<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  В целом в российском обществе отсутствуют институты интеграции, не могут быть приняты и западные формы. Однако отдельные элементы (отдельные общности) в большей или меньшей степени сохранили основные инварианты целостного общества: типичный алгоритм действия (импульсивность и коллективизм), иерархия, "смирение", личная преданность.
  Особенность нынешней ситуации в том, что российское общество, сломав "железный занавес", стало открытым влиянию Запада. При этом оказались утрачены институты этического строя. Усугубляет ситуацию, во-первых, специфика принятия российским обществом культурных элементов извне; во-вторых, отсутствие и механизма, и института адаптации привнесенных в культуру идей, ценностей, целей и т.п.
  Рассмотрим первое, специфику принятия российским обществом культурных элементов извне в сравнении с западным обществом. Западное общество имеет яркий пример принятия элементов африканской культуры в свое лоно. Американское рабовладение внедрило в социальную систему западного общества негритянский социум с его собственной культурой. Длительное время две культуры существовали параллельно. После Гражданской войны в США происходит взаимопроникновение двух социумов один в другой. Однако полного пересечения не происходит - не совпадают культурные цели. "Американская мечта", как культурная цель, построена на принципе "сделай успех своими руками", и африканская - "живи и радуйся сегодняшнему дню". Однако постепенно начинается принятие западной (в данном случае американской) культурой отдельных элементов африканской, первым таким элементом оказывается музыкальная субкультура (в частности джаз). Внедрение африканской музыкальной субкультуры происходит, становится возможной после ее трансформации и адаптации к "западу" рок-группой "Битлз". За короткий исторический период африканская субкультура "захватывает" США. Эта музыкальная субкультура становится одновременно каналом "перекачки" культурной цели африканского социума: "живи и радуйся сегодняшнему дню". Эффект принятия без адаптации культурной цели, аналогичен заражению человека вирусом, против которого у него нет иммунитета. На протяжении 60-х годов в США распространяется аномная форма приспособления, именуемая Р. Мертоном "ретритизм" (отказ от культурных целей и институциональных норм), проявившийся в движении "хиппи" и аналогичных групп, "сексуальной революции" и "пацифизме". Последнее могло поставить под угрозу и возможность защиты от внешней опасности (во всяком случае, привело к уходу американских войск из Вьетнама). Отсутствие иммунитета при приеме культурных элементов содержит в себе возможность коллапса социальной системы.
  Субстратом, через который осуществляется внедрение элементов иной культуры в западном обществе, являются маргинальные личности. Западное общество отличается высокой социальной мобильностью (в том числе и вертикальной), поэтому "маргиналы" способны занести "вирус" иной культуры в те социальные институты, которые могут способствовать его распространению. Вместе с тем, необходимо отметить, что сама структура западного общества предотвращает "быстрое" распространение элементов иных культур. И если механизм адаптации культурных элементов иных культур не просматривается достаточно отчетливо, то такую функцию выполняет особенность структуры западного общества (плюрализм).
  Российское общество имеет иную структуру, формируемую эгрессивной тенденцией и алгоритмом поведения, определяющим коллективное взаимодействие и приоритет коллектива над индивидом. Маргинальная личность оказывается за пределами и иерархии, и отдельного коллектива. Неслучайно интеллигенция XIX века, принявшая в себя элементы иных культур, оказалась изолирована, как оказались изолированы и "диссиденты" советской эпохи. Поэтому принятие маргиналами общества элементов иной культуры для российского общества неопасно. Вместе с тем, российская история изобилует примерами неадаптированного принятия элементов других культур (реформы Петра I, Александра II, марксистская социальная революция, реформы 90-х годов). Во всех случаях наблюдается нечто общее - внедрение элементов иных культур шло "сверху". Именно за счет этого обеспечивалось их "эффективное" внедрение, а затем возникает конфликт новых и традиционных ценностей, выливающийся в нестабильность и дезинтеграцию общества. В конечном итоге в российской культуре сформировался защитный механизм против инноваций сверху - консервативное "молчаливое" сопротивление. В России наиболее "беззащитными" перед неадаптированным влиянием элементов иных культур оказываются "верхи".
  Общественная мысль отразила инновационное внедрение элементов иных культур сверху и консервативное сопротивление снизу в двух идеологических течениях, возникших в середине XIX века - "западничестве" и "славянофильстве", которые трансформировались в настоящее время соответственно в идеологию "правых" и "левых", но по сути остались выразителями указанных тенденций.
  Культура не может существовать без разнообразия мыслительных программ - это форма саморефлексии и игры социума. Любая мысль обладает высокой культурной ценностью, до тех пор, пока она не приобретет характера социального действия или институциональной формы. После этого мысль становится "орудием", способным созидать или разрушать.
 
  Схема 4. Исторический "маятник" социальной системы
 
  Дифференци-
  рованность
  общества
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Институциональное нормирование социального действия
 
 
 
  Итак, современное состояние российского общества вряд ли можно характеризовать в оптимистических терминах. Общество дезинтегрировано и нестабильно. Механизм консенсуса "круговая порука" (аналогичный западному "общественному договору") еще не вызрел. При приближенном подходе не просматриваются и социальные институты, способные консолидировать общество. Однако такой институт возможен, при выполнении им функций, аналогичных тем, какие выполняла русская православная церковь в XII-XV веках:
  1. определение стратегической цели общества,
  2. определение целей индивидам, согласованных со стратегической целью,
  3. контроль за реализацией норм,
  4. адаптация ценностей других культур.
  На сегодня неформальным авторитетом для выполнения 2-4 функций пользуется, как это ни парадоксально может показаться, наука и образование. Именно наука обеспечивает адаптацию ценностей других культур (хотя и не всегда успешно). Именно образование предлагает индивиду механизм соотнесения его личных целей и норм общества. В определенной мере авторитет института образования влияет и на контроль за реализацией норм.
  Способствует росту авторитета института науки и образования мотивация личности на карьеру. Однако, в целом, институт науки и образования на сегодняшний день только потенциально может характеризоваться как институт этического строя. Реальный авторитет зависит от успешной реализации целостной социальной программы в масштабном социальном деянии.
  Православная церковь приобрела свой авторитет в реализации своей программы на Куликовом поле (протестантизм в Реформации). Между тем, в наше время, в эпоху высоких технологий, война уже не может быть средством консолидации общества. Поэтому такая программа, хотя и должна быть построена на успешном преодолении Вызова, но только в том случае, если этот вызов есть "сбивающий" фактор среды, или самого социума.
  Конкретизируя эту мысль, можно привести пример - современный Вызов - это проблема энергетики и средств связи. Концентрация научных усилий в этом направлении, предположим в освоении космоса, может и стать консолидирующим общество деянием.
  Вместе с тем, общая программа должна быть направлена на учет основных инвариант социальной системы: импульсивность и коллективизм, иерархию управления и этический строй, опирающийся на принцип "смирения". А институализация норм только в том случае даст эффект, если организует социальную энергию по принципу "личной преданности". В этой связи, анализ принципа "личной преданности", проведенный в нашей работе может послужить теоретической основой для выработки модели кадровой политики в нашем обществе.
  ЛИТЕРАТУРА
  1. Аристотель. Физика. - Сочинения. В 4-х т. Т.3. - М.: Мысль, 1981.
  2. Ахиезер А.С. Cоциально-культурные проблемы развития России. - М., 1992.
  3. Ахиезер А.С. Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. //"Атмода". - Рига 1990, 29 апреля.
  4. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 800 с.
  5. Ахиезер А.С. Социо-культурная методология анализа российского общества.//Материалы независимого теоретического семинара. http://www.russ.ru/antolog/inoe/oglav.htm/oglav.htm.
  6. Ахиезер А.С.Дебри неправды и метафизика истины. //"Общественные науки и современность". - М., 1991, №.5.;
  7. Ахиезер А.С.Социокультурная динамика России. К методологии исследования. //"Полис". - М., 1991, №.5.
  8. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. - М.: Наука, 1990.
  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотноешений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992.
  10. Берталанфи, фон, Л. Общая теория систем критический обзор.//Исследования по общей теории систем. - М.: "Прогресс", 1969.
  11. Блейк. Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев. 1990.
  12. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. - М.: Экономика, 1989
  13. Бэкон Ф. Новый Органон. - сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1978
  14. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.//Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  15. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.//Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  16. Вейл П. Искусство менеджмента. М. 1993.
  17. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Иностранная литература, 1958. - 200 с.
  18. Винер Н. Кибернетика. - М.: Наука,1983. - 340 с.
  19. Волкер Г. Что и как нужно сделать, чтобы стать предпринимателем. Минск. 1991.
  20. Вудкок М., ФрэнсисД. Раскрепощенный менеджер. М. 1991.
  21. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. - М.: Мысль, 1975
  22. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. - С-Пб., 1892.
  23. Гоббс Т. Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - Избр. произв.., М., 1964. Т.2;
  24. Грейсон Дж., Дейл О. Американский менеджмент на пороге XXI века. М. 1991.
  25. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1989.
  26. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.,1991.
  27. Духовные наставления св. саровского старца о. Серафима. - http://www.lib.ru/HRISTIAN/.
  28. Дьяченко Григорий. Борьба с грехом. - http://www.lib.ru/HRISTIAN/
  29. Дюркгейм Э. Самоубийство. - СПБ, 1912
  30. Захаров Н.Л. Социологические исследования малого бизнеса в Удмуртии.-. Ижевск, ИжГТУ 2000. - Деп. в ИНИОН РАН
  31. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Мотивация труда работников промышленных предприятий. //Проблемы региональной экономики. №1-4, 1999. - Ижевск, Изд. ИЭУ УдГУ, 1999
  32. Ключевский В.О. История сословий в России. Курс, читанный в Московском Университете в 1886 году. - Петроград: Литературно-Издательский Отдел Комиссариата Народного Просвещения, 1918.
  33. Кунц Г., 0'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М. 1981.
  34. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: "Макет", 1995
  35. Леонтьев К. Н. Собр. соч.: В 9 т. М., 1912-1913.
  36. Локк Д. Два трактата о правлении. - Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1985;
  37. Луман Н. Почему необходима "системная теория"? //Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994.- С.31.
  38. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1858. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.46. - Ч.1. - С.472-478.
  39. Менеджмент организации. М. 1996.
  40. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. 1992.
  41. Мерсер Д. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М. 1991.
  42. Мертон Р. Социальная структура и аномия.//Социологические исследования. - 1992. - №3,4.
  43. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. //Социологические исследования. - 1992. - №2. - 118-124 с.
  44. Мертон Р. Явные и латентные функции.//Структурно-функциональный анализ и совр. социология. - M., 1968.
  45. Мертон Р. Социальная структура и аномия.//Социология преступности, M., 1966;
  46. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
  47. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. - СПб: издательство "Нотабене", 1992. - 445 с.
  48. Московичи С. Век толп. - М., "Центр психологии и психотерапии", 1996;
  49. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., "Центр психологии и психотерапии", 1998.
  50. Нил Сорский преподобный. О восьми главных страстях и победе над ними. - М.: Благо, 1997. http://www.lib.ru/HRISTIAN/.
  51. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. //Социология сегодня/ - М., 1965.
  52. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. //Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. - 1993. - Т.1. - Вып. 2. - 94-122 с.
  53. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.
  54. Практическая психология для менеджеров. М. 1996.
  55. Росс Э. Введение в кибернетику. -М., 1959.
  56. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. - М.: Соцэкгиз, 1938.
  57. Самбиев А. Технический анализ Социальных Систем. Грозный, 1999. //http://www.ras.ru/~moshkow/-
  58. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. М. 1995.
  59. Санталаинен Т., Воутилачнен Э., Лоренс П., Ниосичен И. Управление по результатам. М. 1993.
  60. Синк Д.С. Управление производительностью. М. 1990.
  61. Соркин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
  62. Степанов Ю.Е. Слова "правда" и "цивилизация" в русском языке. //Известия Академии Наук, ОЛЯ, 1972. - Т.31. - Вып.2.- С.168-169
  63. Тард Г. Социальная логика. - СПб.: "Социально-психологический центр", 1996
  64. Тейлор У.Ф. Научная организация труда. - М.: Транспечать, 1924.
  65. Тойнби А. Постижение истории. - М..: Прогресс, 1991
  66. У порога вечности. http://www.lib.ru/HRISTIAN/.
  67. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.
  68. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. - СПб: Вост.-Европ. Ин-т Психоанализа, 1994.
  69. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: Издательская группа "Прогресс", Прогресс-Академия", 1992.
  70. Хойер Д. Как делать бизнес в Европе. М. 1992.
  71. Чивилихин В.А. Память. - М.: Современник, 1982 - 762 с.
  72. Шпенглер О. Закат Европы. - М.-Пг., 1921
  73. Comte A. The Positive Philosophy. - (New York: D. Appleton & Co., 1854.
  74. Levi-Strauss C. Structural Anthropology. New York: Basic Books, 1963.
  75. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie. 1984. S. 184ff.
  76. Luhman N. The Differentiation of Society. - New York, 1982.
  77. Luhman N. Trust and Power. - New York, 1979.
  78. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, IL: Free Press, 1957.
  79. Parsons T. Social system and the evolution of action theory, N. Y.- L., 1977
  80. Parsons T. Societies; evolutionary and comparative perspectives, Englewood Cliffs (N. J.) 1966;
  81. Parsons T. Some problems of general theory in sociology.//Theoretical sociology. - N. Y., 1970
  82. Parsons T. The social system, Glencoe, 1959; Economy and society, L., 1964 (совм. с N. Smelser)
  83. Parsons T. The Structure of Social Action. New York: Free Press, 1937.
  84. Parsons T. The System of Modern Societies. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1971
  85. Parsons T. Toward a general theory of action, Camb., 1959 (совм. с Е. A. Stills)
  86. Tainter J.A. The Collapse of Complex Societies. - Cambridge: Cambridge univ. press. 1988.
  87. Toynbee A.J. A Study of History. - Vol. 1-12. - London, 1934-1961.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ
  Схема 5. Исторический "маятник" Российской социальной системы
  Множество
  социальных
  целей,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Отсутствие
  целей
 
  Отсутствие норм Институализированные нормы Нормы (средства) определяют цели
  1 ФАЗА 2 ФАЗА 3 ФАЗА 1. Кризис восточно-славянского общества IX в.
  2. Эпоха от Рюрика до Япослава
  3. Период удельной раздробленности
  4. Нашествие Батыя
  1 ЦИКЛ
  5. Эпоха Дмитрия Донского
  6. "Темное время"
  7. Эпоха Ивана III
  8. Эпоха Ивана IV
  9. "Смута" начала XVII в.
  2 ЦИКЛ
  10. "Тишайшая" Эпоха Михаила I
  11. "Раскол"
  12. Реформы Петра
  13. Эпоха Великих Императриц
  14. Эпоха сдерживания Николая I
  15. Эпоха реформ Александра II
  16. Эпоха сдерживания Александра III
  17. Эпоха прогрессирующего конфликта (Николай II)
  1 ЦИКЛ
  18. Советский тоталитаризм
  19. Эпоха "оттепели"
  20. "Развитой социализм"
  21. "Перестройка"
  2 ЦИКЛ
  22. Эпоха Ельцина
 
 
  Схема 6. Исторический "маятник" Западной социальной системы
 
  Культурные
  цели
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Институализированные нормы
 
  1 ФАЗА
  1. Раннее средневековье
  2. Кризис раннего средневекового общества
  2 ФАЗА
  3. Карл Великий
  4. Средневековая раздробленность
  5. Крестовые походы
  6. Реформация
  7. Ранний капитализм
  3 ФАЗА
  8. Буржуазные революции
  9. Капитализм XIX в.
  10. Современное западное общество
 
 
 
 
  Схема 7. Исторический "маятник" Японской социальной системы
 
  Культурные
  цели
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Институализированные нормы
 
  1. Ранний капитализм конца XIX века
  2. Эпоха милитаризма первой половины ХХ века
  3. Современная Япония
 
 
 
  Таблица 7. Соотношение инвариант трех социальных систем
  ФОРМА ВИД РОССИЯ ЗАПАД ЯПОНИЯ ХАРАКТЕР Поведение импульсивность педантизм долг Взаимодействие коллективизм индивидуализм коллективизм УПРАВЛЕНИЕ иерархия плюрализм иерархия ЭТИКА сдерживание достижение направление
 1 Леонтьев К. Н. Собр. соч.: В 9 т. М., 1912-1913. Т. 5. С. 426
 2 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.//Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990.
 3 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. С. 58
 4 См. напр.: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997; Социо-культурная методология анализа российского общества.//Материалы независимого теоретического семинара. http://www.russ.ru/antolog/inoe/oglav.htm/oglav.htm.
 5 См.: Comte A. The Positive Philosophy. New York: D. Appleton & Co., 1854, - 108.
 6 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.//Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990. - с. 499.
 7 См. там же, с. 42.
 8 См. напр.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: "Макет", 1995.
 9 См. напр.: Тард Г. Социальная логика. СПб.: "Социально-психологический центр", 1996.
 10 См.: Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). М.: Экономика, 1989
 11 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Иностранная литература, 1958; Кибернетика. - М.: Наука,1983
 12 См. напр.: Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, IL: Free Press, 1957; Mass persuasion, N. Y.- L., 1946 (совм. с M. Flake and A. Curlis); On the shoulders of giants, N. Y., 1965; On theoretical sociology, L., 1987; Contemporary social problems, N. Y., 1971 (совм. с U. A. Nisbet); Социальная структура и аномия.//Социология преступности, M., 1966; Явные и латентные
 функции.//Структурно-функциональный анализ и совр. социология. - M., 1968.
 13 См. напр.: Parsons T. The Structure of Social Action. New York: Free Press, 1937; The System of Modern Societies. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1971; Family. Socialization and interaction process, L., 1956; Toward a general theory of action, Camb., 1959 (совм. с Е. A. Stills); The social system, Glencoe, 1959; Economy and society, L., 1964 (совм. с N. Smelser); Social structure and personality, N. Y., 1964; Societies; evolutionary and comparative perspectives, Englewood Cliffs (N. J.); Some problems of general theory in sociology.//Theoretical sociology. - N. Y., 1970; The evolution of societies. Englewood Cliffs (N. A.), 1977; Social system and the evolution of action theory, N. Y.- L., 1977; Общетеоретич. проблемы социологии.//Социология сегодня/ - М., 1965.
 14 См. напр.: Levi-Strauss C. Structural Anthropology. New York: Basic Books, 1963;
 15 Луман Н. Почему необходима "системная теория"? //Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994
 16 См.: Московичи С. Машина, творящая богов. М., "Центр психологии и психотерапии", 1998; Век толп. М., "Центр психологии и психотерапии", 1996;
 17 Берталанфи, фон, Л. Общая теория систем критический обзор.//Исследование по общей теории систем. М.: "Прогресс", 1969. С.21.
 18 Там же. С..13.
 19 Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т.21, с.283.
 20 Берталанфи, фон, Л. Указ.соч. - С.25-26.
 21 Росс Эшби. Введение в кибернетику. М., 1959. С. 18.
 22 См. например: Tainter J.A. The Collapse of Complex Societies. Cambridge: Cambridge univ. press. 1988.
 23 Берталанфи, фон, Л. Указ. соч. - С.25.
 24 См.напр.: Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. - СПб: издательство "Нотабене", 1992. - 31-71 с.
 25 См.: Parsons T. The Structure of Social Action. New York: Free Press, 1937, p. 43.
 26 См.: Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997. - с. 20-25.
 27 См. там же, с.29-34
 28 См.напр.: Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997; Parsons Т. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs N.J. 1966.
 29 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения.//Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. - 1993. - Т.1. - Вып. 2. - 96-97 с.
 30 См.напр: Парсонс Т. Система современных обществ.
 31 См.напр.: Мертон Р. Социальная структура и аномия.//Социологические исследования. - 1992. - №3. - 104-114 с.
 32 См. напр. там же.
 33 См.напр.: Luhman N. Trust and Power. - New York, 1979; The Differentiation of Society. - New York, 1982; Луман Н. Почему необходима "системная теория"? //Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994; Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. 59-61 с.; а также: Sociologists/ Luhman, Niklas: http://www.pscw.uva.nl/sociosite/TOPICS/sociologists.html#LUHMANN
 34 Иной принцип политической власти и этики исключает Японию из круга Западного общества. Исследование социальной системы Японии и стран Дальнего Востока - особая область, лежащая за пределами настоящего исследования.
 35 См.: Comte A. The Positive Philosophy. - (New York: D. Appleton & Co., 1854, С. 68-74.
 36 Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С.584.
 37 Философский энциклопедический словарь. С.586.
 38 См. напр.: Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.
 39 См.напр.: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта.
 40 См.: Toynbee A.J. A Study of History. London, 1934-1961. Vol.1. P.336.
 41 Богданов А.А. Указ. соч. Т.1. С. 111.
 42 Богданов А.А. Указ. соч. кн.1, с. 111.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу