<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  создания зон мира в различных районах земного шара, укрепления доверия между государствами и др.
  Главную роль в содействии урегулированию споров между государствами, ослаблению напряженности, предотвращению конфликтов и прекращению военных действий играет ООН. Для этого применяются разнообразные средства:
  принятие решений Советом Безопасности ООН о прекращении огня;
  направление групп по установлению фактов в зону вооруженного конфликта, миссий наблюдателей;
  проведение операций по поддержанию мира (ОПМ) силами, состоящими из воинских контингентов государств под командованием ООН и др.
  Устав ООН допускает заключение региональных соглашений или создание органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, соответствующих целям ООН (ст. 52).
  Вместе с тем, государства вправе также использовать свои вооруженные силы в целях обеспечения индивидуальной или коллективной самообороны в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
 
 2. Правовые аспекты обеспечения безопасности государства
 в морском, воздушном и космическом пространстве
 
  Правовой режим морских и океанических пространств определяется международным морским правом, а также внутренним законодательством государств.
  Повышение подготовки и выучки личного состава флота (совершение дальних походов, учений, в том числе с проведением стрельб, несение дежурства, осуществление патрулирования и др.) непосредственно связано с применением кораблями международного морского права, нормы которого определяют их правовой статус, а также режим морских пространств (открытого, территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, архипелажных вод и др.), в которых осуществляется военное мореплавание. Например, командир корабля в море представляет интересы России, в связи с чем на него государством возлагается ответственность за неукоснительное соблюдение принципов и норм международного и международного морского права.
  Так, в частности, в соответствии со ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. "государство (флаг) несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном... законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм международного права".
  В процессе военного или гражданского мореплавания нередки случаи нарушения кораблями одних государств порядка использования морских пространств, что затрагивает интересы других государств, а порою создает реальную угрозу для их безопасности. Правильное применение и неукоснительное соблюдение моряками норм международного морского права является одной из гарантий выполнения стоящих перед ними задач и предотвращения инцидентов в море.
  Активизация международных отношений, научно-техниче-ский прогресс оказывают воздействие на развитие принципов и норм международного морского права. Так, нормы, содержащиеся в женевских конвенциях 1958 года ("О территориальном море и прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе"), получили свое дальнейшее развитие в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
  Морская деятельность регулируется также множеством двусторонних и региональных соглашений, нормы которых обязательны для соблюдения кораблями, плавающими под флагами государств-участников этих соглашений.
  Так, например, в соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. "корабли Сторон не должны предпринимать имитации атак путем разворота орудий, пусковых установок, торпедных аппаратов и других видов оружия в направлении встречного корабля другой Стороны, не должны выбрасывать в направлении встречных кораблей другой Стороны какие-либо предметы, а также не должны использовать прожекторы или другие мощные осветительные средства для освещения ходовых мостиков встречных кораблей другой стороны" (п. 6 ст. III). Аналогичные соглашения имеются с Великобританией (15 июля 1986 г.), Канадой (20 ноября 1989 г.) и другими государствами.
  Если названные двусторонние соглашения направлены на обеспечение безопасности плавания кораблей и полетов воздушных судов за пределами территориальных вод, то Соглашением между Правительством СССР и Правительством США о предотвращении опасной военной деятельности от 12 июня 1989 г. (вступило в силу с 1 января 1990 г.) охватывается более широкий круг непреднамеренных действий сторон (вхождение персонала, техники вооруженных сил одной стороны в пределы территории другой, применение лазеров, создание помех сетям управления и др.), урегулирование которых является целью данного документа.
  Правовой режим воздушного пространства, в котором осуществляется воздушная деятельность государств, различен. Над международной территорией (например, Антарктикой, открытым морем) он определяется международным воздушным правом, а над государствами - их внутренним законодательством (например, Воздушным кодексом РФ 1997 г.) и нормами международного воздушного права. Критерием правомерности деятельности авиации, осуществляющей полеты за пределами государственной территории, является международное воздушное право, основными источниками которого являются Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., другие многосторонние соглашения, а также двусторонние договоры между государствами.
  Хотя Чикагская конвенция и не применяется к государственным воздушным судам (т.е. судам, используемым на военной, таможенной, полицейской службах), тем не менее, в ней содержится норма, касающаяся воздушной деятельности государств. В частности, в ст. 3 этого документа отмечается, что "никакое государственное воздушное судно Договаривающегося государства не производит полета над территорией другого государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом, и в соответствии с его условиями". Чикагская конвенция, таким образом, недвусмысленно определяет договорный порядок полетов самолетов над территорией иностранного государства. Однако не требуется ни специального разрешения, ни уведомления, если, например, самолет терпит бедствие и идет на вынужденную посадку.
  В то же время самолеты вправе свободно летать над открытым морем. Это положение юридически закреплено в ст. 2 Конвенции об открытом море 1958 г., а также в Конвенции ООН по морскому праву, в соответствии с которой свобода открытого моря включает и свободу полетов над ним как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю.
  Однако свобода полетов не означает неограниченной свободы деятельности в воздушном пространстве над открытым морем. Командиры самолетов не должны совершать каких-либо противоправных действий в отношении воздушных, морских судов или искусственных сооружений в море, принадлежащих другим государствам, ограничивать их право на пользование свободами открытого моря. В целях предотвращения опасной деятельности в воздушном пространстве над открытым морем государствами заключаются международные соглашения. В соответствии с такими соглашениями командиры воздушных судов сторон при приближении к воздушным судам и кораблям другой стороны должны проявлять максимальную осторожность и в интересах взаимной безопасности не должны допускать имитации атак или имитации применения оружия по кораблям и воздушным судам другой стороны, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями другой стороны, сбрасывания в направлении кораблей другой стороны каких-либо предметов, которые могут представлять опасность для этих кораблей или для мореплавания.
  В связи с расширением в нынешних условиях сферы межгосударственного сотрудничества в военной области деятельность государств по урегулированию полетов военных самолетов приобретает особую актуальность. Например, в соответствии с Договором по открытому небу, предусматривающим осуществление полетов военных самолетов для проверки выполнения международных соглашений, возникает ряд проблем, в том числе международно-правовых, успешное разрешение которых осуществляется с непосредственным участием военных ведомств государств.
  Ныне космическое пространство является сферой, которую государства широко используют в интересах обеспечения безопасности (радиосвязь, картографирование, навигация, международный контроль, дистанционное зондирование Земли и др.). Использование космоса, как составная часть космической деятельности государств, регулируется принципами и нормами международного космического права, национальными законами о космической деятельности.
  Основными источниками международного космического права являются Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.), Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.), Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.) и др.
  Особенностью правового режима космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является то, что оно "открыто для исследования и использования всеми государствами" (ст. I Договора по космосу). В то же время освоение космоса должно осуществляться в рамках международного права, в интересах поддержания международного мира и безопасности народов.
  В связи с расширением сферы космической деятельности и увеличением числа государств, участвующих в ее осуществлении, все актуальнее становятся проблемы, связанные с предотвращением милитаризации космоса и его загрязнением, дистанционным зондированием Земли, использованием ядерных источников энергии, делимитацией воздушного и космического пространства, осуществлением международного контроля и др. Требуют своего решения вопросы, касающиеся разработки правового статуса космических кораблей, в том числе с интернациональным экипажем на их борту, а также правового урегулирования полетов космических объектов типа "Шаттл", "Буран" и др.
  В целях обеспечения коллективной безопасности и поддержания мира государства сотрудничают в деле размещения войск за пределами государственной территории. В договорах о пребывании войск на иностранной территории определяется порядок их размещения и передвижения, осуществления маневров, условия пользования различными сооружениями, средствами связи, транспорта и др.
  Тщательная правовая проработка этих проблем призвана обеспечить договорное закрепление такого правового статуса пребывания войск на иностранной территории, который гарантировал бы успешное выполнение стоящих перед ними задач.
  Нормы международного права запрещают или ограничивают использование, испытание, размещение оружия, боевой техники в определенных пространственных средах.
  В соответствии с Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. каждый из его участников "обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море" (ст. I Договора).
  По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. государства-участники взяли на себя обязательства не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику этой конвенции.
  Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года запрещается вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, размещение такого оружия на небесных телах. Не допускается также создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.
  Учитывая важность и неотложность ликвидации оружия массового уничтожения государствами были подписаны Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.).
  Кроме установленных договорных запретов на применение некоторых существующих видов оружия, ограничение пространственных пределов их использования государства обязались при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны определять, подпадают ли они под запрещения, установленные международным правом (ст. 36 Дополнительного протокола I к женевским конвенциям 1949 г. "О защите жертв войны").
  Требования действующих международно-правовых актов о запрещении или ограничении применения оружия касаются вооруженных сил государств и требуют создания в их структурах специального механизма, обеспечивающего их выполнение. Так, например, по смыслу названной ст. 36 Дополнительного протокола I, он должен включать юридическую оценку (экспертизу) вновь создаваемых образцов вооружений и боевой техники на предмет соответствия их международному праву.
 
 3. Международный контроль и меры доверия в деле
 обеспечения безопасности
 
  Крупнейшая концентрация вооружений и вооруженных сил в Европе и во всем мире в середине 70-х годов создала обстановку подозрительности и враждебности между государствами. Их устранение потребовало поиска мер, ведущих к созданию климата доверия между государствами вообще, и в военной области, в частности.
  Юридическое содержание добросовестности вытекает из текста Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. из разделов: применение договоров (ст. 28-30); толкование договоров (ст. 31-33).
  Применение положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения можно предположить, что добросовестным будет применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует предавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора). Важным шагом в этом направлении явилась выработка государствами мер по укреплению доверия в рамках СБСЕ, содержащихся в Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, включенном в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; Итоговом документе мадридской встречи 1980 г.; Документе стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению 1986 г.; Итоговом документе венской встречи 1989 г. и других документах СБСЕ (а с 1994 г. - ОБСЕ).
  В Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения нашли юридическое закрепление следующие меры по укреплению доверия в военной области: предварительное уведомление о крупных военных учениях; обмен наблюдателями; предварительное уведомление о крупных передвижениях войск; содействие обменам по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных делегаций.
  В Стокгольмском документе государства-участники СБСЕ расширили круг мер доверия, согласившись на предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности, наблюдение за определенными ее видами, обмен ежегодными планами уведомляемой военной деятельности и др. Кроме того, государства договорились о том, что согласованные меры укрепления доверия и безопасности будут обеспечиваться адекватными формами проверки.
  Очевидно, что меры укрепления доверия в военной области - это система политико-правовых средств, направленных на обеспечение международной безопасности, добросовестное выполнение которых государствами устраняет сомнения и подозрительность между ними, создает благоприятные условия для дальнейшего развития международного сотрудничества.
  Деятельность государств по соблюдению договоров, касающихся мер по укреплению доверия и безопасности, непосредственно затрагивает интересы военной организации России и требует глубокой проработки названных международно-правовых актов в целях выработки и обеспечения правового статуса наблюдателей и инспекторов, а также высокопрофессиональной подготовки и работы в этом качестве российских военнослужащих. В связи с развитием и совершенствованием института мер укрепления доверия и безопасности в рамках ОБСЕ знания международного права необходимы и для подготовки проектов соглашений, нацеленных на расширение зоны доверия.
  Важным средством укрепления доверия между государствами является международный контроль. Институт международного контроля широко применяется по соглашениям в области разоружения, охраны окружающей среды, освоения космоса и др. Так, например, Национальный центр России по уменьшению ядерной опасности и подобный ему в США являются по сути рабочими органами правительств по контролю за реализацией международных договоров об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, о подземных ядерных взрывах в мирных целях и других.
  При этом контрольная деятельность государств может способствовать укреплению доверия только при том непременном условии, если она будет правомерной. Критерием правомерности в осуществлении контроля являются основные принципы и нормы международного права.
  В практическом плане ими руководствуются военные делегации, эксперты, инспектора, наблюдатели на переговорах по обсуждению проблем контроля, при проверке выполнения действующих соглашений государствами или разработке проектов международных документов, касающихся контрольной деятельности государств.
 
 4. О диалектике взаимосвязи прав человека
 и процесса обеспечения безопасности государства
 
  Наряду с обществом и государством к основным объектам безопасности государства относится личность - ее права и свободы. В связи с этим соблюдение прав человека в каждом государстве, т.е. у себя дома и во всем мире является важнейшим условием в ходе обеспечения как национальной, так международной безопасности.
  Личные права и свободы человека называются личными потому, что принадлежат человеку или гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Однако необходимо пояснить, что личные права и права личности - совершенно различные понятия. Права личности - это меры возможного поведения, принадлежащие индивиду, который определяет себя в обществе и общество вокруг себя, может осознавать поступки и предвидеть их последствия. Личность обладает дееспособностью. Например, в России к правам личности относятся: право на жизнь; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени и др.
  Социальные катаклизмы, любые надломы в историческом развитии народов и наций, спады и подъемы в государственной и общественной жизни, равно как и процесс по обеспечению национальной безопасности не могут быть оправданием нарушений прав и свобод человека.
  Следовательно, актуальность анализа диалектики взаимосвязи прав человека и процесса обеспечения национальной безопасности государства имеет особый смысл для обеспечения безопасности нашей страны - России. Происходящие в ней сложные процессы становления системы национальной безопасности в условиях новой государственности, демократизации общественной жизни, перехода к рыночным отношениям, осуществления реформы чреваты нарушением социальной и политической стабильности, появлением и эскалацией внутриполитических и других конфликтов, в том числе и вооруженных.
  Мировая история учит, что конфликтогенность процессов обеспечения национальной безопасности в условиях реформирования страны напрямую зависит от того, как будут решаться проблемы защиты прав человека, станут ли они в центре внимания государства и общества. Понятно, что особое значение при этом имеет правовой статус личности, принимающей самое активное участие в процессе обеспечения безопасности страны, обеспечение ее социального положения на уровне норм международных стандартов в области прав человека.
  Международным сообществом накоплен большой опыт в разработке стандартов в области прав человека и создании механизма по их соблюдению. В ходе повышения эффективности функционирования механизма обеспечения безопасности государства гарантом их обеспечения является государство в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также государственного управления.
  В Конституции Российской Федерации (1993 г.) правовому статусу личности посвящена глава 2, озаглавленная "Права и свободы человека и гражданина". В ст. 80 закреплено, что "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина". То есть, если Президент России обнаруживает, что какой-то закон нарушает права и свободы гражданина, то он должен использовать право законодательной инициативы, чтобы устранить это нарушение. Кроме того, если Президент России узнает, что какой-то орган исполнительной власти нарушает права и свободы человека и гражданина, в том числе и в ходе процесса по обеспечению безопасности государства, то он должен принять меры по пресечению этих нарушений. Также Президент России является инициатором по обращению в Конституционный Суд.
  На международном уровне защита прав человека находит выражение в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (Пактах о правах человека), Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в документах, принятых в рамках ОБСЕ, Совета Европы и СНГ. В названных документах содержатся, например, положения о том, что государства признают право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, "одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации" (ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах), "на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни" (ст. 11).
  В Пакте о гражданских и политических правах провозглашается право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В то же время эта норма не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ст. 22).
  В Пактах о правах человека предусматривается комплекс различных мер по осуществлению субъективных прав человека. Например, Пактом о гражданских и политических правах предусмотрено создание Комитета по правам человека, состоящего из восемнадцати независимых экспертов, выдвигаемых и избираемых государствами-участниками Пакта. Они работают в личном качестве. Комитет осуществляет контроль за соблюдением положений Пактов в том числе и путем рассмотрения периодических докладов, представляемых государствами-участниками Пакта (ст. 40). Каждое государство обязуется представлять такие доклады в течение первого года после вступления для них в силу Пакта о гражданских и политических правах, а после этого - по требованию Комитета. Комитет, изучив доклады, высказывает свою точку зрения и направляет ежегодные доклады Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету ООН (ЭКОСОС). Доклады рассматриваются на открытых заседаниях и в присутствии представителя заинтересованного государства, которому могут задавать вопросы. Комитет вправе также адресовать свои соображения непосредственно правительствам.
  На защиту прав и свобод человека, осуществляющего защиту своей Родины в процессе обеспечения национальной безопасности, особенно в ходе войны, направлены нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Основными источниками международного гуманитарного права являются Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г. Нормы международного гуманитарного права обязывают государства обеспечивать правовую защиту законных участников вооруженных конфликтов: раненых, больных, военнопленных, лиц, потерпевших кораблекрушение, т.е. обеспечивать им такой правовой статус, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.
  Хотя само понимание права уважения человека корнями уходит в XIX век, однако становление как принципа всеобщего уважения прав человека пошло с принятием Устава ООН.
  В преамбуле Устава члены ООН утвердили "веру в основные права человека..., в равноправие мужчин и женщин".
  Так в ст. 1 Устава ООН в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними, поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, безразличии расы, пола, языка и религии.
  В то же время ст. 55 Устава ООН гласит "... ООН содействует:
  повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
  всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основ свобод для всех".
  При этом ст. 56 предусматривает, что "все члены ООН обязуются принимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с организацией для достижения целей, указанных в ст. 55".
  Однако, несмотря на обилие международных основополагающих нормативно-правовых актов, надо, к сожалению, отметить, что в отношении обеспечения прав и свобод человека, занимающегося обеспечением безопасности своего Отечества, далеко еще не все сделано. И хуже того, закрепленные в Пактах о правах человека, законах права и свободы граждан нарушаются. Предстоит пройти огромный путь во имя того, чтобы всем были гарантированы общепризнанные права и свободы и в мирное, и в военное время.
  Исходя из вышеперечисленного вполне очевидно, что настала необходимость в усовершенствовании нормативно-правовой базы действующего российского законодательства, которая позволяла бы более тщательно, надежно оберегать права человека, гражданина, общества и государства на безопасность своего развития, вводить ограничения и запреты в интересах повышения национальной безопасности Российской Федерации в XXI веке. При этом необходимо учитывать, что при обеспечении безопасности государства права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Например, ст. 12 Федерального конституционного закона 2001 г. "О чрезвычайном положении" могут быть предусмотрены следующие меры или временные ограничения: введение комендантского часа; ограничение свободы печати и других средств массовой информации; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и т.п.
  При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения безопасности по поводу ограничения прав и свобод. Игнорирование прав человека в ходе процесса обеспечения безопасности государства может серьезно усугубить и осложнить его исход, а затем и вылиться во внутриполитические конфликты.
  Рассмотрим возможные ограничения прав и свобод человека по законодательству Российской Федерации. Следует учитывать при этом, что федеральным законодательством предусмотрены как правовые нормы, непосредственно направленные на обеспечение прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения, так и нормы, содержащие "процедурные" вопросы но, которые также косвенно служат целям предотвращения нарушения прав и свобод человека в ходе обеспечения безопасности страны.
  К первым относятся прежде всего нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Так, например, ст. 56 устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. В то же время ни при каких условиях не подлежат ограничению права и свободы человека, предусмотренные:
  статьей 20 (право на жизнь с учетом положений о смертной казни);
  статьей 21 (достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам);
  статьей 23, ч. 1 (каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени);
  статьей 24 (сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом);
  статьей 28 (каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии сними);
  статьей 34, ч. 1 (каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);
  статьей 40, ч. 1 (каждый имеет право на жилище, не может быть произвольно лишен жилища);
  статьями 46-54 (положения о судебной защите, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон).
  Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что Конституция Российской Федерации имеет более широкий перечень прав и свобод человека, которые не могут быть ограничены даже во время чрезвычайного положения, о чем говорится в п. 2 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
  Таким образом, подводя итог нашим рассуждениям можно с уверенностью сказать, что вопрос диалектики взаимосвязи российского и международного права и процесса обеспечения безопасности Российской Федерации в современных условиях становится все более актуальным. Еще не в полном объеме проработаны законодательные основы механизма функционирования обеспечения национальной безопасности. Кроме того, необходимо проводить работу по согласованию содержания нормативно-правовых актов в сфере обеспечения прав человека в ходе реформирования системы российской и международной безопасности.
 
 З А К Л Ю Ч Е Н И Е
 
  Проведенный в монографии анализ еще раз подтвердил уже известное положение о чрезвычайной сложности правовых проблем, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, в литературе уже обозначены контуры, основные подходы к решению этой задачи. Это, прежде всего, наличие определенного плана, определенной программы или, как принято говорить, концепции национальной безопасности России, предусматривающей комплексный подход в нейтрализации многочисленных и самых разнообразных опасностей, возникающих для нашего общества.
  В свою очередь, важным условием успешной разработки конкретной концепции национальной безопасности государства является знание основных положений ее теоретических основ, выполняющих методологические функции по отношению к проблемам этой сферы. Именно поэтому в монографии уделено много внимания теоретико-методологическим и правовым основам национальной безопасности Российской Федерации.
  Особенно большое значение имеет глубокое уяснение сущности и объема содержания основных понятий, используемых в разработке проблем безопасности государства, основных компонентов структуры опасности и безопасности личности, общества, характера взаимосвязи и взаимодействия их групп, форм и конкретных видов.
  Не менее важно понимание будущими юристами и работниками таможенных органов роли правовых основ безопасности в структуре права общества, характера их взаимосвязи с другими конкретными видами права. Все это позволит студентам более полно и четко представить весь диапазон сил, средств и методов, используемых для обеспечения безопасности Российской Федерации.
  Рассмотрение сущности общей теории безопасности России и ее конкретных составляющих показало, что достижение высокой эффективности процесса обеспечения безопасности России в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.
  Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии с развитием производительных сил, требованиями научно-технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию.
  Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание гарантированной защищенности государства, общества в целом, и личности, в частности, от враждебных внутренних и внешних воздействий.
  В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что безопасность каждой страны (каждого общества) в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связана как с безопасностью ее внутренних структур (личности, классов, наций и других социальных групп), так и безопасностью других стран, целых регионов и всего мира.
  Автор данного труда вполне осознает, что в книге рассмотрены далеко не все проблемы общей теории безопасности государства, которые требуют внимания ученых и исследователей. С другой стороны, он понимает, что и те проблемы, которые рассмотрены, не до конца решены, требуют дальнейшего исследования и уточнения. Представляется целесообразным в дальнейшем более глубже раскрыть правовой процесс обеспечения безопасности Российской Федерации в XXI веке.
 
 
 
 
 
 
 С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
 
 На русском языке
 Нормативные акты
  Военная доктрина Российской Федерации. М., 2000.
  Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г.
  Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. 1996. 29 апр.
  Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.
  Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество от 26 мая 1995 г.
  Доктрина информационной безопасности. М., 2000.
  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950.
  Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // Ведомости СССР. 1975. Приложение к № 33.
  Закон Российской Федерации "О безопасности". М., 1992.
  Закон Российской Федерации "Об обороне". М., 1996.
  Закон Российской Федерации № 1026-1 от 18 апреля 1991 г. "О милиции".
  Закон Российской Федерации № 151-ФЗ от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
  Закон Российской Федерации № 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
  Закон Российской Федерации № 3-ФЗ от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения".
  Закон Российской Федерации № 40-ФЗ от 3 апреля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
  Закон Российской Федерации № 4524-1 от 19 февраля 1993 г. "О федеральных органах правительственной связи и информации".
  Закон Российской Федерации № 45-ФЗ от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
  Закон Российской Федерации № 4730-1 от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации".
  Закон Российской Федерации № 5238-1 от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции".
  Закон Российской Федерации № 57-ФЗ от 27 мая 1996 г. "О государственной охране".
  Закон Российской Федерации № 5-ФЗ от 10 января 1996 г. "О внешней разведке".
  Закон Российской Федерации № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
  Закон Российской Федерации № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности".
  Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  Конституция СССР. М., 1936.
  Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000.
  Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
  Концепция перехода к устойчивому развитию. 1994. 1 апр.
  Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966.
  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966.
  О национальной безопасности: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Независимая газета. 1996. 14 июня.
  Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития. М., 2000.
  Послание Президента РФ Федеральному Собранию. М., 1994.
  Постановление Правительства Российской Федерации № 470 от 4 июля 1992 г. "Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан".
  Постановление Правительства Российской Федерации № 693 от 11 июня 1996 г. "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии".
  Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 483 от 20 декабря 1995 г. "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
  Решение Совета глав государств-участников СНГ о Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г.
  Решение Совета коллективной безопасности СНГ о Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 г.
  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 25 августа 1993 г.
  Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г.
  Указ Президента Российской Федерации № 1024 от 10 июля 1996 г. "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации".
  Указ Президента Российской Федерации № 1136 от 2 августа 1996 г. "Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации".
  Указ Президента Российской Федерации № 633 от 23 июня 1995 г. "О первоочередных мерах по реализации Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
  Указ Президента Российской Федерации № 784 от 27 мая 1996 г. "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации".
  Устав ООН 1945 г.
  Федеральный Конституционный Закон "О чрезвычайном положении". М., 2001.
 
  Литература
  Абдулатипов Р. Г. О федеративной и национальной политике Российского государства. М., 1995.
  Арбатов А. Г. Оборонительная достаточность и безопасность. М., 1990.
  Аристотель. Политика: В 4-х т. Т. 3. М., 1983.
  Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. М.: Международная программа образования, 1997.
  Безопасность будущей Европы. М., 1993.
  Безопасность населения, территорий и хозяйственных объектов: Сб. законодательных актов и нормативных документов. М., 1994.
  Белая книга Российских спецслужб. М., 1995.
  Белов П. Вызовы национальной безопасности России в XX веке. М., 2000.
  Бельков О.А., Даниленко И.С., Дмитриев А.П. и др. Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). М.: ВАГШ, 1994.
  Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.
  Бжезинский З. Преждевременное партнерство // Полис. 1994. № 1. С. 58-67.
  Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
  Бжезинский З. Вне контроля. Накануне глобальной смуты.
  Большая советская энциклопедия. Т. 7. М., 1972.
  Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России. М., 1999.
  Верховский А. Очерк по истории военного искусства в России XVIII и XIX вв.
  Взаимная безопасность: новый подход к советско-американским отношениям. М., 1991.
  Власов С. Н. Государство и некоторые его институты в новом контексте безопасности. Киев, 1991.
  Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 581.
  Возжеников А.В. Внешние факторы национальной безопасности Российской Федерации.
  Волков Е. Б. Договор СНВ-2 и безопасность России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 19-27.
  Волконский А. Войско, как страж свободы: Сборник статей. 2-е изд. СПб., 1906. С. 6.
  Воробьев А., Молодцова В. Как живешь соотечественник? // Российская газета. 1999. 10 июля.
  Выступление директора ЦРУ Джорджа Тенета "Всемирная угроза 2001: национальная безопасность в меняющемся мире" перед сенатским комитетом по разведке // Пер. Елены Шестрениной.
  Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.
  Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений. М., 1998.
  Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997.
  Голубев В. И., Пусько В. С. Современная концепция безопасности и проблемы ее реализации. М.: ВУ, 1996.
  Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии // Материалы научно-теоретической конференции. М.: ВУ, 1998.
  Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992.
  Дмитриев А.П. Концепция предотвращения войн и ее место в системе теоретических знаний // Геополитика и безопасность. 1995. № 3. С. 88-95.
  Дмитриев А.П. Соотношение стабильности и безопасности государства как проблема политической теории и практики / Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности: Сб. материалов конференции. М.: ВА ГШ ВС, 1992. С. 38-42.
  Доклад Министра обороны США Президенту и конгрессу / Пер. М., 2000.
  Доклад Министра обороны США Президенту и конгрессу / Пер. М., 2001.
  Доминанты. Поле мнений. № 43. 2001 // Фонд Общественного мнения. М., 2001.
  Духовные ценности как предмет философского анализа: Сб. статей / Под ред. проф. Е.Г. Яковлева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.
  Дюверже М. Идея политики. Применение силы (власть) в обществе. Лондон, 1978.
  Евстафьев Д. Г. Современные приоритеты национальной безопасности США // США: экономика, политика, идеология. 1996. № 1.
  Ерофеев В.В. Воспитание посредством идеологической речи // Образ человека XX века: Рефер. сб. М.: ИНИОН, 1988.
  Западная Европа на пороге третьего тысячелетия: безопасность, политика, экономика. М., 1995.
  Ильин И.А. Путь духовного обновления: Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.
  Ильин И.А. Наши задачи: Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993.
  Итоговый документ Важной встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося на основе положений заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. М., 1989.
  Каневский Б. М. Международная безопасность: тенденции и перспективы // Война и мир в ядерный век. М., 1994.
  Ковалкин В. С. Россия в новых геополитических реалиях на пороге XXI века. М., 1996.
  Копылов А.В. Политика национальной безопасности США в 90-е годы: содержание и процесс реализации. М.: ВАГШ, 1997.
  Куда дрейфует Россия? // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2.
  Лебон Г. Психология народов и масс. М.; СПб.: Макет, 1995.
  Лутовинов В.И. Основные мероприятия Государственной программы РФ "О патриотическом воспитании молодежи" // Молодежь. 1995. № 3.
  Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). М.: ВУ, 1997.
  Макиавелли Н. О военном искусстве. М., 1934.
  Манилов В. Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 7-17.
  Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. М.: Терра, 1999.
  Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. № 6. 1995.
  Материалы "круглого стола": "Духовность, художественное творчество, нравственность" // Вопросы философии. 1996. № 2.
  Материалы межведомственной военно-научной конференции "Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения военной безопасности, подготовки и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации" // ГУВР ВС РФ. 1999. 23 марта.
  Материалы межведомственной военно-научной конференции "Опыт работы воспитательных органов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации по морально-психологическому обеспечению антитеррористической операции в Республике Дагестан" // ГУВР ВС РФ. 1999. 23 сент.
  Материалы научно-практической конференции в Совете Безопасности РФ: Концепция безопасности Российской Федерации: проблемы разработки и реалии. 16 июля 1993 г. // Безопасность. 1993. № 6. Спецвыпуск.
  Материалы научно-практической конференции "Духовное наследие российской армии: история и современность" // ВУ. 1998.
  Материалы научно-практической конференции "Российский опыт оборонного и военного строительства в XX столетии. Возможности его применения в организации и реформировании Российских Вооруженных Сил" // Москва. Парламентский центр. М.: Изд. центр "Ветеран Отчизны", агентство "Мегаполис", 1997.
  Материалы научно-практической конференции "Современ-ные проблемы национально-государственной и международной безопасности". М.: ВАГШ, 1992.
  Материалы научно-практической конференции "Военно-философские проблемы в творчестве русских мыслителей" / Отв. ред. Д. Волкогонова. М.: ВПА, 1990.
  Материалы научно-практической конференции "Отечественная геополитическая традиция и духовный компонент национальной безопасности России" // Духовное наследие Российской Армии: история и современность. М.: ВУ, 1998.
  Матц У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1-2.
  Михайлов С. Ф., Петров В. А., Тимофеев Ю. А. Информационная безопасность: Защита информации в автоматизированных системах: Основные концепции. М., 1995.
  Михалкин Н.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М.: МО РФ, 1993.
  Монахов Н.К., Рыжов О.А. Механизм влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал армии и флота // Военная мысль. 1999. № 2.
  Мунтян М. Геостратегическая позиция России в меняющемся мире // Обозреватель: проблемы, анализ, прогнозы. № 22. 1993.
  Мухин И. В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2000.
  Най Дж. С. Политика США в области безопасности: задачи XXI века // Внешняя Политика США (электронный журнал ЮСИА). 1998. Июль. Т. 3. № 3.
  Национальная безопасность России на Востоке: Вопросы и ответы // Под ред. чл.-кор. РАН Г. И. Чуфрина. М., 1994.
  Национальная безопасность: актуальные проблемы. М.: ВАГШ, 1999.
  Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.
  Начинов С.Е. Информационная безопасность России: глобальное управление и новые информационные технологии: Проблемы социальной стабильности и внешних воздействий на кризисы и конфликты // Безопасность. 1993. № 6. С. 65-72.
  НГ-сценарии. 1996. № 2.
  Никулин П. Секретность и экономическая безопасность // КГБ: вчера, сегодня, завтра. М., 1994.
  Новикова О. Н. Концепция "национальной безопасности" в современной американской политологии: Научно-аналит. обзор. М., 1994.
  Новопрудский С. Россия делает ставку на Белоруссию // Известия. 1999. 17 апр.
  Новые известия. 1998. № 190. 8 окт.
  Носова Л. С. Бюрократические "игры" и национальная безопасность: Теория и практика. М., 1991.
  Обращение российских предпринимателей к главе Российского государства и ко всем ответственным политикам // Известия. 1999. 6 апр.
  Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы): Учебн. пособие // О. А. Бельков, И. С. Даниленко, А. П. Дмитриев и др. / Под ред. А.И. Позднякова. М.: ВАГШ, 1994.
  Основы политологии: Курс лекций / Под ред. проф. В.П. Пугачева. М.: МГУ, Изд-во Знание, 1992.
  Панов М. Е. К вопросу о методологических основах оценки безопасности // Геополитика и безопасность. 1995. № 3. С. 31-45.
  Подберезкин А.И., Макаров В.В. Стратегия для будущего Президента России. М.: Русский путь, 2000.
  Поздняков А.И., Попенков В.И. Геополитическое соперничество в современном мире: история и перспективы. М.: ВАГШ, 1998.
  Позняков Э. А. Геополитика. М., 1995.
  После того, как лед тронулся: Цели национальной безопасности в период, сменивший холодную войну. Слушания в сенате США. М., 1991.
  Проблемы безопасности и устойчивости социально-политического развития российского общества // Под ред. Г.В. Осипова, В.А. Рубинова. М., 1994.
  Проблемы глобальной безопасности: Материалы семинаров в рамках н.-и. и информ. прогр. (ноябрь 1994 - февраль 1995 гг.). М., 1995.
  Проблемы национальной безопасности в демократическом обществе: Материалы международной и научной конференции. Нижний Новгород, 1992.
  Прохожев А. А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Безопасность. 1995. № 9/29.
  Пути к безопасности. № 1. Вып.7. 1992.
  Пути к безопасности. № 1. Вып. 10. 1993.
  Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. М.: ГАВС, 1994.
  Родзянко О.М. Духовные ценности народа // Россия и современный мир. 1993. № 1.
  Российская газета. 1999. 22 окт. С. 7.
  Россия на пороге XXI века (Современные проблемы национально-государственного строительства РФ). М.: Обозреватель, 1996.
  Россия: в поисках стратегии безопасности. М.: Наука, 1996.
  Русская идея. М., 1992.
  Соловьев В.С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
  Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения: опыт социологического анализа. М.: Мысль, 1988.
  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: Полис, 1994.
  Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). М.: Монино, 1998.
  Шапошников Е. И. Концепция безопасности Российской Федерации: проблемы разработки и реализации // Безопасность. 1993. № 8.
  Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. Ч. 1 / Пер. с англ. М., 1992.
 
 На иностранных языках
  Associated Press, 1999, 2000.
  Dokumentation zur Katolischen und Evangelischen Militarseelsorge. Bonn, 1991.
  Enciclopaedia Britanica. Vol. 25. 1988. P.
  Goodin R. Manipulatory Politics. N.Y., 1982.
  Ideology and National Competitiveness. An Analysis of Nine Countries//Ed. by Lodge G., Vogel E. Boston, 1987.
  Jane's defence weekly, 1997, 1998.
  Jong K. Handbook of Social Psychology. N.Y., 1947.
  Khalilzad Zalmay M. Strategy and Defense Planning for the 21 Century // RAND, SM 1997.
  Military psychology. Wash., 1981.
  Morgenthay H.J. In Defense of National Interes. N.Y., 1957.
  Nuechterlain D.E. United States National Interests in a Changing World. The Univers. Press of Kentucky. 1978. P. 12-28.
  Psychological factors of war. Wash., 1988.
  Some aspects of the rules and regulations to the right and duties of personel of CBSS the armed servicies of member states. Copenhagen, 1996.
  Taschenbuch fur Wehrausbildung. 1983.
  The Military Balance 1997/98. The International Institute for Strategic Studies. London, Oxford University Press, 1997 pp. 67, 125, 159.
  Watson P. War in the mind. L., 1980.
  Weltbuch, Bonn, 1994.
  Wessbuch der Bundeswehr, 1994.
  Приложение № 1
 
 Закон
 Российской Федерации
 "О БЕЗОПАСНОСТИ"
 ( от 5 марта 1992 г., с изм. от 24 дек. 1993 г.)
 
  Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
 
 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
 Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
  Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
  Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
  К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу