<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств образовательного учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя.
  2. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
  3. Передача государственных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.
  4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться: по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
  5. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
 
  Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными
  учреждениями
  1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
  осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.
  2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
  строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления
  образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский
  совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
  Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379 утверждено Примерное
  положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения
  3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным
  учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий,
  директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного
  учреждения.
  См. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников
  государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом
  Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. N 1908
  Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации.
  4. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
  1) избран коллективом образовательного учреждения;
  2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
  3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
  4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
  5) назначен учредителем;
  6) нанят учредителем.
  В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования
  назначение ректоров не допускается.
  5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.
  6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.
  7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.
 
  Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением
  1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
  2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным
  образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя
  указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются
  учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
  Статья 37. Органы управления образованием в Российской Федерации
  1. В Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
 
  См. Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное
  постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258
  федеральные ведомственные органы управления образованием; государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
  2. Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.
  3. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.
  4. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение
  Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.
  5. К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:
  1) разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  2) разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;
  3) государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
  5) формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  6) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  7) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
  8) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
  10) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
  6. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
 
  Статья 38. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных
  образовательных учреждениях
  1. Государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта.
  2. Основаниями для рассмотрения высшим органом государственной аттестационной службы вопроса о направлении указанной рекламации являются:
  1) применительно к образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные
  программы:
  решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения;
  официальное представление отделения государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения;
  2) применительно к образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образовательные программы: решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения; официальное представление государственной службы занятости населения.
 
  Федеральным законом от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ в пункте 3 ст. 38 настоящего
  Закона третье и четвертое предложения исключены
  3. Решение о направлении указанной рекламации или об отклонении требований заявителей о рекламации принимается высшим органом государственной аттестационной
  службы и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ государственной аттестационной
  службы от направления рекламации может быть обжалован заявителями в суд. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту регистрации образовательного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда данной инстанции является окончательным.
  4. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой
  лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление
  государственной аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
  Глава IV. Экономика системы образования
  Статья 39. Отношения собственности в системе образования
  1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
 
  О финансировании учреждений и государственных унитарных предприятий за счет
  средств арендной платы см. письмо Минфина РФ от 28 августа 2000 г. N 01-02-01/03-3183
  Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными
  учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
  2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
 
  О порядке использования закрепленного за государственными образовательными
  учреждениями федерального имущества см. письмо Госкомимущества РФ от 26 марта
  1996 г. N ОК-6/2279
  3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части
  осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.
  4. Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.
  5. Негосударственное образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой государственной и (или) муниципальной собственности.
  6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.
 
  Согласно п.2 ст.296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, закрепленного
  за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не
  по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению
  7. Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
 
  О правах учреждения по распоряжению имуществом см. статьи 296 и 298 ГК РФ
  8. Негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом на общих основаниях, установленных законом.
 
  Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в пункт 9 статьи 39 настоящего
  Федерального закона внесены изменения
  См. текст пункта в предыдущей редакции
 
  9. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.
  10. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.
  11. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.
  Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
  12. С государственного или муниципального образовательного учреждения в случае, если учредителем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются органы государственной власти или органы местного самоуправления одной и той же административно-территориальной единицы, арендная плата за пользование закрепленными объектами собственности не взимается, а
  расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание соответствующего образовательного
  учреждения несет учредитель (собственник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением.
  Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П положения
  пункта 13 статьи 39 настоящего Закона в части, содержащей запрет на приватизацию
  расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за
  государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими
  учебными заведениями, признаны не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2)
  и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ
  13. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
 
  Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования
  1. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.
 
  Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ действие пункта 2 статьи
  40 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря
  2002 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета
  Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ действие абзаца первого
  пункта 2 статьи 40 настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001
  год в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета
  2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
  Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета.
  При этом за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных
  образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
  3. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
 
  О льготах по налогам для образовательных учреждений см.:
  письмо МНС РФ от 1 октября 1999 г. N ШС-1-01/2543
  письмо МНС РФ от 31 июля 2001 г. N ВГ-6-03/592@
  письмо Госналогслужбы РФ от 3 апреля 1996 г. N ВН-8-07/238
  письмо Госналогслужбы РФ от 4 ноября 1993 г. N 01-1-06/88,
 
  4. В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает
  специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.
  Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации
  работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы
  финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций независимо
  от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования
  финансовых средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  5. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям.
  6. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.
  7. Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством Российской
  Федерации. Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным налогом
  доход граждан.
  8. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении,
  определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами
  финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
  9. Государство создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе Финансовую.
 
  Статья 41. Финансирование образовательных учреждений
  1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем
  в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным
  учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
  2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.
  Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
  3. Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным
  законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми.
  4. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
  5. Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
  6. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.
  7. Негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.
  8. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных
  уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований
  и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
  О привлечении дополнительных финансовых средств образовательными учреждениями
  см. письмо Минобразования РФ от 15 декабря 1998 г. N 57
  9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
  10. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
 
  О целевой подготовке специалистов организациями см. постановление СМ СССР
  от 31 августа 1989 г. N 708
  Письмом Минобразования РФ от 28 мая 1999 г. N 14-52-277ин/13 вузам рекомендовано
  при заключении договоров в соответствии с настоящей статьей с физическими
  и (или) юридическими лицами на подготовку специалистов сверх контрольных цифр
  устанавливать стоимость обучения в отечественной валюте. Изменение стоимости
  обучения при форсмажорных обстоятельствах рекомендуется предусматривать в
  специальном разделе договора
  Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в абзац второй пункта 10 статьи
  41 настоящего Федерального закона внесены изменения
  См. текст абзаца в предыдущей редакции
  Прием обучающихся в государственные и муниципальные образовательные учреждения
  среднего профессионального и высшего профессионального образования для подготовки
  специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного
  и муниципального управления по договорам с физическими лицами, а также негосударственными
  предприятиями, учреждениями и организациями не может составлять более 50 процентов приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). Данная норма не ограничивает право образовательного учреждения высшего профессионального образования на платное обучение иностранных граждан на основании соответствующих договоров.
  Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ статья 41 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11:
  11. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
 
  Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего
  профессионального образования
  1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение.
  2. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  3. В случае введения субъектами Российской Федерации регионального компонента государственного образовательного стандарта финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
  4. В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание
  в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно
  не связанные с образовательным процессом.
  О льготах по оплате проезда на транспорте для обучающихся в государственных
  и муниципальных образовательных учреждениях, средних и высших учебных заведениях
  см. Федеральный закон от 28 мая 1999 г. N 102-ФЗ, постановление Правительства
  РФ от 16 декабря 1992 г. N 981
  Из федерального бюджета выделяются средства на содержание общежитий и
  других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального
  и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной
  защите студентов, при этом на каждого студента образовательного учреждения
  среднего профессионального или высшего профессионального образования, обучающегося
  за счет средств федерального бюджета, для реализации указанных мер ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных размеров оплаты труда.
  5. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.
  6. Для организации социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего проФессионального образования,
  создается специальная система кредитования в виде личного социального образовательного
  кредита.
  Положение о личном социальном образовательном кредите разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
  Статья 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми
  и материальными средствами
  1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную
  деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.
  2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  3. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
  4. Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах товариществ
  (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью.
  5. Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать
  закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой
  им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник
  получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов
  собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным
  учреждением.
  Статья 44. Материально-техническая база образовательного учреждения
  1. Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории.
  2. Развитие материально-технической базы государственного или муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним (бюджетных) и собственных средств.
  3. Государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.
 
  Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного
  и муниципального образовательных учреждений
  1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе
  оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные
  образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам,
  преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия
  с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные
  соответствующими образовательными программами и государственными образовательными
  стандартами.
  См. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и
  общего образования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля
  2001 г. N 505
  2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального
  образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется
  в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на
  заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.
  3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.
 
  Статья 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного
  учреждения
  1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
  2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
  3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося,
  воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
  См. Примерную форму договора об оказании платных образовательных услуг в
  сфере общего образования для негосударственных образовательных организаций,
  утвержденную приказом Минобразования РФ от 15 марта 2002 г. N 864
  Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения
  1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
  2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов
  (дивидендов, процентов) по ним;
  ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
  3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый
  от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное
  учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования
  образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
  4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
  5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
 
  О применении контрольно-кассовых машин образовательными учреждениями см.
  письмо Госналогслужбы РФ от 6 июня 1996 г. N 16-5-14/288
  Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность
  1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.
  При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
  3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.
 
  Статья 49. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием
  1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным
  образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению
  иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу