<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Как отмечалось, характер народа формируется в регулярном однотипном действии. Но любое повторяющееся действие, выполняемое отдельным индивидом, группой индивидов, или достаточно крупным социумом не может быть исключительно однотипным223. В реальной деятельности сам человек осуществляет корректировку в случае отступления от алгоритма (привычки) и, тем самым, управляет своими действиями, направляя их на сохранение привычки. Человеческий коллектив может возникнуть на основе взаимного действия, но после его осуществления такой коллектив распадется. Если такие взаимодействия будут неоднократны, сформируется алгоритм взаимодействия и, тем самым, у членов группы возникнет потребность осуществлять взаимодействие. Тогда либо группа в целом, либо лидер (лидеры), или другие члены, имеющие санкцию группы, будут стремиться к воспроизводству условий взаимодействия, в том числе используя стимулы и репрессии к отдельным представителям группы, для сохранения этого привычного действия. Так в социуме в зачаточной форме зарождаются инструменты управления. С нашей точки зрения, главной целью управления в системе является поддержание типичного способа деятельности.
  Кроме общих предпосылок возникновения определенных форм управления существуют и специфические, определяемые "характером народа", или привычным образом действия социума. Русский человек лишен дара формы, как отмечал Бердяев224, и причина этого в импульсивности нашего характера, в спонтанности, отсутствии плана действий. Ни один человеческий коллектив, имея в основе своего поведения импульсивность, не смог бы сохраниться, а естественным образом должен был распасться. Однако, импульсивность, будучи основной чертой российского характера, существует уже не одно столетие, столь длительное время она смогла сохраниться, будучи уравновешена регламентацией.
  Вместе с тем, регламентация (правила, нормы и т.п.) принимается только тогда, когда она обладает "священным" характером, либо институт регламентации имеет достаточно ресурсов для осуществления контроля и принуждения. Таким институтом становится управление, реализованное в форме иерархического государства. Бердяев отмечает: "Русские историки объясняют деспотический характер русского государства этой необходимостью оформления огромной, необъятной русской равнины"225.
  Однако иерархия не возникает сразу же на высшем уровне, как форма государственного управления. Иерархическая форма самоорганизации зарождается во взаимодействии индивидов, образующих первичный коллектив. Импульсивный коллектив может породить из своей среды только импульсивного лидера. Но в таком случае, чтобы управление было возможным, коллектив должен быть терпим к лидеру, лоялен к принятию им импульсивных, "по наитию" решений, к его мерам принуждения. Чтобы сохраниться, коллектив культивирует такое качество, как терпимость226, и делегирует лидеру право принятия решения и право принуждения, тем самым, наделяя лидера правом ограничения своих действий, т.е. дает ему возможность регламентации коллективной импульсивности.
  Российский коллектив, делегируя лидеру право регламентации, сохраняет "чистоту" своей импульсивности, "не замарывая" ее не свойственным ей регламентом. Функция регламентации передана лидеру. Главной целью регламентации является отнюдь не планирование достижения цели (что имеет место, но вторично), а "понуждение" и "сдерживание". Лидер регламентирует действия российского коллектива не так, как западный руководитель (вырабатывающий наиболее оптимальные способы действия, структурированные в поэтапное продвижение к определенной и установленной цели). Российский же лидер управляет энергией коллектива. Естественно, западная методичная регламентация, регламентация по установленным правилам, не принимается российским человеком, который предпочитает такую регламентацию, которая не подрывает основ импульсивности.
  Русское слово ""У-ПРА-ВОЛЕНИЕ" - правильное осуществление воли"227. Управление, таким образом, этимологически предполагает "волю"228 и "правду" Здесь мы выходим на особое значение "правды"229 (или говоря современным бытовым языком "понятий") и предпочтения ее перед законом. Этимологической основой слова "правда" является корень prav-, древнерусское правь - "прямой", "правильный". Прав- предпочтительно и противоположно крив- - неправильный. Прав - в противопоставлении лев- дает значения: "поступающий правильным, должным образом", "невиновный", "честный", "справедливый", "поступающий по совести"230.
  Слово "правда" представляет собой отражение в обыденном сознании противоречия сущего и должного. Правда - есть должное, или идеальная реальность. Сущее же - искаженная "правда". Сущее диктует законы необходимости, которые, если они противоречат высшему должному, - "неправедны". Должное также может быть выражено в законах, и эти законы будут "правильными", пока не "окостенеют". В этом случае возникнет необходимость их "исправить". Следовательно, индивид должен следовать не столько закону, а самой "правде". Таким образом, правый по сути означает "служащий нормой или указывающий норму для следования"231.
  "Правда" строится на "чувстве коллектива", на неосознанном стремлении "быть, как все". Лидер в своем поведении реализует принцип "будь, как все", и, тем самым, его поведение становится оптимальной моделью для членов коллектива. Таким образом, "правда" персонифицирована в индивиде. Закон, напротив, "безликий" методичный регламент.
  Поэтому авторитет лидера строится не на его методичном поведении, а, наоборот, на "послаблении" членам коллектива, которые сохраняют за собой возможность следовать "неписаному правилу", отступать от законного регламента (отступления от регламента в русской культуре, возможно, более регулярны, чем сам регламент). Эти отступления от регламента оформляются как "льготы" или "привилегии", которые в нашей культуре являются традиционным механизмом мотивации индивидов232 (и более широко, необходимым инструментом любой иерархической организации, что подчеркивает В.Л.Романов: "привилегии являются объективно необходимы любой управленческой структуре в любом обществе"233).
  Как отмечалось, взаимодействие российских индивидов должно опираться не на четко регламентированные правила (что не принимает импульсивный характер русского человека), а на что-то иное. Парадигма западного развития известна - независимость, свобода при подчинении закону, праву. В российском социуме действует "зависимость": от коллектива, от принципа "будь, как все", от правды (которая и выступает как высший экзистенциальный идеал).
  В российском коллективе ценится не индивидуальный труд, а труд, дающий синергийный эффект. Поэтому количественная (рациональная) оценка трудового вклада отдельного индивида по сути своей есть нарушение нормы "не выделяйся". Но чтобы получить синергийный эффект, необходимо пробудить активность отдельного индивида, мотивировать его, что возможно при осуществлении индивидом "личных целей". Механизм мотивации предполагает согласование целей индивида с целями коллектива. Мотивация труда западного индивида проста и наглядна: статус индицируется богатством. Общественная интеграция и стабильность (как цель социума) достигается через целевое стремление индивида к богатству. Поэтому западный индивид "зарабатывает". Использование западного мотивационного принципа в российских коллективах нарушает принцип "будь, как все" (и его следствие - "не выделяйся"), поэтому количественные показатели индивидуального вклада (богатство) имеют ограниченное применение.
  Наиболее ценно, как отмечалось выше, в российских коллективах чувство коллектива. Соответственно индивид должен быть мотивирован на развитие этого чувства. Такая мотивация не столь проста и наглядна как мотивация на богатство, однако здесь российскому индивиду помогает инструментальный принцип: "будь, как все, и следуй за лидером". Лидер в этом случае понимается не как отдельный индивид, а как персонификация принципа "будь как все", как действующий "по правде". Поэтому отдельный индивид стремится заслужить оценку лидера, как подтверждение следования главному принципу российского коллектива, значит, мотив российского индивида можно обозначить как стремление заслужить оценку лидера. Российский индивид не "зарабатывает" (как западный), а "заслуживает". Такой оценкой заслуг индивида являются льготы и привилегии. Ориентация на лидера, на то, чтобы заслужить льготы, соответственно, и положение (статус), в коллективе представляет собой принцип "служебной преданности". По своей сути, это и есть генеральный принцип мотивации труда в российских коллективах.
  "Служебная преданность" функционально соотносима с "частной инициативой" в западном обществе. И та, и другая обеспечивают организацию энергии индивидов через достижение ими личных целей на достижение целей социума, тем самым, их функция - обеспечение социальной интеграции. Соответственно, "служебная преданность" обеспечивает интеграцию российского общества, организованного иерархически, "частная инициатива" - общества, организованного плюралистически.
  Основными инструментами принципа "служебной преданности", как отмечалось, являются льготы и привилегии. Они индицируют статусы индивидов в иерархическом обществе, ибо каждому статусу "положены" определенные льготы. Индикация статуса - первая функция льгот и привилегий.
  Собственно льготы и привилегии выступают как ожидаемые личные цели индивида. Но удовлетворенные ожидания приводят к потере социальной активности, поэтому другим важным моментом является поддержание ожиданий. Поддержание ожиданий - вторая функция системы льгот.
  Отличительной особенностью "служебной преданности" (в сравнении с "частной инициативой") является сохранение состояния "зависимости". Зависимость членов коллектива от лидера - инструмент мобилизации активности индивидов. Зависимость вытекает из ожиданий, чем сильнее ожидание члена коллектива, которое может удовлетворить лидер, тем больше его зависимость, а значит, и выше авторитет лидера. Сама же зависимость часто проявляется не в стремлении что-то получить, а не потерять то, что есть. Сохранение состояния зависимости - третья функция.
  Проведенные в Ижевске в 1998-2000 годах социологические исследования234 показали корреляцию удовлетворенности трудом и отлаженной системой льгот на предприятиях. Кроме того, эти исследования продемонстрировали еще один факт - отсутствие зависимости между уровнем и регулярностью выплаты зарплаты и удовлетворенностью трудом на предприятиях. В целом, престижными предприятиями общественное мнение признавало те, в которых сложилась устойчивая система социальных гарантий и льгот. Указанные исследования зафиксировали еще одну зависимость: на предприятиях, где присутствует отлаженная система льгот и имеется удовлетворенность трудом, либо отсутствует, либо сведено к минимуму воровство, что позволило рассматривать феномен воровства на предприятиях как аномию, как рассогласованность индивидуальных и общественных целей, т.е. за фактами воровства стоит отсутствие адекватного мотивационного механизма. Соответственно, установление мотивационного механизма льгот и привилегий, снимало указанную аномию235. Итак, механизм мотивации льготами, претерпев внешние изменения, сохранился до настоящего времени.
  Необходимо отметить одну важную особенность. Регламентирующее управление противоположно импульсивному характеру российского коллектива, но является необходимым для его сохранения. Поэтому российскому человеку свойственно, с одной стороны, "неприятие" власти (как регламента), что проявляется в "безмолвном" осуждении и стремлении к "уклонению" от регламентации, с другой стороны, лояльность и терпимость, т.к. власть выступает гарантом сохранения общности. Необходимо заметить, что именно в действиях власти в наибольшей мере проявляется принцип приоритета коллектива над индивидом, что придает ей "священный" "праведный" характер.
  Как уже отмечалось, предпосылками формы управления общества являются: во-первых, та форма управления, которая свойственна отдельным коллективам и, во вторых, наиболее успешная форма управления, интегрирующая общество в целом. Совпадение этих форм управления и их институциализация в государственной власти обеспечивает интеграцию общества при его растущей дифференциации. Эффективность государственной власти определяется отмеченными нами критериями: первый - степень институционального нормирования социального действия; второй - способность обеспечивать интеграцию общества при его дифференциации. Соответственно государственная власть оптимальна, если новые цели индивидов и групп институционально нормируются, тем самым их энергия будет давать социуму синергийный эффект, и при растущей дифференциации общества будет сохраняться его интеграция и устойчивость.
  КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
  Субстратом государственной власти является корпус государственной и муниципальной службы. Именно он определяет эффективность функционирования власти. Вместе с тем как отмечалось, корпус государственной и муниципальной службы представляет собой слепок всего российского общества, но в то же время он задает модельный образ действия для отдельных индивидов групп и социальных институтов. В настоящее время в действиях этого корпуса наблюдаются кризисные явления, которые оказывают влияние на эффективность функционирования государственной власти.
  Как определено, в основе взаимодействия любого российского коллектива, в том числе в корпусе государственной и муниципальной службы, лежат три социальных регулятора: форма самоорганизации - иерархия; народный характер - импульсивность и коллективизм; этический строй. Исходя из них, рассмотрим в комплексе модель российской государственной службы.
  Иерархическая форма управления возникла, как отмечалось, из аналогичной формы самоорганизации социума и сложилась под влиянием народного характера, с одной стороны, этического строя, с другой. Импульсивность, как массовая поведенческая черта, требовала антитезы - регламентации; коллективизм с его фундаментальным принципом "следуй образу действия лидера" предполагал иерархическую структуру. В свою очередь и православная этика (а в дальнейшем и коммунистическая) обуславливала иерархию, обосновывая сдерживание страстей и догматический энтузиазм, проповедуя и пропагандируя смирение, терпение и действие во имя "высших" идеалов.
  В настоящее время иерархическая структура как целостное общественное построение оказалась рассогласованной. Однако отдельные социальные образования (отдельные организации) не утратили своей традиционной российской иерархической формы (будь то коммерческие предприятия236, государственные или муниципальные учреждения и т.п.). Следствием неадекватности социальной структуры управления является неспособность современной государственной власти согласовывать цели индивидов (число этих целей выросло после крушения "железного занавеса") с целями всего общества. Устранить негативные феномены, в том числе в сфере государственной службы, возможно, если понять причины их появления, коренящиеся в неадекватном действии основных социальных регуляторов.
  Рассогласованность действия поведенческих регуляторов в сфере государственной службы, как отмечалось, определяется противоречием черт народного характера (импульсивности и коллективизма) и требований профессии (как целерациональной деятельности), что получило негативное выражение в деятельности чиновника. Целерациональность часто оборачивается отсутствием инициативы; а импульсивность проявляется в отсутствии рационального целеполагания и низкой технологической дисциплине.
  На современного государственного служащего оказывают противоречивое влияние элементы "этики убеждения" и "этики ответственности". Так взаимодействие индивидов построено на этике убеждения, а побудительные стимулы к действию определяются этикой ответственности. В результате, индивид может быть стимулирован стремлением к денежному вознаграждению, моральному поощрению, к повышению в должности, но его инициатива будет тут же остановлена нормой коллективного взаимодействия - "не выделяйся". В социуме, в котором взаимодействие индивидов построено на этике убеждения (а таковым является корпус государственной службы), индивидуальная стимуляция способна породить аномию или разрушить такой социум. Как видно, причина этих явлений в синкретизации этики убеждения и ответственности, что следует из выводов второй главы и может быть представлено в виде таблицы (см. таблицу 12).
  Снять противоречие этики убеждения и этики ответственности возможно через утверждение этики убеждения, ее принципа "следуй модели заданной лидером", как фундаментального принципа "служебной преданности". Подчеркнем, что специфика "российской служебной преданности" строится на преданности служебному статусу лидера, соответствующему принципу "будь как все".
  Служебная преданность профессиональному статусу, предполагает не только эмоциональное отношение, но и компетентность, на что указывают исследования специалистов кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (см. таблицы 13 и 14). Поэтому отбор персонала в сфере государственной и муниципальной службы должен быть построен не столько на отборе "угодных", сколько на отборе преданных и компетентных специалистов.
  Таблица 12. Государственная служба: условия мотивации и взаимодействия индивидов
  Мотивация государственных служащих Инструменты мотивации Этика ответственности Этика убеждения Побудители (стимулы) (к чему стремиться) Индивидуальные материальные и моральные стимулы, стимулы личного карьерного роста Мотивы (зачем стремиться) Перспективы профессионального роста, заработок, положение в обществе Организаторы действия (как делать) "выполнение должностных обязанностей". "приказ начальника"; "личная ответственность за порученное дело" Взаимодействие между индивидами в системе государственной службы Этические константы Этика ответственности Этика убеждения Основной функциональный принцип "следуй норме, определенной лидером" Основная норма поведения "не выделяйся и соответствуй своему статусу" Нормативный запрет "взаимодействие индивидов на государственной службе не может складываться по формуле: все, что не запрещено, разрешено"237, Оптимальный организационный механизм механизм пожизненного найма
 
 Таблица 13. Оценка важности качеств госслужащих (анализ данных)238
  Данные в % Анализ: сведение к общему критерию в условных соотносимых цифрах (А+Б+В) Оцените степень важности различных качеств работника, влияющих на его продвижение по службе в вашей организации А. Дост.важ. Б. Не оч. важ. В. Совс. не важ. Г1. При Б=-0,5 (А=1,
  В=-1) Г2. При Б=-1
  (А=1,
  В=-1) Вывод Добросовестность в работе 78,3 21,7 0,0 67,5 56,6 Достаточно важно Профессиональный опыт, стаж 76,1 19,6 4,3 62,0 52,2 Достаточно важно Порядочность 50,0 43,5 6,5 21,8 0,0 Скорее важные Покровительство начальника 47,8 32,6 19,6 11,9 -4,4 Скорее важные Умение нравиться руководству 43,5 37,0 19,6 5,4 -13,1 Скорее важные Твердость принципов 32,6 52,2 15,2 -8,7 -34,8 Скорее не важные Конформизм 30,4 34,8 34,8 -21,8 -39,2 Скорее не важные Возраст 30,4 50,0 19,6 -14,2 -39,2 Скорее не важные Пол 17,4 45,7 37,0 -42,5 -65,3 Совсем не важно Политическая ориентация 8,7 37,0 54,3 -64,1 -82,6 Совсем не важно Национальность 6,5 30,4 63,0 -71,7 -86,9 Совсем не важно Таблица 14. Критерий оценки труда чиновников239
  По каким критериям оценивается труд служащего респонденты эксперты Добросовестное отношение к работе 70,7% 72,0% Высокие нравственные качества 56,5% 61,0% Соблюдение дисциплины, порядка 45,2% 40,2% Творческая инициатива 30,8% 43,9% Реальная польза для организации 24,7% 29,3% Строгое соблюдение правил 22,9% 23,2% Стаж 22,3% 22,0%
  Однако столь сложная задача подбора преданных и компетентных специалистов в обычной практике зачастую реализуется только с опорой на личный опыт либо руководителя подразделения, либо его кадровой службы. Данный опыт различен у разных людей, отсюда - серьезные различия в принципах отбора и служебного перемещения кадров государственной службы, что является предпосылкой аномии, для устранения которой необходима выработка единой научно обоснованной и законодательно утвержденной методики оценки персонала. Данный шаг может быть первым к созданию механизма пожизненного найма, способного обеспечить устойчивое функционирование государственной службы. А тем самым, может быть снята аномия, порожденная синкретизмом этик убеждения и ответственности.
  На сегодняшний день этический строй, некогда оформленный православием и трансформировавшийся в коммунизм, разрушен. Нет общесоциального идеала, как нет и идеала госслужбы (в лучшем случае они только декларируются). И хотя эти идеалы научно определены, требуется их пропаганда (социальная реклама) и институциональная поддержка, в качестве такой поддержки в монархическую эпоху выступала церковь, в советскую - партия. В настоящее время необходим аналогичный социальный институт, в числе задач которого должны быть и разработка методики оценки персонала государственной службы и объективных, научно обоснованных принципов социальной кадровой политики.
  Инструментальные цели и нормы, действующие в сфере государственной службы, на сегодняшний день сложились и аналогичны общесоциальным, но столь же неструктурированны. Специфика государственной службы и необходимость преодоления аномии требует построения четкого и ясного механизма интеграции целей и норм. Таким механизмом, на наш взгляд может быть стройная система льгот.
  ______________________________________________________
  В комплексе модель российской государственной службы должна быть построена на принципе личной преданности, предполагающем следующие инструменты социальной реализации:
  * разработка и институциональное утверждение этического кодекса чиновника;
  * разработка и пропаганда (социальная реклама) идеала государства и государственного служащего;
  * утверждение социального института поддержки идеалов и норм;
  * введение механизма пожизненного найма в сфере государственной службы;
  * формирование ясной, четкой и открытой системы льгот.
 
 
  Схема 3. Комплексная модель государственной службы
  Основа Системная данность Истоки Современное состояние Причины Требование Что необходимо сделать Управление Иерархия Обусловлена народным характером и этическим строем Неэффективная иерархическая структура Социальная рассогласованность Эффективная иерархическая структура Устранить аномийные феномены Типичный алгоритм социального действия Способы индивидуального действия Целерациональность (как алгоритм профессионального действия) Исторические условия функционирования управленческого центра Индивидуальная безынициативность.
  Синкретизация этики убеждения и этики ответственности Целерациональное инициативное действие Снять противоречие этики убеждения и этики ответственности: Легализация принципа: "следуй модели заданной лидером", создание научно обоснованной и законодательно утвержденной методики оценки персонала; ведение механизма пожизненного найма и коллективной мотивации Импульсивность (как народный характер) Возникновение обусловлено способом хозяйственной деятельности в дальнейшем сохранено моделью управления и этическим строем Импульсивность - нерегламентированность (нет рационального целеполагания; низкая технологическая дисциплина) Способы
  интеракции Коллективизм Мотивация - этика ответственности. Взаимодействие - на фундаментальном принципе этики убеждения Этика убеждения Этический
  строй Сдерживание страстей и побуждение к следованию должному Православие Экзистенциальные цели и нормы в лучшем случае декларируется, но как социальные функции не действуют и подменяются инструментальными. Несформировавшиеся этические ориентиры Идеал: подчиненность воле и законам государства Экзистенциальные нормы: добросовестный профессиональный труд Разработка и пропаганда (социальная реклама) экзистенциального идеала государства и государственного служащего, который может послужить катализатором формирования идеала общества Инструментальные цели чиновников аналогичны целям населения, но возможности достижения целей неопределенны Определенность инструментальных целей Формирование ясной, четкой и открытой системы льгот Инструментальные нормы в принципе сложились Институализация Разработка этического кодекса чиновника Комплексный Личная преданность лидеру персонифицирующему принцип "будь как все" Иерархия, православная этика, импульсивность, коллективизм Российская модель личной преданности с элементами жертвенной преданности определенному лицу Влияние неадаптированных элементов иных культур Российская модель личной преданности Научная адаптация ценностей иных культур
 
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Абульханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5.
  2. Абульханова-Славская К А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М., 1997.
  3. Аверин Ю.П., Слепенков Н.М. Основы теории социального управления. - М., 1990.
  4. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. - М.: Социолог, 1993. - 152 с.
  5. Аристотель. Физика // Соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1981. - Т. 3. - 613 с.
  6. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. - М.: Славянский диалог, 1996. - 223 с.
  7. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с..
  8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 800 с.
  9. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1995.
  10. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в социологии. - М.: Наука, 1986.
  11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма: Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
  12. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. - М.: Экономика, 1989.
  13. Вальков К., Захаров А. У порога вечности. - СПб, 1999.
  14. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс,1990. - 808 с.
  15. Винер Н. Кибернетика. - М.: Наука, 1983. - 340 с..
  16. Герцен А. И. Собр. соч., т.12, 1957.
  17. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. - СПб: Изд-во В.Д. Вольфсона, 1892. - 262 с.
  18. Гоббс Т. Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избр. произв. - М.: Мысль, 1964. - Т. 2. - 748 с.
  19. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под. общ. ред. Е.В. Охотского. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 335 с.
  20. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: Квадрат, 1997. - 128 с.
  21. Грановский Т. Н. Соч. М., 1900.
  22. Гумилев Л.H. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Наука, 1989. - 755 с.
  23. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 520 с.
  24. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 574 с.
  25. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЭКСМО-прессс, 2000. - 736 с.
  26. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М., 2000. - 3 т.
  27. Додю Г. История монархических учреждений в Латино-Иерусалимском королевстве (1099 - 1291 гг.). - Спб, 1897.
  28. Дронов М. Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей. - М.: Новая книга - Ковчег, 1998.
  29. Дьяченко Г. Борьба с грехом. - Спб, 1902.
  30. Егоров B.C. Социальный реализм. - М., 1999. - 370 с.
  31. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Мотивация труда работников промышленных предприятий // Проблемы региональной экономики. - № 1 - 4, - 1999. -Ижевск, Изд. ИЭУ УдГУ, 1999.
  32. Захаров Н.Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социологические исследования. - 2001. - № 6. - С. 67 - 72.
  33. Захаров Н.Л. Специфика социальной системы России. - Ижевск: УдГУ, 2000. - 265 с.
  34. Исаев И. Евразийство: идеология государственности // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5.
  35. Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.
  36. Истоки российского менеджмента. - М.: Луч, 1997.
  37. История древнего мира. - 3-е изд. / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М.: Наука, 1984. - 3 т.
  38. История средних веков / Под ред. Е.А. Косминского, С.Д. Сказкина. - М.: Политиздат, 1952. - 2 т.
  39. Кантор В. "...Есть Европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации: Историософские очерки.. - М.: РОССПЭН,1997. - 479 с.
  40. Киреевский Н. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Московский сборник. - М., 1852. - T. I.
  41. Ключевский В.О. История сословий в России. Курс, читанный в Московском университете в 1886 году. - Петроград: Литературно-издательский отдел комиссариата народного просвещения, 1918. - 276 c.
  42. Ковалев А. М. Азиатский способ производства и особенности развития России // Вестник Московского университета. - Серия № 12. Социально-политические исследования. - 1993. - №1.
  43. Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации: утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г., № 1496.
  44. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. - М., 1996.
  45. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995
  46. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // ОНС : Обществ. науки и современность. - М, 1999. - № 5.
  47. Левада Ю.А. "Человек советский" пять лет спустя: 1989 - 1994 (предварительные итоги сравнительного исследования) // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. - М., 1995. - С. 218 - 229.
  48. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового: Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 40. - С. 314 - 317.
  49. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - 2 т.
  50. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Соч. в 9 т. - М., 1912. - Т. 6.
  51. Личная тектология руководителя: технологический практикум. - Архангельск, 1997. - 201 с.
  52. Локк Д. Два трактата о правлении: Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1985.
  53. Магомедов К.О. Социология государственной службы. - М., 2000. - 180 с.
  54. Магомедов К.О. Формирование гражданского общества в современной России (социологический аспект): Дис... д-ра социол. наук. - М., 2000. - 302 с.
  55. Маслоу А. Мотивация личности. - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.
  56. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - №2, 3, 4.
  57. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 701 с.
  58. Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы? // Политические исследования. - 1999. - №5.
  59. Нестеров Ф.Ф. Связь времен: опыт публицистики. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 239 с
  60. Нил Сорский преподобный. О восьми главных страстях и победе над ними. - М.: Благо, 1997.
  61. Новоселов Ю.В. Факторная структура мотивационной сферы кадров государственной службы // Проблема психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: РАГС, 1996. - С. 30 - 40.
  62. Общая теория управления. Курс лекций - М., 1994
  63. Огарев Н.П. Избранное. М., 1984.
  64. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 704.
  65. Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. - 1999. - № 2. - С. 82 - 90.
  66. Организационная культура государственной службы. / Авторский коллектив под руководством В.Л. Романова. - М.: РАГС, 2001. - 155 с.
  67. Пантин И., Плимак Е. Россия XVIII-XX веков. Тип "запоздавшего" исторического развития // Коммунист. - 1991. - № 1. - С. 63
  68. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.
  69. Пономаренко Б.Т. Реформирование профессиональной школы: история, опыт, проблемы (1980 - 1994). - М.: Знание, 1994. - 235 с.
  70. Попов В. Православие и свобода. - М.: Народная польза, 1998.
  71. Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен - Москва: Воскресенье, 1993 - 240 с.
  72. Пригожин А.Н. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс,1995. - 296 с.
  73. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС. - М.: Политиздат, 1975. - 144 с.
  74. Психологический словарь. М., 1993. С.198.
  75. Романов В.Л. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. - М.:РАГС, 1997. - 94 с.
  76. Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. - М.: РАГС, 2000 - 141 с.
  77. Ромашов В.С. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гарадарика, 1999. - 320 с.
  78. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. - М.: Соцэкгиз, 1938. - 124 с.
  79. Серафим Саровский. Радость моя. Доброе слово пастыря вступившим на путь духовного устроения. - М.: Благовест, 1998.
  80. Синергетика: человек, общество / Ред. коллегия О.Н. Астафьева, Ф.Д. Демидов, В.С. Егоров, В.И. Корниенко, В.Л. Романов - М.: РАГС, 2000. - 342 с.
  81. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М: Политиздат, 1986. - 240 с.
  82. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
  83. Социальное управление: Курс лекций / Ред. коллегия В.С. Карпичев, Ю.В. Колесников, В.Л. Романов. - М.: РАГС. 2000. - 438 с.
  84. Социология. Учебное пособие / Ред. Коллегия: Э.В. Тадевосян (отв. ред.), С.А. Кравченко, И.П. Ермаков. - М.: Знание, 1995.
  85. Степанов Ю.Е. Константы. Словарь русской культуры. - М., 1997.
  86. Топоров В.Н. Этимологические заметки (славяно-италийские параллели): Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. Вып. 25. - М., 1958. - С. 80 - 86.
  87. Турчинов А.И. Профессионализация кадровой политики: проблемы развития теории и практики. - М.:Флинта, 1998 - 272 с
  88. Умов В.И., Лапкин В.В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. // Полис. - 1992. - № 4
  89. Управление персоналом государственной службы. - М.: РАГС, 1997. - 536 с.
  90. Управление - это наука и искусство // Сборник: Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. - М.: Республика, 1992. - 349 с.
  91. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. - 1993. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 123 - 136.
  92. Хакамада С. Самоорганизация и стихийность: опыт сравнительного социально-психологического анализа Японии и России // Социологические исследования. - 1999. - № 4. - С. 9 - 18.
  93. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 241 с.
  94. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988
  95. Чаадаев П.Я. Сочинения. - М.: Правда, 1989.
  96. Черников М.В. Концепты "правда" и "истина" в русской культуре: проблема корреляции // Политические исследования. - 1999. - № 5. - С. 43 - 61.
  97. Чивилихин В.А. Память. М., 1982.
  98. Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. - 2000. - № 2 - 4.
  99. Школа своего дела Ю. Мороза: http://www. moroz. onego. ru
  100. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н. Трубачева. Вып. VIII. - М., 1981. - С. 246 - 247.
  101. Яковенко И. Российская империя как Небесный Иерусалим // Открытая политика. - 1999. - № 36. - С. 40 - 52.
  102. Axel M. Toward an analysis of Japanes-style management: A psycho-cultural and socio-historical approach // MIR: Management intern.rev. - Viesbaden, 1995. - Vol. 35. - № 2. - P. 57 - 73.
  103. Luhman N. The Differentiation of Society. - New York, 1982.
  104. Neumann I.R. Russia as Europe's other. - Florence: EUI, Robert Schuman Center, 1996. -[4], 54, [7] p. (EUI working papers RSC / Europ. Univ. Inst., Robert Schuman Center; № 96/34) Bibliogr.: Р. 48 - 54.
  Материалы социологических исследований, использованные в книге
  105. "Становление и перспективы развития социального партнерства". Экспертный опрос кафедры "Государственная служба и кадровая политика" РАГС (руководитель - д-р социол. наук К.О. Магомедов). Опрошено 82 эксперта (апрель 2001 г., Москва). Индекс СП-01.
  106. "Система идеалов и норм государственных и муниципальных служащих Удмуртии". Экспертный опрос управляющих делами, руководителей кадровых служб муниципальных администраций и республиканских государственных органов Удмуртской Республики проведен Удмуртским институтом государственной и муниципальной службы (руководитель - канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров). Опрошено 112 экспертов (февраль 2001 г., Ижевск). Индекс ИНГ-01.
  107. "Мотивация труда работников промышленных предприятий Удмуртии". Социологический опрос проведен Институтом экономики, финансов и управления Ижевского государственного технического университета (руководители: канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров; канд. экон. наук, доц. А.Л. Кузнецов). Опрошено 1017 работников предприятий Удмуртии. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и роду деятельности (октябрь 1998 г., Ижевск). Индекс МРП-98.
  108. "Мотивы к труду, настроения и аномийные формы поведения работников предприятий". Социологическое исследование по программе автора (руководитель - канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров), состоящее из трех этапов: вторичный анализ материалов социологического исследования "Мотивация труда работников промышленных предприятий Удмуртии"; фокус-группа, структура которой пропорциональна типам предприятий и возрасту работников, количество участников - 29 чел.; социальный эксперимент, проведенный на трех предприятиях
 (1998 - 2000 гг., Ижевск). Индекс МА-00.
  109. "Исследование состояния малого предпринимательства в России (на примере Удмуртской Республики)" - проект TACIS SME/9303. Социологическое исследование "Школы бизнеса" ИжГТУ (руководители: канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров, канд. экон. наук А.П. Чувыгин.), состоящее из трех этапов: пилотажное экспертное интервью с 20 экспертами (государственными и муниципальными служащими, взаимодействующими по служебным обязанностям с малым бизнесом); анализ документов о состоянии проблем малого бизнеса в Удмуртии; опрос руководителей малых предприятий. Опрошено 153 респондента, выборка репрезентативна по видам деятельности (1995 г., Ижевск). Индекс TACIS-95.
  110. "Российский характер в представлении иностранцев". Контент-анализ высказываний иностранцев проведен по программе автора (руководитель - канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров). Зафиксировано 3139 высказываний в публикациях периодической печати (69 изданий, включающих 48 изданий центральной прессы, в том числе "Коммерсант", "Эксперт", "Профиль" и др., и 21 региональное издание, 1997 - 1998 гг., Ижевск). Индекс РХИ-98.
  111. "Ценностные ориентации и регулятивные нормы жителей Удмуртии". Социологический опрос проведен по программе автора (руководитель - канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров). Опрошено 1113 респондентов. Выборка репрезентативна по полу и возрасту (ноябрь 1999 г., Ижевск). Индекс ЦНЖ-99.
  112. "Нравственные основы государственной службы". Социологическое исследование кафедры "Государственная служба и кадровая политика" РАГС (руководители: д-р социол. наук, проф. Е.В. Охотский, д-р филос. наук, проф. В.М. Соколов). Опрошено 1211 жителей 14 регионов Российской Федерации, 1145 государственных служащих и 48 экспертов, представляющих 12 федеральных органов государственной власти и 14 субъектов РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы и занимаемой должности (октябрь - ноябрь 1997 г., Москва). Индекс: НКГ-97
  113. "Карьерная стратегия и служебная тактика в системе государственной службы". Социологическое исследование кафедры "Государственная служба и кадровая политика" РАГС (руководитель - проф. В.Л. Романов). Опрошено 952 респондента (740 государственных служащих и 212 экспертов) в 8 российских министерствах и ведомствах, законодательных органах и 7 регионах РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемым должностям (сентябрь - октябрь 1996 г., Москва). -Индекс КАР-96.
  114. "Кадровые проблемы государственных учреждений в оценке руководителей кадровых служб федеральных ведомств". Экспертный опрос кафедры "Государственная служба и кадровая политика" РАГС (руководитель - д-р социол. наук, проф. Е.В. Охотский). Опрошено 52 руководителя кадровых служб федеральных министерств и ведомств (февраль - март 1997 г., Москва). Индекс КАДР-97. Индекс КАДР-97.
  115. "Государственная служба и государственные служащие глазами населения" (руководитель - канд. филос. наук, доц. К.О. Магомедов). Опрошено 1254 человека в 12 регионах России. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы и занимаемой должности (сентябрь - октябрь 1999 г., Москва). Индекс ГСГН-99.
  116. "Организационная культура государственной службы". Социологическое исследование кафедры "Государственная служба и кадровая политика" РАГС (руководитель - проф. В.Л. Романов). Опрошено 1250 государственных служащих в 11 федеральных министерствах, ведомствах, законодательных и судебных органах государственной власти в 12 регионах РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемой должности (октябрь - ноябрь 1999 г., Москва).
 
 1 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
 2 См.: Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. М., 1990.
 3 Социология. Учебное пособие / Ред. Коллегия: Э.В. Тадевосян (отв. ред.), С.А. Кравченко, И.П. Ермаков. - М.: Знание, 1995.
 4 См. напр.: Чаадаев П.Я. Сочинения и письма. Т. 1-2, М., 1913-1914; Неиз. "Философические письма" //Лит. наследство, т. 22-24. М., 1935; Ст. и письма. М. , 1987.
 5 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 22.
 6 Киреевский Н. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Московский сборник, 1852. T.I.
 7 См.: Хомяков А. С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988
 8 См.: Огарев Н. П. Избранное. М., 1984.
 9 См.: Грановский Т. Н. Соч. М., 1900.
 10 Герцен А. И. Собр. соч., т.12, 1957, С. 35.
 11 См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991
 12 См.: Леонтьев К. Н. Собр. соч. в 9-ти тт. М. 1912-1913.
 13 См.: Бердяев Н. Я. Истоки и смысл русского коммунизма.
 14 См., например: Исаев И. Евразийство: идеология государственности // Общественные науки и современность. 1994. №5. С. 42-55
 15 В советской, российской литературе их идеи нашли свое воплощение в произведениях Л.Н. Гумилева, обосновавшего принцип закрытости этносов в концепции комплиментарности - см., например его работы: Древняя Русь и Великая степь. М., 1989; Этногенез и биосфера Земли. Л., 1991; Древние тюрки. М., 1993; Тысячелетия вокруг Каспия. М., 1998; История народа хунну. М., 1998.
 16 См.: Нестеров Ф.Ф. Связь времен: опыт публицистики. М., 1987.
 17 См.: Чивилихин В.А. Память. М., 1982.
 18 См.напр.: Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли; Древняя Русь и Великая степь и др.
 19 См.: Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997.
 20 См.напр.: Ахиезера А.С. Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку.//"Атмода". Рига 1990, 29 апреля; Социо-культурная методология анализа российского общества.//Материалы независимого теоретического семинара. http://www. russ. ru/antolog/inoe/oglav. htm/oglav. htm; Дебри неправды и метафизика истины.//"Общественные науки и современность". М., 1991, №. 5; Социокультурная динамика России. К методологии исследования. //"Полис". М. , 1991, №. 5.
 21 См.напр.: Ковалев А. М. Азиатский способ производства и особенности развития России. //Вестник Московского университета Серия №12 Социально-политические исследования. 1993. №1.
 22 См.: Кантор В. "...Есть европейская держава" Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 1997.
 23 См.: Пантин И., Плимак Е. Россия XVIII-XX веков. Тип "запоздавшего" исторического развития // Коммунист. 1991. № 1. С. 63
 24 См.: Умов В.И., Лапкин В.В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. //Полис. 1992. № 4
 25 См.: Абульханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения. //Психологический журнал. 1999. Т. 20. №5; Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы. //Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
 26 См.: Яковенко И.Р. Российская империя как Небесный Иерусалим. //Открытая политика. 1999. №36.
 27 См.напр.:Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России. .//Свободная мысль. 1999. №2
 28 См.: Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы?//Политические исследования. 1999. №5.
 29 См.: Шахназаров О. История развития общества: русский путь. //Общество и экономика. 2000. №2-4.
 30 См.: Шахназаров О. История развития общества: русский путь. //Общество и экономика. 2000. №2-4.
 31 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.
 32 Захаров Н.Л. Специфика социальной системы России. Ижевск, 2000. С. 35.
 33 Организационная культура государственной службы. М., 2001. С. 10, а также подробнее: Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. М., 2000.
 34 От лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок.
 35 См.: Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М., 1989. Кн.1. С.189-205.
 36 Схема AGIL - по первым буквам английских слов. См.: Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
 37 См. : Luhman N. The Differentiation of Society. - New York, 1982.
 38 Принципы феодального права наиболее рельефно отражены в "Иерусалимских ассизах". - См., например: История средних веков. М., 1952. Т.1. С. 292; Додю Г. История монархических учреждений в Латино-Иерусалимском королевстве (1099-1291 гг.). Спб., 1897. С. 357.
 39 См.: Лытов Б. В. Эволюция систем и концепций социального управления // Социальное управление. М., 2000. С. 65.
 40 История древнего мира. М., 1984. Т.2. С. 490-516.
 41 Граждан В. Д. Координация и субординация в системе социального управления. //Социальное управление. С. 237.
 42 См.: Пригожин А.Н. Современная социология организаций. С. 60-78
 43 Граждан В. Д. Координация и субординация в системе социального управления. //Социальное управление. С. 237.
 44 См.: Аристотель. Политика. //Сочинения: В 4-х т. Т.4. М., 1984.
 45В свое время Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо рассматривали общественный договор как принцип адекватного устроения социальной жизни. И вместе с этим определили фундаментальные основы плюрализма, интересные и для теории социальных систем. Локк, Гоббс и Руссо выступили как теоретики демократического государственного устройства, обеспечивающего равновесие интересов личности и государства. Взгляды этих мыслителей нашли выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции. См.: Локк Д. Два трактата о правлении. М.: Мысль, 1985; Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1964. Т.2; Руссо Ж. -Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М., 1938.
 46 Лытов Б. В. Эволюция систем и концепций социального управления. //Социальное управление. С. 71
 47 Граждан В. Д. Координация и субординация в системе социального управления. //Социальное управление. С. 225
 48 Граждан В. Д. Координация и субординация в системе социального управления. //Социальное управление. С. 223
 49 Неадекватность плюрализма государственной власти для древней Руси показывает за столетие до Калки автор "Слова о полку Игореве", указывая на отсутствие централизма как интегративного начала. - Прим. авт.
 50 фр. etatisme < etat государство - Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина //Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001 (2CD). 5 издание
 51 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. С.10
 52 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. С.. 9.
 53 См.: ОК ГС-99 - С. 266, 273
 54 См.: там же, с. 265
 55 См.: там же, с. 263.
 56 См.: Охотский Е.В., Романов В.Л. Приложение 1. // КАР-96С. 3.
 57 См. напр.: Абульханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения. //Психологический журнал. 1999. Т. 20. №5. С. 5.
 58 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. С. 8.
 59 См.: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта.
 60 См.подроб.: Захаров Н.Л. Специфика социальной системы России.
 61 См.: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. С. 8.
 62 РХИ-98, см.: Таблица 2; а так же данные ОК ГС-99.
 63 В 211 организациях, которые консультировал автор, в 72% случаев работники не имели должностных инструкций, в 21% случаев они не совпадали с реальными обязанностями работников
 64 См.: ОК ГС-99. - С.131
 65 См.: НКГ-97. - С. 90
 66 Там же, с 90
 67 В одной из своих телепередач о Екатерине II, Эдвард Радзинский сказал: "В этой стране люди управляются не деньгами, а страстями".
 68 См.: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. С. 18, 31, 38, 52, 53, 61, 129, 138, 149
 69 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. С. 522.
 70 Черников М.В. Концепты "правда" и "истина" в русской культуре: проблема корреляции.//Политические исследования. 1999. №5. С. 56.
 71 В данной работе, для целей исследования имеет смысл различать нравственность и мораль (опираясь в этом случае на подход Гегеля). Нравственность нами понимается как система норм и ценностей, регулирующих взаимодействия индивидов. Мораль - как система норм и ценностей ориентирующих индивида на высшие экзистенциальные идеалы, следование которым функционально поддерживает существование социума в целом.
 72 См.: Черников М.В. Концепты "правда" и "истина" в русской культуре. С.56.
 73 . Яковенко И. Российская империя как Небесный Иерусалим. С. 41.
 74 См.: КАР-96 (итоговый). С.164.
 75 Романов В. Л. Социальная самоорганизация и управление. //Социальное управление. С. 36
 76 См.: ОК ГС-99. С. 265, 273
 77 См: ОК ГС-99. С. 265
 78 По материалам МРП-98.
 79 Попов, Василий, протоиерей. Православие и свобода. М., 1998. С. 5.
 80 См. напр.: Англо-русский словарь. М., 1989. С. 290; Немецко-русский словарь. М., 1965. С. 314-315.
 81 Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб, 1892. С. 38.
 82 См.напр.: Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М. 2000, С.581; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999, С. 704.
 83 См.напр. там же: Даль В.И., с. 140-141; Ожегов С.И., с. 96.
 84 См.: Психологический словарь. М., 1993. С.198.
 85 См.: А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание личность. //Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М., 1983. Т.2. С.212.
 86 См.: там же, с. 212.
 87 См.: там же, с.. 94-231.
 88 Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации: утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 1496.
 89 Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации: утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 1496. - С.15.
 90 Там же, с.14.
 91 Там же, с.4.
 92 Там же, с.16.
 93 Там же, с.19.
 94 Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации: утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 1496. - С.19.
 95 Там же, с.19.
 96 Там же, с.20.
 97 Там же, с.20.
 98 Там же, с.20.
 99 Там же, с.21.
 100 Там же, с.5.
 101 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма с. 94.
 102 ОК ГС-99. С. 261
 103 ОК ГС-99 С. 264.
 104 ОК ГС-99. С. 28.
 105 См.: ОК ГС-99. С. 262.
 106 Охотский Е. В. Кадры государственного управления: социальный статус, профессиональные пути укрепления// КАДР-97. С. 4.
 107 ОК ГС-99. С. 131.
 108 ОК ГС-99. С. 264.
 109 НКГ-97. С. 161.
 110 ОК ГС-99. С. 87.
 111 Соколов В.М. Кадровые проблемы государственных учреждений в оценке руководителей кадровых служб федеральных ведомств: Аналитическая записка//КАДР-97. С. 3.
 112 Там же, с. 261.
 113 ОК ГС-99. С. 267.
 114 Информационная записка//КАДР-97. С. 6.
 115 Там же, с.4
 116 ОК ГС-99; Волгин Н.А., Сулемов В.А. Мотивационные механизмы эффективного труда руководителя.//Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии, реализации. М., 1996. С.191
 117 ОК ГС-99. С. 90.
 118 Соколов В. М. Кадровые проблемы государственных учреждений в оценке руководителей кадровых служб федеральных ведомств: Аналитическая записка//КАДР-97. С. 8.
 119 НКГ-97. С. 47.
 120 КАР-96 (итоговый) С. 164.
 121 НКГ-97. С.81
 122 См.подроб.: Захаров Н.Л. Специфика социальной системы России. С. 119.
 123 См.: Гоголь Н.В. Ревизор. Собр. соч. М., 1994. Т. 5. С.189.
 124 См.: Таблица 11. Развитость качеств служащих

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу