<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
  К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:
  рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
  предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
  Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.
  Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:
  проведение активного внешнеполитического курса;
  упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
  обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
  защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
  развитие отношений с государствами-участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
  полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
  содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
  достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
  выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
  адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
  содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
  развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.
  Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.
  В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
  Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.
  Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
  Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
  Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
  Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.
  Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
  применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
  применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
  Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.
  Требуется создать все необходимые условия для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
  Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:
  создание необходимой нормативной правовой базы;
  развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
  противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
  пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
  осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств-участников Содружества Независимых Государств.
  Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
  реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;
  совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
  противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
  Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
  Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
  Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
  Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
  В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:
  Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;
  Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
  Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;
  Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
  федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
 
 ***
  Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.
 
 
 С О Д Е Р Ж А Н И Е
 
 Введение 3
 
 Глава I. Проблемы общей теории безопасности России: правовой аспект 8
 Глава II. Методологические основы и понятийный аппарат общей
  теории безопасности государства 22
 1. Место общей теории безопасности государства в системе
  научных знаний 25
 2. Основные понятия общей теории безопасности государства 40
 3. Концептуальные идеи общей теории безопасности государства 60
 Глава III. Система правового обеспечения общей теории безопасности
  Российской Федерации 63
 Глава VI. Правовые коллизии безопасности современной России 80
 Глава V. Опасности и угрозы безопасности России в XXI веке 100
 Глава VI. Международно-правовые основы деятельности государств
  по обеспечению безопасности 142
 1. Рост значимости политико-правовых средств обеспечения
  безопасности государства 143
 2. Правовые аспекты обеспечения безопасности государства
  в морском, воздушном и космическом пространстве 152
 3. Международный контроль и меры доверия в деле обеспечения
  безопасности 158
 4. О диалектике взаимосвязи прав человека и процесса обеспечения
  безопасности государства 160
 
 Заключение 167
 Список литературы 168
 Приложение № 1. Закон Российской Федерации "О безопасности" 179
 Приложение № 2. Концепция национальной безопасности
  Российской Федерации 189
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЗЕЛЕНКОВ Михаил Юрьевич
 
 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
 ОБЩЕЙ ТЕОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ
 РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
 В XXI ВЕКЕ
 
 
 Редакция Юридического института МИИТа
 
 ЛР № 020903 от 28.07.99
 Изд. заказ 26 Бумага офсетная Тираж 350 экз.
 Подписано в печать 26.08.02 Печать трафаретная Цена договорная
 Усл. печ. л. 13,1 Уч.-изд. л. 9,5 Формат 60х84/16
 127994, Москва, А - 55, ул. Образцова, 15.
 1 См.: Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998; Бжезинский З. Преждевременное партнерство // Полис. 1994. № 1; Киссенджер Г. Ядерное оружие и политика / Пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1959; Клинтон Б. Стратегия национальной безопасности США // НГ - сценарии. 1996. № 2. 23 мая; Макнамара Р. Путем ошибок и катастроф. М.: Наука, 1998 и др.
 2 См.: Най Дж. С. Политика США в области безопасности: задачи XXI века // Внешняя политика США (электронный журнал ЮСИА). 1998 (июль). Т. 3. № 3.
 3 См.: Арбатов А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения, 1994. № 8, 9; Зюганов Г.А. Россия и современный мир. М.: Обозреватель, 1995; Кокошин А.А. Армия и политика. М.: Международные отношения, 1995; Костин А.И. Глобалистика и проблемы планетарной безопасности. М., 1992; Кругляков В. М. Проблемы формирования геополитических приоритетов России в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. М., 1998; Ощепков В.П. Китай и Россия в региональной геополитике северо-восточной Азии (80-е - 90-е гг.). М., 1997; Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. М.: Терра, 1999; Мунтян М.А. Россия в третьей цивилизационной революции. М.: Изд. РАУ, 1993; Мухин Г.В. Проблема обеспечения национальной безопасности в современных условиях. М.: ВАХЗ, 1994; Першин А.А. Современные источники военной опасности и возможности предотвращения войн. М.: ВПА, 1980; Примаков Е.М. Перспективы расширения НАТО и интересы России: Доклад службы внешней разведки // Известия. 1993. 30 ноября; Проскурин С.А. Теоретико-методологические проблемы формирования внешнеполитического курса Российской Федерации в условиях меняющегося мира. М., 1997; Щеголев А.В. Геополитические аспекты обеспечения международной безопасности Российской Федерации. М., 1998 и др.
 4 См.: Военная доктрина РФ. М., 2000; Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993; Концепция национальной безопасности РФ // Независимое военное обозрение. 2000. 14-20 января. № 1 (174); Концепция внешней политики РФ. М., 2000; Доктрина информационной безопасности РФ. М., 2000; О безопасности: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23; О государственной охране: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22; Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15; О национальной безопасности: Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета. 1996. 14 июня; Основы (Концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года и др.
 5 См.: Макиавелли Н. О военном искусстве. М., 1934.
 6 См.: Российская газета. 1994. 22 октября.
 7 См.: Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рэндерс Й., Беренс В. Пределы роста. М., 1991. С. 63.
 8 См.: Пегов С. А. Экологические аспекты геополитики \\ Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 135.
 9 См.: Мухин И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2000.
 10 См.: Khalilzad Zalmay M. Strategy and Defense Planning for the 21st Century // RAND, SM 1997.
 11 См.: Ильин И.А. О сопротивлении злу // Новый мир. 1991. № 10. С. 202.
 12 См.: Ideology and National Competitiveness. An Analysis of Nine Countries // Ed. by Lodge G., Vogel E. Boston, 1987.
 13 См.: Русская идея. М., 1992.
 14 См.: Лебон Г. Психология народов и масс. М.; СПб.: Макет, 1995. С. 113.
 15 См.: Куда дрейфует Россия? // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2. С. 7.
 16 См.: Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии // Материалы научно-теоретической конференции. М.: ВУ, 1998.
 17 См.: Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения: опыт социологического анализа. М.: Мысль, 1988. С. 124-151.
 18 См.: Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. / Пер. с англ. Ч. 1. М., 1992. С. 22.
 19 См.: Основы политологии: Курс лекций / Под ред. проф. В.П. Пугачева. М.: МГУ, Изд-во Знание, 1992. С. 155.
 20 См.: Монахов Н.К., Рыжов О.А. Механизм влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал армии и флота // Военная мысль. 1999. № 2; Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997; Государственно-патриотическая идеология // Материалы научно-теоретичес-кой конференции. М.: ВУ, 1998; Подберезкин А.И., Макаров В.В. Стратегия для будущего Президента России. М.: Русский путь, 2000 и др.
 21 См.: Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993. С. 4.
 22 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию. М., 1994. С. 6.
 23 См.: Концепция национальной безопасности РФ. М., 2000.
 24 См.: Обращение российских предпринимателей к главе Российского государства и ко всем ответственным политикам // Известия. 1999. 6 апр.
 25 См.: Лебон Г. Психология народов и масс. М.; СПб.: Макет, 1995. С. 21.
 26 См.: Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 426.
 27 См.: Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 419.
 28 См.: Матц У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1-2. С. 131.
 29 См.: Ерофеев В.В. Воспитание посредством идеологической речи / Образ человека XX века: Рефер. сб. М.: ИНИОН, 1988. С. 131.
 30 В качестве примера обычно ссылаются на Францию, где этнические французы составляют 82% населения, а остальные 18% являются национальными меньшинствами (бретонцы, баски, корсиканцы и др.). А в Великобритании англичане составляют еще меньше - 77% населения, в Испании - испанцы только 70%.
 31 См.: Военная доктрина РФ. М.: Москва, 2000.
 32 Например, см.: Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. М.: ГАВС, 1994, С. 76-103; Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. № 6. 1995; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). М.: Монино, 1998 и др.
 33 См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 220.
 34 См.: Монахов Н.К., Рыжов О.А. Механизм влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал армии и флота // Военная мысль. 1999. № 2. С. 61.
 35 См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 43.
 36 См.: Выступление директора ЦРУ Джорджа Тенета "Всемирная угроза 2001: национальная безопасность в меняющемся мире" перед сенатским комитетом по разведке // Пер. Елены Шестрениной.
 37 Цит. по кн.: Бжезинский З. Вне контроля. Накануне глобальной смуты.
 38 См.: Доклад Министра обороны США президенту и конгрессу / Пер. М., 2000. С. 11.
 39 См.: Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994. С. 52.
 40 См.: Громак В. Литва ужесточает таможенный режим // Красная звезда. 1999. 13 февраля.
 41 См.: The Military Balance 1997/98. The International Institute for Strategic Studies. London, Oxford University Press, 1997. Рp. 67, 125, 159.
 42 См.: Богатуров А.Д. Современные теории стабильности и международные отношения России в Восточной Азии в 1970-1990 гг. М., 1996. С. 197.
 43 См.: Новопрудский С. Россия делает ставку на Белоруссию // Известия. 1999. 17 апреля.
 44 См.: Доминанты. Поле мнений № 43. 2001 // Фонд общественного мнения. Москва.
 45 См.: Воробьев А., Молодцова В. Как живешь соотечественник? // Российская газета. 1999. 10 июля.
 46 См.: Новые известия. 1998. № 190. 8 октября.
 47 См.: Путин В. Россия на рубеже тысячелетий. М., 2000.
 48 См.: Юферова Я. Место жизни изменить нельзя // Известия. 1999. 20 марта.
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 5
 
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу