному желанию женщин, имеющих детей до 14 лет, а также граждан, имеющих трех или более детей, не достигших 16 (учащихся - 18) лет. На практике ныне уважительными причинами увольнения признается расторжение трудового договора по многим иным причинам (например, в связи с тем, что на предприятии задерживается выплата заработка, не повышается оплата труда в связи с ростом цен и т.д.). Короче, учитываются причины, которые признаются уважительными с точки зрения не только государства, организации, но и человека, его семьи.
  В ряде случаев допускается более длительный перерыв - два, три месяца и т.д. Иногда непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе. Так, при поступлении на работу граждан, работавших на Крайнем Севере, если они уволились в связи с истечением срока трудового договора, вследствие ликвидации предприятия, сокращения численности или штата работников, перерыв может составлять до двух месяцев; при поступлении на работу граждан, высвобождаемых из аппарата управления в связи с осуществлением мероприятий по совершенствованию организации управления, - до трех месяцев; при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом супруга на работу в другую местность, при увольнении в связи с уходом на пенсию по старости стаж не прерывается независимо от длительности перерыва в работе и т.д. Сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение всего периода инвалидности.

<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу