<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 (теория и практика)
 Учебное пособие
 Под редакцией проф. д.э.н. П. Н. ЗАВЛИНА,
 проф. д.э.н. А. К. КАЗАНЦЕВА,
 проф. д.э.н. Л. Э. МИНДЕЛИ
 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
 Российской Федерации в качестве учебного пособия
 для студентов экономических специальностей
 высших учебных заведений
 Москва "Экономика"
 2000
 Одобрено и рекомендовано к изданию Северо-Западным отделением Международной Академии науки и практики организации производства.
 Авторский коллектив:
 
 Глава 1 . Инновации в рыночной экономике
 1.1. Основные определения
 1.1.1. Инновации
  Слово "инновация" является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари). В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения, когда в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.; в другом ? как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Нам более импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организации изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие "инновации" распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
  Инновация ? использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
  Инновация это ? конечный результат инновационной деятельности, получивший раализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [11].
  Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и получили название "Руководство Осло". Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения [17]. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.
  Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов (см. п. 1.2.3).
  Процессная инновация ? это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.
  Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США ? 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 ? к продуктовым; при обратном соотношении этих цифр в Японии.
  Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), являясь его результатом. НТП ? существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей явлений и свойств окружающего мира повышение производительности труда.
  Более подробно классификация инноваций рассматривается в разд. 1.2.1. Согласно классификации [1] все существующие определения можно отнести к пяти основным подходам к определению инновации: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово "нововведение"); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; 5) процессно-финансовому.
  Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект ? результат НТП: новая техника, технология. Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (рационализирующие), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (не дающие эффекта для общества либо приносящие отрицательный эффект). Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.
  Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных к кассетным магнитофонам являлись улучшающей инновацией. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось ранее. Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению.
  В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей ? товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.
  Объектно-утилитарный подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект ? новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения ? способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. Отличие процессно-утилитарного подхода к определению термина "инновация" от объектно-утилитарного заключается в том, что инновация в данном случае представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.
  В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
  Во всех приведенных определениях термин "инновация" трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого возникает ситуация, когда любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия понятия "инновация" следует использовать системный подход с позиций целеполагания и развития. На основе анализа сущности понятия "инновация" у 14 авторов в [2] дано обобщающее его определение как "процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности Человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект".
  Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреждающую роль.
  Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия (ИП) на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности ? необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.
  Переход на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. 90-е годы текущего столетия вносят новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего поведения в этой области.
  Именно инновации становятся главным "действующим лицом" теоретических сценариев и практической реализации современной научно-технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих пор в теориях, как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспроизводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается как основное условие НТП и экономического развития вообще. Это неудивительно: характер воспроизводства в нашей стране продолжает носить явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в этих теоретических построениях никогда не было места рынку. Однако принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на современном этапе.
  Нововведение ? это такой товар, который непосредственно руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно математических ), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный товар ? информация, изобретение, ноу-хау и т. д., защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдется на него покупателей.
  Инновационная продукция ? результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг) [17].
  1.1.2. Инновационный процесс
  Инновационный процесс ? это процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением ? первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
  Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) ? ПСНТ. Техника ? совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология ? совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения. ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ ? раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.
  Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и могут частично использовать внебюджетные средства.
  Наука в России, а если более широко ? сфера идей, как правило, носила чисто утилитарный характер и никогда не представляла ценности сама по себе. Развитие получали только те идеи, поддерживались только те направления науки, которые могли привести к какому-нибудь конкретному результату. Если ситуация изменится и будет цениться и поощряться всякое знание, даже если оно не несет сиюминутной пользы, то тогда будет дан толчок развитию всей нации. Но нужно время и определенные условия, чтобы эта истина проникла в общественное сознание. ФИ ? будущее науки и, в полном смысле слова, завтрашний день России.
  В публикациях крупных ученых назван ряд конкретных причин сложившегося положения в фундаментальной науке, одной из которых считается отсутствие механизмов объективной оценки научных результатов, измерения уровня фундаментальности вклада отдельных ученых и научных коллективов. Академик С. Г. Струмилин, один из первых советских ученых, кто обратил внимание на эту проблему, писал: "До сих пор, как это ни странно на первый взгляд, наука, которая в сущности только там и начинается, где мы имеем дело с мерой, весом, счетом, не удосужилась разрешить задачу измерения объективной оценки ценности даже собственных достижений. Мы не знаем никакого общепризнанного мерила эффективности научного труда" [18].
  Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.
  Информационные работы ? научные работы, направленные на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации. Важнейшей составной частью информационных работ являются патентные исследования.
  Организационно-экономические работы направлены на совершенствование организации и планирование производства, разработку методов организации труда и управления, методов классификации и оценки эффективности научных работ и т. д.
  Научно-учебные работы ? деятельность по подготовке научной работы аспирантов, студентов и т. д.
  Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР ? завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).
  Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85? 90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95? 97% работ заканчиваются положительно.
  В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР ? в 1990 г. 11:34:55; в 1996 г. 16:16:68 [14]. Это является следствием перехода к рыночной экономике, заставляя науку с целью "выживания" заниматься прикладными работами. В заводской науке аналогичные соотношения изменились более резко: в 1990 г. ? 1,5:18,1:80,4; в 1995 г. ? 0,1:9,1:90,8. Подобный научный потенциал ориентирован на восприятие и применение заимствованных научно-технических достижений и не может обеспечить значительное внедрение базисных и улучшающих инноваций. Так, в 1996 г. объемы принципиально новой продукции составили 7% всей отгруженной продукции, а доля усовершенствованной продукции ? 4,8% (в 1995 г. ? 6,6%).
  Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.
  На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Эти работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и разработок. Помимо этих работ опытные производства выполняют различные работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные работы, типографские услуги и т. д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной продукции [17].
  Опытная база науки ? "совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Опытная база науки является составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использование характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опытных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различных организационных форм ? завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности" [17], находясь на балансе научной организации или являясь юридическим лицом.
  В целом по промышленности лишь 5 процентов организаций самостоятельно занимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы [11].
  К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции.
  После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационное предприятие, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю.
  Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией. Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гарантирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствующей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного выполнения прикладных НИР и ОКР. В рыночных экономических условиях не надо никого директивно принуждать.
  На стадии ПП осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый этап ? непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы собственности и строго централизованного управления народным хозяйством это происходило путем планового распределения. В условиях рыночной экономики новая продукция реализуется с учетом спроса потребителей и рыночных цен.
  Нам представляется, что до сих пор актуальны предложенные Г. М. Добровым следующие рациональные соотношения стоимостных затрат между стадиями ПСНТ, имеющие квадратичную зависимость от стадии к стадии [8]:
  ФИ НИР ОКР ОС
  20 22 24 28
  За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.
  Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.
  Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет определенные закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и определяющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи; техника ? следующее звено ? материализует эти идеи в определенной системе машин и соответствующей технологии; а производство представляет собой сферу использования научно-технических достижений. Центральными этапами в жизненном цикле являются освоение новой техники и организация ее широкого выпуска. Эти этапы играют решающую роль в материализации и в применении в народном хозяйстве научных открытий. Поэтому их в широком смысле можно назвать внедрением новой техники в производство. Жизненный цикл продукции имеет временные, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организации планирования, финансирования и использования научно-технических достижений.
  В табл. 1.1 приводятся временные и стоимостные затраты ПСНТ по стадиям, а также указываются типы научных организаций, участвующих в этом процессе. Таблица составлена на основании характеристики работ и результатов их выполнения в ГНЦ НАМИ (г. Москва) за 1991? 1997 гг. (см. табл. 1.2). При этом следует отметить, что стадии проектирования (Пр) и строительства (С) не обязательны. Они связаны, как правило, с реконструкцией заводов, осваивающих новую технику по разработкам ИП. Соотношения затрат по стадиям ПСНТ во многом определяются характером выполняемых работ и спецификой разрабатываемых проблем. Поэтому в скобках (см. табл. 1.1) приведены данные без учета Пр и С.
  В головном институте ГНЦ выполнялись поисковые и прикладные НИР, а также ОКР. За рассматриваемый период (см. табл. 1.2) по всем направлениям работ института наблюдается сокращение сроков выполнения "сиюминутных" заказов заводов, ориентированных в условиях рыночной экономики на текущую модернизацию выпускаемой техники [10].
  Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.
  Т а б л и ц а 1.1
  Временные и стоимостные затраты по стадиям
 Стадии процесса создания новой техники Фундамен- тальные исследова ния Приклад- ные иссле- дования Опытно- конструк- торские разработки Проекти-рование Строитель-ство Освоение Промышленное производство (ПСНТ) (ФИ) (ПИ) (ОКР) (Пр) (С) (Ос) (ПП) Научные организа-ции и промышленные предприя- Институты Академии наук Отраслевые
 (вневедомственные* )
 ИП, промышленные предприятия Проект- ные институты Строительно-монтажные организации Промыш-ленные предприя- тия, отрас левые, Промышленные и инновационные предприятия тия, уча-ствующие в ПСНТ Вузы вневедомственные ИП Времен- ? * * 1? 1,1 1? 1,1 0,5? 1,0 1,0? 2,0 0,5? 1 ная оценка (Т), в годах Т = 4? 6,2(2,5? 3,2) Затраты ? I,0 4,0? 5,0 0,5? 1 10,0? 20,0 1? 4 (З) в отно- сительных единицах З=16,5? 31(6? 10) при ПИ (НИР) = 1 * Вневедомственные ИП ? негосударственные научные организации, созданные в последнее время на коммерческой основе , как правило, в виде малых предприятий различных организационно-правовых форм.
  ** По данным института НАМИ, продолжительность поисковых исследований колебалась от 0,7 до 1,3 года (см. табл. 1.2).
  Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Понятие "инновационный цикл" предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности.
  Т а б л и ц а 1.2
  Характеристика основных видов работ, выполняемых головным институтом ГНЦ НАМИ
 Наименование Определение и целевое Количество законченных договоров, шт.
 Средняя продолжительность работ по договору, лет работ назначение 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
 Поисковые научно-исследова-тельские работы Создание научного задела по определенной проблеме, поиск возможностейпринципиально новых решений поставленных задач 7
 1,9 6
 
 
 1,5 12
 1,
 
 3 11
 
 
 1,3
 
 13
 1,2 16
 
 
  0,9 17
 
 0,8 18
 0,
 
 8 19
 0
 
 ,7 19
 
 0,7
  Приклад-ные научно-исследо-вательские работы Исследование путей создания принципиально новых изделий, материалов и технологических процессов на основе практического применения достижений науки и техники и результатов выполненных поис-ковых НИР, в т.ч. поиск наиболее совершенных конструкторских и технологических решений создания новых и модернизации изделий, разработка технических заданий на ОКР, исследование возможности более рациональ-ного использования материальных ресурсов при создании и производстве новых изделий 93
 
 1
 
 ,8 100
 
 1
 
 ,3
  148
 
 1
 
 ,2 470
 
 1
 
 ,2
  537
 
 1
 
 ,1 620
 
  1
 
  650
 
 1
  660
 
 1
 
  670
 0
 
 ,9 675
 
 0
 
 ,9
  Опытно-конструк-торские работы Разработка новых и модернизация существующих автомобилей, двигателей, систем, агрегатов 121
 
 1
 
 ,5 15
 
 9
 1
 
 ,4 25
 
 0
 1
 
 
 ,3 710
 
 
 1
 
 ,1 901
 
 1
 
  1000
 
 
  1
  105
 
 0
 
 1
  1100
 
 
 1
  1150
 
 
 1
  1160
 
 
 1
 
  1.1.3. Инновационная деятельность
  Инновационная деятельность ? ? деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционная деятельность. Наше определение инновационной деятельности очень близко с аналогичным определением, представленным в [11].
  Инновационная деятельность ? предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
  Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть: "а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества", необходимых для создания нового технологического процесса; "б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, ...; в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию, ...; г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; д) приобретение овеществленной технологии ? машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций; е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций, ..." [17].
  В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает три ее вида: а) научные исследования и разработки; б) научно-техническое образование и подготовку кадров; в) научно-технические услуги [17]. При осуществлении НТД важное значение имеет понятие "масштаб научных работ", которое охватывает следующее:
  *
  * научное (научно-техническое) направление ? наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций;
  *
  * научная (научно-техническая) проблема ? часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения. Научная работа может решаться в виде целевой научно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам работ (подробнее см. разд. 3.2.3). Координацию этих работ должны проводить головные научные организации;
  *
  * научная тема ? часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ. Цель темы ? эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или экономических работ и т. д. Тема в зависимости от своей сложности может разбиваться на этапы и подэтапы.
  *
  При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности является разработка техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.
  Субъекты инновационной деятельности ? юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации (подробнее см. разд. 3.2.1). Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор ? автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).
  НТД, как правило, осуществляется в научных организациях (или в ИП). Научная организация ? организация (учреждение, ИП), выполняющая НИОКР "в качестве основной деятельности независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности" [17].
  Ресурсный потенциал инновационной деятельности за последние 6 лет имел тенденцию к абсолютному количественному сокращению и ухудшению качества по всем его составляющим (см. табл. 1.3 [14]).
  Из табл. 1.3 видно, что продолжает сокращаться численность персонала отрасли "Наука и научное обслуживание", причем за 1997 г. по сравнению с 1996 г. сокращение численности занятых на 1,2 % больше аналогичной величины по экономике в целом. Снизилось значение такого важного показателя инновационной деятельности как наукоемкость производства, исчисляемого удельным весом затрат на НИОКР в общем объеме отгруженной продукции: в 1996 г. до 0,6 % (в 1995 г. ? 0,8), что говорит о явно недостаточной научной базе для инноваций, способной обеспечить конкурентоспособность производимой продукции. Аналогично снизился показатель продуктоемкости науки, который отражает количество (объем) конкурентоспособной продукции на единицу затрат на НИОКР и обратно пропорционален показателю наукоемкости. С 1995 г. начинает повышаться количество организаций, выполняющих исследования и разработки, а также ассигнования на науку. Величина общих затрат на технологические инновации в 1996 г. возросла по сравнению с 1995 г. на 26 % и составила 9,2 трлн руб. Их доля в общем объеме отгруженной продукции равнялась 3,5% (в 1995 г. ? 2,9 %).
  Т а б л и ц а 1.3
  Основные показатели развития науки России за 1991? 1997 гг.
 Показатели Ед. изм. 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997* Организации, выполняющие исследования и разработки шт.
 % 4564
 100 4555
 99,8 4269
 93,5 3968
 86,9 4059
 88,9 4122
 90,3 4096
 89,7 Персонал, занятый исследованиями и разработками
 В расчете на 10000 занятых в экономике тыс. чел.
 %
 чел. 1677,8
 100
 227 1532,6
 91,3
 213 1315
 78,4
 186 1106,3
 65,9
 162 1061
 63,2
 160 990,7
 59
 150 920,8
 54,9
 140 Среднегодовая численность занятых в отрасли "Наука и научное обслуживание" тыс. чел.
 % 2769
 100 2307
 83,3 2237
 80,8 1833
 66,2 1688
 61 1600
 57,8 1464,9
 52,9 Ассигнования на науку из средств федерального бюджета к его расходам % 7,43 4,47 4,58 2,83 3,25 3,2 5,06 Машины и
 оборудование в пост.
 ценах 1990 г.,
 млрд
 руб. 19,9 14,0 16,3 14,6 10,2 9,5 9,0 * Оценка ЦИСН
  В последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленности в целом. Количественно она выражается показателем удельного веса организаций, осуществляющих разработку и использование инноваций: в 1992 г. ? 16,3 %, в 1993 г. ? 17,3, в 1994 г. ? 19,5 , в 1995 г. ? 5,6, в 1996 г. ? около 5 %. В ближайшее время не прогнозируется существенного роста инновационной активности промышленных организаций [11].
  В этой отрасли сложилось удручающее положение материально-технической базы. В 1995 г. степень износа основных фондов отрасли составляла 45%. Самое устаревшее оборудование было в конструкторских организациях (свыше 40%) и на опытных заводах (более 50%), т. е. непосредственно в сфере инновационной деятельности. Снижение уровня и качества ресурсного обеспечения инновационной деятельности обусловлено отсутствием необходимых финансовых средств. Это объясняется, во-первых, низким удельным весом централизованных расходов на науку в федеральном бюджете; во-вторых, еще меньшие средства направляют на поддержание инновационной деятельности местные органы власти. Так, в 1996 г. финансовая поддержка, оказываемая ИП из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, составляла только 1,9 %.
  Рассмотренные в табл. 1.3 показатели значительно ниже аналогичных показателей развитых стран мира. Следует также отметить, что в среднем по промышленности России 60% приобретенных технологий являлись иностранными и около 40% ? российскими. Такой поток иностранных технологий подавляет прикладную науку, создает реальную опасность возникновения технологической зависимости отечественной промышленности от зарубежных разработок [6]. В результате возрастает вероятность утраты накопленного в течение десятилетий отечественного научного потенциала. В этом случае страна будет вынуждена расширить импорт высокотехнологичной продукции. Не исключено, что со временем России придется перейти от экспорта высокотехнологичных вооружений к их импорту.
 
  1.2. Цели и виды инноваций
 
  1.2.1. Классификация инноваций и их специфика
  Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий ? дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации ? процессы и инновации ? продукты. Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.
  Классификация инноваций по степени новизны ? распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку классификации: базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
  Следует различать инновации и несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации), под которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т. п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном ИП, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов ИП.
  Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются : а) на продуктовые ? применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); б) процессные ? новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются: новые изделия для отрасли в мире, новые изделия для отрасли в стране, новые изделия для данного ИП (группы ИП).
  Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, определяющего последовательность прохождения инновационного проекта по отдельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организационной формой и затратами на их проведение, степенью неопределенности ожидаемых результатов. В литературе предлагаются различные варианты классификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновационного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения.
  Предлагается следующая градация инновационных процессов [9]: ранняя стадия ? от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя ? от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная ? до массового производства. В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок ? фундаментальные, поисковые, прикладные и т. п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство и обслуживание [3, 10].
  НИОКР ? творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР выступают как важнейший вид НТД (см. 1.1.3) и основной объект наблюдения в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения занимают центральное место в рекомендациях международных статистических организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): ФИ, ПИ и ОКР (см. 1.1.2).
  Науку как отрасль деятельности людей характеризуют следующие особенности: "технологический" характер проведения исследований и разработок; состав кадров; специфика предмета, средств труда и конечного продукта [3]. "Технологией" науки являются исследование и разработка, т. е. труд, направленный на открытие или познание нового явления или его свойства, создание на этой основе новой техники. Особенностью этой деятельности является невозможность заранее точно определить конечный результат и с большой достоверностью оценить затраты времени на его достижение, что во многом определяет индивидуальный характер исследований.
  Труд в сфере науки является творческим не только по методам проведения исследований, но и по получаемым результатам. Исследовательская работа в своей основе является умственной, но это не исключает необходимости применения физической энергии при проведении отдельных этапов работы. Любое исследование начинается прежде всего с постановки задачи. Эта фаза "научной технологии" включает: разработку технического задания (определение конечной цели исследования, подбор возможных способов ее достижения и их сравнительная оценка, установление требований и ограничений, предъявляемых к конечному результату потребителем), изучение литературы по проблеме и научно-технического опыта, анализ задачи (определение идеального конечного результата, выявление научно-технических противоречий, мешающих получению этого результата, и порождающих их причин, установление условий, при которых идеальный результат может быть получен), разработку программы эксперимента. На следующей фазе, которая носит полупроизводственный характер, происходит соединение умственного труда с физическим (проведение эксперимента, испытание и доводка опытных образцов). Результатом этих работ являются определение оптимальных условий функционирования нового объекта или процесса, необходимых изменений в смежных процессах и объектах, и наконец, установление области применения.
  Научному труду присущ ряд специфических черт, которые обусловлены прежде всего характером трудового процесса. К их числу можно отнести вероятностный характер и риск, уникальность и неповторяемость, новизну и оригинальность выполняемых работ. Труд в сфере науки представляет собой органическое единство теоретической и экспериментальной деятельности, объединяющей работников различных категорий: ученых, инженеров, рабочих, обслуживающий и административный персонал.
  Предметом научного труда являются знания, средством ? материальное обеспечение труда, а продуктом, как правило, новые понятия, суждения и умозаключения, т. е. новые знания, зафиксированные на любом информационном носителе. В процессе воплощения новой информации в материальную продукцию на всех стадиях ПСНТ научный труд обычно сопровождается научно-техническим трудом, причем доля последнего возрастает от начальных стадий к конечным. Это положение объясняется тем, что, реализуя на практике результаты своей деятельности, научные работники занимаются научным экспериментом, испытаниями, используя при этом технику и технологию.
  Результаты научного труда без научно-технического не всегда могут быть поставлены на службу обществу, равно как совокупные результаты научной, научно-технической и инженерно-производственной деятельности не могут быть реализованы без материально-производственной деятельности. Научно-технический труд возник в связи с необходимостью проведения исследований и разработок и, как следствие, резкого усложнения техники научного эксперимента.
  Являясь разновидностью инженерно-технического труда, научно-технический труд выделился в самостоятельный вид трудовой деятельности сравнительно недавно в процессе общественного разделения труда. Инженеры-производственники могут совершенствовать процесс изготовления продукта, но принципиальные его изменения ? задача ученых, научных работников. Переход от фундаментальных знаний о технике и технологии к их материальному воплощению в условиях ИП осуществляется с помощью научно-технического труда, который является как бы промежуточным между научным и инженерно-техническим.
  Отметим ряд особенностей научно-технического труда. В отличие от научного целью научно-технического труда, так же как и материально-производственной деятельности, является практическая реализация идей, создание технического объекта с конкретной структурой, функциями и свойствами. Таким образом, конечный продукт научно-технического труда всегда материален. Безусловно, гарантировать 100% положительный результат научно-технического труда, особенно если проводится эксперимент, нельзя. Как правило, научно-техническому труду не присущ познавательный момент, так как он сам по себе не создает качественно новых знаний. Но это вовсе не значит, что научно-технический труд не может быть творческим.
  В процессе научного труда выводятся законы, представления, методы расчета, т. е. новые знания, которые в процессе научно-технического труда используются для создания материальной продукции. Научному труду свойствен дискретный характер, поскольку он состоит из различных неповторяющихся элементов. В научной деятельности, как правило, отсутствует строго регламентированный технико-логический процесс; имеет место творческий поиск нового; работа подчас идет "на ощупь", интуитивно. Например, на ИП обычно НИР никогда не повторяются. ОКР, которые выполняются на основе научного задела, созданного в НИР, и имеют более конкретизированную научно-техническую информацию, часто повторяются, так как здесь либо создается параметрический ряд изделий новой техники, либо она модернизируется. Именно НИР более свойственна научная работа, а ОКР ? научно-техническая.
  Результатом научного труда является научная информация (новые фундаментальные знания) о технике и технологии; научно-технического труда ? научно-техническая информация (конкретизированные новые знания в виде технического описания по разработке технического объекта, изготовлению опытного образца); промышленного труда ? материальная продукция, сопровождаемая технической информацией (в виде технического описания ее изготовления, эксплуатации). Следует отметить, что разделение информации на научную и научно-техническую условно.
  Научно-технический труд опирается, как правило, на конкретные практические знания, даваемые, например, техническими науками. Эти знания конкретизируются применительно к определенному техническому объекту. Ясно, что эти особенности научно-технического труда отражаются в его организации, планировании, нормировании и управлении. Например, нормирование трудовых затрат практически невозможно при проведении ФИ, но вполне осуществимо при переходе от стадии ПИ к ОКР (т. е. при научно-техническом труде) и совершенно необходимо в промышленном производстве.
  Директивное планирование процесса научной деятельности (как и жесткие сроки выполнения задания) также фактически невозможно при проведении ФИ. Здесь речь может идти об установлении программных сроков решения определенных задач. В НТД прогноз должен сочетаться с директивным планированием, например, при проведении ОКР. Однако и здесь жесткие сроки выполнения работ с заранее заданной ритмичностью неприемлемы, но при этом целесообразно учитывать циклический характер работ. Наибольший объем творческой деятельности характерен обычно для ФИ, хотя и здесь значительное место занимает техническая работа. Чем ближе к промышленному производству, тем больше использование типовых решений, схем и т. д., что не только позволяет подчас сократить объем работ по конструированию новой техники и подготовке ее производства, но и способствует повышению качества изделий. Научный и научно-технический труд лежат в основе инновационной деятельности и присущ как академическим, вузовским, так и отраслевым ИП. Эти ИП участвуют в создании и освоении новой техники, т. е. выполняют комплекс научно-конструкторских, технологических, производственных и экономических работ в определенной последовательности и взаимосвязи.
  Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1.4 [19] предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.
  Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
  * технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  * технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  * организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  * информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  * социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
  Т а б л и ц а 1.4
  Классификация инноваций
 №
 п/п Классификационный
 признак Классификационные
 группировки инноваций 1 области применения инноваций управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. д. 2 этапы НТП, результатом которых стали инновации научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные 3 степень интенсивности инноваций "бум", равномерная, слабая, массовая 4 темпы осуществления инноваций быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные 5 масштабы инноваций трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие 6 результативность инноваций высокая, низкая, стабильная 7 эффективность инноваций экономическая, социальная,
 экологическая, интегральная Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
  Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием. Используя известные подходы к классификации инноваций, можно построить классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями (табл. 1.5 [23]).
  Данный классификатор позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций определяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида новшества.
  Т а б л и ц а 1.5.
  Классификатор инноваций
 Признаки
 классификации Значения признаков Широта воздействия и масштабность Глобальное Отраслевое Локальное Степень радикальности инноваций Базисная Улучшающая Псевдоинновация Источник идеи Открытие Изобретение Рационализаторское предложение Прочие Вид новшества Конструкция и устройство Технология Материал, вещество Живые
 организмы Способ замещения существующих аналогов Свободное замещение Системное замещение
  Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. Такая попытка была сделана в [2]. Нам представляется, что в классификации следует учитывать особенности инновационных процессов, которые необходимы при проектировании организационно-экономического механизма управления и вытекают из преобладающего типа инноваций, образующих данные процессы. В целом система инноваций может быть представлена основными группами, показанными на рис. 1.1 [10].
  Выделено 12 основных признаков классификации, большинство из которых рассмотрены различными авторами [4, 5, 7, 12, 25]. По данным признакам определено 39 типов инноваций. Поскольку некоторые признаки частично перекрываются между собой, отдельные виды инноваций, выделенные по тем или иным признакам частично дублируют друг друга, что будет показано ниже. Несмотря на это рассмотренные признаки в целом позволяют дать объемную характеристику совокупности инноваций.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу