<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
 
 ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
 
 
 
 
 М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ
 
 
 
 
 СОЦИАЛЬНАЯ
 КОНФЛИКТОЛОГИЯ
 В ТЕСТАХ
 
 
 
 
 
 Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 МОСКВА-2005
 
 ББК 88.53
 УДК 316
 З-48
  Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология в тестах. - М.: Юридический институт МИИТа, 2005. - с.
 
  В учебном пособии, предназначенном для самостоятельной работы студентов, автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляются к изучению конфликтологии в высших учебных заведениях Российской Федерации.
  В нем отражены опыт изучения конфликтологии, накопленный как в зарубежной, так и отечественной школе, а также опыт ранее подготовленных учебных пособий по данной проблематике.
  Поскольку данная работа является учебным пособием, подготовленным в соответствии с авторской программой курсов "Социально-психологические проблемы конфликтов" и "Конфликтология", читаемых в Юридическом институте, то в нем сохранены особенности подхода автора к разработке тем и вопросов.
  В то же время автор не ставил перед собой задачу систематизации и достаточного освещения всех вопросов, содержащихся в программе курса "Конфликтология" и учитывал многообразие вышедших в свет в последнее время в России учебных пособий и учебников по данной проблеме.
  При разработке тестов использован широкий круг оригинальной мировой литературы, а также практика многих государств и международных организаций по предупреждению и урегулированию социальных конфликтов.
  Книга рассчитана на студентов высших учебных заведений, а также для всех интересующихся и изучающих проблему теории и практики конфликтологии.
 
  Автор: Зеленков Михаил Юрьевич, доктор политических наук, действительный член (академик) Академии военных наук, член- корреспондент Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой общественных наук Юридического института, эксперт Института военного и политического анализа, автор более 100 научных трудов.
 
  Рецензенты: В.Н. Ремарчук, доктор философских наук.
  В.М.Корякин, доктор юридических наук.
 
 
 
 a Юридический институт МИИТа, 2005
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Мировой и отечественный опыт свидетельствует об эффективности применения тестов для подготовки и аттестации специалистов в различных областях знаний и сферах деятельности. Сегодня тесты используются для самообучения и самоконтроля, позволяют получить достаточно объективную оценку уровня знаний, умений, выявить пробелы в индивидуальном обучении.
  В высших учебных заведениях тесты используются для вступительных испытаний, текущего контроля знаний, приема семестровых зачетов и экзаменов (входной, промежуточной, итоговой аттестации). При дистанционном обучении широко применяются компьютерные технологии тестирования.
  Так, в частности, в вузах западных стран и США существует жесткая система промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Например, в университетах США по каждой дисциплине в семестре студенты-экономисты сдают три экзамена (два промежуточных и один итоговый), которые проводятся по тестам, содержащим вопросы с вариантами ответов. Число вопросов для каждого студента - до 40 на промежуточных аттестациях и до 60 на итоговом экзамене. При тестовой системе контроля знаний значительно увеличивается надежность выставляемой оценки. До 80-95% повышается вероятность того, что оценка соответствует реальным знаниям студентов. При существующей системе устного итогового экзамена она составляет 15-18%.
  В российских высших учебных заведениях также широко используется тестирование, которое обеспечивает индивидуальный контроль знаний, регулярность его проведения, полную, объективную проверку знания учебного материала, единство требований, соответствие международным, государственным, вузовским стандартам. Экзамен (зачет) в форме тестирования позволяет проверить знания по большинству вопросов дисциплины, обеспечивает достаточно высокую надежность оценки знаний, освобождает преподавателей от трудоемкой проверки письменных работ, а также исключает субъективную составляющую (со стороны преподавателя) оценки.
  Однако следует подчеркнуть, что объективность, надежность оценки знаний, другие преимущества тестирования могут быть реализованы лишь при соответствующем содержании тестовых заданий, качестве тестов.
  В педагогике различают несколько уровней знаний, познавательной деятельности. На первом уровне происходит восприятие информации, знакомство с предметом. Его признаком является опознавание объектов, явлений. На втором уровне происходит не только восприятие информации, но ее механическое отображение, признак которого - передача, пересказ полученной информации. На третьем информация воспринимается, отображается, анализируется, осмысливается и на основе этого применяется. Признак третьего уровня - практическое применение полученных знаний в различных ситуациях. На четвертом уровне полученные знания не только применяются, но на их основе создаются новые. Характерный признак - творческое репродуцирование нового знания.
  В соответствии с уровнями познавательной деятельности в педагогике выделяются четыре типа контрольных заданий. К первому типу относятся задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т.ч. на узнавание (опознание, различие), воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий, определений, норм, нормативов, правил. Ко второму типу относятся задания, предполагающие усвоение и воспроизведение обучаемым информации на уровне простых мыслительных операций. Выполнение подобных заданий формирует у обучаемого навыки деятельности по образцу в стандартных, известных условиях. Содержание заданий различно, в т.ч. определение, перечисление, описание фактов, процессов и приемов деятельности, анализ и синтез, предполагающие действия сравнения и различия, упорядочения. К третьему типу относят задания, требующие для усвоения информации относительно сложных мыслительных операций и формирующие умение действовать в нестандартной обстановке. По содержанию задания этого типа являются, в основном, проблемными и предполагают мыслительные действия на интерпретацию (объяснение смысла, значения), аргументацию, оценку. Четвертый тип составляют проблемные задания, развивающие продуктивно-творческое мышление, в т.ч. задания по анализу сложных ситуаций, на эвристический поиск, формулировку проблемных вопросов. В таких заданиях возможны несколько в принципе правильных решений, отличающихся незначительно от эталонного (наилучшего).
  Учитывая важную роль тестирования для повышения качества обучения, автор в учебном пособии попытался дать студентам возможность самостоятельно изучить и проверить качество усвоения основных положений по одной из наиболее актуальных сегодня дисциплин - "Социальная конфликтология".
  В отличие от традиционных вопросов и задач в учебном пособии для тестов разработаны специальные задания в тестовой форме. Они включены в тест на основе эмпирической проверки и называются тестовыми заданиями.
  Представленные в пособии формы тестовых заданий могут быть использованы для подготовки студентов по учебной дисциплине "Социальная конфликтология", а также для проведения промежуточных и итоговых оценок знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 I. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
 
  Тестовые задания - это материал учебной дисциплины определенного объема, содержания и формы, предназначенный для контроля знаний.
  В учебном пособии применены четыре типа тестовых заданий:
  закрытые с одним или несколькими верными ответами;
  открытые с пропуском одного или нескольких слов;
  открытые с одним правильным ответом;
  контрольно-обучающие задания.
  К закрытым относятся задания с предлагаемыми вариантами ответов. При контроле обучаемый должен из предлагаемого варианта выбрать один или несколько правильных ответов. Сопоставляя в закрытом задании один подходящий вариант ответа с другим обучаемый должен думать. Вероятность угадывания одного верного ответа при двух вариантах равна 50%, при трех - 33%, при четырех - 25% и т.д. При необходимости указать не один, а три и более правильных ответов из предложенных вариантов, обучаемому без знания содержания дисциплины не обойтись.
  Закрытые задания целесообразно использовать для проверки ориентированности обучаемого по дисциплине, самопроверки знаний, экспресс-оценки (промежуточного контроля) подготовленности обучаемого.
  Открытыми называются задания на заполнение пропусков, на завершение фразы, предложения, на дополнение.
  Открытые задания не содержат ответов. Обучаемый сам формулирует ответ и вписывает его в отведенное поле. Число пропущенных слов может быть от одного до нескольких (как правило не более трех).
  Открытые задания применяются для проверки качества знания определений, положений, фактов, высказываний и т.п.
  Для повышения привлекательности обучения и заинтересованности обучаемого в учебном пособии приведены открытые задания с одним правильным ответом (кроссворды). Порядок работы с ними аналогичен порядку отгадывания обычных кроссвордов.
  Контрольно-обучающие задания предназначены для проверки качества знания обучаемым правильных определений, формулировок. В этих заданиях подразумевается, что надо указать все верные из приведенных утверждений.
  В основу технологии изучения содержания дисциплины положено повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, стимулирование их профессионального роста, а также воспитание у обучаемых творческой активности и инициативы.
  Технология работы с тестовыми заданиями предполагает изучение вначале обучаемым вопросов содержания дисциплины, раздела, темы по учебным материалам (учебники, учебные пособия и т.д.) и лишь затем переход к работе с тестами.1
  Объем знаний, который должны получить обучаемый определяется программой курса, разработанной на кафедре, перечнем вопросов, подлежащих изучению, списком литературы рекомендуемой для усвоения данной учебной дисциплины.
  В качестве критерия оценки знаний, приобретенных обучаемым, целесообразно использовать следующую градацию:
  Если обучаемый по каждому тесту правильно ответил на 70% вопросов, то его уровень знаний оценивается на "удовлетворительно", 80% - "хорошо", 90% - "отлично".
  Причем при определении правильности ответа следует учитывать только 100% соответствие ответа и вопроса, исключив, при этом, процент правильно выбранных ответов в закрытых тестовых заданиях с одним или несколькими верными ответами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 II. ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТЫ
 С ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ВЕРНЫМИ ОТВЕТАМИ
 
  В представленных тестах выберите один или несколько верных ответов.
 
 ТЕСТ № 1
  Данный тест предназначен для контроля
  остаточных знаний по сущности и содержанию
  теоретических основ конфликтологии
 
  1. Укажите, что является объектом конфликтологии.
  1. Политические и экономические противоречия и конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах общества.
  2. Социальные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах общества.
  3. Духовные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях в социальной сфере общества.
 
  2. Укажите, что является предметом конфликтологии.
  1. Изучение природы, причин, механизмов действия конфликтов в обществе.
  2. Изучение природы, причин, механизмов функционирования конфликтов в обществе.
  3. Разработка технологий выявления, отслеживания, урегулирования или разрешения конфликтов.
 
  3. Какой теории в конфликтологии придерживался Льюис Козер?
  1. Теории позитивно-функционального конфликта.
  2. Теории конфликтной модели общества.
  3. Общей теории конфликта.
 
  4. Перечислите уровни теории потребностей А.Маслоу.
  1. Физиологические.
  2. Физические.
  3. Безопасность и защищенность.
  4. Социальные.
  5. Потребности в уважении.
  6. Потребности самовыражения.
  7. Духовные.
 
  5. Перечислите категории, на которые делятся интересы человека.
  1. Материальные
  2. Процедурные
  3. Личные.
  4. Общественные.
  5. Психологические.
 
  6. Какой теории в конфликтологии придерживался Ральф Дарендорф?
  1. Теории позитивно-функционального конфликта.
  2. Теории конфликтной модели общества.
  3. Общей теории конфликта.
 
  7. Перечислите базовые категории конфликтологии.
  1. Конфликт.
  2. Социальное противоречие.
  3. Социальная напряженность.
  4. Противоположные общественные интересы, цели, ценности.
  5. Субъекты конфликта.
  6. Объект (предмет) конфликта.
  7. Структура конфликта.
  8. Динамика конфликта.
 
  8. Перечислите типы социальных конфликтов.
  1. Межличностные.
  2. Между личностью и группой.
  3. Межгрупповые.
  4. Межгосударственные.
  5. Внутриличностные.
 
 
  9. Какой теории в конфликтологии придерживался Кеннет Боулдинг?
  1. Теории позитивно-функционального конфликта.
  2. Теории конфликтной модели общества.
  3. Общей теории конфликта.
 
  10. Кто доказал, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни?
  1. М.Вебер.
  2. К.Маркс.
  3. Г.Зиммель.
  4. Г.Гегель.
  5. Н.Маккиавели.
 
  11. Кто считает, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами?
  1. В.Ленин.
  2. Р.Дарендорф.
  3. Г.Зиммель.
  4. К.Боулдинг.
  5. Платон.
 
  12. Кто впервые предпринял попытку системного анализа социальных конфликтов?
  1. Г.Зиммель.
  2. Д.Истон.
  3. Н. Макиавелли.
  4. К.Маркс.
  5. М.Вебер.
 
  13. Кто рассматривал социальный конфликт как определенное благо человечества?
  1. А. Смит.
  2. М.Вебер.
  3. К.Боулдинг.
  4. В.Дарендорф.
  З.Фрейд.
 
  14. В какой из мировых религий нет противопоставления добра и зла?
  1. Ислам.
  2. Христианство.
  3. Буддизм.
  4. Иудаизм.
  5. Индуизм.
 
  15. На какие науки приходится более 70% проблем, связанных с конфликтом?
  1. Политология.
  2. Культурология.
  3. Социология.
  4. Право.
  5. Философия.
 
  16. Кто рассматривал конфликт с точки зрения психоаналитического подхода?
  1. Г.Зиммель.
  2. Р.Дарендорф.
  3. В.Ленин.
  4. 3. Фрейд.
  5. Л.Козер.
 
  17. Кто считается родоначальником функциональной теории конфликта?
  1. Г.Зиммель.
  2. Л.Козер.
  3. Р.Дарендорф.
  4. К.Боулдинг.
  5. Ж-Ж Руссо.
 
  18. Перечислите цели конфликтологии.
  1. Исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки.
  2. Интенсивное развитие конфликтологической теории.
  3. Создание системы конфликтологического образования в стране.
  4. Пропаганда конфликтологических знаний в обществе.
  5. реабилитация участников конфликта.
 
  19. Какой философский закон дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов?
  1. Закон единства и борьбы противоположностей.
  2. Закон отрицания отрицания.
  3. Закон пролонгирования результата.
 
  20. Что понимается под конфликтностью личности?
  1. Отсутствие качеств, позволяющих развиваться в обществе.
  2. Интегральное свойство личности, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты.
  3. Индивидуальная характеристика личности, ведущая ее к постоянному конфликту.
 
 
 ТЕСТ № 2
  Данный тест предназначен для контроля
  уровня усвоения знаний по сущности и содержанию
  категории "конфликт"
 
  1. Перечислите основные области, представляющие причину конфликта.
  1. Ценности.
  2. Отношения.
  3. Настроения.
  4. Информация.
  5. Структура.
  6. Интересы.
  7. Потребности.
 
  2. Что понимается под предметом конфликта?
  1. Объективно существующие противоречия по поводу использования тех или иных ресурсов.
  2. Объективно существующая или мыслимая проблема, служащая причиной разногласий между сторонами.
  3. Объективно существующие разногласия и проблемы по поводу разделения властей между сторонами.
 
  3. Перечислите позитивные функции конфликта.
  1. Функция разрядки сложившейся политической напряженности.
  2. Дестабилизирующая функция.
  3. Коммуникативно-информационная функция.
  4. Функция развития общества.
  5. Функция изменения отношений власти.
  6. Разрушительно-политическая функция.
 
  4. Перечислите основные элементы классификации причин конфликтов.
  1. Объективные
  2. Субъективные
  3. Социально-психологические.
  4. Внешние.
  5. Внутренние.
 
  5. Укажите, с чем связаны объективные причины конфликта.
  1. Нехваткой ресурсов.
  2. Отсутствием власти.
  3. Духовным обнищанием.
  4. Крахом идеологии.

<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу