<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 Л и з а. Вот опахало.
  Там в комнате вода стоит,
 (Чацкий бежит и приносит. Всё сле- Ч а ц к и й.
 дующее — вполголоса, до того, как Гляди в окно,
 Софья очнётся.) Молчалин на ногах давно!
 Л и з а. Безделица её тревожит.
 Стакан налейте. Л и з а.
  Да-с, барышнин несчастен
  Ч а ц к и й. нрав,
 Уж налит. Со стороны смотреть.
 Шнуровку отпусти вольнее. не может,
 Виски уксусом потри. Как люди падают стремглав.
 Опрыскивай водой,
 Смотри,
 
 (А. С. Грибоедов, Горе от ума.)
 
 II. Выпишите из пьесы М. Горького “На дне” вопросительные, повество­вательные (ответные), побудительные и восклицательные предложения (по 4 примера на каждую разновидность предложений).
 § 16. Логическое ударение. Каждое предложение получает свой смысл только в речи, в связи с другими предложениями и обстановкой речи. Слова, имеющие особенно важное значение для понимания смысла предложения, выделяются более силь­ным ударением, которое называется л о г и ч е с к и м или с м ы с ­л о в ы м у д а р е н и е м.
 Например: 1) Мы были вчера на лекции—так говорят, ког­да хотят подчеркнуть, к т о был на лекции. 2) Мы были вчера на лекции — так скажут, когда захотят подчеркнуть своё п р и­ с у т -с т в и е на лекции. 3) Мы были вчера на лекции — здесь отмечается время, когда были на лекции. 4) Мы были вчера на лекции — подчёркивается м е с т о, где были.
 Слова, выделяемые логическим ударением, составляют смыс­ловой центр предложения. В ответе, например, только они обыч­но и употребляются, образуя неполные предложения, например: Где вы были вчера? — На лекции. Подробнее об этом см. § 48—54.
 Упражнение 20. Прочитайте следующие отрывки из басен И. А. Крылова, делая логическое ударение на выделенных словах.
 1) Сосед соседа звал откушать;
 Но умысел другой тут был;
 Хозяин музыку любил
 И заманил к себе соседа певчих слушать.
 2) Мартышка к старости слаба глазами стала;
 А у людей она слыхала,
 Что это зло ещё не так большой руки;
 Лишь стоит завести Очки.
 3) По улицам Слона водили,
  Как видно, напоказ, —
 Известно, что слоны в диковинку у нас —
 Так за Слоном толпы зевак ходили.
 4) Свинья под дубом вековым
 Наелась желудей досыта, доотвала;
 Наевшись, выспалась под ним;
 Потом, глаза продравши, встала
 И рылом подрывать у дуба корни стала.
 21. Прочитайте басню И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”, укажите слова, на которые падает логическое ударение.
 ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ
 § 17. Подлежащее и способы его выражения. В двусостав­ном предложении прежде всего выделяются его главные члены: п о д л е ж а щ е е и с к а з у е м о е.
 1. П о д л е ж а щ е е —главный член двусоставного предло­жения, который обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже и поясняется сказуе­мым, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лу­гу. (П.)
 2. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного (отвечает на во­просы к т о? или ч т о?).
 П р и м е р ы. 1) Во время детского чая большие сидели на балконе. (Л. Т.) 2) Присутствующие говорили о разных пред­метах. (Т.) 3) Вот раздалося “ау” вдалеке. (Н.)
 П р и м е ч а н и е. Любая часть речи, употреблённая в значении сущест­вительного, может иметь при себе определение, выраженное полным прила­гательным: Грянуло ура.— Грянуло громкое ура.
 3. Подлежащее может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным. Эти разряды слов не приобретают при этом значения существительных. Они призна­ются подлежащими постольку, поскольку к ним относится ска­зуемое и они отвечают на вопрос ч т о?
 П р и м е р ы. 1) Пить чай на траве считалось большим удо­вольствием. (Что считалось большим удовольствием?—Пить (чай).) 2) Узнать об этом очень легко. (Что легко?—Уз­нать.) 3) Учиться интересно. (Что интересно? — Учиться.) И т. п. При ином порядке слов подобные двусоставные пред­ложения становятся безличными; ср.: Очень легко узнать об этом. Интересно учиться.
 4. Подлежащее может быть выражено с л о в о с о ч е т а ­н и е м.
 Из таких словосочетаний надо отметить следующие:
 1) Словосочетания, состоящие из существительного в имени­тельном падеже и другого существительного в творительном падеже, соединённого с первым предлогом с, обозначающим совместность.
 П р и м е р ы. Дед с бабушкой шли впереди. (М. Г.) На сол­нышке Полкан с Барбосом лёжа грелись. (Кр.)
 Указанные сочетания рассматриваются как одно целое толь­ко в том случае, когда сказуемое стоит во множествен­ном числе и по смыслу относится не к одному лицу или пред­мету, а сразу к двум.
 2) Словосочетания, образованные личными местоимениями множественного числа мы, вы вместе с другими место­имениями в творительном падеже, которые соединены с первы­ми предлогом с: мы с тобой (в значении “ты и я”), мы с ним. (в значении “я и он”), вы. со мной (в значении “вы и я”), вы с ним (в значении “вы и он”).
 П р и м е р ы. Мы с тобой пойдём в лес за ягодами. Вы со мной поедете в город и т. п.
 3) .Словосочетания, которые состоят из имён числительных количественных (или местоимений-числительных) и имён суще­ствительных при них, обозначающих исчисляемые предметы и поставленных в родительном падеже без предлога: пять чело­век, десять гвардейцев, несколько тачанок и т. п. или с предло­гом из: один из них, двое из знакомых и т. п., например: Пять человек расселись около костра. На лугу паслись две белые лошади. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. Один из всадников размахивал шашкой.
 П р и м е ч а н и е. При приблизительном обозначении количества посред­ством слов около, больше, меньше или предлогов от... до получаются слово­сочетания, в которых и числительное стоит в родительном падеже: около сорока плотников, больше ста книг, от пятидесяти до ста процентов. Тем не менее и эти словосочетания являются подлежащими (отвечают на вопрос кто? или что?): Около сорока плотников занялись починкой моста. Больше ста книг отдано в переплёт. От пятидесяти до ста процентов продукции име­ет Знак качества.
 5. Подлежащее может быть выражено фразеологиче­ской единицей, например: У этого мастера были золотые руки.
 Упражнение 22. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении найдите подлежащее и сказуемое и укажите, какими частями речи они выражены.
 I. 1) З...ря уже давно румянилась на небе: всё возв...щало во...хождение солнца. 2) Бывалые и старые поучали молодых. Стук и рабочий крик подн...мался по всей окружности. 3) Конные ехали, н... отягчая и н... горяча коней, пешие шли резво за возами, и весь табор подвигался только по ночам, отдыхая днём. 4) Н...кто н...чем н... заводился и н... держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана. 5) Всё всполохнулось: кто м...нял волов и плуг на коня и руж...ё и отправлялся в полки; кто прятался, уг...няя скот и унося что только было можно унесть. 6) Все три всадника ехали молч...ливо. Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость. 7) При в...езде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, уд...рявших в двадцати пяти кузницах. 8) Некоторые занимались ремёсла­ми, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуля­ла с утра до вечера. 9) В подобных случаях водилось у запо-
 ро...цев гнат...ся в ту же минуту за похитителями.
 (Н. В. Гоголь.)
 II. 1) Со стороны прибыв далёкой в дремучий лес, орёл с орлицею вдвоём задумали навек остаться в нём. (Кр.) 2) Бросить такую добычу было бы соверше...о н...простительно. (Т.) 3) Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой. (Кр.) 4) И вмиг со всех дворов собак сбежалося с полсотни. (Кр.)
 § 18. Простое глагольное сказуемое и способы его выраже­ния. С к а з у е м о е — второй (помимо подлежащего) главный член двусоставного предложения. Сказуемое обозначает дейст­вие или состояние предметов и лиц, которые выражены подле­жащим: Летит самолёт. Мальчики отдыхали. Сказуемое в дву­составном предложении бывает п р о- с т о е г л а г о л ь н о е и с о с т а в н о е — именное или глагольное.
 Простое глагольное сказуемое — главный член двусоставного предложения, который выражается глаголом в каком-либо наклонении и поясняет подлежащее, например:
 1) Ярко светит солнце. 2) Мы идём к реке. 3) Ты не отставай! 4) Без тебя он заблудился бы.
 П р и м е ч а н и е. Формы будущего сложного времени: буду читать, буду ждать — рассматриваются в предложении как простое сказуемое наряду с формами: читаю — читал, жду — ждал.
 1. В настоящем и в будущем времени сказуемое согласует­ся с подлежащим в лице и числе: Из искры возгорится пламя. (Од.) Я правду всю скажу. (Кр.) Буду петь я и радость и горе. (Ник.) Облака бегут над морем. (Яз.)
 В прошедшем времени и в сослагательном наклонении ска­зуемое согласуется в числе, а в единственном числе — и в роде:
 Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли. (Од.) Звучал булат, картечь визжала. (П.) При хорошей погоде сено давно уже высохло бы.
 В повелительном наклонении сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице: Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (К р.)
 2. При подлежащем, выраженном каким-нибудь неизменяе­мым словом, употреблённым в значении имени существительно­го, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа или в среднем роде: Вот раздаётся “ау” вдалеке. (Н.) Далече грянуло ура. (П.)
 В тех случаях, когда к значению неизменяемого слова, упо­треблённого в смысле существительного, присоединяется ещё грамматический оттенок множественного числа (указывающий на повторяемость фактов), сказуемое может употребляться и во множественном числе: Ваши “завтра” мне надоели.
 3. При подлежащем, выраженном неопределённой формой или числительным количественным, сказуемое ставится в фор­ме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени — в форме среднего рода: Четыре делится на два без остатка.
 Быстро ходить ему не разрешалось.
 § 19. Несогласованное простое сказуемое. Сказуемое может и не иметь форм согласования. Среди несогласуемых форм простого сказуемого, харак­терных главным образом для разговорной речи, надо отметить следующие:
 1. Сказуемое, употреблённое в форме повелительного наклонения:
 а) при выражении пожелания или долженствования, отнесённых к 3-му лицу; Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Гр.) (минуй—“пусть минует”). Им бал, а батюшка таскайся на поклон (Гр.) (таскайся — “должен таскаться”);
 б) при употреблении формы повелительного наклонения в значении со­слагательного: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (Кр.)
 2. Сказуемое, выраженное следующими неизменяемыми глагольными формами: а) формой повелительного наклонения в значении прошедшего вре­мени, например: А я и приди к нему не вовремя. Отец-то мой ему и полю­бись, что прикажешь делать? (Т.);
 б) такими неизменяемыми формами глагола, как хлоп, стук, толк, ча­ще всего имеющими значение прошедшего времени совершенного вида; подоб­ное сказуемое указывает на быстроту и мгновенность действий: Подруга каж­дая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу. (Кр.) В руке сверкнул турецкий ствол, нагайка щелк — и, как орёл, он кинулся. (Л.)
 3. Сказуемое, выраженное глаголом есть.
 Глагол есть употребляется в функции сказуемого в значении “имеется, существует” и при этом в одной и той же форме как при подлежащем в единственном числе, так и во множественном: Есть на Волге утес (т. е. суще­ствует). Есть люди, которые думают иначе, чем ты (т. е. имеются).
 Упражнение 23. Спишите. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое, время сказуемого и в чём оно согласовано с подлежащим. Объяс­ните правописание выделенных букв и слов.
 1) Ясно раздаётся его “тпру, тпру” в близком от нас овра­ге. (Т.) 2) Это “если бы”, отнесённое им к прошедшему, к не­возможному, сбылось. (Т.) 3) Курить в помещении санатория строго запрещается. 4) С Пиладом мой Орест грызутся, лишь только клочья вверх летят. (Кр.) 5) У залива сидели ко мне спиной два старика. (Т.) 6) Шли два приятеля вечернею порой. (Кр.) 7) Нас было девять человек детей. (П.) 8) До меня вёрст пять будет. (Т.) 9) Три взрослых юноши соседних рассуждали. (Кр.) 10) Несколько плотников явились с топорами в руках. (Г.) 11) Ужинает двадцать три человека, из коих восемь ничего не едят. (Ч.)
 24. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите, в чём согласо­вано сказуемое с подлежащим.
 1) Воздух мяг...к, утро блещ...т, и прозрачна синева. (Ога­рёв.) 2) Ветер осенний навод...т печаль. (Н.) 3) Я вид...л небо. Ты не увид...шь его так близко. (М. Г.) 4) Ровно, ровно дыш...т грудь. {Н.) 5) Лунного луча сиянье гасн...т. (П.) 6) Татьяна ропщ...т на ручей. (П.) 7) Вы, Раиса Павловна, лучше о нём забу..те. (Остр.) 8) Ты мне, Павел, вер...шь? (М. Г.) 9) Вы не понима...те шуток. (Ч.) 10) Во ржи дорога стел...тся. (Не.) 11) Все ребята издали смотр...т на меня. (Ис.)
 25. Найдите подлежащее и простое глагольное сказуемое. Укажите, чем выражено несогласованное сказуемое и какое значение оно имеет.
 1) Вам хорошо, а я сына в университете содержи, малых в гимназии воспитывай. (Л. Т.) 2) Когда его [Дикого] обидит такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись. (Остр.) 3) В эту-то Дуняшу и влюбись Аким. (Т.) 4) И точно, не заботься он с утра до вечера о своём пропита­нии — умер бы мой Стёпушка с голоду. (Т.) 5) “Кто смеет оби­жать сироту?—закричал он [Пугачёв].—Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт”. (П.) 6) Чуть низко покло­нись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовёт он [Чацкий] подлецом!.. (Гр.) 7) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. (Кр.) 8) Лег­че тени Татьяна прыг в другие сени. (П.) 9) Вдруг старушка мать шасть в комнату. (Т.) 10) И ноты есть у нас, и инстру­менты есть. (Кр.)
 § 20. Составное именное сказуемое. Связка. Деление сказуе­мых на простые и составные обусловлено различиями в способах выражения лексического и грамматического значения. В простом глагольном сказуемом и лексическое, и грамма­тическое значение выражается одним словом — глагольной формой: Я читаю. Поезд идёт. Коля спал. В именном составном сказуемом грамматическое значение выражено связкой, а лексическое значение — именной частью сказуемого: Отец был высокого роста; Маша казалась расстроенной. В глаголь­ном составном сказуемом основное лексическое значение выра­жается неопределённой формой глагола, а грамматическое и часть лексического—вспомогательным глаголом, например: Мы хотим работать. Он собирается уезжать. (См. об этом § 26.)
 С о с т а в н ы м и м е н н ы м называется сказуемое, которое состоит из именной части (прилагательного, существительного и слов других частей речи) и глагола-связки.
 Г л а г о л – с в я з к а — это слово, указывающее время и на­клонение сказуемого; прошед-шее время: День был жаркий; бу­дущее: День будет жаркий. Отсутствие связки указывает на настоящее время: День жаркий. Такую отсутствующую связку называют нулевой. Сослагательное наклонение выражается связкой был бы: День был бы жаркий, а повелительное — связ­кой будь: Будь справедлив к нему.
 П р и м е ч а н и я. 1. Связку был—буду не надо смешивать с самостоя­тельным глаголом был—буду. Сравните: Он был инженером (был—связка).— Он был в лесу (был — полнозначный глагол, по смыслу близкий к глаголу находиться).
 Самостоятельный глагол быть обозначает существование или присутствие предмета, например: Здесь когда-то леса были (т. е. существовали). Товарищ был на уроке (т. е. присутствовал).
 Связка был — буду никакого другого значения, кроме указания на время и наклонение, не имеет. В предложении Леса были тенистые, дремучие всё содержа­ние сказуемого выражено прилагательными тенистые, дремучие, а были имеет чисто грамматическое значение: указывает на прошедшее время и изъявительное наклонение. О значении других глаголов-связок см. в § 22.
 § 21. Слова, стоящие в именной части составного сказуемого.
 1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Указанные разряды слов в современном русском языке употреб­ляются только в функции сказуемого и другими членами пред­ложения не бывают.
 Сказуемое, выраженное страдательным причастием, иногда имеет собственно страдательное значение — обычно в том слу­чае, когда деятель указан дополнением в творительном падеже: Все сказки были пересказаны мне старой Кириловной. (П.) (Гораздо чаще оно обозначает состояние предмета: Половина из этих полос была уже скошена. (Л. Т.) Окончен мой труд многолетний. (П.)
 П р и м е ч а н и е. Обычно в сказуемом употребляются краткие страда­тельные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида (на -н и -т): Клевер скошен. Рожь сжата. Лён обмолочен. Что касается кратких страдательных причастий настоящего времени, то они встречаются редко (например, у А. С. Пушкина: Нами ты была любима и для милого хранима).
 Время сказуемого, выраженного страдательным причастием, определяется не временем самого причастия, а временем глагола-связки. В предложении Сено скошено употреблено причастие прошедшего времени, а между тем ска­зуемое рассматривается как сказуемое настоящего времени (из-за отсутствия связки).
 Сказуемое, выраженное кратким именем прилагательным, обозначает качественное состояние предмета: Ветер тих. Снежная улица пустынна. Шаги далеко слышны в морозном воз­духе.
 Среди кратких прилагательных надо отметить такие, которые не имеют соответствующих им (с тем же лексическим значе­нием) полных прилагательных, как-то: мал (комната мала), велик (ботинки велики), виден, слышен, рад, должен и др. Такие прилагательные называются п р е д и к а т и в н ы м и.
 П р и м е ч а н и е. Сказуемое может быть выражено наречиями, наречными словами и выражениями, обозначающими состояние, например: Старик не в духе. Дуня уже замужем. Такое сказуемое по значению сближается со сказуемым, выраженным кратким прилагательным, страдательным причастием или даже глаголом, например:
 Яблони были в цвету (цвели).
 Я вне себя (сильно рассержен).
 Все без памяти от её голоса (восхищены её голосом).
 2. Именная часть сказуемого может быть выражена существитель­ными и полными прилагательными в именительном падеже, напри­мер: Москва — столица России. Дорога прямая, ровная.
 Чтобы показать, что данное существительное или прилагательное является сказуемым, а не другим членом предложения, перед ним делается особая пауза (пауза сказуемого); перед паузой голос сильно повышается, а сказуемое (после паузы) произносится более низким тоном, например:
 
 
 
 А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд. (П.)
 Сказуемое, выраженное именем существительным, может обозна­чать, к какому роду предметов принадлежит тот, о котором идёт речь, например: Водород — газ. Золото — металл.
 Сказуемое, выраженное полным прилагательным, обозначает ка­кой-нибудь признак предмета: Лето было жаркое. Река быстрая.
 П р и м е ч а н и е. Перед сказуемым, выраженным именем существительным, на месте паузы иногда употребляется связка есть, обычно в научной речи, напри­мер: Квадрат есть равносторонний прямоугольник.
 Имена существительные и прилагательные при связке был— буду могут стоять как в именительном, так и в творительном падеже, например: Мой брат был лётчик. — Мой брат был лётчиком. Подготовка у него была отличная. — Подготовка у него была отличной. Скоро Варя будет совсем взрослая. — Скоро Варя бу­дет совсем взрослой.
 Прилагательные в роли сказуемого могут употребляться в срав­нительной степени, например: Сталь твёрже железа. Роза кра­сивее астры и т. п.
 Сказуемое может присоединяться к подлежащему посредством сравнительных союзов что, будто, как, точно, например: Горы как пышные складки на богатой одежде земли. (М.Г.)
 3. Кроме существительных и прилагательных, в составе ска­зуемого могут быть и другие части речи, как-то: числительные ко­личественные (при выражении итога): Два да три — пять; место­имения — при выражении принадлежности: Улица — моя, дома — мои (В.М.); при выражении качественной характеристики лица пу­тём противопоставления его другому лицу: Я не ты. Вы не он, вы так не сумеете.
 4. Именная часть сказуемого может быть также выражена сочетанием существительного в косвенном падеже с определяю­щим прилагательным, например: Иван Иванович несколько бо­язливого характера (Г.) (в этом предложении связка опуще­на, ср.: Иван Иванович был боязливого характера).Такие со­четания в указанной позиции синтаксически неразло­жимы: они представляют собой один член предложения, а не два. В других условиях то же сочетание может быть синтакси­чески разложимым; ср.: Его боязливый характер всем известен (характер — подлежащее, боязливый — определение к этому подлежащему).
 Нередко название признака, обозначенного в сказуемом, присоединяется к подлежащему посредством существительных человек, народ, вещь, животное, которые без определяющего их прилагательного не выражают нужного смысла, например: Сергей Михайлович был человек уже немолодой, высокий, плотный. (Л. Т.) Старушки всё народ сердитый. (Гр.) Бал — вещь хорошая, неволя-то горька. (Гр.) Притом пёс — животное умное, сам найдёт себе пропитание. (Т.)
 § 22. Глаголы, выступающие в роли связки.
  В роли связки в составном сказуемом, помимо глагола быть, употребляются следующие глаголы: стать, становиться, делаться, бывать, яв­ляться, казаться, считаться, называться.
 Содержание сказуемого выражается теми существительными и прилагательными, которые стоят при этих глаголах, а глаголы только придают различные оттенки высказыванию (в зависимос­ти от своего значения), например: Перелёт через Северный полюс является величайшим достижением нашей авиации. Условия полёта становились всё более трудными.
 П р и м е ч а н и я. 1.В отличие от связки быть другие глаголы-связки не только указывают наклонение и время, но и имеют значение вида и при­дают различные смысловые оттенки высказыванию; например, глаголы стать, становиться, делаться указывают на возникновение или развитие признака в предмете: Петя стал пионером. Дни стали короче. Мороз становился силь­ней. Дорога делалась всё живописнее и т. п.; глагол бывать указывает на то, что признак обнаруживается много раз: Осенью погода бывает дождли­вой; глаголы казаться, считаться, называться содержат оценку признака с точки зрения его реальности; сопоставьте: Он казался моим другом. Он считался моим другом. Он назывался моим другом. Нсполнозначныи глагол являться близок по значению к связке быть. Он употребляется в деловых и публицистических стилях речи и указывает на наличность признака в предмете, например: Ваше выступление является подлинно партийным. 2. Глаголы-связки отличаются по значению от тех глаголов, от которых они произошли, например: Играющие становятся в круг — здесь сказуемое выражено самостоятельным глаголом становятся, обозначающим “занимают место”. Дни становятся холодней — здесь сказуемое выражено словосоче­танием из глагола-связки становятся и стоящего при нём прилагательного холодней; глагол-связка становятся указывает на возникновение признака в предмете.
 § 23. Творительный и именительный падежи существительного и прила­гательного при глаголах-связках. 1. При глаголе являться имена существительные и прилагательные, входящие в состав сказуемого, ставятся только в творительном йадеже: Приезд отца явился полной неожиданностью. Это известие является для меня удивительным и странным, не заслуживающим доверия.
 2. При глаголах стать — становиться, делаться, оставаться, считаться, ка­заться существительные, входящие в состав сказуемого, в современном языке употребляются только в творительном падеже: Товарищ сделался лётчиком. Брат стал инженером. Почему-то он считался храбрецом.
 Именительный падеж, встречающийся у классиков, совершенно устарел, напри­мер: Шаховской стал посредственный стихотворец. (П.)
 Что касается имён прилагательных, входящих в состав сказуемого, то они при перечисленных глаголах тоже должны ставиться в творительном падеже, хотя имени­тельный падеж у них возможен в значительно большей степени, чем у существитель­ных: От закалки сталь делается более упругой (упругая). День становится все более жарким (жаркий). Весной дороги стали совсем непроезжими (непроезжие).
 Предложения с именительным падежом прилагательного в именной части сказу­емого свойственны преимущественно разговорной речи.
 § 24. Составное именное сказуемое с глаголами, обозначаю­щими состояние или движение.
  Сказуемое может быть выражено словосочетанием, состоящим из глагола, обозначающего состоя­ние или движение (сидеть, стоять, лежать, идти и пр.), и при­лагательного или причастия в именительном падеже или реже в творительном, например: 1) Весь вечер друзья просидели груст­ные и молчаливые. 2) Старик, лежал больной. 3) Брат пришел домой чем-то расстроенный. 4) Она вернулась с курорта окреп­шей и спокойной.
 Глаголы-связки в этих сказуемых сохраняют своё лексическое зна­чение. Оно только несколько ослабляется, потому что глаголы тесно сливаются по смыслу с прилагательными и причастиями (в четвёр­том примере важно не то, что она вернулась, а то, что она вернулась окрепшей и спокойной).
 § 25. Тире между подлежащим и сказуемым.
 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены существительными в именитель­ном падеже и предложение распадается на две части: Москва — столица России. Эвкалипт — дерево. Марс — планета.
 П р и м е ч а н и е. Тире обычно не ставится, когда сказуемое стоит с отрицанием, например: Бедность не порок.
 2. Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире обычно не ставится, за исключением тех случаев, когда на место­имение падает логическое ударение: Я грамотей и стихотво­рец. (П.) Мы с тобой родные братья: я — рабочий, ты — мужик. (Ш к у л ё в.)
 3. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены неопределённой формой глагола: Жить — Ро­дине служить. (Поел.)
 4. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен неопределённой формой глагола, а другой — именительным падежом существительного: Наша за­дача — укреплять Родину. (Н.О.)
 5. Если перед сказуемым, выраженным существительным или неопределенной формой глагола, стоят слова это, это есть, это значит, вот, перед этими словами обязательно ставится тире, например: Учиться как можно лучше — это первая наша задача. Не поехать сейчас — это значит ждать до утра.
 П р и м е ч а н и е. Тире может опускаться, когда сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже, присоединяется к подлежащему посредстцом сравнительных союзов что, как будто, точно и др.: Дoма гoрода точно груды грязного снега. (М. Г.)
 Упражнение 26. Спишите, вставляя пропущенные букпы. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какой частью речи выражено сказуемое? Укажите его наклонение (и время).
 1) е…о душа была согрета приветом друга, лаской дев. Цель жизни нашей для него [Ленского) была заманч...вой за­гадкой. 2) Он был св...детель умилё...ый её младенческих за­бав. 3) Он был любим... По крайней мере так думал он, и был ...астлив. 4) Морозна ночь, всё небо ясно; светил небесных див­ный хор теч...т так тихо, так согласно... 5) В это дело вм...шалея старый дуэлист; он зол, он сплетник, он речист... 6) Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. Н... радо ей лиш... сердце Тани. 7) Замечу кстат...: все поэты — любви мечтательной друзья. 8) Отец её был добрый малый, в прошедш...м веке запоздалый. 9) Она была н... тороплива, н... холодна, н... говор­лива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подр…жательных затей... 10) Жена ж его была сама от Ричардсона без ума. 11) Хоть человек он н…известный, но уж, конечно, малый честный.
 (А. С. П ушкин.)
 27. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Устно укажите, где слово был является связкой и где самостоя­тельным глаголом.
 1) Ночь была свежая и н...подвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриже...ых деревьев, чёрных с одной и сере­бристо освещё...ых с другой стороны. 2) В большой, высокой зале было только две свечи на фортеп...но; остальное простран­ство было полутемно. 3) Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мёрт­вый...
 (Л. Н. Толстой.)
 28. Спишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Подумайте над зна­чением вспомогательных глаголов, объясните правописание выделенных слов и букв.
 I. 1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день. 2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. 3) Дни мчались; в воздухе нагретом уж разрешалася зима; и он не сделался поэтом, не умер, не сошёл с ума. 4) Её сестра звалась Татьяна. 5) Татьяна видит с трепетаньем, ка­кою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражен.
 II. 1) Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туман­ный? Для всех он кажется чужим. 3) Он оставляет раут тесный, до­мой задумчив едет он; мечтой то грустной, то прелестной его встре­вожен поздний сон. 4) Упрямо смотрит он: она сидит покойна и вольна.
 (А.С. П у ш к и н.)
 III. 1) “Я очень любил вашего отца!” — прибавил он ещё тише, и мне показалось, что глаза его стали блестящее. 2) Книги сделались вдруг для меня одним из лучших удовольствий в жизни. 3) Солнце представлялось большим багровым шаром. 4) Отец мой — один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера.
 (Л. Н. Т о л с т о й.)
 29. Прочитайте выразительно каждый пример. Спишите. Подчеркните подлежа­щее и сказуемое; объясните постановку тире.
 1) Париж — столица Франции. 2) Тигр — один из представите­лей семейства кошачьих. 3) Курить — здоровью вредить. 4) Со­здать все условия для плодотворной работы — вот наша первооче­редная задача. 5) В этом городе знать три языка — ненужная роскошь. (Ч.) 6) Будем как солнце, оно — молодое. (Бальмонт.)7) Ведь бросить семью — значит думать только о себе. (Бун.)8) Тишина, ты — лучшее Из всего, что слышал. (Паст.) 9) Чай пить — не дрова рубить. (Посл.) 10) Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (М.Г.)
 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя, где следует, тире. Графичес­ки обозначьте связь между подлежащим и сказуемым (см. § 11).
 I. 1) Оружие на казаке всегда пр...лажено так, чтобы оно н... зве­нело и н... бренчало. Бренчащее оружие величайший срам для каза­ка. (Л.Т.) 2) Так вот я какой человек! Я охотник. Против меня друго­го охотника в полку нету. (Л.Т.) 3) Льгов большое степное село. (Т.) 4) Пр…восходная должность быть на земле человеком: сколько видиш... чуде...ного, как мучительно сладко волнуе...ся сердце в тихом во...хищении перед красотою! (М.Г.) 5) Приятные думы, пёстро оде­тые во...поминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.)
 II. 1) Кремль сердце нашей земли. Кремль не только средото­чие сегодн...шней политической жизни нашей Родины. Кремль это выдающийся музей древностей: он имеет огромное научное
 значение. 2) Грановитая п...лата самая стари...ая постройка Кремля. 3) Оружейная палата хранилищ... драгоценностей и исторических реликвий. 4) Москва самый мног..людный город нашей Родины, один из самых крупных городов земного шара.
 (Н. М и х а й л о в.)
 § 26. Составное глагольное сказуемое.
 С о с т а в н ы м г л а ­г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глаго­ла в неопределенной форме, например: Виктор хочет поступить в институт. Основное лексическое значение составного глаголь­ного сказуемого заключается в глаголе неопределенной формы;
 вспомогательные глаголы, во-первых, вносят значение того или иного наклонения (а в изъявительном наклонении — и времени); во-вторых, они вносят и добавочные лексические значения.
 1. Одни из вспомогательных глаголов: стать, начать—начи­нать, продолжать, перестать — переставать и т. п:— пока­зывают, как протекает действие во времени. Они сочетаются с неопределённой формой глаголов только несовершенного вида:
 он стал петь, начал петь (“запел”); он начинал петь (“запевал”);
 он перестал петь (“умолк”); он переставал петь (“умолкал”). Из примеров видно, что указанные вспомогательные глаголы имеют значение начала или окончания действия, которое обозначено глаголом в неопределённой форме.
 П р и м е ч а н и е. Значение вспомогательных глаголов стать и начать может быть передано в разговорной речи частицами ну, давай: И новые друзья ну обниматься, ну целоваться. (Кр.) И давай пахать землю плугами. (Кр.)
 2. Другие вспомогательные глаголы: мочь, хотеть, намере­ваться, предполагать, стремиться, бояться, уметь и т. п. — выра­жают отношение деятеля к действию, обозначенному неопреде­лённой формой: его желание, способность, умение, возможность, опасение совершить действие, например: Дым расстилался такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться. (Л.) Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли. (Гр.) Указанные глаголы называются модальными глаголами. Они соединяются с неопределённой формой глагола любого вида: как несовершенного (не мог делать, говорить), так и со­вершенного (не мог сделать, сказать).
 Для выражения отношения деятеля к действию, выраженному неопределённой формой, употребляются не только модальные глаголы, но и предикативные прилагательные, как-то: готов. должен, рад, склонен, горазд, способен и др., а также некоторые предикативные существительные: мастер, мастерица, охотник. охотница и т. п. и цельные выражения: быть в состоянии, быть не в силах, не иметь или иметь возможность, иметь или не иметь права.
 П р и м е р ы. Я все готов отдать, чтобы тебя развеселить. (Л.) Мы рады весь изъездить мир. (П.) Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! (Гр.) Не мастерица я полки-то раз­бирать. (Гр.) Он был охотник подшутить. Я думаю: он в состоя­нии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя. (Л.)
 Упражнение 31. Из данных ниже слов образуйте составные глагольные сказуемые. Придумайте фразы с каждым из таких сказуемых.
 Образец. Хотеть, спать.— Дети хотят спать.
 Начать, работать; стать, прислушиваться; стремиться, вы­полнить; мочь, не прийти; стараться, понять; рад, видеть; мас­тер, рассказывать; готов, разреветься.
 § 27. Стилистические свойства форм сказуемого.
 В состав­ном именном сказуемом с выраженной связкой форма твори­тельного падежа существительного более свойственна современ­ному языку, чем форма именительного. Ср.: Он был сыном рабочего.— Германн был сын обрусевшего немца. (П.) Однако иногда для подчёркивания устойчивости признака, постоянной характеристики предмета или лица и в современном языке мо­жет использоваться форма именительного падежа: Пастернак был мастер стихотворного перевода.
 При отсутствии связки в качестве именной части употреб­ляется форма именительного падежа (как существительного, так и прилагательного), например: Его отец геолог. Она доб­рая (ср.: Его отец был геологом. Она была доброй или доб­рая). Творительный падеж при отсутствии связки возможен лишь в разговорной речи, причем только от имен существи­тельных, обозначающих профессию, должность, звание и т. п.:
 Он при штабе связистом. А кто у вас сейчас начальником?
 Существуют такие формы сказуемого, которые характерны главным образом для обиходно-разговорного стиля речи. Это, например, сказуемое, выраженное неопределённой формой гла­гола в несовершенном виде (А царица хохотать, и плечами по­жимать... (П.), повторением глагола (Говорили-говорили ему, а он всё молчит да молчит), глагольными междометиями типа хвать, трах, бац (Лев хвать его за воротник) и др.
 С другой стороны, сочетания некоторых глаголов с отгла­гольными существительными, играющие в предложении роль сказуемого, имеют книжную окраску и свойственны преимуще­ственно книжно-письменной речи: совершить нападение (ср. стилистически нейтральное напасть), принимать участие (ср. уча­ствовать), производить набор студентов (ср. набирать), иметь намерение (ср. намереваться).
 
 § 28. Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
 
 1. В составе подлежащего может быть количественное сущест­вительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом слу­чае сказуемое обычно согласуется с подлежащим в единст­венном числе, если: а) количественное существительное не имеет зависимых (Большинство согласилось с докладчиком);б) количественное существительное имеет при себе зависимое слово, в родительном падеже единственного числа (Большинство собрания согласилось с докладчиком). Сказуемое может быть и в единственном, и во множественном числе, если при слове типа большинство есть зависимое существительное в родитель­ном падеже множественного числа (Большинство студен­тов успело/успели выполнить лабораторные работы).
 Если в предложении каким-либо образом подчеркивается множественность субъектов действия (например, при количест­венном существительном имеется несколько зависимых в форме множественного числа) или указывается на самостоятельность и активность действий каждого из субъектов, то сказуемое со­гласуется с подлежащим по с м ы с л у, т. е. ставится в форме множественного числа, например: Большинство делега­тов и гостей съезда выступили в поддержку этого предложения. Ряд представителей нашего завода принимали участие в раз­личных соревнованиях.
 Если сказуемое находится в составе страдательного оборо­та, то и при указанных выше условиях сохраняется грамма­тическое согласование, т. е. форма единственного числа ска­зуемого: Большинство молодых специалистов направлено на заводы. Ряд вновь прибывших товарищей размещён в новом корпусе.
 2. Вариативность формы числа сказуемого наблюдается и при подлежащем, которое выражено сочетанием числительного с существительным. Ср.: Пришло пять человек.— Пришли пять человек. Десятка два рабочих стояло вокруг.— Работали двад­цать с лишним землекопов. Несколько лошадей стояло в заго­не.— Несколько учеников не сдали экзамена.
 При наличии некоторых факторов может предпочитаться ли­бо единственное, либо множественное число сказуемого.
 Сказуемое имеет форму единственного числа:
 а) если подчёркивается единство или совокупность предме­тов или действий: Туда помещалось сто человек. Строится ещё пять столовых;
 б) при обозначении меры времени, пространства, веса и т. п.:
 Прошло сорок лет. До зачётов осталось десять дней. На ремонт ушло семь килограммов гвоздей;
 в) при составных числительных, оканчивающихся на один:
 Тридцать один студент приехал в летний лагерь; в разговорной речи в этом случае нередко встречается согласование по смыс­лу: Тридцать один студент приехали в летний лагерь;
 г) при словах тысяча, миллион, миллиард: Тысяча солдат отпра­вилась на помощь пострадавшим;
 д) если подлежащее выражено одним числительным: Тридцать не делится на семь.
 Сказуемое имеет форму м н о ж е с т в е н н о г о числа:
 а) если в количественно-именном обороте употреблено так назы­ваемое малое числительное: два. три, четыре (или составное числи­тельное, оканчивающееся на два, три, четыре), двое, трое, четве­ро: Два рослых парня подошли к нам;
 б) если при количественно-именном обороте есть определение, обыч­но в виде слов все, эти, указанные, оставшиеся и под.: Все семь лыжников пришли одновременно.
 В остальных случаях сказуемое возможно в форме как единствен­ного, так и множественного числа. При этом в обиходно-бытовом сти­ле речи преобладает согласование по смыслу, т. е. постановка сказу­емого во м н о ж е с т в е н н о м числе.
 3. Подлежащее может выражаться оборотами типа брат с сест­рой, преподаватель со студентами, старик с собакой. В этом слу­чае сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе, если необходимо указать, что основным производителем дей­ствия является лицо, обозначенное существительным в именитель­ном падеже, а существительное в творительном падеже играет роль дополнения, обозначая лицо или существо, сопутствующее основно­му производителю действия. Например: Брат с младшей сестрой отправился на прогулку. Мать с ребёнком ходила к врачу. Вошёл старик с собакой.
 Если же в предложении подчёркивается самостоятельность дей­ствий каждого из тех, кто обозначен существительными в имени­тельном и в творительном падежах, то сказуемое имеет форму множественного числа: Брат с младшей сестрой воз­вратились с прогулки порознь. Коля с Игорем отправились в поход.
 В случае, если вместо первого существительного в таком подлежа­щем стоит личное местоимение я или ты, то сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе. Ты с Митей пойдёшь дальше, а я с ребятами останусь здесь. (Ср.: Вы с Митей пойдёте дальше, а мы с ребятами останемся здесь.)
 4. Подлежащее, выраженное существительным, может иметь при себе приложение. Обычно род и число приложения не вли­яют на согласование сказуемого с подлежащим: Неподалёку росло дерево саксаул. Журнал “Крестьянка” опубликовал ин­тересную статью. Автомобиль “Жигули” выпускается Волж­ским автозаводом.
 При сочетании существительного, обозначающего звание, профес­сию, должность и т. п., с собственным именем лица сказуемое согла­суется с последним, например: Врач Петрова принимала боль­ных. Новый секретарь Иванова понравилась всем сотрудникам.
 Если подлежащее выражено составным термином типа диван-кровать, библиотека-музей, аэросани-глиссер, то сказуемое обычно согласуется с первым компонентом такого термина (этот компонент чаще всего обозначает более широкое, родовое понятие): В углу сто­ял диван-кровать. Библиотека-музей открыта ежедневно, кроме вторника. Аэросани-глиссер могут развивать скорость до 80 ки­лометров в час. Иногда на выбор формы сказуемого влияет кон­текст, например лексическое значение входящих в предложение слов. Ср.: За вагонами для легкораненых шёл вагон-аптека. (Пан.) — Вагон-аптека имела все необходимые лекарства.
 5. Если подлежащее выражено сложносокращённым словом (аббревиатурой), то возможны разные способы согласования ска­зуемого:
 а) в случае, если аббревиатура склоняется, то сказуемое согласу­ется с ней, как с обычным существительным: Вуз объявил набор сту­дентов;
 б) в случае, если аббревиатура не склоняется, то сказуемое согла­суется с ней так, как оно согласовывалось бы с расшифрованным сочетанием, т. е. с главным словом такого сочетания: ООН (Орга­низация Объединенных Наций) была образована в 1945 году. Роно (районный отдел народного образования) направил молодого преподавателя на работу в деревню. ОРТ (Общественное Рос­сийское телевидение) начало показ нового сериала.
 В разговорной речи подобные аббревиатуры нередко уподобляются (по своему внешнему виду) существительным того или иного рода, поэтому возможны другие формы согласования сказуемого с подле­жащим: ТЭЦ дал ток (ср.: ТЭЦ — тепловая электроцентраль), Роно утвердило инструкцию, ИТАР (Информационное Телеграфное Агент­ство России) заявил и т. п.;
 в) в случае, если аббревиатура иноязычная, сказуемое со­гласуется с подлежащим в среднем роде: НАТО готовилось к оче­редному совещанию. При мысленной подстановке родового слова типа организация, комитет и т. п. возможно согласование сказу­емого с этим родовым словом: ФИДЕ (Международная шахмат­ная организация) рассмотрела состав участников пред­стоящего турнира.
 Упражнение 32. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сказуемое и объясните, чем оно выражено в каждом из предложений. Если сказуемое состоит из нескольких частей, определите значение и роль каждой части такого составного ска­зуемого.
 1) Тут он [Максим Максимыч] начал щ...пать левый ус, пове­сил голову и пр...задумался. (Л.) 2) Стану сказывать я ска...ки, песенку спою. (Л.) 3) Разговор этим кончился, и мы прод...лжали молча и...ти друг подле друга. (Л.) 4) Быть может, волею небес я перестану быть поэтом. (П.) 5) Все стали толко­вать укра...кой, шутить, судить н... без греха, Татьяне прочить жениха. (П.) 6) Спорить с ним я н...когда н... мог. (Л.) 7) Призна­юсь, я н... желаю с ними познакоми...ся. (Л.) 8) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла просну...ся искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать. (Л.) 9) Я был готов любить весь мир,—меня н...кто н... понял: я выучился н...навидеть. (Л.) 10) “Вы бы ему [Ване] пок...зали светлую сторону”.— “Рад пок...зать!” (Н.) 11) Зато и пламе...ая младость н... может ничего скрывать; вражду, любовь, печаль и радость она гото­ва разболтать (П.)
 33. Сложные предложения разбейте на простые; в каждом простом пред­ложении найдите подлежащее и сказуемое; укажите, чем они выражены.
 Мы расположились лагерем в лесу, на берегу большого озе­ра, где было много рыбы. На стоянке у нас горел костёр. Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве, у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Кар­тошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый, вкусный за­пах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
 На этот раз с нами был мальчик. Он первый услышал фыр­канье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы при­тихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тя­нулась к двустволке...
 Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёр­ными пронзительными глазками. Наконец, показалась полоса­тая шкурка.
 Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
 (К. Паустовский.)
 34. В данных примерах замените простое сказуемое составным глагольным. Подчеркните в глаголах -тся,
 -ться.
 Образец. Товарищ согласится на эту работу (хочет).— Товарищ хо­чет согласиться на эту работу.
 1) К утру вьюга успокоится (может). 2) Брат возвратится домой к вечеру (хотел). 3) Мать беспокоится о здоровье ре­бёнка (начала). 4) Экскурсанты вернутся на следующий день (собирались). 5) Это мероприятие удастся (должно). 6) Отря­ды двинутся утром в путь (готовы).
 35. Спишите, правильно согласуя сказуемое с подлежащим. Укажите возможные случаи двоякого согласования — грамматического и смыслового.
 1) Большинство учеников нашего класса (работать) летом в колхозе. 2) Членами учёного совета (были высказаны, был высказан) ряд критических замечаний. 3) В первый день (был
 зарегистрирован, были зарегистрированы) сто сорок один деле­гат съезда. 4) Несколько человек (опоздать) на лекцию. 5) Неза­метно (пролететь) шесть лет. 6) На строительство стадиона (по­трачены, потрачено) семь миллиардов рублей. 7) В эту бутыль (вмещаться) три с половиной литра. 8) Пограничник с собакой (идти) по следу нарушителя. 9) Геолог Терентьева (назначен, назначена) начальником отряда. 10) Газета “Известия” (выхо­дить) ежедневно, кроме понедельника. 11 ) Кресло-качалка очень (удобно, удобна) для отдыха. 12) В прошлом году МГУ (выпустить) несколько сот высококвалифицированных специ­алистов.
 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ
 § 29. Основные группы односоставных предложений.
  Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется о д н о с о с т а в н ы м. Одно­составные предложения делятся на две основные группы: 1) пред­ложения с одним главным членом — сказуемым; 2) предложения с одним главным членом — подлежащим. Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные предложения делятся на две группы: 1) опре­делённо-личные; 2) неопределённо-личные и обобщённо-личные.
 § 30. Предложения определённо-личные.
  О п р е д е л ё н н о – л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами повелитель­ного наклонения (несу, несёшь, несём, несёте, неси, несите). Эти глаголы-сказуемые своими окончаниями ясно указывают на опре­делённое лицо — подлежащее (я, ты, мы, вы), например: 1) Жду от тебя посылки. (Ч.) 2) Придёшь завтра ко мне? 3) Уходим зав­тра в поход. 4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь. (Г.) 5) Вышли мне поскорее посылкой новые платки. (Ч.) 6) Не скучайте. 7) Пой­дёмте в сад.
 Упражнение 36. Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.
 1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Ос­танемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про стра­дания. (Светл.) 7) — Чего стоишь? — сказал он [мальчик] сум­рачно. — Хочу и стою, — сказал Ваня. — Иди, откуда пришёл. (Кат.)
 37. Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.
 1) Шумим братец шумим.... (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной. (Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие но­чи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)
 § 31. Предложения неопределённо-личные и обобщённо-лич­ные.
 Эти два типа односоставных предложений близки друг к дру­гу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и -ч н о е предложение — это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет неопределённый круг лиц. Гла­гол-сказуемое в неопределённо-личном предложении имеет форму множественного числа — прошедшего времени или 3-го лица на­стоящего времени. Например: 1) К. кому-то принесли от мас­тера ларец. (Кр.) 2) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л.Т.) 3) Там под горой пасут овец, одна другой жирнее. (Кр.) 4) Дни поздней осени бранят обык­новенно. (П.)
 О б о б щ ё н н о – л и ч н о е предложение — это простое од­носоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц. Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении име­ет форму 2-го лица единственного числа настоящего или буду­щего времени, например: \)Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Поел.) 2) Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)
 Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его произ­водят. Поэтому они широко представлены, например, в послови­цах и поговорках: Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь. Тише едешь — дальше будешь и под.
 П р и м е ч а н и е. Между неопределённо-личными и обобщённо-личными предло­жениями резкой границы нет. Различаясь формой глагола-сказуемого, они обозначают близкие по характеру действия. Кроме односоставных предложений с указанными выше формами глаголов-сказуемых, к неопределённо-личным и обобщённо-личным предло­жениям относят такие односоставные предложения, в которых сказуемые выражены другими грамматическими формами глагола — формой 1-го лица множественного числа и формами повелительного наклонения, например: 1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред! (П.) 2) Береги платье снову, а честь смолоду. (Посл.)
 3) Не проходите мимо!
 Упражнение 38. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите не­определённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, ка­кими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.
 1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.)
 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встре­ча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона во­дили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут “ваше превосходительство”. (Г.)10) Любишь ката...ся — люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спи­ны. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)
 § 32. Безличные предложения.
  Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе под­лежащего, не сочетается с именительном падежом. Сопоставим два предложения: Небо темнеет. Темнеет уж в долине. Первое предложение личное: в нём говорится о небе (что оно темне­ет). Второе предложение безличное: в нём говорится о дейст­вии, но не указывается, кто его производит.
 1. Сказуемое безличных предложений может быть выражено как безличными формами личных глаголов, так и безличными глаголами. Глаголы при этом имеют форму 3-го лица единст­венного числа или форму среднего рода (также единственного числа) — в обоих случаях без указания производителя дейст­вия, например: Мне не спится что-то. С утра меня лихорадило.
 В предложениях Сеном пахнет; Волной разбило лодку ска­зуемое выражено безличными формами личных глаголов (сопо­ставьте Сено пахнет; Волна разбила лодку, где те же глаголы употреблены в личной форме).
 Многие безличные формы личных глаголов, приобретя но­вое лексическое значение, превратились в отдельные слова — в ;безличные глаголы, например: Вам везёт (о счастье, удаче). Работы хватает (достаточно). Личные формы везёт (Лошадь везёт), хватает (Рыба хватает приманку) — имеют совсем дру­гое значение.
 Наконец, есть безличные глаголы, у которых нет омонимов .среди личных глаголов, например: Смеркается. Светает.
 Сказуемое, выраженное безличными глаголами и безличными формами личных глаголов, может обозначать:
 1. Бытие, существование: Так. было, но так, больше не будет. Я наде­ялся, но вышло иначе.
 2. Явления природы и стихийные явления: Светает! Ах, как скоро ночь минула! (Гр.) А на дворе давно уж побелело. (Гр.) Зажгло грозою дерево. (Н.) На лесопильном дворе горит! (Ч.)
  3. Явления, приписываемые судьбе, року: Не везёт! Угораздило меня прийти не вовремя.
 4. Чувственные восприятия, ощущения: Пахло смолой. С моря несло сырым и солёным воздухом. По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью. (Лесков.)
 5. Состояния организма, часто болезненные: Глаза слипаются, голову клонит вниз. (Ч.) Мой друг, мне уши заложило. (Гр.) В это самое время его знобило и ломало. (Л. Т.)
 6. Психические переживания: Взгрустнулось как-то мне в степи одно­образной. (Кольц.)
 2. Безличное сказуемое часто выражается особой безличной формой глаголов, образуемой от формы 3-го лица или формы среднего рода добавлением суффикса -ся (-сь): не спит — не спится; не верило — не верилось.
 Сказуемое это обозначает различные состояния людей, не зависящие от их воли: Два часа ночи... Не спится. (Л.)
 3. В качестве безличного может употребляться и глагол бы­ло—будет (в значении “имелось”—“имеется”): Работы было недели на две.
 Настоящее время при утверждении обозначается паузой на месте опущенного глагола: Работы — недели на две, а при от­рицании — безличной формой нет: Не было времени.— Нет времени.
 4. Сказуемое в безличных предложениях может быть состав­ным. Составное сказуемое в безличных предложениях мо­жет иметь различные формы:
 1) Составное глагольное сказуемое, например: Заметно ста­ло светлеть. Начинало смеркаться. Мне хотелось спать.
 2) Составное сказуемое, в состав которого входят предика­тивные наречия (можно, должно, надобно, надо, нужно, нельзя, стыдно, боязно, тошно, жаль, пора, грустно, весело, отрадно, тепло, больно, сухо, сыро, холодно, уютно и др.), связка и ча­сто неопределённая форма глагола, например: Было уже тем­но. (Л. Т.) Вам холодно немножко. (Т.) Мне было жаль ста­рика. (Т.) Надо перестраивать всю жизнь. (А. Н. Т.) Нам пора ехать. (А.) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика. (Л.) Жаль было мне рас­ставаться со стариком. (Т.) Жутко было оставаться в потём­ках. (Ч.) О путешествии нельзя было и думать. (Дост.)
 3) Составное сказуемое, в состав которого входит форма среднего рода краткого страдательного причастия (на -но и -то), например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.) Уж послано в догоню. (П.)
 4) Составное сказуемое в вопросительных безличных пред­ложениях, в состав которого входят неопределённая форма гла­гола и вопросительные местоимения или местоименные наречия, например: Как проехать в Сокольники? Кому поручить эту ра­боту? Что теперь делать? Куда деваться от княжон? (Г р.)
 5) Составное сказуемое, в состав которого входят неопреде­лённая форма и неразложимые словосочетания, состоящие из глагола было — будет — есть (в значении “имеется” — “име­лось”) и местоимения или местоименного наречия при нём (было с кем, будет где, есть когда и т.п.), например: Вам будет на что посмотреть и подивиться. (Н. О.) Мне было где перено­чевать. Есть когда мне чаи распивать! и т. п.
 При отрицании в этих сочетаниях появляются отрицатель­ные местоимения или отрицательные местоименные наречия (с частицей не): Мне не к кому было обратиться за советом. Вам нечем будет заняться. При выражении настоящего време­ни глагол есть при отрицательном местоимении или наречии отсутствует: Мне не на кого пенять — сам виноват. (Т.) Неза­чем запираться!
 § 33. Инфинитивные безличные предложения
 С к а з у е м о е б е з л и ч ­н ы х п р е д л о ж е н и й может быть выражено одной неопределённой фор­мой, без всяких вспомогательных слов. Безличные предложения с таким ска­зуемым обычно употребляются в разговорной речи. Высказывание их сопро­вождается особой выразительной интонацией. Сказуемое, выраженное неоп­ределённой формой, .обозначает: 1) неизбежность действия: Быть грозе ве­ликой (П.); 2) необходимость действия: Не упрямься, душенька! Теперь-то себя и показать! (Фонвизин.); 3) сильное желание: Ещё одну минуту ви­деть её, проститься с нею, пожать ей руку (Л.); 4) невозможность действия (выраженного неопределённой формой глагола с отрицанием не): Не на­гнать тебе бешеной тройки! (Н.) Никогда тебе этого не сделать! 5) возмуще­ние, негодование: Шутить, и век шутить! Как вас на эта станет! (Гр.); 6) ка­тегорический приказ: Молчать! Встать!
 В соединении с частицей бы неопределенная форма передает все оттенки сослагательного наклонения, как-то: возможность действия: Быть бы дождю, кабы не ветер; желательность действия: Эх, и мне бы туда поехать.
 Упражнение 39. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите без­личные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выра­жено.
 1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печо­рин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними — только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав…ся. 8) Когда отец воз­вратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.
 (М. Ю. Лермонтов.)
 § 34. Типы безличных предложений.
 Укажем несколько ти­пов безличных предложений с точки зрения характера их по­строения.
 1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое которых не связано ни с каким лицом или предметом, не требует дополне­ния: Уже рассветало. (П.) Уже совсем стемнело и начало хо­лодать. (Т.) На лесопильном дворе горит. (Ч.)
 2. При изображении стихийных явлений употребляются и такие безличные предложения, сказуемое которых выражено переходным глаголом с прямым дополнением и сопровождается другим дополнением в творительном падеже: Всё небо заво­локло серыми тучами. (Герц.) Зажгло грозою дерево. (Н.) Бурею корабль разбило. Как видно из примеров, действующий предмет в этих предложениях известен (тучи, гроза, буря), но он понимается как орудие стихийной силы и обозначается фор­мой творительного падежа.
 Переносно предложения с таким же построением употреб­ляются при изображении острых и сильных переживаний чело­века: Меня словно обухом ударило. (Ч.) Как ножом по сердцу полоснуло меня. (Л. Т.) Меня так и проняло страхом. (Г.)
 3. При изображении таких состояний, источник которых не­известен, употребляются безличные предложения со сказуе­мым, выраженным переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает лицо, охваченное данным состоянием: Меня знобит. С утра старика лихорадило. Меня взорвало. (Т.) И как это тебя угораздило! (Ч.) Такого же типа предложения с переходным глаголом употребляются при изображении действий, субъект которых неизвестен: Тарантас толкнуло: Лаврецкий выпрямил­ся. (Т.)
 4. При описании различных ощущений, вызываемых внеш­ней причиной, могут употребляться безличные предложения, сказуемое которых выражено непереходным глаголом и сопро­вождается дополнением в творительном падеже. Это дополне­ние указывает причину, источник, производителя данного со­стояния: Издали тянуло тихим и мягким теплом. (Т.) В раскры­тые окна пахло хвоей. (А. Н. Т.) Изо ржи, словно из печи, то­же теплом обдаёт. (Н.)
 5. Очень широко распространены безличные предложения, сказуемое которых сопровождается дополнением в дательном падеже. В подобных предложениях рисуются состояния лиц, не зависящие от их воли: Мне не спится. Дома ему не сиделось. Мне что-то взгрустнулось. Мне грустно поневоле. (П.)
 6. Дополнение в дательном падеже употребляется и в тех безличных предложениях, которые обозначают необходимость действия; сказуемое в этом случае бывает выражено сочетани­ем модальных слов типа надо, нужно, следует, надлежит с не­определённой формой глагола, например: Нам надо работать. Вам следует поторопиться. Личному составу надлежит быть в полной боевой готовности.
 7. Совершенно особую конструкцию представляют безлич­ные предложения с дополнением в родительном падеже. Они бывают двух видов:
 1) При выражении отрицания. Сопоставьте: в утвердитель­ной форме: Слышался какой-то шум, в отрицательной: Не слы­шалось никакого шума; в утвердительной форме: Была возмож­ность поехать, в отрицательной: Не было возможности поехать;
 в утвердительной форме: У меня есть время, в отрицательной:
 У меня нет времени. Подобные отрицательные предложения обозначают полное отсутствие предмета или явления.
 2) При выражении утверждения. Всё предложение имеет количественно-оценочный характер, а дополнение в родитель­ном падеже обозначает целое, из которого берётся часть: Хлеба нам хватит до конца экскурсии. Каши осталось на двоих.
 Упражнение 40. По образцам замените личные предложения безличными (письменно).
 Образец. Я хочу изучать историю Москвы.—Мне хочется изучать ис­торию Москвы.
 1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.
 Образец. Снег занёс все дороги.— Снегом занесло все дороги.
 1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо за­тянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.
 Образец. У меня есть лыжи.— У меня нет лыж.
 1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У ме­ня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.
 41. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).
 1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит... . (Кор.) 3) Уже смер­калось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дох­нул сентябрь — и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.
 § 35. Назывные предложения — это односоставные предло­жения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например: Зима. Крестьянин, торже­ствуя, на дровнях обновляет путь. (П.) Голубые пригорки не­забудок. Жёлтые поля свербигуса. Пчела серо-чёрная гудит, и вьётся, и впивается. (Л. Т.) Назывные предложения произно­сятся с особой интонацией.
 Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следова­тельно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные личные предложения со сказуе­мым было или будет: Зима (назывное предложение). Была зи­ма. Будет зима (двусоставные личные предложения).
 Назывные предложения часто встречаются в художествен­ных описаниях. Они придают речи сжатость и выразитель­ность:
 Шум, хохот, беготня, поклоны,

<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу