<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  "ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" МЕТОДИКА
 (Sacks sentence completion test, SSCT)
 (вариант Д. Сакса и Леви)
 Обзор
 
  Проективная методика. Данный вариант на завершение предложений, направлен на получение важного клинического материала в четырех представительных областях адаптации, был разработан Джозефом М. Саксом (Joseph M. Sacks) и другими психологами Нью-йоркского Управления ветеранов службы ментальной гигиены.
  Тест состоит из 60 пунктов, которые выражают 15 установок (отношений), перечисленных ниже. На каждую установку приходится по четыре пункта.
  В методику включены четыре области:
  1. семья,
  2. секс,
  3. межличностные взаимоотношения,
  4. самовосприятие.
  1. Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и родственников. Каждый из них представлен в четырех пунктах, что стимулирует испытуемого выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Предложения "Моя мать и я...", "Если бы только мой отец..." и "В семье ко мне относятся..." являются примерами пунктов, разработанных для выявления этих отношений. Он рассчитан на то, что даже когда испытуемый осторожничает и уклоняется, он предоставляет ценный материал в ответе как минимум по одному из четырех пунктов.
  2. Область секса включает отношение к женщинам и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют респонденту выразиться по отношению к женщинам как социальным индивидам, к браку и к сексуальным отношениям как таковым. Темы "Я думаю, что большинство девушек..." и "Если бы у меня были сексуальные отношения..." являются типичными для этой области.
  3. Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег по работе или по школе, начальника на работе или в школе и подчиненных. Шестнадцать тем этой области позволяют респонденту выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему. Предложения "Когда меня нет, мои друзья...", "Когда я вижу, что идет начальник...", "Люди, которые на меня работают..." и "На работе я лучше всего лажу с..." являются примерами тем из этой области.
  4. Самовосприятие включает страхи, чувство вины, цели и отношения к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприятия субъекта, какой он есть, каким был, каким хочет быть и каким, по его мнению, он станет. Среди 24 пунктов в этой области находим: "Я бы хотел избавиться от боязни...", "Моей самой большой ошибкой было...", "Я думаю, у меня есть способность ...", "Когда я был маленьким...", "Однажды я..." и "Больше всего от жизни я хочу...".
  Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
  Надежность и валидность теста. Автор описывает следующую процедуру психометрической оценки методики.
  Три психолога проранжировали степень нарушений у 100 человек по каждой из пятнадцати категорий на основании их ответов на тест. Психиатры, которые наблюдали этих людей, сделали независимое заключение о степени их нарушений по каждой из пятнадцати категорий, основываясь на своих клинических данных. Надежность суждений психологов в отношении степени нарушений определялась по совпадению мнений двух из троих психологов на 92% 1500 оценок. Психиатры не имели понятия о результатах SSCT. Когда оценки психологов сопоставили с оценками психиатров, значение вероятностных коэффициентов оказалось в пределах от 0,48 до 0,57 при допущении на ошибку 0,02 и 0,03. Эти цифры показывают, что оценки психологов практически совпали с оценками психиатров. Для 50 человек психологи написали интерпретации по 15 установкам, основываясь на ответах по 4 пунктам, вошедшим в каждую установку. Эти интерпретации были проверены психиатрами, которые оценили их с точки зрения клинических данных. Около 77% выводов были оценены как совпадающие или частично совпадающие с клиническими данными. Эти результаты SSCT выигрывают по сравнению с теми, которые были обнаружены в исследованиях на валидность других методов изучения личности, например теста Роршаха и ТАТ.
  SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут.
 
 Инструкция
  Особенности проведения процедуры тестирования.
  Перед обследованием испытуемым дается следующая Инструкция:
  "Ниже находятся шестьдесят частично незаконченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, записывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже".
  Респонденты часто спрашивают: "Нельзя ли подумать, чтобы дать разумный ответ?" Надо подчеркнуть, что ответ должен состоять из первой спонтанной реакции на всякий стимульный пункт и что респондент не должен останавливаться, чтобы найти логическое завершение. Другим распространенным вопросом является: "Должен ли я вписать только одно слово?" Ему надо ответить, что приемлемо как одно слово, так и целая фраза, и что желательны спонтанные мысли. Иногда респонденты просят проверяющего посмотреть на ответ и сказать, насколько он правильный. Им надо разъяснить, что это правильный ответ, если он представляет собой спонтанную реакцию на стимул. Иногда проверяющего спрашивают о смысле слов в начале предложения. Допустимо сказать, к примеру, что "редко означает "вряд ли". Но если респондент просит объяснить смысл всего предложения, его надо попросить отвечать в соответствии с тем, как он понял это предложение.
  Когда респондент готов ответить на первый вопрос, необходимо отметить время начала в верхнем правом углу листа. Когда он возвращает тест, надо пометить время окончания.
  По мере возможности необходимо проводить опрос. Проверяющий выбирает ответы, которые могут быть значащими или зашифрованными, и просит респондента "рассказать поподробней". Значение этой процедуры показывает следующий случай. Один из ответов депрессивного, непродуктивного пациента был таким: "Моим наиболее живым воспоминанием о детстве является несчастный случай". Когда его попросили рассказать подробнее, он рассказал о событии, которое произошло с ним, когда ему было 5 лет. Играя на кухне с другим ребенком, он опрокинул чайник с кипятком, который ошпарил его товарища, что привело к смерти последнего. Позже он смог обсудить этот инцидент со своим терапевтом.
  Хотя стандартный метод применения подразумевает, что респондент должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для некоторых тревожных пациентов будет полезнее провести опрос устно и записывать их ответы. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие пациенты часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.
 
 Содержание
  Стимульный материал:
  1. Думаю, что мой отец редко
  2. Если все против меня, то
  3. Я всегда хотел
  4. Если бы я занимал руководящий пост
  5. Будущее кажется мне
  6. Мое начальство
  7. Знаю, что глупо, но боюсь
  8. Думаю, что настоящий друг
  9. Когда я был ребенком
  10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
  11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
  12. По сравнению с большинством других моя семья
  13. Лучше всего мне работается с
  14. Моя мать и я
  15. Сделал бы все, чтобы забыть
  16. Если бы мой отец только захотел
  17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
  18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
  19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
  20. Надеюсь на
  21. В школе мой учителя
  22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
  23. Не люблю людей, которые
  24. Когда-то
  25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
  26. Супружеская жизнь кажется мне
  27. Моя семья обращается со мной как с
  28. Люди, с которыми я работаю
  29. Моя мать
  30. Моей самой большой ошибкой было
  31. Я хотел бы, чтобы мой отец
  32. Моя наибольшая слабость заключается в том
  33. Моим скрытым желанием в жизни является
  34. Мои подчиненные
  35. Наступит тот день, когда
  36. Когда ко мне приближается мой начальник
  37. Хотелось бы мне перестать бояться
  38. Больше всех люблю тех людей, которые
  39. Если бы я снова стал молодым
  40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
  41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
  42. Большинство известных мне семей
  43. Люблю работать с людьми, которые
  44. Считаю, что большинство матерей
  45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
  46. Думаю, что мой отец
  47. Когда мне начинает не везти, я
  48. Больше всего я хотел бы в жизни
  49. Когда я даю другим поручение
  50. Когда я умру
  51. Люди, превосходство которых над собой я признаку
  52. Мои опасения не раз заставляли меня
  53. Когда меня нет, мои друзья
  54. Моим самым живым воспоминанием детства является
  55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
  56. Моя половая жизнь
  57. Когда я был ребенком, моя семья
  58. Люди, которые работают со мной
  59. Я люблю свою мать, но
  60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
 
 Ключи
  Ключ
 № п/п Группы предложений №№ заданий 1 Отношение к отцу 1 16 31 46 2 Отношение к себе 2 17 32 47 3 Нереализованные возможности 3 18 33 48 4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49 5 Отношение к будущему 5 20 35 50 6 Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51 7 Страхи и опасения 7 22 37 52 8 Отношение к друзьям 8 23 38 53 9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54 10 Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55 11 Сексуальные отношения 11 26 41 56 12 Отношения к семье 12 27 42 57 13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58 14 Отношение к матери 14 29 44 59 15 Чувство вины 15 30 45 60
 Анализ
  Интерпретация.
  Примеры оценки результатов теста:
  Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например:
  Отношение к отцу
  Пункты
  1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
  16. Если бы только мой отец стал лучше.
  31. Я хочу, чтобы мой отец умер.
  46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
  Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: "Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти".
  Затем выносится оценка степени расстройства у респондента в этой сфере, соответственно со следующей шкалой:
  *?2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь терапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.
  *?1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи терапевта.
  *?0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.
  *?Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.
  Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений. Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок. Автору SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов. Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом.
  Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:
  1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.
  2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как "слишком нервозную" и "мелочную". Он считает, что большинство матерей "слишком любят своих детей и балуют их". Он утверждает, что его семья "нормальная", но они относятся к нему "как к маленькому". Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как "лживых особ, которым нельзя доверять". Он осторожно относится к браку: "Брак хорош, если заранее все обговорено". Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот "перестал упрямиться". Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: "Со мной неправильно обращались". Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность "что-либо сделать". Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает "заработать миллион".
 
  Примеры оценки результатов теста.
 
  1. Отношение к матери
  Случай № 2 Оценка: 2
  Пункты
  14. Моя мать - ворчунья.
  29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга.
  44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих
  детей.
  59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.
  Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает
  слишком требовательной.
 
  Случай № 23 Оценка: 1
  Пункты
  14. Моя мать бережлива.
  29. Моя мать и я - хорошие друзья с разными позициями.
  44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают
  свои же доводы.
  59. Мне нравится моя мать, но нет никаких "но".
  Заключительная интерпретация: Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу
  во взглядах.
 
  Случай № 56 Оценка: 0
  Пункты
  14. Моя мать - замечательная женщина.
  29. Моя мать и я - большие друзья.
  44. Я считаю, что большинство матерей - значимые персоны.
  59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего.
  Заключительная интерпретация: Выражает только положительные чувства по отношению к
  матери.
 
 
  2. Отношение к отцу
  Случай № 52 Оценка: 2
  Пункты
  1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
  16. Если бы только мой отец стал лучше.
  31. Я хотел бы, чтобы мой отец умер.
  46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
  Заключительная интерпретация: Крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти.
 
  Случай № 71 Оценка: 1
  Пункты
  1. Мне кажется, что мой отец редко говорит со мной как отец с сыном.
  16. Если бы только мой отец прислушался.
  31. Я хотел бы, чтобы мой отец (без ответа).
  46. Мне кажется, что мой отец - значимая персона.
  Заключительная интерпретация: Восхищается отцом, но хочет, чтобы их отношения стали ближе.
 
  Случай № 14 Оценка: 0
  Пункты
  1. Мне кажется, что моему отцу редко не хватает чувства юмора.
  16. Если бы только мой отец взял отпуск.
  31. Я хотел бы, чтобы мой отец остался таким, как сейчас.
  46. Мне кажется, что мой отец - очень хороший человек.
  Заключительная интерпретация: Выражает полное удовлетворение личностью отца.
 
  3. Отношение к членам семьи
  Случай № 12 Оценка: 2
  Пункты
  12. По сравнению с большинством семей, моя семья редко бывает вместе.
  27. Моя семья относится ко мне как к чужому, но не показывает этого.
  42. Большинство семей, которые я знаю, в своем роде страдальцы.
  57. Когда я был ребенком, моя семья ссорилась, и мы не ладили друг
  с другом.
  Заключительная интерпретация: Чувствует себя отвергнутым семьей, в которой всегда не хватало солидарности и где постоянно были проблемы.
 
  Случай № 10 Оценка: 1
  Пункты
  12. По сравнению с большинством семей моя семья в порядке.
  27. Моя семья относится ко мне как к маленькому мальчику.
  42. Большинство семей, которые я знаю, похожи на мою.
  57. Когда я был ребенком, моя семья хорошо со мной обращалась.
  Заключительная интерпретация: Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней.
 
  Случай № 16 Оценка: 0
  Пункты
  12. По сравнению с большинством семей моя семья самая лучшая.
  27. Моя семья относится ко мне как к близкому другу.
  42. Большинство семей, которые я знаю, - неплохие люди.
  57. Когда я был ребенком, моя семья много переезжала.
  Заключительная интерпретация: Частая смена места жительства лишь незначительно повлияла на его замечательное отношение к семье.
 
 
  4. Отношение к женщинам.
  Случай № 1 Оценка: 2
  Пункты
  10. Я представляю себе совершенную женщину как - нет такой.
  25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять.
  40. Я считаю, что большинство женщин лживы.
  55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола.
  Заключительная интерпретация: Чрезвычайно недоверчив. Возможна гомосексуальная тенденция.
 
  Случай № 26 Оценка: 1
  Пункты
  10. Я представляю себе совершенную женщину как понимающую и прекрасную.
  25. Я считаю, что большинство девушек обыкновенные.
  40. Я считаю, что большинство женщин хорошие.
  55. В женщинах мне меньше всего нравится их макияж.
  Заключительная интерпретация: Высокие идеалы, но амбивалентные чувства.
 
  Случай № 31 Оценка: 0
  Пункты
  10. Я представляю себе совершенную женщину как идеал.
  25. Я считаю, что большинство девушек прелестны.
  40. Я считаю, что большинство женщин привлекательны.
  55. В женщинах мне меньше всего нравятся длинные юбки.
  Заключительная интерпретация: Лишь незначительная и поверхностная критика.
 
  5. Отношение к гетеросексуальным связям
  Случай № 17 Оценка: 2
  Пункты
  11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я просто смотрю и прохожу мимо.
  26. Я думаю о супружеской жизни, что это то, о чем я думаю.
  41. Если бы у меня были сексуальные отношения, мне было бы все равно.
  56. Моя половая жизнь ничего особенного из себя не представляет.
  Заключительная интерпретация: Надеется достигнуть нормальной сексуальной адаптации.
 
  Случай № 25 Оценка: 1
  Пункты
  11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне интересно, как они ладят.
  26. Я думаю о супружеской жизни, что это может быть приятно, если оба партнера
  встречают друг друга на полпути.
  41. Если бы у меня были сексуальные отношения, я был бы больше удовлетворен.
  56. Моя половая жизнь не была очень интересной.
  Заключительная интерпретация: Хочет иметь сексуальный опыт, но сомневается в своей способности вступить в брак.
 
  Случай № 70 Оценка: 0
  Пункты
  11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне это нравится.
  26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.
  41. Если бы у меня были сексуальные отношения, но у меня они есть.
  56. Моя половая жизнь - я ей доволен.
  Заключительная интерпретация: Показывает на удовлетворение в этой области.
 
 
  6. Отношение к друзьям и знакомым
  Случай № 83 Оценка: 2
  Пункты
  8. Мне кажется, что настоящий друг помогает тебе выжить.
  23. Я не люблю людей, которые пялятся на меня.
  38. Больше всего мне нравятся люди - таких мало.
  53. Когда меня нет, мои друзья - я не очень-то верю в своих друзей.
  Заключительная интерпретация: Недоверчив и очевидно одинок.
 
  Случай № 22 Оценка: 1
  Пункты
  8. Мне кажется, что настоящий друг - это тот, кто искренен.
  23. Я не люблю людей, которые лгут.
  38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.
  53. Когда меня нет, мои друзья иногда говорят обо мне.
  Заключительная интерпретация: Вероятно ждет одобрения от окружающих, перед тем как эмоционально выразить себя.
 
  Случай № 76 Оценка: 0
  Пункты
  8. Мне кажется, что настоящий друг поможет мне.
  23. Я не люблю людей, которые говорят громко.
  38. Больше всего мне нравятся люди, которые близки ко мне.
  53. Когда меня нет, мои друзья ищут меня.
  Заключительная интерпретация: Выражает хорошие взаимные чувства между друзьями и им самим.
 
 
  7. Отношение к начальству на работе и в школе
  Случай № 48 Оценка: 2
  Пункты
  6. Мое начальство часто бывает несправедливым.
  21. В школе мои учителя слишком властные.
  36. Когда я вижу, что входит начальник, я опускаю голову.
  51. Люди, которых я считаю выше меня по положению - я боюсь
  их.
  Заключительная интерпретация: Обижается на начальство и боится его.
 
  Случай № 45 Оценка: 1
  Пункты
  6. Мое начальство - нормальные люди.
  21. В школе мои учителя преимущественно были хорошими людьми.
  36. Когда я вижу, что входит начальник, я немного напрягаюсь.
  51. Люди, которых я считаю выше меня по положению - я так к
  ним и отношусь.
  Заключительная интерпретация: Небольшие трудности в признании авторитета.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу